В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Родительское собрание "Методы воспитания в современной семье" (8 класс)

Родительское собрание "Методы воспитания в современной семье" (8 класс)

Юлия Горбунова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 12103 комментариев: 1
Краткое описание
Родительское собрание 8 класс. Цель: способствовать сближению родителей и детей, показать родителям важность и значимость семейного воспитания.
Описание
Методы воспитания в современной семье
Родительское собрание 8 класс
Задачи: 
1. Познакомить родителей со спецификой и структурой современной семьи, методами семейного воспитания. 
2. Показать родителям важность и значимость семейного воспитания.
3. Способствовать сближению родителей и детей.
Подготовка к собранию: предварительное анкетирование учащихся по теме «Моя семья», подготовка теста для родителей «Какой ты родитель?» (каждому на отдельном листке).
Ход собрания.
1. Выступление учителя.
Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на родительском собрании мы поговорим о семье, о том, как ваши дети видят свою семью, остановимся на специфике воспитания в семье. 
Семья – это малая устойчивая группа, считают психологи. И, как бывает со всеми устойчивыми группами, в каждой семье складывается свой эмоционально – психологический климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития отдельных членов семьи. 
Так благоприятны для формирования личности ребёнка, семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность её членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание. В семье господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и разнообразный досуг. Материальное положение удовлетворительное или хорошее.
Семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это неполные семьи, семьи с одним ребёнком. В таких семьях ребёнку уделяется чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит сверхопека и вседозволенность. 
Благоприятно – неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное воздействие на ребёнка, однако в семье нет полного взаимопонимания между членами семьи, возможны частые конфликты. У родителей не высокий уровень знаний культуры, материальное положение высокое.
Неблагоприятны для формирования личности, семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, пьянство, аморальный образ жизни, что и делает развитие детей ущербным. Родители в таких семьях ходят в школу, охотно выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей воспитательными средствами, что приводит к авторитарному типу общения, взаимному не пониманию. Отсюда не умение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместный досуг, из – за отсутствия культурных запасов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Материальное положение высокое или очень низкое.
Нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены сами себе. Родители играют роль снабженца, их главная задача накормить, одеть. В эту группу входят матери- одиночки, разведённые женщины, вдовы, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием детей.
Ситуация в семье всегда усложняется, когда ребёнок вступает в переходный возраст, в этот период важно общение ребёнка с семьёй. Дети склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе и родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребёнка требуется критично, относится к себе и своим поступкам. При общении использовать такие методы воздействия как убеждения, разъяснения, разумные требования, внушения. На методах воспитания мы остановимся позднее, а сейчас я хотела бы проанализировать анкеты детей на тему «Я в семье»
2. Анализ анкет.
В 8 классах было проведено анкетирование, мы получили следующие результаты.
1. Когда ты не слушаешься родителей они чаще всего:
1. Кричат на тебя – 27 %
2. Пытаются уговорить, убедить – 38,8 %
3. Могут ударить – 0,8 %
4. Пытаются объяснить – 50 %
5. Обижаются и ждут твоей реакции – 21,2 %
2. Часто ли в стрессовом состоянии, родители могут проявить агрессию на тебя:
1. Да, часто – 0,6%
2. Иногда – 35%
3. Никогда – 39, 8%
3. Как часто у родителей появляется желание похвалить, обнять, поцеловать тебя:
1. Часто – 50%
2. Редко – 40%
3. Никогда – 10%
4.Часто ли тебя наказывают:
1. Часто – 2,7%
2. Редко – 23,5%
3. Никогда – 0,36%
5.Опиши ситуацию праздника в семье:
74 % — праздничный стол, веселье
0,8 % — стараемся не ругаться
12% — приходят гости, пьют, танцуют
13% — не ответили на вопрос.
По результатам анкет можно сделать вывод, что понимание к проблемам ребёнка царит не во всех семьях. Родителям удобнее накричать, наказать, заставить, чем поговорить, убедить, объяснить. На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним.
3.Методы семейного воспитания.
Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.
Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.
Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.
Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым ("сделай”, "сходи”, "убери”) и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать. 
Родителям нужно помнить, что требование – распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно: 
1.В семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;
2.Распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;
3.Распоряжение должно отдаваться доброжелательно; 
4.Нельзя проявлять педантизм, нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: "хорошо, не можешь сегодня – сделай завтра”.
Убеждение – главный, но не универсальный метод. Здесь велика роль наглядности. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребенок возбужден, лучше отсрочить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца. Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребенку, а свои выводы — аргументировать. Такие разговоры должны стать минутами духовного общения в семье. Взгляды, суждения детей могут быть ошибочны, переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными актами, жизненными примерами, а, не просто навязывая свое мнение. Внушение оказывается действенным, если дети вообще легко внушаемы, а также, если находятся в состоянии растерянности, психологической депрессии. 
Когда у ребенка неприятности – не нужно его ругать. Лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знания, опыт, благородство, честность, доверяет им.
В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.
В методах формирования нравственного поведения главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, упражнения в хороших делах. Можно применить метод естественных последствий: "Насорил — убери”, "Поломал – почини”.
Игра, режим дня – также важнейшие методы воспитания в семье. А также следует помнить о методе переключения внимания ребенка, позволяющего избегать ненужного нервирования детей, подавления их "я”, обеспечивая при этом послушание и развитие самостоятельности. 
При использовании метода стимулирования поведения многие родители подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда – то воспитывали. "Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком”, — говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои. "Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно”. Наказание выполняет роль возмездия. Такие дети потом сами начинают унижать других, в них развивается жестокость, агрессивность. 
Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая затем или разжимается и бьет, или ломается. У ребенка утрачиваются очень ценные качества – вера в себя, самостоятельность и многое другое. Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.
Используя метод поощрения, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца. Лучшее поощрение – похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.
Уважение к личности ребёнка делает Вас действительно нужным своему ребёнку. Быть нужным это разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали. Сделайте так, что ответы на свои вопросы ребёнок искал у Вас.
4. Проведение теста для родителей
Тест "Какой ты родитель?”
Сколько раз тебе повторять! 2
Посоветуй мне, пожалуйста! 1
Не знаю, что бы я без тебя делала! 1
И в кого это ты только уродился? 2
Какие мы замечательные друзья! 1
Ну на кого же ты похож? 2
Вот я в твое время 2
Ты моя опора и помощник! 1
Ну что за друзья у тебя? 2
О чем ты только думаешь? 2
Ах, какая ты у меня умница! 1
А как ты считаешь, сынок? 1
У всех дети, как дети, а ты… 2
Какой ты у меня сообразительный! 1
Родители выполнили тест. Подсчитали набранное количество баллов. После этого дается ключ теста.
Результаты теста
7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
9 -10 баллов – вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11 -12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.
13 -14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
5. Итог собрания
В заключении нашей встречи хотелось бы подарить Вам памятки для родителей, надеюсь это будет ваш маленький кодекс в воспитании детей:
1.Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне без ярлыков.
2.Завтра, когда ваш ребёнок проснется, скажите ему «Доброе утро» и не ждите ответа. Начинайте день добро, а не с замечаний и ссор.
3.Когда Вы браните ребёнка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», ваш ребёнок всегда хорош, он лишь сегодня сделал что то не так – об этом ему и скажите.
4.Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
5.Когда ребёнок выходит, из дома, обязательно проводите, а когда возвращается, домой, встретьте его – он должен знать, что Вы рады его приходу.
6.Следует помнить, что пока развивается тело ребёнка – болит и ждёт помощи его душа.
Спасибо за внимание, до новых встреч.
Список используемой литературы
1. Н.А.Максименко. Дарите детям любовь.- Волгоград: Учитель,2006.
2. Е.О. Еременко Е.К.Лобачева Родительские собрания.-М.: Экзамен,2009.
3. Формирование семейных ценностей: игры итренинги для учащихся и родителей \ сост. Г.Г. Моргулец.- Волгоград: Учитель,2011. – 183.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Татьяна Подюкова
31.01.2012 14:53
Уважаемый автор. Ваш материал по техническим причинам просмотру не поддается. Просьба в режиме редактирования внести изменения.  Интересующую информацию можно найти в разделе «Справка» –  либо прикрепить материал в формате Word. В случае, если этого не произойдет до 5 февраля 2012 года, данная работа будет удалена из библиотеки портала.

С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос