В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Классный час "Россия - Родина моя"

Олеся Терещенко Олеся Терещенко
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 7207    комментариев: 3
Краткое описание
Классный час «Россия – родина моя» ориентирован  на младший и средний  школьный возраст (10-14 лет).  Может быть проведен  в рамках празднования Дня народного единства. Цель мероприятия: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.  

Описание
Автор: Терещенко Олеся Борисовна
г. Москва, АННОО «УВК «Лучик»»
заместитель директора по воспитательной работе, учитель химии
 
 Классный час «Россия – Родина моя», ко Дню народного единства
  
 Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.  
  
Предлагаемая разработка ориентирована на младший и средний  школьный возраст (10-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы (виды России, изображение Андреевского флага, флага вооруженных сил России,  портрет президента В.В. Путина. и др.),  Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями. Требуется компьютер или магнитофон для прослушивания гимна и др. музыки. 
Учащихся рассаживают в группы по 4- 5 человек
  
  
 Ход
 Ученики читают стихи (во время чтения демонстрируются слайды(приложение 1 слайды 2-20))
  
 1 ученик.
Россия – Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
  
 2 ученик. 
Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!
  
 3 ученик
Россия – родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.
  
 Педагог: Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения – равноправных субъектов Российской федерации. Россия многонациональная страна. Сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. скажите мне, а что для вас является символом?(Учащиеся перечисляют: гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)
Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.
Какая беседа без хлеба и соли?
  
  
  
 Ученик:
Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни. (Участники выносят каравай “хлеб – соль”, под народную песню) 
  
 Педагог: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются)
 Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны. 
 Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства. 
(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание) 
 Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации (слайд 21), давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено. 
(учащиеся высказывают свои предположения) 
 Педагог: Давайте проверим, верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом. 
  
У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России (слайд 22 фотография президента) всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. 
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации (слайд 23)- он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного. 
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает. 
 Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.
 Снежинки так прекрасны и легки, 
 Как совершенны у ромашки лепестки, 
 Как на доске строка написанная мелом, 
 Мы говорим сейчас о цвете … (белом) 
  
  
 Спокойны и чисты рек русских воды 
 Прозрачны и светлы как вечер зимний 
 И благородны и просторны неба своды 
 Художник их раскрасил в … (синий) 
  
 Россия много войн пережила 
 И наши деды умирали не напрасно 
 И верность Родине их к славе привела 
 Под Знаменем Победы ярко… (красным) 
  
 Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага. 
 (выступления учащихся с предположениями)
  
 Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота. 
  
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. (Слайд 24демонстрируется на мультимедиа) Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота.(слайд  25 мультимедиа) Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг. 
  
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. 
Кто из вас знает, что такое государственный гимн? 
 (учащиеся высказывают свое мнение) 
 Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. 
Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? 
 (следуют ответы учащихся) 
 Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России 
 Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее.  Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим 
И только в единстве сила России.
Звучит песня «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» (на песню идут слайды (с 26 по 73))
  
 Список литературы:
М.А. Тыртышная «50 идей для классного руководителя», Ростов-на Дону, из-во «Феникс» 2007 год
Э.Н.Большакова « Сценарии школьных праздников», СПб, «Паритет» 2000г
Сайт «Википедия»

Ссылка на материал: перейти
Пожаловаться 31 января 2012
Файлы
сценарий.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Автор: Терещенко Олеся Борисовна

г. Москва, АННОО «УВК «Лучик»»

заместитель директора по воспитательной работе, учитель химии

Классный час «Россия – Родина моя», ко Дню народного единства


Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.


Предлагаемая разработка ориентирована на младший и средний школьный возраст (10-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы (виды России, изображение Андреевского флага, флага вооруженных сил России, портрет президента В.В. Путина. и др.), Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями. Требуется компьютер или магнитофон для прослушивания гимна и др. музыки.

Учащихся рассаживают в группы по 4- 5 человек



Ход

Ученики читают стихи (во время чтения демонстрируются слайды(приложение 1 слайды 2-20))


1 ученик.

Россия – Родина моя,

Прекрасна ты и многолика.

Твои поля, леса, луга

И на речной равнине блики

Я восхваляю!


2 ученик.

Знай же, люд!

Хакас, татарин и якут,

Бурят, тувинец здесь живут!


3 ученик

Россия – родина моя

Детьми своими ты богата.

Традиции, обряды предков

Узнают все из нас когда-то.


Педагог: Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения – равноправных субъектов Российской федерации. Россия многонациональная страна. Сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. скажите мне, а что для вас является символом?

(Учащиеся перечисляютгимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)

Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

Какая беседа без хлеба и соли?




Ученик:
Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни. (Участники выносят каравай “хлеб – соль”, под народную песню)


Педагог: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации (слайд 21), давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим, верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.


У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России (слайд 22 фотография президента) всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации (слайд 23)- он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)



Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)


Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)


Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.


Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. (Слайд 24демонстрируется на мультимедиа) Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота.(слайд 25 мультимедиа) Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.


Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордится должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Звучит песня «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» (на песню идут слайды (с 26 по 73))


Список литературы:

М.А. Тыртышная «50 идей для классного руководителя», Ростов-на Дону, из-во «Феникс» 2007 год

Э.Н.Большакова « Сценарии школьных праздников», СПб, «Паритет» 2000г

Сайт «Википедия»

www.uchmet.ru/library/material/138879/

tereshchenko.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Ивлева Юлия
    5 февраля 201218:52
    Ивлева Юлия

    Уважаемая Олеся, пожалуйста немного доработайте материал, согласно требованиям библиотеки Портала!
    Пожалуйста побыстрее откорректируйте и снова перезагрузите работу. Материал актуален и имеет практическую значимость! С ув. модератор Юлия Анатольевна. Надеюсь на сотрудничество.:)

  • Олеся Терещенко
    7 февраля 201212:05
    Олеся Терещенко

    Уважаемая Юлия! материал изменила.

  • Ивлева Юлия
    7 февраля 201216:59
    Ивлева Юлия

    Спасибо за оперативность! :)

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru