В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Интегрированный урок математики и истории в 6 классе «Средневековая деревня и ее обитатели»

Интегрированный урок математики и истории в 6 классе «Средневековая деревня и ее обитатели»

Наталья Силичева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 7480
Краткое описание
Данный урок проводится в целях интеграции школьных предметов, относящихся к разным образовательным областям. Интеграция математики и истории  позволяет достичь высоких результатов  в вопросах воспитания, формирования патриотических чувств. Учащиеся применяют математические знания при изучении истории, и наоборот. В ходе работы у учащихся формируются предметные, метапредметные и личностные компетенции.    
Описание
Цели урока:

1. Образовательные:

  • приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
  • систематизация и обобщение знаний учащихся по темам “Обыкновенные дроби”, “Проценты”, «Средневековая деревня и ее обитатели»;
  • применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  • формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.
2. Развивающие:
  • формирование умения осуществлять самоконтроль;
  • формирование умения рационально планировать работу;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления.
3. Воспитательные:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности и положительного отношения к учёбе,
  • формировать навыки коллективного обсуждения проблем и  умения работать в группе, умения учитывать чужое мнение,
  • расширение общего кругозора.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики и истории.

Тип занятия. Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Приёмы:

  • создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
  • создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
  • оперативный контроль над выполнением требований;
  • наглядность обучения;
  • прием сравнения;
  • позитивная эмоциональная окраска.
Форма организации обучения: коллективно-групповое занятие, урок; форма совершенствования ЗУН (знания, умения, навыки).

Форма обучения:фронтальная, групповая.

Технологии:игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Учебные пособия:
·А.Ведюшкин История средних веков, 6кл., — М.: Просвещение, 2009;
·И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович  Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 2008;


Ход урока.

1. Оргмомент

2. Вводное повторение

Игра-разминка:
Класс делится на 3 группы. На доске размещена таблица с зашифрованными понятиями (оброк, дробь, надел).

1
2
4
1
?
3
4
1
2
?
5
6
3
?
7

Задание по группам:
— сделать вычисления;
— соотнести полученный результат с буквой;
— прикрепить букву вместо цифры;
— прочитать полученное слово.

Каждой команде выдается задание и набор букв. Выполняя задания, команда должна как можно быстрее заменить цифры в таблице на буквы.

Задания для команд:
1.     Найти 1/2 от 300кг.
2.     Найти 1/3 от 300кг.
3.     Найти ¼ от 300кг.
4.     Найти 20% от 300кг.
5.     Найти 5/12 от 300кг.
6.     Найти 15% от 300кг.
7.     Найти 25% от 500кг

ЛОИБПДТРВНУАШ
125150600100907512060152002045450

Фронтальный опрос:

 Что общего у полученных понятий из истории и математики? (оброк, барщина, надел -части чего-то). Дать определение понятиям.
Почему крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину? (пользовались землей феодала). Сколько было земли у крестьян?

3. Закрепление изученного материала (фронтальное).

Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».

(К доске вызывается 1 ученик, который должен фразы текста распределить по типу повинностей: барщина и оброк).

«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»

Фронтальная  работа с классом — задачи, решаемые совместно:

1 задача.У барина 300 десятин  пахотной земли.  Он  ½ своей земли отдает крестьянам в пользование.  Сколько десятин пахотной  земли получит каждый крестьянский двор, если в деревне 20 крестьянских домов?
1)    1.300:2 = 150 (дес) отдает барин крестьянам 
2)    2.150:20 = 7,5(дес) получает каждый крестьянский двор

2 задача.Крестьянин всю свою землю делит на 3 равные части: 1 часть – под озимые, вторая часть – под яровые, а третья часть – под пар. Сколько десятин крестьянин засевает каждый год?
1)    1/3 + 1/3 = 2/3 (частей) всей земли крестьянин засевает
7,5:3∙2=5 (дес) засевает крестьянин каждый год

Беседа с учащимися. Мало было земли у крестьянина, а платить  надо. Как крестьяне выходили из создавшегося положения? (система трехполья). Что это такое?(Вызванный ученик иллюстрирует систему «трехполье» на интерактивной доске — в архиве размещены презентации (в форматах с расширениями.ppt и .notebook)).

4. Закрепление изученного материала (решение задач по группам).

Самостоятельная работа мини-групп.

Задачи, решаемые самостоятельно по группам:

Задача 1).  5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. Осенью каждый крестьянский двор должен заплатить барину оброк в размере 1/3 снятого урожая.  Сколько кг зерна должен отдать крестьянин барину, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины?  Данные округлите до десятых.
Ответ:
1)    10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2)    5000:3 = 1666,7(кг) отдает барину

Задача 2).  Для посева нового урожая крестьянин должен отложить зерно с учетом 2ц на 1 десятину. Сколько кг зерна должен отложить  крестьянин на посев, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины, и каждый год крестьянин засевает 5 десятин пахотной земли?
Ответ:
1)    2∙5 = 10ц = 1000(кг) на посев

Задача 3).  5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. На корм скоту уходит 20% всего урожая зерна. Сколько кг зерна должен отложить  крестьянин на корм скоту, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины?
Ответ:
1)    10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2)    5000:100∙20= 1000 (кг) на корм скоту

Задача 4).  5 десятин пахотной земли засевает крестьянин каждый год. Осенью каждый крестьянский двор должен заплатить церковную десятину. Сколько кг зерна должен отдать крестьянин церкви, если в этом году он собрал урожай 10ц с 1 десятины? 
Ответ:
1)    10∙5 = 50ц = 5000(кг) собрал
2)    5000:100∙10= 500 (кг) отдать церкви

Задача № 5, решаемая совместно, с учетом результатов, полученных группами:
Учитывая данные предыдущих задач, сколько кг зерна останется у крестьянина, если нужно еще на еду оставить 800кг зерна?  Данные округлите до десятых.
5000 – (1666,7 + 1000 + 1000 + 500 + 800) = 33,3 (кг) останется

Работа с историческим источником «Крестьянское склонение»:


ПадежиЕдинственное числоМножественное число
Именительныйэтот крестьянинэти проклятые
Родительныйэтой деревенщиныэтих презренных
Дательныйэтому дьяволуэтим лжецам
Винительныйэтого вораэтих негодяев
Творительныйэтим грабителемэтими нечестивцами
Предложныйо, разбойнико, подлейшие

Вопросы к источнику:

С какими чувствами автор говорит о крестьянах?
За какие «грехи» «склоняются» крестьяне?
О каких качествах крестьян автор забывает?

5.   Контроль усвоения.

Графический тест.

(учащиеся записывают  в тетради ответы: «^» — если утверждение верное, «_» — если утверждение ложно).
1.Оброк – это доля продуктов, производимых в хозяйстве крестьянина, которую он отдает феодалу.
2. Чтобы превратить обыкновенную дробь в десятичную, нужно числитель разделить на знаменатель.
3. Церковная десятина – это налог в пользу церкви.
4. Чтобы умножить дробь на дробь, нужно числитель умножить на числитель, знаменатель умножить на знаменатель.
5. Владельцами земли в феодальной вотчине являлись крестьяне.
6. Чтобы разделить число на обыкновенную дробь, нужно  числитель разделить на числитель, знаменатель разделить на знаменатель.
7. В натуральном хозяйстве все изготавливалось на продажу.
8. Процент – это десятая часть числа.
Учитель проводит проверку ответов.
6. Рефлексия

Ученики записывают свои впечатления от урока в «книге отзывов».
7. Подведение итогов урока. Домашняя работа

Составить от имени крестьян «Дворянское склонение» по образцу «Крестьянского склонения»

Домашнее задание по математике: 2 задачи.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
SilichevanaNA_Matematika_Istoriya.doc Скачать

Конспект урока

Цели урока:

1. Образовательные:

  • приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;

  • систематизация и обобщение знаний учащихся по темам “Обыкновенные дроби”, “Проценты”, «Средневековая деревня и ее обитатели»

  • применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;

  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

  • формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

2. Развивающие:

  • формирование умения осуществлять самоконтроль;

  • формирование умения рационально планировать работу;

  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления.

3. Воспитательные:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности

  • положительного отношения к учёбе,

  • формировать навыки коллективного обсуждения проблем и умения работать в группе, умения учитывать чужое мнение.

  • расширение общего кругозора.

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики и истории.

Тип занятия. Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Приёмы:

  • создание на уроке ситуации занимательности, удивления;

  • создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;

  • оперативный контроль над выполнением требований;

  • наглядность обучения;

  • прием сравнения;

  • позитивная эмоциональная окраска.

Форма организации обучения: коллективно-групповое занятие, урок; форма совершенствования ЗУН (знания, умения, навыки).

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Технологии: игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Учебные пособия:

  • А.Ведюшкин История средних веков, 6кл., - М.: Просвещение, 2009;

  • И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 2008;

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Вводное повторение

Игра-разминка:

Класс делится на 3 группы. На доске размещена таблица с зашифрованными понятиями (оброк, дробь, надел).

1

2

4

1

?

3

4

1

2

?

5

6

3

?

7

Задание по группам:

- сделать вычисления;

- соотнести полученный результат с буквой;

- прикрепить букву вместо цифры;

- прочитать полученное слово.

Каждой команде выдается задание и набор букв. Выполняя задания, команда должна как можно быстрее заменить цифры в таблице на буквы.

Задания для команд:

  1. Найти 1/2 от 300кг.

  2. Найти 1/3 от 300кг.

  3. Найти ¼ от 300кг.

  4. Найти 20% от 300кг.

  5. Найти 5/12 от 300кг.

  6. Найти 15% от 300кг.

  7. Найти 25% от 500кг

Л

О

И

Б

П

Д

Т

Р

В

Н

У

А

Ш

125

150

600

100

90

75

120

60

15

200

20

45

450

Фронтальный опрос:

Что общего у полученных понятий из истории и математики? (оброк, барщина, надел -части чего-то). Дать определение понятиям.

Почему крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину? (пользовались землей феодала). Сколько было земли у крестьян?

3. Закрепление изученного материала (фронтальное).

Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».

(К доске вызывается 1 ученик, который должен фразы текста распределить по типу повинностей: барщина и оброк).

«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»

Фронтальная работа с классом - задачи, решаемые совместно:

1 задача. У барина 300 десятин пахотной земли. Он ½ своей земли отдает крестьянам в пользование. Сколько десятин пахотной земли получит каждый крестьянский двор, если в деревне 20 крестьянских домов?

  1. 1.300:2 = 150 (дес) отдает барин крестьянам

  2. 2.150:20 = 7,5(дес) получает каждый крестьянский двор

2 задача. Крестьянин всю свою землю делит на 3 равные части: 1 часть – под озимые, вторая часть – под яровые, а третья часть – под пар. Сколько десятин крестьянин засевает каждый год?

  1. 1/3 + 1/3 = 2/3 (частей) всей земли крестьянин засевает

SilichevanaNA_Matematika_Istoriya_poyasn_zap.doc Скачать

Пояснительная записка

Данный урок проводится в целях интеграции школьных предметов, относящихся к разным образовательным областям. Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, а в тесной связи с историей она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным условием развития личности. Интеграция математики и истории  позволяет достичь высоких результатов  в вопросах воспитания, формирования патриотических чувств. Учащиеся применяют математические знания при изучении истории, и наоборот. В ходе работы у учащихся формируются предметные, метапредметные и личностные компетенции, обладая которыми, школьники оказываются более приспособленными к жизни, умеют  адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.  


SilichevanaNA_Matematika_Istoriya_titul.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Очерская средняя общеобразовательная школа №1»










Номинация: Как бывало в старину


Интегрированный урок математики и истории в 6 классе

«Средневековая деревня и ее обитатели»




Крутько Светлана Александровна, учитель истории

Силичева Наталья Анатольевна, учитель математики

МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа №1» г.Очер Пермский край















г.Очер, 2012г.


SilichevanaNA_Matematika_Istoriya.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров