В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" (4 класс)

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

МБОУ «Верхопенская СОШ им. М. Р. Абросимова»



«Рассмотрено»

Руководитель МО


/Горьковец.А.Г.. /


Протокол № 1

от «23» августа 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР


_______/Щетинина Л.А.../


«29» августа 2011 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова»


____________ /Билецкая Т.Д./

Приказ № 281

от «31» августа 2011г.












Рабочая программа по литературному чтению

начального общего образования

4 класса

2 часа в неделю.













Составитель: учитель начальных классов

МБОУ «Верхопенская СОШ

им. М.Р. Абросимова»

Долгих Людмила Николаевна,

первая квалификационная категория









Верхопенье 2011г.





Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературному чтению (автор В.Н. Рудницкая). Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой (2010 г).


Изменения в программу не внесены.

Программа рассчитана на 136 учебных часов (4 часа в неделю).

Литературное чтение имеет огромное значение в формирование духовно-богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Основная цель уроков литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как искусства художественного слова; обо­гатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по­нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше­ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан­ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз­ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Важнейшим условием литературного образования млад­ших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельно­сти: слушании, чтении, говорении, письме.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» в 4 классе являются следующие:

1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  1. Система работы над навыками чтения.

  2. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  3. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  4. Расширение круга чтения учащихся, создание «лите­ратурного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Данный курс литературного чтения в 4 классе построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечива­ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы 4 класса является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения, работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмо­ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита­ния, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и но­вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в 4 классе являются :

1.Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

2.Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

3.Одновременная работа над языком произведения и речью детей.


4.Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

5.Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

6.Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

На основном этапе в 4 классе главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» клас­сической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащие­ся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, преда­ние, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением про­изведений разных жанров. Усложняются и сами произве­дения.

В 4 классе проводятся уроки обучения работе с кни­гой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждо­го изучаемого раздела.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терми­нах, навык чтения, восприятие литературного произведе­ния, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредмет­ные связи.

Развитие навыка чтения

В 4 классе — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понима­ние задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хо­рошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении про­цессом чтения.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстратив­ную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту прису­щую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведе­ния зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие ав­торскому замыслу.

В 4 классе начинается собственно литературное чте­ние школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его компози­ции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное вос­приятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне по­нимания главной мысли.

Развитие литературоведческих представлений и понятий


Вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, рас­ширяется круг детского чтения, в соответствии с этим услож­няются произведения и увеличивается доля литературовед­ческих терминов.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в кон­тексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а за­тем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельно­сти — говорение. Практическое знакомство с диалогом и мо­нологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диало­га о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обуче­ние пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихо­творных произведений и небольших отрывков из прозаиче­ских произведений.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного разви­тия, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интер­претировать текст. Для этого программа предлагает исполь­зовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произве­дения, реконструировать отдельные картины сюжета, описа­ние героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин­терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают­ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме­ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так носят обучающий характер.

Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работы в парах.

Учебник: Литературное чтение. 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – Москва. Вентана Граф, 2010г.( Начальная школа 21 века)

Литературное чтение. Учебная хрестоматия.4 класс. Л.А. Ефросинина – Москва. Вентана Граф, 2006 г

Учебно - методический комплект:

Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (№1, №2) Рабочая тетрадь для учащихся 4 классов.- Москва. Вентана Граф,2011г. ( Начальная школа 21 века)


Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

В результате изучения курса « Литературное чтение» учащиеся должны знать:

  • название и основное содержание изученных литературных произведений: имена, отчества и фамилии их авторов;

  • элементы книги ( обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);


называть, проводить примеры:

  • сказок народных и литературных;

  • стихов и рассказов из круга детского чтения;


различать, сравнивать:

  • произведения фольклора;

  • жанры детской художественной литературы;

  • сказки народные и литературные;

  • словари и справочники;

  • элементы книги( обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

  • виды пересказа ( подробный, краткий, выборочный);


уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;


К концу обучения в 4 классе у учащихся должны быть сформированы УУД.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося,

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации


Календарно- тематическое планирование

Раздел, тема, форма проведения, тип урока

Кол. часов

дата

Характеристика

деятельности учащихся






Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни 10 часов


факт

план



1

Малые жанры фольклора


1


1.09


Объяснять понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выпол­нения учебного задания (выстраи­вать последовательность учебных действий), оценивать ход и ре­зультат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность раз­вития сюжета, описывать героев.



2

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»


1


3.09



3

Дополнительное чтение: русская народная сказка « Марья Маревн»

1


5.09



4

Былина "Волх Всеславович"


1

7.09



5

Былина «Вольга Св6ятославович», «Святогор»

1


8.09



6

"Легенда о граде Китиже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком"


1

10.09



7

Шотландская легенда « Рыцарь-эльф». Библейская легенда «Суд Соломона»

1

12.09



8

Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский"


1


14.09



9

Песня – слава « Русская Земля», героическая песня « Суворов приказывает армии перейти море»

1



15.09



10

Проверьте себя

1

17.09




Басни. Русские баснописцы 6 часов






11

И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"; И. И. Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи"



1

19.09


Объяснять понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.


Воспринимать на слух фольк­лорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учи­теля, учащихся, мастеров художе­ственного слова); отвечать на воп­росы по содержанию текста, отра­жать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.



12

И. И .Хемницер "Друзья".


1



21.09




Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения



13

А.Е.Измайлов "Кукушка".

Дополнительное чтение: И.А.Крылов "Осел и соловей", А.Е.Измайлов «Лестница»

1


22.09




14

И.А.Крылов "Мартышка и очки", "Квартет" Дополнительное чтение: С.В.Михалков "Слово о Крылове

1


24.09



15


И.И.Дмитриев "Муха", « Петух, Кот и Мышонок».


1


26.09



16

Проверьте себя.


1

28.09




Произведения В.А.Жуковского. 6 часов






17-18

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»


2

29.09

1.10


Объяснять особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных.


19-20

Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна"


2

3.10

5.10



21

В.А. Жуковский « Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване- царевиче о хитростях Кощея Бессмертного и премудростях Марьи – царевны, кощеевой дочери

1

6.10



22

В.А. Жуковский

« Вечер», « Там небеса и воды ясны», « Загадки», « Светлана»

1

8.10




Произведения А.С.Пушкина.

6 часов






23

А.С.Пушкин "Осень".

Г.Н. Волков "Удивительный Александр Сергеевич" (в сокращении)


1

10.10


Объяснять понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Читать выразительно текст: ис­пользовать интонацию, силу голо­са, темп речи



24

А.С.Пушкин "И.И. Пущину", И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок).

1

12.10



25

А.С.Пушкин

"Зимняя дорога

1

13.10



26

А.С.Пушкин Из "Воспоминаний В.И.Даля".

Дополнительное чтение: "Сказка о золотом петушке". По страницам детских журналов

1

15.10


27-28

А.С. Пушкин « Песнь о вещем Олеге», « Песни о Стеньке Разине»

2

17.10

19.10




Произведения М.Ю.Лермонтова. 5 часов






29

Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус"

2

20.10


Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений



30

М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…"

1

22.10



31

Дополнительное чтение: М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб", восточная сказка

1

24.10



32-33

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня»

1

26.10

27.10




Произведения П.П.Ершова. 2 часа






34

Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок"

1

29.10


Характеризовать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных.

Определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).



35

П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?"

Обобщение по разделу


1

9.11




Произведения В.М.Гаршина

6 часов




36-37

В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

2

10.11

12.11


Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть



38


В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе»

1

14.11



39

Дополнительное чтение.

В.М. Гаршин « Attalea Princeps»

1

16.11



40

Дополнительное чтение.

В.М. Гаршин « Пересказ о городе Агее». Старинная легенда

1

17.11



41

Обощение по разделу «» Проверь себя

1

19.11




Произведения русских писателей о детях 6 часов





42-44

Н.Г.Гарин-Михайловский "Детство "Темы".


3

21.11

23.11

24.11


Читать вырази­тельно литературные произведе­ния, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностя­ми художественного текста выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя


45

К.М. Станюкович « Максимка»,


1


26.11




46

Д.Н Мамин – Сибиряк «Вертел»

1

28.11



47

Обобщение по разделу «Проверь себя»

1

30.11




Произведения зарубежных писателей. 11 часов





48-50

Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( отдельные главы)


3

1.12

3.12

5.12


Объяснять структурные единицы произведения.

Давать характеристику главным героям (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выпол­нения учебного задания (выстраи­вать последовательность учебных действий), оценивать ход и ре­зультат выполнения задания.



51

В. Гюго « Козетта», Марк Твен ««Приключение Гекльберри Фина»

1

7.12



52

Сказка И.П. Вангер

1

8.12



53-54

Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».


2

10.12

12.12



55



Стихотворение Х.К.Андерсена "Дети года".


1



14.12





56

Дополнительное чтение:

"Самое невероятное"

1

15.12



57

Дополнительное чтение Х.К. Андерсен « Девочка со спичками»

1

17.12



58

Комплексная контрольная работа за 1 полугодие «Проверьте себя. "


1

19.12




Мифы народов мира. 4 часа




59

Древнегреческий миф "Арион". "Дедал и Икар"


1

21.12


Понимать основное содержание мифа.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения



60

"Ярило- солнце"

Славянский миф. "Творение" древнеиндийский миф.

Дополнительное чтение: древнеиндийские мифы "Создание ночи"

1

22.12



61

Мифы народов мира, древнекитайский миф « Подвиги стрелка И»

1

24.12



62

« Проверь себя»


1

26.12




Книги Древней Руси. 3 чачса






63

Отрывок из Жития "О князе Владимире". "Деятельность Ярослава

( Похвала книгам)"



1

11.01


Читать вырази­тельно литературные произведе­ния, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностя­ми художественного текста выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя


64


Дополнительное чтение: отрывок из « Повести временных лет», « Повести о Никите Кожемяке»,

«О Кирилле и Мефодии»

1

12.01



65


Отрывок из Жития "Поучение Владимира Мономаха".

Обобщение по разделу. «Проверьте себя»

1

14.01




Произведения Л.Н.Толстого

5 часов






66

Дополнительное чтение "Воспоминания Л.Н.Толстого

1

16.01


Понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев


67


Л.Н.Толстой. Акула.

1

18.01



68-69-70

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

3

19.01

21.01

23.01


Читать вырази­тельно литературные произведе­ния, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностя­ми художественного текста выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. х и произведении

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по ил­люстрациям; составлять план.



71-72

Антон Павлович Чехов

( 2 часа)

« Каштанка»

2


25.01

26.01



73

Платонов П.П. (3 часа)

«Неизвестный цветок»

1

28.01



74

Платонов П.П.

«Любовь к родине, или Путешествие воробья»


30.01




Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения


75

Обобщение по разделу. Книжная полка

1

1.02




Произведения А.А.Блока 4 часа






76-77

Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия"


2

2.02

4.02


Понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль,

Определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа




78

А.А.Блок "Рождество"


1

6.02



79

Дополнительное чтение. А. Блок « На поле Куликовом»

1

8.02




Произведения К.Д.Бальмонта 6 часов






80-81

Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Россия", "К зиме"


2

9.02

11..02


Читать вырази­тельно литературные произведе­ния, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностя­ми художественного текста..

конструировать (моделировать) алгоритм выпол­нения учебного задания (выстраи­вать последовательность учебных действий), оценивать ход и ре­зультат выполнения задания.



82-83

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт "Снежинка", "Камыши"

2

13.02

15.02



84

Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи"

1

16.02



85

Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт « Русский язык», « Золотая рыбка»

1

1802




Произведения А.И.Куприна (6 часов)






86-87

А.И.Куприн

«Скворцы»

2

20.02

22.02


Воспринимать учебный текст: определять цель, оставлять аннотацию, отзыв о произведении, давать характеристику героям





88

Дополнительное чтение: очерк « Воспоминание об А.П. Чехове»

1

25.02



89

Сказки и легенды русских писателей. Дополнительное чтение: А.И. Куприн « Четверо нищих»

1

27.02



90

Дополнительное чтение: Э. Сетон- Томпсон «Винипегский волк». В. Песков « В гостях у Сетон- Томпсон»

1

29.02



91

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

1

1.03




Произведения И.А.Бунина 4 часа






92

И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет","Детство".

1

3.03


Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность раз­вития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения



93

И.А.Бунин "Листопад"

"Шире, грудь, распахнись для принятия…",

1

5.03



94



Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Дополнительное чтение: К.И. Чуковский « Н.А. Некрасов»

1

7.03




95

"Проверьте себя". "Страничка книгочея

1

9.03




Произведения С.Я.Маршака (9часов)






96-97


С.Я.Маршак "Словарь".

Дополнительное чтение: С.Я.Маршак "Загадки", "Зеленая застава"

2






10.03

12.03


Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради, уметь узнавать произведения по эпизодам






98-100

Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

3

14.03

15.03

17.03




101

Дополнительное чтение: С.Я. Маршак « Сказка про Козла»

1

19.03



102

Р.Бернс "В горах мое сердце…"

( Перевод С.Я.Маршака)

1

21.03



103

Дополнительное чтение: С.Я. Маршак « Ледяной остров»

1

22.03



104

С.Я. Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик.

1

24.03




Произведения Н.А.Заболоцкого. (3 часа)






105

Н.А.Заболоцкий "Детство"

1

4.04


Выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения


106

Н.А.Заболоцкий "Лебедь в зоопарке"


1

5.04



107

Библиотечный урок.


1




6.04


Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.).




Произведения о детях войны (2 часа)


108

В. Катаев « Сын полка»

1


7.04


Анализировать текст: выделять опорные слова для пересказа; составлять план.

Характеризовать книгу: ана­лизировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).


109

Дополнительное чтение: слушание стихотворения К.М. Симонова «Сын артиллериста»


1


9.04



Произведения Н.М.Рубцова (4часа)





110

Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Березы"


1

11.04


Проводить анализ стихотворений, читать выразительно, определять точку зрения автора

Определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

.

111

Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина". « Ласточка»

1

12.04


112

Дополнительное чтение: А.Т. Платонов « Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

1

14.04


113

"Проверьте себя". " Навык чтения вслух.. Итоговая проверка

1

16.04



Произведения С.В.Михалкова (6 часов)





114-115

С.В.Михалков "Школа", "Хижина дяди Тома"

2

18.04

19. 04


Выразительно читать басни , определять главную мысль произведения

116

Дополнительное чтение: «Как бы жили мы без книг?»

1

21.04


117

С.В.Михалков "Зеркало".

Басня.

1

23.04


118-119

С.В. Михалков. « Как старик корову продавал»

Навык чтения молча. Итоговая проверка

2

25.04

26.04



Юмористические произведения

( 4 часа)





120-121

Н.Н.Носов "Федина задача"


2

28.04

30.04


Объяснять понятия юмор, ирония.

Выразительно читать диалог

анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности художественных произведений

122

И.Л. Гамазкова «Страдания»

1

2.05


123

Юмористические произведений для детей. В. Драгунский «Тайное становиться явным»,

А.М. Горький «Пепе»

1

3.05



Очерки (4 часа)





124

И.С.Соколов-Микитов "Родина".

Дополнительное чтение: М.А. Шолохов "Любимая Мать-Отчизна"

1

5.05


Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.


125

А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

(Очерки о людях)

1

7.05


126

Н.Шер "Картины-сказки"

(Очерки о людях)

1

10.05


127

Библиотечный урок. Писатели о детях.

1

12.05



Путешествия, приключения, фантастика. (9 часов)





128-129

Н.П.Вагнер "Фея Фантаста".

"Береза"




2

14.05

15.05


Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

130-131

Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" ( отдельные главы)


2

17.05

19.05


Характеризовать текст: определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради, уметь узнавать произведения по эпизодам



132

Итоговая проверка навыка чтения

1





21.05




133


Дополнительное чтение: очерк В. Рыбникова « О книге Дж. Свифта»



1




22.05


134

Н.П.Найдёнова. Мой друг.


1

23.05


Сравнивать темы произведений авторов –Анализировать нравственно-эстетические стороны и художественных произведений

135

Дополнительное чтение: В.В.Вересаев «Легенда», «Звезда». "Страничка книгочея"

1

24.05


136

Библиотечный урок. « В мире книг»»

1

25.05




Содержание программы

4 класс (136ч)


1.Героическая песня, былина, легенда библейское предание.(10)

В этом разделе ученики знакомятся с понятиями: о былине как о жанре фольклора; о героической песне; «библейское предание»; легенда – жанр фольклора. Повторение изученных былин, понятие о былине как о жанре фольклора. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов

2. Мифы народов мира (4)

В этом разделе происходит знакомство с понятием о мифе, особенностями древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Образы героев мифа. Составление плана, пересказ по плану. Рассказывание эпизодов.

3. Книги Древней Руси (3)

Учащиеся узнают в этом разделе о житие как о жанре древнерусской литературы. Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как о жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли ( служение Родине, ее процветание).

4.Басни. Русские баснописцы. (6)

Закрепление понятия «басня», «мораль», «вступление». Учащиеся знакомятся с понятием: «аллегория». Закрепление понятий «Олицетворение и «сравнение». Сравнение басен И. Крылова, И. Хемницера, Л. Толстого ( сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнение в выразительном чтении. Заучивание басен. Сравнение басен А. Измайлова и И.Крылова.

5.Произведения В.А. Жуковского (6)

Творения видов сказки. Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадке). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Слушание баллады В.А.Жуковского «Светлана», слушание сказок: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее». Сравнение сказок.

6.Произведения А.С.Пушкина (6)

В этом разделе учащиеся работают с понятиями: эпитеты, сравнение, рифма, ритм, тон, фон, иллюстрационный рисунок. Расширение жанровых разнообразий. Работа с сюжетом. Повторение произведений А.С.Пушкина. Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкине. Знакомство со словарем В.И. Даля, повторение произведений В.Даля. Произведения А.С.Пушкина в детских журналах.

7.Произведения М.Ю. Лермонтова (5)

Работа с текстами стихотворений М.Ю.Лермонтова. Повторение понятий «строфа», «рифма». Выделение логических ударений. Выразительное чтение стихов, заучивание наизусть. Понятие об авторской сказке, героях положительных и отрицательных. Работа с книгами М.Ю.Лермонтова, книги-справочники. Слушание восточного сказания М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных песен.

8. Произведения П.П. Ершова (2)

Особенности волшебных сказок. Ритм, тон и темп чтения. Наблюдение над особенностью стихотворных строк. Творческая работа: мини-сочинение «Слово о Пушкине».

9. Произведения В.М. Гаршина (6)

Закрепление понятия «легенда», выделение особенностей легенды, определение главной мысли. Сюжетно – композиционный треугольник. Рассказывание отдельных эпизодов. Понятие об авторской сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану.

10. Произведения русских писателей о детях (6)

Понятие о повести, главах. Работа с сюжетно-композиционным треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции выражение своего отношения к произведению и поступку героев.

11. Произведения зарубежных писателей (11)

Повторение произведений зарубежных писателей. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора. Структурные единицы главы, абзацы, смысловые части. Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи). Русские писатели-переводчики (К.И.Чуковский, А.А.Ахматова). Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей.

12. Л.Н. Толстой(5)

Составление рассказа.

13.А.П. Чехов ( 2 )

14. Стихи А.А. Блока (4)

В этом разделе работают над понятиями: тон, темп, ритм. Определение позиции поэта. Определение темы, комментирование заголовка, определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть. Повторение стихов А.А.Блока, изученных реньше.

15. Стихи К.Д. Бальмонта (6)

Определений тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Работа с книгами стихов русских поэтов.

16. Произведения А.И. Куприна (6)

17. Стихи И.А. Бунина.(4)

Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Закрепление понятий тон, темп, ритм. Закрепление понятий: эпитет, сравнение. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть стихов. Повторение стихов русских поэтов. Сравнение стихотворений, выделение их главной мысли.

18. Произведения С.Я. Маршака.(9)

Повторение понятия жанры произведений. Понятия: пьеса, действие, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка. Работа с пьесой по действиям: чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спектакля.

19. Произведения П. П. Платонова (3)

Знакомство с понятиями: «жанр в жанре»; «сказки – были». Выделение описаний картин природы, внешнего вида героев и отношения человека к природе и природы к человеку. Слушание сказки-были А.П.Платонова «Старый воробей»

20. Стихи Н.А. Заболоцкого (3)

Повторение понятий: пауза, логическое ударение. Сравнение стихотворений: строф, тем. Выразительное чтение ( паузы, логические ударения). Работа с текстом стихотворения. Работа с книгами стихов: отбор стихов по темам, по авторам.

21. Произведения Н. М. Рубцова (4)

22. Произведения о детях войны (2)

Повторение понятий: строфа, рифма, описание. Книги о детях войны ( время и место действия, герои, их поступки, игры). Слушание стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста». Творческая работа: рассказ о любимом литературном герое (ребенке).

23. Юмористические произведения (4)

Понятия: юмор, ирония. Повторение изученных рассказов о детях. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Повторение стихов о детях. Работа со стихотворением А.Л.Барто «Леночка с букетом»: чтение, беседа, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть. Юмористические произведения на страницах газет и журналов.

24. Произведения С.В. Михалкова (6)

Повторение произведений С.В.Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание одного из стихотворений. Повторение понятий: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.

25. Очерки (4)

Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Выделение особенностей очерка. Очерки о писателях. Повторений изученных очерков. Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Повторение произведений и очерков А.И.Куприна о Чехове, Р.Сефа о Дж. Чиарди.

26. Путешествия, приключения, фантастика. (9 )

Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере. Рассматривание книг Дж. Свифта. Повторение понятия «описание героя». Понятие писатель-фантаст. Работа с произведе-

ниями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Знакомство с книгами Н.П.Вагнера.


Формы и средства контроля

Количество итоговых контрольных работ - 8

Использовано пособие Л.А. Ефросининой «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 416 с. – (Оценка знаний)


Компетенция. Вид проверки

Время выполнения

1

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Ноябрь

2

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Ноябрь-декабрь

3

Начитанность и читательские умения. Выразительность чтения. Итоговая проверка

Декабрь

4

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

В конце полугодия

5

Навык чтения вслух. Навык чтения молча. Итоговая проверка

Апрель - май

6

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Май

7

Тест (вид итоговой проверки)

Май

8

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

Май




Материально- техническое обеспечение учебного предмета « Литературное чтение»



Название

Автор

Год издания

Учебник

1

«Литературное чтение»:

4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях.

Л. Е. Журова,

А. О. Ефросинина

М: Вентана-Граф, 2010г,

2006 г



2

« Хрестоматия»: 4 класс: Учебник для учащихся

А. О. Ефросинина

М: Вентана-Граф,

2006 г


Рабочие тетради

1

«Литературное чтение», №1,2

А. О. Ефросинина

М: Вентана-Граф, 2011

Методические пособия

1

Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.

Л.А. Ефросинина.


М.: Вентана-Граф, 2007.

2

Методическое пособие

Л.А. Ефросинина

М.: Вентана-Граф, 2006

3















Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц


Магнитная доска


Мультимедийный проектор



Персональный компьютер



Принтер


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев


Стол учительский


Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

























Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос