В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Внеклассное мероприятие по русскому языку 4 класс "Состав слова. Словообразование"

Внеклассное мероприятие по русскому языку 4 класс "Состав слова. Словообразование"

Анна Горьковец
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 11302
Краткое описание
Данное внеклассное мероприятие проводится после изучения тем «Состав слова», «Словообразование». Форма проведения – соревнование. Данная форма проведения позволит учащимся развивать речь, мышление, наблюдательность. Позволит развить практические навыки словообразовательного анализа состава слова. Мероприятие способствует преемственности между начальным звеном и средним.
Описание

Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие проводится после изучения тем «Состав слова», «Словообразование». Форма проведения – соревнование. Данная форма проведения позволит учащимся развивать речь, мышление, наблюдательность. Позволит развить практические навыки словообразовательного анализа состава слова. Мероприятие способствует преемственности между начальным звеном и средним.

Цели:

1) повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;

2) научить практически, использовать полученные в результате анализа знания;

3) содействовать развитию познавательного интереса у учащихся;

4) воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;

.

Оборудование: Презентация к внеклассному мероприятию, компьютер, проектор, карточки с баллами – от 1 до 5 баллов.

Предварительная подготовка к мероприятию

Ученикам предлагается повторить темы «Словообразование» и «Состав слова», а также выполнить ряд упражнений, рассчитанных на отработку перечисленных тем

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

.Учитель: На уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». А сегодня проведём внеклассное мероприятие, посвящённое этим темам в форме соревнования.

Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, — словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.

План разбора слова по составу: (слайд 1)

1

Окончание

Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть

2

Основа

Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой

3

Корень

Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью

4

Суффикс

Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями

5

Приставка

Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса



План словообразовательного разбора: (слайд 3)




Процесс

Примеры

1

Дать толкование лексического значения анализируемого слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

2

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Писатель – писать;-тель

3

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

4

С помощью чего образовано и способ образования






Учитель:
Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.

Учитель записывает на доске, по ходу проговаривая написанное, ученики записывают в тетрадь. (слайд 4)

I.
Состав слова.

1. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.

2. Основа. Основа слова – улета- .

3. Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.

4. Суффикс. Суффикс слова – -а-.

5. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.

II. Словообразовательный анализ. (слайд 4)

1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.

2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.

3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».

4. Способ образования – приставочный.

Задание 1.


Ученики заполняют таблицу. Слова для разбора диктует учитель. Правильный ответ – 3 балла.

Разбор слова по составу

Словообразовательный анализ слова






Слова для разбора: сверхсекретный, раскрасавица, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, неурожай, наушник.

Задание 2


Ученики по очереди выполняют упражнение на листке, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ – 2 балла.


Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.


Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.

(слайд 5)

(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек.).

Задание 3


Выполняется аналогично второму. Правильный ответ – 3 балла.


Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.


Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.

(Слайд 6)


(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)

Задание 4

Выполняется всеми учениками. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 1 балл.

Разберите по составу следующие слова.

Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение,, поблагодарить, верхолаз, полевод, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.



Задание 5


Заполните таблицу. Правильный ответ – 5 баллов.

Приставочный



Суффиксальный



Приставочно-суффиксальный



Сложение (основ слов или целых слов)



Сложение сокращенных слов




Летчик, электровоз, малодоступный, престранный, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.

(Слайд 7)

(1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпоход, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ;

IV. Подведение итогов


Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов(правильный ответ – 1 балл):

— Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова?

— Из каких частей состоит разбор слова по составу?

— Какие типы словообразования вам известны?

Происходит подсчет карточек, поощрение учеников, набравших наибольшее количество баллов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
метод разработка.doc Скачать

МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р. Абросимова















Внеклассное мероприятие по русскому

языку по теме:

«Состав слова, словообразование»

(методическая разработка)












Мероприятие подготовила

учитель 2 квалификационной

категории

Горьковец Анна Геннадьевна


Верхопенье 2012г






Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие проводится после изучения тем «Состав слова», «Словообразование». Форма проведения – соревнование. Данная форма проведения позволит учащимся развивать речь, мышление, наблюдательность. Позволит развить практические навыки словообразовательного анализа состава слова. Мероприятие способствует преемственности между начальным звеном и средним.


Цели:

  1. повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;

  2. научить практически, использовать полученные в результате анализа знания;

  3. содействовать развитию познавательного интереса у учащихся;

  4. воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;

.

Оборудование: Презентация к внеклассному мероприятию, компьютер, проектор, карточки с баллами – от 1 до 5 баллов.


Предварительная подготовка к мероприятию

Ученикам предлагается повторить темы «Словообразование» и «Состав слова», а также выполнить ряд упражнений, рассчитанных на отработку перечисленных тем



Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

.Учитель: На уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». А сегодня проведём внеклассное мероприятие, посвящённое этим темам в форме соревнования.

Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, - словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.

План разбора слова по составу: (слайд 1)

1

Окончание

Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть

2

Основа

Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой

3

Корень

Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью

4

Суффикс

Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями

5

Приставка

Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса


План словообразовательного разбора: (слайд 3)

Процесс

Примеры

1

Дать толкование лексического значения анализируемого слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

2

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Писатель – писать;-тель

3

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

4

С помощью чего образовано и способ образования



Учитель: Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.

Учитель записывает на доске, по ходу проговаривая написанное, ученики записывают в тетрадь. (слайд 4)

  1. Состав слова.

  1. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.

  2. Основа. Основа слова – улета- .

  3. Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.

  4. Суффикс. Суффикс слова – -а-.

  5. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.


  1. Словообразовательный анализ. (слайд 4)

  1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.

  2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.

  3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».

  4. Способ образования – приставочный.

Задание 1.

Ученики заполняют таблицу. Слова для разбора диктует учитель. Правильный ответ – 3 балла.











Разбор слова по составу

Словообразовательный анализ слова



Слова для разбора: сверхсекретный, раскрасавица, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, неурожай, наушник.


Задание 2

Ученики по очереди выполняют упражнение на листке, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ – 2 балла.

Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.

Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.

(слайд 5)

(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек.).


Задание 3

Выполняется аналогично второму. Правильный ответ – 3 балла.

Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.

Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.

(Слайд 6)

(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)


Задание 4

Выполняется всеми учениками. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 1 балл.

Разберите по составу следующие слова.

Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение, , поблагодарить, верхолаз, полевод, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.

Задание 5

Заполните таблицу. Правильный ответ – 5 баллов.

Приставочный


Суффиксальный


Приставочно-суффиксальный


Сложение (основ слов или целых слов)


Сложение сокращенных слов


Летчик, электровоз, малодоступный, престранный, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.

(Слайд 7)

(1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпоход, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ;


IV. Подведение итогов

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов(правильный ответ – 1 балл):

- Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова?

- Из каких частей состоит разбор слова по составу?

- Какие типы словообразования вам известны?

Происходит подсчет карточек, поощрение учеников, набравших наибольшее количество баллов.
































внекл мероприят.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос