В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Как бывало в старину на Ставрополье

Анна Гриценко Анна Гриценко
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 1880    комментариев: 2
Краткое описание
Исторически казачество на Северном Кавказе с 60-х годов XIX в. состоит из Терского и Кубанского казачеств, объединявшихся до революции в территориально-административное понятие «Войска».
Казаки Ставропольского городского казачьего  активно участвуют в культурных, общественных, спортивных и политических мероприятиях города, края и страны.Вся работа в городском казачьем обществе строится на добровольной и безвозмездной основе и на средства от членских взносов каждого казака.

Описание
Казачество на Ставрополье

Исторически казачество на Северном Кавказе с 60-х годов XIX в. состоит из Терского и Кубанского казачеств, объединявшихся до революции в территориально-административное понятие «Войска». В современно время понятие «Терское казачье Войско» и «Кубанское казачье войско» используется только различными казачьими организациями, которых набольшими являются «реестровые» казачества – прогосударственные структуры, берущие обязательство нести государственную службу, и «общественники» — провозглашающие независимость от государства.
Наибольшее количество членов имеют финансируемые государством «реестровики». «Общественники» имеют некоторый авторитет и влияние среди этнического кубанского казачества, среди терского они авторитета практически не имеют, являясь маргинальной структурой.
«Реестровое Казачество», являясь госструктурой, взяло на себя обязательство нести «государственную службу», но в каких формах она должна осуществляться, до сих пор не определено. Практическое применение казачеству не найдено и не ищется. Со времен воевавшего два месяца в Первую Чеченскую войну «батальона имени Ермолова» военных подразделений из казаков не создавалось. Несмотря на многолетние обещания, не созданы казачьи подразделения в армии, не созданы казачьи отряды самообороны в местностях с повышенной этнокриминальной обстановкой. Функции «реестровых войск» сводятся к проведению «кругов», парадам, «строевым смотрам» и застольям. Организационная работа сведена к минимуму.
Кроме них существует множество мелких организаций, претендующих на представление интересов казачества. В редких случаях (станица Павлодольская Моздокского района РСО-А), низовые территориальные объединения казаков регистрируют себя как независимое юридическое лицо.
Казаки старших поколений выработали целую школу обретения моральной устойчивости, сформулированную в 5 правилах:
1) Первое правило. Не причинять вреда окружающему ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, как вы относитесь к родным. Пытаться улаживать конфликты мирно с теми, кто несет зло. Осуждать тех, кто считает, что проще уничтожить зло силой и на этом покончить борьбу со злом...

2) Второе правило. Быть всегда правдивым и искренним в мыслях, словах и делах...

3) Третье правило. Нестяжательство в мыслях, словах и делах. Неприсвоение чужого. Избавление от алчности, зависти, от всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими, подлыми, калечат их сознание...

4) Четвертое правило. Воздержание и умеренность во всем – в мыслях, словах и делах. Это культура чувств и эмоций. Стремление к наслаждению, обладание богатством, удовлетворение страстей – есть пустая трата времени, и сил.

5) Пятое правило. Свобода от накопительства. Настоящий казак не приобретет вещи, в которой нет нужды. Казак не примет незаслуженных даров и подарков, потому что они ставят его в зависимость от того, кто дарит. Но примет подарки, преподнесенные от чистого сердца, и в которых есть истинная нужда.

В Ставрополе издается просветительская газета «Казачий Терек», в которой старательно обходятся все «острые моменты» общественной жизни, как то межэтническое противостояние в Дагестане и на востоке Ставрополья, геноцид казачества в Чечне и Ингушетии и т.п. Фактически, и в случае «реестровиков» и в случае «общественников», казачье движение сводится к кучке профессиональных атаманов-функционеров и малочисленной «свите» из «особо приближенных».
В настоящее время терские казаки, как исторически сложившаяся этнокультурная общность, сохраняются лишь на уровне отдельных станиц в Дагестане и, частично, в районе Кавминвод. В других республиках РСО-А, КБР, этническое казачество смешано неказачьим населением и практически не имеет от него заметных ментально-культурных отличий.
Наиболее благополучный для казачества регион. В районе Кавминвод сохранились отдельные станицы с преобладанием этнического казачьего элемента и с сохранением реальных казачьих традиций. В районе Кавминвод, идет «скрытое противостояние» с армянскими и карачаевскими этногруппировками, активно вытесняющих славянское население из экономической сферы, а в ряде случаев и территориально. Есть определенное напряжение и в отношениях с ногайцами. Но в последнее время возникло резкое противостояние с чеченскими и дагестанскими бизнес и криминальными структурами, пытающимися взять под контроль этот регион. В восточных районах Ставрополья, как и в Дагестане происходит наплыв переселенцев из Чечни и Дагестана. Экономическая и социальная жизнь на грани коллапса: горцы практически не подлежат ни внутриобщинному, ни правовому контролированию, а в случае с чеченцами они фактически ведут «войну на выживание» славян, по тем образцам которые были опробованы в Чечне и Ингушетии в 90-е годы. Недавние события в Зеленокумске наглядно показали положение вещей в регионе.
Характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Не принято было неволить: хочешь -пей. Не хочешь — не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».
   В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице — она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили» и прочее.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины — по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.
   Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы — это было заботой о нравственности устоев молодежи — ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.
   Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
   У терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты. У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое, по договоренности уплачивал деньги — за приданое — так называемую «кладку» — отец жениха.

В прошлом в каждой казачьей семье было много детей — от' пяти до двенадцати (не то что теперь). И не последним делом была для них организация сво­его досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрос­лые различные игры, которые приживались, среди ста­ничных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, укрепляя здоровье детей, кому предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались, усложнялись, ме­нялись их названия. Но уж Коли игра завладевала душами детей, то нередко оставалась в станицах на долгие годы.

На Кавказе многие игры не знали границ, и по­средством казачества и связей народов, проживаю­щих в непосредственной близости, переходили от на­рода к народу.
   О Казачестве много сложено песен, стихов, прозы.
Проза:
Поэзия:
Возрождение казачества – это святое дело.
Тест
1. Союз казаков России образован в:
а) 1991;
б) 1990;
в) 1992.
2. Первым Атаманом союза казаков России назначен:
а) Александр Мартынов;
б) Иван Попко;
в) Сергей Мещеряков.
3. Союз казачеств Юга России
организован в:
а) 1991;
б) 1990;
в) 1992.
4. Первым Атаманом союза казаков Юга России назначен:
а) Александр Мартынов;
б) Иван Попко;
в) Сергей Мещеряков.
5. Сколько существовало казачьих войсккначалу первой мировой войны:
а) 19;
б) 11;
в) 12.
6. Как назывались на Ставрополье первые казачьи войска:
а) Терское и Кубанское;
б) Сибирское и Уральское;
в) Амурское и Уссурийское.
Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а.
Литература
1. Белозёрова Е. В. Особенности вхождения казачьего офицерства Кубани в дворянское сословие Российской империи (конец XVIII — первая половина XIX вв.) // Российский исторический журнал. 2006. № 1. С. 50-53.
2. Большой толковый словарь донского казачества.

3. Савельев Е.П.
История Дона и Донского казачества (в 4-х частях). — 1918.
4. Великая Н. Н. Об этнических особенностях казачьих групп. — М.: НЭИ «Академическая мысль», 2006.

5. Казачьи войска. — С-Пб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909.— 496 с.на сайте Руниверс

6. Хорошхин М., Казачьи войска — С-Пб, 1881.
7. Щербина Ф. А., чл.-кор. Акад. наук., История Кубанского казачьего войска: История края. Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правл., 1910. — Т. 1.
8. Казин В. Х., Казачьи войска. Краткая хроника казачьих войск и иррегулярных частей. Справочная книжка императорской главной квартиры. СПб., 1912.
9. Щербина Ф. А., чл.-кор. Акад. наук., История Кубанского казачьего войска: История войны казаков с закубанскими горцами: С военно-исторической картой Кубанской области за время с 1800 по <metricconverter productid=«1860 г» w:st=«on»>1860 г. / — Екатеринодар: Тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1913. — Т. 2.

Пожаловаться 27 февраля 2012
Файлы
классный час.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Казачество на Ставрополье.pub
Войдите для скачивания файлов
презентация - казачество на ставрополье.ppt
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Ивлева Юлия
    5 апреля 201218:56
    Ивлева Юлия

    Автором представлен объёмный информационный материал о возрождение казачьих обычаев и традиций казачьей культуры. Уважаемым автором проделана кропотливая исследовательская работа. Желательно было представить источники информации по теме. Интересный буклет, хороший тест, но есть недочёты в презентации. В целом работа Анны Гриценко заслуживает уважения. Спасибо!

  • Сергей Колодин
    7 апреля 201213:28
    Сергей Колодин

    Великолепный этнографический материал. Отдельная благодарность автору за то, что поднял тему возрождения казачества.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru