В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Свет - самое "темное" пятно в физике"

Ирина Гавьюк Ирина Гавьюк
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 1662    комментариев: 5
Краткое описание
Данный урок разработан для учащихся 11 класса для обобщения и закрепления знаний, умений поразделу "Оптика"

Описание
Тема урока: Свет — самое «темное» пятно в физике.

«В слове «свет» заключена вся физика и тем самым все науки»

     Уильям Брегг

 
Тип урока: урок – обобщение по теме «Оптика»
Цель: Обобщить  и  закрепить знания и умения учащихся по теме «Оптика». Развить умения применения своих знаний в различных ситуациях, активизация познавательной деятельности учащихся.
 
Класс делится на три команды (по желанию). Каждая команда придумывает название из области оптики и эмблему.
 
Вступительное слово учителя:  Нас окружают редкие и повседневные оптические явления, которые загадочны, потому что мы не  можем объяснить их причины или просто не  задумываемся над ними. Основной орган, с помощью которого мы осязаем окружающий мир это наши глаза. Давайте сегодня вместе разберемся,  раскроем «темную» тайну света и проследим связь между светом, глазами, окружающим миром. 
 
1тур: Объясни увиденное

  1)ОБОРУДОВАНИЕ: закопченный шарик на нити, прозрачный стакан с водой.
   ВОПРОС:  Почему закопченный черный шарик в воде кажется серебристым?
(ответ: Вода плохо взаимодействует с сажей, покрывающей шарик, поэтому вокруг шарика,  погруженного в воду, остается тонкий слой воздуха. Лучи света испытывают полное  отражение от границы раздела»вода-слой воздуха» около шарика, поэтому он кажется серебристым в воде, а вынимая его из воды эффект исчезает)
2)ОБОРУДОВАНИЕ: плоское зеркало, экран, осветитель для теневой проекции, фигурка    (маленькая игрушка)
ВОПРОС: На плоское горизонтально лежащее зеркало ставим игрушку, освещаем ее и  зеркало пучком света. При этом на экране видны две тени-изображения игрушки: прямое и перевернутое. Как образуются эти изображения?
   (ответ: Прямое изображение получаем потому, что игрушка стоит на пути лучей, отразившихся от зеркала. Обратное — так как игрушка стоит на пути падающих на    зеркало лучей.)
3)ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачная стеклянная пластина, сосуд с водой, сосуд с толченным  стеклом, экран, кодоскоп.
   ВОПРОС: Стеклянная пластинка прозрачна. Почему же толченное стекло непрозрачно?
   (ответ: Поверхность частиц толченного стекла неровная, поэтому большинство падающих  на их поверхность лучей рассеивается, а, те, что прошли в стекло, испытывают многократные отражения от краев, и лишь часть может выйти из него.
  
2 тур: Физика в литературе

  1)И.Гете: «Утверждение Ньютона — чудовищное предположение. Да и как это может быть чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет — белый – оказался  смесью цветных лучей?» ВОПРОС: О каком явлении идет речь? Верно ли утверждение что красок в природе нет? Докажите.   
  (ответ: дисперсия)
2)Ф.И.Тютчев: «День вечереет, ночь близка,
   Длинней с горы ложится тень.
    На небе гаснут облака…
   ВОПРОС: Почему вечером тени удлиняются?
   (ответ: за счет увеличения угла падения лучей)
3)С.Я Маршак: «Горит, как хвост павлиний,
 Каких цветов в нем нет!
   Лиловый, красный, синий,
   Зеленый, желтый цвет.
   Огнями на просторе
   Играет легкий шар
   То в нем синее море,
     То в нем горит пожар.
     В нем столько блеску было.
     Была такая спесь
А он- воды и мыла
Раздувшаяся смесь
   ВОПРОС: Почему мыльный пузырь — шар?
   ( ответ: согласно закона Паскаля ….)
4)В.Катаев повесть «Белеет парус одинокий»
    «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную воду, казалось    сломанным»
   ВОПРОС: Почему весло казалось сломанным?
   (ответ: из-за  преломления лучей водой)
5) Г.Хаггард «Копи царя Соломона»
   «С каждой минутой тьма неумолимо и величественно наплывал на лунные кратеры… Луна приобрела медный оттенок, а часть ее поверхности, которая не была еще охвачена мраком, стала пепельно – серой. Кольцо тени все больше закрывало Луну – оно теперь заволокло более половины ее кроваво – красного диска, а багровая мгла сгущалась все больше и больше…»

    ВОПРОС: Какое явление описывается в отрывке романа? Какова его причина? Почему  Луна приобрела медный оттенок, а потом стала кроваво – красной?
   (ответ: Описано лунное затмение. Лучи красного света менее всего подвергаются рассеиванию земной атмосферой, они проходят сквозь нее и попадают на Луну, оказавшейся в тени Земли)
6)Отрывок из французской сказки: « Матросы взобрались на реи, а капитан взял подзорную трубу и увидел замок, висящий на золотых цепях между небом и землей».
   ВОПРОС: Какое явление природы описано в этом отрывке?
(ответ: миражи. Этот мираж мог возникнуть, так как показатель преломления воздуха    выше у поверхности воды и уменьшается с высотой. Световые лучи изгибаются так, что их траектория как в данном случае будет обращена выпуклостью вверх, поэтому матросы увидели замок вверху, как бы висящим над линией горизонта.)
 
3 тур:  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан…»
 
Более 300 лет назад английский физик Исаак Ньютон исследуя преломление светового луча, направил его на трехгранную стеклянную призму и получил разложение света в спектр. 
1)Где должно находиться Солнце, когда вы смотрите на радугу? Можно ли на небе увидеть две радуги – одну перед собой, а вторую позади себя?
(ответ: Две радуги увидеть в противоположных сторонах неба нельзя, так как радуга должна быть только в противоположной стороне от Солнца)
2)Почему радуга имеет форму дуги?
(ответ: Радуга появляется в следствии полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. Цветные лучи рассеиваются больше в направлении, образующем угол около 42 с направлением солнечных лучей. Геометрическое место точек дающих лучи под 42 есть дуга окружности.)
3)Почему днем не видно звезд?
(ответ: Днем солнечный свет очень интенсивен и его рассеиваемая атмосферой часть, которую мы видим, значительно ярче света звезд)
4)Почему мы видим не только яркий серп Луны, но и частично ту ее область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?
(ответ: Мы видим часть темной области Луны, потому что она освещается солнечным светом, отраженным от земной атмосферы.)
5)Длина волны красного света в вода равна длине волны зеленого света в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой, если вода освещена красным светом?
(ответ: Красный, так как при переходе света из одной среды в другую частота света не меняется и она не определяет цвет лучей)
6)Почему Солнце у горизонта кажется большим, красным и сжатым сверху и снизу?
(ответ: Причина сплющенности в преломлении лучей в атмосфере. Чем ниже Солнце над горизонтом, тем сильнее оно сплющено, так как толщина атмосферы по направлению
к горизонту увеличивается.)
    
4 тур: Черный ящик.

Выносится черный ящик с неизвестным содержимым.
ВОПРОС:   Этот прибор описывается в одном из произведений Жюль Верна. Он очень прост
в применении. Для того, чтобы изготовить его нужно взять: 2 стекла от часов, соломинку и кусочек смолы, а также стакан воды. Что это за прибор? Где он применяется?  В каком произведении описывается?   
(ответ: Лупа. «Капитан Немо»)
 
 5 тур: Иллюзии    

 
1.Какой отрезок больше: АС или ВС 
 

2. АВ – прямая ли это линия?   
 
3.Какие фигуры больше: белые или черные?
 

4.Что напоминают вам эти фигуры? Какой квадрат больше?
 
5.Какие отрезки длиннее: левые или правые?   
 
 
6.Прямая ли это линия?
 
 

6 тур: Кто как смотрит и кто что видит

 
 Мы с вами живем в прекрасном мире света, который доставляет нам много радости.
Внешний мир мы видим благодаря зрению. « Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов — они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитана» (И. Лигинецкий)
  В этом туре ребятам предлагается показать свои знания, эрудицию по особенностям 
зрения у человека, у животных, у рыб, о применении законов оптики в криминалистике,
искусстве, фотографии и т.д (задание готовится заранее, дома).
 
Подведение итогов урока Присвоение командам званий: «  Самая лучезарная»,
«Самая светлая» ,  « Самая загадочная», Вручение дипломов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:  Чудный дар природы вечной,
  Дар бесценный и святой,
   В нем источник бесконечный
    Наслажденья красотой.
     Солнце, небо,, звезд сиянье,
    Море в блеске голубом-
     Всю природу и созданья
Мы  лишь в свете познаем.
     ( опера « Иоланта.». М.И.Чайковский)  
    
Список использованной литературы:
  1. Тихомирова С.А, Яворский Б.М. Физика-11.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М. Школьная Пресса, 2000.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика.Книга 1и2.-М.,2007.
  3. ТарасовЛ.В. Физика в природе.-М.: Вербум-М, 2002
  4. Зверева С.В. В мире солнечного света.- М.Гидрометеоиздат,2008

 
Пожаловаться 05 марта 2012
Файлы
оптика.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

  • фамилия, имя, отчество автора: Гавьюк Ирина Борисовна

  • квалификационная категория: высшая

  • место проживания: городской округ ЗАТО Большой Камень

  • название учебного заведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

  • дисциплина: физика

  • учебник, по которому ведется обучение: Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11 класс.

  • тема: «Свет – самое «темное» пятно в физике»

  • класс: 11

  • продолжительность урока: 45 минут



































Тема урока: Свет - самое «темное» пятно в физике.

«В слове «свет» заключена вся физика и тем самым все науки»

Уильям Брегг


Тип урока: урок – обобщение по теме «Оптика»

Цель: Обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Оптика». Развить умения применения своих знаний в различных ситуациях, активизация познавательной деятельности учащихся.


Класс делится на три команды (по желанию). Каждая команда придумывает название из области оптики и эмблему.


Вступительное слово учителя: Нас окружают редкие и повседневные оптические явления, которые загадочны, потому что мы не можем объяснить их причины или просто не задумываемся над ними. Основной орган, с помощью которого мы осязаем окружающий мир это наши глаза. Давайте сегодня вместе разберемся, раскроем «темную» тайну света и проследим связь между светом, глазами, окружающим миром.

1тур: Объясни увиденное


1)ОБОРУДОВАНИЕ: закопченный шарик на нити, прозрачный стакан с водой.

ВОПРОС: Почему закопченный черный шарик в воде кажется серебристым?

(ответ: Вода плохо взаимодействует с сажей, покрывающей шарик, поэтому вокруг шарика, погруженного в воду, остается тонкий слой воздуха. Лучи света испытывают полное отражение от границы раздела»вода-слой воздуха» около шарика, поэтому он кажется серебристым в воде, а вынимая его из воды эффект исчезает)

2)ОБОРУДОВАНИЕ: плоское зеркало, экран, осветитель для теневой проекции, фигурка (маленькая игрушка)

ВОПРОС: На плоское горизонтально лежащее зеркало ставим игрушку, освещаем ее и зеркало пучком света. При этом на экране видны две тени-изображения игрушки: прямое и перевернутое. Как образуются эти изображения?

(ответ: Прямое изображение получаем потому, что игрушка стоит на пути лучей, отразившихся от зеркала. Обратное - так как игрушка стоит на пути падающих на зеркало лучей.)

3)ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачная стеклянная пластина, сосуд с водой, сосуд с толченным стеклом, экран, кодоскоп.

ВОПРОС: Стеклянная пластинка прозрачна. Почему же толченное стекло непрозрачно?

(ответ: Поверхность частиц толченного стекла неровная, поэтому большинство падающих на их поверхность лучей рассеивается, а ,те, что прошли в стекло, испытывают многократные отражения от краев, и лишь часть может выйти из него.

2 тур: Физика в литературе


1)И.Гете: «Утверждение Ньютона - чудовищное предположение. Да и как это может быть чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет - белый – оказался смесью цветных лучей?» ВОПРОС: О каком явлении идет речь? Верно ли утверждение что красок в природе нет? Докажите.

(ответ: дисперсия)

2)Ф.И.Тютчев: «День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень.

На небе гаснут облака…

ВОПРОС: Почему вечером тени удлиняются?

(ответ: за счет увеличения угла падения лучей)

3)С.Я Маршак: «Горит, как хвост павлиний,

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет.

Огнями на просторе

Играет легкий шар

То в нем синее море,

То в нем горит пожар.

В нем столько блеску было.

Была такая спесь

А он- воды и мыла

Раздувшаяся смесь

ВОПРОС: Почему мыльный пузырь - шар?

( ответ: согласно закона Паскаля ….)

4)В.Катаев повесть «Белеет парус одинокий»

«Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную воду, казалось сломанным»

ВОПРОС: Почему весло казалось сломанным?

(ответ: из-за преломления лучей водой)

5) Г.Хаггард «Копи царя Соломона»

«С каждой минутой тьма неумолимо и величественно наплывал на лунные кратеры… Луна приобрела медный оттенок, а часть ее поверхности, которая не была еще охвачена мраком, стала пепельно – серой. Кольцо тени все больше закрывало Луну – оно теперь заволокло более половины ее кроваво – красного диска, а багровая мгла сгущалась все больше и больше…»

ВОПРОС: Какое явление описывается в отрывке романа? Какова его причина? Почему Луна приобрела медный оттенок, а потом стала кроваво – красной?

(ответ: Описано лунное затмение. Лучи красного света менее всего подвергаются рассеиванию земной атмосферой, они проходят сквозь нее и попадают на Луну, оказавшейся в тени Земли)

6)Отрывок из французской сказки: « Матросы взобрались на реи, а капитан взял подзорную трубу и увидел замок, висящий на золотых цепях между небом и землей».

ВОПРОС: Какое явление природы описано в этом отрывке?

(ответ: миражи. Этот мираж мог возникнуть ,так как показатель преломления воздуха выше у поверхности воды и уменьшается с высотой. Световые лучи изгибаются так, что их траектория как в данном случае будет обращена выпуклостью вверх, поэтому матросы увидели замок вверху, как бы висящим над линией горизонта.)


3 тур: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан…»


Более 300 лет назад английский физик Исаак Ньютон исследуя преломление светового луча, направил его на трехгранную стеклянную призму и получил разложение света в спектр.

1)Где должно находиться Солнце, когда вы смотрите на радугу? Можно ли на небе увидеть две радуги – одну перед собой, а вторую позади себя?

(ответ: Две радуги увидеть в противоположных сторонах неба нельзя, так как радуга должна быть только в противоположной стороне от Солнца)

2)Почему радуга имеет форму дуги?

(ответ: Радуга появляется в следствии полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. Цветные лучи рассеиваются больше в направлении, образующем угол около 42 с направлением солнечных лучей. Геометрическое место точек дающих лучи под 42 есть дуга окружности.)

3)Почему днем не видно звезд?

(ответ: Днем солнечный свет очень интенсивен и его рассеиваемая атмосферой часть, которую мы видим, значительно ярче света звезд)

4)Почему мы видим не только яркий серп Луны, но и частично ту ее область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?

(ответ: Мы видим часть темной области Луны, потому что она освещается солнечным светом, отраженным от земной атмосферы.)

5)Длина волны красного света в вода равна длине волны зеленого света в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой, если вода освещена красным светом?

(ответ: Красный, так как при переходе света из одной среды в другую частота света не меняется и она не определяет цвет лучей)

6)Почему Солнце у горизонта кажется большим, красным и сжатым сверху и снизу?

(ответ: Причина сплющенности в преломлении лучей в атмосфере. Чем ниже Солнце над горизонтом, тем сильнее оно сплющено, так как толщина атмосферы по направлению

к горизонту увеличивается.)

4 тур: Черный ящик.


Выносится черный ящик с неизвестным содержимым.

ВОПРОС: Этот прибор описывается в одном из произведений Жюль Верна. Он очень прост

в применении. Для того, чтобы изготовить его нужно взять: 2 стекла от часов, соломинку и кусочек смолы, а также стакан воды. Что это за прибор? Где он применяется? В каком произведении описывается?

(ответ: Лупа. «Капитан Немо»)


5 тур: Иллюзии


1.Какой отрезок больше: АС или ВС

А В

С

2. АВ – прямая ли это линия?

А

В

3.Какие фигуры больше: белые или черные?


4.Что напоминают вам эти фигуры? Какой квадрат больше?




5.Какие отрезки длиннее: левые или правые?


6.Прямая ли это линия?



6 тур: Кто как смотрит и кто что видит


Мы с вами живем в прекрасном мире света, который доставляет нам много радости.

Внешний мир мы видим благодаря зрению. « Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов - они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитана» (И. Лигинецкий)

В этом туре ребятам предлагается показать свои знания, эрудицию по особенностям

зрения у человека, у животных, у рыб, о применении законов оптики в криминалистике,

искусстве, фотографии и т.д (задание готовится заранее, дома).


Подведение итогов урока Присвоение командам званий: « Самая лучезарная»,

«Самая светлая» , « Самая загадочная» , Вручение дипломов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо,,звезд сиянье,

Море в блеске голубом-

Всю природу и созданья

Мы лишь в свете познаем.

( опера « Иоланта.». М.И.Чайковский)

Список использованной литературы:

  1. Тихомирова С.А, Яворский Б.М. Физика-11.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М. Школьная Пресса, 2000.

  2. Перельман Я.И. Занимательная физика.Книга 1и2.-М.,2007.

  3. ТарасовЛ.В. Физика в природе.-М.: Вербум-М, 2002

  4. Зверева С.В. В мире солнечного света.- М.Гидрометеоиздат,2008

Обсуждение материала
  • Ирина Гавьюк
    16 марта 201212:00
    Ирина Гавьюк

    Ирина Борисовна, большое спасибо за разработку. Считаю, что ее можно использовать и во внеурочное время.

  • Татьяна Коврова
    19 марта 201212:10
    Татьяна Коврова

    Ирина Борисовна, спасибо за подробный, содержательный материал. Собраны интересные факты, которые можно использовать на классном часу и форма работы вполне приемлима. Успехов Вам!!!

  • Зинаида Александрова
    10 мая 201219:39
    Зинаида Александрова

    Уважаемая Ирина Борисовна!
    Спасибо за представленный материал, который является привлекательным и вызывает интерес за счёт приведённых примеров оптических явлений из литературных произведений.

    В предыдущем комментарии отмечено, что "можно использовать на классном часу". Позволю себе отметить, что многие моменты разработки могут украсить любое внеклассное мероприятие по предмету, но никак ни классный час!

    К сожалению, я уже знакома с материалом, представленным Гавьюк Ириной Борисовной. Ранее он опубликован здесь: http://xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/publications/fisika/685-gavyuk.html

    Для урока обобщения и повторения материала по "Оптике" в 11 классе содержание разработки является недостаточным по сложности, т.к. задания слишком простые и отсутствуют расчётные задачи. Может быть, для класса с гуманитарным направлением такая разработка вполне приемлема, но это не отражено в конспекте.

    Желаю Вам творческих находок!

  • Надежда Семакова
    13 мая 201221:03
    Надежда Семакова

    Уважаемая Ирина Борисовна!
    Полностью согласна с мнением Зинаиды Александровой. Хотелось бы добавить:
    1) вопросы хорошие, но однообразная работа на уроке вызывает быстрое утомление обучающихся;
    2) данные задания я использую на уроках в 8 классе;
    3) и раз уж это урок обобщения, то очень бы хотелось увидеть и экспериментальные задания;
    4) тема урока интересна, но привлечения к ней внимания обучающихся я не нашла.

    От всей души желаю Вам творческих успехов!

  • 12 июня 201219:44
    Людмила Новикова

    Уважаемая Ирина Борисовна! Спасибо за представленную разработку. Мне кажется, что данный урок более подходит для класса с гуманитарным профилем. Для "физ-мата" нужны задачи гораздо сложнее. Желаю Вам здоровья и всего хорошего!

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru