В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Изучение полифонии в младших классах.

Надежда Букарова Надежда Букарова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 4052
Краткое описание
    В этой работе показаны основные методы работы над полифоническими произведениями в младших классах на примере отдельных произведений. Обращаеися внимание педагогов, любителей творчества Баха на особенности полифонического письма композитора. Рассказывается  история появления сборников «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги».

Описание
ВСТУПЛЕНИЕ.
 В истории музыкальной  культуры  в разные исторические эпохи складывались разнообразные стили полифонического изложения. Полифония (от греческого «поли» — «много», «фон» — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. Существует несколько типов полифонического изложения: подголосочная полифония, основанная на свободном варьировании основного напева разными голосами. Этот вид полифонии часто используется в  русской народной песне. Имитационная полифония, где основная тема звучит сначала в одном голосе, потом появляется в других голосах с изменениями. На «имитации» основан выразительный прием «переклички» голосов в хоре. Для имитационного изложения характерно тематическое единство отдельных голосов, так как они основаны на развитии общей темы, звучащей поочередно в разных голосах. Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. На основе имитационного изложения развилась классическая имитационная полифония Баха. Контрастно-тематическая полифония - тип полифонического изложения с одновременным звучанием разных мелодий. Своим творчеством Бах завершает большую эпоху в истории музыкальной культуры, связанную с развитием полифонии. После Баха, в эпоху классицизма, полифонические  формы отодвигаются на задний план. В значительной степени стирается четкая грань между полифонической музыкой и гомофонным изложением.   
 Цель работы  — показать основные методы работы над полифоническими произведениями в младших классах на примере отдельных произведений. Обратить внимание педагогов, любителей творчества Баха на особенности полифонического письма композитора. Ознакомить с историей появления сборников «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги». 
Полифония на начальном этапе обучения.
Знакомство ученика с полифонией лучше всего начинать с  песен. С их помощью можно вызвать интерес, эмоциональную реакцию, поговорить об образе. Учитель, исполнив произведение, рассказывает о  выразительных средствах, с помощью которых  передается характер пьесы. Выразительное исполнение  простых одноголосных песен в дальнейшем помогает  услышать сочетание двух голосов в  полифонических пьесах. Изучение полифонии с использованием правильных методов на начальном этапе, помогает  при исполнении пьес со сложными звуковыми линиями (Скрябин, Рахманинов, Шопен)… старшеклассникам. Цель  педагога — научить ученика слушать каждый голос, понимать выразительное значение каждого и всех голосов вместе, добиться их различного  звучания. С первых прикосновений к клавиатуре, когда ученик  только учится брать отдельные звуки, нужно обратить его внимание на мягкий и плавный переход одного звука в другой. Для  этого нужно  освободить кисть, плечевой корпус, пальцы. Хорошо, если ученик сможет проинтонировать мелодию, пропеть гласные.  Полезно чередовать прием игры legato c non legato. Примером могут быть пьесы из « Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева: « Ой ты, дивчино»,  «Висла», «Осень»....
 Играя песню «Осень», сразу обращаем  внимание на характер: грустный, печальный…большую помощь здесь оказывают слова. 
Хмурая, дождливая    Бедный зайка прыгает
Осень наступила.   Возле голых сосен,
Всю капусту сняли,     Страшно в зубы волку
Где бы разыскать?Серому попасть.
Определяем начало и конец фраз, обращаем внимание на изменение силы звука в конце каждой фразы. Полезно просто научиться выразительно, читать текст, распевая гласные или  петь со словами. Играя — слушать, насколько  мягко  звучит мелодия.  Обязательно проверяем свободу пальцев, помогаем рукой, как бы очерчивая мелодический контур, особенно при переходе  мелодии из одной руки в другую. Можно порекомендовать взять в руку карандаш, и попытаться нарисовать мелодический контур. Постепенное развитие слухового навыка позволяет добиваться большей ровности, певучести в исполнении. Чем больше будет репертуар начинающего музыканта, тем быстрее он научится правильному исполнению полифонических произведений. Тот же метод работы можно  использовать при прохождении украинской народной песни «Ой ты, дивчино». Помимо ровности мелодической линии перед учеником встает сложная  задача — ее единство, передача звука из руки в руку. Усложняется размер 3/8. На начальном этапе можно посоветовать представить все длительности в два раза крупнее – это помогает более тщательно прослушать  мелодическую линию. Также  можно выучить со словами (сб. Артоболевской «Первая встреча с музыкой») петь, объединяя мелодические  звуки. Хорошо поиграть пьеску в разных регистрах.  
Очень часто первым примером имитационной полифонии становится пьеса — канон - «Дровосек», где мелодия повторяется октавой ниже, что можно сравнить с имитацией эха. Дети без труда определяют, сколько голосов в песне. Движение темы устремляется к концу фразы, к длинной ноте, которая берется мягко, глубоко. Ученик слушает, как звук постепенно угасает и этим звуком  начинает играть «эхо» в левой руке. Очень полезен прием игры в ансамбле с педагогом: мелодию играет ученик, а ее имитацию «эхо» – педагог, и наоборот. Играя  в ансамбле попеременно обе партии, ученик учится слышать самостоятельность  каждой из них на протяжении всей пьесы.
Следующая пьеса — «Ригодон» Гедике. Согласно французскому — видоизмененный старинный народный хоровой танец.  Подвижный, торжественный по характеру труден при исполнении своей фразировкой. Его мелодия состоит из повторения ритмически одинаковых групп:  две восьмые и четверть; движение все время должно быть к  четверти, приходящейся на сильные доли такта.  Ученики при исполнении такого ритма акцентируют первую восьмую. Преодолеть эту трудность поможет  кистевое движение, свобода руки и пальцев. Можно попросить ученика спеть мелодию, придумав слова так, чтобы на затакт приходился «легкий» предлог «в». Поиграть и послушать мелодическую линию в разных октавах, сравнивая с игрой на различных инструментах. Трудности  при исполнении  левой руки вызывает квинта. Она звучит неровно, «перевешивает» более тяжелый 1-й палец. Чтобы научиться играть  левую руку мягко и глубоко, нужно обязательно готовить ее заранее. Квинту можно поучить с ощущением  веса руки в  5-м пальце, а 1-й играть беззвучно. Для  ровности звучания  поучить с карандашом между 1-м и 5-м пальцами, чувствуя  опору в ладони. И, конечно, дети с удовольствием будут исполнять танец, если пофантазировать вместе с ними, представляя, как на балу сначала и в конце танец исполняют  придворные, а в середине принц и принцесса. Остановка на долгом аккорде  средней части всегда вызывает проблемы с движением и ритмом. Мы с ученицей придумали «встречу принца и принцессы», что вызвало интерес.
Основным ключом к исполнению музыки И.С.Баха являются осмысленность мелодической линии, правильная фразировка, глубина звука и певучесть. Поэтому педагог уже с первых уроков должен обращать внимание на качество звука. Очень часто ученики играют поверхностно, не добирая клавиши кончиками пальцев. Можно порекомендовать игру беззвучно на крышке инструмента, ощущая кончики пальцев, заставляя работать внутренний слух.  Обдумывая динамический план в произведениях И.С. Баха,  рассказать ученику, что при жизни  композитора, стилю музыки той эпохи присущи контрастная динамика и длинные динамические линии. Ф. Бузони и А. Швейцер называют ее «террасообразной динамикой». Это связано с инструментами того времени (клавессином, клавикордом). Звучание клавессина было довольно тусклым. Исполнитель не мог играть громче или тише: с какой бы силой он не ударял по клавише, делал это резко или мягко – звук не менялся и всегда получался громким. Инструменты фортепиано только начинали появляться, они сильно отличались от современных. Поэтому стиль Баха искажается короткими крещендо и диминуэндо. Очень важно также избегать всяких преувеличений,   внимания в работе требует  правильное исполнение штрихов и артикуляция. Важно знать, что  мелодический мотив у Баха  часто начинается со слабой доли такта, поэтому   короткие лиги, поставленные редактором, и только  изредка  самим И. С. Бахом, означают границы мотивов и не всегда  снятие руки.
«Нотная Тетрадь» Анны Магдалены Бах.
При знакомстве с этим сборником, у ученика  возникает много вопросов. Учитель рассказывает, кто такая Анна Магдалена, поясняет, для кого были предназначены пьесы.Во времена Баха  ведение домашних альбомов было очень распространено. Они были не только музыкальные, но также и литературные. Печатные издания, существовавшие в то время, не были столь многочисленны, поэтому не могли удовлетворять потребности в новых произведениях. Можно использовать иллюстрации бала, обратить внимание на одежды мужчин и женщин, определявшие стиль танцев (ноги мужчин, обтянутые чулками, украшены бантами, широкие кринолины женщин требовали плавных движений). Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» — это альбомы семьи И.С.Баха, предназначавшиеся для исполнения его детям. В  «Нотную Тетрадь» вошли пьесы различных композиторов: Ф.Куперена, К.Петцольда, К.Ф.Э. Баха… в основном танцевального жанра: менуэты, полонезы, марши…. Их отличает богатство и красочность мелодий различного характера, ритмическое, темповое разнообразие. Для исполнения  лучше пользоваться  редакцией  Л. Ройзмана. В ее основе  точный авторский текст, исполнительские указания соответствуют стилю И. С. Баха, аппликатура дана исходя из своеобразных принципов композитора –  подкладывание первого пальца, перекладывание,  перекрещивание пальцев. К каждой пьесе есть аннотация  с пояснением характера.  Достоинством этого издания является  таблица с расшифровкой мелизмов из «Нотной тетради В. Ф. Баха», и правильная расшифровка всех мелизмов, встречающаяся в пьесах данного сборника. 
 
МЕНУЭТ g – moll
 По-характеру спокойный, мелодичный — напоминает песню. Написан в простой двухчастной форме. Музыка  отражает плавность движения и важность поклонов, приседаний (реверансов). Мелодию правой и левой руки можно сравнить с танцем дамы и кавалера, они  мелодически самостоятельны, но  связаны  друг с  другом. В связи с этим нужно обратить внимание на  различное  звучание и характер голосов, трудность в исполнении штрихов, коротких лиг из двух нот, изображающих поклоны. В динамическом   развитии обоих голосов сначала звучат нисходящие интонации, потом движение активизируется, минор сменяется мажором — это тоже выражается в динамике, в характере, в движении. Прослушав пьесу, ученик обращает внимание на  украшения — морденты. Необходимо пояснить, что с помощью таких знаков, сокращенно  записывали мелодии  в XVII-XVIII веках. Не случайно термин «мелизмы» произошел от древнегреческого слова «melos», что означает: пение, мелодия, поэтому играть их нужно певуче соответственно темпу и характеру данной пьесы. Исполнять мелизмы Бах рекомендует (за отдельным исключением) за счет длительности основного звука. Неперечеркнутый мордент исполняется за счет  верхнего  звука, перечеркнутый за счет нижнего.  При исполнении  важно, чтобы украшение воспринималось учеником, как часть мелодии, исполнялось певуче и выразительно, в характере менуэта. Поэтому сначала попытаться пропеть их в  медленном темпе и только потом играть.  
Похожий по характеру, часто исполняемый  менуэт  d-moll. Вместе с учеником определяем характер и  форму пьесы (двухчастная).  Обращаем внимание на окончание первой части в  параллельном  мажоре. Первая часть  состоит из двух предложений. Можно охарактерезовать их  как  вопросо — ответные. И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: первый двутакт исполняется учителем, ученик отвечает на этот двутакт — вопрос исполнением второго двутакта – ответа. Затем роли можно поменять: ученик будет «задавать» вопросы, учитель — отвечать. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему — чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот. «Важно, что при этом мы учим ученика не столько, играть  немного громче и немного тише, — мы учим его  передавать интонации и элементы танца. Вторая часть менуэта сложна для исполнения широким расстоянием в мелодии. При скачке нижняя нота не должна быть громкой, разрывать мелодический голос,  поэтому ее нужно брать свободным и приготовленным заранее, пальцем. Важно научиться слышать этот переход, как продолжение мелодии, поэтому можно поучить верхний голос с пением, помогая ученику левой рукой.  Особенно сложно услышать в конце менуэта движение к кульминационному завершению и передаче мелодической  линии из левой руки в правую. Если и в этом случае ученик делает акцент на первую ноту из группы восьмых, можно попросить его брать на месте паузы повторяющийся звук «ля».  В таком варианте легче добиться цельности мелодической линии.  Ритмическая фигура две шестнадцатые и восьмая в следующем такте, также достаточно часто исполняется учениками неверно, с акцентом на восьмую.  Здесь желаемого результата можно добиться исходя из опоры на сильную долю, а также штриха, при котором последняя восьмая «ре» играется на движении кисти вверх. Углубленной работе над менуэтом способствует одновременное прохождение  двух-трех  дополнительных пьес из того же сборника, в которых ставятся аналогичные задачи, желательно, чтобы ученик разбирал и работал над ними уже самостоятельно, под наблюдением педагога. Например, над менуэтом G — dur (№ 4)  также  можно поработать методом «вопросов» и «ответов».
Среди пьес, часто используемых в обучении -  сборник «Маленькие прелюдии и фуги». Пьесы этого сборника очень разнообразны по содержанию и полифоническому строению. При жизни Баха  сборник не существовал — его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф.Грипенкерль, известный немецкий музыкант. В своем предисловии к изданию "Маленьких прелюдий и фуг" Грипенкерль писал: "Цель настоящего сборника заключается в том, чтобы объединить в одном томе наиболее легкие инструктивные сочинения И.С.Баха. Они воспроизведены частично по рукописям автора, частично, где автографы отсутствовали — по лучшим старым копиям. "Маленькие прелюдии и фуги", несмотря на полифоничность, доступны для начинающих пианистов; так как полифония сочетается в них с ясным гармоническим языком. Они дают незаменимый материал для  ознакомления с баховским стилем. Композитор многократно подчеркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки, противопоставляя исполнение non legato. Темпы не должны быть преувеличенно быстрые, ни чересчур медленные. На протяжении пьесы темп в основном  единый, в заключительных оборотах — не нужно специально требовать замедления, нужно просто попросить ученика дослушать окончания. При таком чутком отношении к музыкальной ткани темп исполнения не окажется застывшим, а будет чуть заметно изменяться — подобно дыханию.
На примере маленькой прелюдии № 7 ми минор, можно ознакомиться с  элементами баховского языка и фактуры. Ее характер – спокойный, певучий. Тема проходит сначала в верхнем, затем в нижнем голосе (после второго проведения возникает еще неполная, обращенная тема). Форма – простая двухчастная с элементами трехчастности. В середине происходит смена минора – мажором. Средняя часть продолжает развитие  имитационных элементов темы из первой части. Ее характер более светлый, отличается некоторой неустойчивостью, взволнованностью, множеством отклонений. В заключении тема  снова проходит в басу в главной тональности. Это проведение вносит в форму элемент трехчастности. После общего знакомства с музыкой, уделим внимание работе над темой, каждым голосом и их сочетаниям. Необходимо добиться плавности, мягкости звучания, хорошего legato. В прелюдии  можно легко обнаружить, что мелодия верхнего и среднего голосов изобилует задержаниями, которые являются  важнейшим импульсом дальнейшего развития. Задержание – это один из основных элементов, часто используемый Бахом. Поэтому нельзя исполнять их плоским невыразительным звуком. В третьем такте, прослушать  «ми» на третью четверть, спеть про себя задержание и сыграть  мягко разрешение «ре», приготовив его заранее. Аналогично учащийся может поучить все задержания  в прелюдии. Помимо верхнего и среднего голоса, необходимо отдельно учить нижний, добиваясь плавного соединения скачков в мелодии с помощью кисти, правильной аппликатуры. Во второй части прослушать и передать имитации верхнего и нижнего голосов. Для этого будет полезно поиграть в ансамбле с учеником каждый голос  попеременно. Обратить внимание на динамический план прелюдии в целом.
«Изучение баховских сочинений – это, прежде всего большая аналитическая работа. Только в результате такой работы можно научиться воспринимать каждое, даже самое небольшое произведение как воплощение стиля, как часть того великого целого, каким является творчество Иоганна Себастьяна Баха». Научиться слышать всю эту ткань, ощущать все выдержанные ноты не как остановки движения, а как его составной элемент — задача, оправдывающая любые затраты труда и времени».  
Н.КОПЧЕВСКИЙ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы.
     
      1. А.Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано».
      2.  А.Артоболевская. «Первая встреча с музыкой».
      3. И.Браудо. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе».
      4. М. С. Друскин. «Иоганн Себастьян Бах». 
       5. Н. Копчевский.  «И. С. Бах. Избранные сочинения для клавира»,  вып. 1, 2. М., 1978—1979.
 6.Б.Милич. «Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ».
 7. Г.Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры».
        8. Форкель И. «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна    Себастьяна Баха».
 
 
Пожаловаться 14 февраля 2012
Файлы
Работа над полифонией в школе.docx
HTML Войдите для скачивания файлов



ГБОУСОШ 1945 Музыкально - хоровая студия

«Синяя Птица»







Методическая работа







Изучение полифонии в младших классах.













Автор: Букарова Надежда Нурмагомедовна

Педагог дополнительного образования









г. Москва 2011г.





ВСТУПЛЕНИЕ.

В истории музыкальной культуры в разные исторические эпохи складывались разнообразные стили полифонического изложения. Полифония (от греческого «поли» — «много», «фон» — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. Существует несколько типов полифонического изложения: подголосочная полифония, основанная на свободном варьировании основного напева разными голосами. Этот вид полифонии часто используется в русской народной песне. Имитационная полифония, где основная тема звучит сначала в одном голосе, потом появляется в других голосах с изменениями. На «имитации» основан выразительный прием «переклички» голосов в хоре. Для имитационного изложения характерно тематическое единство отдельных голосов, так как они основаны на развитии общей темы, звучащей поочередно в разных голосах. Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. На основе имитационного изложения развилась классическая имитационная полифония Баха. Контрастно-тематическая полифония - тип полифонического изложения с одновременным звучанием разных мелодий. Своим творчеством Бах завершает большую эпоху в истории музыкальной культуры, связанную с развитием полифонии. После Баха, в эпоху классицизма, полифонические формы отодвигаются на задний план. В значительной степени стирается четкая грань между полифонической музыкой и гомофонным изложением.

Цель работы - показать основные методы работы над полифоническими произведениями в младших классах на примере отдельных произведений. Обратить внимание педагогов, любителей творчества Баха на особенности полифонического письма композитора. Ознакомить с историей появления сборников «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги».

Полифония на начальном этапе обучения.

Знакомство ученика с полифонией лучше всего начинать с песен. С их помощью можно вызвать интерес, эмоциональную реакцию, поговорить об образе. Учитель, исполнив произведение, рассказывает о выразительных средствах, с помощью которых передается характер пьесы. Выразительное исполнение простых одноголосных песен в дальнейшем помогает услышать сочетание двух голосов в полифонических пьесах. Изучение полифонии с использованием правильных методов на начальном этапе, помогает при исполнении пьес со сложными звуковыми линиями (Скрябин, Рахманинов, Шопен)... старшеклассникам. Цель педагога - научить ученика слушать каждый голос, понимать выразительное значение каждого и всех голосов вместе, добиться их различного звучания. С первых прикосновений к клавиатуре, когда ученик только учится брать отдельные звуки, нужно обратить его внимание на мягкий и плавный переход одного звука в другой. Для этого нужно освободить кисть, плечевой корпус, пальцы. Хорошо, если ученик сможет проинтонировать мелодию, пропеть гласные. Полезно чередовать прием игры legato c non legato. Примером могут быть пьесы из « Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева: « Ой ты, дивчино», «Висла», «Осень»....

Играя песню «Осень», сразу обращаем внимание на характер: грустный, печальный…большую помощь здесь оказывают слова.

Хмурая, дождливая Бедный зайка прыгает

Осень наступила. Возле голых сосен,

Всю капусту сняли, Страшно в зубы волку

Где бы разыскать? Серому попасть.

Определяем начало и конец фраз, обращаем внимание на изменение силы звука в конце каждой фразы. Полезно просто научиться выразительно, читать текст, распевая гласные или петь со словами. Играя - слушать, насколько мягко звучит мелодия. Обязательно проверяем свободу пальцев, помогаем рукой, как бы очерчивая мелодический контур, особенно при переходе мелодии из одной руки в другую. Можно порекомендовать взять в руку карандаш, и попытаться нарисовать мелодический контур. Постепенное развитие слухового навыка позволяет добиваться большей ровности, певучести в исполнении. Чем больше будет репертуар начинающего музыканта, тем быстрее он научится правильному исполнению полифонических произведений. Тот же метод работы можно использовать при прохождении украинской народной песни «Ой ты, дивчино». Помимо ровности мелодической линии перед учеником встает сложная задача - ее единство, передача звука из руки в руку. Усложняется размер 3/8. На начальном этапе можно посоветовать представить все длительности в два раза крупнее – это помогает более тщательно прослушать мелодическую линию. Также можно выучить со словами (сб. Артоболевской «Первая встреча с музыкой») петь, объединяя мелодические звуки. Хорошо поиграть пьеску в разных регистрах.

Очень часто первым примером имитационной полифонии становится пьеса - канон - «Дровосек», где мелодия повторяется октавой ниже, что можно сравнить с имитацией эха. Дети без труда определяют, сколько голосов в песне. Движение темы устремляется к концу фразы, к длинной ноте, которая берется мягко, глубоко. Ученик слушает, как звук постепенно угасает и этим звуком начинает играть «эхо» в левой руке. Очень полезен прием игры в ансамбле с педагогом: мелодию играет ученик, а ее имитацию «эхо» – педагог, и наоборот. Играя в ансамбле попеременно обе партии, ученик учится слышать самостоятельность каждой из них на протяжении всей пьесы.

Следующая пьеса - «Ригодон» Гедике. Согласно французскому - видоизмененный старинный народный хоровой танец. Подвижный, торжественный по характеру труден при исполнении своей фразировкой. Его мелодия состоит из повторения ритмически одинаковых групп: две восьмые и четверть; движение все время должно быть к четверти, приходящейся на сильные доли такта. Ученики при исполнении такого ритма акцентируют первую восьмую. Преодолеть эту трудность поможет кистевое движение, свобода руки и пальцев. Можно попросить ученика спеть мелодию, придумав слова так, чтобы на затакт приходился «легкий» предлог «в». Поиграть и послушать мелодическую линию в разных октавах, сравнивая с игрой на различных инструментах. Трудности при исполнении левой руки вызывает квинта. Она звучит неровно, «перевешивает» более тяжелый 1-й палец. Чтобы научиться играть левую руку мягко и глубоко, нужно обязательно готовить ее заранее. Квинту можно поучить с ощущением веса руки в 5-м пальце, а 1-й играть беззвучно. Для ровности звучания поучить с карандашом между 1-м и 5-м пальцами, чувствуя опору в ладони. И, конечно, дети с удовольствием будут исполнять танец, если пофантазировать вместе с ними, представляя, как на балу сначала и в конце танец исполняют придворные, а в середине принц и принцесса. Остановка на долгом аккорде средней части всегда вызывает проблемы с движением и ритмом. Мы с ученицей придумали «встречу принца и принцессы», что вызвало интерес.

Основным ключом к исполнению музыки И.С.Баха являются осмысленность мелодической линии, правильная фразировка, глубина звука и певучесть. Поэтому педагог уже с первых уроков должен обращать внимание на качество звука. Очень часто ученики играют поверхностно, не добирая клавиши кончиками пальцев. Можно порекомендовать игру беззвучно на крышке инструмента, ощущая кончики пальцев, заставляя работать внутренний слух. Обдумывая динамический план в произведениях И.С. Баха, рассказать ученику, что при жизни композитора, стилю музыки той эпохи присущи контрастная динамика и длинные динамические линии. Ф. Бузони и А. Швейцер называют ее «террасообразной динамикой». Это связано с инструментами того времени (клавессином, клавикордом). Звучание клавессина было довольно тусклым. Исполнитель не мог играть громче или тише: с какой бы силой он не ударял по клавише, делал это резко или мягко – звук не менялся и всегда получался громким. Инструменты фортепиано только начинали появляться, они сильно отличались от современных. Поэтому стиль Баха искажается короткими крещендо и диминуэндо. Очень важно также избегать всяких преувеличений, внимания в работе требует правильное исполнение штрихов и артикуляция. Важно знать, что мелодический мотив у Баха часто начинается со слабой доли такта, поэтому короткие лиги, поставленные редактором, и только изредка самим И. С. Бахом, означают границы мотивов и не всегда снятие руки.

«Нотная Тетрадь» Анны Магдалены Бах.

При знакомстве с этим сборником, у ученика возникает много вопросов. Учитель рассказывает, кто такая Анна Магдалена, поясняет, для кого были предназначены пьесы.Во времена Баха ведение домашних альбомов было очень распространено. Они были не только музыкальные, но также и литературные. Печатные издания, существовавшие в то время, не были столь многочисленны, поэтому не могли удовлетворять потребности в новых произведениях. Можно использовать иллюстрации бала, обратить внимание на одежды мужчин и женщин, определявшие стиль танцев (ноги мужчин, обтянутые чулками, украшены бантами, широкие кринолины женщин требовали плавных движений). Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» - это альбомы семьи И.С.Баха, предназначавшиеся для исполнения его детям. В «Нотную Тетрадь» вошли пьесы различных композиторов: Ф.Куперена, К.Петцольда, К.Ф.Э. Баха… в основном танцевального жанра: менуэты, полонезы, марши…. Их отличает богатство и красочность мелодий различного характера, ритмическое, темповое разнообразие. Для исполнения лучше пользоваться редакцией Л. Ройзмана. В ее основе точный авторский текст, исполнительские указания соответствуют стилю И. С. Баха, аппликатура дана исходя из своеобразных принципов композитора – подкладывание первого пальца, перекладывание, перекрещивание пальцев. К каждой пьесе есть аннотация с пояснением характера. Достоинством этого издания является таблица с расшифровкой мелизмов из «Нотной тетради В. Ф. Баха», и правильная расшифровка всех мелизмов, встречающаяся в пьесах данного сборника.



МЕНУЭТ g – moll

По-характеру спокойный, мелодичный - напоминает песню. Написан в простой двухчастной форме. Музыка отражает плавность движения и важность поклонов, приседаний (реверансов). Мелодию правой и левой руки можно сравнить с танцем дамы и кавалера, они мелодически самостоятельны, но связаны друг с другом. В связи с этим нужно обратить внимание на различное звучание и характер голосов, трудность в исполнении штрихов, коротких лиг из двух нот, изображающих поклоны. В динамическом развитии обоих голосов сначала звучат нисходящие интонации, потом движение активизируется, минор сменяется мажором - это тоже выражается в динамике, в характере, в движении. Прослушав пьесу, ученик обращает внимание на украшения - морденты. Необходимо пояснить, что с помощью таких знаков, сокращенно записывали мелодии в XVII-XVIII веках. Не случайно термин «мелизмы» произошел от древнегреческого слова «melos», что означает: пение, мелодия, поэтому играть их нужно певуче соответственно темпу и характеру данной пьесы. Исполнять мелизмы Бах рекомендует (за отдельным исключением) за счет длительности основного звука. Неперечеркнутый мордент исполняется за счет верхнего звука, перечеркнутый за счет нижнего. При исполнении важно, чтобы украшение воспринималось учеником, как часть мелодии, исполнялось певуче и выразительно, в характере менуэта. Поэтому сначала попытаться пропеть их в медленном темпе и только потом играть.

Похожий по характеру, часто исполняемый менуэт d-moll. Вместе с учеником определяем характер и форму пьесы (двухчастная). Обращаем внимание на окончание первой части в параллельном мажоре. Первая часть состоит из двух предложений. Можно охарактерезовать их как вопросо - ответные. И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: первый двутакт исполняется учителем, ученик отвечает на этот двутакт - вопрос исполнением второго двутакта – ответа. Затем роли можно поменять: ученик будет «задавать» вопросы, учитель - отвечать. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему - чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот. «Важно, что при этом мы учим ученика не столько, играть немного громче и немного тише, - мы учим его передавать интонации и элементы танца. Вторая часть менуэта сложна для исполнения широким расстоянием в мелодии. При скачке нижняя нота не должна быть громкой, разрывать мелодический голос, поэтому ее нужно брать свободным и приготовленным заранее, пальцем. Важно научиться слышать этот переход, как продолжение мелодии, поэтому можно поучить верхний голос с пением, помогая ученику левой рукой. Особенно сложно услышать в конце менуэта движение к кульминационному завершению и передаче мелодической линии из левой руки в правую. Если и в этом случае ученик делает акцент на первую ноту из группы восьмых, можно попросить его брать на месте паузы повторяющийся звук «ля». В таком варианте легче добиться цельности мелодической линии. Ритмическая фигура две шестнадцатые и восьмая в следующем такте, также достаточно часто исполняется учениками неверно, с акцентом на восьмую. Здесь желаемого результата можно добиться исходя из опоры на сильную долю, а также штриха, при котором последняя восьмая «ре» играется на движении кисти вверх. Углубленной работе над менуэтом способствует одновременное прохождение двух-трех дополнительных пьес из того же сборника, в которых ставятся аналогичные задачи, желательно, чтобы ученик разбирал и работал над ними уже самостоятельно, под наблюдением педагога. Например, над менуэтом G - dur (№ 4) также можно поработать методом «вопросов» и «ответов».

Среди пьес, часто используемых в обучении - сборник «Маленькие прелюдии и фуги». Пьесы этого сборника очень разнообразны по содержанию и полифоническому строению. При жизни Баха сборник не существовал - его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф.Грипенкерль, известный немецкий музыкант. В своем предисловии к изданию "Маленьких прелюдий и фуг" Грипенкерль писал: "Цель настоящего сборника заключается в том, чтобы объединить в одном томе наиболее легкие инструктивные сочинения И.С.Баха. Они воспроизведены частично по рукописям автора, частично, где автографы отсутствовали - по лучшим старым копиям. "Маленькие прелюдии и фуги", несмотря на полифоничность, доступны для начинающих пианистов; так как полифония сочетается в них с ясным гармоническим языком. Они дают незаменимый материал для ознакомления с баховским стилем. Композитор многократно подчеркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки, противопоставляя исполнение non legato. Темпы не должны быть преувеличенно быстрые, ни чересчур медленные. На протяжении пьесы темп в основном единый, в заключительных оборотах - не нужно специально требовать замедления, нужно просто попросить ученика дослушать окончания. При таком чутком отношении к музыкальной ткани темп исполнения не окажется застывшим, а будет чуть заметно изменяться - подобно дыханию.

На примере маленькой прелюдии № 7 ми минор, можно ознакомиться с элементами баховского языка и фактуры. Ее характер – спокойный, певучий. Тема проходит сначала в верхнем, затем в нижнем голосе (после второго проведения возникает еще неполная, обращенная тема). Форма – простая двухчастная с элементами трехчастности. В середине происходит смена минора – мажором. Средняя часть продолжает развитие имитационных элементов темы из первой части. Ее характер более светлый, отличается некоторой неустойчивостью, взволнованностью, множеством отклонений. В заключении тема снова проходит в басу в главной тональности. Это проведение вносит в форму элемент трехчастности. После общего знакомства с музыкой, уделим внимание работе над темой, каждым голосом и их сочетаниям. Необходимо добиться плавности, мягкости звучания, хорошего legato. В прелюдии можно легко обнаружить, что мелодия верхнего и среднего голосов изобилует задержаниями, которые являются важнейшим импульсом дальнейшего развития. Задержание – это один из основных элементов, часто используемый Бахом. Поэтому нельзя исполнять их плоским невыразительным звуком. В третьем такте, прослушать «ми» на третью четверть, спеть про себя задержание и сыграть мягко разрешение «ре», приготовив его заранее. Аналогично учащийся может поучить все задержания в прелюдии. Помимо верхнего и среднего голоса, необходимо отдельно учить нижний, добиваясь плавного соединения скачков в мелодии с помощью кисти, правильной аппликатуры. Во второй части прослушать и передать имитации верхнего и нижнего голосов. Для этого будет полезно поиграть в ансамбле с учеником каждый голос попеременно. Обратить внимание на динамический план прелюдии в целом.

«Изучение баховских сочинений – это, прежде всего большая аналитическая работа. Только в результате такой работы можно научиться воспринимать каждое, даже самое небольшое произведение как воплощение стиля, как часть того великого целого, каким является творчество Иоганна Себастьяна Баха». Научиться слышать всю эту ткань, ощущать все выдержанные ноты не как остановки движения, а как его составной элемент - задача, оправдывающая любые затраты труда и времени».

Н.КОПЧЕВСКИЙ.

























Список использованной литературы.

1. А.Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано».

2. А.Артоболевская. «Первая встреча с музыкой».

3. И.Браудо. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе».

4. М. С. Друскин. «Иоганн Себастьян Бах».

5. Н. Копчевский. «И. С. Бах. Избранные сочинения для клавира», вып. 1, 2. М., 1978—1979.

6.Б.Милич. «Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ».

7. Г.Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры».

8. Форкель И. «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха».





Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru