В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Интегрированный урок истории и географии "Семь чудес России"

Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»






Интегрированный урок


«Семь чудес России»


История - география






Авторы-составители

(соавторы)

учитель истории: Шкровская Инна Николаевна,

учитель географии: Ивлева Юлия Анатольевна.




















г. Омск - 2012



Пояснительная записка


Данная разработка подготовлена в соавторстве двумя преподавателями Казённого общеобразовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»


а) Шкровская Инна Николаевна, учитель истории.

б) Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»


а) Ивлева Юлия Анатольевна, учитель географии.

б) Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»


в) Интегрированный урок «Семь чудес России». История - география

d) Данный урок разработан с целью расширение  представлений  о  многообразии  культурных и исторических  достижений России через различные  источники  информации. На занятии ярко прослеживается интеграция различных школьных предметов, таких как история и география, воспитываются патриотические чувства к красоте природы и могуществу духа своей Родины. Развивается познавательная активность, общекультурный кругозор и тематический словарь детей со слуховой депривацией, что является одним из условий успешной социализации детей инвалидов по слуху.

Данное мероприятие проходило апробацию на уроках истории и географии в 7-8 классах. Из анализа реакции детей можно сделать вывод, что данные материалы (особенно Презентация) будут интересны ребятам разных возрастных категорий. Материалы можно использовать и во внеклассных мероприятиях общеобразовательных школ. Данная разработка может стать стимулом для развития дальнейшей исследовательской деятельности учащихся.

Урок проходит в сопровождении Презентации.

(38 слайдов. Слайды меняются по щелчку)









Конспект занятия

Тема урока: Семь чудес России.

Цель:

познакомить слабослышащих учащихся с историческими, культурными и природными чудесами современной России.

Задачи:

Обучающая: сформировать и углубить знания учащихся об особенностях историко-культурных объектов на территории России, учить интегрировать знания из различных областей наук.

Развивающая: развивать познавательный интерес; совершенствовать знания и умения самостоятельной работы с информационными источниками и картами.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства гордости за свое Отечество.

Коррекционная: работать над пополнением тематического словаря и правильным произношением детей со слуховой депривацией.


Форма проведения: урок-семинар, мультимедийное путешествие.

Возраст учащихся: 7-8 класс (коррекционной школы)

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, физическая карта Российской Федерации, карточки с фотографиями «чудес Росси», таблички с названиями «чудес России», магниты, раздаточный материал по числу учеников (карты России в формате А-4, тестовые задания)


Ход занятия.


I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, садитесь, настраиваемся на работу.

У нас сегодня урок необычный урок, мы проводим урок-семинар и отправимся в виртуальное путешествие по городам России, остановимся в самых интересных местах нашей прекрасной Родины.


Слайд 2

  • Цель нашего урока: познакомиться с семью историческими, культурными и природными памятниками России.

  • Мы будем: развивать познавательный интерес к различным историко-культурным и природным объектам на территории России.

  • Мы будем: совершенствовать знания и умения самостоятельной работы с проверочными материалами, информационными источниками и картами.

  • Мы будем: работать над пополнением тематического словаря и следить за правильным произношением трудных слов.


II. Новый материала

Слайд 3

Учитель: В 2008 году газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» проводили конкурс «Семь чудес России». Выборы семи “чудес России” происходили через SMS и интернет голосование. В нем приняли участие около 26 миллионов человек. В редакцию газеты, так же пришло очень много писем от населения страны с предложениями «кандидатур» и были выбраны самые лучшие «Семь чудес России».

12 июня 2008 года в День независимости России на Красной площади были объявлены победители конкурса.

Лучшими стали: Храм Василия Блаженного (по другому его называют Покровский собор), дворцово-фонтанный комплекс Петергоф, мемориальный комплекс в городе Волгограде « Родина-Мать», самое глубокое и чистое озеро в мире, расположенное на территории России – озеро Байкал, столбы выветривания на плато Мань-Пупу-нёр (республика Коми), самая высокая гора России – гора Эльбрус и чудесное место на Камчатке - Долина гейзеров.
(Учащиеся хором читают на доске таблички с названиями «Семи чудес России»)


Учитель: Ребята, а какое было домашнее задание?

Ученик: Надо было самостоятельно подготовить сообщения о чудесах России.

Учитель: Итак, начинаем наш семинар и путешествие! Кто подготовил сообщение о Храме Василия Блаженного?


Слайд 4, 5,6

Ученик: Храм Василия Блаженного был построен по приказу Ивана Грозного в 1560 г в честь военной победы – взятия Казани. По легенде это храм строили архитекторы Барма и Постник. Ивану Грозному так понравился этот храм, что он повелел выколоть им глаза. Царь считал, что незрячие мастера никогда не смогут повторить столь великолепный храм.

Этот собор состоит из 9 разных церквей, помещённых на одном основании. В храме захоронены останки «святого человека» нищего Василия Блаженного, от его имени возникло народное название собора.


Слайд 7

Учитель: (Вопрос классу) В каком году был построен храм Василия Блаженного?

(Ответы детей)

Работа с картой.

Учитель: Надо подойти к карте и показать место расположения «Чуда №1». На точку на карте прикрепляется небольшая карточка с фотографией Храма.

(Желающие ученики выходят для работы с картой)

Слайд 8

Ученик: Петергофские фонтаны:
«Солнце», «Ева» и «Адам»…
Изогнув златые станы,
«Нимфы» воду льют к ногам.

От восторга обмирает,
Кто однажды видел сам,
Как друг друга обгоняя,
Струи рвутся к небесам.
(из поэтического цикла «Пушкинские места» Елена Егорова)

Учитель: Из Москвы мы отправляемся в Санкт-Петербург, здесь вас ждёт прекрасный дворцовый комплекс - Петергоф.

Слайд 9,10,11,12,13

Ученик: Недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива Балтийского моря, находится город Петергоф. Петергоф был построен как загородная резиденция Петра I. На территории Петергофа располагаются дворцы, парки, фонтаны, музеи.

Здесь когда-то действовала мастерская по обработке мрамора и часовой завод. На территории Петергофа есть многочисленные фонтаны-шутихи, которые задуманы как ловушки замечтавшихся посетителей.


Учитель: (Вопрос классу) Кто запомнил, на берегу какого залива был построен Петергоф? (Ответы детей)


Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой город Санкт-Петербург)

Учитель: Сейчас, прошу вашего внимания! Мы отправляемся на берега реки Волги в город-герой Волгоград (Сталинград). Здесь расположен памятник героям Великой Отечественной войны. В память о Сталинградской битве и первой великой победе советских солдат над грозным врагом, положившей начало краху завоевательным планам Гитлера, установлен мемориальный комплекс с величественным памятником «Родина-мать»


Слайд 14

Ученик: На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна. (Виктор Боков)


Слайд 15

Ученик: Историко–мемориальный комплекс «Мамаев курган» - это насыпной курган в городе Волгограде, высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. От подножия кургана до его вершины ведут 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.


Слайд 16

Ученик: «Родина-Мать зовёт!» - так называется центральная скульптура комплекса. Высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота «Родины-Матери» – 85 метров (вместе с мечом) Общий вес монумента – 8 тысяч тонн. В правой руке женщина держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.


Учитель: (Вопрос классу) Ребята, скажите, сколько дней длилась Сталинградская битва, сколько ступеней ведет на вершину кургана? (Ответы детей)

Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой с фотографией монумента «Родина-Мать» город Волгоград)


Слайд 17

Учитель: Давайте, теперь перенесёмся почти через всю страну и попадём в далёкий, таёжный карай, на берега озера Байкал, которое по праву модно назвать Чудом России. Это наше «чудо №4».

Ученик: Жемчужина мира - чудесный Байкал, 
Ты взоры людей уж давно привлекал,
Глубины твои и прозрачность их вод,
Весь мир покорили на сто лет вперед!
Прекрасны восходы, красивый закат,
Волны бирюзовой шуршащий накат,
Здесь люди добрее и чище душой,
Они молодеют, встречаясь с тобой!
(Дрюккер В.)


Слайд 18,19,20

Ученик: Озеро Байкал – это самое древнее озеро на Земле, оно существует уже 25 миллионов лет. Глубина Байкала до 1640 метров. В озеро впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает из него только одна река - Ангара. Озеро Байкал имеет чистую прозрачную воду. Зимой озеро покрывается льдом.

Слайд 21,22

Ученик: На Байкале обитает множество видов животных и растений, из которых 70% это – эндемики. Эндемики – это биологические виды, представители которых обитают на ограниченной территории. Так к знаменитым эндемикам озера относится тюлень - байкальская нерпа, рыбка – голомянка. Эта рыбка, не имеющая чешуи, она розовато-белая, состоит из жира. Жир используют в лечебных целях. В озере обитает рыбы: хариус, байкальский омуль, сиг.


Слайд 23,24

Берега Байкала заняты тайгой. В тайге обитают различные животные: кабарга, соболь, лось, лисица бурундук.

Учитель: (Вопрос классу) Ребята, скажите, каких животных называют эндемиками? (Ответы детей)

Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой озеро Байкал)


Слайд 25,26

Учитель: Пятое чудо природы нашей страны - это геологический памятник расположенный на территории Троицко-Печерского района Коми, между реками Ичотляга и Печора.


Ученик: Столбы выветривания находятся в Республике Коми. Всего семь столбов высотой от 30 до 42 метров. Когда-то, несколько миллионов лет назад на их месте стояли высокие горы. Постепенно из-за дождя, снега мороза, жары и ветра мягкие породы гор разрушались - выветривались и вымывались водой, а твёрдые разрушались меньше, сохранившись до наших дней.

Столбы - это останцы древних твёрдых горных пород (метаморфических сланцев). Столбы образовывались в течение 200 миллионов лет с помощью морозного выветривания.


Учитель: (Вопрос классу) Ребята, как называется выветривание, с помощью которого и образовалось это чудо природы? (Ответы детей)

Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой расположение Столбов)


Слайд 27

Учитель: Если двигаться на юго-запад через Восточно-Европейскую (Русскую) равнину, то мы попадаем на Кавказ, где нас ждёт шестое чудо – это гора Эльбрус!


Слайд 28

Ученик: Эльбрус - двуглавая гора на Кавказе. Самая высокая точка России и Европы, высотой 5642 метров. Название происходит от иранского слова Альборс, что означает «блестящая гора».


Учитель: (Вопрос классу) Ребята, как запомнил высоту Эльбруса?

(Ответы детей)

Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №6» горы Кавказа)


Слайд 29

Учитель: Вот и осталась наша последняя остановка в таинственной долине гейзеров на полуострове Камчатка. Кто подготовил сообщение об этом чуде?


Слайд 30

Ученик: Ученые геологи открыли на Камчатке –Долину гейзеров. Гейзер – это фонтан горячей воды и пара, вырывающийся из-под земли. В долине более 20 крупных гейзеров. Самый большой гейзер «Великан» во время извержения выбрасывает до 30 тонн кипятка.


Слайд 31

Есть гейзеры, которые фонтанируют каждые 10-12 минут, другие один раз в 4-5 часов. Один из самых красивых гейзеров называется «Сахарный», он извергается каждые 2-3 минуты, а гейзеры «Факел» и «Вечный фонтан» работают почти непрерывно.


Учитель: (Вопрос классу) Ребята, на каком полуострове находится Долина гейзеров? (Ответы детей)

Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №7» полуостров Камчатка)

III. Актуализация знаний.

Слайд 32

Учитель: Давайте ещё раз посмотрим на слайд и назовём «Семь чудес России»!

У вас есть чувство гордости за свою большую и очень красивую страну?

(Учащиеся говорят названия семи чудес России.)

Учитель: Ребята, вам было интересно готовится к семинару, вам понравились выступления ваших товарищей?

Чтобы полностью решить задачи нашего семинара, давайте выполним задание на закрепление.


Слайд 33

Задание №1

Работа с раздаточными картами (формат А-4) (время выполнения задания 3 мин.)

(Правила. На полях карты помещены маленькие фотографии семи культурно-исторических и природных чудес России. У каждой фотографии стоит цифра, на карте белые кружочки обозначают место, где находится тот или иной памятник. Задача ученика– найти на карте место, где должно находится каждое «Чудо» и поставить цифру, какая стоит на его фотографии.)

Учитель: Ребята проведите взаимопроверку и подпишите и сдайте карты.


Слайд 34

Задание №2

Проверочное тестирование.

1.В каком году был построен Храм Василия Блаженного?

А) 1555 - 1560г.,

Б) 1600 - 1605г.,

В) 1707- 1709г.


2.При каком царе и когда был задуман Петергоф?

А) При Иване IV Грозном в 1534 г.,

Б) При Екатерине II в 1762 г.,

В) При Петре I в 1714 г.

3.В память, о каких событиях был воздвигнут монумент «Родина–Мать»?

А) В память о Куликовской битве,

Б) В память об Отечественной войне 1812 г.,

В) В память о Сталинградской битве 1942-1943г.


4.Какое озеро имеет самую прозрачную и чистую воду в мире?

А) Чудское озеро,

Б) озеро Байкал,

В) озеро Тенгиз.


5. Где находятся Столбы выветривания?

А) В Омской области,

Б) На Кавказе,

В) В Республике Коми.

6.Какова высота горы Эльбрус?

А) 5642 м.,

Б) 4302 м.,

В) 7700 м.


 7.Что такое гейзер?

А) Вулканическое озеро,

Б) Фонтан горячей воды и пара,

В) Это потухший вулкан.


Учитель: Подпишите и сдайте тесты на проверку.


IV. Подведение итогов


Слайд 35

Учитель: Давайте вспомним цель нашего занятия: «Познакомиться с историческими, культурными и природными памятниками России».

Как вы считаете, мы достигли нашей цели? (Ответы ребят)


Слайд 36

В итоге занятия давайте заполним таблицу на доске и разделим наши «чудеса» на две группы «Культурно-исторические чудеса России» и «Природные чудеса России»

(Ребята по очереди берут карточки с названиями «чудес» и прикрепляют их н доску в две колонки)


Слайд 37

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Урок окончен. До свидания.




Примерный список интернет источников.


http://www.epochtimes.ru/content/view/40198/8/

http://www.russia-miracles.ru/

http://www.turism.irnd.ru/page414.html

http://www.mandalay.ru/7-chudes-rossii-itogi.html

http://www.tomovl.ru/painting.htm

http://lifeglobe.net/blogs/details?id=415

http://ru.wikipedia.org

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров