В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок внеклассного чтения "Творчество детского писателя Н.Н.Носова"

Светлана Рыбина Светлана Рыбина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:9    просмотров: 5074    комментариев: 1
Краткое описание
                                        Пояснительная записка.
          Урок  внеклассного  чтения в 3 классе  может  быть  проведён в общеобразовательных, коррекционных, малокомплектных  школах. Проведение данного урока требует большой подготовки  педагога, так как необходимо приготовить наглядность доступную пониманию учащихся, предварительно познакомить учащихся с рассказами, сказками Н.Н.Носова. Конспект  сопровождается Приложениями, которые позволят сократить время подготовки педагога к уроку.

Описание
Пожаловаться 01 февраля 2012
Файлы
Приложение 1 Биогафия Носова.doc
HTML Войдите для скачивания файлов




Приложение №1

Биография Николай Николаевич Носова.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году на Украине. Его отец был актёром.

В детстве был очень любознательным: много читал, любил петь, играл в шахматы,

мастерил игрушки, фотографировал, посещал театральный кружок. Все его детские увлечения помогли ему в творческой деятельности, тогда, когда он писал рассказы для детей и о детях.

Свои первые рассказы он написал до Великой Отечественной войны. Они были напечатаны в детском журнале «Мурзилка».

После войны вышла новая книга Н.Н.Носова, в которой напечатали рассказы «Тук-тук», «Мишкина каша», «Фантазёры», «Затейники». Рассказы сразу понравились детям и взрослым. Они были весёлые, поучительные.

Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями, и поэтому герои рассказов Носова всегда что-то придумывают, то есть живут жизнью простых девчонок и мальчишек.

Но самую большую известность ему принесла сказка «Приключения Незнайки и его друзей», « Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе». Именно в этой сказке герои Носова мастерят, летают на воздушном шаре, рисуют, поют и все дружно живут.

Сказку, состоящую из трёх частей называют – трилогия.

Николай Николаевич окончил институт кинематографии, и работал в сфере кино. Был детским писателем, драматургом, постановщиком мультфильмов и учебных фильмов.

По мотивам рассказов Н.Н.Носова были сняты детские фильмы мультфильмы, учебные фильмы.

Итак - Носов известен в России как:

- писатель, драматург, постановщик, сценарист.

За свой труд награждён высокими Правительственными наградами.

Умер в 1976 году, оставив детям свои интересные рассказы, сказки.


Приложение 2 Инсценировка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение №2

Инсценировка по рассказу «Фантазёры».

Автор: Сидели Мишутка и Стасик на скамейке да разговаривали. Только они непросто разговаривали,

а рассказывали друг другу небылицы.

Мишутка: А я раз на Луну летал.

Стасик: Эва, куда махнул!

Мишка: Не веришь? Честное слово!

Стасик: На чём же ты летал?

Мишка: На ракете. На чём ещё на Луну летают?

Будто сам не знаешь!

Стасик: Что же ты на Луне видел?

Мишутка: Ну, что … Ну, что я там видел?

Ничего не видел!

Стасик: Ха-ха-ха! А говорит, на Луну летал!

Мишутка: Конечно, летал!

Стасик: Почему же ничего не видел?

Мишка: А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне.

Сел на ракету и как полечу…У-У-У! А потом обратно как полечу….!Летел, летел, а потом бряк о землю…

ну и проснулся.

Стасик: А-а. Так бы и сразу говорил. Я ведь не знал,

что ты во сне…

Автор: Разговор мальчиков услышал Игорь.

Игорь: Вот врут-то! И вам не стыдно!

Стасик: А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.

Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Игорь: Сказки! Нашли занятие…



Приложение 3 Викторина.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение № 3

Литературная викторина

1.Из какого рассказа можно узнать рецепт приготовления каши? (Мишкина каша)

2.Как называют ребят, которые выдумывают всякие забавные истории? («Фантазёры»)

3.Кто является главным героем рассказа «Огурцы»? (Котька)

4.Какую черту характера высмеивает Носов в рассказе

«Живая шляпа»? (страх)

5.Как зовут механиков в сказке «Незнайка в солнечном городе»? ( Шпунтик и Винтик)

6.Кто и кому говорит такие слова: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор»

(Мама говорит Котьке в рассказе «Огурцы»)

7.На что поменял карасика Виталик? (На свисток)

8.Кем хотел быть Незнайка?

( художником, механиком, доктором)

9.Какое имя мальчика часто встречается в рассказах

Носова? (Котька)

Урок внеклассного чтения Н.Н.Носов.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 15 II вида»


Рыбина Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов


Пояснительная записка.

Урок внеклассного чтения в 3 классе может быть проведён в общеобразовательных, коррекционных, малокомплектных школах. Проведение данного урока требует большой подготовки педагога, так как необходимо приготовить наглядность доступную пониманию учащихся, предварительно познакомить учащихся с рассказами, сказками Н.Н.Носова. Конспект сопровождается Приложениями, которые позволят сократить время подготовки педагога к уроку.


Урок внеклассного чтения.

Тема: Творчество детского писателя Н.Н.Носова

Тип урока: обобщающий урок.

Класс: 3а

Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.

Обучение ведётся по учебникам:

- Книга для чтения, 3 класс для слабослышащих, Е.Е.Вишневская,

Л.П.Назарова. Москва, «Просвещение», 1989;

- Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Москва,

«Просвещение», 2008г;

- Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. О.Н. Тишурина

Москва, «Дрофа»,2010г;

  • Поурочные разработки по внеклассному чтению,3 класс, И.Ф.Яценко.

Москва, «ВАКО», 2007г;

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений

II вида», Москва, «Просвещение», 2006г.

Продолжительность урока - 40 минут.

Использование информационных технологий: телевизор, DVD

проигрыватель, звукоусиливающая аппаратура.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству Н.Н.

Носова.

Задачи урока: продолжить знакомство с биографией Н.Н.Носова;

активизировать мыслительную деятельность;

обогатить словарный запас учащихся;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать чувство товарищества, доброжелательное

отношение друг к другу;

следить за произношением учащихся.

Методы и приёмы: аналитическая беседа, просмотр мультфильма, объяснение новой лексики, самостоятельные рассказы учащихся,

сопоставление иллюстраций с рассказом, рассказ учителя, декламирование

стихотворения, инсценирование отрывка из рассказа « Фантазеры».

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Н.Н.Носова, плакат с пословицами, таблички со словарными словами, выставка рисунков к рассказам Н.Носова, диски с произведениями Н.Н.Носова.




Ход урока

I. Организационный момент

(за экраном) Сядьте девочки. Сядьте мальчики.

Учитель (У.) Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

У: Сядьте все правильно. Как работают ваши аппараты?

Дети (Д.) Мой аппарат работает хорошо. (отвечает 2-3 ученика)

У: Говорите правильно звуки, слушайте внимательно.

Какой будет урок? (за экраном)

Д. Будет урок внеклассного чтения.

У. Рассказы, какого писателя вы читали?

Д. Мы читали рассказы Николая Николаевича Носова.

У. Что вы знаете о Н.Н.Носове?

Д. Носов - детский писатель.

У. Назовите первые рассказы, написанные писателем?

Д. Первые рассказы «Мишкина каша», «Прятки».

У. В каком детском журнале их напечатали?

Д. Их напечатали в детском журнале «Мурзилка»

У. Кто является героями рассказов?

Д. Героями рассказов Носова были дети.

У. Какие отрицательные качества человека осуждает Носов в своих рассказах?

Д. Автор осуждает лень, жадность, обман.

У. Какие положительные качества человека воспитываются в рассказах?

Д. В рассказах воспитывается доброта, дружба.

У. Рассказы Николая Николаевича Носова поучительны, интересны для чтения.

У. Сегодня вы узнаете новое о жизни писателя, его труде, увлечениях.


II. Изучение нового материала

1. Знакомство с биографией писателя

У. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году на Украине. Его отец был актёром.

В детстве был очень любознательным: много читал, любил петь, играл в шахматы, мастерил игрушки, фотографировал, посещал театральный кружок. Все

его детские увлечения помогли ему в творческой деятельности, тогда, когда он писал рассказы для детей и о детях.

Свои первые рассказы он написал до Великой Отечественной войны. После войны вышла новая книга Н.Н.Носова, в которой были напечатаны рассказы «Тук-тук», «Фантазёры», «Затейники». Рассказы сразу понравились детям и взрослым. Они были весёлые, поучительные.

Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями,

и поэтому герои рассказов Носова всегда что-то придумывают, то есть живут жизнью

простых девчонок и мальчишек.

Но самую большую известность ему принесла сказка «Приключения Незнайки и его друзей», « Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе». Именно в этой сказке герои Носова мастерят, летают на воздушном шаре, рисуют, поют и все дружно живут.

Сказку, состоящую из трёх частей называют – трилогия. (хоровое чтение)

Николай Николаевич окончил институт кинематографии, и работал в сфере кино. Был детским писателем, драматургом, постановщиком мультфильмов и учебных фильмов.

По мотивам рассказов Н.Н.Носова были сняты детские фильмы мультфильмы, учебные фильмы.

Итак - Носов известен в России как:

- писатель, драматург, постановщик, сценарист.

За свой труд Николай Николаевич награждён высокими Правительственными наградами. Он умер в 1976 году, оставив детям свои интересные рассказы, сказки.

(хоровое чтение биографии)

( Приложение №1 Биография Н.Н.Носова)

Д.: Пред Носовым снимите шляпу,

Ведь он никак Незнайкин папа.

И, кстати, весёлых рассказов немало,

К, тому же ещё для ребят написал он!

У. Что нового вы узнали о Н.Н.Носове?

Д. Носов был не только писателем. Он работал в сфере кино. Любил мастерить игрушки, технику. За свой труд был награждён высокими наградами Правительства.

У. Николая Николаевича нет много лет с нами, но его рассказы и сказки читают дети и взрослые потому, что они интересны для чтения и сегодня.


III. Актуализация имеющихся знаний учащихся.

У. Ребята, что значит слово анаграмма?

Д. Это слова, написанные наоборот.

У. Прочитайте анаграммы.

КИБЮТ, КИТНУПШ, АКЙКНЗ, НИКЬЛЮЛИП.

Д. Тюбик, Шпунтик, Знайка, Пилюлькин.

У. Из какого произведения эти герои?

Д. Это герои из сказки «Незнайка и его друзья»

У. Ребята, посмотрите пожалуйста, отрывок из мультфильма «Незнайка учиться рисовать».

(Просмотр мультфильма «Незнайка учится рисовать»)

У. Кем хотел быть Незнайка?

Д. Незнайка хотел стать художником.

У. Как вы думаете у него получиться быть художником?

Д. Он не сможет быть художником.

У. Почему вы так думаете?

Д. Чтобы быть художником нужно уметь рисовать, учиться профессии художника, а

самое главное нужно быть терпеливым.

У. Верно, ребята, без труда ничему нельзя научиться.

Выберите пословицу, которая подходит к образу Незнайки из этого мультфильма.

Пословицы.

1. Много слов, да мало дела.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. У страха глаза велики.

4. Многого желать - добра не видать.


Д. Подходят пословицы №1 и №2, так как Незнайка много говорит, а сам ничего не научился делать.

( Заслушать варианты ответов детей.)

У. Были ли вы внимательны при чтении сказок Носова?

Д. Да.

У. Отгадайте, кем были эти персонажи в сказке:

Пилюлькин учёный

Тюбик поэт

Винтик врач

Цветик музыкант

Гусля механик

Знайка художник

У. Молодцы. Все были внимательны и правильно назвали увлечения и занятия героев сказки. А сейчас все дружно встаньте, будем вместе отдыхать.

Физминутка.

Все ребята дружно встали,

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

И друг к другу повернулись.

Как пружинки все присели,

А теперь на стулья сели.

У. Ребята, какой рассказ Носова вам понравился больше всего?

Д. «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Затейники».

У. Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Как называется этот рассказ?

(рассмотреть иллюстрацию к рассказу «Огурцы».)

Д. Рассказ называется «Огурцы»

У. Кто главные герои рассказа?

Д. Герои рассказа Котька и Павлик.

У. Какой проступок совершили мальчики?

Д. Они украли огурцы на поле.

У. Как вы относитесь к Павлику?

Д. Павлик отдал свои огурцы Котьке и ушёл домой, про друга не подумал.

У. Легко ли было Котьке идти на поле одному и нести огурцы?

Д. Котька боялся темноты, ему было страшно, но больше всего он боялся

сторожа на поле.

У. Почему Котька с поля бежал радостный?

Д. Он отдал огурцы сторожу, попросил прощения, его простили, поэтому он

бежал радостный домой.

У. О чём этот рассказ? Какова основная мысль рассказа?

Д. В рассказе говорится о том, что нельзя брать чужое, нельзя обманывать.

У. Как вы думаете, Павлик был хорошим другом?

Д. Я думаю, что Павлик был ненастоящим другом, потому что оставил Котьку в

беде.

У. Сейчас просмотрите отрывок из мультфильма. Он называется «Фунтик и огурцы».

Н.Н.Носов является сценаристом этого мультфильма.

(Просмотр мультфильма Фунтик и огурцы)

У. Кто является главным героем мультфильма?

Д. Главный герой мальчик по имени Фунтик.

У. Какой проступок совершил Фунтик?

Д. Фунтик украл огурцы с поля.

У. Что изменил Носов в мультфильме?

Д. Фунтик съел два огурца. И ругала Фунтика бабушка.

У. А вам нравятся рассказы Н.Н.Носова?

Д. Да, нравятся. Они учат ребят дружить.


IV. Опрос домашнего задания.

У. Какое домашнее задание вы должны были выполнить?

Д. Дома нужно было инсценировать отрывок из рассказа «Фантазёры»

У. Есть желающие отвечать? Пожалуйста. Послушайте ребят и подумайте:

чему учит этот рассказ.

(Приложение №2 Инсценировка отрывка из рассказа «Фантазёры».)

Автор: Сидели Мишутка и Стасик на скамейке да разговаривали. Только они

непросто разговаривали, а рассказывали друг другу небылицы.

Мишутка: А я раз на Луну летал.

Стасик: Эва, куда махнул!

Мишка: Не веришь? Честное слово!

Стасик: На чём же ты летал?

Мишка: На ракете. На чём ещё на Луну летают?

Будто сам не знаешь!

Стасик: Что же ты на Луне видел?

Мишутка: Ну, что… Ну, что я там видел?

Ничего не видел!

Стасик: Ха-ха-ха! А говорит, на Луну летал!

Мишутка: Конечно, летал!

Стасик: Почему же ничего не видел?

Мишка: А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне.

Сел на ракету и как полечу…У-У-У! А потом обратно как полечу….! Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся.

Стасик: А-а. Так бы и сразу говорил. Я ведь не знал, что ты во сне…

Автор: Разговор мальчиков услышал Игорь.

Игорь: Вот врут-то! И вам не стыдно!

Стасик: А чего стыдно? Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Игорь: Сказки! Нашли занятие…

У. Какова основная мысль рассказа?

Д. Нельзя обманывать людей.

У. Мишутка и Стасик обманывали кого-то?

Д. Мальчики просто придумывали смешные истории и никого не обманывали.

У. А кто в этом рассказе обманул ради своей выгоды?

Д. Обманул Игорь маму.

У. Кто из героев рассказа фантазёр? А кто лгун?

Д. Мишутка и Стасик - фантазёры. Лгун-Мишка.

У. Как вы понимаете слово фантазёр?

Д. Фантазёр-это человек, который не обманывает никого.

У. У вас на парте лежит тест. Дайте правильный ответ.

У. Почему вы так думаете?

Д.: Фантазёр не обманывает, а придумывает смешные истории.

У: Какой вывод вы можете сделать?

Д.: Нужно всегда говорить правду.

У.: Я думаю, что вы не будете обманывать друзей, а будете придумывать смешные истории. Вы прочитали много рассказов Н.Н.Носова, а сейчас я предлагаю вам викторину по произведениям Н.Н.Носова

(Приложение №3 Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова)



Литературная викторина.

1. Из какого рассказа можно узнать рецепт приготовления каши? (Мишкина каша)

2. Как называют ребят, которые выдумывают всякие забавные истории? («Фантазёры»)

3. Кто является главным героем рассказа «Огурцы»? (Котька)

4. Какую черту характера высмеивает Носов в рассказ «Живая шляпа»? (страх)

5. Как зовут механиков в сказке «Незнайка в солнечном городе»? ( Шпунтик и Винтик)

6. Кто и кому говорит такие слова: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет

сын вор» (Мама говорит Котьке в рассказе «Огурцы»)

7. На что поменял карасика Виталик? (На свисток)

8. Кем хотел быть Незнайка? (художником, механиком, доктором)

9. Какое имя мальчика часто встречается в рассказах Носова? (Котька)

У. Все были внимательны, правильно назвали произведения.

К этому уроку вы нарисовали к понравившимся вам рассказам иллюстрации.

Как называется твой любимый рассказ?

Д. Я нарисовал картину к рассказу «Мишкина каша», потому что этот рассказ больше

всего понравился. Он очень смешной.

(рассказывают 3-4 ученика)

( Приложение №4 Рисунки учащихся к произведениям Носова)


(Приложение №5 Иллюстрации к произведениям Носова)


V. Итог урока

У. За что рассказы и сказки Носова нравятся людям?

Д. Рассказы смешные, поучительные, заставляют думать о своём поведении.

У. Носов правдиво показывал жизнь детей. Они все разные, но каждого писатель показывает, как хорошего знакомого. Рассказы Носова актуальны были раньше, актуальны и сейчас.

У. Как вы думаете, кто работал на уроке отлично? Хорошо?

Д. Я думаю, что…

У. Вы все старались. Молодцы.


VI. Домашнее задание.

У. Дома прочитать рассказ Носова «Федькина задача».

Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.


Приложение 4 Рисунки учащихся.rar
Войдите для скачивания файлов
Урок внеклассного чтения Н.Н.Носов.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru