В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Классный час Душевный свет Христова Рождества

Классный час Душевный свет Христова Рождества

Ольга Онькова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 8590 комментариев: 1
Краткое описание
В соответствии  с  «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.»  в учебно-воспитательном процессе необходимо реализовывать  основные цели: привлечение  учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно–нравственных ценностей, накопленных поколениями, возрождению духовно – нравственных, культурных  и национальных русских традиций.  
Описание
Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение
Сокурская средняя общеобразовательная школа
Мошковского района Новосибирской области.
Душевный  свет  Христова Рождества

Классный  час для учащихся 5 – 6 классов
Онькова Ольга Владимировна,
учитель физики-математики высшей квалификационной категории
МКОУ Сокурская СОШ
Задача совершенствования системы образования всех ступеней в Российской Федерации  предусматривает воспитание: политическое, экономическое, патриотическое  и нравственное; формирование гражданских качеств личности. Цели воспитания определяют реформирование различных сфер общества, а также становление демократического, правового и социального государства. Духовно-нравственная составляющая, наряду с остальными, делает воспитательную работу особо значимой для общества. 
Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, духовно-нравственные  люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, отмечалось в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»
Свою роль в  практическом приложении модернизации духовно-нравственной составляющей системы образования я вижу в реализации в учебно-воспитательном процессе целей: привлечение  учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно–нравственных ценностей, накопленных поколениями, возрождению духовно – нравственных, культурных  и национальных русских традиций. 
Классный час проводится в два этапа: первый – подготовительный, просмотр презентации, где учащиеся знакомятся с праздником и его особенностями, читают подготовленные заранее стихи. В конце первого этапа дети рисуют своё видение праздника, поздравительные открытки для своих родственников. Второй этап – основной, на котором раскрывается полное содержание материала о таком тёплом, красивом, важном для людей, празднике Христова Рождества.
Перечень  дополнительных материалов:
Методика: конспект занятия, методическая разработка.
Ресурсы: презентация.
Список используемых информационных ресурсов: Интернет-ресурсы.
СОКУР 2012
Ход занятия
I. Вступление
Учитель:(начинаю классный час со стихотворения Бориса Пастернака «Рождественская звезда»):
Светло. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей  рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда
Рождества.
— Ребята, давайте немного поговорим о содержании этих замечательных строк (анализируем, обсуждаем содержание стихотворения). На основе наших рассуждений как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем классном часе?  Правильно, о традициях и  праздниках русского народа. Я уже говорила вам, ребята, что наша древняя матушка–Русь богата своими традициями. На своих классных часах в течение учебного года мы с вами будем говорить  о различных интересных праздниках нашего государства. И  праздник, о котором я предлагаю поговорить, это праздник Рождества Христова. Поделиться информацией об этом празднике я приглашаю древних мудрецов-философов, историка и астролога, современных диетолога и психотерапевта, бабушку Матрёну и дедушку Митрофана, русских девушек-красавиц.
II. Основная часть занятия.

Историк:Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Значение этой святой ночи появления в наш бренный мир Младенца Иисуса столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник был особенно любим. Во всём мире говорят, что в России Рождество отмечают не так, как в остальных христианских странах.
Древний мудрец 1:  Мы вам поведаем об истории Рождества Христова.
Древний мудрец 2: Из Рима, от императора,  пришел приказ — переписать всех людей Палестины. Каждый житель к назначенному дню должен был явиться в город, откуда начался его род.
Древний мудрец 1:
Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем. К тому времени, когда вдали показались маленькие домики Вифлеема, Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В город для переписи собралось слишком много людей. Все дома были уже заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра. В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца без мук и страданий, сама спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере и его согревали своим дыханием Иосиф, Вол и ослица. Так совершилось великое в мире событие — рождение Спасителя.
Астролог:
Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы – мудрецы,
изучающие звезды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда и поняли, что ожидаемый Мессия родился.
Древний мудрец 2Иудейскому  царю Ироду было предсказано, что конец его царствования придет тогда, когда родится миру Спаситель. Поэтому он, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце, чтобы потом   убить его.
Астролог: Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.
Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели Мать и Младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки:  золото как царю (в виде дани), ладан  как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну как человеку, который должен впоследствии умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами).
Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду. Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет.
 А Ирод в Иерусалиме не дождался волхвов и решил, что они ошиблись — младенец не родился, и успокоился.
Древний мудрец 1:  Рождество — день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.
Историк:Рождество – это великий день всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские.
Ребятки, а знаете ли вы, как готовились  к Рождеству на Руси? С этим фактом вас сейчас ознакомит диетолог.
Диетолог:Рождество православная семья  ждала  весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились. Христиане, как говорят сейчас, вели здоровый образ жизни. На ужин подавались постные, или, как сейчас говорят, вегетарианские блюда: вареники, запеканки, овощи, разрешалась также рыба. Кто побогаче – ели белугу, осетрину, судака; кто победнее — селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы.
Зато на рождество все ели свинину. В мясных лавках наваливали до потолка, словно бревна, мороженых свиней. Окорока, обрубленные к засолу, лежали рядами. К рождеству в город шил обозы со свининой, поросятами, гусями, индюками, рябчиками, тетеревами, глухарями. Торговали прямо с саней — без веса, на глаз. Перед Рождеством, за три дня, на рынках, на площадях стояли леса елок.
Историк:В крестьянском быту подготовка к Рождеству Христову велась и накануне праздника. К рождественскому сочельнику хозяйки тщательно прибирали избы и горницы: мыли, белили свое жилище; завершали варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний и приготовление пищи и сдобной выпечки как для разговления  после рождественской литургии, так и для угощения гостей. Старики в сочельник отдыхали, а остальные домочадцы старались закончить все работы к обеденному времени, чтобы засветло успеть сходить в баню.
 В Сибири эта баня называлась «княжой» и приготовлялась женщинами. Встречать праздник Рождества Христова было принято в новой одежде, что отразилось в известной поговорке: «На светлой  рубаха хоть плохонька, да белехонька: к Рождеству хоть сурова, да нова».
Входит бабушка Матрена: Ой, ребятушки! А я должна вам сказать, что не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, одного  из молодых людей наряжали  в шкуру животного, а другие сопровождали его палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом – этим самым  исполнялся обряд изгнания нечистой силы. А когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: «Бог, благослови дом и все, что в нем, — скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии — мясо, одежда, постели и здоровье!» А после этого требовали с хозяев гостинцев за свою «работу», и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких — обязательно поленницу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут. Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали. Какое времечко прекрасное было!
Историк:Во всём мире говорят, что в России Рождество отмечают не так, как в остальных христианских странах. Католическое рождество отмечается в декабре, а православное – только в январе. Поэтому рождественские подарки в России дети и взрослые получают на две недели позже. На Руси Рождество всегда было связано со многими традициями и обычаями, но после 1918 года они были почти забыты. Празднование Рождества тогда было запрещено, и осталось только празднование Нового года.
Однако в последние годы православное Рождество в России отмечается достаточно широко, и смысл этого праздника понимает всё больше людей. В этот день люди радуются, вспоминая рождение Христа – снисхождение и единение Бога с человеком, как говорит нам церковь.
Дедушка Митрофан: Ребятушки! А посмотрите-ка вы под скатерки. Что необычного вы там заметили? Да, вы видите там солому. А кто из вас знает, почему соломку под скатерть постелили? А-а, не знаете. Так я вам расскажу.
На  Руси на Рождество стол украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. О-о-о! Под столом специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за ним, по очереди ставили ноги на этот предмет. Таким образом, люди хотели сохранить своё здоровье в течение всего года – ведь железо считалось символом крепости и прочности. И вы, ребятушки, поставьте свои ножки на металлические прутики, укрепите тем самым своё здоровье.

Бабушка  Матрена: Ой, дорогие мои! А как  в старые времена на Рождество и после него, на святочной неделе, все гуляли, играли и веселились! Больше всего любили наряжаться и разыгрывать представления. Любо-дорого было посмотреть! Посмотрите и вы, уважаемые, небольшое представление, которое подготовили наши ребятушки, ученики 5 б класса.
МИНИ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
Сценарий игры «Кузнец»:один из молодых людей наряжается кузнецом, мажет лицо сажей, берёт огромный молот – деревянный, и ходит по домам, с компанией таких же парней, переодетых и загримированных «стариками».
Кузнец предлагает тем девицам, которые достигли старшего возраста – «на выданье», «перековаться» – сделать их моложе. Девушки отказываются, и тогда он показывает, что не шутит – перековывает «стариков», которые пришли с ним, в молодых парней. Большую лавку накрывают покрывалом, и туда по очереди залезают «старики», а вылезают – молодые.
Когда девушек таким способом «убеждают», что кузнец действительно волшебный, он начинает «ковать» им подарки. Однако, чтобы получить подарок, нужно поцеловать кузнеца — девушки пачкаются сажей, и все при этом веселятся.
Психотерапевт:  Ребята! А я должна вам сказать, что в старые времена  популярными были и такие игры, как «молчанка», «фанты» и многие другие. Как видим, в старину большинство игр были направлены на то, чтобы снять у молодых людей психологические комплексы – как сказали бы сейчас.
Входят три девушки в русских костюмах.
1 девушка:А мы расскажем вам о гаданиях в Рождество, как традициях, прошедших сквозь время.
Самым  популярным занятием в Рождество были гадания. Гадания были тем увлекательнее, чем больше в них было элементов мистических и даже пугающих: ведь чаще всего гадали юные девушки, а в таком возрасте испугаться непонятного и неизведанного очень легко. Чаще всего гадали на воске: лили в чашу с водой расплавленный воск или просто наклоняли свечу, чтобы капли падали в воду. В воде образовывались разные замысловатые фигуры, их вытаскивали, и по ним предсказывали будущее.  (Показывает, как это делается).  Например, если получались не только большие фигуры, а множество маленьких круглых капель, то это считалось хорошей приметой — будут водиться деньги.
Что касается больших фигур, то их истолковывали по-разному.  Например, фигура, напоминающая яблоко, означала здоровую и мудрую жизнь, была символом благополучия. Чем более ровным и красивым было яблоко, тем лучше. Яйцо, напротив, обозначало опасение и страх, однако могло быть и символом нового начала. Гриб означал долголетие, энергию и успех в жизни, а виноград – удачу, достаток в доме и любовь.
2  девушка:Гадали также на кофейной гуще. (Показывает на примере кофейной гущи в своей чашке). Когда выпивали кофе, чашку накрывали блюдцем, и несколько раз быстро переворачивали. Гуща образовывала на дне различные очертания, по которым гадали и предсказывали будущее. Крест предполагал, что придётся терпеть; собака обещала встречу с другом; венок сулил славу; дом был символом изобилия.
3 девушка: Гадают на Рождество и на пепле. На тарелке сжигали смятый лист бумаги, и оставляли пепел нетронутым. Зажигая свечку, подносили её к кучке пепла так, чтобы на стене оставалась тень – получался своеобразный теневой театр. (Показывает на конкретном примере).  По этой тени и гадали о том, что ожидает в будущем. Так, если девушка видела очертания дворца или замка, это означало, что она скоро выйдет замуж.
Бабушка Матрёна: А мы  с дедом   расскажем еще немного  о некоторых рождественских приметах и традициях.
Когда Рождество приходилось на воскресенье, то ждали обильного и урожайного лета, а если на понедельник, тоже неплохо – жди доброй зимы и мокрой весны – всё равно к урожаю. Тёплый день на Рождество к богатому урожаю, таяние снега и капель – к урожаю гречихи, а метель – пчёлы роиться будут. Как видим, всё опять к прибыли и доходам. И к тому же – звёздное небо, означающее, что скот будет плодиться, и будет богатый урожай ягод.
Дедушка Митрофан: Ребятушки, а знаете ли вы, что и  запрещающие приметы тоже были, и за их нарушение могли строго наказывать, особенно в крестьянских семьях. Например, нельзя было именно в Рождество надевать чистую рубашку –  это было к неурожаю; шить и вышивать – к слепоте; охотиться на зверей – к несчастью, можно замёрзнуть в лесу.
Вообще в Рождество запрещались все работы по хозяйству, а приветствовалось прославление Христа и глубокие размышления, погружение в себя, единение со Спасителем – медитация, как сейчас говорят.
Историк:Рождество всегда считалось в России семейным, домашним праздником, спокойным и тихим. За праздничным столом, как все мы сегодня,  собиралась только семья, друзья и близкие родственники: много гостей не приглашали. И сегодня не так важно, являетесь вы верующим, сочувствующим или даже атеистом – пусть этот праздник в кругу семьи и близких людей будет для вас светлым и радостным. Счастливого всем Рождества!
Дорогой мой человек!
С Рождеством Христовым!
Пусть твой мир и пусть твой век
Будет несуровым,
Божья хлынет благодать
В душу и в дыханье
Чтоб не знать и не встречать
Боли и страданья.
Ясных дней тебе и вех,
И открытий новых,
Дорогой мой человек,
С Рождеством Христовым!


III. Итоги классного часа.
Учитель: Ребята! Давайте подведем итог сегодняшней нашей встречи.
— О каком празднике мы сегодня с вами говорили?
— Ребятки, давайте вспомним, что говорил историк об этом празднике: Рождество     Христово называют «матерью ….». Как вы думаете, почему?
-  А каким образом появился на свет ребёнок Марии и Иосифа? Какое событие в природе ознаменовало рождение ребёнка?
— Почему же у нас под скатертью сегодня солома?
— Ребята, давайте вспомним, как готовились  к Рождеству на Руси?
— А кто из вас, ребятки, знает, как отмечали и веселились люди в этот праздник?
— Какие ещё гадания, помимо отмеченных сегодня, можно выполнять в этот светлый праздник? Прежде чем ответить, посоветуйтесь с мамами и бабушками.
Учитель: Ребятки, а давайте прочитаем несколько стихотворений, посвященных нашему празднику! (Ребята читают стихи – поздравления с Рождеством).
Ученикичитают стихи о Рождестве Христовом…
Учитель: Дорогие мои ребята! Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали.  Я желаю вам добра, мира, света! И нашу встречу хочу завершить словами:
Праздник великий настал уже снова;
Всюду веселье, пиры, торжество…
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чье справляем сейчас Рождество:
"Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным!
Тем, что имеет, поделится с бедным
И назовет его братом своим!"
Так окажите же, други, участье:
Многие встретят в нужде Рождество!
Доброе дело — великое счастье.
Это — святое души торжество!
= Всех присутствующих я приглашаю попить чаю с пирожками, плюшками, пончиками, которые  лежат на нашем столе, а после поиграть в различные игры и заняться гаданием, как когда-то наши предки на святой Руси при праздновании Христова Рождества!
Адреса-ссылки:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождество_Христово#.D0.9F.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.B4.D0.BD.D0.B8.D0.BA_.D0.A0.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.D0.A5.D1.80.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2.D0.B0

2. http://www.pravoslavie.ru/put/28884.htm

3. http://www.dorogadomoj.com/d1204rhr.html

4. http://rojdestvo.paskha.ru/Russia

5. http://www.zavet.ru/k/christmas/

6. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=6BB3CFAC7993408681611F82D33B6602
7.
http://www.portal-slovo.ru/

8. http://www.netda.ru/belka/text_mil/christm.htm

9. http://www.zavet.com/kalendar/cristmas.html

10. http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/rogdestvo/

11. http://www.supertosty.ru/tost_498.html

12. http://prazdnik-land.ru/celebrations/rozhdestvo-hristovo/    ==
13. http://palomnic.org/journal/19a/rojdestvo/1/

14. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2100/3937.htm

15. http://www.rusempire.ru/pravoslavnyy-kalendar/7-yanvarya-rozhdestvo-hristovo.html

16. http://ny.liga.net/page/christmas.htm

17. http://to-name.ru/historical-events/rozhdestvo-hristovo.htm

18. http://www.mospat.ru/archive/vera-i-zhizn/slovo/30749

19. http://www.vladhram-uspenie.ru/content/рождество-господа-бога-и-спаса-нашего-иисуса-христа

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Классный час=Свет Христова Рождества.docx Скачать

9



Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение

Сокурская средняя общеобразовательная школа

Мошковского района Новосибирской области.


Душевный свет Христова Рождества

Классный час для учащихся 5 – 6 классов

Онькова Ольга Владимировна,

учитель физики-математики высшей квалификационной категории

МКОУ Сокурская СОШ


Задача совершенствования системы образования всех ступеней в Российской Федерации предусматривает воспитание: политическое, экономическое, патриотическое и нравственное; формирование гражданских качеств личности. Цели воспитания определяют реформирование различных сфер общества, а также становление демократического, правового и социального государства. Духовно-нравственная составляющая, наряду с остальными, делает воспитательную работу особо значимой для общества.

Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, духовно-нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, отмечалось в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»

Свою роль в практическом приложении модернизации духовно-нравственной составляющей системы образования я вижу в реализации в учебно-воспитательном процессе целей: привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно–нравственных ценностей, накопленных поколениями, возрождению духовно – нравственных, культурных и национальных русских традиций.

Классный час проводится в два этапа: первый – подготовительный, просмотр презентации, где учащиеся знакомятся с праздником и его особенностями, читают подготовленные заранее стихи. В конце первого этапа дети рисуют своё видение праздника, поздравительные открытки для своих родственников. Второй этап – основной, на котором раскрывается полное содержание материала о таком тёплом, красивом, важном для людей, празднике Христова Рождества.


Перечень дополнительных материалов:

Методика: конспект занятия, методическая разработка.

Ресурсы: презентация.

Список используемых информационных ресурсов: Интернет-ресурсы.


СОКУР 2012

Ход занятия

  1. Вступление

Учитель: (начинаю классный час со стихотворения Бориса Пастернака «Рождественская звезда»):

Светло. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда

Рождества.


- Ребята, давайте немного поговорим о содержании этих замечательных строк (анализируем, обсуждаем содержание стихотворения). На основе наших рассуждений как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем классном часе? Правильно, о традициях и праздниках русского народа. Я уже говорила вам, ребята, что наша древняя матушка–Русь богата своими традициями. На своих классных часах в течение учебного года мы с вами будем говорить о различных интересных праздниках нашего государства. И праздник, о котором я предлагаю поговорить, это праздник Рождества Христова. Поделиться информацией об этом празднике я приглашаю древних мудрецов-философов, историка и астролога, современных диетолога и психотерапевта, бабушку Матрёну и дедушку Митрофана, русских девушек-красавиц.

II. Основная часть занятия.

Историк: Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Значение этой святой ночи появления в наш бренный мир Младенца Иисуса столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник был особенно любим. Во всём мире говорят, что в России Рождество отмечают не так, как в остальных христианских странах.

Древний мудрец 1: Мы вам поведаем об истории Рождества Христова.

Древний мудрец 2: Из Рима, от императора, пришел приказ - переписать всех людей Палестины. Каждый житель к назначенному дню должен был явиться в город, откуда начался его род.

Древний мудрец 1: Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем. К тому времени, когда вдали показались маленькие домики Вифлеема, Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В город для переписи собралось слишком много людей. Все дома были уже заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра. В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца без мук и страданий, сама спеленала Его и уложила в ясли - кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере и его согревали своим дыханием Иосиф, Вол и ослица. Так совершилось великое в мире событие - рождение Спасителя.

Астролог: Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы – мудрецы, изучающие звезды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда и поняли, что ожидаемый Мессия родился.

Древний мудрец 2: Иудейскому царю Ироду было предсказано, что конец его царствования придет тогда, когда родится миру Спаситель. Поэтому он, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце, чтобы потом убить его.

Астролог: Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.

Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели Мать и Младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото как царю (в виде дани), ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну как человеку, который должен впоследствии умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами).

Ангелы протрубили, чтобы волхвы не возвращались к Ироду. Иосиф велел Марии взять Младенца и отправиться в Египет.

А Ирод в Иерусалиме не дождался волхвов и решил, что они ошиблись - младенец не родился, и успокоился.

Древний мудрец 1: Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.

Историк: Рождество – это великий день всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом - Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские.

Ребятки, а знаете ли вы, как готовились к Рождеству на Руси? С этим фактом вас сейчас ознакомит диетолог.

Диетолог: Рождество православная семья ждала весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились. Христиане, как говорят сейчас, вели здоровый образ жизни. На ужин подавались постные, или, как сейчас говорят, вегетарианские блюда: вареники, запеканки, овощи, разрешалась также рыба. Кто побогаче – ели белугу, осетрину, судака; кто победнее - селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы.

Зато на рождество все ели свинину. В мясных лавках наваливали до потолка, словно бревна, мороженых свиней. Окорока, обрубленные к засолу, лежали рядами. К рождеству в город шил обозы со свининой, поросятами, гусями, индюками, рябчиками, тетеревами, глухарями. Торговали прямо с саней - без веса, на глаз. Перед Рождеством, за три дня, на рынках, на площадях стояли леса елок.

Историк: В крестьянском быту подготовка к Рождеству Христову велась и накануне праздника. К рождественскому сочельнику хозяйки тщательно прибирали избы и горницы: мыли, белили свое жилище; завершали варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний и приготовление пищи и сдобной выпечки как для разговления после рождественской литургии, так и для угощения гостей. Старики в сочельник отдыхали, а остальные домочадцы старались закончить все работы к обеденному времени, чтобы засветло успеть сходить в баню.

В Сибири эта баня называлась "княжой" и приготовлялась женщинами. Встречать праздник Рождества Христова было принято в новой одежде, что отразилось в известной поговорке: "На светлой рубаха хоть плохонька, да белехонька: к Рождеству хоть сурова, да нова".

Входит бабушка Матрена: Ой, ребятушки! А я должна вам сказать, что не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, одного из молодых людей наряжали в шкуру животного, а другие сопровождали его палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом – этим самым исполнялся обряд изгнания нечистой силы. А когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: "Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!" А после этого требовали с хозяев гостинцев за свою "работу", и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких - обязательно поленницу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут. Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали. Какое времечко прекрасное было!

Историк: Во всём мире говорят, что в России Рождество отмечают не так, как в остальных христианских странах. Католическое рождество отмечается в декабре, а православное – только в январе. Поэтому рождественские подарки в России дети и взрослые получают на две недели позже. На Руси Рождество всегда было связано со многими традициями и обычаями, но после 1918 года они были почти забыты. Празднование Рождества тогда было запрещено, и осталось только празднование Нового года.

Однако в последние годы православное Рождество в России отмечается достаточно широко, и смысл этого праздника понимает всё больше людей. В этот день люди радуются, вспоминая рождение Христа – снисхождение и единение Бога с человеком, как говорит нам церковь.

Дедушка Митрофан: Ребятушки! А посмотрите-ка вы под скатерки. Что необычного вы там заметили? Да, вы видите там солому. А кто из вас знает, почему соломку под скатерть постелили? А-а, не знаете. Так я вам расскажу. На Руси на Рождество стол украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. О-о-о! Под столом специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за ним, по очереди ставили ноги на этот предмет. Таким образом, люди хотели сохранить своё здоровье в течение всего года – ведь железо считалось символом крепости и прочности. И вы, ребятушки, поставьте свои ножки на металлические прутики, укрепите тем самым своё здоровье.

Бабушка Матрена: Ой, дорогие мои! А как в старые времена на Рождество и после него, на святочной неделе, все гуляли, играли и веселились! Больше всего любили наряжаться и разыгрывать представления. Любо-дорого было посмотреть! Посмотрите и вы, уважаемые, небольшое представление, которое подготовили наши ребятушки, ученики 5 б класса.

МИНИ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Сценарий игры «Кузнец»: один из молодых людей наряжается кузнецом, мажет лицо сажей, берёт огромный молот – деревянный, и ходит по домам, с компанией таких же парней, переодетых и загримированных «стариками».

Кузнец предлагает тем девицам, которые достигли старшего возраста – «на выданье», «перековаться» – сделать их моложе. Девушки отказываются, и тогда он показывает, что не шутит – перековывает «стариков», которые пришли с ним, в молодых парней. Большую лавку накрывают покрывалом, и туда по очереди залезают «старики», а вылезают – молодые.

Когда девушек таким способом «убеждают», что кузнец действительно волшебный, он начинает «ковать» им подарки. Однако, чтобы получить подарок, нужно поцеловать кузнеца - девушки пачкаются сажей, и все при этом веселятся.

Психотерапевт: Ребята! А я должна вам сказать, что в старые времена популярными были и такие игры, как «молчанка», «фанты» и многие другие. Как видим, в старину большинство игр были направлены на то, чтобы снять у молодых людей психологические комплексы – как сказали бы сейчас.

Входят три девушки в русских костюмах.

1 девушка: А мы расскажем вам о гаданиях в Рождество, как традициях, прошедших сквозь время.

Самым популярным занятием в Рождество были гадания. Гадания были тем увлекательнее, чем больше в них было элементов мистических и даже пугающих: ведь чаще всего гадали юные девушки, а в таком возрасте испугаться непонятного и неизведанного очень легко. Чаще всего гадали на воске: лили в чашу с водой расплавленный воск или просто наклоняли свечу, чтобы капли падали в воду. В воде образовывались разные замысловатые фигуры, их вытаскивали, и по ним предсказывали будущее. (Показывает, как это делается). Например, если получались не только большие фигуры, а множество маленьких круглых капель, то это считалось хорошей приметой - будут водиться деньги.

Что касается больших фигур, то их истолковывали по-разному. Например, фигура, напоминающая яблоко, означала здоровую и мудрую жизнь, была символом благополучия. Чем более ровным и красивым было яблоко, тем лучше. Яйцо, напротив, обозначало опасение и страх, однако могло быть и символом нового начала. Гриб означал долголетие, энергию и успех в жизни, а виноград – удачу, достаток в доме и любовь.

2 девушка: Гадали также на кофейной гуще. (Показывает на примере кофейной гущи в своей чашке). Когда выпивали кофе, чашку накрывали блюдцем, и несколько раз быстро переворачивали. Гуща образовывала на дне различные очертания, по которым гадали и предсказывали будущее. Крест предполагал, что придётся терпеть; собака обещала встречу с другом; венок сулил славу; дом был символом изобилия.

3 девушка: Гадают на Рождество и на пепле. На тарелке сжигали смятый лист бумаги, и оставляли пепел нетронутым. Зажигая свечку, подносили её к кучке пепла так, чтобы на стене оставалась тень – получался своеобразный теневой театр. (Показывает на конкретном примере). По этой тени и гадали о том, что ожидает в будущем. Так, если девушка видела очертания дворца или замка, это означало, что она скоро выйдет замуж.

Бабушка Матрёна: А мы с дедом расскажем еще немного о некоторых рождественских приметах и традициях.

Когда Рождество приходилось на воскресенье, то ждали обильного и урожайного лета, а если на понедельник, тоже неплохо – жди доброй зимы и мокрой весны – всё равно к урожаю. Тёплый день на Рождество к богатому урожаю, таяние снега и капель – к урожаю гречихи, а метель – пчёлы роиться будут. Как видим, всё опять к прибыли и доходам. И к тому же – звёздное небо, означающее, что скот будет плодиться, и будет богатый урожай ягод.

Дедушка Митрофан: Ребятушки, а знаете ли вы, что и запрещающие приметы тоже были, и за их нарушение могли строго наказывать, особенно в крестьянских семьях. Например, нельзя было именно в Рождество надевать чистую рубашку – это было к неурожаю; шить и вышивать – к слепоте; охотиться на зверей – к несчастью, можно замёрзнуть в лесу.

Вообще в Рождество запрещались все работы по хозяйству, а приветствовалось прославление Христа и глубокие размышления, погружение в себя, единение со Спасителем – медитация, как сейчас говорят.

Историк: Рождество всегда считалось в России семейным, домашним праздником, спокойным и тихим. За праздничным столом, как все мы сегодня, собиралась только семья, друзья и близкие родственники: много гостей не приглашали. И сегодня не так важно, являетесь вы верующим, сочувствующим или даже атеистом – пусть этот праздник в кругу семьи и близких людей будет для вас светлым и радостным. Счастливого всем Рождества!

Дорогой мой человек!

С Рождеством Христовым!

Пусть твой мир и пусть твой век

Будет несуровым,

Божья хлынет благодать

В душу и в дыханье

Чтоб не знать и не встречать

Боли и страданья.

Ясных дней тебе и вех,

И открытий новых,

Дорогой мой человек,

С Рождеством Христовым!


III. Итоги классного часа.

Учитель: Ребята! Давайте подведем итог сегодняшней нашей встречи.

- О каком празднике мы сегодня с вами говорили?

- Ребятки, давайте вспомним, что говорил историк об этом празднике: Рождество Христово называют «матерью ….». Как вы думаете, почему?

- А каким образом появился на свет ребёнок Марии и Иосифа? Какое событие в природе ознаменовало рождение ребёнка?

- Почему же у нас под скатертью сегодня солома?

- Ребята, давайте вспомним, как готовились к Рождеству на Руси?

- А кто из вас, ребятки, знает, как отмечали и веселились люди в этот праздник?

- Какие ещё гадания, помимо отмеченных сегодня, можно выполнять в этот светлый праздник? Прежде чем ответить, посоветуйтесь с мамами и бабушками.

Учитель: Ребятки, а давайте прочитаем несколько стихотворений, посвященных нашему празднику! (Ребята читают стихи – поздравления с Рождеством).

Ученики читают стихи о Рождестве Христовом..

Учитель: Дорогие мои ребята! Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добра, мира, света! И нашу встречу хочу завершить словами:

Праздник великий настал уже снова;

Всюду веселье, пиры, торжество...

Вспомним, какое поведал нам слово

Тот, чье справляем сейчас Рождество:

"Каждый да будет всегда милосердным

К слабым, сиротам, убогим, больным!

Тем, что имеет, поделится с бедным

И назовет его братом своим!"

Так окажите же, други, участье:

Многие встретят в нужде Рождество!

Доброе дело - великое счастье.

Это - святое души торжество!

= Всех присутствующих я приглашаю попить чаю с пирожками, плюшками, пончиками, которые лежат на нашем столе, а после поиграть в различные игры и заняться гаданием, как когда-то наши предки на святой Руси при праздновании Христова Рождества!





Адреса-ссылки:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождество_Христово#.D0.9F.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.B4.D0.BD.D0.B8.D0.BA_.D0.A0.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.D0.A5.D1.80.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2.D0.B0

  2. http://www.pravoslavie.ru/put/28884.htm

  3. http://www.dorogadomoj.com/d1204rhr.html

  4. http://rojdestvo.paskha.ru/Russia

  5. http://www.zavet.ru/k/christmas/

  6. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=6BB3CFAC7993408681611F82D33B6602

  7. http://www.portal-slovo.ru/

  8. http://www.netda.ru/belka/text_mil/christm.htm

  9. http://www.zavet.com/kalendar/cristmas.html

  10. http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/rogdestvo/

  11. http://www.supertosty.ru/tost_498.html

  12. http://prazdnik-land.ru/celebrations/rozhdestvo-hristovo/ ==

  13. http://palomnic.org/journal/19a/rojdestvo/1/

  14. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2100/3937.htm

  15. http://www.rusempire.ru/pravoslavnyy-kalendar/7-yanvarya-rozhdestvo-hristovo.html

  16. http://ny.liga.net/page/christmas.htm

  17. http://to-name.ru/historical-events/rozhdestvo-hristovo.htm

  18. http://www.mospat.ru/archive/vera-i-zhizn/slovo/30749

  19. http://www.vladhram-uspenie.ru/content/рождество-господа-бога-и-спаса-нашего-иисуса-христа




метод.разработка.docx Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сокурская средняя общеобразовательная школа»

Мошковского района НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения классного часа в 5 – 6 классах

«ДУШЕВНЫЙ СВЕТ ХРИСТОВА РОЖДЕСТВА»



Выполнила: учитель физики-математики

высшей квалификационной категории

Онькова Ольга Владимировна





Сокур 2012

«ДУШЕВНЫЙ СВЕТ ХРИСТОВА РОЖДЕСТВА»

Цель занятия: обогатить знания учащихся о праздниках, культуре и традициях русского народа.

Задачи занятия:

  • Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России.

  • Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к её традициям и праздникам.

  • Развивать речь, мышление, память.

  • Способствовать развитию заботливого отношения к собственному здоровью, физическому и духовному.

Участники: учащиеся 5 б класса, их родители, бабушки и дедушки.

Действующие лица: мудрецы-философы, историк, астролог, диетолог, бабушка Матрёна, дедушка Митрофан, русские девушки-красавицы.

Материальное обеспечение:

  • ИКТ, презентация;

  • Свечи в подсвечниках;

  • Скатерть, немного соломы;

  • Стол, накрытый для чаепития;

  • Какие-нибудь железные предметы;

  • Фанты у каждого.

  • Молотый кофе (для гадания на кофейной гуще);

  • Старая газета (для гадания на пепле);


Методические рекомендации проведения классного часа.

Задача совершенствования системы образования всех ступеней в Российской Федерации предусматривает воспитание: политическое, экономическое, патриотическое и нравственное; формирование гражданских качеств личности. Цели воспитания определяют реформирование различных сфер общества, а также становление демократического, правового и социального государства. Духовно-нравственная составляющая, наряду с остальными, делает воспитательную работу особо значимой для общества.

Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, духовно-нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, отмечалось в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»

Системность образования и воспитания подрастающего поколения, а также их единство, я считаю, принесут свои плоды в формировании образа Человека XXI столетия: мудрого, честного, порядочного, ответственного.

Свою роль в практическом приложении модернизации духовно-нравственной составляющей системы образования я вижу в реализации в учебно-воспитательном процессе основной цели: привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно–нравственных ценностей, накопленных поколениями, возрождению духовно – нравственных, культурных и национальных русских традиций.

Классный час проводится в два этапа: первый – подготовительный, просмотр презентации, где учащиеся знакомятся с праздником и его особенностями, читают подготовленные заранее стихи. В конце первого этапа дети рисуют своё видение праздника, поздравительные открытки для своих родственников. Второй этап – основной, на котором раскрывается полное содержание материала о таком тёплом, красивом, важном для людей, празднике Христова Рождества.

Ход занятия.

  1. Вступление

Чтобы у обучающихся вызвать интерес к теме проводимого классного часа, целесообразно начать с мотивации тем или иным способом. Для этого я предлагаю использовать стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда». Проанализировав и обсудив содержание стихотворения, необходимо подвести ребята к пониманию, что при необычных условиях появился на свет ребенок – Христос, что его рождение сопровождалось природными знамениями, и что с его появлением начинается новая эпох для всего человечества – эпоха нравственного, интеллектуального и духовного возрождения; эпоха мира не только и не столько для всех людей, сколько для мятущейся душе и больной совести. Для больше убедительности можно воспользоваться, например, материалами православных изданий, объёдиненных общей тематикой «РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЛИКОМ ТОРЖЕСТВЕ. СИМВОЛЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».

Продолжительность мотивация, как этапа классного часа, - 7-10 минут.

  1. Основная часть занятия.

Рассмотрение основных вопросов темы происходит на втором этапе классного часа. Однако, изложение основных вопросов занятия должно осуществляться не учителем и учениками непосредственно. Для этого целесообразно использовать красочное действо, в котором повествование и раскрытие вопросов будет от лица как современных, так и каких-то интересных, даже мифических героев. Например, древних мудрецов-философов, историков и астрологов, бабушки Матрёны и дедушки Митрофана, русских девушек-красавиц, современных диетолога и психотерапевта. Каждый из героев предстанет в своем костюме.

Целесообразно интересно освятить следующие вопросы:

  • Подготовка к Рождеству на Руси

  • Традиции празднования Рождества

  • Рождество в России

  • Рождественские народные гуляния и игры

  • Гадания в Рождество: традиции сквозь время

Для большей наглядности, убедительности, раскрытие сути вопросов сопровождать разыгрыванием представлений, в которые желательно привлекать персонажи из числа присутствующих детей и их родителей.

Продолжительность данного этапа классного часа – 30–35 минут.

  1. Итоги классного часа.

Подведение итогов классного часа проводить как рефлексию занятия. Здесь ребята должны осознать, для чего проводился данный классный час, что они узнали нового и интересного. А также потребность, необходимость продолжать изучать духовно–нравственные ценности, накопленные поколениями, национальные русские традиции. С этой целью, необходимо завершить классный час играми, гаданиями, как испокон веков это происходило на Руси при праздновании Рождества Христова.

Продолжительность рефлексии – 5-7 минут; продолжительность игр и гаданий – до бесконечности!


4


Конкурс.rar Скачать
Обсуждение материала
Ивлева Юлия
8.04.2012 17:53
Отлично разработанный и оформленный классный час. Автором  проделана колоссальная работа по обработке информации по теме.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос