В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок «Откуда берутся снег и лёд?»

Урок «Откуда берутся снег и лёд?»

Людмила Касаева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 4336 комментариев: 2
Краткое описание
Знакомить учащихся со свойствами снега и льда; с их образованием.. Воспитывать интерес к явлениям природы.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
oткрытый урок по окружающему миру.doc Скачать

Касаева Л. Я.

Открытый урок по окружающему миру в 1 А классе по теме «Откуда берутся снег и лёд?»


Цели: 1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда; с их образованием.

2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение.

3. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Оборудование:

1. Конверт с загадками (конверт украшен снежинками).

2. Снеговик — рисунок; бумажные снежинки (для каждого ученика).

3. Карточки со словами: снег, лед, белый, рыхлый, непрозрач­ный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.

4. Форма для льда; блюдца со снегом, блюдца со льдом (по од­ному на парту), 2 стакана с тёплой водой (у учителя).

5. Листы цветной бумаги (один лист на двоих), кусочек газеты (один на двоих)

6. Молоток.

7. Презентация.

8. Кусочек стекла (у учителя)


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

    • Какое сейчас время года?

    • Чем вы любите заниматься зимой на улице?

    • Угадайте, кто придёт к нам сегодня на урок?

В голове – снег,

В животе – снег,

И в ногах снег, и в руках снег.

Что за чудо человек? (Снеговик).

На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.


  • Снеговик принёс загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать тему урока, т.е. то, о чём мы будем сегодня говорить.


Он все время занят делом, Рыбам зиму жить тепло:

Он не может зря идти. Крыша — толстое стекло. (Лед)

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)


На доске появляются карточки:


Снег


Лед


— Итак, сегодня мы поговорим о том, откуда берутся снег и лед. Но прежде чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.


  1. Работа над новым материалом.


        1. Практическая работа (учебник, с. 48)


      На каждой парте блюдца со снегом и льдом. На доске – слова-помощники:

      Тают


      Вода

      Бесцветный


      Прозрачный

      Непрозрачный


      Рыхлый

      Белый

      Хрупкий




      1. Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку. Ямку (карандашом втыкают в снег). Попробуйте воткнуть в лёд. Снег сжать в комочек. Он сжимается.

      Вывод: Снег рыхлый.

      Проверка льда на хрупкость. Разбить молотком (учителю).

      Вывод: Лёд хрупкий.


      1. Рассмотрим второе свойство.

      • Какого цвета снег? (Сравнить с листом белой бумаги).

      • А лёд? Сравнить с листами цветной бумаги.

      Сравнение кусочка стекла и льда.

      • Что заметили?

      Вывод: Снег белый. Лёд бесцветный.


      1. А теперь положите на газету тонкий слой снега и попробуйте прочитать текст (не видно). Посмотрите на газету через кусочек льда. Текст виден.

      Вывод: Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными).

      • Что скажете о снеге? (Непрозрачный).

      • Что скажете о льде? (Прозрачный).


      1. Рассмотрим ещё одно свойство.

      К учителю подходит один ученик. На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. Ученик на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.

      • А теперь положи снег в один стакан с водой, а лёд – в другой стакан с водой.

      • Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

      Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

      • А почему же снег и лёд зимой на улице не тает? (Холодно. Даже Муравьишке пришлось одеться тепло).

      • Делаем вывод. Распределим свойства по группам.

      Снег

      Лёд



      Белый

      Бесцветный



      Прозрачный

      Непрозрачный



      Рыхлый

      Хрупкий


      Тают



      • Молодцы! Снеговик благодарит вас и дарит снежинки.


        1. Закрепление (Рабочая тетрадь, с.20, №1.)

          • Прочитайте задание (один читает вслух).

          • Что записано столбиком? (Свойства снега и льда).

          • Прочитайте слова 1-го столбика. Это свойства снега или льда? (Льда).

          • Соедините стрелками.

          • Прочитайте слова 2-го столбика. Это свойства снега или льда? (Снега).

          • Соедините стрелками.


        IV. Физкультминутка. Отдохнём чуть-чуть. Представим себе, что мы снежинки.


        V. А теперь посмотрим картины зимней природы. Увидим, каким бывает снег.

        Презентация слайдов 1 – 6.

        6-й: - Что вы видите на картинке? (Снег, сосульки и т.д.)

        - А как образуются сосульки? (Тает снег, превращаясь в воду, потом замерзает, образуется лёд)

        1. Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

          • Снег и лёд имеют различные свойства, но что у них общего? (Снег и лёд превращаются в воду под воздействием тепла).

          • А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд).

          • Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

          • А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим.

        Презентация слайдов 7 – 11 (ледники)

        Презентация слайдов 12 – 17 (айсберги)

        • Можно ли в доме увидеть лёд?

        • Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.49 учебника, внизу). Показ формы для льда.

        • Что такое лёд? (Замёрзшая вода).

        • Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

        Презентация слайдов 18 – 24.

        • В какое время года образуется снег? (Зимой).

        • А что такое снег? Из чего он состоит?(Снежинки, которые падают с неба)

        Презентация слайда 25.

        Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их в облаке скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.


        Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. В небе они превращаются в облако, затем в тучу и накопившаяся влага выпадает в виде дождя. Снова вода испаряется, превращается в облако, ветер уносит его высоко в небо, туда, где холодно и уже вместо дождя выпадает снег.

        Презентация слайдов 26 – 29 (в природе),

        • Снежинки разные по рисунку, но одинаковые по форме. Давайте сосчитаем, сколько лучей у снежинок. (6).

        Презентация слайдов 30 – 34 (стилизованные)

        • Верно. Все снежинки имеют по 6 лучей.

        • Посмотрите в Рабочей тетради на с.20, №2. Наш Снеговик не успел дорисовать снежинки. Вы ему помогите, дорисуйте эти снежинки дома.


        1. Работа по учебнику. С.49.

        • Прочитайте загадки. Отгадайте.

        • Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.


        — Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рису­нок в центре разворота. Как представил художник снежинку? (Для художника снежинка это девушка. Она очень красивая, веселая.)

        • Нарисуйте свою девочку-снежинку дома.

        - А кого еще изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)

        - Когда к нам прилетают снегири? (Зимой.)

        - А что еще нам показывает Мудрая Черепаха?

        - Где вы видели сосульки?

        - Когда они появляются?

        - Что такое сосулька? (Это замерзшая вода.)

        - А какое явление природы можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы сможете ответить на вопрос.

        На дворе переполох:

        С неба сыплется горох.

        Съела шесть горошин Нина,

        У нее теперь ангина. (Град.)

        VIII. Итог урока.

        • Итак, подведём итоги. Отгадайте кроссворд

        н

        е

        г

        о

        в

        и

        к



        2.м

        о

        р

        о

        з





        3.л

        ё

        д




        и

        м

        а


        1. Меня все растили 2.Без рук рисует,

        Из снега слепили Без зубов кусает.

        Холодный, большой – (Мороз)

        Кто я такой? (Снеговик).

        3.Прозрачен как стекло, 4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка

        А не вставишь в окно. Тряхнёт перинки – над миром пушинки?

        (Лёд). (Зима).

        • Какое ключевое слово получилось? (вода)

        • Почему? (Снег и лёд образуются при замерзании воды).

        • Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)

        • Назовите основные свойства снега и льда.

        Презентация слайда №35.


        IX. Домашнее задание. Выполнить в тетради, учебнике.


        4


        Обсуждение материала
        Марина Гилярова
        11.01.2012 09:33
        Уважаемая Людмила! Очень интересно посмотреть на вашу презентацию, на которую вы ссылаетесь в тексте.
        Марина Гилярова
        14.01.2012 22:14
        Материал к уроку представлен в виде текстового документа, в котором говорится о презентации, но ее нет пока на странице портала.  Четко сформулированные  этапы урока дают наглядное представление о нем. На учебном занятии используется нестандартный прием объяснения нового материала с помощью практической работы с опорой на жизненный опыт учащихся. Благодаря этому приему занятие должно быть очень продуктивным (если снег и лед не растают до опыта).  Кроме этого положительного момента, стоит отметить частую смену деятельности на уроке, что позволяет проводить занятие в быстром темпе, без появления усталости, соблюдая здоровьесберегающие элементы обучения. Выполнение большого количества заданий говорит о результативности урока, хорошей усвояемости знаний.
        Если добавить к материалу титульный лист, информационные источники и упомянутую презентацию,  то получилась бы отличная методическая разработка. Домашнее задание лучше конкретизировать.

        Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
        Подписаться на новые Расписание вебинаров
        Задать вопрос