В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

опричнина

Татьяна Калашникова Татьяна Калашникова
Тип материала: Урок
просмотров: 1020
Краткое описание
Разработка урока поможет развить у учащихся умение анализировать историческую информацию, выявлять причинно – следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствиях;
воспитательная – формирование ценностных суждений.
Пожаловаться 11 января 2012
Файлы
ОПРИЧНИНА.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

МОУ «Тополинская СОШ»












Тема:


ОПРИЧНИНА.









Учитель истории: Калашникова Татьяна Викторовна.



















Цели и задачи:

  • развивающая – развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно – следственные связи;

  • образовательная - через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствиях;

  • воспитательная – формирование ценностных суждений.

Оборудование:

  • Раздаточный материал ( проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);

  • компьютер (эпизодически);

  • CDROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»;

  • CDROM « История Отечества, 882 – 1917 гг.».

  • Магнитофон, музыка «Русская музыка XVI в.».

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

( звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения» композитора XVI в. Фёдора Крестьянина. – 2 мин.)

Вопросы учащимся:

  • Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка?

  • Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

( Эта музыка характеризует время правления Ивана Грозного.)

Учитель:

За что Ивана IV назвали Грозным?

( Он правил жестоко, грозно.)

Учитель:

Давайте посмотрим видеофрагмент.

(CDROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»; фрагмент Иван Грозный.

Учитель:

В правлении Ивана Грозного есть положительные и отрицательные стороны. Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопросы, которые лежат перед вами.

( раздаточный материал – проблемные вопросы).

( один ученик зачитывает вопросы вслух).

Учитель:

Какую тему мы сегодня будем рассматривать?

( Опричнина Ивана IV)

Учитель:

Что нам надо выяснить, чтобы ответить на эти вопросы?

( учащиеся высказывают своё мнение, обобщение ответов, на доске – план изучения темы).

ПЛАН:

  1. Причины и цели опричнины.

  2. Развитие опричнины.

  3. Итоги опричнины.

Учитель:

В течение урока вы делаете записи на листе (разделите лист на две части; в первой – факты, аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты, аргументы для ответа на второй вопрос).

Что означает слово «опричнина»?

( название слова произошло от слова «оприч» (кроме), означавшего удел, выделяемый вдовам – княгиням.)

Словарная работа:

Опричнина – особый порядок управления страной при Иване IV.

А каковы причины и цели опричнины?

1. Причины и цели опричнины.

( работа с раздаточным материалом – документ №1.)

(учащиеся называют цели опричнины, учитель обобщает их ответы)

Вывод:

Цели опричнины:

  1. Стремление царя к единовластию.

  2. Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 году Ливонской войны.

Учитель:

Исходя из целей опричнины, выясните её причины.

( учитель обобщает ответы детей.)

Вывод:

Причины опричнины:

  1. Противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско – боярской знати.

  2. Неудовлетворённость царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны).


2.Развитие опричнины.

Учитель:

С какими событиями связано начало опричнины?

( просмотр видеосюжета CDROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»; фрагмент- Начало опричнины, 1564 год.

Работа с раздаточным материалом – документом №2).

Учитель:

Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?

( вся территория России была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником. Фактически в лице

опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны.)


(Просмотр видеосюжета CDROM « История Отечества, 882 – 1917 гг.». фрагменты: Опричнина2. Учреждение – 1565 г.; Опричнина3. Опричный террор и отмена опричнины.)


Словарная работа:

Террор - это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам.

Учитель:

Против кого был направлен террор?

(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.)


  1. Итоги опричнины.

Учитель:

К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?


(Работа с раздаточным материалом – документ №3.)

Учитель:

Каковы на ваш взгляд последствия опричнины?

( Разорена экономика страны - обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод. Опричнина ослабела военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя.)

Учитель:

Историки имеют различные точки зрения о сущности опричнины. А какой вы придерживаетесь точки зрения?


Работа с раздаточным материалом «Сущность опричнины»


IV. Этап закрепления новых знаний.

Вопросы:

1.Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чём основывалась их уверенность?

2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жёг огнём своих ближайших слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угоднее?»


Ответы на первый вопрос:

  1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.

  2. Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.

  3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.

  4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных в «рабство».

Ответы на второй вопрос:

  1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян.

  2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.

  3. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовав противоречие «имущих и неимущих». Царь не шёл против народа, дабы не остаться одному.


V. Этап домашнее задание.

На основе записей составить конспект по теме « Опричнина Ивана Грозного».




























РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

ДОКУМЕНТ 1.

« Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тащили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чём он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил своё государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».

«… И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил… они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всея Руси с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же гожно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государская воля.»


Казны его государские тащили – расхищали государственные средства.

Емлючи –беря.

Весь священный собор –собрание высшего духовенства.

И в животе и в казни его государская воля – т.е царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.


ДОКУМЕНТ 2.

Джером Горсей.

Из «Сокращённого рассказа, или Мемориала путешествий».

« И стал Иван так ненавистен и привёл себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду и изменить своё положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую – земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связанную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр;затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками.все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определённые доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомственны стали все дела, касающие управления казною».


Джером Горсей – английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 году он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV.

Симеон Бекбулатович ( ум. В 1616 г. ) – крещённый казанский царевич, 11 месяцев назывался Великим князем всея Руси, в1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.



ДОКУМЕНТ 3.

Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».

1571 г. 21 марта.

« Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 – го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричнины убили, дети безвесно сбежали, запустил 78 – го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Петерка Ондреева, - Петерко с детьми збежали от царевых податей, запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша опричнины замучали, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 –го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78 – го; дворишко опричнины сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвесно; запустил 78 – го; двор стоит.

В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвесно сбежали от царевых податей, запустили 78 – го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петер осеротил и безвесно сбежали от царских податей; запустил с 79 0 го дворишкр распалось. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричные замучали, живот ограбели, двор сожгли, запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Иванька « И стал Иван так ненавистен и привёл себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду и изменить своё положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую – земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связанную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр;затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками.все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определённые доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомственны стали все дела, касающие управления казною».


Джером Горсей – английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 году он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV.

Симеон Бекбулатович ( ум. В 1616 г. ) – крещённый казанский царевич, 11 месяцев назывался Великим князем всея Руси, в1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.



ДОКУМЕНТ 3.

Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».

1571 г. 21 марта.

« Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 – го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричнины убили, дети безвесно сбежали, запустил 78 – го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Петерка Ондреева, - Петерко с детьми збежали от царевых податей, запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша опричнины замучали, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 –го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78 – го; дворишко опричнины сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвесно; запустил 78 – го; двор стоит.

В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвесно сбежали от царевых податей, запустили 78 – го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петер осеротил и безвесно сбежали от царских податей; запустил с 79 0 го дворишкр распалось. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричные замучали, живот ограбели, двор сожгли, запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Иванька

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru