В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Как добыть чистую соль"

Олеся Терещенко Олеся Терещенко
Тип материала: Урок
просмотров: 1187
Краткое описание
Данный урок расчитан на курс естествознания по программе Эльконина - Давыдова
Цель: 1. Обеспечить освоение важных практических приемов в обращении с веществами
           (поваренная соль) на простом и доступном экспериментальном и описательном
             материале.
2. выявить особенности архаичных способов производства и использование поваренной соли.

Описание

Пожаловаться 31 января 2012
Файлы
риборы Глаубера.jpg
Войдите для скачивания файлов
как добыть чистую соль.doc
HTML Войдите для скачивания файлов



Урок по естествознанию

По программе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова


«Как добыть чистую соль?»












Разработчик:

Терещенко О.Б., учитель химии

высшей категории

АННОО «УВК «Лучик» г. Москва






Тема : Секреты ремесла.

Как добыть чистую соль?


Цель: 1. Обеспечить освоение важных практических приемов в обращении с веществами

(поваренная соль) на простом и доступном экспериментальном и описательном

материале.

2. выявить особенности архаичных способов производства и использование поваренной соли.


Задачи: 1. Составить план I этапа очистки загрязненной соли.

2. Смоделировать и опробовать описанную в тексте технологию растворения в твердом виде поваренной соли.

3. начать освоение средств теоретического анализа, как возможности собственного мышления в отношении естественно-научных объектов.

4. Создать условия для будущего разворачивания собственной учебно-исследовательской деятельности в курсах химии и молекулярной физике.



Ход урока


I. Организация класса на работу.

Добрый день. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомится с таким простым веществом, используемым вами каждый день как соль.

Как вы уже определили – у нас сегодня необычный урок – урок химии и географии одновременно.

Цель данного урока – познакомить вас с принципами добычи соли.Сегодня вы будете работать в группах, микрогруппах и индивидуально.


II. Чтение и обсуждение текста «как добыть чистую соль?»


Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали где применяется поваренная соль. А сегодня мы поговорим как же добывают поваренную соль. Для этого прочитайте текст у вас на столе «Как добыть чистую соль?»


Вслух читают текст

Под землей встречаются пласты "каменной" соли многометровой толщины. В соляных шахтах и рудниках куски соли отбиваются от пластов и вывозятся на поверхность. Однако основным источником соли с древних времен были расположенные на поверхности соленые озера и выходы подземных соляных источников. На берегах соленых озер соль образует сплошную корку, и ее достаточно просто "собирать" в летнее время.

Значительно более чистой будет "выварочная" соль, образующаяся при кипячении рассола в котлах на специально оборудованных около соляных источников "солеварнях". Как существенное новшество, в северных странах, в том числе в России, в ХVI столетии вошел в обиход способ обогащения рассола перед "вывариванием" при помощи градирен, устроенных так, чтобы раствор соли стекал по пучкам соломы, или, позже, по вязанкам тернового хвороста. На ветру сгущение рассола ускоряется и значительно более крепкий рассол упаривается в котлах на огне.

Со времен древнеримских завоевателей в Британии соль из подземных источников добывали, наливая воду из них в свинцовые противни, вмещавшие несколько ведер рассола. Постепенно образующуюся в них сырую соль помещали в специально сплетенные ивовые корзинки, имеющие форму конусов.

Остатки рассола стекали вниз между прутьями, оставляя в корзинке чистую соль. Современный способ добывания соли в Чешире отличается от этого только размерами применяющихся железных противней, вмещающих по несколько тысяч литров.

В Древнем Китае (до и в начале нашей эры) бурили скважины, в которых использовали длинные бамбуковые трубы, доходящие до подземных солевых источников. Обычно выход солевых источников сопровождался также и выходом подземного газа, который поджигали и использовали тут же для вываривания соли.



Учитель: Есть ли у вас вопросы к тексту?


Возможно непонятное слово градирня (учитель объясняет термин)

Учитель _____________прочитай задание к тексту

Ученик читает задание: Прочтите тексты, описывающие разные способы добычи соли. Зарисуйте в тетради эти способы с помощью схемы:



Характеристика процесса



Источники соли (сырье)


Получаемый продукт








Какой способ добычи соли кажется вам наиболее простым?

Задание выполняется в группах, результаты 4 групп вывешиваются на доске. Опрос. Вывод учащихся к общей схеме добычи соли.


дробление

  • пласт каменной соли -----> порошок соли

испарение воды

вода соленого озера-------> кристаллы соли на берегу

кипячение

  • рассол ------> выварочная соль

испарение, фильтрование

  • соленая вода источника ------> чистая соль в корзине

испарение воды

  • морская вода -------> кристаллы соли в противнях


раздача учащимся общей схемы добычи соли.

А вот как выглядит соль если мы наденем волшебные очки и увидим частички из которых состоит соль.

Показ различных кристаллов соли: поваренной, глауберова, селитра, сода, квасцы,


III Химия. Получение поваренной соли.


Учитель: Сегодня на уроке вы узнали о способах добычи соли. И сейчас, мы переходим к следующему этапу урока практическому: Получение поваренной соли из рассола.


Я растворила соль в воде, но к сожалению перепутала пробирки и не знаю в какой из них находится вода, а в какой рассол. Конечно если бы у нас были волшебные очки, мы могли заглянуть в раствор и увидеть кристаллы, но их к сожалению нет. На уроках химии мы с вами учились осуществлять превращения. Ваша задача. Без пробования на вкус (ведь в кабинете химии нельзя ничего пробовать) с помощью химического оборудования – определить в какой пробирке находится соль, но в начале давайте с вами вспомним ТБ.


Учащиеся по группам проделывают лабораторную


Учитель: как вы думаете к какому явлению (физическому или химическому) относится процесс добычи соли?. Почему?


Задание на дом


Постройте молекулярную картинку лабораторного опыта.


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru