В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

"Как добыть чистую соль"

"Как добыть чистую соль"

Олеся Терещенко
Тип материала: Урок
просмотров: 2588
Краткое описание
Данный урок расчитан на курс естествознания по программе Эльконина - Давыдова
Цель: 1. Обеспечить освоение важных практических приемов в обращении с веществами
           (поваренная соль) на простом и доступном экспериментальном и описательном
             материале.
2. выявить особенности архаичных способов производства и использование поваренной соли.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
риборы Глаубера.jpg Скачать
как добыть чистую соль.doc Скачать



Урок по естествознанию

По программе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова


«Как добыть чистую соль?»












Разработчик:

Терещенко О.Б., учитель химии

высшей категории

АННОО «УВК «Лучик» г. Москва






Тема : Секреты ремесла.

Как добыть чистую соль?


Цель: 1. Обеспечить освоение важных практических приемов в обращении с веществами

(поваренная соль) на простом и доступном экспериментальном и описательном

материале.

2. выявить особенности архаичных способов производства и использование поваренной соли.


Задачи: 1. Составить план I этапа очистки загрязненной соли.

2. Смоделировать и опробовать описанную в тексте технологию растворения в твердом виде поваренной соли.

3. начать освоение средств теоретического анализа, как возможности собственного мышления в отношении естественно-научных объектов.

4. Создать условия для будущего разворачивания собственной учебно-исследовательской деятельности в курсах химии и молекулярной физике.



Ход урока


I. Организация класса на работу.

Добрый день. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомится с таким простым веществом, используемым вами каждый день как соль.

Как вы уже определили – у нас сегодня необычный урок – урок химии и географии одновременно.

Цель данного урока – познакомить вас с принципами добычи соли.Сегодня вы будете работать в группах, микрогруппах и индивидуально.


II. Чтение и обсуждение текста «как добыть чистую соль?»


Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали где применяется поваренная соль. А сегодня мы поговорим как же добывают поваренную соль. Для этого прочитайте текст у вас на столе «Как добыть чистую соль?»


Вслух читают текст

Под землей встречаются пласты "каменной" соли многометровой толщины. В соляных шахтах и рудниках куски соли отбиваются от пластов и вывозятся на поверхность. Однако основным источником соли с древних времен были расположенные на поверхности соленые озера и выходы подземных соляных источников. На берегах соленых озер соль образует сплошную корку, и ее достаточно просто "собирать" в летнее время.

Значительно более чистой будет "выварочная" соль, образующаяся при кипячении рассола в котлах на специально оборудованных около соляных источников "солеварнях". Как существенное новшество, в северных странах, в том числе в России, в ХVI столетии вошел в обиход способ обогащения рассола перед "вывариванием" при помощи градирен, устроенных так, чтобы раствор соли стекал по пучкам соломы, или, позже, по вязанкам тернового хвороста. На ветру сгущение рассола ускоряется и значительно более крепкий рассол упаривается в котлах на огне.

Со времен древнеримских завоевателей в Британии соль из подземных источников добывали, наливая воду из них в свинцовые противни, вмещавшие несколько ведер рассола. Постепенно образующуюся в них сырую соль помещали в специально сплетенные ивовые корзинки, имеющие форму конусов.

Остатки рассола стекали вниз между прутьями, оставляя в корзинке чистую соль. Современный способ добывания соли в Чешире отличается от этого только размерами применяющихся железных противней, вмещающих по несколько тысяч литров.

В Древнем Китае (до и в начале нашей эры) бурили скважины, в которых использовали длинные бамбуковые трубы, доходящие до подземных солевых источников. Обычно выход солевых источников сопровождался также и выходом подземного газа, который поджигали и использовали тут же для вываривания соли.



Учитель: Есть ли у вас вопросы к тексту?


Возможно непонятное слово градирня (учитель объясняет термин)

Учитель _____________прочитай задание к тексту

Ученик читает задание: Прочтите тексты, описывающие разные способы добычи соли. Зарисуйте в тетради эти способы с помощью схемы:



Характеристика процесса



Источники соли (сырье)


Получаемый продукт








Какой способ добычи соли кажется вам наиболее простым?

Задание выполняется в группах, результаты 4 групп вывешиваются на доске. Опрос. Вывод учащихся к общей схеме добычи соли.


дробление

  • пласт каменной соли -----> порошок соли

испарение воды

вода соленого озера-------> кристаллы соли на берегу

кипячение

  • рассол ------> выварочная соль

испарение, фильтрование

  • соленая вода источника ------> чистая соль в корзине

испарение воды

  • морская вода -------> кристаллы соли в противнях


раздача учащимся общей схемы добычи соли.

А вот как выглядит соль если мы наденем волшебные очки и увидим частички из которых состоит соль.

Показ различных кристаллов соли: поваренной, глауберова, селитра, сода, квасцы,


III Химия. Получение поваренной соли.


Учитель: Сегодня на уроке вы узнали о способах добычи соли. И сейчас, мы переходим к следующему этапу урока практическому: Получение поваренной соли из рассола.


Я растворила соль в воде, но к сожалению перепутала пробирки и не знаю в какой из них находится вода, а в какой рассол. Конечно если бы у нас были волшебные очки, мы могли заглянуть в раствор и увидеть кристаллы, но их к сожалению нет. На уроках химии мы с вами учились осуществлять превращения. Ваша задача. Без пробования на вкус (ведь в кабинете химии нельзя ничего пробовать) с помощью химического оборудования – определить в какой пробирке находится соль, но в начале давайте с вами вспомним ТБ.


Учащиеся по группам проделывают лабораторную


Учитель: как вы думаете к какому явлению (физическому или химическому) относится процесс добычи соли?. Почему?


Задание на дом


Постройте молекулярную картинку лабораторного опыта.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос