В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Природные зоны Саратовской области

Елена Титкова Елена Титкова
Тип материала: Урок
просмотров: 2654
Краткое описание
Урок  географического краеведения в 6 классе. Обзор природных зон, влияние природы на творчество художников, поэтов.
Пожаловаться 24 декабря 2011
Файлы
урок краеведения 6 класс.docx
HTML Войдите для скачивания файлов









Урок географического краеведения в 6 классе

«Природные зоны Саратовской области»






Автор: учитель географии

МОУ «ООШ с. Раздольное

Краснопартизанского района

Саратовской области»

Титкова Елена Анатольевна





2011








Тип урока: комбинированный, знакомство с природными зонами Саратовской области и систематизация знаний о взаимосвязи компонентов ПК (климата, растительного и животного мира, почвы на определенной территории).

Цель обучения:

формировать целостную картину природы родного края.

Задачи урока:

1. Систематизация знаний о растительном и животном мире родного края, знакомство с природными зонами Саратовской области.

2. Обучение умению сопоставления и анализа карты природных зон Саратовской области с климатической картой Саратовской области.

3. Воспитание чувства любви к родному краю.

Средства обучения:

карты Саратовской области (климатическая и природных зон), компьютерная презентация, фонограмма, рабочая тетрадь по краеведению.

Методы и формы обучения:

активизация опорных знаний школьников в ходе беседы; яркий и образный рассказ учителя о природных зонах Саратовской области с опорой на опыт учащихся.

Основное содержание.

Географическое положение природных зон. Связь растительного, животного мира и почвы с климатом. Хозяйственная деятельность человека. Степь - житница области. Влияние рельефа и растительности на топоним своего села. Любовь к Родине начинается со своей малой Родины.


  1. Организационный момент.

(звучит музыка «Колокола России» на фоне презентации слайдов с пейзажами Саратовской области)

Учитель: «Земляки!»- так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течет полноводная и могучая Волга. И наша земля всегда была щедрой и гостеприимной для всех, кто поселялся на ней.

  1. Актуализация знаний.

–Вы посмотрели фотографии с картинами природы нашего края. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы уч-ся).

Тема нашего урока «Природные зоны Саратовской области». Сегодня мы систематизируем полученные ранее знания о почвах, растительном и животном мире; выделим отличительные черты, присущие для каждой природной зоны. В ходе урока мы будем заполнять таблицу

Отличительные черты природных зон

Природная зона

Место-положение

Среднегодовая температура воздуха по сезонам, °С


Кол-во

осадков, мм


Типичные представители животного и растительного мира.


Лесостепная





Степная





Полупустынная





  1. Работа с картой «Природные зоны Саратовской области» и «Климатическая карта Саратовской области»

- Определите по карте, какие природные зоны расположены на территории области? (лесостепи, степи, полупустыни).

- Северо-запад и север области занимает лесостепная зона.

Почему эта природная зона получила такое название? (слайды с видами лесостепи).

- Вспомните, из каких пород состоят наши леса? (сосновые, широколиственные из дуба, клена, липы, осины)

- Какое дерево является «царем саратовского леса?» (дуб)

-Почему лесная зона области расположена островками в северной и северо-западной частях Саратовской области? Что необходимо для их произрастания в первую очередь? (учащиеся дают ответ о достаточном количестве осадков).

- В лесостепной зоне выпадает около 450-600 мм/г., ярко выражены сезоны года, часто дуют западные ветры, приносящие влагу с Атлантики. Лето не очень жаркое. Средняя температура июля до +20°С.

- Вспомните, какие почвы формируются под такой растительностью (серые лесные и дерновые). Плодородны ли они? Как человек использует лесостепи в своей деятельности?

- Что вы можете сказать о животном мире? Назовите представителей лесостепной зоны.

- Кто из вас бывал в лесу? А кто ночевал в лесу? Опишите свои чувства.

Море зелени, разнотравья на лугах, шум листвы, пение птиц, особенно ночное пение соловья. Всё это необычайным образом влияет на чувства человека. Мне кажется, человек в лесу становится добрее, душа его наслаждается звуками и красками природы.

- Вдоль крутого правого берега Волги на меловых горах произрастают реликтовые сосны, ровесники динозавров. Таких лесов в нашей стране очень мало, и мы по праву можем гордиться этим. Но не только. Они нуждаются в нашей защите. От кого и почему? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Чередование лесных массивов с открытыми пространствами вдохновляли поэтов и художников на творчество. Далеко за пределами нашей области известны имена наших земляков В.Э. Борисова-Мусатова, К.С. Петрова-Водкина, П.В. Кузнецова. В своих полотнах они воспевали красоту родного края. (картины художников)

- От красоты лесостепной зоны мы отправимся на крайний юго-восток области.

Определите, какая природная зона занимает крайний юго-восток области? (полупустыня). На какой равнине она находится?

- Что способствует образованию пустынь? (недостаток влаги)

Климат здесь резко-континентальный. В чем это проявляется? (ответы уч-ся)

- Определите по климатической карте годовое количество осадков. (менее 250 мм/г.)

- Как вы представляете лето и зиму в такой природной зоне?

Лето- жаркое, сухое. Средняя температура июля выше +25°С.

Зима- холодная, малоснежная.


- Какие растения произрастают в полупустыне? (различные виды лебеды, полыни, клоповник, солерос).

- Как животные приспособлены к достаточно суровым условиям жизни?

- Как называются здесь почвы? И что вы можете сказать об их плодородии?

Несмотря на условия не очень благоприятные для жизни, эти территории давно заселены человеком. И здесь находятся районы с самой большой рождаемостью населения. На этой земле люди рождаются, живут, работают, обзаводятся семьей, и для них этот край родной, любимый.

Динамическая пауза.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь прочувствовать атмосферу песни, которая сейчас прозвучит (звучит фрагмент песни «Ой, ты степь широкая»)

– Какая мысленная картина возникла перед вами?

- Какие чувства передает эта песня? (ответы уч-ся)

Перед глазами возникает картина безбрежной степи: где-то вдалеке горизонт сливается с землей, и куда бы мы не посмотрели- бескрайняя ширь. Степной ветер ласково перебирает перья ковыля. 80% территории Саратовской области занимает степная природная зона, в которой мы с вами живем.

- Опишите типичные погодные условия, присущие нашей местности.

По сравнению с лесостепной зоной, лето более жаркое, засушливое. Осадков выпадает от 400 мм на западе области до 300 мм на востоке.

-Чем вы можете объяснить такое различие в количестве осадков?

- Перед вами две фотографии со степными пейзажами. Определите, на какой фотографии запечатлена степь Правобережья области, на какой степь Заволжья? По каким признакам вы это определили?

- В какой части Саратовской области находится наша малая Родина?

- Наше село носит очень красивое название: Раздольное. Как вы думаете, почему оно получило такое название? («Раздольное» от слова «раздолье»).

- Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову?

Презентация слайдов с видами окрестностей родного села на фоне песни Ю.Антонова «Родные места»

-Любите ли вы свое село? Чем вас привлекают родные просторы? В какое время года вы любите степь больше всего? Почему? (ответы уч-ся)

-В настоящее время лесостепи и степи практически полностью изменены человеком. Степь- это житница нашего края.

Что означает слово «житница», «жито»?

Наши предки занимались здесь испокон веков земледелием, потому что в степной зоне самые плодородные почвы. «Царь почв»: о какой почве так говорят? (ответы уч-ся)

- Бескрайние просторы степей воспел в своих стихах и песнях наш земляк, поэт Н.Палькин.

  1. О ПОЛЕ РУССКОЕ!

НЕМАЛО

ТЕБЕ ИЗВЕДАТЬ ДОВЕЛОСЬ.

И КУЛИКОВЫМ ТЫ БЫВАЛО,

И БОРОДИНСКИМ ТЫ ЗВАЛОСЬ…

ЖИВУ ТОБОЙ, ГОРЖУСЬ ТОБОЮ.

ХРАНЮ ЖЕЛАНИЯ СВОИ,

ЧТОБ БЫЛО ТЫ НЕ ПОЛЕМ БОЯА ПОЛЕМ СЧАСТЬЯ И ЛЮБВИ.


  1. ЗЕМЛЯ, РАСПАХАННАЯ КРУТО.

ХЛЕБОВ ОЗИМЫХ ЗЕЛЕНЯ…

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ ОТСЮДА,

ВСЕ, ЧТО ВО МНЕ, ВОКРУГ МЕНЯ

- Сколько великих событий произошло на полях России. Сколько замечательных песен, стихов сложено!

Вот и мы с вами попробуем сейчас сочинить синквейн про нашу степь.

4. Этап обобщения и закрепления знаний.

- В начале урока перед вами была поставлена задача: заполнить таблицу по ходу нашей беседы.

Что же у нас получилось? Сравните свою таблицу с таблицей на слайде.

-Один незадачливый путешественник поделился со мной своими воспоминаниями, но при этом допустил много ошибок. Попробуйте исправить рассказ этого горе-путешественника.

Характеристика степной зоны области

Здесь резко-континетальный климат. Осадков выпадает в течение года от 350 до 250 мм. Почвы- солонцы, на которых выращивают значительный урожай зерновых. Из животного мира встречаются: кабаны, суслики, тушканчики, жаворонки, дрофы, дятлы. Эту зону называют «житницей» нашего края.

- На этом слайде собраны фотографии представителей животного и растительного мира Саратовской области. К каким природным зонам они принадлежат?

5. Анализ и оценка итогов работы.

6. Домашнее задание: продолжить накопление материала для проекта «Природа моего края в устном творчестве и живописи»;

Рабочая тетрадь по краеведению стр.20 упр.4. заполнить таблицу «Характеристика природной зоны, где я живу»

Используемая литература:

  1. Макарцева Л.В.Географическое краеведение Саратовская область, 6 класс.;Саратов. Издательство «Лицей», 2007.

  2. Макарцева Л.В. Географическое краеведение Саратовская область. Рабочая тетрадь 6 класс.; Саратов. Издательство «Лицей», 2007.

  3. Атлас Саратовской области. Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР.; М., 1978

  4. В.И.Вардугин. Саратовская азбука.;Саратов. ОАО «Региональное Приволжское издательство «Детская Книга». 2003.








Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru