В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Интегрированный урок "Симметрия вокруг нас" (6 класс)

Татьяна Ковригина Татьяна Ковригина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 5548    комментариев: 1
Краткое описание
Представлен интегрированный урок (математика + ИЗО) в 6 классе по теме "Симметрия вокруг нас", разработанный в соответствии с ФГОС.

Описание
Интегрированный урок (математика + ИЗО) в 6 классе по теме "Симметрия вокруг нас" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке предусмотрено обобщение и систематизация знаний учащихся о видах симметрии (математика) и использовании симметрии в орнаменте древних стран (ИЗО).
Пожаловаться 02 февраля 2012
Файлы
Симметрия вокруг нас.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Чернявская Ираида Максимовна, Казаченко Татьяна Николаевна)


Интегрированный урок в 6 классе

математика + изобразительное искусство


ТЕМА: Симметрия вокруг нас

Педагогические цели: способствовать созданию представления о применении симметрии в жизни, формированию навыка оперирования понятиями «осевая симметрия» и «центральная симметрия» в математике и орнаменте древних стран, создать условия для развития образного представления, фантазии, формирования навыков коллективной деятельности, воспитания взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Задачи урока:

  • повторить понятия «центральная симметрия», «осевая симметрия»;

  • закрепить знания о видах симметрии;

  • выполнить практическую работу по теме «Симметрия в орнаменте» на примере искусства древних стран.

Тип урока: интегрированный урок повторения и систематизации знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Предметные результаты: математика: представление об основных изученных понятиях (центральная симметрия, осевая симметрия, ассиметрия); умение грамотно применять математическую терминологию; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; ИЗО: приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности; восприятие и эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового искусства; способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладение основами коммуникативной культуры.

Личностные результаты: математика: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении учебных задач; ИЗО: эмоциональное восприятие учебного материала; проявление эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; осуществление толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей; овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческого задания.

Метапредметные результаты: математика: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; ИЗО: обогащение ключевых компетенций (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач творческого характера.

Основные понятия и термины: центральная симметрия, осевая симметрия, ассиметрия; декоративно-прикладное искусство, орнамент, солярные знаки

Образовательные ресурсы: презентация «Симметрия вокруг нас», таблицы с изображением древних орнаментов, раздаточный материал (греческие вазы).

Оборудование: рабочая тетрадь, линейка, циркуль, цветные карандаши.


Сценарий урока


I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

Учитель математики: - Сегодня на уроке мы с вами будем фантазировать, изобретать, философствовать и мыслить.


II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

(Проблемный вопрос) СЛАЙД 2



Учитель математики: - О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? (О симметрии). Почему вы решили, что в этих словах речь идет о симметрии? (Подсказки в рисунках)

Учитель сообщает тему урока: Симметрия вокруг нас. (Учащиеся записывают ее в тетрадь.) СЛАЙД 3

ЭПИГРАФ:

"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово,

есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить

и создать порядок, красоту и совершенство".

Учитель математики:- Сегодня на уроке мы вновь прикоснемся к удивительному математическому понятию – симметрии. Как в древности употреблялось слово «симметрия»? (Употреблялась как «красота», «гармония».) СЛАЙД 4

Историческая справка: Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Человечество с древних времен владело представлением о симметрии, как уравновешенности и гармонии. Древние ученые верили в математическую гармонию мироздания и в этой гармонии проявление божественного начала. Симметрия прекрасна.

Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку.

Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии.

Учитель математики:- Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство. СЛАЙД 5.


III. Систематизация знаний и способов действий

Учитель математики:- Какие основные виды симметрии вы знаете? (Центральная, осевая симметрии).

- В каких геометрических фигурах существует центральная и осевая симметрия? Назовите. СЛАЙД 6

- Мы строили фигуры центрально симметричные и фигуры относительно оси. Давайте вспомним, как они строятся. (Дети строят у доски и в тетради).

- На что мы обращаем внимание при построении симметричных фигур?

- Так как тема нашего урока «Симметрия вокруг нас», скажите, а в каких предметах и явлениях вокруг нас проявляет себя симметрия? Где вы еще встречаете симметрию? СЛАЙД 7


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БЛОК

Учитель ИЗО: - Поговорим о симметрии в искусстве. Проявляется ли симметрия в декоративно-прикладном искусстве? Где?

Симметрия в орнаментах древних стран СЛАЙД 8

- Что такое орнамент?

Орнамент (от латинского ornamentum-украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся или чередующихся элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных построек.

- Где можно встретить орнамент?

- Рассмотрим симметрию в орнаменте на примере древних стран.


Древний Египет СЛАЙД 9

- Как вы думаете, древние египтяне строили свои орнаменты на основе симметрии? Рассмотрим рисунки СЛАЙД 10 - 12:




- Какие виды симметрии вы можете выделить?


Древняя Греция СЛАЙД 13


- Назовите симметричные предметы Древней Греции. (Вазы)

- Верно. Рассмотрите таблицы с изображением греческих ваз. СЛАЙД 14 - 15

- Какой вид симметрии мы можем определить?

- Соблюдается ли симметрия в греческом орнаменте? СЛАЙД 16


Творческая работа


- Выполнить практическую работу. Вам даны изображения греческих ваз, но только одна часть (левая или правая) – используя правила построения симметрии, достройте изображение.


Древняя Русь СЛАЙД 17

- А теперь давайте поговорим о русском орнаменте. Где его можно было увидеть? (Вышивка, резьба, узоры)

Орнамент очень часто встречается в вышивке, в резьбе по дереву, в архитектуре, даже в природе можно встретить орнамент. Невозможно представить старинную одежду без орнамента. Всегда женщины вышивали на своей одежде всевозможные орнаменты. Всегда, когда встречали гостей, подносили на украшенном орнаментом полотенце. Орнамент всегда присутствовал в изделиях из ткани. Если бы вы попали в деревне, то вы бы заметили, что на всех домах есть очень красивая повторяющаяся резьба. Всегда русский народ украшал свои дома резными охлупнями, карнизами, наличниками. В украшение многих строений используется орнамент. Орнамент делает постройки более красивыми. Красивые колонны с орнаментом сделают любую постройку очень красивой. Орнамент украсит любое изделие, будь-то изделие из ткани или постройка.

- Какие знаки использовали русские для построения орнамента в резьбе, в вышивке? (Солярные знаки).

- Назовите их. (Знаки солнца, земли, воды) СЛАЙД 18

- Какой из этих знаков имеет центральную и осевую симметрию? (Знак солнца)

- Рассмотрим варианты знака. Почему они все разные? СЛАЙД 19 - 20







- Какие деревянные изделия украшали резьбой? (Избу, мебель, прялки). Почему? СЛАЙД 21 -22



Творческое задание.

- Перед вами находятся листы с изображением русской прялки. Ваша задача: Украсить прялку русскими символами - оберегами, которые имеют и центральную и осевую симметрию.


IV. Итог урока. Рефлексия


- Вернемся к эпиграфу нашего урока:

"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово,

есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить

и создать порядок, красоту и совершенство".

- Вы согласны с этим высказыванием? СЛАЙД 3

- Орнаменты с элементами, имеющими центральную и осевую симметрии применяются и в современном искусстве. Где? (В резьбе, украшении предметов быта, архитектурных ансамблей). Таких мастеров, к сожалению, мало, но они есть и высоко ценятся. Благодаря их работам, мы соприкасаемся с нашей историей.


- Какие цели мы ставили?

- Чему мы научились на уроке?

Учащимся предлагается закончить предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…


Симметрия вокруг нас. матем + изо 6 кл.pptx
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    2 февраля 201223:44
    Марина Гилярова

    При размещении материала на странице портала необходимо соблюдать определенные требования, с которыми вы должны были познакомиться заранее. В этих требованиях указано, что на первую страницу разработки и слайда презентации необходимо поместить логотип портала.
    Материал представлен в виде и текстового документа и презентации. Необычная задумка урока всегда привлекает внимание и способствует лучшему запоминанию материала у школьников. Подача материала на уроке реализует многие дидактические принципы обучения. Продуманная методическая разработка показывает логичность проведения и завершения каждого этапа занятия, кроме последнего. В документе не указаны критерии оценок на уроке. Понятно, что после проведения практической и творческой работ, учащиеся должны быть оценены. Но это не отражено в конспекте урока. Кроме этого, не указаны информационные источники.
    В целом, ваш интересный материал можно рекомендовать к использованию в учебном процессе.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru