В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Слайд-шоу"День знаний"

Файл прикреплен к материалу: Слайд-шоу"День знаний"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов






Московская область

Люберецкий муниципальный район


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №24









В 2009 году Пятые – юбилейные –

Олимпийские игры знаний в гимназии №24

посвящены Михаилу Васильевичу Ломоносову.






Татьяна Сергеевна Савина,

учитель физики


Урок – игра по физике для 8-ых классов «Робинзонада».


Ведущий. Здравствуете, дорогие ребята! Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в кабинете №307 восьмиклассников было доброе и веселое настроение, ведь нас ждет необычная игра… Прошло уже 300 с лишним лет с тех пор, как увидела свет книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Каждое новое поколение восхищается находчивостью ее героя – качествами, которые во все времена ценились очень высоко. Наши дни не исключение. Однако не следует забывать, что находчивость, мастерство, сообразительность не возникают сами по себе, а приобретаются при овладении знаниями. Мы предложим 3 командам попробовать справиться с задачами, которые могли бы стоять перед Робинзоном, а поможет нам в этом Ее величество Физика. Итак, в путь…


1 конкурс - домашнее задание - ответить на вопросы:

1. Насколько похож Робинзон Крузо на Даниэля Дефо?

2. Назовите прототипы Робинзона Крузо?

3. Многие литературоведы считают, что остров Робинзона мог существовать лишь в богатом воображении автора, и искать этот клочок земли на картах бессмысленно… Однако назовите два острова, которые оспаривают друг у друга честь считаться приютом Робинзона, и их место расположения. Подготовьте карту острова Робинзона, спроектируйте основные точки:

1. Спасение

2. Север

3. Определение границ острова.

4. Ручей.

5. Дерево

6. Вершина.

4. Перечислите Робинзонов острова Робинзона.

5. Многие не знают, что у романа Робинзон Крузо есть два неудачных продолжения. Придумайте свое.

6. Что значит «Робинзонить»? (Слово «робинзонить» придумал Жан-Жак Руссо и, между прочим, любил его повторять. Что именно имел в виду автор «Эмиля», где роман Дефо и назван книгой для воспитания подростков, сомневаться не приходится. Это жизнь «в духе простоты», близость к природе, её благотворное влияние на личность. Словом, понятие «робинзонить» здесь явно имело положительный оттенок).


2 конкурс «Проект острова Отчаяния»

Почему, обладая навыками работы с картами, имея приборы не только для ориентирования, но и для определения широты, прожив на острове более 28 лет, Робинзон не оставил его карты?

В проекте единица измерения расстояния — 1 миля = 1,7 км (Дефо не указывает в каких милях, сухопутных или морских, измеряет расстояния Робинзон); масштаб будущей карты выбирается учеником самостоятельно. Кроме проектной бланковки, группа получает «Страницы жизни Робинзона», которые нужно прочитать «географически», то есть подчеркнуть в тексте линиями разного начертания (тонкой, волнистой, жирной) или цвета:

а) географические объекты, которые обязательно должны попасть на будущую карту;

б) их образное описание Даниелем Дефо (какими они казались Робинзону);

в) направление передвижения Робинзона по острову и расположение точек проекта относительно друг друга (стороны горизонта и расстояния).(см. приложение).


3 конкурс «Вопросы от Робинзона».

Вам предложат ответить по очереди на 2 вопроса, которые могли бы встать перед Робинзоном. Поставьте себя на его место и, используя знания физики, попытайтесь за минуту на них ответить.

1.Костер горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого-то растения, свернул его в кулек. Получился неплохой стаканчик. Он сходил к водопаду, наполнил его водой. «Хорошо бы вскипятить воду», - подумал он. Как вскипятить воду в травяном стаканчике?


2.Вода водопада была чистой, холодной, вкусной. Робинзон набрал воды в самодельный глиняный горшок и задумался: «Как сохранить воду долгое время в глиняном горшке в жаркую погоду, чтоб она оставалась холодной?»


3.Робинзон внимательно исследовал свою одежду, обнаружил несколько серебряных монет. Для чего могут пригодиться серебряные монеты на необитаемом острове?(c.54)


4.Робинзон заметил: если в кувшине или горшке оставить воду в жаркий день. То к вечеру ее становиться намного меньше. Как уменьшить испарение?


5. Начало темнеть. Робинзон подумал о костре, но спичек не было. Как разжечь костер, без спичек? Перечислите известные вам способы.


6. Робинзон Крузо попробовал воду, она оказалась соленой. «Как из соленой воды получить пресную?» - этот вопрос не давал ему покоя, приборов никаких не было, но зато была пещера, в которой так холодно, что даже вода по ночам в ней замерзала. Как Робинзону этим воспользоваться?


4 конкурс «Найти ошибку» в тексте

1. В яркий, солнечный день Робинзон отправился осматривать северную часть острова. Чтобы было не так жарко, он надел темный костюм. Дорога змейкой бежала в гору, идти было легко, но когда пришлось спускаться, идти стало трудно, и Робинзону часто приходилось отдыхать. Стоя у подножия большой скалы при виде красивого пейзажа, Робинзон радостно закричал, но эха не было. В горах этого не бывает.


2. На ночлег Робинзон расположился на берегу небольшой речки. К вечеру стало свежо, но после купания Робинзону стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Робинзон с трудом поднимал его в воде, но, вытащив, легко выбросил на берег. По острой гальке ходить было легко и удобно.


5 конкурс «Черный ящик»

1. Его происхождение теряется в глубокой древности. По-голландски, это тент – полотно или парусина, растягиваемое над палубой судна. Робинзону он был нужен в двух случаях. Что это за предмет и когда он был нужен Робинзону? (зонт)

2. Этот предмет появился в Китае более 2000 лет назад, в Европе – не позднее 12 в. Робинзону он достался с разбитого корабля. В честь него было названо созвездие в южном полушарии неба (компас).


Заключение.

Концепция первостепенной роли труда в процессе, совершенствования человека и общества в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" отразила наиболее прогрессивные, демократические идеи эпохи раннего Просвещения. Величественный гимн труду и творческой деятельности разума, впервые в истории мировой литературы прозвучавший со страниц художественного произведения, стал резкой, бескомпромиссной критикой как феодального прошлого, так и буржуазного настоящего Англии начала ХVIII века. Именно труд и творческая деятельность разума способны, по глубокому убеждению Дефо, коренным образом изменить мир. Благодаря труду на необитаемом острове возникает своеобразная миницивилизация, создатель которой - разумный и, что немаловажно, верующий человек,

Достижения Робинзона Крузо воспевают триумф труда. Труд делает героя счастливым. Это не эмоции человека, который смотрит на чьи-либо трудовые подвиги со стороны и восторгается увиденным, а поэтизация труда как творческого процесса, познанного человеком изнутри и являющегося для него "неоценимой наградой и наслаждением".


Приложение.

Итак, группа проектантов должна географически обработать фрагменты книги, подобрать условные знаки опорным географическим ориентирам, представить их образно. И это надо сделать обязательно по алгоритму проектирования будущей карты.

Каждой группе учеников выдается проектная бланковка, на которую к концу урока он должен нанести примерные границы острова, семь точек проекта, масштаб.


Проектирование точек.

1. Спасение. Начальной точкой будущей карты считаю т. 1, располагающуюся на южном берегу острова (с.41,90,91,126..). Само утверждение, что Робинзон спасся на крайней южной точке, является, конечно, спорным, но надо сделать первый шаг, чтобы, оттолкнувшись от места спасения, пойти дальше.

2. Север. Используя таблицу (фрагмент 126), определяю примерное протяжение острова: не менее 6 миль (1,7 км ; 6 » 10 км). Ребятам же предлагаю по линии картографической сетки от т. 1 на север «прошагать» 6 миль и отметить т. 2 — крайнюю северную точку острова.

3. Определение границ острова. Прочитайте фрагмент 50 и выберите наиболее вероятную форму острова: округленную, вытянутую с запада на восток или с севера на юг. Поразмышляв над предполагаемой формой, ученики обычно указывают, что она должна быть скорее округлой, чем явно вытянутой, ибо это заметил бы Робинзон. Затем предлагаю ребятам соединить две точки острова линиями так, чтобы получить округлую форму объекта. Воссоздав примерные границы острова, можно заняться проектированием «в глубину».

4. Ручей. По фрагменту 45 определите вероятный маршрут Робинзона к ручью, его примерный азимут. На схеме отложите 1/4 мили от т. 1 вглубь. Отметьте т. 4, а по таблице (отсылка к с. 45романа) предложите название этого места.

5. Дерево. Проектируется относительно т. 1 (43). Расстояние между ними ребята оценивают как очень незначительное, а ассоциация «колючая гостиница» или другая, возникшая в ходе дискуссии «Чем было это дерево для бедного Робинзона?», делает путешествие по острову увлекательным.

6. Вершина. Вершина холма наносится на схему согласно с.50, 55точкой, расположенной недалеко от т. 1, так как Дефо ни разу не упоминает о ее большом удалении от берега моря, и на одном берегу ручья с местом спасения, ибо в противном случае Робинзон был бы вынужден постоянно переправляться через него. Наиболее спорный момент — определение расположения холмов: Дефо умудряется подкинуть порцию пороха в разгорающийся костер сомнения относительно правильности каркаса будущей карты. Внимательно прочитайте с. 340 и задайте вопрос себе и ученикам: «Так где же должен находиться холм, если с его вершины Крузо примерно определяет расстояние до корабля пиратов в 8 миль, и с этой же точки он измеряет на глаз дистанцию между берегом и кораблем в 5 миль?»

В качестве подведения итогов я предлагаю:

а) определить масштаб будущей карты;

б) подобрать условные знаки топографической карты, которые можно использовать для составления карты;

в) предложить достопримечательности острова, без которых он потеряет своеобразие и литературный колорит и которые обязательно нужно показать на карте.

Вот тогда и появятся: «лесная дача» (136), «широкая котловина» (98), «худшее место» (55), «след людоеда» (с.137)и т. д.

Перечитать Дефо — это вернуться в детство, проектировать по географической классике — это возвращение детства детям.


Таблица Страницы книги Дефо глазами географа


Страницы по книге

Приключения Робинзона на острове

Номер точки по алгоритму проекта

Условные знаки

Формула образа, ассоциации


38-39

«Был настоящий ураган. Он начался с юго-востока, потом пошел в обратную сторону и, наконец, задул с северо-востока с такой ужасающей силой, что в течение двенадцати дней мы могли только носиться по ветру и, отдавшись на волю судьбы, плыть, куда нас гнала ярость стихии»




41

«Какой был перед нами берег — скалистый или песчаный, крутой или отлогий, — мы не знали... впереди не было видно ничего похожего на залив, и чем ближе подходили мы к берегу, тем страшнее казалась земля — страшнее самого моря»

1

Неизвестный берег, страшная земля


42

Счастье на стороне Робинзона. Он побеждает волны-преследователи, чудом избегает удара о риф. И вот наконец чувствует под ногами землю. Он спасен! Но его очень мучает жажда — хочется пить

1

.1

Коварный риф, место спасения


45

«Я прошел с четверть мили в глубь страны посмотреть, не найду ли я пресной воды, и, к великой моей радости, нашел ручеек»



4

Радостная находка, утолитель жажды


45

Утолив жажду, обессиленный Робинзон ищет место, где можно переночевать. «Единственное, что я мог тогда придумать, — это взобраться на росшее поблизости толстое, ветвистое дерево, похожее на ель, но с колючками... и от крайнего утомления крепко заснул»

5

Колючая гостиница


45

«Когда я проснулся... меня крайне поразило то, что корабль очутился на другом месте, почти у самой той скалы, о которую меня так сильно ударило волной: должно быть, за ночь его приподняло с мели приливом и пригнало сюда»


Корабль-призрак


50

Неутомимый Робинзон не может жить в неведении. Он начинает знакомиться с неизвестной страной и хочет увидеть ее сверху...

«Когда я взобрался на вершину холма (что стоило мне немалых усилий), мне стала ясна моя горькая участь: я был на острове, кругом со всех сторон тянулось море, за которым нигде не видно было земли, если не считать торчащих в отдалении нескольких скал да двух маленьких островков, поменьше моего, лежащих милях в десяти к западу»

36

Вершина Потерянной надежды


52

Но надо жить. И Крузо недалеко от места спасения строит палатку, в которую «перенес все, что могло испортиться от солнца и дождя...»


Камера хранения богатств


55

Робинзон начинает привыкать к необычной природе острова. Но ему не нравится местность, где находится его палатка, ибо слишком:

а) влажно; б) близко море; в) далеко пресная вода. И он ищет место для нового дома


Нездоровая низина, противное болото

55

«Расположен был этот уголок на северо-западном склоне холма. Таким образом, он был в тени весь день до вечера...»*

* 7

Прохладный уголок


60

«...Я вдруг сообразил, что потеряю счет времени... Для предупреждения этого я водрузил большой деревянный столб на том месте берега, куда меня выбросило море...»


Островной календарь

60

Робинзон — хороший экономист, он не только охотится на диких коз, но и приручает их. Приводит в порядок свой дом и оценивает свое богатство.

«Перечисляя предметы, перевезенные мною

с корабля ... я не упомянул о многих мелких вещах, хотя и не особенно ценных, но сослуживших мне тем не менее хорошую службу»:

1) чернила, перья и бумагу; 2) три или четыре компаса; 3) некоторые астрономичес-кие приборы; 4) подзорные трубы; 5) географические карты; 6) книги по навигации...




75

Робинзон удивлен природе острова: «Земля подо мной колебалась, и в течение каких-нибудь восьми минут были три таких сильных толчка, что от них рассыпалось бы самое прочное здание... Море тоже страшно колыхалось и бурлило; мне даже кажется, что в море подземные толчки были сильнее, чем на острове»




90

«Пройдя мили две вверх по течению, я убедился, что прилив не доходит дальше, и, начиная с этого места и выше, вода в ручье была чистая и прозрачная...»

По берегам ручья тянулись красивые луга, покрытые травой


Дорога исследователя, ручей-хамелеон


91

Он продолжает путешествие по ручью, протекающему в долине: «...прошел немного дальше, туда, где кончался ручей и луга и начиналась более лесистая местность... Виноградные лозы вились по стволам деревьев, и их роскошные гроздья только что созрели. Судя по длине долины, я прошел еще мили четыре в прежнем направле-нии, то есть на север, сооб-разуясь с грядами холмов на севере и на юге. Вся окрест-ность зеленела, цвела и бла-гоухала, точно сад, наса-женный руками человека»


Райская долина, виноградная земля


98

Робинзону так понравилась эта местность, что он строит здесь дачу (шалаш).

«Пройдя то место долины, где стоял мой шалаш, я увидел впереди на западе море, а дальше виднелась полоса земли. Был яркий солнечный день, и я хорошо различал землю, но не мог определить, материк это или остров. Эта земля представляла высокое плоскогорье, тянулась с запада на юго-запад и отстояла очень далеко (по моему расчету, миль на сорок или на шестьдесят от моего острова)»




123

Неутомимая душа путешественника зовет его к открытиям. »Остров сам по себе и невелик, но когда я приблизился к восточной его части, то увидел длинную гряду скал, частью подводных, частью торчащих над водой...»

Р. Крузо решает использовать увиденное течение и на своей лодке попытать счастья в океане




126

«Встречное течение принесло меня прямо к острову, но милях в шести севернее того места, откуда меня угнало в море, так что, приблизившись к острову, я оказался у северного берега его, то есть противоположного тому, от которого я отчалил»

2

*2


152

«…я начал ежедневно совершать экскурсии к вершине холма, который находился более чем в трех милях от моего замка. Я целыми часами смотрел, не видно ли в море каких-нибудь судов и не подходит ли к острову пирога с дикарями».

36



223

Робинзон — хозяин острова. Но судьба продолжает испытывать его.

«Не успел я взобраться на холм, как тотчас увидел корабль. Он стоял на якоре у юго-восточной оконечности острова, милях в восьми от моего жилья. Но от берега до него было не более пяти миль»




*Более чем сомнительное утверждение: в тропических широтах солнце поднимается очень высоко, склон холма тени не даст. — Прим. ред.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос