В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Интегрированный урок "Симметрия вокруг нас" (6 класс)

Татьяна Ковригина Татьяна Ковригина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 5260    комментариев: 1
Краткое описание
Представлен интегрированный урок (математика + ИЗО) в 6 классе по теме "Симметрия вокруг нас", разработанный в соответствии с ФГОС.

Описание
Интегрированный урок (математика + ИЗО) в 6 классе по теме "Симметрия вокруг нас" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке предусмотрено обобщение и систематизация знаний учащихся о видах симметрии (математика) и использовании симметрии в орнаменте древних стран (ИЗО).
Пожаловаться 02 февраля 2012
Файлы
Симметрия вокруг нас.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Чернявская Ираида Максимовна, Казаченко Татьяна Николаевна)


Интегрированный урок в 6 классе

математика + изобразительное искусство


ТЕМА: Симметрия вокруг нас

Педагогические цели: способствовать созданию представления о применении симметрии в жизни, формированию навыка оперирования понятиями «осевая симметрия» и «центральная симметрия» в математике и орнаменте древних стран, создать условия для развития образного представления, фантазии, формирования навыков коллективной деятельности, воспитания взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Задачи урока:

  • повторить понятия «центральная симметрия», «осевая симметрия»;

  • закрепить знания о видах симметрии;

  • выполнить практическую работу по теме «Симметрия в орнаменте» на примере искусства древних стран.

Тип урока: интегрированный урок повторения и систематизации знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Предметные результаты: математика: представление об основных изученных понятиях (центральная симметрия, осевая симметрия, ассиметрия); умение грамотно применять математическую терминологию; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; ИЗО: приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности; восприятие и эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового искусства; способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладение основами коммуникативной культуры.

Личностные результаты: математика: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении учебных задач; ИЗО: эмоциональное восприятие учебного материала; проявление эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; осуществление толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей; овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческого задания.

Метапредметные результаты: математика: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; ИЗО: обогащение ключевых компетенций (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач творческого характера.

Основные понятия и термины: центральная симметрия, осевая симметрия, ассиметрия; декоративно-прикладное искусство, орнамент, солярные знаки

Образовательные ресурсы: презентация «Симметрия вокруг нас», таблицы с изображением древних орнаментов, раздаточный материал (греческие вазы).

Оборудование: рабочая тетрадь, линейка, циркуль, цветные карандаши.


Сценарий урока


I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

Учитель математики: - Сегодня на уроке мы с вами будем фантазировать, изобретать, философствовать и мыслить.


II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

(Проблемный вопрос) СЛАЙД 2



Учитель математики: - О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? (О симметрии). Почему вы решили, что в этих словах речь идет о симметрии? (Подсказки в рисунках)

Учитель сообщает тему урока: Симметрия вокруг нас. (Учащиеся записывают ее в тетрадь.) СЛАЙД 3

ЭПИГРАФ:

"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово,

есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить

и создать порядок, красоту и совершенство".

Учитель математики:- Сегодня на уроке мы вновь прикоснемся к удивительному математическому понятию – симметрии. Как в древности употреблялось слово «симметрия»? (Употреблялась как «красота», «гармония».) СЛАЙД 4

Историческая справка: Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Человечество с древних времен владело представлением о симметрии, как уравновешенности и гармонии. Древние ученые верили в математическую гармонию мироздания и в этой гармонии проявление божественного начала. Симметрия прекрасна.

Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку.

Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии.

Учитель математики:- Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство. СЛАЙД 5.


III. Систематизация знаний и способов действий

Учитель математики:- Какие основные виды симметрии вы знаете? (Центральная, осевая симметрии).

- В каких геометрических фигурах существует центральная и осевая симметрия? Назовите. СЛАЙД 6

- Мы строили фигуры центрально симметричные и фигуры относительно оси. Давайте вспомним, как они строятся. (Дети строят у доски и в тетради).

- На что мы обращаем внимание при построении симметричных фигур?

- Так как тема нашего урока «Симметрия вокруг нас», скажите, а в каких предметах и явлениях вокруг нас проявляет себя симметрия? Где вы еще встречаете симметрию? СЛАЙД 7


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БЛОК

Учитель ИЗО: - Поговорим о симметрии в искусстве. Проявляется ли симметрия в декоративно-прикладном искусстве? Где?

Симметрия в орнаментах древних стран СЛАЙД 8

- Что такое орнамент?

Орнамент (от латинского ornamentum-украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся или чередующихся элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных построек.

- Где можно встретить орнамент?

- Рассмотрим симметрию в орнаменте на примере древних стран.


Древний Египет СЛАЙД 9

- Как вы думаете, древние египтяне строили свои орнаменты на основе симметрии? Рассмотрим рисунки СЛАЙД 10 - 12:




- Какие виды симметрии вы можете выделить?


Древняя Греция СЛАЙД 13


- Назовите симметричные предметы Древней Греции. (Вазы)

- Верно. Рассмотрите таблицы с изображением греческих ваз. СЛАЙД 14 - 15

- Какой вид симметрии мы можем определить?

- Соблюдается ли симметрия в греческом орнаменте? СЛАЙД 16


Творческая работа


- Выполнить практическую работу. Вам даны изображения греческих ваз, но только одна часть (левая или правая) – используя правила построения симметрии, достройте изображение.


Древняя Русь СЛАЙД 17

- А теперь давайте поговорим о русском орнаменте. Где его можно было увидеть? (Вышивка, резьба, узоры)

Орнамент очень часто встречается в вышивке, в резьбе по дереву, в архитектуре, даже в природе можно встретить орнамент. Невозможно представить старинную одежду без орнамента. Всегда женщины вышивали на своей одежде всевозможные орнаменты. Всегда, когда встречали гостей, подносили на украшенном орнаментом полотенце. Орнамент всегда присутствовал в изделиях из ткани. Если бы вы попали в деревне, то вы бы заметили, что на всех домах есть очень красивая повторяющаяся резьба. Всегда русский народ украшал свои дома резными охлупнями, карнизами, наличниками. В украшение многих строений используется орнамент. Орнамент делает постройки более красивыми. Красивые колонны с орнаментом сделают любую постройку очень красивой. Орнамент украсит любое изделие, будь-то изделие из ткани или постройка.

- Какие знаки использовали русские для построения орнамента в резьбе, в вышивке? (Солярные знаки).

- Назовите их. (Знаки солнца, земли, воды) СЛАЙД 18

- Какой из этих знаков имеет центральную и осевую симметрию? (Знак солнца)

- Рассмотрим варианты знака. Почему они все разные? СЛАЙД 19 - 20







- Какие деревянные изделия украшали резьбой? (Избу, мебель, прялки). Почему? СЛАЙД 21 -22



Творческое задание.

- Перед вами находятся листы с изображением русской прялки. Ваша задача: Украсить прялку русскими символами - оберегами, которые имеют и центральную и осевую симметрию.


IV. Итог урока. Рефлексия


- Вернемся к эпиграфу нашего урока:

"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово,

есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить

и создать порядок, красоту и совершенство".

- Вы согласны с этим высказыванием? СЛАЙД 3

- Орнаменты с элементами, имеющими центральную и осевую симметрии применяются и в современном искусстве. Где? (В резьбе, украшении предметов быта, архитектурных ансамблей). Таких мастеров, к сожалению, мало, но они есть и высоко ценятся. Благодаря их работам, мы соприкасаемся с нашей историей.


- Какие цели мы ставили?

- Чему мы научились на уроке?

Учащимся предлагается закончить предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…


Симметрия вокруг нас. матем + изо 6 кл.pptx
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    2 февраля 201223:44
    Марина Гилярова

    При размещении материала на странице портала необходимо соблюдать определенные требования, с которыми вы должны были познакомиться заранее. В этих требованиях указано, что на первую страницу разработки и слайда презентации необходимо поместить логотип портала.
    Материал представлен в виде и текстового документа и презентации. Необычная задумка урока всегда привлекает внимание и способствует лучшему запоминанию материала у школьников. Подача материала на уроке реализует многие дидактические принципы обучения. Продуманная методическая разработка показывает логичность проведения и завершения каждого этапа занятия, кроме последнего. В документе не указаны критерии оценок на уроке. Понятно, что после проведения практической и творческой работ, учащиеся должны быть оценены. Но это не отражено в конспекте урока. Кроме этого, не указаны информационные источники.
    В целом, ваш интересный материал можно рекомендовать к использованию в учебном процессе.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru