В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Мастер-класс "Аксессуары в этническом стиле"

Татьяна  Ангелова Татьяна Ангелова
Тип материала: другое
просмотров: 1499    комментариев: 1
Краткое описание
Знакомство  с декоративным  искусством коренных народов Севера   для учащихся является ступенькой в постижении общечеловеческих духовных ценностей и мировой культуры, а также пониманию  национальной самобытной культуры коренных народов Севера и воспитанию национальной терпимости. Данный мастер-класс – «Традиционные сумки  народов Ямала» – это одно из практических занятий по программе «Художественная культура народов Ямала», которая в практической части  направлена   на освоение множества технологических приемов  при работе с разнообразными материалами и на развитие собственных возможностей и способностей в условиях свободного творчества учащихся.
Цель:   Приобщение участников мероприятия    к этнокультурным традициям  коренных малочисленных народов Севера, через создание  этнической сумочки с использованием  народных мотивов.
Задачи:
-  познакомить с особенностями традиционных сумок;
- изучить  конструктивные и технологические критерии изготовления   изделия;
- приобретение навыков по  выполнению этнической сумочки, для дальнейшего использования изученного  материала  в работе с детьми.

Описание
Инструменты и материалы:     / На  1 участника /
Ножницы;
швейная и бисерная игла;
портняжный мел;
линейка;
лист бумаги формат-А4;
простой карандаш;
нитки разного цвета в тон ткани;
бисер разноцветный;
шнур:  ширина  03 – 05 см., длина 35 см.- для ручки изделия;
лоскутки кожи, замши или  разноцветного сукна или тесьмы, бусы  — для декоративного оформления изделия;
сукно или драп контрастных цветов  для основы изделия: 
 лоскут   14 х 14, 2 детали;
  лоскут    6 х 28см.
подкладочная ткань —  лоскут   14 х 28, 1 деталь.
 Литературный ряд: Л. Лапцуй стихотворение «Если жилы запоют».
 Используемый словарь: пад, падко, туця’ (н), орнамент из сукна, сувенир.
 Используемая литература:
1. Рындина О.М. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири», т.3. 1995г.
2. Сязи А.М. «Узоры северного сияния» I и II ч., г. Санкт- Петербург.,2003г.
3. Сязи А.М. «Орнамент и вещь в культуре народов Нижнего Приобья»,2000г.
4. Хомич Л.В.  Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 г.
5. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса /Под. ред.Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001 г.
6. Словарь ненецко-русский /Сост. Н.М. Терещенко.- СПб.:  филиал изд-ва «Просвещение»,2003г.
 План мастер-класса:1.Организационная часть: проверить готовность,  наличие материалов и инструментов.
 2 Теоретическая часть:
Беседа «Роль и характерные  особенности  традиционных сумок коренных народов Севера».  Экспозиция   сумок. 
 3Практическая часть: 
— Художественно-конструктивный анализ   изготовления   изделия; 
— работа с технологической картой «Последовательность выполнения изделия»;
-  самостоятельное изготовление изделия участниками.
 4. Итог мероприятия. Анализ  и выставка выполненных  работ.
 Роль и характерные  особенности  традиционных сумок
 Среди аксессуаров сумка является одним из древних составляющих костюма. В условиях кочевой жизни, с ее постоянными сборами в дорогу, упаковкой и распаковкой утвари, каждая вещь должна иметь строго определенное место. Таким местом в течение многих  веков  у ненцев являлась меховая сумка. В ней хранили и перевозили одежду, предметы языческого культа, мужские орудия труда — домашний скарб жителей тундры. Исключительная роль сумки в кочевом хозяйстве отражена в древнем обычае давать невесте в качестве приданого определенное количество сумок. Будущая жена, как правило, сама шила их до замужества. 
  Типы выделены по нескольким характерным особенностям: назначению, размеру, форме, способу закрывания. У ненцев сумки изготавливались из меха. Они были двух видов: вытянутые по горизонтали и  по вертикали. 
 Пад    –   мешок разных размеров   вытянутый  горизонтально. Средний 40 х 60. Сшивают     из  двух  половин  (передней и задней), представляющих  собой  прямоугольные полотнища меха или ровдуги. Переднюю сторону богато орнаментируют,  сшивая узоры из камуса  со вставками  из полосок сукна.   Для закрывания ее служили парные ровдужные ремешки (сись'). В пад хранили меховую одежду,  шкурки пушных зверей,  складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. В чумах иногда служили  подушками. Они удобны  для перевозки вещей  на нартах.  
 Туця’ —  женская сумочка для швейных принадлежностей (из оленьей шкуры  или цветного сукна). Форма  вытянута вертикально, украшается орнаментом с двух сторон  в технике меховой мозаике и разноцветными полосками сукна и сверху затягивается ровдужной вздёржкой. Ненецкая женская сумка имеет рациональную конструкцию. Она образована из двух частей: основы  и устья.   Основная часть состоит из передней (ся") и задней (хэв) стенок. У туця они всегда соединены с помощью меховой или ровдужной вставки, проходящей через бока и дно, что позволяет придать сумке необходимый объем
Сумка — женская вещь, и обязательно находится на женской половине чума. Более конкретное местоположение пад обуславливается ее содержимым. Большой пад,    в которой собрано все для шитья, женщины держали возле себя. Другие могли положить около шестов, у основания чума. Глазные отверстия на сумке всегда зашиты полосками меха и цветного (красного, желтого, зеленого) сукна в качестве канта. Кроме этого, на место глазниц могли вставить треугольники меха с полосками сукна. Бахрому прикрепляли пучками по несколько полосок или равномерно по всему овалу. Встречаются сумки и без ровдужной бахромы. К концам полосок бахромы (дл. 5—7см) иногда прикрепляли копытца новорожденных телят, которые при пользовании сумочкой издавали своеобразный звук. С одного бока на ровдужную петельку или металлическую цепочку к туця' привешивали маленькую сумочку падко (размером около 8x10 см) для хранения ниток из сухожилий, кусочков сукна, с другого — игольницу, украшенную сукном (нив нэся). 
 Игольницей, как правило, служил овальный кусок шкуры оленя, сложенный вдоль пополам, обшитый со стороны мездры цветным сукном.  К нижнему краю игольницы пришивали  мешочек для хранения наперстков. Её так же украшали цветным сукном, вставленным в шов, либо суконной или ровдужной бахромой. Футляр для наперстка появился на сумке одновременно с самим наперстком, в конце XIX—начале XX века. До этой поры мастерицы защищали пальцы от укола иглы кусочком ровдуги, сложенным в несколько слоев.
  Падко(уменьшительное) —   мешочек, для хранения  мелких домашних вещей.  Ширина и высота ее почти равны,  завязывается парой ровдужных завязок. Падко использовали  для хранения сукна, ниток из жил, пуговиц, мелких домашних вещей. В некоторых женщины могли хранить свои платки. Передняя и задняя стенки пришиты непосредственно друг к другу, без соединительной вставки. Высота падко обычно 17 см — 25 см, ширина 15 см — 32 см. При этом у каждой сумки ширина практически равна высоте. Когда ненецкая девочка достигала 6-7 летнего возраста, мать давала ей в руки иглу, она начинала осваивать искусство шитья по меху, падко становилось первой сумкой в жизни девочки, в ней она хранила игрушки и кукольную одежду (сянако пад).  Однако с каждым изделием мастерство росло. 
 Падко чаще всего пришивали к туця, но могли использовать и как самостоятельную вещь. Во время перекочевки падко с жильными нитками, сукном убирали в тучя. 
 Своеобразным видом украшения сумок были копытца новорожденных оленят, они образовывали на лицевой стороне сумки шашечный узор. Маленькие вертикальные сумочки имели конвертики для иголок и ниток, эти конвертики украшались бисером. К сумкам крепились многочисленные металлические привески: цепочки, колечки, пуговицы и монетки. Они бренчали, нарушая молчание заснеженной тундры.
Прошло столетие, но и сегодня «меховые мешки» преимущественно используются только теми, кто ведет традиционный образ жизни. Когда ненцы говорят,  мудрую пословицу: «Правый указательный палец женщины держит всю тундру», они вспоминают неустанно работающие руки хозяйки чума и быстрое мелькание наперстка. Обшивая свою семью, ремонтируя для мужа  и детей одежду и обувь, великая труженица обеспечивала благополучие всего рода      и поддерживала вековой порядок бытия. А без вечной спутницы — сумки, сделать это  трудно.
 Практическая часть: Изготовление сумочки с применением     традиционного орнамента, руководствуясь технологической картой «Последовательность выполнения изделия». В ходе работы важно соблюдать  правила техники безопасности.
 1. Выполнить   эскиз  сумочки.
 2. Раскрой  деталей  изделия,  согласно эскизу с использованием шаблона:
— основа сумочки — сукно или драп контрастных цветов  для основы изделия:  
—  лоскут   14 х 14см  -  2 детали;  устье — лоскут    6 х 28см  — 1 деталь;
 -подкладка:  ткань -    14 х 28см — 1 деталь;
— кант ( по желанию) сукно: 2см х 28см — 1 деталь.
 3.Выполнение заготовки орнамента: 
— Орнамент закрепить на сукно 7 Х 7  швом через край;
-Наметить ,  приметать и закрепить заготовку орнамента к основе  передней части  изделия швом через край. 
 4.Соединение деталей основы сумочки: 
Соедините  обе стороны  основы стебельчатым швом. 
 ! по желанию прокладывается  кант  между основными деталями сумки
 5. Выполнение устья сумки: 
> — Соединить деталь устья сумки по ширине;
> — Пришить устье к верхней части изделия;
> — Согнуть верхнюю часть сумки вовнутрь изделия; ≈ 2 см;
> — Наметить место выхода шнурка;
> — Закрепить отогнутый край устья швом через край.
 6. Выполнение подкладки сумки. 
> — Соединить подкладку сумки по боковым швам;
> — Вставить подкладку вовнутрь сумки и прикрепить потайным швом к внутренней стороне сумки.
 > Декорирование сумки:  по необходимости выполнить до вставки подкладки.
 Итог мероприятия Анализ и выставка выполненных работ.
Пожаловаться 02 января 2012
Файлы
мастер-класс Аксессуары в этническом стиле .doc
Войдите для скачивания файлов
фотоприложение.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

2. Раскрой деталей изделия, согласно эскизу с использованием шаблона:

12

3. Выполнение заготовки орнамента:

3

4. Соединение деталей основы сумочки:

4 5

! Декорирование сумки: по необходимости выполнить до вставки подкладки.

6

4. Итог мероприятия. Анализ и выставка выполненных работ.


SAM_1512




Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru