В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Путешествие по басням И.А. Крылова

Елена Тимошенко Елена Тимошенко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:2    просмотров: 6599    комментариев: 3
Краткое описание
Цель урока:
закрепить и обобщить полученные знания  учащихся  по творчеству  И.А.Крылова.
Задачи урока:
- повторить жанровые особенности басен;
- развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать устную речь.

Описание
Дата урока: 27.01.2012 года
Тема урока: Путешествие по басням И.А. Крылова
Место урока в системе уроков: заключительный

Цель урока
закрепить и обобщить полученные знания  учащихся  по творчеству  И.А.Крылова. 
Задачи урока:
— повторить жанровые особенности басен;
— развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;
— развивать творческие способности учащихся;
— развивать устную речь.

Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория5 класс
Вид урокаурок-путешествие.

УМК:
— Литература. 
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002
— Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VШ вида. /Авт.-сост. Малышева З.Ф. – М.: Просвещение, 2007;
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 
— раздаточный материал;
— технические средства обучения

Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудованиекарточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Технология:
— вопросы репродуктивного характера;
— групповая;
— игровая;
 — компьютерные средства обучения.

 Его басни дойдут до потомства и никогда не 
 потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они  
обратились  в   народные   пословицы,  а народные  
   пословицы  живут  с  народом и  их  переживают
 В.А.Жуковский
   

Ход урока
 Орг. моментЗдравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок. На меня все посмотрели и за парты тихо сели! 
 П. Повторение пройденного материала. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 
- Кто такой И.А.Крылов? Что можете о нем сказать.
— Что такое басня? 
— Кто герои басен?
— А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?
— Итак, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?  А что он писал?
  Так, как же будет звучать тема нашего урока?
Ш. Урок-путешествие.
 - То, насколько хорошо вы знаете, басни И.А.Крылова, мы сейчас и проверим. Сегодня мы с вами проведем урок-путешествие. А путешествовать мы будем на поезде. Вы любите 
ездить на поезде? Поэтому нам сейчас надо будет занять свои вагоны и сесть соответственно вашим номерам, а номера ваших мест это цвет ваших снежинок.
Так сколько же вагонов у нас получилось? (3  + вагон наших гостей, которые, надеемся, примут активное участие в нашем путешествии).
Вы, ребята, знаете, что прежде чем отправиться в путь необходимо не только занять свои места, но и помнить о технике безопасности в поезде, о правилах поведения. Думаю, что вы все это знаете. А мы с вами проведем еще и  небольшой конкурс-разминку. Посмотрим на наш экран – перрон:(Слайд)
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (ель)
— Что пленило лисицу?   (сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (шея)
Молодцы! А вот уже и  приближается первая остановка.
1.  Крылатые выражения.
     Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались 
Крылатые крыловские слова.(М. В. Исаковский)
 А вы, наши путешественники, знаете и сможете ли  продолжить выражения, которые стали уже крылатыми? Давайте проверим(Слайд.)
1. «Ты всё пела? Это дело:…»    (так поди же, попляши
2. «А вы, друзья, как не садитесь…»    (все в музыканты не годитесь)
3. «Кукушка хвалит петуха …»   (за то, что хвалит он Кукушку)
4. «У сильного всегда…»(у сильного всегда бессильный виноват)
5. «Слона — то я и не ….» (приметил)
6. «А Васька слушает да …»   (да ест)
7. «Когда в товарищах согласья нет…»  (на лад их дело не пойдет)
8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)
2. Вторая остановка:  Назови басню.
 Из каких басен эти строки?(Слайд.)
— «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»
— «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и  дом» 
— «Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!»
— «Спой, светик, не стыдись!»
— «А только воз и ныне там!»
— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»
3. Следующая остановка: Загадочные животные (на столах лежат слова)
 Составьте и запишите правильно слова — животных(Слайд.)
    
 асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол

   В каких баснях встречаются эти животные? (Слайд.)
— «Ворона и Лисица»
— «Кукушка и Петух»
— «Стрекоза и Муравей»
— «Лебедь, Рак да Щука »
— «Квартет»
— «Очки и Обезьяна»
— « Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
— « Слон и Моська»
А сейчас небольшая остановка.Здоровьесберегающая пауза:(Слайд.)
     Мы сидели, рассуждали, 
     Мышцы тела все устали. 
     Потянулись и зевнули, 
     Спинки дружно все прогнули, 
     Повернулись вправо, влево – 
     Стало гибким наше тело. 
     А теперь попляшут ножки: 
     Побежали по дорожке 
     Быстро-быстро — топ, топ, топ. 
     И в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп. 
     Руки к солнышку потянем.
     Руки в стороны растянем. 
     А теперь пора учиться. 
     Улыбнемся! Не лениться!

  
4. Поэтическая остановка.  Прослушаем отрывки из басен в исполнении артистов и назовем, какая это басня?(Слайд.)
5. Театральная станция: Это одна из самых интересных станций. И прежде чем мы на ней выйдем, вспомним героев одной из басен Крылова (гости с 8 класса с инсценировкой басни «Свинья под дубом»)(Слайд.)
— Как называется эта басня? 
— Соберем  по отрывкам название басни, которую проиграем (прочтем наизусть или с выражением, по ролям).
6. Загадочный ларец. Нам в вагон занесли ларец. Интересно, что в нем лежит? Надеемся, вы нам поможете(Слайд.)
— В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за  рожа". 
— В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.
— В ящике лежит предмет, дух которого Лису остановил.
— В ящике лежит предмет, без которого не смог бы сыграть ни один музыкант.
— В ящике лежит предмет, который особенно любит кушать свинья.
7. Станция «Угадай-ка». Отгадываем кроссворд по басням И.А. Крылова(Слайд.)
8. Путаница. Мы с вами так долго ехали, что совсем запутались. Помогите нам: необходимо найти и исправить ошибки(Слайд.)
«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Кукушки глаз не сводит».
— «Ворона гавкнула во все воронье горло».
-  «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись». 
— «Почуя серого так близко собаку, Псы залились  в полях и рвутся вон на драку».
9. Словарная станция. Нам необходимо, подобрать слова-антонимы к следующим словам:(Слайд.)
глупый – 
трудолюбивый – 
хитрый – 
скромный – 
вежливый –
 — Проверим себя(Слайд.)
— Скажите, что такое антонимы?
— Скажите, почему у нас в пути встретилась такая станция? Конечно же, мы должны уметь сравнивать поступки героев басен и находить то, что можно противопоставить глупости, хитрости, грубости и т.д. 
IV. Итоги урока.
— Вы все сегодня были молодцы. Так хорошо работали
— Скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о баснях)
— Кто автор этих басен? (И.А.Крылов) 
— А сейчас прочитайте эпиграф к уроку: 
 «Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они  обратились  в   народные   пословицы, а народные  пословицы  живут  с  народом и  их переживают» (В.А.Жуковский)(Слайд.)    
— Согласны ли вы со словами русского поэта? 
— Скажите,  понравился вам урок? А что вам понравилось? Проведем еще такой урок?  А гостям понравился урок? Пригласим наших гостей в следующий раз, ребята?
V. Домашнее задание:(Слайд.)
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Пожаловаться 22 февраля 2012
Файлы
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    5 марта 201218:41
    Сергей Колодин

    Уважаемая Елена Анатольевна!

    Пожалуйста, разместите на титульном листе своей разработки следующие сведения:

    * фамилия, имя, отчество автора;
    * место проживания (город, поселок), область, край, регион;
    * название учебного заведения;
    * дисциплина;
    * учебник, по которому ведется обучение;
    * тема (для материалов типа «Урок», «Мероприятие», «Обобщение опыта» (при необходимости));
    * класс (курс);
    * продолжительность урока;
    * использование информационных технологий;
    * логотип Портала (в верхний колонтитул).

    Шапку разработки с указанием на ОУ необходимо убрать: если разработка принадлежит Вам, зачем указывать данные школы?

    В конспекте необходимо отразить использование слайдов презентации (например, на определённом итоге урока указать в скобках "Слайд № ...").

    По презентации.

    * Пожалуйста, поместите логотип Портала в верхний колонтитул титульного слайда; на титульном слайде необходимо разместить Ваши данные.
    * Слайд № 2 лучше удалить. Презентация - это дополнение урока, и дополнительная нагрузка на детей не нужна.
    * На последнем слайде, пожалуйста, разместите ссылки на все использованные Вами иллюстрации и ресурсы сети Интернет.
    * Звуковое сопровождение почему-то отсутствует.

    Заранее Вам благодарен за работу и исправление недостатков.

    С уважением, С.А. Колодин.

  • Татьяна Круглова
    8 марта 201218:52
    Татьяна Круглова

    Елена. Спасибо за интересные, занимательные задания, которые вы подобрали к басням Крылова. Обязательно использую в своей работе.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru