В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Статья.Эффективные формы и методы работы при подготовке учащихся к ЕГЭ

Наталья Рахманова Наталья Рахманова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 1417    комментариев: 2
Краткое описание
Материал статьи представляет собой описание  собственного опыта. В ней говорится об эффективных формах и методах работы при подготовке учеников 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку.  
Пожаловаться 25 января 2012
Файлы
Открытый педагогический фестиваль.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Эффективные формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ


Педагогическая идея, лежащая в основе моего опыта, основывается на понимании того, что будущее учащихся зависит не столько от суммы накопленных знаний в школе, сколько от сформированности способов мышления, практической деятельности, что, в частности, и выявляет ЕГЭ как раз на пороге самостоятельной жизни.

Реализацию идеи вижу в том, чтобы отобрать эффективные формы и методы обучения при подготовке к ЕГЭ.

Первое, что я сделала: определила методический путь, по которому пойдем с детьми с 5 класса. Путь – традиционный: от простого к сложному, но с поправкой на ЕГЭ.

Например, на этапе изучения новой темы отказалась от подачи готовых правил, отдав предпочтение методам наблюдения, анализу, исследования.

На этапе первичного закрепления сделала упор на алгоритмизацию.

На этапе актуализации новых знаний практическое применение вывожу на уровень классификации и сопоставления с привлечением ранее изученного материала, включаю интеграцию.

Отдельно выделила этап практического применения полученных знаний на творческом уровне с целью подготовки к заданию «С».

Внимательно изучив КИМы, поняла, что у детей надо формировать логическое и образное мышления, надо учить их классифицировать, сопоставлять, систематизировать, интерпретировать, делать выводы.

Расскажу, как делаю это в 10-11 классах.

Повторение организую блочной подачей материала в виде схем, таблиц с использованием ЦОР.

Например, при повторении темы «Лексика», работая с теорией учебника, в ходе урока была составлена таблица (учебник Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М. «Просвещение» 2007 г.)

Далее, работая с опорной таблицей, предлагаю детям дифференцированные задания:

- употребить в речи слова разных групп

- определить вид переносного значения в предложенных выражениях (метафора, метонимия, синекдоха)

- составить рассказ на лингвистическую тему «Лексика с точки зрения происхождения».

Статистические данные показали, что 62% экзаменуемых не различают слова-паронимы, не видят в тексте фразеологизмы, затрудняются при определении лексического значения слова, не могут определить средства художественной выразительности, синтаксические фигуры. Поэтому перед учителем стоит проблема организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка.

С этой целью использую эффективную игровую форму работы «Лексическое лото». Эту игру разработала и применяю уже лет 20. Начинаю с 5 класса. Но сейчас обогатила содержание игры с учетом ЕГЭ. Добавила лексику, связанную с фразеологией, внесла литературоведческие и лингвистические термины, слова-паронимы. (А2, 11, 30, В8).

Суть игры заключается в том, что дети должны закрыть соответствующими карточками все 4 сектора. Такой вид деятельности помогает детям усваивать понятия в игровой форме.

Однако освоение лексики и других знаний русского языка может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста.

Поэтому при подготовке к ЕГЭ текстоцентрический подход считаю наиболее эффективным и систематически его использую.

Текст как опорная единица речи позволяет интегрировать курс русского языка и других наук: литературы, истории, МХК, географии…

Если тщательно готовиться к уроку, то на основе одного небольшого текста можно отработать многие виды заданий всех частей (А, В, С). Тексты беру небольшого размера, но содержательные, демонстрирующие различные языковые явления и богатство синтаксических конструкций.

Например, на одном из уроков я предложила такой текст (предложения пронумерованы, без пунктуации).

(1) Сейчас у меня нет и в помине той радостной тяги в город которая была в юности. (2) Наоборот я все чаще и чаще чувствую что мне не хватает дедушкиного дома. (3) Но дедушкиного дома уже нет старые умерли а молодые переехали в город. (4)А когда он был всё не хватало времени бывать там чаще. (5) И вот там никого нет и мне кажется что я ограблен что мой главный корень обрублен.

Я не стану рассказывать подробно, как мы работали с данным текстом. Только назову несколько видов заданий. Например, повторяя орфографию, предложила задание на классификацию: сгруппировать слова по видам орфограмм. По синтаксису и пунктуации предложила выполнить задания определительно-сопоставительного характера: соотнести данные схемы с предложениями текста.

Такой вид работы активизирует большой пласт знаний, умений и навыков. Чтобы выполнить это задание, ученики должны увидеть структуру каждого предложения. Это готовит их к выполнению заданий А8, 9, 19-25, В4, 5, 6.

На основе этого маленького текста также можно готовить и к заданию С.

Я разработала цикл уроков с презентациями «Как успешно выполнить задание «С» .

Над каждым пунктом плана сочинения работаем вначале отдельно.

Покажу на примере первого пункта - «Формулировка проблемы текста».

Сначала провожу словарную работу.

Проблема, нравственность, мораль, экология, философия, гражданственность, эстетика, социальность.

(Идет работа со словарями).

В ходе работы над первым пунктом предлагаю задание на классификацию

Соотнесите

1) проблема смысла жизни 1) нравственная

2) проблема защиты природы 2) философская

3)проблема влияния музыки 3) экологическая

на чувства человека 4) гражданская

4)проблема любви 5) эстетическая

и верности 6) политическая

Дети могут соединить стрелками соотношение или соотнести цифры. Затем даю ключ: 1-2; 2-3; 3-5; 4-1.

Вначале детям очень трудно самим формулировать проблемы. Поэтому надо учить, как это можно делать разными способами. У каждого ученика есть папка « Как успешно выполнить задание «С». В ней собран материал: памятки, клише, образцы сочинений…

Работа над созданием собственного текста обязательно предваряется таким видом работы, как «Отредактируй данное сочинение»

Умение создавать собственный текст-рассуждение на основе данного текста отрабатываем, работая с упражнениями учебника Власенкова, Рыбченковой, используем «Пособие к ЕГЭ - 2010, 2011 Н.А. Сениной; типовые варианты ЕГЭ 2010 ФИПИ; УМК Е.А. Влодавской. Москва 2007 г. и другие).

Для подготовки к ЕГЭ у каждого ученика есть индивидуальная накопительная папка.

К ЕГЭ учащихся готовлю 2 года. Критерий оценки моей деятельности как педагога являются результаты сдачи ЕГЭ моими выпускниками.

А результаты следующие:

- за 3 года не было ни одной «2» (обученность-100%)

- задание «С» писали все ученики и ни один из них не получил 0 баллов. Средний балл за задание «С» - 13 : из них самый низкий-9, высокий -19 из 21 .

- средний балл по школе №7 в 2008-2009г. - 57. Это выше районного на 4, краевого – на 3.

-средний балл по школе в 2009-2010 учебном году составил 65, это выше районного на 8 баллов, краевого – на 6,8.

Перспективы развития опыта вижу в том, чтобы умело, творчески и эффективно совмещать учебные темы, начиная с 5 класса, с материалом, который должен быть отработан при подготовке учащихся к ЕГЭ по типам заданий кодификатора. Также перспективу развития своего опыта вижу еще и в том, чтобы развивать не только детский ум, но и душу, потому что твердо убеждена: «Человек, наполненный духовностью, - мерило всех вещей на земле».


Подготовила учитель высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №7»

с. Каменная Балка Благодарненского района

Ставропольского края

Рахманова Наталья Михайловна


Обсуждение материала
  • Ирина Саглай
    5 февраля 201213:14
    Ирина Саглай

    Спасибо за предоставленный материал, уважаемая Наталья Михайловна! С нетерпением будем ждать Ваши конспекты практических уроков. Система работы, безусловно, заслуживает внимания. Прошу внести необходимые дополнения в оформление Вашей работы:
    - добавьте, пожалуйста, логотип сайта, название документа "Открытый педагогический фестиваль" заставляет думать, что материал готовился для публикации на другой сайт, а сюда попал случайно, внесите ясность в этот вопрос;
    - добавьте список используемой литературы.
    С уважением, модератор Саглай И.В.

  • Сергей Колодин
    7 февраля 201218:36
    Сергей Колодин

    Уважаемая Наталья Михайловна!

    Пожалуйста, оформите свою разработку в соответствии с Требованиями к публикации материалов в библиотеке Портала.

    С уважением, С.А. Колодин.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru