В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа по развитию мелкой моторики у слабослышащих детей с глубоким недоразвитием речи младшего школьного возраста

Наталья Думнова Наталья Думнова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234  голосов:3    просмотров: 8255    комментариев: 2
Краткое описание
Программа является логическим дополнением к программе подготовительного класса специальных (коррекционных) учреждений II вида в рамках раздела "Обучение грамоте". Программа может быть использована учителями начальных классов, работающих в системе специальных (коррекционных) учреждений других видов для подготовки детей к школе.

Описание

Пояснительная записка



Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка его школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается детей с ограниченными способностями к обучению вследствие нарушения слуховой функции.
В связи с принятием таких основополагающих документов, как Закон РФ «Об образовании»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; «Конвенция о правах ребёнка»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», наметилась смена парадигмы образования в целом и в специальной (коррекционной) школе, в частности. Эти документы, по сути, изменили концепцию отечественного специального образования, придав ей гуманистический характер. Изменились и представления о людях с ограниченными возможностями здоровья. Потеря слуха больше не воспринимается как отклонение от нормы. «Как следствие, признается необходимость перестройки образовательного процесса: во главу угла ставится формирование личности неслышащего человека – самостоятельного, активного, не испытывающего комплекса неполноценности из-за недостатка слуха, осознающего свое место в обществе, имеющего четкую социокультурную идентификацию». А значит, педагогический процесс для слабослышащих детей должен быть направлен на общую коррекцию развития компенсаторно-адаптационных механизмов, на развитие сенсорной, интеллектуальной культуры, формирование коммуникативно-речевой компетенции.
Огромную важность в образовании детей с патологией слуха приобретают вопросы развития двигательной сферы, общей и мелкой моторики. Развитие ребенка с нарушением слуха в данном направлении положительно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата.
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением слуха занимались Л.В. Рябова, А.А. Коржова, Л.Б. Дзержинская, Э.В. Молчанов и другие. Исследователи отмечают, что нарушения слуха у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы. Отмечены следующие ее особенности, которые сохраняются у многих детей с нарушением слуха на протяжении всего дошкольного возраста: отдельные нарушения в походке; координации крупных и мелких движений, статическом и динамическом равновесии; относительно низкий уровень пространственной ориентировки. Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами. Трудности статического и динамического равновесия проявляются и в школьном возрасте. Замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений влияет на темп деятельности в целом – он оказывается более медленным. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением слуха двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики.
Вместе с тем, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») слабослышащих учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение (с помощью слухового аппарата).
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Умные пальчики» для младших школьников с патологией слуха необходима и продиктована временем.
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; об учете зон актуального и ближайшего развития аномального ребенка в процессе обучения; о роли коллективного сотрудничества в развитии речи детей с различными проблемами.
Программа является логическим дополнением к программе подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, раздел «Обучение грамоте». Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Допущены Министерством образования и науки Российский Федерации. Москва «Просвещение» 2006. Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова. В данной программе недостаточно разработано содержание разделов, нет четкой системы работы по развитию мелкой моторики учащихся на уроках обучения грамоте. Учитывая значимость развития мелкой моторики учащихся с нарушением слуха, а следственно, и речевой деятельности, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
Программа «Умные пальчики» ориентирована на использование «Тетради по обучению грамоте», автор Н.Ю.Донская. При необходимости данное пособие может быть заменено на другое с аналогичными заданиями.
Программа может быть использована учителями начальных классов, работающих в системе специальных (коррекционных) учреждений 1,2 видов, сурдопедагогами, дефектологами, а также родителями младших школьников. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе слабослышащих неорганизованных детей.
Основной целью программы «Умные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики слабослышащих детей с глубоким недоразвитием речи.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
ü развитие точности выполнения движений, уровня переключаемости, полноты объема движений пальцев рук, умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук, совершенствование координации движений руки и глаза;
ü совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
ü формирование интереса и положительной мотивации обучения;
ü формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы учащихся. Вся деятельность делится между группами учеников. Одни ученики руководят деятельностью остальных, определяют ее последовательность, дают инструкции к работе. Другие решают поставленную задачу, осуществляют исполнительную часть. Важно, чтобы каждый ученик побывал в каждой из ролей (руководителя, исполнителя).
Коллективные формы деятельности имеют особое значение в обучении детей с нарушением слуха. Их можно рассматривать в качестве «обходного пути развития» ребёнка с различными проблемами. В ходе «коллективного сотрудничества» каждый ребёнок обучается речи не сам по себе, а в организованной деятельности, доступной, понятной и интересной, а поэтому мотивированной, в коллективе сверстников, прежде всего «для других», а затем и «для себя». Формы организации деятельности детей на занятии:
ü фронтальная,
ü работа под руководством «маленького учителя»,
ü работа парами,
ü индивидуальная работа.

Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки, положением ручки и тетради.
9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.


Программа «Умные пальчики» включает комплексное использование следующих методов специального образования (по классификации Ю.К. Бабанского):
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
ü перспективные – передача и восприятие учебной информации посредством чувств;
ü особенные – беседа, рассказ, инструкция;
ü наглядные – демонстрации (в том числе электронные), иллюстрация;
ü практические – упражнения; (в том числе с использованием ИКТ);
ü самоуправления учебными действиями – самостоятельная работа с тетрадью, предметами.
Методы стимулирования и мотивации учения
ü формирование интереса к учению – познавательные игры, театрализация, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний;
ü формирование долга и ответственности в учении – поощрение, порицание.
Методы контроля и самоконтроля

Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у слабослышащих детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап –посвящен решению следующих задач:
1.1) знакомство детей с учебными предметами: карандашом, ручкой, правилами их использования;
1.2) знакомство детей с правилами посадки при письме, рисовании;
1.3) создание в классе доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап– направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Структура коррекционно-развивающего занятия
Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
ü Вводная часть – 7-10 минут.
ü Основная часть – 20-25 минут.
ü Заключительная часть – 5-7 минут.

Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стой­кого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая некоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие речи, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями. Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым мячом, компьютерные игры и упражнения, а также следующие упражнения:
— рисование линий;
— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
— обведение рисунка по контуру, копирование;
— рисование по опорным точкам;
— дорисовывание изображений;
— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
— обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.

Заключительная часть
Цель:снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку. В данном случае, это «кинезиологический комплекс», способствующий межполушарному взаимодействию и межполушарной специализации.

В основу построения программы положен тематический принцип. Тематический перечень в обобщенном обозначении включает разделы:
ü Люди
ü Растения и животные
ü Времена года
ü Сказки
Содержание каждого из перечисленных разделов в программе детализируется и расчленяется на частные темы.

Тематическое планирование


№ п/п
Тема урока
Количество
часов
1.
Учебные вещи
1
2.
Дикие животные
1
3.
Игрушки
1
4.
Овощи
1
5.
Фрукты
1
6.
Осень. Деревья
1
7.
Одежда
1
8.
Перелетные птицы
1
9.
Зимующие птицы.
1
10.
Кто как зимует?
1
11.
Ягоды.
1
12.
Насекомые.
1
13.
Защитники Отечества.
1
14.
Домашние животные.
1
15.
Части тела.
1
16.
Зима. Зимняя одежда.
1
17.
Новый год.
1
18.
Грибы.
1
19.
Инструменты.
1
20.
Сказка «Репка»
1
21.
Мебель.
1
22.
Посуда.
1
23.
Сказка «Теремок»
1
24.
Весна.
1
25.
Семья. Мамин день.
1
26.
Первоцветы.
1
27.
Труд людей весной.
1
28.
Профессии.
1
29.
Транспорт.
1
30.
Правила дорожного движения.
1
31.
Город.
1
32.
Лето.
1

Основное содержание программы


Тема 1. Учебные вещи.
Цели: Знакомство с учебными предметами: карандашом, ручкой, тетрадью. Знакомство с правилами посадки при письме, рисовании, правилами владения карандашом. Формирование навыка держания карандаша в исходном положении. Обогащение словаря учащихся по теме «Учебные вещи»
Самомассаж ладоней
Словарь по теме «Учебные вещи»
Обведение рисунка по контуру, копирование
Игры с карандашом и линейкой «Самолет»
Кинезиологическое упражнения «Лягушка»
Упражнения на релаксацию «Ветер», «Шарик»

Тема 2. Дикие животные.
Цели: Развитие умения правильно владеть карандашом. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук. Формирование навыков держания карандаша в исходном положении; положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий. Обогащение словаря учащихся по теме «Дикие животные»: медведь, заяц, лиса, волк, белка, еж, рысь.
Самомассаж пальцев и кистей рук
Словарь по теме «Дикие животные»
Игра с мячом «Кто что ест».
Рисование линий.
Игра «Дикие животные»
Кинезиологическое упражнения «Лягушка»
Упражнения на релаксацию «Зайцы», «Маятники»

Тема 3. Игрушки.
Цели: Развитие умения правильно владеть карандашом. Формирование навыков держания карандаша в исходном положении; положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий. Обогащение словаря учащихся по теме «Игрушки»: машина, кукла, кубики, мяч, зайка, мишка, пирамида, юла.
Самомассаж пальцев и кистей рук
Упражнение с шаром «Клоун»
Словарь по теме «Игрушки»
Игра «Что лишнее»
Дорисование изображений.
Рисование игрушек по трафаретам с последующей штриховкой.
Игра «Игрушки»
Упражнения на релаксацию «Пилоты», «Волны»

Тема 4. Овощи.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков: произвольной регуляции силы нажима; произвольного изменения амплитуды движения. Обогащение словаря по теме «Овощи»: помидор, огурец, капуста, лук, репа, редис, тыква, морковь, свекла.
Самомассаж «Пружинка»
Словарь по теме «Овощи»
Игра «Чего нет»
Раскрашивание фигур, обведение рисунка.
Рисование по трафаретам с последующей штриховкой.
Игра «Овощи»
Упражнения на релаксацию «Потянулись – сломались»

Тема 5. Фрукты.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков: произвольной регуляции силы нажима; произвольного изменения амплитуды движения; произвольного изменения темпа движения. Обогащение словаря учащихся по теме «Фрукты»: яблоко, груша, апельсин, абрикос, лимон, банан. Развитие коммуникативных навыков.
Упражнения «Крючки», «Насос»
Словарь по теме «Фрукты»
Игра «Угадайте»
Копирование рисунка. Раскрашивание рисунка.
Рисование по трафаретам с последующей штриховкой.
Игра «Фрукты»
Кинезиологические упражнения «Кулак- ладонь-ребро»
Упражнения на релаксацию «Потянулись – сломались»

Тема 6. Осень. Деревья.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков: произвольного изменения амплитуды движения; произвольного изменения темпа движения; произвольного прекращения движения в нужной точке. Обогащение словаря учащихся по теме «Осень. Деревья.»: время года, осень, листья желтые, листья красные, листья опадают, идет дождь, клен, береза, дуб, тополь. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Дудочка», «Циркач», «Удержи флажок»
Словарь по теме «Осень. Деревья»
Игра «Угадайте»
Раскрашивание фигур в разных направлениях с ограничением закрашиваемой поверхности.
Игра с мячом «Дождик».
Игра «Осень»
Кинезиологические упражнения «Кулак- ладонь-ребро»
Упражнения на релаксацию «Ветер», «Шарик»

Тема 7. Одежда.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков: произвольного изменения темпа движения; произвольного прекращения движения в нужной точке. Обогащение словаря учащихся по теме «Одежда»: куртка, шапка, кепка, штаны, колготки, носки, футболка, кофта, платье, блузка, пальто. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Встреча братьев», «Косичка», «Ножка циркуля»
Словарь по теме «Одежда»
Игра «Чего нет»
Рисование по трафаретам с последующей штриховкой.
Раскрашивание фигур с ограничением закрашиваемой поверхности.
Игра «Одежда»
Упражнения на релаксацию «Тряпичная кукла», «Стираем белье»
Кинезиологические упражнения «Кулак- ладонь-ребро»

Тема 8. Перелетные птицы.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков: произвольного изменения темпа движения; произвольного прекращения движения в нужной точке. Обогащение словаря учащихся по теме «Перелетные птицы»: скворец, грач, жаворонок, ласточка, стриж, соловей, улетают на юг. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Ходьба с коромыслом», «Начертим круг», «Нажми кнопку»
Словарь по теме «Перелетные птицы»
Игра «Что лишнее»
Упражнение «Клювы» со счетными палочками
Обведение рисунка по контуру, раскрашивание с ограничением раскрашиваемой поверхности.
Игра «Перелетные птицы»
Упражнения на релаксацию «Орлы», «Бабушка»
Кинезиологические упражнения «Кулак — ладонь-ребро»

Тема 9. Зимующие птицы.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков: произвольного изменения темпа движения; произвольного прекращения движения в нужной точке. Обогащение словаря учащихся по теме «Перелетные птицы»: скворец, грач, жаворонок, ласточка, стриж, соловей, улетают на юг. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Закрутим винтик», «Горные вершины», «Кулачки и колечки»
Словарь по теме «Зимующие птицы»
Игра «Угадайте»
Копирование рисунка. Раскрашивание рисунка.
Самостоятельное выполнение рисунков.
Игра «Зимующие птицы»
Кинезиологические упражнения «Колечко»
Упражнения на релаксацию «Дождик», «Воробей»

Тема 10. Кто как зимует?
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков: произвольного изменения амплитуды движения; произвольного прекращения движения в нужной точке. Обогащение словаря учащихся по теме «Кто как зимует»: медведь, белка, лиса, барсук, мышь, жилище, берлога, нора, дупло. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения с бусами.
Упражнения с шаром с колючками»
Словарь по теме «Кто как зимует»
Раскрашивание зашумленных изображений
Игра «Кто как зимует»
Упражнения на релаксацию «Звери», «Котята»
Кинезиологические упражнения «Колечко»

Тема 11. Ягоды.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков произвольной регуляции силы нажима; ритмичного проведения повторных однородных движений. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Ягоды»: земляника, малина, смородина, клубника, вишня, слива. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Змея», «Взмахни крылом», «Пропеллер»
Словарь по теме «Ягоды»
Игра «Чего нет»
Дорисовывание и раскрашивание изображений.
Игра «Ягоды»
Упражнения на релаксацию «Солдаты», «Бабочки»
Кинезиологические упражнения «Колечко»
Тема 12. Насекомые.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков произвольного прекращения движения в нужной точке; произвольной регуляции силы нажима; ритмичного проведения повторных однородных движений. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Насекомые»: муха, комар, муравей, пчела, оса, жук, стрекоза. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Полукольца», «Весы», «Сотри пятнышко»
Словарь по теме «Насекомые»
Игра «Угадайте»
Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением закрашиваемой поверхности, дорисовывание изображений.
Упражнение со счетными палочками.
Игра с мячом «Насекомые».
Упражнения на релаксацию «Отдыхаем», «Дождик»
Кинезиологические упражнения «Колечко»

Тема 13. Защитники Отечества.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков произвольного прекращения движения в нужной точке; произвольной регуляции силы нажима; ритмичного проведения повторных однородных движений. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Защитники Отечества»: солдат, танк, ракета, самолет, вертолет, защищать, беречь. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Стрелы», «Переверни тарелку»
Словарь по теме «Защитники Отечества»
Игра «Что лишнее»
Рисование по опорным точкам. Копирование рисунка.
Игра «Защитники Отечества»
Упражнение со счетными палочками «Вертолет», «Танк»
Упражнения на релаксацию «Пилоты», «Волны»
Кинезиологические упражнения «Колечко»

Тема 14. Домашние животные.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков произвольного изменения амплитуды движения; произвольной регуляции силы нажима; ритмичного проведения повторных однородных движений. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Домашние животные»: корова, коза, свинья, овца, собака, кошка, лошадь. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнение «Подойди ко мне», «Повесим светильники»
Словарь по теме «Домашние животные»
Игра «Чего нет»
Копирование и раскрашивание изображений.
Игра «Домашние животные»
Кинезиологическое упражнения «Лезгинка»
Упражнения на релаксацию «Мама», «Цветок»

Тема 15. Части тела.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыков произвольного изменения амплитуды движения; произвольной регуляции силы нажима; ритмичного проведения повторных однородных движений. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Части тела»: туловище, голова, руки, ноги, шея, лицо, глаза, нос, уши, рот, щеки, брови, волосы, спина, живот. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнение «Дворник», «Красим балку»
Словарь по теме «Части тела»
Копирование и раскрашивание изображений.
Игра «Части тела»
Упражнение со счетными палочками «Лицо»
Кинезиологическое упражнения «Лезгинка»
Упражнения на релаксацию «Потянулись», «Сломались»

Тема 16. Зима. Зимняя одежда.
Цели: Развитие умения регулировать движение в соответствии с задачами изображения. Формирование навыковпроизвольного прекращения движения в нужной точке; произвольной регуляции силы нажима; ритмичного проведения повторных однородных движений. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Зима. Зимняя одежда»: шуба, шапка, пальто, шарф, валенки, платок, мороз, идет снег. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнение «Дворник», «Красим балку»
Словарь по теме «Зима. Зимняя одежда»
Игра «Угадайте»
Копирование и раскрашивание изображений
Игра с мячом «Снежинки»
Игра «Зима»
Кинезиологическое упражнения «Лезгинка»
Упражнения на релаксацию «Движения»

Тема 17. Новый год.
Цели: Развитие умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций. Развитие умения рисовать крупные, включая в движение кисть и предплечье. Формирование навыков произвольного прекращения движения в нужной точке; произвольного изменения направленности движения. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Новый год»: елка, дед Мороз, Снегурочка, игрушки на елку, шары, хлопушки, сосульки, флажки. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Самомассаж пальцев и кистей рук
Словарь по теме «Зима. Зимняя одежда»
Игра «Угадайте»
Дорисовывание и раскрашивание изображений.
Игра «Новый год»
Кинезиологическое упражнения «Лезгинка»
Упражнения на релаксацию «Огонь и лед», «Тряпичная кукла»

Тема 18. Грибы.
Цели: Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Развитие умения рисовать мелкие предметы, производя движения только пальцами руки. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; произвольного прекращения движения в нужной точке. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме: «Грибы»: лес, собирать грибы, боровик, опята, лисички, маслята, мухомор. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Самомассаж
Упражнения с шаром с колючками
Словарь по теме «Грибы»
Игра «Что лишнее»
Рисование изображений. Раскрашивание изображений.
Упражнение со счетными палочками «Дом», «Елка»
Кинезиологические упражнения «Ухо – нос»
Упражнения на релаксацию «Дождик», «Воробей»

Тема 19. Инструменты.
Цели: Развитие умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций. Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Развитие умения рисовать мелкие предметы, производя движения только пальцами руки. Формирование навыков произвольного прекращения движения в нужной точке; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря по теме: «Инструменты»: топор, молоток, ножницы, пила, лопата, грабли, колют, пилят, режут, забивают, сгребают, копают. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Солнечные лучи», «Ножницы»
Словарь по теме «Инструменты»
Игра «Угадайте»
Игра «Назови действие»
Рисование по трафаретам с последующей штриховкой.
Раскрашивание изображений.
Игра «Инструменты»
Упражнение со счетными палочками.
Упражнения на релаксацию «Профессии»
Кинезиологические упражнения «Ухо – нос»

Тема 20. Сказка «Репка»
Цели: Развитие умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций. Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; произвольного прекращения движения в нужной точке; произвольного изменения направленности движения. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме: «Сказка «Репка», развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Самомассаж
Упражнение «Репка»
Словарь по теме «Репка»
Игра «Назови по порядку»
Дорисовывание и раскрашивание изображений.
Рисование по трафаретам с последующей штриховкой.
Инсценирование сказки « Репка». Пальчиковый театр.

Тема 21. Мебель.
Цели: Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Развитие умения рисовать мелкие предметы, производя движения только пальцами руки. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; произвольного изменения направленности движения; правильного положения руки при рисовании наклонных, изогнутых и округлых линий. Расширение и уточнение словаря по теме «Мебель»: кровать, диван, стол, стул, шкаф, табурет, полка, тумбочка. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнение с шаром с колючками
Словарь по теме «Мебель»
Игра «Что лишнее»
Копирование по точкам. Обведение без отрыва руки.
Игра «Мебель»
Упражнение со счетными палочками «Стол», «Кровать»
Упражнения на релаксацию «Лес», «Бабочки»
Кинезиологические упражнения «Ухо – нос»

Тема 22. Посуда.
Цели: Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; произвольного прекращения движения в нужной точке; правильного положения руки при рисовании вертикальных, горизонтальных, наклонных; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря по теме: «Посуда»: тарелка, стакан, чашка, кружка, ложка, вилка, кастрюля, сковорода. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Пианино», «Футбол»
Словарь по теме «Посуда»
Игра «Чего нет»
Рисование изогнутых линий без отрыва руки
Рисование по трафаретам с последующей штриховкой.
Игра «Посуда»
Упражнения на релаксацию «Лес», «Бабочки»
Кинезиологические упражнения «Ухо – нос»

Тема 23. Сказка «Теремок»
Цели: Развитие умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций. Формирование навыков произвольного изменения направленности движения; правильного положения руки при рисовании вертикальных, горизонтальных, наклонных, изогнутых и округлых линий; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря по теме «Сказка «Теремок», развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Самомассаж
Упражнения с массажным шариком.
Словарь по теме «Теремок»
Игра «Назови по порядку»
Рисование по трафаретам с последующей штриховкой
Обведение рисунков по точкам
Инсценирование сказки « Теремок». Пальчиковый театр.

Тема 24. Весна.
Цели: Развитие умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций. Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; произвольного прекращения движения в нужной точке. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Весна. Детеныши животных», развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения с массажным шариком.
Словарь по теме «Весна. Детеныши животных»
Игра «Назови детенышей»
Копирование изображений. Рисование изображений.
Игры «Весна», «Возвращение птиц»
Кинезиологические упражнения «Оладушки»
Упражнения на релаксацию «Орлы», «Цветок»

Тема 25. Семья. Мамин день.
Цели: Развитие умения рисовать мелкие предметы, производя движения только пальцами руки. Формирование навыков правильного положения руки при рисовании вертикальных, горизонтальных, наклонных, изогнутых и округлых линий; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме: «Мамин день. Семья», развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнение «Семья»
Словарь по теме «Семья. Мамин день»
Игра «Моя семья»
Копирование изображений. Рисование изогнутых линий
Игра «Мамин день»
Кинезиологические упражнения «Оладушки»
Упражнения на релаксацию «Мама», «Кошка»

Тема 26. Первоцветы.
Цели: Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; правильного положения руки при рисовании вертикальных, горизонтальных, наклонных; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря по теме «Первоцветы»: первые цветы, весна, одуванчик, ромашка, трава. Развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Самомассаж
Упражнения с массажным шариком.
Словарь по теме «Первоцветы»
Игра «Угадайте»
Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки
Упражнение со счетными палочками.
Игра «Первоцветы»
Кинезиологические упражнения «Оладушки»
Упражнения на релаксацию «Репка», «Зайцы»
Тема 27. Труд людей весной.
Цели: Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; произвольного прекращения движения в нужной точке; правильного положения руки при рисовании вертикальных, горизонтальных, наклонных; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме: « Труд людей весной»: работают, убирают мусор, сгребают, копают, сажают, поливают, развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнение «Пальчики здороваются»
Словарь по теме «Труд людей весной»
Игра «Что лишнее»
Игра «Назови действие»
Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки
Игра «Труд людей весной»
Кинезиологические упражнения «Ножки»
Упражнения на релаксацию «Ковер — самолет»

Тема 28. Профессии.
Цели: Развитие умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций. Развитие умения рисовать мелкие предметы, производя движения только пальцами руки, и крупные, включая в движение кисть и предплечье. Формирование навыков произвольного изменения направленности движения; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Профессии»: учитель, воспитатель, строитель, маляр, врач, повар, водитель; развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Самомассаж
Упражнения с массажным шариком.
Словарь по теме «Профессии»
Игра «Что делает»
Дорисовывание изображений.
Игра «Профессии»
Кинезиологические упражнения «Ножки»
Упражнения на релаксацию «Профессии»

Тема 29. Транспорт.
Цели: Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Формирование навыков правильного положения руки при рисовании вертикальных, горизонтальных, наклонных; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме: «Транспорт»: самолет, вертолет, машина, мотоцикл, велосипед, автобус, трамвай, пароход, катер, развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Пианино», «Футбол»
Словарь по теме «Транспорт»
Рисование по трафаретам с последующей штриховкой.
Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки
Игра «Транспорт»
Упражнение со счетными палочками «Самолет», «Корабль»
Упражнения на релаксацию «Передай по кругу»

Тема 30. Правила дорожного движения.
Цели: Развитие умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций. Формирование навыков произвольного прекращения движения в нужной точке; произвольного изменения направленности движения; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря учащихся по теме «Правила дорожного движения», развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнения «Человечки бегают», «Футбол»
Словарь по теме «ПДД»
Рисование по опорным точкам. Раскрашивание
Упражнение со счетными палочками «Машина»
Игра «Правила дорожного движения»
Кинезиологические упражнения «Ножки»
Упражнения на релаксацию «Дождик», «Зайцы»

Тема 31. Город.
Цели: Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; произвольного прекращения движения в нужной точке; регулирование движения по силе нажима, размаху, длительности. Расширение и уточнение словаря по теме: «Город»: дом, магазин, школа, аптека, детский сад, больница, мост; развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Самомассаж
Упражнения с массажным шариком.
Словарь по теме «Город»
Раскрашивание изображений с указанием цвета цифрой
Упражнение со счетными палочками «Мост», «Башня»
Игра «Город»
Упражнения на релаксацию «Клоун», «Цветок»

Тема 32. Лето.
Цели: Развитие умения соизмерять, подчинять движение контролю взора. Формирование навыков удержания направленности движения без излишнего напряжения; произвольного прекращения движения в нужной точке; правильного положения руки при рисовании вертикальных, горизонтальных, наклонных, линий. Расширение и уточнение словаря по теме: «Лето»: время года, лето, осень, зима, весна, жарко, трава, цветы, птицы, купаются, загорают, собирают ягоды; развитие коммуникативных навыков, произносительной стороны речи.
Упражнение «Зоопарк»
Словарь по теме «Лето»
Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки
Игра с мячом «Времена года».
Игра «Лето»
Кинезиологические упражнения «Ножки»
Упражнения на релаксацию «Пляж»

Условия реализации программы



Программа реализуется в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 имени В. Токарева» для учащихся подготовительного класса, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.
Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми на уроках обучения грамоте во время учебного года. Занятия рассчитаны на детей 6,5 — 7 лет. Всего 32 занятия, кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 минут.
В реализации программы принимает участие учитель-сурдопедагог.
Развитие мелкой моторики у слабослышащих детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:
ü разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
ü наборов счетных палочек;
ü наборов цветных спичек;
ü пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
ü мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
ü кистевых эспандеров;
ü прищепок бельевых;
ü трафаретов по лексическим темам;
ü природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
ü «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
Желательно наличие и использование в учебном процессе специализированных обучающих компьютерных программ «Картина мира». Программы созданы Институтом Коррекционной Педагогики РАО. Авторы программ: О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. Цикл программ представлен программами по темам:
ü «В городском дворе»,
ü «Лента времени»,
ü «Мир за твоим окном».
В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
ü различные виды мозаики, конструкторов;
ü пазлы;
ü игрушки-шнуровки;
ü наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
ü различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

Описание планируемых результатов


К концу подготовительного класса учащиеся должны:
Знать:
· приемы самомассажа рук;
· названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
Уметь:
· правильно держать карандаш при рисовании горизонтальных и вертикальных линий;
· правильно сидеть при рисовании;
· регулировать движение в соответствии с задачами изображения (силу нажима, амплитуду и темп движения);
· соизмерять, подчинять движения контролю взора;
· владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
· выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

Список литературы



1. Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. – М.: АРКТИ, 2008. – 88 с. — ISBN5-89415-524-Х.
2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р.Битянова. — М.: Генезис,2001. – 352 с. — ISBN5-85297-037-9.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.
4. Воробьева, Т.А. Логопедические игры с мячом [Текст] / Т. А. Воробьева, О.И.Крупенчук. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. — 64с.: ил. – ISBN978-5-94455-950-0.
5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст] / Н.И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2005. – 208 с. — ISBN5-94665-166-8.
6. Забрамная С.Д. Развитие ребенка – в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, учителей, психологов, дефектологов. [Текст] / С.Д.Забрамная, О.В. Боровик. -М.: Новая школа, 2000. – 160 с. – ISBN5-7301-0335-2.
7. Зикеев А.Г. Обучение учащихся подготовительного, 1-4 классов школы глухих: Пособие для учителя. [Текст] / А.Г.Зикеев, Н.А. Морева, Т.В.Нестерович и др.; Сост. А.Г.Зикеев. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.
8. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. [Текст] / С.А.Исаева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 48с. — ISBN5-8112-1732-3.
9. Крипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов. [Текст] /А.Г. Крипкова, М.В. Антропова. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.: ил. — ISBN5-09-002687-4.
10. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. — ISBN5-94665-199-4.
11. Книга для учащихся школы слабослышащих: Обучение рус.языку, чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич и другие. [Текст] / Под ред. К.Г. Коровина. – М.: Просвещение, 1995. – 160с. — ISBN5-09-004683-2
12. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. [Текст] / Б.Д.Корсунская. – М.: Педагогика, 1970 – 192с.: ил. – Электронная версия печатного издания.
13. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие /Под ред. И.А. Михаленковой. [Текст] / Михаленкова И.А. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 112с.: ил. – ISBN5-89814-129-4.
14. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. [Текст] / Крупенчук О.И. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.: ил. – ISBN978-5-94455-333-1.
15. Крупенчук О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. [Текст] / Крупенчук О.И. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 96 с.: ил. – ISBN978-5-94455-759-9.
16. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! [Текст] / О.И.Крупенчук. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. — 64с.: ил. – ISBN978-5-94455-831-2.
17. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: Пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида [Текст] /Л.А. Метиева, Э.Я.Удалова.– М.: Просвещение, 2009. – 160 с: ил… – ISBN978- 5-09-017193-9.
18. Нейман Л.В… Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. — ISBN5-691-00573-1.
19. Пенин Г.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие [Текст] / Под ред. проф. Г.Н. Пенина и доц. З.А. Пономаревой. – СПб.: КАРО, 2006. – 496 с. – ISBN5-89815-687-9.
20. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: Пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений Iи IIвида [Текст] / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция) — ISBN5-691-01282-7.
21. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Е.Г.Речицкая, Е.В. Пархалина. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.: ил. — ISBN5-691-00549-7.
22. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: Пособие для учителя – дефектолога [Текст] / Е.Г. Речицкая. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 156 с.: ил. – (Развитие и коррекция) — ISBN5-691-01372-6.
23. Савина Л.В. Пальчиковая гимнастика: Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Савина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. — 48с. – ISBN5-237-00539-Х.
24. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.В. Цвынтарный. – СПб: Лань, 1997. – 32с. – ISBN5-86617-045-0.
Пожаловаться 24 февраля 2012
Файлы
Думнова_НВ_Программа по развитию мелкой моторики у слабослышащих.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Светлана Львова
    24 февраля 201222:41
    Светлана Львова

    1. Отличная методическая разработка. Кроме тематического планирования автором предложены занятия по всем разделам, указаны цели, краткое содержание.
    2. Безупречно оформленная разработка.
      Первая за всё время проверки!

  • Татьяна Круглова
    8 марта 201218:40
    Татьяна Круглова

    Наталья Викторовна! Спасибо большое за великолепные занятия.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru