В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Выступление на тему «Непрерывное экологическое воспитание в рамках ноосферного образования младших школьников».

Галина Абрамова Галина Абрамова
Тип материала: другое
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 2111
Краткое описание
Данная разработка знакомит с работой по экологическому воспитанию младших школьников.

Описание

 УПРАВЛЕНИЕ 
 ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
 СЕРГИЕВО­-ПОСАДСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 муниципальное общеобразовательное учреждение
 «Средняя общеобразовательная школа № 25»
 
 
 

 
 

 
 

Выступление на тему: «Непрерывное экологическое воспитание

 в рамках ноосферного образования младших школьников».
 
 

 
 

 
 

 
 

                                                                                                    Учитель: Абрамова Г.В.
 
   
  
 Научить ребенка быть счастливым нельзя,
  но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
  
 А. С. Макаренко
  
      Чтобы обосновать тему консультации «Непрерывное экологическое воспитание в рамках ноосферного образования младших школьников», позволю себе указать на то, что толкает на необходимость такого воспитания.
От непрерывного стремительного развития научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа планеты. Свою среду обитания человечество уничтожает, создавая  комфортные условия для жизни. Эта комфортность не может спасти нас от медленного вымирания. В связи с этим нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к природным условиям.
Первый шаг на новом пути адаптации – отказ от активных преобразований и улучшений природы земли.  На огромных пространствах усилия преобразования привели к тому, что само существование человека стало разрушительным.
Но решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего человечества, то его хотя бы существенной части. То есть мы должны непрерывно и целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых  будет превалировать не преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы  выжить обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых организмов, жить в мире и согласии с самим собой и окружающим его миром.
     Одним из простых способов выхода из создавшегося тупика  является  непрерывное экологическое воспитание, которое способно постоянно изменять мировоззрение человечества, и мы с вами своей целенаправленной работой в воспитании нового поколения можем добиться хороших результатов.
     Прежде всего, необходимо распространять экологическое воспитание и обучение экологической культуре на начальную школу,  детский сад и дошкольный период.
     Особенностью непрерывного экологического образования и является обязательность его на ранних стадиях обучения:
— в семье;
— в детском саду;
— на первой ступени школы.
     Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека.
     В раннем возрасте проявляется феномен запечатлевания. Об этом писал  Конрад Лоренц в  1931 году. Суть его учения такова, что только в раннем возрасте мозг запечатлевает важную для него информацию, которой он и руководствуется на протяжении всей своей жизни.  Пропустив такой период растущий организм не получит тех знаний о природе, умений и навыков, необходимых для разумного поведения в  окружающем мире. Огромная ответственность лежится на родителей, воспитателей и педагогов, которые не должны пропустить момента возникновения феномена запечатлевания при экологическом обучении  и воспитании.
      Экологическое  воспитание  в семье в первую очередь  зависит  от родителей, и во многом  от нас с вами. Ведь какое воспитание мы  дадим будущим родителям, такими и будут их дети, наши с вами ученики.
     Для непрерывности экологического воспитания своих учеников я поддерживаю тесную связь с детским комбинатом № 55, который находится на территории нашего поселения «Лозовское» и является  центром развития ребенка. Выпускники этого дошкольного учреждения приходят учиться в нашу школу. 
    Дошкольный возраст ответственный период, период  бурного  физического и психического развития, интенсивного накопления представлений об окружающем мире. Этот  период выступает фундаментом  для последующих этапов жизнедеятельности. Коллектив детского сада понимает это и уделяет большое внимание обучению детей правильному поведению в природе, учит видеть не только красоту окружающего их мира, но и указывает на необходимость существования всех живых организмов вместе, как одна семья. Для этого  работники центра развития используют различные методы экологического воспитания.
    Одним из основных методов экологического воспитания дошкольников используемый воспитателями - наблюдение. Именно в процессе наблюдений у малышей формируются конкретные, осознанные образы представлений об окружающем мире.   Используются  различные виды наблюдений:
  • кратковременные;
  • эпизодические;
  • длительные;
  • повторные и сравнительные;
  • итоговые и обобщающие;
  • циклические.
Наши дошкольники имеют прекрасную возможность приобщиться к природе, увидеть не только ее красоту, но попытаться почувствовать  ее жизнь. Ведь детский сад находится  в окружении леса, где постоянными обитателями являются белки, птицы, насекомые, где присутствует  разнообразие  зеленых насаждений.
Следующий  их метод, способствующий формированию экологической культуры – моделирование. С помощью данного метода у детей формируется умение оперировать представлениями в новой, незнакомой для них ситуации. В основе данного метода лежит принцип замещения: реальный предмет дети замещают при  его изображении условным знаком.   
Особо надо отметить игровые методы, позволяющие формировать экологические представления дошкольников, так  как ведущим видом деятельности  детей младшего возраста является обучение игрой.  В арсенале коллектива детского сада для экологического воспитания существует большое разнообразие игр экологического содержания: 
  • творческие игры;
  • >игры с правилами;
  • игровые обучающие ситуации;
  • дидактические игры;
  • предметные (с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами);
  • настольно-печатные (лото, разрезные картинки, домино);
  •  словесные;
  •  подвижные;
  • сюжетно-ролевые;
   Интересной и продуктивной формой экологического образования и воспитания дошкольников и младших школьников является экскурсия – особая форма занятия,  как в детском саду, так и в школе.С раннего возраста  воспитатели детского сада развивают у детей интерес к живой природе,  желание помочь братьям – меньшим.  С этой целью проводятся  экскурсии в различное время года в лес. 
   Именно в продолжение работы, начатой в детском саду воспитателями, но только на новом уровне,  я вижу непрерывность экологического воспитания и обучения экологической культуре моих  учеников. 
   К сожалению, начальное экологическое преподавание сталкивается с большими проблемами. 
 Первая из них  касается отбора, и формулирования простых экологических правил (т.к. данная проблема еще недостаточно проработана).
 Вторая – дозирование экологического материала для каждого урока. С этой проблемой может справиться квалифицированный педагог, регулируя дозировку подачи материала на каждом уроке в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Надо сказать и о том, что в начальной школе вместо основ экологических знаний, воспитания экологической культуры учащимся стараются привить лишь любовь к природе, показать красоту и полезность окружающего мира. Но эти подмены ведут к полной экологической неграмотности. Считаю, что с раннего детства необходимо ориентировать на безальтернативность поведения по отношению к живому существу, на ценность любой жизни, на несоизмеримость ценности жизни и выгоды от ее уничтожения.     
 В формировании  экологической культуры и  экологического мышления младших школьников мне помогает развитие ноосферного образования в нашей школе.  В 1998 году начала свою работу школьная студия «Ноосфериум». 19 октября ей исполнилось  10 лет. Мои ребята являются волонтерами студии.
   Чтобы было понятно, почему именно я связываю непрерывность экологического воспитания с ноосфенрным образованием, расскажу, что же такое ноосферное образование, какова цель,  принципы деятельности студии «Ноосфериум»,  и какой вклад вносят учащиеся начальной школы в развитие ноосферного движения,  какие приобретают знания, умения и навыки.  
  Главная цель программы, по которой работает школьная студия «Ноосфериум» - «Развитие способности юного гражданина жить и творить в окружающей среде своей местности в условиях перехода России к устойчивому развитию».
 Статус программы - инновационная авторская программа. Автор — Ольга Викторовна Лосева, директор ноосферного образовательного центра в Москве, кандидат педагогических наук.
Принципы  деятельности программы: «Изучим, сохраним все ценное, приумножим богатства местной окружающей среды».
Девиз программы - « Действуя разумно, жить на Земле».
Камертоном жизни студии служат «Десять заповедей человечности», написанные Д.С. Лихачевым в книге «Раздумье».
Что же такое ноосферное развитие?    Это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы с включенной в нее  разумной хозяйственной деятельностью человека.
 (Ноосфера – сфера деятельности человеческого разума).
      (Биосфера — совокупное жизненное пространство Земли).
Ноосферное образование предполагает:
—  развитие способностей, ценностных отношений и разумного поведения личности в окружающей природной и социокультурной среде с целью формирования активных и ответственных граждан мира.
    Ожидаемые результаты обучения:
  •   ценности, которые получает ученик;
  •   взгляды и убеждения, что он не хозяин, а часть природы;
  •   ЗУН (по реализации деятельности);
  •   участие в сохранении и преумножении богатств  своей местности.

    Образовательный маршрут программы проходит через три ступени:
  •   первая ступень -  обучение;
  •   вторая ступень -  практическое участие в проектной деятельности;
  •  третья ступень -  общественная самостоятельная деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды.

В  соответствии  с видами деятельности на всех трех ступенях в структуре 
студии представлены:
Медиатека;
  — Лаборатория;
  — Юношеское издательство;
  — Клуб.    
     Все названные звенья объединены выполнением одного общего дела по сохранению природной и культурной среды родного поселка.     Для реализации поставленных целей развития личности и общества школьная студия «Ноосфериум» осуществляет следующие виды деятельности: 
1   Культурно-образовательная:
—  создание банка данных о знаниях местной окружающей среды;
-  передача и распространение знаний среди учащихся, родителей, жителей поселка;
- выпуск ноосферных газет и листовок.
2.  Практическая деятельность:
- участие в экологических субботниках, трудовых десантах,  летней практике, марше парков и т.п.
—  посильная помощь в создании устойчивых ландшафтов, охраняемых природных территорий.
  
3.  Общественная деятельность:
-   участие  в создании комфортных условий проживания в окружающей среде;
-  участие в общественном контроле над соблюдением российского и местного градостроительного и экологического законодательства совместно с органами местного самоуправления  (обращение с письмами в различные организации).
     Результатом работы студии является участие студийцев в экологических семинарах, фестивалях, научно — экологических конференциях, форумах и получение грамот, благодарственных писем, дипломов за представление своих проектов.
     Студийцы и волонтеры успешно усваивают принципы взаимоотношений между собой, предусмотренные ноосферной программой, которые актуальны в настоящее время и необходимы каждому человеку:
-  уважение достоинства человека, осознание способности каждого внести свой вклад в общее дело;
- умение делиться с другими людьми опытом студийной работы, быть щедрыми ради достижения наилучших результатов в общем деле;
-  умение свободно выражать мнение, стремление к диалогу;
-  укрепление солидарности, развитие совместных действий по защите прав человека,
—  улучшению окружающей среды, сохранению природного и культурного наследия.   
  Несмотря на то, что учащиеся начальных классов являются  только волонтерами, они успешно участвуют во всех видах деятельности осуществляемой студией «Ноосфериум»:
—    сбор информации о животных и растениях нашего края, и распространение
полученных знаний среди учащихся:
—  ребята выступают перед учащимися начальной школы с докладами, экологическими спектаклями, рассказывают о  работе в зимнем саду школы.
— широкое распространение в работе по экологическому воспитанию в рамках ноосферного образования среди младших школьников получили инновационные формы:
  — как природоохранительные акции;
  — экологические тропы;
  — участие в трудовых делах школы. 
Все это небольшой, но полезный вклад в  благоустройство территории школы и поселка. посильная помощь в создании устойчивых ландшафтов: в  нашем поселке есть родник,  недалеко от оврага, в котором обнаружены слои еще палеозойской эры. Эта территория является охраняемой  территорией студии «Ноосфериум». Ежегодно  мы участвуем в акции «Чистый родник».   практическая деятельность по созданию комфортных условий  в окружающей нас среде:
на  процесс формирования экологической культуры большое влияние оказывает экологическая развивающая среда образовательных учреждений: разнообразный  растительный мир пришкольной парковой зоны, уголок 
 природы класса, зимний сад, экологическая тропа. Перечисленные   «экологические пространства» являются эффективным средством и необходимым условием формирования социально-экологических представлений  у  детей,  и для учащихся начальной школы огромным  удовольствием и почетом является работа по  уходу за растениями в зимнем саду.  участвуя в акции «Уют», ученики  приобретают  навыки  юных хозяев, учатся беречь свой родной дом, не засорять его, а содержать в порядке.   
Кроме этого широкое распространение получают  в нашей школе среди младших учащихся экологические проекты. Н-р: проект «Моя малая родина», «Растения моего края», «Животные рядом с нами», «Моя семья», «Чтобы дольше жили книжки», «Растения моего класса» и др. 
Работая по программе ноосферного образования педагогический коллектив,  получает необходимые знания  и апробируя полученные знания, наши учителя делятся опытом своей работы с коллегами. 
Благодаря творческой  работе нашего коллектива, школьники познают окружающий мир, учатся разумному поведению и умению жить в согласии с природой.
    Таким образом, реализация принципа преемственности наглядно показывает нам, что образные экологические представления дошкольников становятся надежной основой для формирования более полных, систематизированных   экологических знаний у младших школьников. Приходя в среднее и старшее звено, многие наши ученики начинают заниматься  серьезными экологическими исследованиями, представляя свои проектные работы на районных, областных и российских конференциях, семинарах. Ведь не зря в 2007 году  школа стала лауреатом всероссийского конкурса  «Во имя жизни на Земле».
Экологическая работа, осуществляемая в рамках ноосферного образования,  оказывает существенное влияние на развитие познавательного интереса, расширяет границы видения окружающего мира наших учеников, учить жить в мире и согласии с самим собой и окружающим миром, учит ценить и преумножать богатства природы для будущих поколений.
  
  
Пожаловаться 03 февраля 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru