В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по физической культуре

Рабочая программа по физической культуре

Юрий Васильев
Тип материала: Программа
просмотров: 4076
Краткое описание
Мной предоставляется разработанная рабочая программа по физической культуре, рассчитанная для обучающихся с 1 -11 классы
Описание
Мной предоставляется разработанная рабочая программа по физической культуре, рассчитанная для обучающихся с 1 -11 классы

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа 2011-2012.doc Скачать

Районный отдел народного образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа»


Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР Директор школы

_________ Григорьева Е.Ю. _________ Архипова Р.Т. __ _________ 2011г.





Рабочая программа

по физической культуре

для 5 -9 классов на 2011 – 2012г.

Программный материал составлен на основе учебной программы

«Комплексанная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов»

(В.И. Лях, А.А. Зданевич. –М.: «Просвещение» 2008г.)


Рассмотрена на заседании ШМО





Автор - составитель:

Васильев Юрий Константинович

учитель физической культуры

первой квалификационной категории










Средние Татмыши

2011


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Концепция содержания непрерывного образования

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;

  • Образовательная программа школы;

  • Положение о Рабочей программе;

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре (базовый уровень) и может применяться к учебной программе по физической культуре, для учащихся 1-11 классов(Лях В.И. Зданевич А.А. – М.: Просвещение,2008 год)

Программа направлена на изучение физической культуры на базовом уровне, для достижения следующих целей:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья.

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно –оздоровительной деятельности.

-овладение технологиями современных оздоровительных систем физ.воспитания, обогащения индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упр. и базовыми видами спорта.

-освоение системы знаний о занятиях физ. \культурой, их роли и значения в формировании здорового образа жизни и соц. ориентации.

-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физ.упр.

Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения базовых основ физической культуры которой необходимы и обязательны для каждого ученика, отведено 58 часов на вариативную часть 10 часов. В связи с учетом региональных и местных особенностей образовательного учреждения, климато-географических условий, имеющейся специализации часы лыжной подготовки и вариативной части распределены для занятий спортивными играми и легкой атлетикой где по средством специальных прикладных легкоатлетических упражнений обеспечивается развитие жизненно необходимых физ. качеств, умении и навыков. Упражнение на снарядах в разделе (гимнастика) заменены другими элементами гимнастических упражнений.

Содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

обучение основам базовых видов двигательных действий;

дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:

  • Соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений

  • Направленность на реализацию принципа вариативности

  • Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности

  • Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в логике от общего к частному и от частного к конкретному.


Цель учебной программы.

Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника по средствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной – рекреационной направленностью.

Задачи учебной программы.

  • Расширение двигательного опыта

  • Совершенствование функциональных возможностей организма

  • Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии

  • Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии, гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки.

  • Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать:


Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60м. (с)

9.2

10.2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6м. (с)

12

-

Прыжок в длину с места (см)

180

165

К выносливости

Кроссовый бег на 2км. (мин.с)


8.50

10.20

Передвижение на лыжах на 2км. (мин.с)

16.30

21.0

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков (с)

10.0

14.0

Челночный бег 3х10м. (с)

8.2

8.8


Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Классы





5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

Ур.


1

Основы

знаний


В процессе уроков



В процессе уроков


2

Легкая атлетика

27

1-27

27

1-27

27

1-27

27

1-27

27

1-27

3

Баскетбол

19

28-47

19

28-47

19

28-47

19

27-47

19

27-47

4

Гимнастика

15

48-62

15

48-62

15

48-62

15

48-62

15

48-62

5

Волейбол

16

63-78

16

63-78

16

63-78

16

63-78

16

63-78

6

Легкая атлетика

25

79-102

25

79-102

25

79-102

25

79-102

25

79-102


Содержание учебной программы

Учащиеся, оканчивающие основную школу, должны достиг­нуть следующего уровня физической культуры.

Знания: основы знаний о личной гигиене сна, питания, тру­да и отдыха; влияние занятий физическими упражнениями (спортивными играми, гимнастикой, легкой атлетикой, зимними видами спорта и плаванием) на системы дыхания, кровообра­щения, ЦНС и др.; основные компоненты физической культуры личности; развитие волевых и нравственных качеств; основные приемы самоконтроля; здоровый образ жизни — одна из основных ценностных ориентации; врачебный контроль во вре­мя занятий; правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; дневник самоконтроля; правила и назначение спортивных соревнований.

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в рав­номерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (де­вочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать пры­жок в длину; выполнять с 9^—13 шагов разбега прыжок в вы­соту способном «перешагивание»; проплывать 50 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 3—6 шагов разбега с соблюдением ритма; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и верти­кальную цели с 10—15 метров, метать малый мяч по медлен­но и быстро движущейся цели с 10—12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: вы­полнять комбинацию из 4 элементов на перекладине (мальчи­ки) и на разновысоких брусьях (девочки); после разбега и от­талкивания от мостика прыгать через козла в длину (мальчи­ки) и в ширину (девочки); последовательно выполнять комби­нацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, со­стоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в «полушпагат»., «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей (см. табл. 3) с учетом региональных условий и ин­дивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: са­мостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, ко­ординации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила са­моконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Способы поведения на занятиях по физической культуре: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопаснос­ти, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную фи­зическую подготовленность, проявлять активность, самостоятель­ность, выдержку и самообладание.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих, вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких ви­дов спорта) разрабатывает и определяет учитель.


Часть I УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Цели и задачи

На уроках физической культуры в VIX классах решают­ся основные задачи, стоящие перед школьной системой физи­ческого воспитания. Вместе с тем особенностью урочных заня­тий в этом возрасте является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, едино­борства, плавание). Углубляются знания по личной гигиене, влиянии: занятий физическими упражнениями на основные сис­темы, организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен ве­ществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уро­ках физической культуры учащиеся VIX классов получают представления о физической культуре личности, ее взаимо­связи е основами здорового образа жизни, овладевают знания­ми о методике самостоятельной тренировки. Во время изуче­ния конкретных разделов программы пополняются представле­ния об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказанию первой помощи при травмах.

Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальней­шего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двига­тельных, действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизве­дения и дифференцирования силовых, временных и простран­ственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способнос­тей, а также сочетаний этих способностей.

Большое значение в подростковом возрасте придается реше­нию воспитательных задач: выработка привычки к самостоя­тельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитание ценностных ори­ентации на здоровый образ жизни. На уроках физической куль­туры учитель должен обеспечить овладение учащимися орга­низаторских навыков проведения занятий в качестве команди­ра отделения, капитана команды, судьи, содействовать форми­рованию адекватной оценки физических возможностей подростка и мотивов самосовершенствования.

Уроки физической культуры в этих классах содержат бога­тый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство от­ветственности), а также нравственных и духовных сторон лич­ности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзыв­чивость и др. Одновременно с этим учебный материал програм­мы позволяет учителю содействовать развитию психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления. На­чиная с пятого класса, учитель должен приступить к обуче­нию учащихся приемам саморегуляции физических и психичес­ких состояний.

    1. Организационно-методические указания

В соответствии с задачами уроков физической культуры, осо­бенностями контингента учащихся, условиями проведения заня­тий определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий. Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогическими задачами по освоению конкретного раздела или темы программы, результатами обу­чения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретичес­ких и методических знаний в области физической культуры, а также приобретением умений осуществлять физкультурно-оздо­ровительную и спортивную деятельность и достижения соответ­ствующего уровня двигательных способностей. Усилению моти­вации занятий на уроках способствует привлечение подростков - к судейству, руководству командой или отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации уп­ражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспечива­ется применением различных технических средств обучения, со­ответствующих возрасту тренажеров, нестандартного оборудова­ния, творческих заданий и самостоятельных занятий.

Обучение сложной технике основных видов спорта основы­вается на приобретенных в начальной школе простейших дви­гательных умениях и навыках. Высокое качество этого процес­са обеспечивается умелым применением подводящих и подго­товительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигатель­ных способностей (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).

В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В со­ответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической куль­туры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполня­ли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий, и, наконец, к находчивости при выпол­нении упражнений в изменяющихся условиях.

В этой связи педагог должен умело переходить от методов стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.

В свою очередь в данный период жизни детей развитие ко­ординационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а так­же выносливости и гибкости.

Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять обще- и специально развивающие коор­динационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воз­действующими на указанные кондиционные способности. В от­личие от предыдущей возрастной ступени в этот период рас­ширяется арсенал методических приемов строго и не строго рег­ламентированного варьирования.

В VIX классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать в обучении движениям, при развитии двигательных способностей, осуществлении про­цесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содер­жание, темп освоения программного материала, оценку их до­стижений. Дифференцированный и индивидуальный подход осо­бенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие резуль­таты в области физической культуры.

При выборе содержания и методов проведения урока необ­ходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности, которые отражены в материа­ле данной программы. При соответствующих условиях целесо­образно проводить объединения параллельных классов для раз­дельного обучения мальчиков и девочек.

В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, эта­па обучения, условий проведения занятий и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освое­нием и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оз­доровительную и спортивную деятельность. Однако знания ста­новятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучае­мых двигательных действий, и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на дви­гательную активность учащихся. Одним из возможных методи­ческих требований к сообщению знаний является реализация в практике межпредметных связей с другими общеобразователь­ными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвое­ние знаний учениками надо контролировать на основе наблю­дения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.

Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности под­ростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.

Поэтому в процессе урочных занятий учитель должен преду­смотреть возможность удовлетворения данных потребностей. В этом смысле очень важно решать воспитательные задачи на ос­нове принципов деятельного и личностного подхода.

Для того, чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе, а костюм учащегося должен удовлетво­рять погодным условиям и гигиеническим требованиям. При со­ответствующих условиях целесообразно приучать школьников за­ниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно увязать с воспитанием ценностных ори­ентации на здоровый образ жизни, правила соблюдения лич­ной гигиены вне стен школы.

Оценка успеваемости по физической культуре в VIX клас­сах производится на общих основаниях и включает в себя ка­чественные и количественные показатели: уровень соответству­ющих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздо­ровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достиже­ний и товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентировать­ся на темпы продвижения ученика в развитии его двигатель­ных способностей, поощрять его стремление к самосовершенство­ванию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.

В основе построения уроков физической культуры должны лежать принципы демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми учитель должен обес­печить каждому ученику одинаковый доступ к основам физи­ческой культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем их двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре, особенно предусматривая содержание вариативной части программы, следует учитывать интересы и склонности детей.

    1. Базовая часть содержания программного материала уроков

1.3.1. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данным разделам можно осваи­вать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четвер­ти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.

Основы знаний. Понятие о психическом и физическом здо­ровье. Здоровый образ жизни и его слагаемые (оптимальный двигательный режим; закаливание, личная гигиена, рациональ­ное питание, отказ от вредных привычек). Физическое разви­тие. Физическая подготовленность и ее слагаемые. Физические упражнения и их направленность. Понятие физической нагруз­ки и ее контроль. Личная гигиена подростков. Физиологические и психологические последствия употребления алкогольных на­питков, наркотиков. Питание и здоровье (компоненты питания, ожирения и диеты). Приемы регуляции и саморегуляции небла­гоприятных психических и физических состояний. Половое вос­питание. Предупреждение заболеваний и самоконтроль. Поня­тие о духовном и телесном совершенствовании.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22°С), безразличные (+20...+22°С), прохладные (+17...+20°С), хо­лодные (О...+8°С), очень холодные (ниже 0°С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Тем­пература в парильне +70...+90°С (2—3 захода по 3—7 мин).

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других ан­тропометрических показателей. Приемы самоконтроля физичес­ких нагрузок на выносливость, скоростной, силовой, координа­ционной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

1.3.2. Спортивные игры

С V класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуется преимущественно баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (для мальчиков). При наличии тра­диций, соответствующих условий, подготовки учителя вместо указанных спортивных игр в содержание программного мате­риала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).

В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает про­граммы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения про­граммного материала.

Обучение сложной технике игры основывается на приобре­тенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом.

По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и зада­ния с мячом создают неограниченные возможности для разви­тия прежде всего координационных (ориентирование в простран­стве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к со­гласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает мно­гостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Уже с пятого класса необходимо стремиться учить детей со­гласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели под­вижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и спе­циальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

1.3.3. Легкая атлетика

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы на­чальной школы, с пятого класса начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу на средние и длинные дис­танции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и со­вершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, гибкости и выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, про­странственных и силовых параметров движений, ориентирова­нию в пространстве, чувству ритма). Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте яв­ляется освоение согласования движений разбега с отталкива­нием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного -выпол­нения разучиваемых двигательных действий следует разнооб­разить условия выполнения, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодо­ления естественных и искусственных препятствий и т.д. для обеспечения прикладное™ и дальнейшего развития координа­ционных и кондиционных способностей. Правильное применение материала по легкой атлетике спо­собствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе со­действует укреплению здоровья, закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности для обучения учащихся проводить самостоятельный контроль и оценку физи­ческой подготовленности. Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в за­висимости от наличия соответствующей материальной базы, под­готовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразным в освоении в VVII классах являются прыж­ки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с раз­бега способом «перешагивание». В VIIIIX классах можно ис­пользовать другие более сложные спортивные способы прыж­ков.

Учитывая большую доступность и естественность материала в беге, прыжках и метаниях, особое значение следует уделять формированию умения учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания

1.3.4. Гимнастика

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I-IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся уп­ражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мяча­ми, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акро­батические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.

Большое разнообразие, возможность строго направленного воз­действия делают гимнастические упражнения незаменимым сред­ством и методом развития координационных (ритма, равнове­сия, дифференцирования пространственных, временных и сило­вых параметров движений, ориентирования в пространстве, со­гласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).

Начиная с V класса усиливается дифференцированный под­ход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса, содей­ствия эстетическому воспитанию большое значение приобрета­ет музыкальное сопровождение занятий.

После овладения отдельными элементами гимнастические уп­ражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя соче­тания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.

Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь упражнения на сна­рядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уве­ренности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для определения достижений учащихся и, как след­ствие, для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.

Учитывая большую доступность, возможность индивидуаль­ных тренировок, гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшения осанки.


    1. Вариативная часть содержания программного материала уроков


Материал вариативной части, связанный с региональными особенностями, и время на его освоение определяют республи­канские и областные органы народного образования. Другую, со­ставляющую вариативную часть определяет сам учитель по со­гласованию с дирекцией школы. При выборе материала вариа­тивной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборств, а также име­ющим большое прикладное значение, прежде всего, упражне­ниям зимних видов спорта.


Основная направленность

Классы

VII

VIII

IX

Самостоятельные занятия


На освоение организаторскими умениями


Единоборства


На овладение техникой приемов



На развитие координационных способностей


На развитие силовых способностей и силовой выносливости


Знания

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры.


Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом


Стойки и передвижения в стойке


Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки


Пройденный материал по приемам единоборства. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивания в парах» и т. п.


Силовые упражнения и единоборства в парах





Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий борьбой на организм человека й развитие его координационных и кондиционных способностей

Литература для учителя

1. «Физическая культура». Учебник для 5-7 классов и для 8-9 классов

общеобразовательных учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.

2. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.

Составитель В.И.Лях.

3. «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И.Погодаев.

Литература для учащихся

  1. Мейксон Г. Б. и др. Физическая культура: Учебник для 5–7 классов. – М., 1997.

  2. Физическая культура: Учебник для 8–9 классов / Под ред. В. И. Ляха. – М., 2003.

  3. «Физическая культура». Учебник для 5-7 классов и для 8-9 классов

  4. общеобразовательных учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.


  • в течение учебного года учитель может изменять и дополнять программу по своему усмотрению согласно рекомендованной программе обучения.





Районный отдел народного образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа»


Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР Директор школы

_________ Григорьева Е.Ю. _________ Архипова Р.Т. __ _________ 2011г.




Рабочая программа

по физической культуре

для 10 -11 классов на 2011 – 2012г.

Программный материал составлен на основе учебной программы

«Комплексанная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов»

(В.И. Лях, А.А. Зданевич. –М.: «Просвещение» 2008г.)


Рассмотрена на заседании ШМО







Автор - составитель:

Васильев Юрий Константинович

учитель физической культуры

первой квалификационной категории










Средние Татмыши

2011


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Концепция содержания непрерывного образования

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;

  • Образовательная программа школы;

  • Положение о Рабочей программе;

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения. Познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выборного жизненного пути.

Цели учебной программы

Целью обучения в средней (полной) школе является формирование физической культуры личности юношей и девушек посредством овладения ими основами физкультурной деятельности с профессионально прикладной направленностью.

Задачи учебной программы

  • На содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояние стрессам

  • расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности

  • гармонизация физической и духовной сфер

  • формирование адекватной самооценки личности

  • формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего поколения

  • закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время

Демонстрировать

Физические способности

Физические упражнения

Юноши

Девушки

Скоростные

Бег 30м. (с)

5.0

5.4

Бег 100м. (с)

14.3

17.5

Силовые

Подтягивание из виса (кол-во раз)

10

-

Подтягивание в висе лежа (кол-во раз)

-

14

Прыжок в длину с места (см)

215

170

К выносливости

Кроссовый бег на 3км. (мин.с)

13.50

-

Кроссовый бег на 2км. (мин.с)

-

10.00








Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Классы

10кл.

11кл.

Кол.

часов

ур.

Кол.

часов

ур.


1

Легкая атлетика

26

1-27

26

1-27


Основы

Знаний по физической культуре

В процессе уроков


2

Спортивные игры

Баскетбол

21

28-47

21

28-47

3

Гимнастика

13

48-60

13

48-60

4

Спортивные игры

Волейбол

17

61-77

17

61-77

5

Легкая атлетика

10

78-102

10

78-102


Содержание учебной программы

Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны достиг­нуть следующего уровня физической культуры.

Знания: физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и об­щественной деятельности. Физическая культура — важнейшая составляющая образа жизни, физическая культура в семье. За­кономерности двигательной активности, спортивной тренировки. Способы психологической регуляции и саморегуляции.

Двигательные умения, навыки и способности.

В циклических и ациклических локомоциях: с максималь­ной скоростью пробегать 100 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 25 мин (юноши) и до 20 мин (девушки); прыгать в высоту с 9—15 м разбега одним из спор­тивных способов («согнув ноги», «перешагивание», «волна», «пе­рекидной», «флоп»); преодолевать вертикальные и горизонталь­ные препятствия без опоры и с опорой; преодолевать рекомен­дованную в программе полосу препятствий (юноши), осущест­влять челночный бег 10x10 м (юноши).

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, дотик, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбе­га (12—15 м) в пять бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5x2,5 м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в верти­кальную цель 1x1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выпол­нять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекла­дине (юноши), на бревне или равновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдель­ных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее осво­енные элементы (юноши) и комбинацию из пяти ранее освоен­ных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).

В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексно­го упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать не ниже чем среднему уровню показателей развития физических способнос­тей (см. табл. 5) с учетом региональных условий и индивиду­альных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: ис­пользовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществить коррекцию недостатков физического раз­вития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревно­вании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Способы, поведения на занятиях физическими упражнени­ями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности, сознательно тренироваться и стре­миться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры другой составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному одного из нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.

  1. Базовая часть содержания программного материала уроков

    1. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Основы знаний. Здоровье телесное и духовное, их взаимосвязь. Здоровый образ жизни и его слагаемые. Здоровый образ жизни и будущая трудовая деятельность. Физическая культу­ра личности, спорт, спортивные тренировки. Биомеханические ос­новы техники физических упражнений. Личная гигиена. Употребление наркотиков, алкогольных напитков и продолжение рода, наследственность, социологические аспекты. Питание и здоровье (энерготраты). Основы семейной жизни и половое воспитание. Системы оздоровительной физической культуры в разных странах. Физическое воспитание в семье. Понятие о духовном и) телесном совершенствовании.

Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней.. Дозировка данных процедур указана в программах IIX классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.

Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Ауто­генная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.

1.2. Легкая атлетика

В XXI классах продолжается работа по совершенство­ванию техники спринтерского и длительного, бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей (ориенти­рование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных пара­метров движений). Увеличивается процент упражнений, сопря­женно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.

По сравнению с основной школой увеличивается длина сприн­терских дистанций, время длительного бега, длина разбега и спо­собы в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продол­жается углубленное изучение освоенных в VIIIIX классах раз­личных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечения техники безопасности допустимо ознакомление стар­шеклассников с техникой прыжка с шестом, тройным прыжком. В качестве метательных снарядов можно использовать не только мячи и гранаты, но и копье, диск, ядро, молот.

Для обеспечения большей прикладности, разностороннего воз­действия на кондиционные и координационные способности ре­комендуется чаще проводить занятия на местности, в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оз­доровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выпол­нение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные ус­ловия для воспитания нравственных и волевых качеств.

На уроках физической культуры следует давать знания и выра­батывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы использовать их во время самостоятельных тренировок, во время внеклассных занятий в школе и дома В занятиях с юношами сле­дует предусмотреть необходимость использования материала по лег­кой атлетике для подготовки их к службе в армии.

1.3. Спортивные игры

В X-XI классах продолжается углубленное изучение од­ной из спортивных игр1, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведения, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к X классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.

Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в X-XI классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.

В процессе занятий необходимо больше использовать индивиду­альные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех либо других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, включая на станциях упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных коорди­национных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.

В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодей­ствиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение или закрепить неправильные координации.

Осваивать программный материал можно последовательно в те­чение всего времени, отведенного на спортивные игры, или в два этапа.

1.4. Гимнастика

В старших классах продолжается более углубленное изуче­ние и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены новые для освоения гимнастические упраж­нения.

На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; в занятиях с де­вушками — более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом и комбинации этих упражнений.

Большей координационной сложностью отмечаются общеразвива­ющие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнени­ями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими уп­ражнениями, объединенными в различные комбинации.

Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и ско­ростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их от­личает большая избирательная направленность. Материал програм­мы включает также большой набор упражнений, влияющих на раз­витие различных координационных способностей и гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей имеют большое при­кладное значение для подготовки их к будущей трудовой дея­тельности и службе в армии. Материал для девушек содержит" упражнения для воспитания грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп,, играющих большую роль в выполнении функции материнства.

Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только в Развитии физических способностей, но и в воспитании волевых ка­честв (особенно в упражнениях на снарядах), формировании краси­ли осанки, фигуры, походки, поа В этих целях он сообщает необ­ходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об осо­бенностях методики самостоятельных занятий.


2. Вариативная часть содержания программного материала уроков

Материал вариативной части, связанный с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы народного образования. Другую, составляющую вариативную часть определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборам материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборств а также имеющим большое прикладное значение, прежде всего упражнениям зимних видов спорта.



Основная направленность

Классы

X

XI

Самостоятельные занятия


На освоение организаторскими умениями



Единоборства


На овладение техникой приемов



На развитие координационных способностей


На развитие силовых способностей и силовой выносливости


Знания

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры.


Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом


Стойки и передвижения в стойке


Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки


Пройденный материал по приемам единоборства. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Перетягивания в парах» и т. п.


Силовые упражнения и единоборства в парах





Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий борьбой на организм человека й развитие его координационных и кондиционных способностей


Литература для учителя

1. «Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;

Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.

2. «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.

Составитель В.И.Лях.

3. «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И.Погодаев.

Литература для учащихся

«Физическая культура». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений; Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях и др.


  • в течение учебного года учитель может изменять и дополнять программу по своему усмотрению согласно рекомендованной программе обучения.


1

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос