Внеклассное мероприятие по русскому языку 4 класс "Состав слова. Словообразование"

Анна Горьковец Анна Горьковец
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 4178
Краткое описание
Данное внеклассное мероприятие проводится после изучения тем «Состав слова», «Словообразование». Форма проведения – соревнование. Данная форма проведения позволит учащимся развивать речь, мышление, наблюдательность. Позволит развить практические навыки словообразовательного анализа состава слова. Мероприятие способствует преемственности между начальным звеном и средним.
Пожаловаться 11 февраля 2012
Файлы
метод разработка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р. Абросимова















Внеклассное мероприятие по русскому

языку по теме:

«Состав слова, словообразование»

(методическая разработка)












Мероприятие подготовила

учитель 2 квалификационной

категории

Горьковец Анна Геннадьевна


Верхопенье 2012г






Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие проводится после изучения тем «Состав слова», «Словообразование». Форма проведения – соревнование. Данная форма проведения позволит учащимся развивать речь, мышление, наблюдательность. Позволит развить практические навыки словообразовательного анализа состава слова. Мероприятие способствует преемственности между начальным звеном и средним.


Цели:

  1. повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;

  2. научить практически, использовать полученные в результате анализа знания;

  3. содействовать развитию познавательного интереса у учащихся;

  4. воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;

.

Оборудование: Презентация к внеклассному мероприятию, компьютер, проектор, карточки с баллами – от 1 до 5 баллов.


Предварительная подготовка к мероприятию

Ученикам предлагается повторить темы «Словообразование» и «Состав слова», а также выполнить ряд упражнений, рассчитанных на отработку перечисленных тем



Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

.Учитель: На уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». А сегодня проведём внеклассное мероприятие, посвящённое этим темам в форме соревнования.

Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, - словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.

План разбора слова по составу: (слайд 1)

1

Окончание

Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть

2

Основа

Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой

3

Корень

Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью

4

Суффикс

Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями

5

Приставка

Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса


План словообразовательного разбора: (слайд 3)

Процесс

Примеры

1

Дать толкование лексического значения анализируемого слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

2

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Писатель – писать;-тель

3

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

4

С помощью чего образовано и способ образования



Учитель: Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.

Учитель записывает на доске, по ходу проговаривая написанное, ученики записывают в тетрадь. (слайд 4)

  1. Состав слова.

  1. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.

  2. Основа. Основа слова – улета- .

  3. Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.

  4. Суффикс. Суффикс слова – -а-.

  5. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.


  1. Словообразовательный анализ. (слайд 4)

  1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.

  2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.

  3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».

  4. Способ образования – приставочный.

Задание 1.

Ученики заполняют таблицу. Слова для разбора диктует учитель. Правильный ответ – 3 балла.











Разбор слова по составу

Словообразовательный анализ слова



Слова для разбора: сверхсекретный, раскрасавица, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, неурожай, наушник.


Задание 2

Ученики по очереди выполняют упражнение на листке, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ – 2 балла.

Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.

Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.

(слайд 5)

(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек.).


Задание 3

Выполняется аналогично второму. Правильный ответ – 3 балла.

Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.

Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.

(Слайд 6)

(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)


Задание 4

Выполняется всеми учениками. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 1 балл.

Разберите по составу следующие слова.

Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение, , поблагодарить, верхолаз, полевод, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.

Задание 5

Заполните таблицу. Правильный ответ – 5 баллов.

Приставочный


Суффиксальный


Приставочно-суффиксальный


Сложение (основ слов или целых слов)


Сложение сокращенных слов


Летчик, электровоз, малодоступный, престранный, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.

(Слайд 7)

(1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпоход, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ;


IV. Подведение итогов

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов(правильный ответ – 1 балл):

- Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова?

- Из каких частей состоит разбор слова по составу?

- Какие типы словообразования вам известны?

Происходит подсчет карточек, поощрение учеников, набравших наибольшее количество баллов.
































внекл мероприят.rar
Войдите для скачивания файлов