В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Былина "Илья Муромец и Соловей - Разбойник"

Былина "Илья Муромец и Соловей - Разбойник"

Лариса Шабдарова
Тип материала: Урок
просмотров: 9866
Краткое описание
Урок-путешествие по былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"  в 6 классе коррекционной школы 8 вида
Описание
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Урок чтения и развития речи в 6 классе.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Тема:  «Путешествие по Древней Руси:  Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>   2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>   3) воспитание патриотических чувств.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Ход урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>1. Орг.момент, сообщение целей урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся  в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>2. Введение в тему.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- А что такое былина?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: это русские народные песни-сказания  сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина — Россия — называлась Русью.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>-  Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Показывает карточку с изображением печи и колодца).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>-  Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>-  Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси:  Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>-  Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст  былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Итак, проверим. 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: на дубе.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чем был страшен  Соловей-разбойник? (Свистом)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской.  Игра "Армреслинг".
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>4. Работа с темой урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: — 6-й слайд
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Молодец
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дородный
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Богатырь
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Святорусский
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Казак
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Старый
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Конь
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Богатырский
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Посвист
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Соловий
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Покрик
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Звериный
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Как нужно читать былины?  (Напевно, не торопясь)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>В старину былины сопровождались гуслями.  (Сообщение ученика).- 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>7-й -9 слайды.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Речевая разминка:
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>АОУЫИЕЁЮЯИЫУ
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Какие буквы пропели? (гласные)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Какие из них обозначают 2 звука?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Работа с отрывком былины. (стр.52)
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение учителем.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Работа с новыми совами: 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение 2-3 учениками.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Опрос:
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>  — С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Прочитайте наказы отца своему сыну.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Объясните слова  «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение по ролям.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд. 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды — выберите нужную и назовите её.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>5. Физкультминутка.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>6. Продолжение темы урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Воспевая богатырей, защитников Родины,  былины звали на подвиг во славу Отечества,  веками воспитывали в юношах  любовь к родной земле.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Родина – мать, умей за неё постоять. 
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Объясните смысл данных пословиц.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Сообщение ученика).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами — Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец — самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>7. Обобщение, оценки.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Путешествие по Древней Руси.docx Скачать

Урок чтения и развития речи в 6 классе.


Тема: «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».

Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";

2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;

3) воспитание патриотических чувств.


Ход урока.


1. Орг.момент, сообщение целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.


2. Введение в тему.

- А что такое былина?

Дети: это русские народные песни-сказания сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью.


- Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.

А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.

(Показывает карточку с изображением печи и колодца).


- Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.

Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.


- Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».


А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.

Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?

Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.


- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?

Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.


- Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.

3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» . Итак, проверим.


- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?

Дети: на дубе.

- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).

  • Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)

  • Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.

  • Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.

  • Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)

  • С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)

  • Чем был страшен Соловей-разбойник? (Свистом)

  • Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.

  • Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)

  • При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).


- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Игра "Армреслинг".


4. Работа с темой урока.


- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: - 6-й слайд

(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).

Молодец

Дородный

Богатырь

Святорусский

Казак

Старый

Конь

Богатырский

Посвист

Соловий

Покрик

Звериный


- Как нужно читать былины? (Напевно, не торопясь)

В старину былины сопровождались гуслями. (Сообщение ученика).-

7-й -9 слайды.

В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.


Речевая разминка:


АОУЫИЕЁЮЯИЫУ


- Какие буквы пропели? (гласные)

- Какие из них обозначают 2 звука?

Работа с отрывком былины. (стр.52)

  • Чтение учителем.

Работа с новыми совами:

БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;

РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;

РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.


  • Чтение 2-3 учениками.

Опрос:

- С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).

- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.

- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)

Прочитайте наказы отца своему сыну.

- Объясните слова «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»

- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?

- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?

- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.

  • Чтение по ролям.

- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?

- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).


Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд.

Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды - выберите нужную и назовите её.

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами

(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).


5. Физкультминутка.


6. Продолжение темы урока.

- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, веками воспитывали в юношах любовь к родной земле.

Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.


  • Родина – мать, умей за неё постоять.

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Объясните смысл данных пословиц.


- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.

(Сообщение ученика).

На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.


7. Обобщение, оценки.


8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….





















Изложи в правильном порядке ход событий в былине:


Событие 1

Он стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать да стал копьём колоть.

Событие 2

Из того ли из города Мурома,

Из того ли села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Событие 3

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать.

Событие 4

Он тетивочку шёлковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

То он стрелял в того Соловья-разбойника…

Событие 5

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались…

Событие 6

Он приехал-то во славный стольный Киев –град

А ко славному ко князю на широкий двор.

Событие 7

Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле.

И он срубил ему да буйну голову.














МОЛОДЕЦ ЗВЕРИНЫЙ


БОГАТЫРЬ СТАРЫЙ


КАЗАК СВЯТОРУССКИЙ


КОНЬ СОЛОВИЙ


ПОСВИСТ ДОРОДНЫЙ


ПОКРИК БОГАТЫРСКИЙ


  • Из какой семьи Илья Муромец?



  • Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?



  • Кто и с помощью чего вылечил Илью?



  • Кто такие калики перехожие?



  • С кем собирался сразиться Илья Муромец?



  • Чем был страшен Соловей-разбойник?



  • Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника?



  • Куда ранил Илья Соловья?



  • При каком князе жил Илья Муромец?




  • В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.





На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.

Путешествие по Древней Руси.docx Скачать

Урок чтения и развития речи в 6 классе.


Тема: «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».

Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";

2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;

3) воспитание патриотических чувств.


Ход урока.


1. Орг.момент, сообщение целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.


2. Введение в тему.

- А что такое былина?

Дети: это русские народные песни-сказания сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью.


- Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.

А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.

(Показывает карточку с изображением печи и колодца).


- Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.

Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.


- Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».


А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.

Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?

Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.


- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?

Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.


- Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.

3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» . Итак, проверим.


- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?

Дети: на дубе.

- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).

  • Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)

  • Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.

  • Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.

  • Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)

  • С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)

  • Чем был страшен Соловей-разбойник? (Свистом)

  • Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.

  • Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)

  • При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).


- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Игра "Армреслинг".


4. Работа с темой урока.


- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: - 6-й слайд

(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).

Молодец

Дородный

Богатырь

Святорусский

Казак

Старый

Конь

Богатырский

Посвист

Соловий

Покрик

Звериный


- Как нужно читать былины? (Напевно, не торопясь)

В старину былины сопровождались гуслями. (Сообщение ученика).-

7-й -9 слайды.

В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.


Речевая разминка:


АОУЫИЕЁЮЯИЫУ


- Какие буквы пропели? (гласные)

- Какие из них обозначают 2 звука?

Работа с отрывком былины. (стр.52)

  • Чтение учителем.

Работа с новыми совами:

БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;

РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;

РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.


  • Чтение 2-3 учениками.

Опрос:

- С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).

- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.

- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)

Прочитайте наказы отца своему сыну.

- Объясните слова «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»

- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?

- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?

- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.

  • Чтение по ролям.

- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?

- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).


Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд.

Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды - выберите нужную и назовите её.

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами

(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).


5. Физкультминутка.


6. Продолжение темы урока.

- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, веками воспитывали в юношах любовь к родной земле.

Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.


  • Родина – мать, умей за неё постоять.

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Объясните смысл данных пословиц.


- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.

(Сообщение ученика).

На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.


7. Обобщение, оценки.


8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….





















Изложи в правильном порядке ход событий в былине:


Событие 1

Он стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать да стал копьём колоть.

Событие 2

Из того ли из города Мурома,

Из того ли села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Событие 3

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать.

Событие 4

Он тетивочку шёлковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

То он стрелял в того Соловья-разбойника…

Событие 5

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались…

Событие 6

Он приехал-то во славный стольный Киев –град

А ко славному ко князю на широкий двор.

Событие 7

Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле.

И он срубил ему да буйну голову.














МОЛОДЕЦ ЗВЕРИНЫЙ


БОГАТЫРЬ СТАРЫЙ


КАЗАК СВЯТОРУССКИЙ


КОНЬ СОЛОВИЙ


ПОСВИСТ ДОРОДНЫЙ


ПОКРИК БОГАТЫРСКИЙ


  • Из какой семьи Илья Муромец?



  • Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?



  • Кто и с помощью чего вылечил Илью?



  • Кто такие калики перехожие?



  • С кем собирался сразиться Илья Муромец?



  • Чем был страшен Соловей-разбойник?



  • Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника?



  • Куда ранил Илья Соловья?



  • При каком князе жил Илья Муромец?




  • В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.





На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров