МБОУ «Верхопенская СОШ им. М. Р. Абросимова»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Горьковец.А.Г.. / Протокол № 1 от «23» августа 2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________/Щетинина Л.А.../ «29» августа 2011 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова» ____________ /Билецкая Т.Д./ Приказ № 281 от «31» августа 2011г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
начального общего образования
4 класса
1 час в неделю.
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ «Верхопенская СОШ
им. М.Р. Абросимова»
Долгих Людмила Николаевна,
первая квалификационная категория
Верхопенье 2011г.
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 4 класс» разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» Т. Я. Шпикаловой, М. Просвещение – 2007 г.
Изменения в программу не внесены.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая народного искусства и профессионально- художественного, проявляющихся в постоянном взаимодействии.
Цели программы: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно- прикладном творчестве.
Задачи программы:
-
воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
-
раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства ( пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);
-
углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
-
знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно – пространственных приемов;
-
показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества , а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
-
развивать умения учащихся работать в разных видах художественно - творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
-
развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей демонстраций произведений разных художников или различных видов искусства;
-
развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании им собственной художественной композиции, а так же в процессе просмотра и осуждения выполненных работ в классе.
Содержание программы «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-
содержательно – деятельностный подход
-
системно-комплексный подход
-
личностно ориентированный подход
-
региональный подход
В программу включены следующие основные виды художественно – творческой деятельности:
-
ценностно - ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
-
изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура);
-
декоративно – прикладная деятельность (основы народного и декоративно – прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
-
художественно – конструкторская деятельность;
-
художественно – творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Необходимо отметить, что почти все уроки изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класс
В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:
знать / понимать:
• доступные
сведения о памятниках культуры и
искусства; о ведущих художественных
музеях России (Эрмитаж, Русский музей,
Третьяковская галерея), своего
региона;
• отдельные
произведения выдающихся художников и
народных мастеров России и других стран,
в которых раскрывается образная картина
мира;
• названия
центров традиционных народных
художественных промыслов России и
своего региона и отличительные признаки
образа художественной вещи из разных
центров народных промыслов;
• средства
художественной выразительности (цвет,
линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция,
пространство, композиция, фактура),
особенности их применения в графике,
живописи, декоративно-прикладных
работах;
• магическую
и эстетическую роль орнамента, ритмические
схемы построения: ярусное расположение
орнаментальных мотивов, симметрия и
асимметрия в построении орнамента,
характер элементов городецкой росписи
(растительный и зооморфный,
антропоморфный);
• о
взаимосвязи формы художественной вещи
с ее назначением, материалом и декором;
анализировать изображаемые предметы,
выделяя при этом особенности конструкции,
формы, декора;
• названия,
назначение ручных инструментов для
обработки материалов (бумага, картон,
глина, ткань и т. д.) и правила
безопасного пользования ими;
• способы
и приемы обработки бумаги, текстиля,
природных материалов;
• особенности
вышивки разных регионов
России;
• традиционное
искусство лоскутного шитья, набойки,
ткачества;
• понятия:
рельеф, барельеф, контррельеф, круглая
многофигурная композиция, ансамбль,
дизайн;
• виды
природных материалов, используемых в
плетении;
уметь:
• применять
приемы акварельной живописи («по-сырому»,
«а-ля-прима» и др.), приемы получения
звучных, чистых, сложных, мягких цветовых
пятен, цветовых сочетаний;
• пользоваться
графическими, живописными, декоративными
средствами выразительности в создании
художественных образов отдельных
объектов и состояний природы, в передаче
пространственных планов, человека в
движении, в составлении станковой и
декоративной композиции;
• применять
специфические средства выразительности
в работе по мотивам конкретного вида
народного искусства (на основе повтора,
вариаций и импровизаций);
• соблюдать
последовательное выполнение изделия
(планирование с помощью технологической
карты, эскизов и по собственному замыслу,
выполнение изделия в материале с помощью
необходимых инструментов, приспособлений
на основе выбранной технологии,
самоконтроль, оценка своей
работы);
• анализировать
орнаментальные композиции в произведениях
народного и декоративно-прикладного
искусства, пользуясь понятиями:
орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной
форме, на круге, на сферической поверхности,
симметричный, асимметричный, динамичный,
статичный;
• решать
художественно-творческие задачи на
повтор, вариацию и импровизацию по
мотивам народного творчества;
• высказывать
оценочные суждения о шедеврах архитектуры,
дизайна, о произведениях народных
мастеров различных центров народных
промыслов России; выражать свое отношение
к художественному, идейно-нравственному
содержанию произведений;
• решать
художественно-творческие задачи на
проектирование изделий с использованием
технологической карты, технического
рисунка, эскиза; конструировать простые
изделия с учетом технических требований
и дизайна;
• комбинировать
различные работы с бумагой, картоном,
тканью, природным материалом для
достижения выразительности образа
художественной вещи с соблюдением
технологической последовательности;
• выполнять
разные виды швов по мотивам народной
вышивки;
• использовать
простейшие выкройки для изготовления
изделий;
• выполнять
рельефные и объемные многофигурные
композиции из глины;
• изготавливать
изделия из природного материала в
технике плетения на основе простейших
приемов технологии в народном
творчестве;
• оценивать
качество работы с учетом технологических
и эстетических требований к конкретному
изделию;
• экономно
и рационально использовать материалы;
использовать
приобретенные знания и умения в
практической деятельности и в повседневной
жизни:
• выражать
свое эмоционально-эстетическое отношение
к произведениям изобразительного и
народного декоративно-прикладного
искусства, к окружающему
миру;
• заниматься
самостоятельным творчеством;
• высказывать
собственные оценочные суждения о
рассматриваемых произведениях искусства
при посещении художественных музеев,
музеев народного декоративно-прикладного
искусства;
• проявлять
нравственно-эстетическое отношение к
родной природе, к Родине, к защитникам
Отечества, к национальным обычаям и
культурным традициям народа своего
края, своей страны и других народов
мира;
• проявлять
положительное отношение к процессу
труда, к результатам своего труда и
других людей; стремление к преобразованию
в школе и дома.
Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов:
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Основы художественного изображения. Изобразительное искусство |
17 |
2 |
Основы народного декоративно-прикладного искусства |
16 |
3 |
Итоговый урок |
1 |
|
Итого |
34 |
К концу обучения в 4 классе у учащихся должны быть сформированы УУД.
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Календарно -тематическое планирование
№ урока |
Тема урока ИЗО. |
Кол. часов |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
||
|
план |
факт |
||||
1. |
Целый мир от красоты. |
1 |
6.09 |
|
Образ пространства в искусстве. |
|
2. |
Древо жизни. |
1 |
13.09 |
|
Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки. |
|
3. |
Мой край родной. Моя земля. |
1 |
20.09 |
|
Пейзаж России. Графическая композиция. |
|
4. |
Цветущее дерево – символ жизни. |
1 |
27.09 |
|
Композиционные мотивы. |
|
5. |
Птицы – символ света, счастья и добра. |
1 |
4.10 |
|
Композиционные мотивы. |
|
6. |
Конь – символ солнца, плодородия и добра. |
1 |
11.10 |
|
Образ – символ. |
|
7. |
Связь поколений в традиции Городца. |
1 |
18.10 |
|
Декоративное панно. |
|
8. |
Знатна русская земля своими мастерами. |
1 |
25.10 |
|
Портрет. |
|
9. |
Вольный ветер – дыхание земли. |
1 |
8.11 |
|
Графические наброски на передачу динамики. |
|
10. |
Движение – жизни течение. |
1 |
15.11 |
|
Живописные наброски на передачу динамики. |
|
11. |
Осенние метаморфозы. |
1 |
22.11 |
|
Композиция пейзажа. |
|
12. |
Родословное древо – древо жизни, историческая память, связь поколений. |
1 |
29.11 |
|
Семейный портрет. |
|
13. |
«Двенадцать братьев друг за другом бродят…» |
1 |
6.12 |
|
Декоративно-сюжетная композиция. Прием уподобления. |
|
14. |
Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. |
1 |
15.12 |
|
Гармоническое сочетание цветов. |
|
15. |
Новогоднее настроение. |
1 |
22.12 |
|
Колорит. Эксперименты с красками. |
|
16. |
Твои новогодние поздравления. |
1 |
12.01 |
|
Конструирование открытки. |
|
17. |
Зимние фантазии. |
1 |
19.01 |
|
Наброски и зарисовки. Колорит. |
|
18. |
Зимние картины. |
1 |
26.01 |
|
Сюжетная композиция (живопись). |
|
19. |
Ожившие вещи. |
1 |
2.02 |
|
Натюрморт в графике и живописи. |
|
20. |
Выразительность формы предметов. |
1 |
9.02 |
|
Декоративный натюрморт. |
|
21. |
Русское поле. Бородино. |
1 |
16.02 |
|
Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. |
|
22. |
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» |
1 |
1.03 |
|
Сюжетная композиция. |
|
23. |
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. |
1 |
15.03 |
|
Образы-символы, орнамент. |
|
24-25. |
Народная расписная картинка – лубок. |
2 |
22.03 5.04 |
|
Графика. Декоративная композиция. |
|
26. |
Вода – живительная стихия. |
1 |
12.04 |
|
Плакат. |
|
27. |
Повернись к мирозданью! |
1 |
19.04 |
|
Плакат: коллаж, фотомонтаж. |
|
28. |
Русский мотив. |
1 |
24.04 |
|
Композиция пейзажа. |
|
29. |
Русский мотив. |
1 |
26.04 |
|
Колорит весеннего пейзажа. |
|
30. |
Всенародный праздник – день Победы. |
1 |
3.05 |
|
Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. |
|
31. |
Всенародный праздник – день Победы. |
1 |
10.05 |
|
Медальерное искусство. Образы – символы. |
|
32-33. |
Затейливый узор по ганчу. |
2 |
17.05 21.05 |
|
Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. |
|
34 |
Круглый год. |
1 |
24.05 |
|
Образ времени года в искусстве. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС (34ч)
Ведущая тема года: ВЕЧНЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА
Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (17 ч)
Развитие
эмоционально-эстетического восприятия
произведений живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, в
которых через вечные образы-символы,
образы архетипы, заключенные в
произведениях разных видов и жанров, в
творениях народных мастеров разных
стран, раскрывается образная картина
мира, обнаруживается неисчерпаемость
природных образов (образы растений,
птиц и животных, природных стихий),
образы человека, его дела (труд, отдых,
праздники, ремесла, сказки и быль, игры
и увлечения), история и защита отечества
(исторический жанр), вещи вокруг человека
(натюрморт).
Расширение
знаний и представлений о
цвете, многообразии цветотоновых
оттенков. Прием получения звучных,
чистых, сложных цветовых сочетаний для
передачи объема и освещенности реальных
предметов. Понятие локального цвета.
Освоение различных приемов акварельной
живописи («по-сырому», «а-ля-прима»
и др.), изменение цвета в зависимости
от расположения предмета в пространстве.
Приемы изображения пространственных
планов в реалистической живописи.
Выполнение упражнений на подбор цветовой
гаммы разных состояний природы.
Экспериментирование с цветом (работа
по сырой бумаге, «мазок с восковым
рисунком»); о графических средствах
выразительности. Линия силуэта в
создании образа отдельных явлений
природы, в изображении головы и фигуры
человека, композиции в целом. Простейшие
приемы передачи объема, светотени
(свет, тень, полутень и др.) в рисовании
предметов комбинированной формы. Приемы
изображения пространства с
применением элементарных закономерностей
линейной и воздушной перспективы (линия
горизонта, уровень зрения, точка схода).
Приемы передачи динамики с помощью
линий, штрихов. Упражнения на выполнение
плакатного шрифта. Рисование цветными
мелками, карандашами, пастелью, углем,
фломастерами; использование материалов
для коллажа (цветная бумага, вырезки из
старых журналов, газет, фотографии
и т. д.);
о
станковой композиции (на примерах
натюрморта, пейзажа, портрета,
сюжетно-тематической композиции).
Применение различных композиционных
закономерностей для образного решения
сюжета (выбор угла зрения, выделение
композиционного центра, контрасты
размеров, света и цвета и др.). Работа
по чтению и составлению композиционных
схем;
о декоративной
композиции (декоративный натюрморт,
сюжетно-тематическая, орнаментальная,
абстрактная композиция). Приемы
организации декоративной композиции:
множественность времени, многосюжетность,
условная трактовка элементов композиции
и т. д. Выразительные средства
плаката (графичность, лаконичность,
условность в характере изображения,
броскость цвета, особенности композиции —
соединение изображения с текстом).
Знакомство с медальерным искусством.
Ясность, лаконичность композиций,
применение символов, эмблем, аллегорий.
Сочетание изображения и надписи.
Опыт
художественно-творческой деятельности
в процессе рисования с натуры, по памяти
и представлени пейзажа
(отдельных элементов и композиции)
живописными, графическими и декоративными
средствами. Создание композиции,
отражающей собственное видение мира,
с отражением характерных признаков
природы родных мест. Передача в пейзаже
динамики, движения («Вольный ветер —
дыхание земли»);
натюрморта
(передача характерных признаков формы,
объема предметов графическими и
живописными материалами). Составление
декоративной композиции натюрморта из
предметов старинного и современного
быта («Вещи старого дома», «Вещь во
времени и пространстве»);
человека
(наброски и зарисовки сказочных персонажей
в народных костюмах, воинов русской и
французской армии времен Отечественной
войны 1812 г. в военном обмундировании).
Оформление родословного древа и
выполнение группового портрета своей
семьи («Дуб стар, да корень свеж»).
Создание образа художника или народного
мастера с передачей внешнего сходства
в лице, костюме, предметном
окружении;
сюжетно-тематических
и декоративных композиций иллюстраций
к литературным и фольклорным произведениям,
на исторические и бытовые темы, плаката,
лубочной картинки. Прием уподобления
природных циклов образу человека,
передача в костюме особенностей состояния
природы конкретного месяца с помощью
цвета и декора. Передача в сюжетной
композиции реальных (или вымышленных)
образов, отражение определенного
военного сюжета, действия. Выявление
сходства и различия в создании
художественного образа времен года
выразительными средствами разных
искусств (изобразительного и народного).
Основы народного декоративно-прикладного искусства (17 ч)
Развитие
эмоционально-эстетического восприятия
произведений народного декоративно-прикладного
искусства, ансамбля художественных
вещей (крестьянский дом, народный
праздничный костюм, предметы домашнего
быта), в которых отражается народное
представление о строении мироздания,
о природных стихиях. Выявление связей
образа художественной вещи с образами
в изобразительном искусстве, с жизнью
своего края и историей народа.
Развитие
знаний и представлений о символике
народного орнамента. Образы
мироздания в образе древа, жилища
русского крестьянина, прялке, в народном
костюме. Магическая и эстетическая роль
орнамента. Ритмические схемы построения
орнамента: ярусное расположение
орнаментальных мотивов, симметрия и
асимметрия в построении орнамента.
Освоение особенностей орнаментики на
основе повтора, вариаций,
импровизаций.
Опыт
художественно-творческой
деятельности: искусство прялки
Русского Севера (вологодская, мезенская,
северодвинская), Ярославля, Городца.
Отличительные особенности конструкции,
орнамента резных и расписных прялок.
Упражнения на рисование знаков-символов
(солнце, земля, древо, птица-счастья),
по мотивам вологодской и пермогорской
прялок.
Искусство
городецкой росписи по дереву.
Городецкая прялка как предмет труда,
украшения интерьера, как подарок.
Особенности ее конструкции (донце,
гребень) в сравнении с конструкцией
прялок северных регионов России. Образ
мироздания в росписи городецкой прялки,
особенности орнаментальной композиции
(ярусность, симметрия). Последовательности
росписи («подмалевка», «разживка черным
цветом», «разживка белилами»). Особенности
мотивов росписи («Купавки, розаны,
бутоны, листочки...», птицы («Пава-краса»),
коня («У меня базарна прялочка... на ней
кони...»). Составление композиции панно
по мотивам городецкой росписи
(импровизация). Искусство резьбы
по ганчу. Орнамент в каменной
архитектуре мастеров узбекского и
других народов Востока. Своеобразие
ганча как художественного материала
(эластичность, прочность, белизна).
Особенности резного орнамента (арабески —
символичные растительные и геометрические
мотивы; тематические сюжеты). Приемы
резьбы по ганчу (сквозная, рельефная),
последовательность исполнения. Выполнение
упражнений черным фломастером или
палочкой и черной тушью на повтор
символов узбекского орнамента и
составление узора («Узоры из глубины
веков в резьбе по ганчу»). Составление
симметричного узора в круге (вариации,
импровизация) с использованием символики
узбекского орнамента («Твой ажурный
узор в резьбе по ганчу.
Формы и средства контроля.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
• качество выполнения изучаемых на уроке приёмов;
• степень самостоятельности,
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. В ходе контроля проверяется степень и качество достигнутых учащимися знаний-умений-навыков, а оценка выражает реакцию на степень соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Основная и дополнительная учебная литература:
-
Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе.– М.: Просвещение, 2006.
-
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. А. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 г.
-
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,Макарова Н. Р., Щирова А. Н., Величкина Г. С. Изобразительное искусство. 4 класс. Творческая тетрадь. - М.: Просвещение, 2010г.
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Изобразительное искусство».
|
№ |
Название |
Автор |
Год издания |
Учебник |
1 |
Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: |
Шпикалова Т. Я., |
- М.: Просвещение, 2008 г. |
Рабочие тетради |
1 |
Изобразительное искусство. 4 класс. |
Шпикалова Т. Я., |
М.:Просвещение, 2010г. |
Методические пособия |
|
|
|
|
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц |
Магнитная доска |
Мультимедийный проектор |
Персональный компьютер |
Принтер |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев |
Стол учительский |
Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. |
- Международный вебинар «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»