В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Первый этап профессионального становления молодого специалиста

Стефанишина Н.А., методист высшей квалификационной категории, руководитель «Школы молодого специалиста» МБОУ СОШ № 46 с уиоп.

Первый этап профессионального становления молодых специалистов

в условиях образовательного учреждения (из опыта работы).


Каждый из нас побывал в статусе молодого специалиста и, наверное, с теплотой вспоминает время, когда впервые переступил порог своей первой школы, испытывая желание работать, созидать, творить, стать настоящим учителем. Но каждый из нас имел свой уровень подготовки к работе в школе, у каждого было свое понимание нравственных ценностей, свои жизненные цели, а самое главное – каждого из нас по-разному встретили в школьном коллективе. И от того, какую мы получили поддержку от своих коллег, от администрации школы в первые годы работы, зависела наша дальнейшая профессиональная деятельность. Этот факт имеет огромное значение и в настоящее время: не случайно в программных документах Министерства образования РФ, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в «Стратегии развития образования до 2020 года» говорится, что основным фактором обновления системы образования выступает личность учителя, что в настоящее время необходимо привлекать в школы творческих молодых педагогов, профессиональному развитию которых должно быть уделено особое внимание.

В связи с этим в нашей школе вопросу качественной подготовки молодых специалистов уделяется большое внимание, что подтверждается стабильностью сохранения кадров из числа молодых педагогов:



2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

На начало учебного года

2 чел

2 чел

5 чел

10 чел

8 чел (-1 чел)

Прибыло

-

4 чел

6 чел

2 чел

6 чел

Выбыло

-

1 чел

1 чел

4 чел


На конец учебного года

2 чел

5 чел

10 чел

8 чел



В 2010-2011 учебном году выбыло 4 молодых специалиста - они повысили свой педагогический статус, перейдя в другие образовательные учреждения на более высокие должности. В 2011-2012 учебном году Галицкая О.С., учитель начальных классов, закончила свое профессиональное становление в разряде «молодого специалиста» и успешно перешла в разряд «Учителя».


Работа с молодыми специалистами проводится по следующим направлениям:

  1. Занятия в «Школе молодого специалиста».

  2. Организация наставничества.

  3. Непрерывная система сопровождения молодого специалиста.

  4. Непрерывное профессиональное образование молодого специалиста.

  5. Диагностика педагогической деятельности молодого специалиста.

    • 1. «Школа молодого специалиста» (ШМС)

в нашей школе работает с 2007-2008 учебного года. Главная задача ШМС - формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном профессиональном образовании, способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

С 2007 по 2011 годы в образовательном учреждении проходили своё профессиональное становление 14 молодых специалистов.

В 2011-2012 учебном году этапы профессионального становления начали проходить еще 6 молодых учителей:


ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА


п/п

Ф.И.О.

молодого специалиста

Этапы профессионального становления молодого специалиста

I этап

II этап

III этап

IV этап

V этап

1.

Баженова

Вероника Николаевна




+


2.

Петрашко

Наталья Константиновна




+


3.

Синьковская

Анна Александровна




+


4.

Войтусик

Елена Васильевна


+




5.

Назарова

Марина Владимировна


+




6.

Умрихина

Любовь Юрьевна


+




7.

Азарова

Мария Валерьевна


+




8.

Долженко

Екатерина Юрьевна

+





9.

Кириленко

Мария Владимировна

+





10.

Кучкильдина

Ольга Владимировна

+





11.

Кайгородова

Светлана Леонидовна

+





12.

Свертокина

Мария Сергеевна

+





13.

Телков Евгений

Юрьевич


+






Для успешного становления молодого специалиста в условиях образовательного учреждения разработан план обучения сроком на пять лет. В него включены следующие направления:

    1. Адаптационная работа:

  • знакомство со школой;

  • закрепление учителя-наставника;

  • заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;

  • анкетирование (выявление затруднений в работе на начало учебного года).

2. Организация профессиональной коммуникации:

  • с наставником – оказание помощи в образовательном процессе; взаимопосещение уроков; анализ и коррекция педагогической деятельности;

  • с коллегами по методическому объединению;

  • с методистом, курирующим работу «Школы молодого специалиста»;

  • с администрацией.

3. Мотивация самообразования:

  • определение темы самообразования;

  • курсовая подготовка для молодого учителя;

  • знакомство с новинками педагогической литературы;

  • посещение уроков лучших учителей школы;

  • участие в работе городских семинаров;

  • участие в профессиональных конкурсах, фестивалях и т.д.

4. Психологическая поддержка:

  • с психологом, который проводит консультации, семинары, тестирование.

План каждого года работы с молодыми специалистами - это процесс поэтапного овладения ими профессией учителя.

В 2011 – 2012 учебном году молодые специалисты начали свою деятельность с принятия клятвы на верность педагогической профессии. «Посвящение в учителя» проводили Лукьяненко Светлана Борисовна, зам. директора по НМР, Стефанишина Наталья Александровна, методист .


    • 2. Организация наставничества

это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога, где основной акцент ставится на формирование практических умений и навыков. В нашей школе применяется индивидуальная форма наставничества, так как за одним наставником закрепляется один молодой специалист.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, а самое главное – он должен воспитать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, воспитать стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания, успешно пройти этапы профессионального становления через формирование индивидуального стиля деятельности. Для эффективности работы с молодым специалистом наставник разрабатывает индивидуальный план с учетом личностных и профессиональных его качеств, составляет карту индивидуального сопровождения, проводит анализ реализации программы индивидуального методического сопровождения.

В настоящее время наставники уделяют много внимания работе с молодыми специалистами по теме самообразования, разработке методического материала к урокам, тем самым, ведут подготовку к участию молодых коллег в общешкольной «Неделе молодого специалиста».


  • 3. Непрерывная система сопровождения молодого специалиста

это одно из направлений системы работы с молодыми специалистами. Создано для оказания практической помощи молодым педагогам, обусловлено принципом субъект – субъектного взаимодействия, которое рассматривается как одно из наиболее значимых педагогических условий формирования индивидуального стиля деятельности молодого учителя, так как позволит специалисту устанавливать равно партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса. Основанием для возникновения субъект – субъектных взаимоотношений является субъектная позиция всех участников системы сопровождения, что способствует раскрытию, реализации и развитию потенциала молодого педагога и заключается:

  • во включении личного опыта молодого педагога в общую структуру сопровождения;

  • в создании условий для преодоления барьеров и развития у педагога умений и навыков работы в группе;

  • в подборе дидактического материала с учетом индивидуально-типологических особенностей учителя, социокультурной среды и индивидуального плана;

  • в переориентации исследуемого процесса с внешнего воздействия на решение педагогом конкретных задач саморазвития.

В основу работы системы сопровождения взят индивидуально ориентированный подход, значение которого заключается в предоставлении возможности каждому молодому специалисту самостоятельно составлять индивидуальный образовательный путь профессионального становления; добровольно участвовать в различных семинарах, конкурсах; выбирать свои способы и формы повышения мастерства; вырабатывать индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Успешное становление молодого специалиста зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, а и от того, в какой коллектив он попадет, какие условия будут ему созданы, какую методическую помощь ему будут предоставлять для того, чтобы он мог развивать инициативность, творческое начало.

  • 4. Непрерывное профессиональное образование -

это одно из важнейших направлений работы с молодыми специалистами нашей школы. В содержание непрерывного профессионального образования входит обучение современным образовательным технологиям и технике профессиональной деятельности. Она определяет выявление профессиональных затруднений и реализацию запросов в повышении квалификации молодого учителя, основные цели, правила построения, порядок осуществления индивидуального образовательного маршрута. Повышение квалификации вводится с целью

1) создания условий для реализации молодым специалистом возможностей непрерывного профессионального образования;

2) самостоятельного конструирования образовательной программы, являющейся индивидуальным образовательным маршрутом молодого специалиста, составленной с учетом его профессиональных потребностей, проблем; выбора наиболее приемлемых сроков для ее реализации.

Традиционная работа с молодыми специалистами предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Новые ценности работы по данному направлению определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня молодых учителей рассматривается нами как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Поэтому всю работу в нашей школе планируем так, чтобы были созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности молодого специалиста, его профессиональный рост. Для этого предлагаются различные формы работы:


Выбор форм повышения квалификации

молодыми специалистами в 2007 – 2011 гг.


п/п

Формы повышения квалификации

Выбор формы учителями

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

1

Аттестация



+

+

+

2

ВШК

+

+

+

+

+

3

Творческие группы




+

+

4

Презентации по теме самообразования


+

+

+

+

5

Курсы повышения квалификации



+

+

+

6

Школьные конкурсы профессионального мастерства «Зажги свою звезду»


+

+

+

+

7

Методическая выставка


+

+

+

+

8

Методические консультации

+

+

+

+

+

9

Методическая Неделя




+

+

10

Методическое объединение

+

+

+

+

+

11

Участие во Всероссийских конкурсах с учащимися




+

+

12

Наставничество

+

+

+

+

+

13

Обмен опытом




+

+

14

Открытые уроки


+

+

+

+

15

Фестиваль педагогического творчества



+

+

+

16

Передовой педагогический опыт






18

Конкурс «Портфолио молодого специалиста»





+

19

Семинары




+

+

20

Самообразование


+

+

+

+

21

Городской конкурс

профессионального мастерства «Педагог года»



+

+

+

22

Публикации



+

+

+


  • 5. Диагностика педагогической деятельности

молодых специалистов

Исходя из высказывания М.М. Поташника «Управление может быть эффективным только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих,... конечных результатов образования», мы разработали инструментарий для оценки деятельности молодого специалиста, включающий критерии количественной и качественной оценок деятельности.

В качестве такого инструментария мы взяли мониторинговые исследования, цель которых состоит не только в том, чтобы получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе профессионального становления молодого специалиста в определенный момент, но и выявить возможные пути управленческой деятельности, направленной на поддержку и развитие положительных тенденций.

Мониторинг в работе с молодыми специалистами, организованный по их индивидуальным образовательным маршрутам, повышает уровень педагогической культуры, побуждает их к самоанализу собственного профессионального становления. Дает возможность выявить сильные и слабые стороны педагогической деятельности, а самое главное – стимулирует молодых учителей на достижение высоких результатов в учебной, воспитательной и инновационной деятельности.

В 2011 – 2012 учебном году было проведено:

1) микроисследование по выявлению способности молодых специалистов к саморазвитию и самообразованию (по методике В. И. Андреева)


Ф.И.О.

педагога


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12

Общ балл

Уровень

способ-

ности

Кириленко М.В.

3

1

2

3

1

2

1

3

1

1

2

3

23

Средний


Кучкильдина О.В.

2

3

3

3

2

1

1

2

3

2

3

3

28

Чуть выше среднего

Долженко Е.Ю.

2

3

3

3

1

1

3

1

2

3

3

1

27

Чуть выше среднего

Кайгородова С.Л.

2

1

3

3

3

2

1

1

2

2

1

3

24

Средний


Свертокина М.С.

2

2

3

2

1

2

1

3

3

2

2

3

26

Чуть выше среднего

Телков Е.Ю.

.

2

3

3

2

3

1

2

1

3

2

3

3

26

Чуть выше среднего


Выводы: результаты исследования по методике доктора педагогических наук, профессора В.И. Андреева показали, что молодые специалисты обладают в основном средним уровнем развития способностей к саморазвитию и самообразованию.

Применение данной методики способствовало выявлению проблемных зон в деятельности начинающих молодых педагогов и определению пути их решения через использование различных форм индивидуального методического сопровождения.


2) Проведение микроисследования по выявлению уровня творческого потенциала молодых специалистов по методике В. И. Андреева дало возможность установить как самые сильные, так и слабые личностные качества педагогов, определить их тип творческой личности.


Наиболее ярко выраженными личностными качествами являются:

  • Оптимистичность

  • Интеллигентность

  • Целеустремленность

Менее выраженными личностными качествами являются:

  • Независимость

  • Принципиальность

  • Лидерство

  • Новаторство


Уровень творческого потенциала личности молодых специалистов определяется от выше среднего до очень высокого, что дает право надеяться на их стремление к творческим достижениям, к повышению педагогического мастерства, профессионализма.


3) В основу микроисследования по теме «Мотивация профессиональной деятельности молодых специалистов» (методика К. Замфир в модификации А. Реана) положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Внутренний тип мотивации отражается в том случае, когда для педагога большое значение имеет сам процесс деятельности. Если в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности, то принято говорить о внешней мотивации, которая дифференцируется на внешние положительные и внешние отрицательные мотивы. По показателям выраженности каждого типа мотивации определяется мотивационный комплекс личности.

На основе проведенного микроисследования мы определили мотивационный комплекс личности каждого молодого специалиста. На данной диаграмме изображены 2 комплекса – это оптимальный мотивационный комплекс, отражающий высокую удовлетворенность педагога избранной профессией, и критический мотивационный комплекс, в котором отражается эмоциональная нестабильность в профессиональной деятельности учителя


Исходя из полученных результатов микроисследования, разрабатываются рекомендации каждому молодому специалисту для повышения показателей внутренней мотивации и внешней положительной, а также для снижения показателя отрицательной мотивации через программу индивидуального методического сопровождения.


4) При проведении учебных занятий молодые специалисты старались методически грамотно проводить занятия различных форм, подбирать учебный материал в соответствии с типом, видом урока, применять индивидуальный подход к своим ученикам, на протяжении всего урока поддерживать интерес к своему предмету, творческую активность учащихся. Наибольших результатов добилась Кайгородова С.Л., учитель 1Е класса, которая показала хорошие знания своего предмета, применяла методы проблемного обучения, поддерживала на протяжении всего урока высокую продуктивность и активность учащихся. Значительных успехов добиваются такие молодые специалисты как Долженко Е. Ю., учитель английского языка в начальных классах, Кириленко М.В., учитель русского языка и литературы. Не хватает уверенности пока у Кучкильдиной О. В., учителя английского языка, но учитель обладает хорошей базой знаний своего предмета, старается уроки проводить с применением разнообразных методов обучения, форм организации с учащимися. Замечательно владеет методикой преподавания Свертокина М. С., учитель 1Д класса, но испытывает трудности в организации учащихся на уроке, так как дети собраны с разных детских садов, многие не прошли обучение в «Школе будущего первоклассника».

Занятия «Школы молодого специалиста» направлены на формирование у молодых учителей профессиональных компетенций, на достижение нового качества образования, поэтому с каждым этапом (годом) профессионального становления эти молодые специалисты будут добиваться высоких результатов педагогической деятельности.





Выводы: план работы на 1 полугодие 2011 – 2012 учебного года по реализации 1 этапа профессионального становления молодого специалиста выполнен:

1) проведено 4 занятия «Школы молодого специалиста» по темам:

  • Инструктаж о ведении школьной документации (сентябрь);

  • Практикум по разработке рабочей программы по предмету (сентябрь);

  • Как подготовить современный урок: цели, задачи, типы уроков, этапы уроков, методы и формы обучения (октябрь-ноябрь);

  • Самоанализ урока. Виды самоанализа (декабрь).

2) по программе «Индивидуальное методическое сопровождение молодого специалиста» устранены пробелы в педагогической деятельности молодых учителей по темам:

    • Планирование (тематическое планирование; поурочное планирование; планирование самообразования);

    • Контроль и коррекция (учет и оценка учебных достижений; методика проведения диагностики учебно-воспитательного процесса);

    • Владение технологией современного урока (отбор методов и форм организации познавательной деятельности учащихся);

    • Индивидуальные затруднения (организация хорошей дисциплины на уроке).

3) проведены микроисследования педагогической деятельности молодых специалистов:

  • по выявлению затруднений молодого специалиста в организации обучения (составлена на каждого молодого специалиста «Карта индивидуального методического сопровождения»);

  • по оценке способности к саморазвитию и самообразованию по методике В.И. Андреева (составлена аналитическая карта на каждого молодого специалиста);

  • по определению уровня творческого потенциала личности по методике В.И. Андреева (составлена аналитическая карта на каждого молодого специалиста);

  • по мотивации профессиональной деятельности молодого специалиста по методике К. Замфир в модификации А. Реана (составлена аналитическая карта на каждого молодого специалиста и диаграмма);

  • по определению уровня профессиональной деятельности молодого специалиста по методике И.П. Радченко (дан анализ урока и его графическое изображение).

4) проводится работа с наставниками молодых специалистов, главная цель которых – подготовить своего молодого коллегу к участию в «Неделе молодого специалиста» (февраль 2012 г.)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос