В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Общая характеристика водорослей

Ольга Богомазова Ольга Богомазова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:2    просмотров: 6911    комментариев: 2
Краткое описание
Урок с использованием НИТ, рекомендуется проводить в кабинете информатики

Описание
Тема урока «Общая характеристика  водорослей».

7 класс.

Оборудование: ПК в количестве -9, TV, Презентация для выполнения лабораторной работы, видеофрагмент, инструктивные карточки для выполнения отчёта по лабораторной работе, анимационная  модель «Размножение водорослей», аквариумные водоросли.
Урок проводится в классе со средней мотивацией.
Планируемый результат: учащиеся узнают характерные признаки строения и жизнедеятельности водорослей.
Тип урока: комбинированный
<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  I.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Организационный момент 

Цель для учеников:

Обучающая организация рабочего пространства, подготовиться к усвоению нового материала
Развивающая: развитие мышления
Воспитывающая: воспитание культуры учебного труда
Цель для учителя:

Обучающая: создание условий для эффективной работы на уроке, мотивировать познавательную деятельность учащихся
Развивающая: предложить учащимся задание загадку способствующее мотивации, 
Воспитывающая: способствовать быстрому включению класса в деловой ритм
Задачи:

-Способствовать организации рабочего пространства учащихся;
-Привлечь внимание обучающихся к изучаемой теме, предложив загадку о водорослях
-Провести включающую беседу
Ученики: подготовка к уроку, приветствие учителя.
Учитель: приветствие учащихся, предъявление учебных требований 
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями ещё одной группы организмов. Что это за организмы вы поймёте из стихотворения – загадки:
 Колыбель воды меня качает 
жизнь даря
Племя мне подобных населяет
Океаны, реки и моря
С крошкой мхом и дубом великаном
Мы в родстве
сохраняем облик первозданный, 
цвет зелёный драгоценностью блестит в воде.
Ребята, о каких организмах  идет речь в этом стихотворении? 
Проанализируйте понятие «водоросль» что это за организмы? 
К какому царству относятся водоросли? 
Методы организации работы на начальном этапе урока: Предъявление учебных требований, метод формирования интереса к учению: познавательная загадка, персептивный метод беседа.
<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     II.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Проверка домашнего задания 

Цель поставленная перед учениками: 
Образовательная: повторить материал об общих признаках растений, изучаемый на предыдущем уроке, для использования опорных знаний при изучении новой темы;
Развивающая: развитие устной речи, умения сопоставлять, мышления;
Воспитывающая: воспитание коммуникативной культуры.
Цель поставленная перед учителем:

Обучающая: организация повторение знаний об общих признаках царства растений;<span style=«FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"; COLOR: black»>
Развивающая: предложить учащимся факты для сопоставления, чтобы выйти на вывод, что не все растения,  живущие в воде   — водоросли
Воспитывающая способствовать формированию коммуникативной культуры
Задачи:

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися; выявление пробелов; коррекция.
Учитель: Давайте вспомним, какими признаками отличается царство растения, для этого вы выполните задания:
1 задание: для учеников с повышенной мотивацией
 Из перечисленных понятий составить предложения, характеризующие царство растения: продуценты, автотрофы, фотосинтез, фитогормоны, неограниченный рост.
2 задание: для учащихся со средней мотивацией.
Допишите предложения:
  1. Клетки растений покрывает ________.
  2. В вакуолях клетки содержится _______.
  3. Накапливаясь, он увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее ______.
  4. В клетках растений имеются окрашенные структуры, это _____.
3 задание: для учащихся с низкой мотивацией.
Объяснить, что такое пигменты, какую роль они играют в жизни растения.
Критерии достижения целей и задач:

Правильность выполнения заданий<span style=«FONT-FAMILY: "Arial","sans-serif"; COLOR: black»>.
Активность учащихся на данном этапе урока

Действия педагога в случае, если не удаётся достичь поставленных задач:

Использование наводящих вопросов, обращение к учебнику.
Методы совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса:

Сильный ученик оказывает содействие слабому ученику.
Методы мотивирования учебной активности: учитель использует похвалу, подбадривает учеников у которых вопросы вызвали затруднения
Методы и критерии оценивания ответов учащихся:

Каждое выполненное задание проговаривается учениками. 
Использование « накопительной оценки». По ходу выполнения задания учитель ставит + учащимся, которые выполнили правильно задание, дающим верные ответы.
Учитель: (На фоне видеоролика) присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветами кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в зарослях. Поверхность прудов затягивает ряска. Всё  это обитающие в воде растения.  Как вы считаете это  водоросли?
Тогда, что такое водоросли? Чем они отличаются от водных растений? На эти вопросы мы ответим в конце урока.
<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  III.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Изучение новой темы:

Цель для учащихся:

Обучающая: изучить строение водорослей, сравнить изучаемые экземпляры, изучить особенности питания водорослей, размножения водорослей;
Развивающая: развитие умений исследования;
Воспитывающая: приобрести культуру оформления результатов исследования, убедиться в необходимости бережного отношения к изучаемым растениям.
Цель для учителя:

Обучающая: формирование ЗУН у учащихся о строении, питании и размножении водорослей
Развивающая: развивать умения исследования
Воспитывающая: дать представление о важности водорослей в природе и жизни человека, формировать культуру оформления результатов исследования.
Задачи: 

-организовать учащихся для поиска дополнительной информации,
-организовать и направлять исследовательскую работу, 
-оказать помощь учащимся в ходе исследования, в оформлении результатов, 
-побуждать познавательную деятельность
-изложение и акцентирование внимания на основных положениях нового материала 
Основные положения нового материала:

  1. Общие сведения о водорослях
Учитель: водоросли древнейшая группа растений. Они возникли более 900 млн.лет назад. Общее число видов составляет 20 тыс.видов.
Учитель: Ребята, что вы уже знаете о водорослях?
Учащиеся заполняют 1 колонку таблицы(устно),  которая расположена на доске

 
Что я знаю о водорослях
Что я узнал о водорослях
Это растения
 
Живут в воде
 
Зеленого цвета
 
Учитель: на 1 этапе изучения темы мы с вами познакомимся со строением этих водорослей. Какова цель этого этапа? 
Учащиеся формулируют цель: изучить строение трех представителей пресноводных водорослей, сравнив их выделить сходства и различия.

Учитель: Реализовывать поставленную цель вы будете методом исследования, самостоятельно выполняя лабораторную работу,  которая представлена в форме презентации на компьютере
Учащиеся выполняют работу в паре. (Прежде чем перейти  к новому слайду учащиеся заполняют карточку с отчётом)
Учитель: а теперь подведём итог,  по работе используя свои записи в отчётной карточке
Вопросы для диалога:
1. Какие водоросли вы рассмотрели?
2. Перечислите сходства в исследуемых водорослях? (состоят из клеток; имеют хроматофор зелёного цвета)
3. Перечислите три основных отличия в исследуемых водорослях? (бывают одноклеточные и многоклеточные; в клетках хроматофоры разной формы; бывают свободноплавающими и прикрепленными) 
4. Почему водоросли не могут расти в почве как другие растения? (не имеют тканей, органов)
5. Как вы думаете, если у одноклеточной водоросли есть светочувствительный глазок, будут ли у неё жгутики? Почему?
Чем отличается ли строение водоросли от кувшинки?
(водоросли не имеют органов)
Введение новых понятий (понятия на магнитную доску) В связи с этим водоросли называют низшими растениями, а их тело называется слоевище.
Форма и метод: работа в паре, исследовательский метод — лабораторная работа в виде мультимедийной презентации, оформление лабораторной работы, самооценка выполнения лабораторной работы, диалог по результатам работы.
Форма и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся В вязи с тем что, ученики слабо владеют учением проводить исследование, на уроке организована работа в паре слабый — сильный ученик, (слабый ученик почувствует свой успех), организована работа консультантов
Учитель: Переходим к следующему этапу изучения темы, где мы должны выяснить особенности процессов жизнедеятельности. Как вы считаете, какую цель мы должны перед собой поставить? 
Учащиеся

Цель этапа выяснить, как питаются и размножаются зелёные водоросли

Учитель: мы выяснили, что у водорослей есть особые образования хроматофоры зелёного цвета, значит, они содержат хлорофилл. Какой вывод можно сделать о питании водорослей? (они автотрофы, создают сами органические вещества путём фотосинтеза, вещества необходимые для этого процесса поступают через всю поверхность тела, через оболочку, при этом выделяется кислород)
Учитель предлагает проверить правильность суждений с помощью фрагмента видеофильма
Форма и метод: самостоятельное рассуждение, доказательство с опорой на наглядность (видеофрагмент),  проблемный метод.
Учитель приводит пример из жизни «цветение» воды», в основе этого явления процесс размножения водорослей. По ходу объяснения вопроса учитель на магнитной доске размещает новые понятия: зооспора, гамета, зигота, спорофит, гаметофит
Водоросли размножаются половым и бесполым путём. Бесполое размножение происходит в благоприятных условиях, с помощью специальных клеток – зооспор (отличаются от спор тем, что имеют жгутики). После непродолжительного движения они теряют жгутики и прорастают в новую водоросль.
При ухудшении условий они размножаются половым путём. В основе размножения лежит слияние половых гамет. В результате слияния формируется зигота, покрытая толстой оболочкой, что позволяет ей перенести неблагоприятные условия,  из которой при наступлении благоприятных условий прорастает новая водоросль.
Растение, образующее споры называется – спорофит, а растение, производящее гаметы называется – гаметофит.
Давайте посмотрим,  как это происходит в динамике. Далее демонстрируется  на ПК интерактивная модель «Размножение водоросли улотрикса»
Задание: (подобные схемы составлялись на предыдущих уроках)
-Составить схему размножения при половом размножении (1 вариант)
-Составить схему размножения при бесполом размножении (2 вариант)
2 ученика работают у доски (образец для самопроверки). После выполнения задания проводится самопроверка.
Учитель проводит обобщающую беседу:
— Почему водоросли размножаются двумя способами?
— Какие преимущества даёт каждый из них?
Форма: коллективная, парная; метод: объяснение с опорой на иллюстративную таблицу, демонстрация анимационной модели размножения водорослей, проблемно – сообщающий метод, самостоятельная работа, самооценка, формулировка выводов.
Критерии усвоения материала:

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Методы мотивирования учебной активности: похвала, консультирование учеников у которых возникло затруднение
 
<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  IV.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Первичное закрепление знаний

Цель для учеников:

Обучающая: закрепить материал о строении и жизнедеятельности водорослей
Развивающая: выполнение задания в изменённой ситуации
Воспитывающая: воспитывать самооценку своей деятельности
Цель для учителя:

Обучающая: создать условия для закрепления материала
Развивающая: предложить учащимся проанализировать свой прирост в знаниях
Задачи:

— предложить задание учащимся на прирост в знаниях: табличка что я  знал, что узнал о водорослях;
— оказание помощи слабоуспевающим;
-организовать индивидуальный контроль усвоения нового материала
Учитель: 
Какова была наша цель? 
Как вы считаете насколько достигнута цель? Давайте вспомним.
Задание Что я узнал о водорослях (заполняется 2 колонка таблицы – устно)
Что я знаю о водорослях
Что я узнал о водорослях
 
 
 
 
 
 
А теперь я пошу вас пройти к компьютеру и выполнить тест (тестовая оболочка TestBegin)
Форма : коллективная, индивидуальная, метод машинный контроль тест- с помощью тестовой оболочки
Критерии определения степень усвоения нового материала:

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Пути и методы реагирования на ситуацию, если часть учащихся не освоила новый материал:

Если в результате контроля выяснилось, что ученики не освоили тему учителю необходимо данным ученикам дать особое задание на дом и отработать на следующем уроке.
<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     V.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Итог урока

На основе накопительной оценки + оценка при машинном контроле проводится   

<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  VI.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Домашнее задание

Цель для учеников: 

Прочитать текст стр 38,39,42;
Выписать в тетрадь из текста новые понятия и их формулировку;
Для учеников в повышенной мотивацией составить синквейн;
Для учащихся не освоивших материал прочитать текст стр 38,39,42;
Выписать в тетрадь из текста новые понятия и их формулировку, ответить на вопросы после текста1, 2, 3, 9.
Цель для учителя

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей в дневнике
Объяснение и разъяснение критериев успешного выполнения домашнего задания:

Прочитав заданный текст, учащиеся смогут ответить на вопросы репродуктивного уровня;
Проработав понятия, учащиеся смогут объяснить по схеме процессы характерные для водорослей;
Творческое задание позволит более глубоко осмыслить изученный материал.

 
 
 
 
 
Пожаловаться 28 ноября 2011
Файлы
Обсуждение материала
  • 2 декабря 201113:43
    Татьяна Подюкова

    Уважаемый автор. Для более корректного отображения материала на странице библиотеки портала советуем вам прикрепить его в формате WORD.
    С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна

  • 7 декабря 201115:35
    Татьяна Подюкова

    Уважаемый автор! Ваш материал отображен на странице библиотеки портала некорректно. Просьба в режиме редактирования прикрепить материал в формате WORD и сообщить дополнительным письмом на адрес: . Лишь в этом случае вам материал будет допущен для рассмотрения экспертным советом портала. В случае если это не произойдет до 29 декабря, мы будем вынуждены вашу методическую разработку удалить из библиотеки портала
    С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru