В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Уроки по социально-бытовой ориентировке в 5 классе

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов










УРОКИ

по социально – бытовой ориентировки

для учащихся 5 класса




Тип урока: комбинированный

Продолжительность урока – 45 минут












Автор: Штефан Эльвира Ивановна

Учитель социально-бытовой ориентировки

1квалификационная категория

Республика Хакасия Ширинский район

МКСКОУ «Целинная СКОШИ 8 вида»





Тема: ПОМОЩНИКИ В ДОМЕ

Электрическая плита, стиральная машина, холодильник, утюг.

Техника безопасности. ПР «Усвоение правил работы с техническими предметами быта».

Цель: - Познакомить обучающихся предметами быта.

- Дать понятие электрической плите, пылесосу, холодильнику, утюгу.

Задачи:

- образовательная: сообщение сведений о предметах быта

- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;

- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.

Оборудование: Книга «Бытовые электроприборы. Какие они?», слов. слова – Электрическая плита, пылесос, холодильник, утюг, миксер; карандаши.


Ход урока.

  1. Орг.момент

- дидактические требования.

- Скажите, какое вчера было число? Какое будет завтра? Значит сегодня…

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

- Ребята, скажите, а что мы с вами проходили на прошлом уроке… ОТРАВЛЕНИЕ

- Назовите причины отравления:

  • Некачественные продукты

  • Грязная вода

  • Личная гигиена

- Назовите признаки отравления

  • Боль в животе

  • Тошнота

  • Головокружение

  • Рвота

  • Диарея

- Расскажите, как правильно оказать первую помощь при отравлениях

  • Выпить раствор марганцовки (розового цвета)

  • Выпить сладкий чай или кофе

  • Обеспечить полный покой

  • Вызвать скорую помощь 03

3. Сообщение темы урока.

1. Работа в тетрадях.

- запись числа.

- запись темы урока.

- словарная работа.

Электрическая плита

стиральная машина

холодильник

утюг


- определение новых слов.

ЭЛЕКТРОПЛИТА – это электроприбор, предназначен для приготовления и разогревания пищи.

ХОЛОДИЛЬНИК – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.

СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА - это электроприбор, предназначенный для стирки белья.

УТЮГ - это электроприбор, предназначенный для глажения одежды.


- Что общего в этих словах….все они электроприборы.

- С правилами пользования электроприборами мы с вами уже знакомы. Назовите их

- Не отставлять включенными.

- Не включать (выключать) мокрыми руками.

- Обращаться бережно.

- При неисправности вызвать мастера.

3. Физ.минутка

- физ.минутка для глаз.

- красный цвет – шагом марш.

- желтый цвет – на месте стой.

- зеленый цвет - садитесь

  1. Сегодня мы с вами поговорим об утюге.

- Для чего нужен утюг?

- Как выглядит утюг?

- Что нужно знать при обращении с утюгом?

  • Не прикасаться к нагретому утюгу!

  • Никогда не оставлять утюг включенным!

  • При включенном утюге не прикасайтесь к проводу и вилке мокрыми руками!

  • Подбирайте для каждой ткани подходящую температуру.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Раскрасьте макет утюга

6. Итог урока.

- Назовите помощников, которые помогают нам в быту.

- Что нужно знать при обращении с утюгом?

7. Оценка детей.



Тема: МЕБЕЛЬ.

Предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др).

Цель: - Познакомить предметами мебели, их назначением.

- Дать понятие кухонной, спальной, кабинетной мебели.

Задачи:

- образовательная: сообщение сведений о предметах мебели, их назначением.

- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие способности к обобщению;

- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.

Оборудование: Книга «Мебель. Какая она?», слов. слова – кухонная, спальная, кабинетная; карандаши.


Ход урока.

  1. Орг.момент

- дидактические требования.

- Скажите, какое вчера было число? Какое будет завтра? Значит сегодня…

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

- Ребята, скажите, а что мы с вами проходили на прошлом уроке…

- Помощнике в доме.

- С какими помощниками мы с вами познакомились?

ЭЛЕКТРОПЛИТА – это электроприбор, предназначен для приготовления и разогревания пищи.

ХОЛОДИЛЬНИК – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.

СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА - это электроприбор, предназначенный для стирки белья.

УТЮГ - это электроприбор, предназначенный для глажения одежды.

- Что общего в этих словах…все они электроприборы.

- С какими правилами пользования электроприборами мы с вами уже знакомы. Назовите их

- Не отставлять включенными.

- Не включать (выключать) мокрыми руками.

- Обращаться бережно.

- При неисправности вызвать мастера.

3. Сообщение темы урока.

1. Работа в тетрадях.

- запись числа.

- запись темы урока.

- словарная работа.

МЕБЕЛЬ

Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Познакомимся с предметами мебели назначение предметов мебели.


Что такое мебель?

Мебель – это предметы обстановка помещения, служащие для удобства людей.


Мебель в доме берегут:

Создает она уют.

Дом без мебели пустой

И как будто нежилой.

Мы за стол садимся… (что делать?) есть,

Стул нам нужен, чтобы … (для чего?) сесть,

На диване или в кресле

Смотрим фильм мы интересный.

С полки книги мы... (что делаем?) берем,

В шкаф одежду мы …(что делаем?) кладем,

А удобная кровать

Нам нужна, чтоб сладко..(что делать?) спать.


- Мебель бывает разных видов, в зависимости от помещения и назначения.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

КУХОННАЯ
СПАЛЬНАЯ
КАБИНЕТНАЯ


- Запишите виды мебели в тетрадь (запись в тетради)


Назначение мебели:

(стр 8 Для чего нужна мебель? Книга Мебель. Какая она?)


Разбор назначения мели.

(наглядный материал)

4. Физ.минутка

- физ.минутка для глаз.


5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Что такое мебель?

- Для чего она нужна?

- Назовите виды мебели.


Послушай стихотворение, и скажите, о каком предмете мебели оно.

Дети во дворе играют,

Только Васи с ними нет:

Нынче Вася не гуляет,

Нынче Вася – домосед.

Почему он изменился?-

Все друзья его в тревоге.

В доме Васи появился

Верный друг четвероногий

Он конечно не живой,

Но так мягок и удобен

И как мебель бесподобен.

(диван, кресло)

6. Итог урока.

- Раскрасьте макет мебели.


7. Оценка детей.

8. Домашнее задание

Изготовить макет мебели


















Тема: Мягкая мебель. Её назначение.

Уход за мебелью.

Цель: - Познакомить видами мягкой мебели, для чего она предназначена.

Задачи:

- образовательная: сообщение сведений о видах мебели, ее предназначение.

- коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;

- воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.

Оборудование: Книга Е.В. Саплина « Путешествие в историю», слов. слова - стол, книжный шкаф ; карандаши. Карточки – стол, стул, книжный шкаф, сундук.

Ход урока.

    1. Орг.момент

    - дидактические требования.

    - Ребята, скажите, на чем вы сидите……(стул).

    - На чем вы пишите……..(стол).

    - Где хранятся ваши школьные принадлежности…….(в книжном шкафу).

    - Объедините все эти предметы в одно слово………(мебель).

    - Молодцы, сегодня мы с вами продолжим знакомится с видами мебели.

    2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

    Помогите мне разгадать кроссворд.

    (приложение № 1)

    КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО - МЕБЕЛЬ

    - Что такое мебель?

    - Для чего она нужна?

    - Назовите известные вам виды мебели.


    3. Сообщение темы урока.

    1. Работа в тетрадях.

    - запись числа.

    - запись темы урока.

    - словарная работа.

    стол, книжный шкаф.

    Сегодня мы с вами поговорим о мягкой мебели. Познакомимся с её назначением. Научимся ухаживать за мягкой мебелью.

    Из истории (стр 21-22).

    Слово «мебель» происходит от латинского слова – «подвижный». Несколько тысяч лет мебель служит человеку, используется для различных целей. В России стул входит в широкое употребление только после Петрам 1. до этого сидели либо на лавках, либо на сундуках.

    В жилище сундук ставили на самом видном месте. Встречались сундуки – хранилища, сундуки – кровати.

    Сначала мебель была деревянной, потом ее стали застилать кожей. В 16 – 17 веки мебель стали обтягивать кожей или дорогой тканью, отсюда пошло название – мягкая мебель…..

    - Запишите новое слово – сундук, в тетрадь (запись в тетради).

    Задание:

      1. Что может рассказать домашний стул о своих далеких предках?

      (приложение № 2)

        1. Если бы вы были мастером, какую мебель вы бы себе изготовили? Попробуйте ее нарисовать (работа в тетради).


        4. Физ.минутка

        - физ.минутка для глаз.


        Уход за мебелью (работа в тетрадях)

        вид мебели

        уход

        периодичность

        мягкая

        пылесос, чистка

        1 раз в месяц

        полированная

        сухая ветошь

        1 раз в неделю

        кожа

        мытье с мылом

        ежедневно

        Заполняется таблица и разбирается.

        - Почему наша мебель может быстро загрязнится? (если садится с ногами, кушать на мебели, садится с грязными руками – повторить гигиенические навыки)


        5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ


        - Назовите виды мебели.

        - Расскажите, как правильно за ней ухаживать.

        6. Итог урока.

        Практическая работа.

        Чистка мягкой мебели при помощи пылесоса. (Повторить ТБ при работе с электроприборами).

        7. Оценка детей.

        8. Домашнее задание

        Помочь маме в уборке квартиры.










        Тема: Уход за мебелью.

        Цель: - формирование трудовых навыков.

        Задачи:

        - образовательная: продолжить знакомить детей с правилами ухода за мебелью.

        - коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;

        - воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.

        Оборудование: Книга К Нефедова «Мебель. Какая она?», слов. слова - пылесос ; карандаши. Карточки – тест.

        Ход урока.

          1. Орг.момент

          - дидактические требования.

          - Ребята. Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно.

          Этот шкаф – большой и важный.

          Словно дом многоэтажный.

          Очень любит он хвалиться

          И ученостью гордится.

          Говорит он всем подряд:

          «Книги я храню, как клад,

          Потому что в них живет

          Мудрость, что собрал народ.

          Кто захочет почитать,

          Может книжку с полки взять.

          Прочитали? – Мне верните

          И на место положите.

          От забот я так устал,

          Но зато ученым стал,

          И считаю, что престижно

          Быть в квартире шкафом книжным!».

          -Говорится о книжном шкафе.

          - Посмотрите на рисунок и скажите какой предмет относится к нашим предыдущим темам. (приложение №3)


          1. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

          - Мы продолжим с вами говорить о мебели, но сначала повторим тему нашего прошлого урока.

          - Заполните карточки.

          вид мебели

          уход

          периодичность

          мягкая


          1 раз в месяц

          полированная


          1 раз в неделю

          кожа


          ежедневно

          После заполнения, обсуждение. Нахождение ошибок.

          4. Сообщение темы урока.

          1. Работа в тетрадях.

          - запись числа.

          - запись темы урока.

          - словарная работа.

          Пылесос

          - Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы. (приложение № 4)

          -Назовите и расскажите, какая мебель стоит в комнате.

          • Посмотрите, как расставлена мебель в комнате. Нравится ли тебе?

          • Расскажи, какая мебель стоит в твоей комнате.

          • Для чего служит диван?

          • Что делает мальчик?

          • Составьте рассказ по картинке.

          - Для того, чтобы ваша мебель была чистой при уходе за ней используются специальные моющее средства. К ним относятся: (работа в тетрадях)

          -мыло;

          - порошки;

          - специальные средства – «Ваниш», «Полироль» и.т.д.

          - пылесос;

          -Знакомство с ТБ при работе с моющими веществами.

          4. Физ.минутка

          - физ.минутка для глаз.

          - красный цвет – шагом марш.

          - желтый цвет – на месте стой.

          - зеленый цвет - садитесь


          5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

          - Назовите специальные моющее средства которые используют при уходе мебели.

          6. Итог урока.

          Практическая работа.

          Чистка мебели с использованием специальных средств и соблюдением ТБ

          7. Оценка детей.












          Тема: П.Р. Уборка спальни, кабинета.

          Цель: Формирование навыков аккуратности, четкого и обязательного выполнения инструкций.

          - образовательная: сообщение сведений о правильной уборке спальни, кабинета;

          - коррекционно-развивающая: обогащение словарного запаса, развитие мышления, корректировка внимания;

          - воспитательная целенаправленное формирование позитивных качеств личности.

          Оборудование: Книга К Нефедова «Мебель. Какая она?». Карточки - швабра, ведро, мыло, тряпка, веник, совок, фартук. Инвентарь для уборки помещений.

          Ход урока.

          1. Орг.момент

          - дидактические требования.

          - Упражнение на логическое мышление.

          Схемы – рисунки с изображением последовательности уборки;

          Схемы расставлены не в том порядке;

          Не некоторых схемах ошибочные элементы.

          - упражнение на внимание:

          Ряд предметов- карточек: швабра, ведро, мыло, тряпка, веник, совок, фартук.

          Задание: Посмотрите внимательно и запомните, как лежат картинки (дети закрывают глаза, картинки меняются местами или что-то убирается).


          1. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.


          Отгадайте кроссворд

          Задание: Угадайте предметы мебели и узнаете ключевое слово, которое будет соответствовать теме нашего урока.

          ТУМБОЧКА

          БРА

          КРОВАТЬ

          КРЕСЛО

          ШКАФ

          ДИВАН

          Предлагается самостоятельно определить тему занятия.

          3. Сообщение темы урока.

          1. Работа в тетрадях.

          - запись числа.

          - запись темы урока.


          Посмотрите на картинки и скажите, для чего нам нужен каждый предмет, соотнесите с заданием (Приложение №5).

          1. Удаление пыли (чем?)

          2. Вода (какая?)

          - инвентарь (какой?)

            • Смачивать;

            • Отжимать;

            • Протирать;

            • Вымыть.

            3. веник

            -комнатный;

            - банный;

            - для улицы;

            • Смачивание;

            • Мести от себя;

            • Собрать мусор в совок.

            1. Полить цветы (как? чем?)

            2. Мытье полов (как? чем?)

            3. Подметание полов (как? Чем?)

            4. Что делаем в конце уборки?

            - прополаскиваем;

            - сушим;

            - убираем на место.

            Установочный инструктаж.

            Не все сегодня будут убирать, а только самые лучшие и быстрые. Кто сегодня хочет быть быстрым? У нас в классе все хорошие. Но, однако, я приготовила сюрприз - задания. Только – тот, кто аккуратно, четко выполнит их, получит инвентарь для уборки.

            Заранее приготовить:

            Ведро – фартук;

            Ведро – фартук – совок;

            Тряпку – ведро – шампунь.

            На доске написаны задания.

            1. Пойти и вымыть раковину;

            2. Пойти и расставить книги в шкафу;

            3. Сложить вещи.

            Найдите соответствие работы и инвентаря.


            6. Итог урока.

            Отметить трудолюбие, аккуратность.


            7. Оценка детей.


            ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ


            1. « Все о детской вечеринке». М. Дюнн.

            2. «Детское питание». Энциклопедия. М.: «Госиздат».1971-250С

            3. Журналы «Дефектология», «Крестьянка», «Лиза», «Идеи вашего дома».

            4. Книги «Домоводство -1», «Домоводство-2» Ижевск.:РИО «КВЕСТ»,1992-416С.

            5. Набор таблиц «Домоводство».

            6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.:«Просвещение», 2005-296С.

            7. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: В.В. Гладкая-Москва.: ИздательствоНЦЭНАС, 2003-192С.

            8. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9классов в специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида: пособие для учителя. центр «ВЛАДОС», 2006-247С.

            9. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида: пособие для учителя. Т.А.Девяткова-Москва.:Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006-247С.

            10. «1000 советов для мальчишек и девчёнок». Энциклопедия. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001-432С.

            11. «Чудо-всюду» Т.Д.Нуждина. «Академия развития», «Академия К». 1998-287С.

            12. «Я иду на урок» Хрестоматия игровых приемов обучения. М.:Издательство «Первое сентября», 200-224С.























            Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

            Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

            Образовательные вебинары
            Подписаться на новые Расписание вебинаров
            Задать вопрос