В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Интегрированный урок "Повторение изученного о деепричастии. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Елена Бауло Елена Бауло
Тип материала: Урок
просмотров: 4328
Краткое описание
Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при  деепричастиях и д/о; развивать умение учащихся понимать авторскую позицию в художественном  произведении; развивать умение отбирать материал по теме сочинения; воспитывать чувство патриотизма на примере героического образа Тараса Бульбы.

Описание
Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при  деепричастиях и д/о; развивать умение учащихся понимать авторскую позицию в художественном  произведении; развивать умение отбирать материал по теме сочинения; воспитывать чувство патриотизма на примере героического образа Тараса Бульбы.
Пожаловаться 08 декабря 2011
Файлы
Бауло Е.М. урок.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

МОУ СОШ №2 г. Унеча Брянской обл.

Учитель: Бауло Елена Михайловна

Интегрированный урок.


Тема: Повторение изученного о деепричастии. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».

Цели: повторить и систематизировать знания уч-ся о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при деепричастиях и д/о; развивать умение уч-ся понимать авторскую позицию в художественном произведении; развивать умение отбирать материал по теме сочинения; воспитывать чувство патриотизма на примере героического образа Тараса Бульбы.


Ход урока


I.Фронтальный опрос по теме «Деепричастие»


Какую часть речи вы изучили?

Что обозначает деепричастие?

Как и от чего образуется?

Какие морфемы могут помочь нам в определении этой части речи?

Какие признаки глагола есть у деепричастия?

Чем оно похоже на наречие?

Что такое деепричастный оборот?

Как он выделятся на письме?


II. Проверка д/з


- Записать на доске деепричастия и д/о, найденные вами в указанных эпизодах повести Гоголя «Тарас Бульба». Выделите в них суффиксы, определите время и вид.

(стр. 147, последний абзац – увидевши

стр. 150, 1й абзац –сидя, услыша

стр. 155, 1й абзац – отодравши

стр. 158, 2й абзац – вытянув свои шеи, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву)

- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (увидевши, услыша, отодравши…)


III. Работа с учебником


- Выпишите из упражнения № 169 (стр. 82) деепричастия (д/о, выделите в них суффиксы, определите время и вид.

1. потупив голову и в то же время приподняв очи (пр.в., сов.в.)

2. смотря прямо ему в очи, утупивши в землю очи (н.в., несов.в.)

3. встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой (пр.в., сов.в.)

4. ударив острыми шпорами коня, не глядя назад, не видя (пр.в., сов.в.)

- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (утупивши…)

- Как вы написали деепричастия с частицей НЕ?


IV. Тестирование

Тест №14 №Деепричастие»

I вариант II вариант

1 – в 1 - б

3 – а 3 – в, д

7 – а, в, г, д 7 – б, г, д, ж


V. Работа с текстом

(1)Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным.

(2)И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. (3) Долго сидел он там, понурив голову и всё говоря: «Остап мой, Остап мой!» (4) Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою.


Задания.

В1 - определите стиль текста и тип речи в нем (худ., повеств.)

В2 – сколько грамматических основ в 1 предложении? (2)

В3 – укажите номера предложений с дееприч. оборотами (2, 3)

В4 – выпишите из текста слово с чередованием в корне (расстилалось)

В5 – выпишите из текста любое словосочетание со связью согласование (1 вар.), управление (2 вар.) из предложения 2 (I - морской берег , II - положив ружьё, полный тоски, садился на берег)

В6 – из предложения 4 выпишите имя сущ., в котором не совпадает количество звуков и букв (тростник)

В7 – выпишите слово с двумя приставками (невыстреленным)

В8 - какое художественное средство использовано автором в предложении 4? (метафора)


- Проверьте себя и оцените свою работу.

- Подчеркните д/о как члены предложения. Определите вид и время деепричастий.

Выделите суффиксы каждого из них.


VI. Подготовка к сочинению


  1. Беседа по теме урока


- Вы узнали героя текста?

- Расскажите о Тарасе Бульбе то, что кажется вам самым важным.

- Как вы относитесь к этому герою?

- Что повлияло на ваше отношение?

- Какие события привели Тараса к этой трагедии?


  1. Слово учителя


То время, в которое жил Гоголь, казалось его современникам каким-то потускневшим, застывшим - ведь после войны с Наполеоном и восстания декабристов ничего значительного не происходило в русской истории 30х годов XIX века.

Гоголь мечтал о сильном героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. И это, конечно же, в первую очередь образ Тараса Бульбы. Вот что говорит сам писатель: "Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы..." Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами.

Это могучий образ, по выражению Гоголя, "необыкновенное явление русской силы".

Наша с вами задача, доказать в сочинении по повести, что автор сумел показать в образе Тараса Бульбы героический характер.


  1. Работа над планом и содержанием сочинения


- Назовите основные эпизоды, в которых раскрывается героический характер Бульбы.

Все эти эпизоды можно использовать в сочинении, не забывая, что у вас должен получиться не пересказ, а рассуждение. Помогут нам в этом деепричастия и деепричастные обороты.

- Разделите страницу на два столбика – в первом записываем пункты плана, во втором – материал к сочинению.


План

Материал к сочинению

1.Мечта Гоголя о героическом характере.

Работая над повестью…, Гоголь мечтал…

Таким героем стал …

2.Как в образе Тараса автор раскрывает героический характер?

Сражаясь в бою под Дубно, Тарас проявил себя…

Тарас любил своих сыновей и гордился ими, но, узнав о предательстве Андрия, он …

Желая узнать о судьбе Остапа, Тарас …

Рискуя жизнью, он…

Особенно ярко героическая натура Бульбы проявляется в сцене гибели:…

3.Моё отношение к герою.

Гоголь сумел показать в повести…

Мне понравилось это произведение…

Повесть «Тарас Бульба» учит нас…



Вывод: Гоголь сумел показать, что суровые условия, в которых Бульбе приходилось жить и защищать веру и Отечество, сформировали героический характер Тараса, развили в нем чувство товарищества и патриотизма.


  1. Упражнения по культуре речи


- Чтобы не допустить речевых ошибок в своём сочинении, исправьте их в данных примерах.

Подсказка. И главное, и добавочное действие должно совершать одно и то же лицо.

Сражаясь за веру, казаков убивают (… казаки погибают)

Потеряв сыновей, на Тараса обрушивается отчаяние (…Тарас погружается в отчаяние)

Работая над повестью, у Гоголя была мечта о героическом характере (…Гоголь мечтал о героическом характере)


V. Д/З Написать сочинение по теме: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы»


VI. Рефлексия.

- Чем сегодняшний урок отличался от других уроков?

- Что вам понравилось на уроке?

- С каким настроением (мыслями) вы уходите с урока?

3


интегрированный урок.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru