В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

презентация "Гатчина"

презентация "Гатчина"

Елена Евстафьева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 6737 комментариев: 2
Краткое описание
Цель прензентации воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.
Описание
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «ГАТЧИНА»:
ЦЕЛЬ: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.
ЗАДАЧИ:
1.Знакомство с историей возникновения Гатчины.
2.Знакомство с основными архитектурными и скульптурными памятниками одного из исторических уголков Санкт-Петербурга – города Гатчины.
3.Расширение словарного запаса учащихся: знакомство с архитектурными терминами, историческими названиями.
4. Воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.

   Пушкин, Павловск и Гатчина строились позднее. Сюда ездили в каретах, а потом по железной дороге .
1 сл
Гатчина расположена в 45 километрах к юго – западу от Санкт – Петербурга. Это самый далёкий от столицы дворцово-парковый ансамбль. При Петре Первом царь и его приближённые строили загородные дворцы  на южном побережье Финского залива. Царь Пётр любил море, а в Стрельну, Петродворец и Ораниенбаум (Ломоносов) можно было добраться по воде.
3 сл
Сотни лет назад земли, на которых теперь расположен город Гатчина, входили в состав земель Великого Новгорода. Потом они были присоединены к Московскому государству. К этому времени относится и первое упоминание о «селе Хотчино над озером Хотчиным». А Санкт – Петербурга тогда ещё не было.
4 сл
Многие историки считают, что название села произошло от новгородского слова «хоть». Хоть – это просто гать, и получается, что Хотчино – поселение, построенное у гати, проложенное через болото.
   Другие с читают, что название Хотчино происходит от мужского имени Хотин (то есть первый, «хотимый» ребёнок в семье). Третьи полагают, что Хотчино – это искажённые немецкие слова «хат шёне», которые переводятся как «имеющие красоту».
5 сл
Места вокруг Гатчины действительно очень красивые. И когда эти земли завоевали шведы, на месте села Хотчино они построили небольшую усадьбу. Усадьбу назвали Гатчинская мыза. Она находилась на берегу Белого озера.
   Во время Северной войны русские войска отвоевали эти территории у шведов.
6 сл
В лесах вокруг Гатчинской мызы, на озёрах и болотах водилось много дичи. Царские вельможи любили охотиться в этих местах.
7 сл
Царь Пётр подарил мызу любимой сестре царевне Наталье Алексеевне. Для неё на берегу Белого озера построили деревянный двухэтажный дом. Дом этот не сохранился – со временем он разрушился. На его месте разбили Ботанический сад.
8 сл
После смерти Натальи Алексеевны поместьем пользовались царские медики. «Государевы» врачи выращивали на мызе лекарственные растения.
   При императрице Анне Иоанновне Гатчинской мызой владел князь Алексей Борисович Куракин.
9 сл
Императрица Екатерина Вторая выкупила у потомков князя Куракина Гатчинскую мызу и подарила её графу Григорию Орлову.
10 сл
Большой любитель охоты, молодой граф получил в своё владение ряд сёл: Кипень, Шугурово, Лигово, Ропшу, но местом летнего своего пребывания избрал богатую лесом и водой  местность вокруг мызы  Гатчина.  «Гатчинский помещик», как его называла Екатерина II, Орлов был в восторге от своих владений, о чём свидетельствует фрагмент его письма знаменитому французскому писателю Ж. Ж. Руссо: «… у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна… уголки приятные для прогулок возбуждают к мечтательности… если такой уголок вам по вкусу – от вас зависит поселиться в нём».
11 сл
Графу очень понравился подарок. Его пнривлекала живописная холмистая местностьс богатыми дичью лесами и чистыми озёрами. Он решил построить здесь большой дворец, а вокруг него разбить парк.
   Здесь, на богатых охотничьих угодьях, он заказал архитектору Антонио Ринальди построить романтичный, суровый, немного таинственный замок.
12 сл
15 лет продолжалось строительство дворца – замка, который в последствии становится ядром будущего города. О Гатчинском дворце в одном из изданий XVIIIвека было сказано «Усадебный дом нового вкуса … прекрасен, без нагромождения украшений, без статуй на крыше, без вздыхающих кариатид, представляющих печальный вид страдающего человечества…»
13 сл
Строительство дворца в Гатчине ведётся с 1766-1781 годах, архитектором Антонио Ринальди. Дворец строится в стиле русского классицизма. Он представляет собой огромное сооружение, облицованное местным пудостским камнем, который добывали неподалёку, в деревне Пудость, впервые применённым для этой цели в зодчестве. Камень интересен тем, что меняет свой цвет: на солнце он золотистый, а в пасмурную серо – стальной. Это придавало дворцу суровость и сдержанность, что сделало его похожим одновременно на средневековый английский замок и североитальянский загородный дворец. Но по сути это глубоко русское, удивительно тонко вписанное в природу, сооружение. Главный корпус построен в три этажа. 
14 сл
Со стороны парка к центральной части дворца Ринальди пристроил две пятигранные башни, На одной из башен были расположены часы – куранты и её назвали Часовой. Другая башня длительное время использовалась в качестве смотровой площадки, куда дамы и кавалеры поднимались «обозревать окрестности». В царствование императора Николая I ее стали называть Сигнальной, так как на ней был устроен оптический телеграф.
15 сл
К ним примыкают полукруглые двухэтажные открытые галереи. Галереи соединяли центральный корпус с двумя боковыми одноэтажными корпусами. Внутри боковых корпусов – закрытые квадратные дворики. Сами корпуса в плане квадратные, их называют каре. В корпусах – каре находились кухни и конюшни, поэтому их и назвали Кухонный корпус и Конюшенный корпус.
16 сл
Перед главным входом со стороны парадного двора были установлены статуи «Осторожность» (скульптор Джованни Маркиори) и «Справедливость» (скульптор Иоганн Морлейтер).
17 сл
Две другие статуи тех же мастеров – «Мир» и «Война – установили со стороны парка.
18 сл
Еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Григорьевиче Орлове был устроен подземный ход, который вел к Серебряному озеру. Спуститься туда можно было прямо из Парадных залов и попасть вначале в гулкие подвалы, где за массивными коваными дверями скрывалась уникальная затея ХVIII века для увеселения гостей, сохранившаяся до настоящего времени. 
   Коридор подземного хода, длиной в сто тридцать метров, облицован натуральным известняком и освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо». 

19 сл
Недолго наслаждался сиятельный владелец своей великолепной усадьбой: в апреле 1783 года Г. Г. Орлов умер. После его смерти Екатерина Вторая подарила Гатчину своему сыну – будущему императору Павлу Первому.
20 сл
При Павле Гатчина стала городом. Тогда же он утвердил и герб нового города.
   Щит герба состоит из двух половин – золотой и лазоревой. Вверху на золотом поле изображён двуглавый орёл, увенчанный тремя императорскими коронами, на его груди – червлёный щит с вензелем императора Павла I. За щитом – крест ордена святого Иоанна Иерусалимского, покрытый мальтийской короной. В нижней лазоревой части заглавная (латинская) буква названия города G(«ге»).
21 сл
Для Павла дворец перестраивал архитектор Винченцо Бренна. Мать Павла Екатерина Вторая следила за перестройкой дворца.
22 сл
Одноэтажные Кухонное и Конюшенное каре надстроили. Конюшенный корпус переименовали в Арсенальный – там находилась коллекция оружия.
   Рядом с дворцом, за кухонным каре, находился небольшой район, который назывался  Екатеринвердер. Здесь планировалось строительство военного городка. Однако планы эти не осуществились. Архитектор Бренна успел построить только одно сооружение – Екатиренвердерскую башню. Она в точности повторяет угловые башни Кухонного и Конюшенного каре.
    Башня интересна тем, что её никогда не перестраивали, и она даёт представление о том, каким был дворец до многочисленных переделок.
23 сл
Дворец перестал быть комфортным загородным домиком, он стал строже, внушительнее. Гатчинский дворец при Павле Iсовсем стал похож на средневековый рыцарский замок.  
24 сл
Парадный дворцовый луг при Павле превратился в огоромный военный плац.
25сл
Плац обнесли крепостной стеной с амбразурами для пушек. Вдоль стены прокопали ров и заполнили его водой. Через ров перекинули четыре подъёмных моста.
   Из пушек производился салют в честь прибытия высоких гостей и по праздничным дням.
26 сл
Внутри строгий дворец приобрёл «имперскую пышность». Став императором, Павел Первый не жалел средств для обустройства своей любимой загородной резиденции. Теперь в Гатчинском дворце император проживал не только летом, но и зимой. Там же во дворце размещался императорский двор и большой штат прислуги.
28 сл
Комнаты императора находились на первом этаже главного корпуса. Это Нижний тронный зал – самая большая из личных комнат Павла. Стены зала сплошь покрывали картины в золочёных рамах. Это и жанровые полотна, и пейзажи, и портреты.
   Главное место в зале занимал огромный – во всю стену от пола до потолка – портрет Павла на коне. Когда Павел стал императором, рядом с портретом было установлено кресло.
29 сл
На первом этаже также находилась Туалетная комната. Из вестибюля наверх вела большая гранитная лестница.
30 сл
На втором этаже располагались парадные залы. Они объединены в три анфилады. Анфилады начинаются с Аванзала (или Верхней Кавалерской). Здесь происходил развод караула по внутренним покоям дворца.
31 сл
Мраморная столовая предназначалась для праздничных обедов в особо торжественных случаях. Просторное светлое помещение украшали 16 мраморных колонн. У одной из стен мраморный камин с зеркалом. Часть столовой – Буфетная – отделана мраморной балюстрадой. Её украшают четыре мраморные вазы и копия античной скульптуры «Эрот, натягивающий лук».
32 сл
Рядом с Мраморной столовой – Тронная Павла Первого. Трон и возвышение, на которое его установили, были обиты малиновым бархатом. На спинке трона золотом, серебром и шёлком вышит императорский герб. Золочёный трон Павла – копия трона Петра Первого, находящегося в Зимнем дворце.
Особое украшение Тронной – паркет. Он выполнен из разных пород дерева: Табачного, яблоневого, красного, палисандра, ореха, груши и других.
Стульев в зале не было: в присутствии императора полагалось стоять… Огромные гобелены «Азия», «Африка» и «Церера» занимали в Тронной почти все стены.
33 сл
Дверь из Тронной ведёт в Малиновую гостиную, которая открывает группу парадных интерьеров, принадлежащих императрице Марии Фёдоровне, супруге Павла I. Своё название она получила по цвету мебели с малиновой обивкой и стены были закрыты малиновыми гобеленами. Гобелены, которые украшали гостиную, подарил Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне французский король Людовик Шестнадцатый. В настоящее время в зале можно увидеть только один ковёр «Въезд Санчо Панса на остров Бараторио».
34 сл
Из Малиновой гостиной можно было пройти в Парадную опочивальню. Интерьер Опочивальни создал архитектор Бренна.
35 сл
За опочивальней расположены Овальный будуар и Башенный кабинет. Из окон кабинета открывается великолепный вид на Белое и Серебряное озера и Собственный садик.
36 сл
Самое большое и великолепное помещение дворца – Белый зал. В нём проходили особо торжественные приёмы. Огромные окна – двери (их пять) выходят к балкону, обращённому на плац. Настенные панно, двери, окна богато украшены лепкой. На потолке в центре плафон «Рождение героя» — аллегория  на рождение великого князя Михаила, сына Павла Первого.
37 сл
На третьем этаже находится действующая Домовая церковь, где каждый прихожанин может поставить свечку, отстоять литургию.
38 сл
Центральная часть здания соединена с боковыми корпусами – каре галереями. Галереи расположены не по прямой линии, а по дуге.
   В левом крыле (если встать лицом к дворцу со стороны плаца) находятся Чесменская и Арсенальная галереи. Интерьеры галерей создал Винченцо Бренна.
   Чесменская галерея посвящена победе русской эскадры над турецким флотом при Чесме (в Эгейском море) в 1770 году. В галереи три большие картины художника Хаккерта с эпизодами сражения. Картины находились на разных стенах. Однако Бренна устроил так, что их можно было видеть одновременно.  Две картины висели справа и слева от большого зеркала над камином. В зеркале отражалась третья картина, висевшая на другой стороне галереи. Если встать перед зеркалом, то видны сразу все три полотна. Двери и стены галереи украшены в готическом стиле: львиные головы, колчаны, палица Геркулеса, а также щиты и копья, мечи и кинжалы, воинские доспехи. Интерьер галереи символизировал победы русской армии.
39 сл
В Арсенальной галерее размещалась коллекция огнестрельного оружия. Собирать старинное оружие начал граф Орлов. Здесь были и охотничьи атрибуты: капканы, рогатины. Кроме того, у графа имелись раритеты (редкости): кости ископаемых животных, чучела редких птиц. Он также хранил модель однопролётного моста через Неву изобретателя Кулибина.
   Бренна затянул стены помещения малиновым штофом с золотистыми букетами, развесил большие зеркала в золочёных рамах. Потом штоф заменили деревянными панелями. К ним прикрепили 1111 ружей и пистолетов. Скрещённое оружие образовало узоры – «солнце» и «хризантема». В средней части глухой стены из пистолетов выложили вензель Павла – букву «П» с лавровым венком. С обеих сторон от вензеля стояли шкафы, в которых хранились образцы формы гатчинских полков.
В правом полуциркуле дворца располагаласьГреческая галерея. Её интерьер также создал архитектор Бренна. Девять окон галереи были обращены к плацу перед дворцом. На другой стене висели картины с изображениями  античных построек. В простенках между картинами и окнами Бренна разместил скульптуры: мраморные копии  античных статуй, бюсты древних императоров и философов.
40 сл
Вдоль внутреннего двора Арсенального каре тянулась Готическая галерея. Она напоминала средневековое сооружение. Пучки тонких колонн наверху расходились веером и образовывали готический свод. В окнах – цветные стёкла. На стенах – готические узоры.
Китайскаягалерея – получила своё название, благодаря размещённым в ней богатейшим коллекциям восточного искусства. Основную часть гатчинской коллекции составляли изделия китайского фарфора – вазы, флаконы, фляжки, блюда, тарелки, чашки, стаканы, статуи, театральные группы. 
41 сл
После смерти Павла Гатчина стала собственностью Марии Фёдоровны. Плац перед дворцом зарос травой и превратился в луг.
42 сл
Затем Гатчина перешла по наследству к сыну Павла императору Николаю Первому. Николай очень любил парады и смотры. Плац перед дворцом вновь очистили от травы и приготовили для военных учений.
43 сл
Следующими владельцами Гатчинского дворца были Александр Второй, Александр Третий и последний российский император Николай Второй.
44 сл
В 1851 году на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу Первому (скульптор Иван Петрович Витали, пьедестал – архитектор Роман Иванович Кузьмин). Точно такой же памятник установлен перед дворцом в другой загородной резиденции Павла Первого – городе Павловске.
45 сл
В 20 веке Гатчинский дворец стал музеем.
46 сл
Он очень пострадал во время войны. Некоторое время во дворце располагалось научное учреждение.
47 сл
Чесменская галерея – была одним из самых пышных и торжественных парадных залов. Зал не отреставрирован и выглядит почти таким, каким он предстал перед музейными сотрудниками и реставраторами в 1944 году.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Е.В.Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб    Корона принт <metricconverter productid=«2011 г» w:st=«on»>2011 г.
2.Е.В. Дмитриева Гатчина. СПб Корона принт <metricconverter productid=«2008 г» w:st=«on»>2008 г.
3.А.С. Андреева, А.М. Колина, В. Я. Крестьянинова, В.А. Никитина, Е.В. Туйска Пригороды Санкт-Петербурга,
   вопросы и ответы. СПб Издательство «Паритет» <metricconverter productid=«2006 г» w:st=«on»>2006 г.
4.Д. Кючарианц, А. Раскин Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт – Петербурга и пригородов.
     СПб «Паритет» <metricconverter productid=«2009 г» w:st=«on»>2009 г.
5.http://www.gatchinapalace.ru/gatchina/plan_of_third_floor/the_third_floor_arsenal_car.php

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
методическое сопровождение.doc Скачать

ЕВСТАФЬЕВА

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ

ГБОУ СОШ №262

Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «ГАТЧИНА»:


ЦЕЛЬ: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.

ЗАДАЧИ:

1.Знакомство с историей возникновения Гатчины.

2.Знакомство с основными архитектурными и скульптурными памятниками одного из исторических уголков Санкт-Петербурга – города Гатчины.

3.Расширение словарного запаса учащихся: знакомство с архитектурными терминами, историческими названиями.

4. Воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.


1 сл

Гатчина расположена в 45 километрах к юго – западу от Санкт – Петербурга. Это самый далёкий от столицы дворцово-парковый ансамбль. При Петре Первом царь и его приближённые строили загородные дворцы на южном побережье Финского залива. Царь Пётр любил море, а в Стрельну, Петродворец и Ораниенбаум (Ломоносов) можно было добраться по воде.

Пушкин, Павловск и Гатчина строились позднее. Сюда ездили в каретах, а потом по железной дороге .

3 сл

Сотни лет назад земли, на которых теперь расположен город Гатчина, входили в состав земель Великого Новгорода. Потом они были присоединены к Московскому государству. К этому времени относится и первое упоминание о «селе Хотчино над озером Хотчиным». А Санкт – Петербурга тогда ещё не было.

4 сл

Многие историки считают, что название села произошло от новгородского слова «хоть». Хоть – это просто гать, и получается, что Хотчино – поселение, построенное у гати, проложенное через болото.

Другие с читают, что название Хотчино происходит от мужского имени Хотин (то есть первый, «хотимый» ребёнок в семье). Третьи полагают, что Хотчино – это искажённые немецкие слова «хат шёне», которые переводятся как «имеющие красоту».

5 сл

Места вокруг Гатчины действительно очень красивые. И когда эти земли завоевали шведы, на месте села Хотчино они построили небольшую усадьбу. Усадьбу назвали Гатчинская мыза. Она находилась на берегу Белого озера.

Во время Северной войны русские войска отвоевали эти территории у шведов.

6 сл

В лесах вокруг Гатчинской мызы, на озёрах и болотах водилось много дичи. Царские вельможи любили охотиться в этих местах.

7 сл

Царь Пётр подарил мызу любимой сестре царевне Наталье Алексеевне. Для неё на берегу Белого озера построили деревянный двухэтажный дом. Дом этот не сохранился – со временем он разрушился. На его месте разбили Ботанический сад.

8 сл

После смерти Натальи Алексеевны поместьем пользовались царские медики. «Государевы» врачи выращивали на мызе лекарственные растения.

При императрице Анне Иоанновне Гатчинской мызой владел князь Алексей Борисович Куракин.

9 сл

Императрица Екатерина Вторая выкупила у потомков князя Куракина Гатчинскую мызу и подарила её графу Григорию Орлову.

10 сл

Большой любитель охоты, молодой граф получил в своё владение ряд сёл: Кипень, Шугурово, Лигово, Ропшу, но местом летнего своего пребывания избрал богатую лесом и водой местность вокруг мызы Гатчина. «Гатчинский помещик», как его называла Екатерина II, Орлов был в восторге от своих владений, о чём свидетельствует фрагмент его письма знаменитому французскому писателю Ж. Ж. Руссо: «… у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна… уголки приятные для прогулок возбуждают к мечтательности… если такой уголок вам по вкусу – от вас зависит поселиться в нём».

11 сл

Графу очень понравился подарок. Его пнривлекала живописная холмистая местностьс богатыми дичью лесами и чистыми озёрами. Он решил построить здесь большой дворец, а вокруг него разбить парк.

Здесь, на богатых охотничьих угодьях, он заказал архитектору Антонио Ринальди построить романтичный, суровый, немного таинственный замок.

12 сл

15 лет продолжалось строительство дворца – замка, который в последствии становится ядром будущего города. О Гатчинском дворце в одном из изданий XVIII века было сказано «Усадебный дом нового вкуса … прекрасен, без нагромождения украшений, без статуй на крыше, без вздыхающих кариатид, представляющих печальный вид страдающего человечества…»

13 сл

Строительство дворца в Гатчине ведётся с 1766-1781 годах, архитектором Антонио Ринальди. Дворец строится в стиле русского классицизма. Он представляет собой огромное сооружение, облицованное местным пудостским камнем, который добывали неподалёку, в деревне Пудость, впервые применённым для этой цели в зодчестве. Камень интересен тем, что меняет свой цвет: на солнце он золотистый, а в пасмурную серо – стальной. Это придавало дворцу суровость и сдержанность, что сделало его похожим одновременно на средневековый английский замок и североитальянский загородный дворец. Но по сути это глубоко русское, удивительно тонко вписанное в природу, сооружение. Главный корпус построен в три этажа.

14 сл

Со стороны парка к центральной части дворца Ринальди пристроил две пятигранные башни, На одной из башен были расположены часы – куранты и её назвали Часовой. Другая башня длительное время использовалась в качестве смотровой площадки, куда дамы и кавалеры поднимались «обозревать окрестности». В царствование императора Николая I ее стали называть Сигнальной, так как на ней был устроен оптический телеграф.

15 сл

К ним примыкают полукруглые двухэтажные открытые галереи. Галереи соединяли центральный корпус с двумя боковыми одноэтажными корпусами. Внутри боковых корпусов – закрытые квадратные дворики. Сами корпуса в плане квадратные, их называют каре. В корпусах – каре находились кухни и конюшни, поэтому их и назвали Кухонный корпус и Конюшенный корпус.

16 сл

Перед главным входом со стороны парадного двора были установлены статуи «Осторожность» (скульптор Джованни Маркиори) и «Справедливость» (скульптор Иоганн Морлейтер).

17 сл

Две другие статуи тех же мастеров – «Мир» и «Война – установили со стороны парка.

18 сл

Еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Григорьевиче Орлове был устроен подземный ход, который вел к Серебряному озеру. Спуститься туда можно было прямо из Парадных залов и попасть вначале в гулкие подвалы, где за массивными коваными дверями скрывалась уникальная затея ХVIII века для увеселения гостей, сохранившаяся до настоящего времени. 
Коридор подземного хода, длиной в сто тридцать метров, облицован натуральным известняком и освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо». 

19 сл

Недолго наслаждался сиятельный владелец своей великолепной усадьбой: в апреле 1783 года Г. Г. Орлов умер. После его смерти Екатерина Вторая подарила Гатчину своему сыну – будущему императору Павлу Первому.

20 сл

При Павле Гатчина стала городом. Тогда же он утвердил и герб нового города.

Щит герба состоит из двух половин – золотой и лазоревой. Вверху на золотом поле изображён двуглавый орёл, увенчанный тремя императорскими коронами, на его груди – червлёный щит с вензелем императора Павла I. За щитом – крест ордена святого Иоанна Иерусалимского, покрытый мальтийской короной. В нижней лазоревой части заглавная (латинская) буква названия города G («ге»).

21 сл

Для Павла дворец перестраивал архитектор Винченцо Бренна. Мать Павла Екатерина Вторая следила за перестройкой дворца.

22 сл

Одноэтажные Кухонное и Конюшенное каре надстроили. Конюшенный корпус переименовали в Арсенальный – там находилась коллекция оружия.

Рядом с дворцом, за кухонным каре, находился небольшой район, который назывался Екатеринвердер. Здесь планировалось строительство военного городка. Однако планы эти не осуществились. Архитектор Бренна успел построить только одно сооружение – Екатиренвердерскую башню. Она в точности повторяет угловые башни Кухонного и Конюшенного каре.

Башня интересна тем, что её никогда не перестраивали, и она даёт представление о том, каким был дворец до многочисленных переделок.

23 сл

Дворец перестал быть комфортным загородным домиком, он стал строже, внушительнее. Гатчинский дворец при Павле I совсем стал похож на средневековый рыцарский замок.

24 сл

Парадный дворцовый луг при Павле превратился в огоромный военный плац.

25сл

Плац обнесли крепостной стеной с амбразурами для пушек. Вдоль стены прокопали ров и заполнили его водой. Через ров перекинули четыре подъёмных моста.

Из пушек производился салют в честь прибытия высоких гостей и по праздничным дням.

26 сл

Внутри строгий дворец приобрёл «имперскую пышность». Став императором, Павел Первый не жалел средств для обустройства своей любимой загородной резиденции. Теперь в Гатчинском дворце император проживал не только летом, но и зимой. Там же во дворце размещался императорский двор и большой штат прислуги.

28 сл

Комнаты императора находились на первом этаже главного корпуса. Это Нижний тронный зал – самая большая из личных комнат Павла. Стены зала сплошь покрывали картины в золочёных рамах. Это и жанровые полотна, и пейзажи, и портреты.

Главное место в зале занимал огромный – во всю стену от пола до потолка – портрет Павла на коне. Когда Павел стал императором, рядом с портретом было установлено кресло.

29 сл

На первом этаже также находилась Туалетная комната. Из вестибюля наверх вела большая гранитная лестница.

30 сл

На втором этаже располагались парадные залы. Они объединены в три анфилады. Анфилады начинаются с Аванзала (или Верхней Кавалерской). Здесь происходил развод караула по внутренним покоям дворца.

31 сл

Мраморная столовая предназначалась для праздничных обедов в особо торжественных случаях. Просторное светлое помещение украшали 16 мраморных колонн. У одной из стен мраморный камин с зеркалом. Часть столовой – Буфетная – отделана мраморной балюстрадой. Её украшают четыре мраморные вазы и копия античной скульптуры «Эрот, натягивающий лук».

32 сл

Рядом с Мраморной столовой – Тронная Павла Первого. Трон и возвышение, на которое его установили, были обиты малиновым бархатом. На спинке трона золотом, серебром и шёлком вышит императорский герб. Золочёный трон Павла – копия трона Петра Первого, находящегося в Зимнем дворце.

Особое украшение Тронной – паркет. Он выполнен из разных пород дерева: Табачного, яблоневого, красного, палисандра, ореха, груши и других.

Стульев в зале не было: в присутствии императора полагалось стоять.. Огромные гобелены «Азия», «Африка» и «Церера» занимали в Тронной почти все стены.

33 сл

Дверь из Тронной ведёт в Малиновую гостиную, которая открывает группу парадных интерьеров, принадлежащих императрице Марии Фёдоровне, супруге Павла I. Своё название она получила по цвету мебели с малиновой обивкой и стены были закрыты малиновыми гобеленами. Гобелены, которые украшали гостиную, подарил Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне французский король Людовик Шестнадцатый. В настоящее время в зале можно увидеть только один ковёр «Въезд Санчо Панса на остров Бараторио».

34 сл

Из Малиновой гостиной можно было пройти в Парадную опочивальню. Интерьер Опочивальни создал архитектор Бренна.

35 сл

За опочивальней расположены Овальный будуар и Башенный кабинет. Из окон кабинета открывается великолепный вид на Белое и Серебряное озера и Собственный садик.

36 сл

Самое большое и великолепное помещение дворца – Белый зал. В нём проходили особо торжественные приёмы. Огромные окна – двери (их пять) выходят к балкону, обращённому на плац. Настенные панно, двери, окна богато украшены лепкой. На потолке в центре плафон «Рождение героя» - аллегория на рождение великого князя Михаила, сына Павла Первого.

37 сл

На третьем этаже находится действующая Домовая церковь, где каждый прихожанин может поставить свечку, отстоять литургию.

38 сл

Центральная часть здания соединена с боковыми корпусами – каре галереями. Галереи расположены не по прямой линии, а по дуге.

В левом крыле (если встать лицом к дворцу со стороны плаца) находятся Чесменская и Арсенальная галереи. Интерьеры галерей создал Винченцо Бренна.

Чесменская галерея посвящена победе русской эскадры над турецким флотом при Чесме (в Эгейском море) в 1770 году. В галереи три большие картины художника Хаккерта с эпизодами сражения. Картины находились на разных стенах. Однако Бренна устроил так, что их можно было видеть одновременно. Две картины висели справа и слева от большого зеркала над камином. В зеркале отражалась третья картина, висевшая на другой стороне галереи. Если встать перед зеркалом, то видны сразу все три полотна. Двери и стены галереи украшены в готическом стиле: львиные головы, колчаны, палица Геркулеса, а также щиты и копья, мечи и кинжалы, воинские доспехи. Интерьер галереи символизировал победы русской армии.

39 сл

В Арсенальной галерее размещалась коллекция огнестрельного оружия. Собирать старинное оружие начал граф Орлов. Здесь были и охотничьи атрибуты: капканы, рогатины. Кроме того, у графа имелись раритеты (редкости): кости ископаемых животных, чучела редких птиц. Он также хранил модель однопролётного моста через Неву изобретателя Кулибина.

Бренна затянул стены помещения малиновым штофом с золотистыми букетами, развесил большие зеркала в золочёных рамах. Потом штоф заменили деревянными панелями. К ним прикрепили 1111 ружей и пистолетов. Скрещённое оружие образовало узоры – «солнце» и «хризантема». В средней части глухой стены из пистолетов выложили вензель Павла – букву «П» с лавровым венком. С обеих сторон от вензеля стояли шкафы, в которых хранились образцы формы гатчинских полков.

В правом полуциркуле дворца располагалась Греческая галерея. Её интерьер также создал архитектор Бренна. Девять окон галереи были обращены к плацу перед дворцом. На другой стене висели картины с изображениями античных построек. В простенках между картинами и окнами Бренна разместил скульптуры: мраморные копии античных статуй, бюсты древних императоров и философов.

40 сл

Вдоль внутреннего двора Арсенального каре тянулась Готическая галерея. Она напоминала средневековое сооружение. Пучки тонких колонн наверху расходились веером и образовывали готический свод. В окнах – цветные стёкла. На стенах – готические узоры.

Китайская галерея – получила своё название, благодаря размещённым в ней богатейшим коллекциям восточного искусства. Основную часть гатчинской коллекции составляли изделия китайского фарфора – вазы, флаконы, фляжки, блюда, тарелки, чашки, стаканы, статуи, театральные группы. 

41 сл

После смерти Павла Гатчина стала собственностью Марии Фёдоровны. Плац перед дворцом зарос травой и превратился в луг.

42 сл

Затем Гатчина перешла по наследству к сыну Павла императору Николаю Первому. Николай очень любил парады и смотры. Плац перед дворцом вновь очистили от травы и приготовили для военных учений.

43 сл

Следующими владельцами Гатчинского дворца были Александр Второй, Александр Третий и последний российский император Николай Второй.

44 сл

В 1851 году на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу Первому (скульптор Иван Петрович Витали, пьедестал – архитектор Роман Иванович Кузьмин). Точно такой же памятник установлен перед дворцом в другой загородной резиденции Павла Первого – городе Павловске.

45 сл

В 20 веке Гатчинский дворец стал музеем.

46 сл

Он очень пострадал во время войны. Некоторое время во дворце располагалось научное учреждение.

47 сл

Чесменская галерея – была одним из самых пышных и торжественных парадных залов. Зал не отреставрирован и выглядит почти таким, каким он предстал перед музейными сотрудниками и реставраторами в 1944 году.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб Корона принт 2011 г.

2.Е.В. Дмитриева Гатчина. СПб Корона принт 2008 г.

3.А.С. Андреева, А.М. Колина, В. Я. Крестьянинова, В.А. Никитина, Е.В. Туйска Пригороды Санкт-Петербурга,

вопросы и ответы. СПб Издательство «Паритет» 2006 г.

4.Д. Кючарианц, А. Раскин Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт – Петербурга и пригородов.

СПб «Паритет» 2009 г.

5.http://www.gatchinapalace.ru/gatchina/plan_of_third_floor/the_third_floor_arsenal_car.php

7


пояснительная записка.doc Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла

Евстафьева Елена Анатольевна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

ГБОУ СОШ №262 г. Санкт-Петербурга.

учитель начальных классов

  1. Предмет

История СПб

  1. Класс

4 класс

  1. Название материала

Презентация с методическим сопровождением

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка учебного занятия.

  1. Название темы или раздела учебного курса

Гатчина.

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК любой. Региональный компонент. Е.В.Дмитриева. История СПб

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

ЦЕЛЬ: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.

ЗАДАЧИ:

1.Знакомство с историей возникновения Гатчины.

2.Знакомство с основными архитектурными и скульптурными памятниками одного из исторических уголков Санкт-Петербурга – города Гатчины.

3.Расширение словарного запаса учащихся: знакомство с архитектурными терминами, историческими названиями.

4. Воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Word, Power Point.

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

В течение урока. Фронтальная работа.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

1. Презентация Power Point 2. Пояснительная записка

2. Методическое сопровождение


  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Урок проводится в курсе изучения истории Спб. Третий год изучения курса направлен на формирование у учащихся представления об основании Петербурга, о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках. Поэтому ведущее место здесь отводится наглядным методам обучения. Тексты для комментария слайдов подобраны учителем, но можно предложить ученикам самим подобрать материал. Данный урок можно использовать и как внеклассное занятие по знакомству с историческими и культурными памятниками России.

  1. Список используемых источников.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб Корона принт 2011 г.

2.Е.В. Дмитриева Гатчина. СПб Корона принт 2008 г.

3.А.С. Андреева, А.М. Колина, В. Я. Крестьянинова, В.А. Никитина, Е.В. Туйска Пригороды Санкт-Петербурга,

вопросы и ответы. СПб Издательство «Паритет» 2006 г.

4.Д. Кючарианц, А. Раскин Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт – Петербурга и пригородов.

СПб «Паритет» 2009 г.

5.http://www.gatchinapalace.ru/gatchina/plan_of_third_floor/the_third_floor_arsenal_car.php

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

Слайд 1 http://saint-petersburg.ru/i2/imgweb/800/2959.jpg

Слайд 3 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/169/77169280__MG_2576.JPG

Слайд 4 http://fotki.yandex.ru/users/khoma-t/view/568548/?page=4

Слайд 5 http://gatchina3000.ru/park/2004-08/20/P1000929.jpg

Слайд 6 http://img-fotki.yandex.ru/get/4710/54417054.38/0_577a4_c3c3f444_XL

Слайд 7 http://900igr.net/datai/istorija/Pjotr-I/0023-017-Pjotr-I.jpg

http://www.biblioclub.ru/images/imgclub/portret/rj0166.jpg

Слайд 8 http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/0010-049.jpg

Слайд 9 http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/wise-cat.57/0_17ec61_36b8ff4e_XL

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/82/812/82812469_4594402_orlov.jpg

Слайд 10 http://artcyclopedia.ru/img/big/008690005.jpg

Слайд 11 http://www.spravka.org/images/k4.jpg

Слайд 12 http://s.photosight.ru/img/3/bb4/4404167_large.jpg

Слайд 13 http://photo.qip.ru/photo/nordprod/115233237/122231045.jpg

Слайд 14 http://history-gatchina.ru/town/world/imgworld/parkfacade.jpg

Слайд 15 http://s.imhonet.ru/0/tmp_user_files/88/48/8848a9c7d463b57dfa63e49cb879deef/large/e457bd0578fc969c5218df0f82060149.jpg

Слайд 16 http://fotki.yandex.ru/users/natazin60/view/503217?page=3

Слайд 17 http://crazy-2.narod.ru/gatchina/summer/14.jpg

Слайд 18 http://img-fotki.yandex.ru/get/3700/tetya-motya72.11/0_13920_21c6dbf6_XL

Слайд 19 http://romanovaoa.blogspot.com/2010/09/blog-post_30.html

http://rd.foto.radikal.ru/0709/ea/6bbbc039f4b0.jpg

Слайд 20 http://www.bezformata.ru/content/Images/000/004/189/image4189194.gif

Слайд 21 http://www.nasledie-rus.ru/img/660000/661904.jpg

Слайд 22 http://travelnetplanet.com/uploads/images/aktualno/reportazhi/Gatchina___park_i_dvorets/w2_

Gatchina___park_i_dvorets.jpg

Слайд 23 http://gatchina3000.ru/misc/pages/terrasa_pristan-beloe_ozero_jpg.htm

Слайд 24 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/Gatchina_-_Orlov_palace.jpg

Слайд 25 http://schwarzze.livejournal.com/8859.html

Слайд 26 http://graphic-shop.ru/graphics/55-Gatchinskiy-dvorets-(1998-200.jpg

Слайд 28 http://s013.radikal.ru/i324/1101/a4/27f17fdd828b.jpg

Слайд 29 http://www.spbmuzei.ru/foto_gatch_dvorca2.htm

Слайд 30 http://s011.radikal.ru/i316/1101/43/743985892e91.jpg

Слайд 31 http://s011.radikal.ru/i317/1101/fa/28305980cfff.jpg

Слайд 32 http://wmuseum.ru/rossiya/389-gosudarstvennyy-dvorcovo-parkovyy-i-istoriko-

hudozhestvennyy-muzey-zapovednik-gatchina.html

http://korolev.msk.ru/books/919/kalendar2008_08/kalendar2008_08/design/2_7b.jpg

Слайд 33 http://s011.radikal.ru/i316/1103/ca/1a3e2fea6792.jpg

http://www.moskva-group.ru/userdata/1266832428.jpg

Слайд 34-35 http://wmuseum.ru/rossiya/389-gosudarstvennyy-dvorcovo-parkovyy-i-istoriko-hudozhestvennyy

-muzey-zapovednik-gatchina.html

Слайд 36 http://www.serzh.ru/gatchina/images/img-08.jpg

Слайд 37 http://media.fanparty.ru/images/fanclubs/Russia/gallery/1025851_russia.jpg?5

Слайд 38 http://www.spbmuzei.ru/foto_gatch_dvorca/chesmenskaya_galereya.jpg

Слайд 39 http://s56.radikal.ru/i151/1006/0a/ff8fadb39e3e.jpg

Слайд 40 http://i038.radikal.ru/1101/1d/eacf1efa51e3.jpg

Слайд 41 http://s45.radikal.ru/i107/1002/9d/ce480dbb9b84t.jpg

Слайд 42 http://interneturok.ru/files/pages/page_160208/Nikolaj_1%20molodoj.jpg

Слайд 43 http://www.samoupravlenie.ru/16-15.htm

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/65/Alexander_II_of_Russia_%28Nikolay_Lavrov_01%29.jpg

http://img11.nnm.ru/f/a/9/6/f/fa70ccd35a32d278c70e475ede5.jpg

Слайд 44 http://www.travel-guide.veselo.info/images/st-petersburg/gatchina/russian-tsar-paul-monument.jpg

Слайд 45 http://img-3.photosight.ru/f72/2795782_large.jpg

Слайд 46 http://www.gatchina.org/authors/img/img_album/2099602078/76661550720110108763_23e.jpg

Слайд 47 http://img-fotki.yandex.ru/get/3501/eldonchik.f/0_c5e0_6b7bb93_XL

Слайд 48 http://irmushka2008.ucoz.ru/_fr/0/99275911.jpg



7



гатчина.zip Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
9.04.2012 21:51
Великолепная, яркая, красочная работа. Прослеживается историческая цепочка жизни мызы - дворца - музея. Автором подобраны чудесные фотографии, подготовлены методические рекомендации.
Алевтина Комарова
17.04.2012 23:28
Уважаемая Елена Анатольевна, Вы проделали большую работу. Очень интересный и познавательный материал. Качественные фотографии, подробные методические рекомендации. Готовый материал к урокам истории СПб и области. СПАСИБО!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос