В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Интегрированный урок математики и истории в 6 классе «Средневековая деревня и ее обитатели»

Наталья Силичева Наталья Силичева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 5323
Краткое описание
Данный урок проводится в целях интеграции школьных предметов, относящихся к разным образовательным областям. Интеграция математики и истории  позволяет достичь высоких результатов  в вопросах воспитания, формирования патриотических чувств. Учащиеся применяют математические знания при изучении истории, и наоборот. В ходе работы у учащихся формируются предметные, метапредметные и личностные компетенции.    

Описание
Цели урока:

1. Образовательные:

  • приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
  • систематизация и обобщение знаний учащихся по темам “Обыкновенные дроби”, “Проценты”, «Средневековая деревня и ее обитатели»;
  • применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  • формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.
2. Развивающие:
  • формирование умения осуществлять самоконтроль;
  • формирование умения рационально планировать работу;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления.
3. Воспитательные:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности и положительного отношения к учёбе,
  • формировать навыки коллективного обсуждения проблем и  умения работать в группе, умения учитывать чужое мнение,
  • расширение общего кругозора.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики и истории.

Тип занятия. Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Приёмы:

  • создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
  • создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
  • оперативный контроль над выполнением требований;
  • наглядность обучения;
  • прием сравнения;
  • позитивная эмоциональная окраска.
Форма организации обучения: коллективно-групповое занятие, урок; форма совершенствования ЗУН (знания, умения, навыки).

Форма обучения:фронтальная, групповая.

Технологии:игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Учебные пособия:
·А.Ведюшкин История средних веков, 6кл., — М.: Просвещение, 2009;
·И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович  Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 2008;


Ход урока.

1. Оргмомент

2. Вводное повторение

Игра-разминка:
Класс делится на 3 группы. На доске размещена таблица с зашифрованными понятиями (оброк, дробь, надел).

1
2
4
1
?
3
4
1
2
?
5
6
3
?
7

Задание по группам:
— сделать вычисления;
— соотнести полученный результат с буквой;
— прикрепить букву вместо цифры;
— прочитать полученное слово.

Каждой команде выдается задание и набор букв. Выполняя задания, команда должна как можно быстрее заменить цифры в таблице на буквы.

Задания для команд:
1.     Найти 1/2 от 300кг.
2.     Найти 1/3 от 300кг.
3.     Найти ¼ от 300кг.
4.     Найти 20% от 300кг.
5.     Найти 5/12 от 300кг.
6.     Найти 15% от 300кг.
7.     Найти 25% от 500кг

ЛОИБПДТРВНУАШ
125150600100907512060152002045450

Фронтальный опрос:

 Что общего у полученных понятий из истории и математики? (оброк, барщина, надел -части чего-то). Дать определение понятиям.
Почему крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину? (пользовались землей феодала). Сколько было земли у крестьян?

3. Закрепление изученного материала (фронтальное).

Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».

(К доске вызывается 1 ученик, который должен фразы текста распределить по типу повинностей: барщина и оброк).

«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»

Фронтальная  работа с классом — задачи, решаемые совместно:

1 задача.У барина 300 десятин  пахотной земли.  Он  ½ своей земли отдает крестьянам в пользование.  Сколько десятин пахотной  земли получит каждый крестьянский двор, если в деревне 20 крестьянских домов?
1)    1.300:2 = 150 (дес) отдает барин крестьянам 
2)    2.150:20 = 7,5(дес) получает каждый крестьянский двор

2 задача.Крестьянин всю свою землю делит на 3 равные части: 1 часть – под озимые, вторая часть – под яровые, а третья часть – под пар. Сколько десятин крестьянин засевает каждый год?
1)    1/3 + 1/3 = 2/3 (частей) всей земли крестьянин засевает
7,5:3∙2=5 (дес) засевает крестьянин каждый год

Беседа с учащимися. Мало было земли у крестьянина, а платить  надо. Как крестьяне выходили из создавшегося положения? (система трехполья). Что это такое?(Вызванный ученик иллюстрирует систему «трехполье» на интерактивной доске — в архиве размещены презентации (в форматах с расширениями.ppt и .notebook)).

4. Закрепление изученного материала (решение задач по группам).

Самостоятельная работа мини-групп.

Задачи, решаемые самостоятельно по группам:

Задача 1).  5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. Осенью каждый крестьянский двор должен заплатить барину оброк в размере 1/3 снятого урожая.  Сколько кг зерна должен отдать крестьянин барину, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины?  Данные округлите до десятых.
Ответ:
1)    10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2)    5000:3 = 1666,7(кг) отдает барину

Задача 2).  Для посева нового урожая крестьянин должен отложить зерно с учетом 2ц на 1 десятину. Сколько кг зерна должен отложить  крестьянин на посев, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины, и каждый год крестьянин засевает 5 десятин пахотной земли?
Ответ:
1)    2∙5 = 10ц = 1000(кг) на посев

Задача 3).  5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. На корм скоту уходит 20% всего урожая зерна. Сколько кг зерна должен отложить  крестьянин на корм скоту, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины?
Ответ:
1)    10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2)    5000:100∙20= 1000 (кг) на корм скоту

Задача 4).  5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. Осенью каждый крестьянский двор должен заплатить церковную десятину. Сколько кг зерна должен отдать крестьянин церкви, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины? 
Ответ:
1)    10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2)    5000:100∙10= 500 (кг) отдать церкви

Задача № 5, решаемая совместно, с учетом результатов, полученных группами:
Учитывая данные предыдущих задач, сколько кг зерна останется у крестьянина, если нужно еще на еду оставить 800кг зерна?  Данные округлите до десятых.
5000 – (1666,7 + 1000 + 1000 + 500 + 800) = 33,3 (кг) останется

Работа с историческим источником «Крестьянское склонение»:


ПадежиЕдинственное числоМножественное число
Именительныйэтот крестьянинэти проклятые
Родительныйэтой деревенщиныэтих презренных
Дательныйэтому дьяволуэтим лжецам
Винительныйэтого вораэтих негодяев
Творительныйэтим грабителемэтими нечестивцами
Предложныйо, разбойнико, подлейшие

Вопросы к источнику:

С какими чувствами автор говорит о крестьянах?
За какие «грехи» «склоняются» крестьяне?
О каких качествах крестьян автор забывает?

5.   Контроль усвоения.

Графический тест.

(учащиеся записывают  в тетради ответы: «^» — если утверждение верное, «_» — если утверждение ложно).
1.Оброк – это доля продуктов, производимых в хозяйстве крестьянина, которую он отдает феодалу.
2. Чтобы превратить обыкновенную дробь в десятичную, нужно числитель разделить на знаменатель.
3. Церковная десятина – это налог в пользу церкви.
4. Чтобы умножить дробь на дробь, нужно числитель умножить на числитель, знаменатель умножить на знаменатель.
5. Владельцами земли в феодальной вотчине являлись крестьяне.
6. Чтобы разделить число на обыкновенную дробь, нужно  числитель разделить на числитель, знаменатель разделить на знаменатель.
7. В натуральном хозяйстве все изготавливалось на продажу.
8. Процент – это десятая часть числа.
Учитель проводит проверку ответов.
6. Рефлексия

Ученики записывают свои впечатления от урока в «книге отзывов».
7. Подведение итогов урока. Домашняя работа

Составить от имени крестьян «Дворянское склонение» по образцу «Крестьянского склонения»

Домашнее задание по математике: 2 задачи.

Пожаловаться 05 марта 2012
Файлы
SilichevanaNA_Matematika_Istoriya.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Конспект урока

Цели урока:

1. Образовательные:

  • приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;

  • систематизация и обобщение знаний учащихся по темам “Обыкновенные дроби”, “Проценты”, «Средневековая деревня и ее обитатели»

  • применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;

  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

  • формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

2. Развивающие:

  • формирование умения осуществлять самоконтроль;

  • формирование умения рационально планировать работу;

  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления.

3. Воспитательные:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности

  • положительного отношения к учёбе,

  • формировать навыки коллективного обсуждения проблем и умения работать в группе, умения учитывать чужое мнение.

  • расширение общего кругозора.

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики и истории.

Тип занятия. Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Приёмы:

  • создание на уроке ситуации занимательности, удивления;

  • создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;

  • оперативный контроль над выполнением требований;

  • наглядность обучения;

  • прием сравнения;

  • позитивная эмоциональная окраска.

Форма организации обучения: коллективно-групповое занятие, урок; форма совершенствования ЗУН (знания, умения, навыки).

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Технологии: игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Учебные пособия:

  • А.Ведюшкин История средних веков, 6кл., - М.: Просвещение, 2009;

  • И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 2008;

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Вводное повторение

Игра-разминка:

Класс делится на 3 группы. На доске размещена таблица с зашифрованными понятиями (оброк, дробь, надел).

1

2

4

1

?

3

4

1

2

?

5

6

3

?

7

Задание по группам:

- сделать вычисления;

- соотнести полученный результат с буквой;

- прикрепить букву вместо цифры;

- прочитать полученное слово.

Каждой команде выдается задание и набор букв. Выполняя задания, команда должна как можно быстрее заменить цифры в таблице на буквы.

Задания для команд:

  1. Найти 1/2 от 300кг.

  2. Найти 1/3 от 300кг.

  3. Найти ¼ от 300кг.

  4. Найти 20% от 300кг.

  5. Найти 5/12 от 300кг.

  6. Найти 15% от 300кг.

  7. Найти 25% от 500кг

Л

О

И

Б

П

Д

Т

Р

В

Н

У

А

Ш

125

150

600

100

90

75

120

60

15

200

20

45

450

Фронтальный опрос:

Что общего у полученных понятий из истории и математики? (оброк, барщина, надел -части чего-то). Дать определение понятиям.

Почему крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину? (пользовались землей феодала). Сколько было земли у крестьян?

3. Закрепление изученного материала (фронтальное).

Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».

(К доске вызывается 1 ученик, который должен фразы текста распределить по типу повинностей: барщина и оброк).

«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»

Фронтальная работа с классом - задачи, решаемые совместно:

1 задача. У барина 300 десятин пахотной земли. Он ½ своей земли отдает крестьянам в пользование. Сколько десятин пахотной земли получит каждый крестьянский двор, если в деревне 20 крестьянских домов?

  1. 1.300:2 = 150 (дес) отдает барин крестьянам

  2. 2.150:20 = 7,5(дес) получает каждый крестьянский двор

2 задача. Крестьянин всю свою землю делит на 3 равные части: 1 часть – под озимые, вторая часть – под яровые, а третья часть – под пар. Сколько десятин крестьянин засевает каждый год?

  1. 1/3 + 1/3 = 2/3 (частей) всей земли крестьянин засевает

SilichevanaNA_Matematika_Istoriya_poyasn_zap.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка

Данный урок проводится в целях интеграции школьных предметов, относящихся к разным образовательным областям. Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, а в тесной связи с историей она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным условием развития личности. Интеграция математики и истории  позволяет достичь высоких результатов  в вопросах воспитания, формирования патриотических чувств. Учащиеся применяют математические знания при изучении истории, и наоборот. В ходе работы у учащихся формируются предметные, метапредметные и личностные компетенции, обладая которыми, школьники оказываются более приспособленными к жизни, умеют  адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.  


SilichevanaNA_Matematika_Istoriya_titul.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Очерская средняя общеобразовательная школа №1»










Номинация: Как бывало в старину


Интегрированный урок математики и истории в 6 классе

«Средневековая деревня и ее обитатели»




Крутько Светлана Александровна, учитель истории

Силичева Наталья Анатольевна, учитель математики

МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа №1» г.Очер Пермский край















г.Очер, 2012г.


SilichevanaNA_Matematika_Istoriya.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru