В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок развития речи: Приёмы правки текста. Выпуск газеты "Будьте всегда здоровы!"

Светлана Побирухина Светлана Побирухина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:14    просмотров: 2854
Краткое описание
Конспект и анализ урока развития речи в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме Приёмы правки текста. Выпуск газеты "Будьте всегда здоровы». 4 класс

Описание
 фамилия, имя, отчество автора
 
 Побирухина Светлана Геннадьевна
 
 квалификационная категория (по желанию) 
 
 высшая
 
 место проживания (город, поселок), область, край, регион
 
 г.п. Междуреченский, Кондинский район, ХМАО – Югра, 
 
 название учебного заведения
 
 Муниципальное образовательное учреждение Междуреченская средняя
общеобразовательная школа
 
 дисциплина
 
 Урок развития речи в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий
 
 учебник, по которому ведется обучение
 
  
 
 тема (для материалов типа «Урок»)
 
 Приёмы правки текста. Выпуск газеты «Будьте всегда здоровы»
 
 класс
 
 4 класс
 
 продолжительность урока
 
 40 минут
 
 использование информационных технологий
 
  
 
 логотип Портала
 
 www.uchmet.ru/
<a href="http://www.uchmet.ru/" title="УчМет — учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов" ></a>
 
 
  

Побирухина Светлана Геннадьевна

  учитель высшей квалификационной
категории МОУ Междуреченская СОШ
  Конспект и анализ урока развития речи в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме 
  
  Приёмы правки текста.
  Выпуск газеты «Будьте всегда здоровы». 4 класс

 

 Цель: Оформить настенную газету « Будьте всегда здоровы», используя приёмы правки текста.
  
 Задачи:
 Образовательные:
  1. Содействовать формированию умения учащихся составлять и оформлять связный текст, используя приёмы правки текста.
 Развивающие:
  1. Развивать речь учащихся, логическое мышление, творческое воображение, коммуникативные отношения.
 Воспитательные:
  1. Воспитывать в детях культуру общения
  2. Воспитывать в детях желание заботиться о своём здоровье.
  3. Прививать интерес к профессии корректора.
  
 Формирование у учащихся универсальных учебных  действий:
 личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
 регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность
 коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
 Тип урока: Урок развития речи.
  
 Вид урока: Деловая игра (класс превращается в отдел редакции «Корректировка корреспонденции»).
  
 Методы, используемые на уроке:
  1. Метод информационного проекта. Продукт: газета « Будьте всегда здоровы»
 Форма организации:
Групповая (класс поделён на 5 групп).
 Оборудование:
Интерактивная доска.Вывески: Редакция. Отдел корректировки корреспонденции, бейджики у каждого ребёнка: корректор, дизайнер, готовые рисунки для оформления газеты, клей, ножницы, фломастеры.
 Инструкционные карты, тематические тексты.
  
 Ход урока.
  
 Этап урока
 
 Деятельность учителя
 
 Деятельность учащихся
 
 I. Организационный момент 
 (1 мин.)
 
  — Здравствуйте!
Я желаю вам здоровья!
Это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь.
 
 
 
 II. 
 Тема:
 Целеполагание
 (2 мин.)
 
  — Мы сегодня будем работать над проектом. Над каким? На этот вопрос поможет ответить отгадка на загадку: « Языка нет, а все новости расскажет».
— О чём? Узнать поможет девиз:
 
 
Для чего нужна газета?
 
 
 
— Откуда берутся заметки и статьи в газету?
 
— Но чтобы в газету не попали тексты с ошибками. Эти ошибки исправляют корректоры.
— Какие приёмы правки текста будем использовать, вы скажете в конце урока.
 
 
 
Это газета. Значит, будем работать над выпуском газеты.
Дети читают вместе « Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выполнять.
Вывод: будем выпускать газету о здоровье.
-Чтобы быть в курсе актуальных вопросов.
 
 
 
— Их посылают дети, взрослые, дают интервью, пишут письма и т.п.
 
 III.
 Актуализация знаний
 (4 мин.)
 
 -Ребята, сегодня на уроке наш класс превратится в редакцию газеты, а именно в отдел корректировки корреспонденции. На днях мы совершили экскурсию в редакцию газеты «Кондинский вестник» и узнали много интересного, как готовится к выпуску газета.
— Давайте вспомним важные моменты:
Учитель проводит игру
 « Найди пару»
 
— Какие слова вы могли бы связать между собой и почему?
 
 
 
 
— Какие виды текстов публикуют в газете?
— Какие типы текста можно использовать при выпуске газеты?
— Кто работает в корректорском отделе?
— Чем занимаются?
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети по цепочке выходят к доске (интерактивной), соединяют слова и объясняют.
Корреспондент   оформление
Дизайнер    руководитель
Главный     интервью
Редактор
Респондент Ошибки
Корректор  Вопросы,
Анкета
— Рассказы, стихи, заметки, интервью, реклама и т.д.
— Описание, повествование, рассуждение.
Назначают ответственных:
Главный редактор, дизайнеры, корректоры.
 
 IV. 
 Работа корректорских групп над правкой текста
 (15 мин.)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
  — В нашу газету пришли заметки от Карлсона, от клоунов Тима и Тома, от доктора Айболита, от Чистюлькина.
Какая основная цель работы     группы?
— Все заметки прислали в газету без заголовков. Вам их надо озаглавить.
— Почему заголовок – это неотъемлемая часть текста?
— Учитель даёт инструктаж: работа по инструкционным картам  ( карты имеются у каждой группы на столе-
приложение № 1; приложение № 2-тексты, требующие правки).
 
 
 
 
— Определить и устранить ошибки.
 
— Содержит тему, а иногда и главную мысль.
Дети изучают план и приступают к работе над правкой текста
 
 Физкультминутка
( Приложение № 3)
 
 
 
 
 
 V.
 Представление группами результата своего труда 
 (творческий отчёт)
 (15 мин.)
 
 Учитель корректирует  работу учащихся, чтобы  вопросы для беседы после прочтения статей  были направлены на понимание прочитанного и развития бережного отношения к своему здоровью.
 
 -Представитель от каждой группы читает свою исправленную заметку.
— Учащиеся других групп задают вопросы.
— Дизайнеры оформляют в газете свою заметку.
 
 VI. 
 Итог урока 
 (1 мин.)
 
  — Над каким проектом мы работали?
— Дайте ответ на вопрос, поставленный в начале урока:
— Какие приёмы  правки текста использовали при выпуске газеты ?
 
 
 
 
 
— Наш урок проходил в форме деловой игры.
— Кем вы сегодня были?
— Какое дело мы научились делать? Для чего?
 
  — Выпускали газету.
 
 
1. Замена часто повторяющихся слов.
2.Восстановление порядка слов в предложении.
3. Определение последовательности частей текста.
4. Восстановление последовательности предложений в тексте.
5. Ошибки в словах.
 
— Сотрудниками редакции газеты «Будьте всегда здоровы»
 
 VII. 
 Рефлексия. 
 (2 мин.)
 
 Сейчас для вас исполнят частушки. Кто был доволен своей работой на уроке – подпевайте припев вместе с исполнителями, а кто не очень доволен, то только послушайте исполнение частушек.
 
 Группа учащихся класса исполняет частушки.
(Приложение № 4)
Учащиеся вывешивают газету
 
 
Приложение
  1. Вывески
 
    
 РЕДАКЦИЯ
 
 
 
    
 ОТДЕЛ КОРРЕКТИРОВКИ
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
 
 
 
  1. Бейджики: 
 
     
 КОРРЕКТОР
 
  — 21 шт.
 
   
     
 ДИЗАЙНЕР
 
  — 5 шт.
 
 
Приложение 1
 
  Инструкционная карта.
 1.<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»>     Исследуйте текст.
2.<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»>     Найдите ошибку в содержании.
3.<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»>     Исправьте ошибку.
4.<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»>     Проверьте по «ключу»
    Приложение  2
  
 Тексты, требующие правки.
 Задание для первой группы
 
Здравствуйте, друзья!
 
    Своё письмо, Друзья, я пишу из больницы. У меня, друзья ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. 
  Ваш Карлсон.
 «ключ»
 
Письмо от Карлсона
 
 Здравствуйте, друзья!  
Своё письмо пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.
Ваш Карлсон
 (приём правки текста: замена повторяющихся слов. Меню у Карлсона составлено не правильно)
  
___________________________________________________
  
 Задание  для  второй  группы
Из моркови сок вкусный
Зорко видеть мне помог
В день пила его раз пять
И сняла усталость с глаз
   Если хочешь умным быть,
Кушай разную рыбу
 Это фосфор – для мозгов
И костей прекрасно
Если хочешь не болеть,
Здоровье крепкое иметь.
Кальмары и креветки
Чем полезней конфетки
 
    Про нас не длинный рассказ:
   Кто не знает витамины?
Пей всегда фруктовый сок
    Будешь ты дружок, тогда, 
   Крепким, ловким, сильным.
  
 «ключ»
  
Реклама
Из моркови вкусный сок
Зорко видеть мне помог
В день пила его пять раз
И сняла усталость с глаз.
 
Если хочешь умным быть,
Кушай рыбу разную.
Это фосфор – для мозгов
И костей прекрасно
 
Если хочешь не болеть
Здоровье крепкое иметь.
Кальмары и креветки
Полезней чем конфетки
 
Про нас рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда фруктовый сок
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, ловким, сильным.
 (приём правки текста: установление порядка слов в  стихотворении)
  
___________________________________________________
  
 Задание для третьей группы
 
Чтобы не болеть, надо уметь радоваться…
Радость – это особая мудрость, болезни её боятся.
Радостный человек много смеётся. Доказано, люди обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют и быстрее выздоравливают Почему?.. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч. Грудной клетки, брюшного пресса. Смех – способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы. А смех снимает нервное напряжение, стресс.
 Тим и Том
 
 «ключ»
 
Болезнь боится радости  
 
Чтобы не болеть, надо уметь радоваться. А радость – это особая мудрость, и болезни не боится.
Почему? Радостный человек много смеётся. А смех снимает нервное напряжение, стресс. Доказано, люди обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют и быстрее выздоравливают. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч. Грудной клетки, брюшного пресса. Смех – способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы.
 Тим и Том
 (Приём правки текста: установление порядка предложений.)
___________________________________________________
 Задание для четвёртой группы
Народная мудрость: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь»
Чтобы не потерять этот драгоценный дар есть правила, которые п могают человеку вырасти здоровым кре ким, ж знерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учёбе и вообще в жи зни.
Вот некоторые основные правила, которые составляют здоровый образ ж  зни:
Обязательно делать утреннюю заря ку, в школу или из школы идти пешком, выполнять различные д машние дела, требующие мышечных усилий, активно участвовать на уроках труда и физкультуры, в сп ртивных секциях и кружках, играть в подвижные игры во дворе, участвовать в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях. Совершать походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И многое – многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше двух часов движения в день.
 Айболит
 «ключ»
Здоровье.
 
Народная мудрость: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь»
Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.
Есть свод правил, которые помогают человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учёбе и вообще в жизни.
Вот некоторые основные правила, которые в целом и составляют здоровый образ жизни.
 Обязательно делать утреннюю зарядку, в школу или из школы идти пешком, выполнять различные домашние дела, требующие мышечных усилий, активно участвовать на уроках труда и физкультуры, в спортивных секциях и кружках, играть в подвижные игры во дворе, участвовать в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях Совершать походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И многое – многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше двух часов движения в день.
 
 Айболит
 (приём правки текста: исправление ошибок в словах)
___________________________________________________
  
 Задание для пятой группы
  
Вот на столе кто – то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. 
Муха улетела, а микробы остались лежать на столе- на тарелке, на ложке, на хлебе т думают: « Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». 
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж до болезни рукой подать!
 Чистюлькин
  
 «ключ»
Сказка о микробах
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто–то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. 
Муха улетела, а микробы остались лежать на столе- на тарелке, на ложке, на хлебе т думают: « Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж до болезни рукой подать!
  
 Чистюлькин
 
 (приём правки текста:  установление порядка частей в тексте)
Приложение 3
  
 Физкульт. минутки, используемые на уроке:
  
  1. Дыхательная гимнастика
 -<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»>  холодный ветер (вдох, выдох – губы трубочкой)
-<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»>  тёплый ветер (вдох, на выдох – произносят «ха»)
-<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»>  нюхаем цветы (три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот.)
  1. Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья 
 Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей.
Удивимся, _что такое?
И  закроем  их  скорей,
А  теперь  по  кругу  быстро,
Словно  стрелочка  часов,
Проведём  глазами  дружно
Ну  а  дальше — будь  здоров!
Теперь  и  вы  все  отдохнули,
Новая  работа:
Надо  сделать  на  «отлично»
Любимую  работу.
Приложение  4
 Частушки
 о здоровом образе жизни
  
     
 За осанкой не слежу,
Скрюченный весь день хожу
Чтобы мне здоровым быть,
Надо за спиной следить.
 
 С книгою в руках лежу,
У компьютера сижу.
Ой, купите мне очки-
Не работают зрачки.
 
 Каждый день стою у стенки,
У меня болят коленки,
Но без устали стою-
За осанкою смотрю.
 
 Если долго в даль глядеть,
На зелёный цвет смотреть,
Будешь ты здоров всегда,
Будут сильными глаза.
 
 На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Мне учитель говорит:
«Сядь ровней, не повредит!»
 
 Утром, ровно в семь часов,
Я встаю с кроватки.
Для пробежки я готов,
А также для зарядки!
 
 Нужно спину так держать, чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша:
Ох, осанка хороша!
 
 Буду по лесу гулять,
Буду тело закалять.
Я здоровым быть мечтаю,
Свои мускулы качаю.
 
 Взор туманит мне слеза,
У меня болят глаза.
За глазами не слежу-
И теперь слепой хожу.
 
 Очень любим свой бассейн,
Плавать обожаем все.
Приходите, всех зовём-
Дружно вместе поплывём.
 
 
 <span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";»>
  Краткий анализ урока
  
 Перед детьми была поставлена цель:
Оформить настенную газету «Будьте всегда здоровы», используя приёмы правки текста.
  
 Для себя я определила следующие задачи:
  
 Образовательные:
  1. Содействовать формированию умения учащихся составлять и оформлять связный текст, используя приёмы правки текста.
  
 Развивающие:
  1. Развивать речь учащихся, логическое мышление, творческое воображение, коммуникативные отношения.
Воспитательные:
  1. Воспитывать в детях культуру общения
  2. Воспитывать в детях желание заботиться о своём здоровье.
  3. Прививать интерес к профессии корректора.
 Формирование у учащихся универсальных учебных  действий:
 личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
 регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность
 коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные  УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение), при постановке темы, целей урока (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов здоровьесбережения
  Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией),  при подготовке    выступлений по инструкционным картам;  при  подведении  итогов урока  
     Регулятивные УУД  формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности).
        И, конечно, коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
        На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.
 Тип урока: 
Урок развития речи.
  
 Вид урока:
Деловая игра (класс превращается в отдел редакции « Корректировка корреспонденции»).
Чтобы поддержать мотивацию на уроке использовались: загадка, девиз, интересные и соответствующие возрасту тексты о здоровом образе жизни, частушки, физкультминутка.
На уроке применялся метод информационного проекта. Продуктом проектной деятельности является газета «Будьте всегда здоровы». Данный метод на уроке включал в себя совокупность исследовательских, проблемных, творческих заданий.
Проект носит динамичный характер, учитывает возрастные особенности младших школьников. Название газеты, её содержание являются актуальными.
Класс превращается в отдел редакции, где происходит корректировка корреспонденции.
Перед проведением данного урока состоялось знакомство с профессией корректора, была совершена заочная экскурсия в редакцию газеты с приглашением сотрудников газеты.
Учащиеся узнали новые слова: дизайнер, корреспондент, респондент. Свои полученные знания, они показали во время проведения игры « Составь пару».
С приёмами правки текста учащиеся хорошо знакомы, поэтому на этапе актуализации знаний я не ставила целью: повторения приёмов правки текста. Эта задача обозначена в начале урока, чтобы дети могли в конце урока сами назвать эти приёмы.
Создавая проект, учащиеся работали в малых группах. По истечении времени каждая группа провела презентацию своей статьи, а дизайнеры из отредактированных текстов составили газету « Будьте всегда здоровы».
 Список использованных источников.
Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса. – М.: Полимед, – 2005 г.
Детская энциклопедия от А до Я » Страница 41 
Маслёнкин Сергей Николаевич «Сказка о Микробах».
 nklassitumch.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_okruzhajushhego_mira_quotpitanie_i_zdorovequot_2_klass/1-1-0-3   Письмо от Карлсона
 nsc.1september.ru/2006/17/3.htm  Реклама о витаминах
 sh18.tashla-obraz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=28:-----&catid=18&Itemid=55   Письмо от Тима и Тома
 <span style=«font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman";»>
 

 
 


Пожаловаться 01 января 2012
Файлы
Приёмы правки текста.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru