В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Спецкурс по русскому языку "Учимся на "отлично"

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

с. Каменная Балка, Благодарненский район, Ставропольский край





Ribbon2Sharp



ППППП











Автор программы Н.М. Рахманова

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2011 год









Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………… .3

3. Учебно – тематический план………………………………… 5

4. Содержание программы…………………………..………….. 8

5. Список используемой литературы………………………….. 11





































Пояснительная записка


Предложенная программа рассчитана на 68 часов: 1час в неделю в 10-11классах, преподавание в которых ведётся по УМК А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

Система уроков по программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (10-11 классы) не ориентирована на интенсивную подготовку учащихся к ЕГЭ. Данный курс позволяет совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учениками при подготовке к ЕГЭ.

Актуальность курса заключается в том, что в него вошли темы по повторению и подготовке к ЕГЭ, которые вызывают у выпускников наибольшие трудности. Спецкурс имеет практическую направленность, в ходе которой отрабатываются знания и умения по темам кодификатора ЕГЭ. Рассматриваются трудные случаи орфографии, грамматики, словообразования, синтаксиса и пунктуации.

Особое внимание уделяется анализу структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов; обучению сочинению - рассуждению на основе данного текста по типу ЕГЭ, часть С.

В основу курса положен принцип ориентировочной функции знаний, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

Цель курса заключается в совершенствовании практического применения навыков и умений: безошибочно применять то или иное правило, учитывая системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, произношения, конструкции предложения и т.п.). Также целью курса является совершенствование и практическое применение коммуникативных навыков и умений: определять проблему данного текста, авторскую позицию, создавать собственный текст на основе данного текста, используя выразительные средства родного языка, стилистические фигуры, разнообразные грамматические формы и синтаксические конструкции.

Задача курса: воспроизведение учащимися знаний и умений по темам кодификатора ЕГЭ.

Для достижения основных целей и задачи используются эффективные формы работы: исследование, лекция, лекция с элементами беседы, фронтальный опрос, консультация учителя, практическая и самостоятельная работа. Предлагаются различные виды деятельности, которые позволяют реализовать указанные направления в обучении. Это разработка монопроектов, презентаций, выступление на лингвистическую тему, редактирование текста, работа с обобщающими таблицами, схемами, алгоритмами, тестами. Используются различные виды диктантов. Предлагаются задания на сопоставление, исключение, соотношение. Кроме того, используется текстоцентрический подход, который обладает огромными возможностями в обучении: производить орфографический и пунктуационный анализ, анализ синтаксических конструкций и средств выразительности; интерпретировать, рассуждать, обобщать и делать выводы, перерабатывать текстовую информацию, что планомерно готовит учеников к выполнению заданий ЕГЭ.

Планируемый результат.

Учащиеся должны уметь:

- по орфографии: классифицировать орфограммы по типам и видам, обосновывать выбор написания слова;

- по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков, различать омонимичные слова разных частей речи;

- по синтаксису: определять грамматическую основу, конструкцию предложения, определять типы подчинительной связи слов в словосочетаниях, соблюдать синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, соблюдать нормы согласования главных членов предложения;

- по пунктуации: классифицировать пунктуационные знаки по их функциям, обосновывать выбор и место знака препинания;

- по словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов;

- по грамматике: видеть грамматические ошибки различных типов и уметь исправлять их;

- по орфоэпии: произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, находить орфоэпические ошибки и уметь их исправлять;

- по речи и стилистике: строить предложения в соответствии со стилистическими задачами, владеть способами анализа и переработки текстовой информации, различать типы и стили речи по их характерным особенностям, определять средства связи предложений в тексте, определять тропы и стилистические средства выразительности, писать сочинение-рассуждение по данному тексту.













Тематическое планирование спецкурса

«Учимся на «отлично». 10 - 11 классы. 68 часов.



ТЕМА ЗАНЯТИЯ



ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ФОРМА

Культура речи и языковые нормы 8ч.


Орфоэпические нормы



Практика 1ч.

Работа с орфоэпическим словарём, КИМами

Грамматические нормы

Теория1ч., практика 1ч.

Лекция, работа с тестами

Морфологические нормы

Теория 1ч., практика 1ч.

Слово учителя, самостоятельная работа

Речевые нормы


Теория 1ч., практика 2ч.

Работа с текстом, тестирование

Словообразование и орфография 4ч.


Основные способы образования слов в русском языке

Теория 1ч., практика 1ч.

Фронтальный опрос, монопроект, тренировочные упражнения, работа со словарями, самостоятельная работа, консультация учителя

Неморфологический способ образования слов

Практика 1ч.

Работа с КИМами

Трудные случаи правописания

Практика 1ч.

Работа со словарём, составление словарных диктантов.

Синтаксические нормы 4ч.


Нормы построения словосочетаний и предложений.


Теория 1ч., практика 1ч.

Слово учителя. Выступление на лингвистическую тему. Синтаксический разбор предложений, редактирование текста

Типы подчинительной связи в словосочетании.

Теория 1ч., практика 1ч.

Выступление на лингвистическую тему. Самостоятельная работа

Синтаксис и пунктуация 14ч.

Простое осложнённое предложение. Виды осложнения


Теория 1ч.,


Лекция. Коллективная и индивидуальная работа

.

Пунктуация простого осложнённого предложения.

Теория 1ч., практика 2ч.

Рассказ на лингвистическую тему по опорной таблице. Задания на соотношение, анализ предложений. Самостоятельная работа

Трудные случаи пунктуации в простом осложнённом предложении.

Практика 2ч.

Коллективная работа с комментарием, разбор заданий ЕГЭ

Синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого.

Теория 1ч.,

Лекция

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Теория1ч. практика 1ч.

Слово учителя. Комментированное письмо, разбор заданий ЕГЭ

Виды сложных предложений.

Теория 1ч.

Рассказ на лингвистическую тему по опорной таблице

Пунктуация в сложных предложениях.

Практика 2ч

Анализ конструкции предложения, разбор заданий ЕГЭ, самостоятельная работа

Трудные случаи пунктуации в сложном предложении

Практика 2ч.

Коллективный анализ конструкций предложений. Практическая работа

Речь. Типы речи. Функциональные стили речи 20ч.


Типы речи



Теория 1ч., практика 1ч.

Лекция с элементами беседы. Практическая работа по определению типа речи.


Книжные стили речи.

Теория 1ч.

Лекция с элементами беседы

Публицистический стиль речи, его особенности.

Теория 1ч.

Выступление на лингвистическую тему по опорной таблице

Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.

Теория 1ч., практика 1ч.

Самостоятельное повторение тропов, стилистических фигур. Анализ текста, определение тропов.

Проблемный очерк как жанр публицистического стиля, его композиция, характерные особенности.

Теория 1ч., практика 1ч.

Составление текста выступления на основе теоретического материала. Анализ текста.

Эссе как жанр публицистического стиля, его особенности.

Теория 1ч., практика 1ч.

Лекция. Анализ эссе.


Композиция сочинения – размышления.

Теория 1ч.

Лекция с элементами беседы

Обучение сочинению – размышлению по данному тексту.


Теория 1ч., практика 1ч.

Слово учителя. Анализ текста.

Подготовка к сочинению.

Практика 1ч.

Консультация

Сочинение по данному тексту.

Практика 1ч.

Самостоятельная работа

Работа над ошибками сочинения.

Практика 1ч.

Работа над ошибками, консультация учителя.

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля.

Теория 1ч.

Выступление на лингвистическую тему по опорной таблице

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.

Теория 1ч.

Лекция с элементами беседы

Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы.

Практика 2ч.

Лабораторная работа. Комментарий учителя.

Речь 3ч

Текст. Лексико-грамматические связи между предложениями в тексте.

Теория 1ч., практика 1ч.

Фронтальный опрос. Исследование лексико - грамматических связей в тексте

Лингвистический анализ текста.

Практика 1ч.

Практическая работа

Общие сведения о языке 3ч.


Функции языка.


Теория 1ч.

Практика 1ч.

Лекция с элементами беседы. Редактирование текста


Выдающиеся учёные – русисты.


Теория 1ч.

Презентации учеников. Сочинение-миниатюра.

Речь 5ч.

Создание собственного текста на

основе данного текста.



Теория 2ч., практика 3ч.


Слово учителя, составление плана сочинения по типу ЕГЭ. Самостоятельная работа. Консультация учителя


Повторение 7ч.

Воспроизведение знаний и умений по темам кодификатора ЕГЭ


Практика 7 ч.

Самостоятельная работа с КИМами



Содержание программы


Культура речи. Языковые нормы. (8 ч)


Понятие «языковая норма языка», «нормированная речь». Виды норм русского литературного языка, их характеристика. Знакомство с наиболее распространёнными типами грамматических норм. Образование наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. Трудности образования формы родительного падежа от некоторых существительных, правила построения причастного оборота, образование сравнительной и превосходной степени прилагательного. Глагольное и именное управление в русском языке. Словарь как вид справочной литературы. Закрепление умения различать орфоэпические, грамматические, морфологические и речевые ошибки.

Словообразование и орфография. Трудные случаи правописания (4ч)

Основные способы образования слов в русском языке. Связь орфографии с образованием некоторых частей речи: наречие, сложные прилагательные, отыменные и отглагольные прилагательные. Н, НН в прилагательном, наречии, причастии. Неморфологический способ образования слов. Омонимия частей речи. Различение омонимичных слов с целью их правильного написания. Анализ состава слова, морфемный разбор. Трудные случаи правописания: словарные слова, заимствованная лексика, слова - исключения, слова с удвоенной согласной в корне, слова с иноязычными элементами, наречия, производные предлоги.

Синтаксические нормы ()


Нормы построения словосочетаний и предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сложность управления как вида синтаксической связи, обусловленного наличием в русском языке как предложного, так и беспредложного управления.

Определённый минимум слов с трудным управлением, необходимый для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Неполные предложения. Прямой порядок слов в предложении. Обратный порядок слов в предложении как синтаксическое средство выразительности - инверсия.

Стилистические фигуры, связанные с синтаксисом: синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, градация, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, риторическое обращение.


Синтаксис и пунктуация (14ч)

Виды осложнения простого предложения. Разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, повторяющиеся союзы, составные союзы, несколько рядов однородных членов) и знаки препинания в предложениях с ними.

Грамматическая основа предложения. Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого, когда подлежащее выражено сочетанием существительных ряд, большинство, меньшинство, часть, часов, дней, месяцев, лет; числительными два, три, четыре; словами тысяча, миллион, миллиард, много, мало, немного, немало и сложными названиями, состоящими из нескольких слов.

Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения и слов, синтаксически не связанных с предложением. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Обособленные определения и приложения в текстах разных стилей. Синтаксическая синонимия простых предложений с причастными оборотами, с однородными членами и сложноподчинённого предложения. Группы вводных слов и выражений по значению. Синонимия вводных слов. Омонимия. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте и смысловых частей текста.

Виды сложных предложений. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения и знаки препинания в них. Смысловые и стилистические различия сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами. Синонимия сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Односоставное(ые) предложение(я) в составе сложного. Способы передачи чужой речи. Цитирование. Трудные случаи пунктуации сложных предложений.


Речь. Типы речи. Функциональные стили речи. (20ч)

Типы речи, их характерные признаки. Случаи соединения разных типов речи в одном тексте. Рассуждение трёх типов: доказательство, объяснение, размышление.

Книжные стили речи. Публицистический стиль речи, его лексические, морфологические и синтаксические особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля. Проблемный очерк, его особенности, композиция. Жанр публицистического стиля: эссе. Особенности жанра: образная, афористичная речь; многочисленные примеры, ассоциации, аналогии, символы, ярко выраженная авторская позиция, вопросно-ответная форма изложения.

Обучение сочинению по тексту публицистического стиля (проблемный очерк): ключевые слова, проблема, интерпретация текста, комментарий проблемы, позиция автора… Создание собственного текста на основе предложенного текста. Анализ типичных ошибок. Индивидуальная работа над ошибками сочинения.

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы.


Речь (3)


Текст как речевая единица. Лексико-грамматические связи между предложениями в тексте. Лингвистический анализ текстов разных стилей.


Общие сведения о языке (3)


Функции языка. Определение функций языка на примере поэтического текста: функция общения, функция мысли, поэтическая функция. Культурно-исторические обстоятельства и факторы языковой эволюции.

Редактирование текста или отдельных предложений.

Анализ высказываний о языке учёных – лингвистов. Знакомство с деятельностью учёных – лингвистов (Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов и др.).

Сочинение-миниатюра на тему: «Значение речевой культуры в нашей жизни».


Речь (5ч)


Подготовка к созданию собственного текста на основе данного текста (по типу ЕГЭ, задание С). Знакомство с критериями, по которым оценивается работа выпускника. План сочинения. Различные способы формулирования проблемы текста. Классификация проблем. О трудностях определения авторской позиции в текстах философского содержания. Способы определения авторской позиции. Способы оформления позиции автора: своими словами, использование частичного цитирования, словами автора (цитирование). Виды аргументов: логические и психологические.

Коллективная работа с текстами в соответствии с планом сочинения. Самостоятельная работа (сочинение – рассуждение по данному тексту).


Повторение (7ч)


Воспроизведение знаний и умений по темам кодификатора ЕГЭ. Индивидуальная работа с КИМами: выполнение всех частей (А, В, С). Консультация учителя.













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бельчиков Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка - М.,1994

2. Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – Москва, 1987

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Дрофа.-Москва, 2005

4. Влодавская Е.А. УМК Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ. -Экзамен.- Москва,2007

5. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.,1998

Лекатан П.А. Современный русский язык.- Москва, 2002

6. Панов Б.Т., Текучёв. Школьный грамматико-орфографический словарь русскогоязыка.- Москва,1991

7. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва,1984

8. Пучков Л.И. Русский язык. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2011.Разработано сотрудниками ФИПИ. Экзамен.- Москва, 2011

9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - Москва, 1985 10.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация.- Москва, 200

11. Русский язык в таблицах. Издат-Школа. М.,2008 12. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011. Легион.- Ростов-на-Дону, 2010

13. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - Москва,1991







Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров