В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Роль пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей

Ирина Четверикова Ирина Четверикова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 1222

Описание
Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. 
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Пожаловаться 13 января 2012
Файлы
РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга







Роль пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей















Материал подготовлен

по страницам Интернет-сайтов

учителем-дефектологом

педагогом высшей квалификационной категории

ЧЕТВЕРИКОВОЙ Ириной Викторовной


















Санкт-Петербург, 2012г.

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Сведения о пальчиковой гимнастике

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.

В чем же причина задержки речи? Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Однако исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук.

Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.

Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей.

В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции. 

Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых.

Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми.

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми Сорока-ворона не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца:
Ты дров не носил,
воды не носил.

Игра имела продолжение.

Взрослый говорит:
Знай наперед:
Здесь водичка холодненька (и поглаживал ребенка у запястья).
Здесь тепленька (поглаживал у локтя);
Здесь горяченька (поглаживал у плеча);
А здесь – кипяток, кипяток! (щекотал под мышкой).

Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.

Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (игры Колечки, Чет-нечет и др.) Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров.

При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении.

Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.

Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.

Пальчиковый игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями, в том числе и речи.

На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например, прогулка в лес. Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как улитка ползет, бабочка летает, трава колышется от ветра, прилетает птица, кормит их и т.д.

Примеры пальчиковых игр и упражнений.

«Птенцы в гнезде»









Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

«БИНОКЛЬ»







Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».

ИГРЫ С «ТЕНЬЮ»

ОРЕЛ.





СОБАКА







Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности. 


РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru