Психокоррекционное занятие с элементами сказкотерапии

Сорудейкина  Елена Сорудейкина Елена
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1
Краткое описание
Трудности и противоречия, связанные с формированием самооценки подростка и влияющие на их характер, его взаимодействие с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, нередко создают атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия. Их можно преодолеть.

Описание
<style type=«text/css»>p { margin-bottom: 0.21cm; }  Психокоррекционное занятие с элементами сказкотерапии
 Тема: Проведение психокоррекционной работы по повышению уровня самооценки подростков.
 Обоснование: Трудности и противоречия, связанные с формированием самооценки подростка и влияющие на их характер, его взаимодействие с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, нередко создают атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия. Их можно преодолеть.
 Сказкотерапевтические занятия, способствуют не только формированию адекватной самооценки, но и оказывает эффект «поддержки» в сложный для подростков период, создает социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении. Новые положительные установки, а также навыки и умения, которые формируются в процессе занятий, помогут эффективно преодолевать сложности реального мира.
 Данное психокоррекционное занятие составлено исходя из возрастных особенностей детей, и выявленной проблематике.
 Психокоррекционная работа проводилась в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.  
 Цель занятия  — помочь детям определить свои возможности, раскрыть их, поверить в себя, повысить свою самооценку.
 Задачи:
 1. Повышение самооценки;
 2. Повышение уверенности в себе;
 3. Снятие напряжения, тревожности, агрессивности;
 4. Формирование мотивации на самопознание;
 5. Развитие вариативности мышления;
 6. Стимулирование творческого самовыражения;
 Рекомендации, используемые в занятие:
 Организационные:
 1. При формировании группы учитывается принцип добровольности.
 2. Состав группы не более 10 человек.
 3. При выполнении упражнений в парах желательна смена партнеров, тем самым обогащаться индивидуальный познавательный опыт, нарабатывается больше стратегий обучения, общения, понимания.
 4. Стимульный материал готовится заранее и находится «под рукой».
 5. Время (1-1,5ч.)
 Методические:
 1. На начальном этапе лучше давать больше упражнений, которые выполняются в парах. Это позволяет быстрее вовлечь всю группу в активную творческую работу. С помощью игр-шуток происходит выравнивание эмоционального фона группы, активизация или концепция внимания перед предстоящей работой.
 2. Особое внимание стоит уделять процедуре знакомства.
 4. Нужно помнить, что центральная процедура занятия — рефлексия, выраженная на языке чувств. Сначала она носит схематический характер, затем постепенно переходит в личностный.
 5. Позиция, стили, методы работы психолога в течение занятия должны быть разнообразны, гибки, мобильны. Стратегия работы находится в зависимости от потребностей, целей участников, контекста групповой ситуации, уровня развития группы.
 6. Сначала практика — потом теория. Таким образом, участники учатся действовать, думая, а думать действуя.
 Повышение самооценки — один из самых эффективных приемов борьбы с тревогой в школе. Нужно отметить, что во всех без исключения передовых системах обучения, созданных известными современными педагогами-новаторами — В.Ф. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильиным и другими, создаются элементы, направленные на внушение ему уверенности в своих возможностях, положительного мнения о себе.
 Возраст участников  — 11-12 лет.  
 Структура занятия  
 Одно занятие в среднем длится 1 час. Занятие проводятся в конце недели и построено по алгоритму сказкотерапевтического занятия, что позволяет за очень короткий промежуток времени ощутить себя в «сказочном мире».
 Материал основан на метафорах с использованием сказкотерапевтических упражнений и игр. Занятие заканчивается в тот момент, когда дети еще хотят путешествовать по сказке, здесь используется эффект «незавершенного действия».
 Перевоплощение в сказочных героев помогает ребятам раскрыть свои внутренние способности, решить личностные проблемы, развить себя как личность. Дети не только слушают сказки, но и сочиняют свои собственные, что позволяет на бессознательном уровне проработать личностные проблемы, повысить уровень самооценки.
 
 
 Ход занятия
 Цель: Помочь подросткам в понимании единых смысловых линий в своих действиях и поступках через выполняемую ими деятельность.
 Задачи: Осознание групповой принадлежности, развитие способности рассуждения и анализа действий.
 Упражнение «Имя» (игра) М
 Задача. Знакомство участников.
 Ход работы: Каждый участник называет свое имя. Затем на первую и последнюю букву своего имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают в общении. Знакомство происходит по кругу [19].
 Пояснение: Несмотря на то, что ребята уже знакомы, мы должны провести данную процедуру во вновь образовавшейся группе, чтобы закрепить групповую принадлежность, и дать возможность критически оценить себя и разглядеть в себе положительные качества.
 Упражнение «Зеркальный Оракул» З [1]
 Цель: рефлексия устойчивых личностных качеств (черт характера).
 Задачи: диагностика самопринятия; формирование представлений о чертах характера;
 Ведущий: В одной волшебной стране есть ущелье Зеркального Оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить с нами путь дальше, кто задаст Оракулу вопросы и получит на них ответы.
 Это Волшебное зеркало. Каждый, кто посмотрится в него, сможет увидеть себя таким, каков он есть на самом деле, каким его видят окружающие, и таким, каким он видит себя сам. Сейчас у нас есть возможность заглянуть в это зеркало.
 Но необходимо не просто заглянуть, а посмотреть на себя и задать несколько вопросов, на которые вам должен дать ответ Зеркальный Оракул.
 - Кто Я?
 - Что Я люблю?
 - Что я не люблю?
 - Что меня пугает?
 - Что имеет для меня большое значение?
 - Что я хочу?
 Ведущий: Какой вопрос оказался для вас самым сложным? Что отвечал Оракул? Были ли не однозначные ответы или ответы не до конца правдивые? Какой ответ понравился больше всего? Для чего на ваш взгляд в волшебной стране существует зеркальный оракул?  
 Упражнение «Деревья-Характеры» М
 Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.
 Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.
 Ведущий: «Ребята сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»
 Сказка о Деревьях-Характерах (И.В. Вачков)
 В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...
 Ведущий: Ребята, используйте свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представьте и изобразите, как может выглядеть ваше персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.
 Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:
 «Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите… Придумайте имя этому существу или этим существам».  
 Спустя несколько минут ведущий просит тех ребят, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга ребятами информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.
 Ведущий: «Посмотрите ребята на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».
 Ребята сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Ребята – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.
 Ведущий: Какие общие черты встретились в рисунках?  
 Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?  
 Какие ощущения вызвала проделанная работа?  
 Что в вашем дереве вам нравиться?  
 В чем особенность вашего дерева-характера?  
 Как в жизни нам может помочь наше дерево-характер?
 Что бы вы хотели в нем изменить?  
 Что нужно делать, чтобы оно было красивое, цветущее?  
 Нужно ли человеку периодически обращать внимание на свое Дерево — Характер?
 Дети, описывая свое дерево, анализируют черты своего характера.
 Ведущий: Итак, вы узнали страну, где растут волшебные Деревья-Характеры. Как вы уже знаете, у каждого такого дерева — по четыре главные ветви:
  •   ветвь отношения к себе;
  •   ветвь отношения к людям;
  •   ветвь отношения к делу;
  •   ветвь отношения к вещам.
     
 Есть ветви отношения к людям — прямые, а есть изогнутые. Изогнула их ложь или «трудности в общении» (которые и ведут ко лжи).  
 Есть ветви отношения к людям — длинные, а есть короткие. На длинных, как на длинной скамейке, можно усадить сразу много друзей, на коротких — хорошо если один поместится.
 Есть любые ветви — толстые и прочные, а есть хрупкие. На хрупкую ветвь побоишься сесть. Ею можно только любоваться.
 Есть ветви отношения к себе, которые торчат так, что, идя по лесу, можно выколоть глаз.  
 Есть те, что чуть ли не стелятся по земле — от низкой самооценки и бремени возложенных на себя «Я должен».
 Есть ветви отношения к себе, которые смотрят в небо и тянутся к солнцу, спокойные и уверенные в правильности выбранного ориентира, воплощение личного достоинства.
 Ведущий: Для того чтобы дерево вашего характера было красивым, нужно чаще заглядывать в волшебный лес и следить за своим деревом.
 Пусть ваши деревья всегда будут красивыми, цветущими, радуют не только нас, но и окружающих.
 Звучит спокойная, инструментальная музыка.
 Упражнение «Сотворение мира» М
 Ход работы: Для занятия потребуются: большой лист ватмана; краски, кисти, различные крупы, макароны, спичечные коробки, бусинки, цветная бумага, клей, ножницы; спокойная музыка.
 Ведущий: Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников. Мы сами будем создавать Сказочную страну, сами будем придумывать героев и сами будем сочинять те удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого мы возьмем волшебный лист бумаги, положим его на середину.
 Ведущий: Теперь по очереди, каждый понемногу, мы должны создать Сказочную страну. Но сначала закройте глаза и представьте себе ту Сказочную страну, которую вы будете создавать на бумаге. Каждый из вас, конечно, представляет свою страну и, когда каждый из нас нарисует кусочек своей страны, у нас получится Настоящая Волшебная страна… А, теперь открывайте глаза, и начинаем творить!
 Ребята: Дети начинают продумывать над созданием волшебной страны и приступают к работе, необходимо, чтобы у каждого были свои роли, и они не мешали друг другу.  
 Важным элементом данной работы является необычайность материалов, которые применяются, это вызывает еще больший интерес и способствует развитию творческих идей. Когда Сказочная страна нарисована, мы продолжаем работу по следующей схеме. Теперь дети должны составить сказку про созданный ими мир.
 Ведущий: В Сказочной стране обязательно кто-то живет. И поэтому сейчас вы закроете глаза и увидите, кто живет в созданной нами Сказочной стране; увидите, что происходит с теми, кто живет в этой стране.  
 Ребята: Дети закрывают глаза, играет музыка, примерно 1,5 минуты они представляют себе сказку. Когда дети открыли глаза, ведущий может начать сказку, например, так: «В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были…» Далее ведущий показывает глазами какому-либо ребенку, чтобы он продолжал. Если сюжет заходит в тупик, ведущий может внести «новую струю» в развитие повествования. В случае, когда сказке явно не хватает интриги или приключений, можно использовать «эффект неожиданности». Например, «но вдруг… почернело все вокруг, загрохотало и…», или «и вот, все так быстро переменилось, и они увидели…». Важно, чтобы эти слова были сказаны очень эмоционально, тогда дети быстро подхватят и разовьют Вашу идею. Если Вы чувствуете, что детям никак не закончить сказку — помогите им. Сказка тогда запомнится детям, когда она не будет слишком длинной (чтобы дети не устали) и будет иметь хороший конец.
 Пояснение: Данное упражнение помогает ребенку воплотить мечты в нечто реальное, то есть то, что было нарисовано, в сказке ожило. Создавая сказку, ребенок проявляет свой накопленный опыт и расширяет его, создавая новые образы и героев. В сказочной реальности ребенок не боится проигрывать то, что можно осуществить на яву, например, быть художником и т.п., а сказка позволяет такие превращения. Создавая сказку, дети осуществляют в ней эталонные отношения между жителями, что важно в укреплении каких-либо принципов общения, правила, создаваемые детьми.
 Ведущий:Чего не хватает в данной композиции? Что бы вы хотели перенести из вашей волшебной страны в реальность? Что для этого нужно сделать? [18]
 «Обыкновенное чудо»
 Упражнение является заключительным. С помощью данного упражнения проводим рефлексию всего занятия, заряжаемся положительной энергией на будущее, дарим ее друг другу.
 Ведущий: Держит в руках камень. Ощупывая его говорит, о том что чувствует (тяжелый, холодный, шероховатый). Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать ее сидящему ребенку слева. Вы берете камень в ладони, сжимаете его и произносите: возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность, передай камень мои чувства группе.
 Ведущий: Удалось ли согреть камень? Получилось ли передать и получить положительные эмоции через камень?  
 Окончание занятия:звучит спокойная, инструментальная музыка.
 
 
 Литература
 1. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет.)- СПб.: Речь, 2007. – 216с.
 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М.: 2004. — С 12 — 59.
 4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.: 2005. — 80 с.
 6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии.- СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
 7. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2002. — С. 36 — 42
 8. Вачков И.ВГрупповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. — М., 2002. — 325 с.
 9. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку. — М.: Ось-89, 2001. — 369с.
Пожаловаться 09 февраля 2012
Файлы