В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Изготовление декоративного панно в этническом стиле «Суляко – весенний оленёнок»

Татьяна  Ангелова Татьяна Ангелова
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 1283
Краткое описание
Данное мероприятие расчитано на детей 9 -12 лет, проводилось как занятие в рамках авторской программы по предмету "Художественная культура народов мала".
Цель: приобщение детей к этнокультурным традициям коренных народов Ямала, развитие творческих навыков.

Описание


Практическое занятие для детей по предмету

Художественная культура народов Ямала

«Изготовление декоративного панно в этническом стиле
«Суляко – весенний оленёнок»
Составитель: Ангелова Татьяна Пирчевна, преподаватель отделения изобразительного искусства. 
г. Муравленко
2011г.
Цель: приобщение детей к этнокультурным традициям коренных народов Ямала.  Задачи:   
— расширить представления детей  о  северном крае и  формировать навыки работы  в технике аппликация;
— развитие творческих способностей,  умение украшать силуэт оленя и задуманную композицию в целом;
— формировать духовно-нравственные ценности, воспитывать  интерес и отзывчивость  к национальной культуре северных  народов.
Инструменты и материалы: / на 1 участника/
· ножницы;
· швейная и бисерная игла;
· портняжный мел;
· бисер разноцветный;
· нитки швейные;
· основа изделия: лоскут фетры — формат — А4;
· готовые детали:  фигура и рога оленя;
· для декоративного украшения композиции: тесьма, лоскуты фетра разных цветов.
Учебно — методические пособия, наглядность:
· Изделия,  выполненные в традициях народного ремесла и современные сувениры из личного фонда преподавателя.
· Набор открыток «Орнаменты лесных ненцев», Центр культуры и науки самодийских народов «Часелькы», 2001г.
· Видеоряд: презентация «Символ жизни тундры — олень», составитель Ангелова Т.П.
Используемый словарь: Олень, «суляко» — весенний оленёнок, орнамент, сувенир.

Используемая литература:

1. Арктика мой дом.  Природа Севера Земли. Полярная энциклопедия школьника.Москва, Северные просторы, 2001 год.
2. Сязи А.М. «Узоры северного сияния» I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.
3. Сязи А.М. «Орнамент и вещь в культуре народов Нижнего Приобья»,2000г.
4. Хомич Л.В.  Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 г.
5. Ядне Н.Н.  В краю моём, в краю оленьем [Фотоальбом] / [фото Н. Ядне, Х. Яунгад]. – Курган: Зауралье, 2006.
План  мероприятия:
1. Вводная  часть. Приветствие.  

2. Теоретическая часть:
-    Просмотр презентации «Символ жизни тундры — олень»  -   10мин.
3. Практическая часть:изготовление композиции «Суляко – весенний олененок».     -  30мин.
— художественно-конструктивный анализ   выполнения   изделия;
— самостоятельное изготовление изделия учащимися.
4. Итог мероприятия. Анализ  и выставка выполненных  работ — 10мин.     Фотосессия.
Ход занятия:
Добрый день, дорогие дети! (Преподаватель в национальном ненецком костюме.)     
Обратите внимание на нарядность национальных костюмов  и интересные орнаменты. Стилизованные  орнаменты открывают  тайну  о растительном и животном мире севера. Каждый костюм   может нам о многом рассказать: о народе,  его истории и традициях.
Теоретическая часть:
— Мы с вами живём на  Крайнем Севере. Как вы думаете,   какое животное является  символом жизни тундры?
— олень.
— Северный олень — млекопитающее, парнокопытное жвачное животное из семейства оленей. Обитает в тундровой и лесотундровой зонах. Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает. Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Олень приручен человеком одним из первых животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.

Просмотр презентации «Символ жизни тундры — олень».

3. Практическая часть: изготовление композиции «Суляко – весенний олененок».
— В ходе практического занятия вам предстоит украсить вашего олененка и создать сюжетную композицию о северном крае.
Вместе с детьми  рассмотреть предложенные на столах  материалы и определить их  назначение: основа изделия — лоскут фетры (формат — А 4);       готовые детали — фигура и рога оленя;          для декоративного украшения композиции: тесьма, лоскуты фетра разных цветов, бисер.

Затем  провести   художественно-конструктивный анализ   выполнения   композиции.

Анализ композиции– цвет и размеры.
Предложенная  основа   композиции  — лоскут фетры, его цвет  подскажет  каждому  время года или часть суток. Особое внимание уделить  сочетанию и расположению деталей аппликации. Они  могут перекрывать друг друга, что создаст дополнительный объём.

Анализ фигуры оленя. Вспомнить характерные особенности северного оленя: туловище, рога ветвистые, копыта. Предложить детям  рассмотреть и ощутить мягкость  оленьего меха,  лоскут меха прикреплён у каждого к игольнице.
Сюжет композиции. Творческое задание:  самостоятельно  дополнить композицию необходимыми образами по замыслу автора.
Самостоятельное изготовление  композиции.  
1 этап: создание образа  олененка – для достижения выразительного образа имеющиеся  детали: туловище   и рога оленя    украсить тесьмой или бисером. Выполнить соединение  элементов композиции  с основой  с помощью швейной иглы. Определить длину нитки, вдеть её в иголку,  использовать  шов  «вперёд иголка» (тонкая пунктирная линия).          

2 этап: работа над сюжетом композиции. Дополнение композиции    необходимыми образами в зависимости от времени  года и части суток  по замыслу автора (солнце, ягоды, снег, чумы и др).
3 этап: выполнение декоративного  оформления композиции. При необходимости оформить работу в паспарту, затем в  раму.
4. Итог мероприятия.

Для коренного жителя олень — прежде всего друг, товарищ, помощник. Олень даёт кров над головой. На севере олененок – символ пробуждения природы. Каждый год весной проводятся праздник «День оленевода». Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках, северные  мастерицы представляют нарядную одежду и сувениры.  Народное искусство живет веками.
Анализ  и выставка выполненных  работ.
Пожаловаться 03 марта 2012
Файлы
Суляко - весенний олененок.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»








Практическое занятие для детей по предмету

Художественная культура народов Ямала

«Изготовление декоративного панно в этническом стиле

«Суляко – весенний оленёнок»









Составитель: Ангелова Татьяна Пирчевна, преподаватель отделения изобразительного искусства.
















г. Муравленко

2011г.

Цель: приобщение детей к этнокультурным традициям коренных народов Ямала. Задачи:

- расширить представления детей о северном крае и формировать навыки работы в технике аппликация;

- развитие творческих способностей, умение украшать силуэт оленя и задуманную композицию в целом;

- формировать духовно-нравственные ценности, воспитывать интерес и отзывчивость к национальной культуре северных народов.

Инструменты и материалы: / на 1 участника/

  • ножницы;

  • швейная и бисерная игла;

  • портняжный мел;

  • бисер разноцветный;

  • нитки швейные;

  • основа изделия: лоскут фетры - формат - А4;

  • готовые детали: фигура и рога оленя;

  • для декоративного украшения композиции: тесьма, лоскуты фетра разных цветов.

Учебно - методические пособия, наглядность:

  • Изделия, выполненные в традициях народного ремесла и современные сувениры из личного фонда преподавателя.

  • Набор открыток «Орнаменты лесных ненцев», Центр культуры и науки самодийских народов «Часелькы», 2001г.

  • Видеоряд: презентация «Символ жизни тундры - олень», составитель Ангелова Т.П.

Используемый словарь: Олень, «суляко» - весенний оленёнок, орнамент, сувенир.

Используемая литература:

  1. Арктика мой дом. Природа Севера Земли. Полярная энциклопедия школьника.Москва,Северные просторы , 2001 год.

  2. Сязи А.М. «Узоры северного сияния» I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.

  3. Сязи А.М. «Орнамент и вещь в культуре народов Нижнего Приобья»,2000г.

  4. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 г.

  5. Ядне Н.Н. В краю моём, в краю оленьем [Фотоальбом] / [фото Н. Ядне, Х. Яунгад]. – Курган: Зауралье, 2006.

План мероприятия:

1. Вводная часть. Приветствие.

2. Теоретическая часть:

- Просмотр презентации «Символ жизни тундры - олень» - 10мин.

3. Практическая часть: изготовление композиции «Суляко – весенний олененок». - 30мин.

- художественно-конструктивный анализ выполнения изделия;

- самостоятельное изготовление изделия учащимися.

4. Итог мероприятия. Анализ и выставка выполненных работ - 10мин. Фотосессия.


Ход занятия:

Добрый день, дорогие дети! (Преподаватель в национальном ненецком костюме.)

Обратите внимание на нарядность национальных костюмов и интересные орнаменты. Стилизованные орнаменты открывают тайну о растительном и животном мире севера. Каждый костюм может нам о многом рассказать: о народе, его истории и традициях.

Теоретическая часть:

- Мы с вами живём на Крайнем Севере. Как вы думаете, какое животное является символом жизни тундры?

- олень.

- Северный олень - млекопитающее, парнокопытное жвачное животное из семейства оленей. Обитает в тундровой и лесотундровой зонах. Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает. Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Олень приручен человеком одним из первых животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.

Просмотр презентации «Символ жизни тундры - олень».

3. Практическая часть: изготовление композиции «Суляко – весенний олененок».

- В ходе практического занятия вам предстоит украсить вашего олененка и создать сюжетную композицию о северном крае.

Вместе с детьми рассмотреть предложенные на столах материалы и определить их назначение: основа изделия - лоскут фетры (формат - А 4); готовые детали - фигура и рога оленя; для декоративного украшения композиции: тесьма, лоскуты фетра разных цветов,бисер.

Затем провести художественно-конструктивный анализ выполнения композиции.

Анализ композиции – цвет и размеры.

Предложенная основа композиции - лоскут фетры, его цвет подскажет каждому время года или часть суток. Особое внимание уделить сочетанию и расположению деталей аппликации. Они могут перекрывать друг друга, что создаст дополнительный объём.

Анализ фигуры оленя. Вспомнить характерные особенности северного оленя: туловище, рога ветвистые, копыта. Предложить детям рассмотреть и ощутить мягкость оленьего меха, лоскут меха прикреплён у каждого к игольнице.

Сюжет композиции. Творческое задание: самостоятельно дополнить композицию необходимыми образами по замыслу автора.

Самостоятельное изготовление композиции.

1 этап: создание образа олененка – для достижения выразительного образа имеющиеся детали: туловище и рога оленя украсить тесьмой или бисером. Выполнить соединение элементов композиции с основой с помощью швейной иглы. Определить длину нитки, вдеть её в иголку, использовать шов «вперёд иголка» (тонкая пунктирная линия).

2 этап: работа над сюжетом композиции. Дополнение композиции необходимыми образами в зависимости от времени года и части суток по замыслу автора (солнце, ягоды, снег, чумы и др).

3 этап: выполнение декоративного оформления композиции. При необходимости оформить работу в паспарту, затем в раму.

4. Итог мероприятия.

Для коренного жителя олень — прежде всего друг, товарищ, помощник. Олень даёт кров над головой. На севере олененок – символ пробуждения природы. Каждый год весной проводятся праздник «День оленевода». Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках, северные мастерицы представляют нарядную одежду и сувениры. Народное искусство живет веками.

Анализ и выставка выполненных работ.

F:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8446.JPG F:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8421.JPGF:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8451.JPG


F:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8425.JPGF:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8433.JPG


фотоприложение.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

F:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8421.JPGF:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8446.JPGF:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8451.JPG

F:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8425.JPGF:\Мастер класс Ангеловой\IMG_8433.JPG

F:\Мастер класс Ангеловой\приложение фото\IMG_8436.JPG

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru