В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Былина "Илья Муромец и Соловей - Разбойник"

 Лариса  Шабдарова Лариса Шабдарова
Тип материала: Урок
просмотров: 6457
Краткое описание
Урок-путешествие по былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"  в 6 классе коррекционной школы 8 вида

Описание
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Урок чтения и развития речи в 6 классе.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Тема:  «Путешествие по Древней Руси:  Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>   2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>   3) воспитание патриотических чувств.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Ход урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>1. Орг.момент, сообщение целей урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся  в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>2. Введение в тему.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- А что такое былина?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: это русские народные песни-сказания  сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина — Россия — называлась Русью.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>-  Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Показывает карточку с изображением печи и колодца).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>-  Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>-  Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси:  Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>-  Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст  былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Итак, проверим. 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дети: на дубе.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чем был страшен  Соловей-разбойник? (Свистом)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской.  Игра "Армреслинг".
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>4. Работа с темой урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: — 6-й слайд
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Молодец
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дородный
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Богатырь
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Святорусский
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Казак
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Старый
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Конь
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Богатырский
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Посвист
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Соловий
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Покрик
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Звериный
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Как нужно читать былины?  (Напевно, не торопясь)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>В старину былины сопровождались гуслями.  (Сообщение ученика).- 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>7-й -9 слайды.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Речевая разминка:
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>АОУЫИЕЁЮЯИЫУ
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Какие буквы пропели? (гласные)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Какие из них обозначают 2 звука?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Работа с отрывком былины. (стр.52)
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение учителем.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Работа с новыми совами: 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение 2-3 учениками.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Опрос:
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>  — С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Прочитайте наказы отца своему сыну.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Объясните слова  «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Чтение по ролям.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд. 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды — выберите нужную и назовите её.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>5. Физкультминутка.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>6. Продолжение темы урока.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Воспевая богатырей, защитников Родины,  былины звали на подвиг во славу Отечества,  веками воспитывали в юношах  любовь к родной земле.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Родина – мать, умей за неё постоять. 
–<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> <span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- Объясните смысл данных пословиц.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>(Сообщение ученика).
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами — Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец — самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>7. Обобщение, оценки.
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»>8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
<span style=«FONT-SIZE: 14pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman","serif"»> 
Пожаловаться 25 ноября 2011
Файлы
Путешествие по Древней Руси.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок чтения и развития речи в 6 классе.


Тема: «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».

Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";

2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;

3) воспитание патриотических чувств.


Ход урока.


1. Орг.момент, сообщение целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.


2. Введение в тему.

- А что такое былина?

Дети: это русские народные песни-сказания сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью.


- Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.

А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.

(Показывает карточку с изображением печи и колодца).


- Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.

Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.


- Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».


А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.

Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?

Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.


- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?

Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.


- Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.

3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» . Итак, проверим.


- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?

Дети: на дубе.

- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).

  • Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)

  • Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.

  • Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.

  • Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)

  • С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)

  • Чем был страшен Соловей-разбойник? (Свистом)

  • Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.

  • Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)

  • При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).


- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Игра "Армреслинг".


4. Работа с темой урока.


- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: - 6-й слайд

(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).

Молодец

Дородный

Богатырь

Святорусский

Казак

Старый

Конь

Богатырский

Посвист

Соловий

Покрик

Звериный


- Как нужно читать былины? (Напевно, не торопясь)

В старину былины сопровождались гуслями. (Сообщение ученика).-

7-й -9 слайды.

В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.


Речевая разминка:


АОУЫИЕЁЮЯИЫУ


- Какие буквы пропели? (гласные)

- Какие из них обозначают 2 звука?

Работа с отрывком былины. (стр.52)

  • Чтение учителем.

Работа с новыми совами:

БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;

РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;

РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.


  • Чтение 2-3 учениками.

Опрос:

- С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).

- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.

- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)

Прочитайте наказы отца своему сыну.

- Объясните слова «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»

- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?

- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?

- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.

  • Чтение по ролям.

- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?

- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).


Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд.

Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды - выберите нужную и назовите её.

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами

(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).


5. Физкультминутка.


6. Продолжение темы урока.

- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, веками воспитывали в юношах любовь к родной земле.

Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.


  • Родина – мать, умей за неё постоять.

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Объясните смысл данных пословиц.


- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.

(Сообщение ученика).

На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.


7. Обобщение, оценки.


8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….





















Изложи в правильном порядке ход событий в былине:


Событие 1

Он стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать да стал копьём колоть.

Событие 2

Из того ли из города Мурома,

Из того ли села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Событие 3

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать.

Событие 4

Он тетивочку шёлковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

То он стрелял в того Соловья-разбойника…

Событие 5

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались…

Событие 6

Он приехал-то во славный стольный Киев –град

А ко славному ко князю на широкий двор.

Событие 7

Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле.

И он срубил ему да буйну голову.














МОЛОДЕЦ ЗВЕРИНЫЙ


БОГАТЫРЬ СТАРЫЙ


КАЗАК СВЯТОРУССКИЙ


КОНЬ СОЛОВИЙ


ПОСВИСТ ДОРОДНЫЙ


ПОКРИК БОГАТЫРСКИЙ


  • Из какой семьи Илья Муромец?



  • Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?



  • Кто и с помощью чего вылечил Илью?



  • Кто такие калики перехожие?



  • С кем собирался сразиться Илья Муромец?



  • Чем был страшен Соловей-разбойник?



  • Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника?



  • Куда ранил Илья Соловья?



  • При каком князе жил Илья Муромец?




  • В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.





На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.

Путешествие по Древней Руси.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок чтения и развития речи в 6 классе.


Тема: «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».

Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник";

2) развитие аналитических способностей обучающихся на основе анализа былины;

3) воспитание патриотических чувств.


Ход урока.


1. Орг.момент, сообщение целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.


2. Введение в тему.

- А что такое былина?

Дети: это русские народные песни-сказания сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью.


- Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.

А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.

(Показывает карточку с изображением печи и колодца).


- Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.

Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца.


- Замечательно! Итак, записываем число, тему сегодняшнего урока «Путешествие по Древней Руси: Илья Муромец и Соловей – Разбойник».


А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)- 1-й слайд.

Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?

Дети: В деревянных домах, построенных из бревен.


- Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались?

Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; Почти половину дома занимала печь, в которой пекли хлеб, готовили еду. Почти всё в избе делалось своими руками.


- Вот в такой избе жил Илья Муромец – 2-й слайд.

3. Проверка домашнего задания: домашнее задание у вас было: прочитать полный текст былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» . Итак, проверим.


- На каком дереве сидел Соловей-разбойник?

Дети: на дубе.

- Этот дуб приготовил нам задания: срываете листочек, прочитаете и ответите на вопрос (На доске нарисован дуб, листочки дубовые скреплены).

  • Из какой семьи Илья Муромец? (из крестьянской)

  • Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33) – 3-й слайд.

  • Кто и с помощью чего вылечил Илью? (калики перехожие колодезной водой)- 4-й слайд.

  • Кто такие калики перехожие? (путешествующие музыканты)

  • С кем собирался сразиться Илья Муромец? (С соловьём-разбойником)

  • Чем был страшен Соловей-разбойник? (Свистом)

  • Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника? (Чёрная грязь) – 5-й слайд.

  • Куда ранил Илья Соловья? (В правый глаз и в правую руку)

  • При каком князе жил Илья Муромец? (при князе Владимире, Ясном Солнышке).


- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам – игра. (изображение руки) На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Игра "Армреслинг".


4. Работа с темой урока.


- Ребята, попробуем соотнести былинные эпитеты со словами: - 6-й слайд

(выдаётся на каждую парту лист, указать стрелочками).

Молодец

Дородный

Богатырь

Святорусский

Казак

Старый

Конь

Богатырский

Посвист

Соловий

Покрик

Звериный


- Как нужно читать былины? (Напевно, не торопясь)

В старину былины сопровождались гуслями. (Сообщение ученика).-

7-й -9 слайды.

В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.


Речевая разминка:


АОУЫИЕЁЮЯИЫУ


- Какие буквы пропели? (гласные)

- Какие из них обозначают 2 звука?

Работа с отрывком былины. (стр.52)

  • Чтение учителем.

Работа с новыми совами:

БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ – наказ, пожелание родителей детям;

РАТНЫЙ ПОДВИГ – воинский подвиг;

РАДЕЛЬНИК – помощник, защитник.


  • Чтение 2-3 учениками.

Опрос:

- С чего начинается просьба Ильи Муромца? (Просит благословления у родителей на воинский подвиг).

- Найдите в тексте и прочитайте просьбу Ильи Муромца.

- На какие дела благословил отец Илью Муромца? (На добрые дела)

Прочитайте наказы отца своему сыну.

- Объясните слова «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»

- Как понимаете выражение: «Перед князем – боярином не гнись, не вались…»?

- Уважает ли Илья своих родителей? Откуда это видно?

- Сколько героев в этом отрывке? (3) Попробуем прочитать по ролям.

  • Чтение по ролям.

- Можно ли считать Илью Муромца богатырём?

- Кто такой богатырь? (человек необычайной силы, смелый и храбрый воин).


Предлагаю собрать богатыря в путь дорогу.- 10-й слайд.

Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу" Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды - выберите нужную и назовите её.

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия. Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами

(Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю).


5. Физкультминутка.


6. Продолжение темы урока.

- Продолжим наш урок. Чем занимались богатыри? (Защищали Родину)

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, веками воспитывали в юношах любовь к родной земле.

Много пословиц сложено нашими предками о Родине:- 11-й слайд.


  • Родина – мать, умей за неё постоять.

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Объясните смысл данных пословиц.


- О богатырях художники писали картины, композиторы – песни. Обратите внимание на картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри».- 12-й слайд.

(Сообщение ученика).

На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.


7. Обобщение, оценки.


8. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», используя имена героев, слова с былины, новые слова, которые прошли на уроке. Например, былина, богатырь, кольчуга, печь, калики….





















Изложи в правильном порядке ход событий в былине:


Событие 1

Он стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать да стал копьём колоть.

Событие 2

Из того ли из города Мурома,

Из того ли села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Событие 3

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать.

Событие 4

Он тетивочку шёлковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

То он стрелял в того Соловья-разбойника…

Событие 5

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались…

Событие 6

Он приехал-то во славный стольный Киев –град

А ко славному ко князю на широкий двор.

Событие 7

Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле.

И он срубил ему да буйну голову.














МОЛОДЕЦ ЗВЕРИНЫЙ


БОГАТЫРЬ СТАРЫЙ


КАЗАК СВЯТОРУССКИЙ


КОНЬ СОЛОВИЙ


ПОСВИСТ ДОРОДНЫЙ


ПОКРИК БОГАТЫРСКИЙ


  • Из какой семьи Илья Муромец?



  • Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?



  • Кто и с помощью чего вылечил Илью?



  • Кто такие калики перехожие?



  • С кем собирался сразиться Илья Муромец?



  • Чем был страшен Соловей-разбойник?



  • Как называлось место сражения Ильи Муромца и Соловья-разбойника?



  • Куда ранил Илья Соловья?



  • При каком князе жил Илья Муромец?




  • В то время гусли звучали как на праздниках, так и каждый день. Число струн на древних гуслях были различны: 4, 5. 6, 9. Гусли от слова «гудеть». Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, поэтому они назывались «яворчатые» или «яровчатые». Самые маленькие гусли были 35 см., самые большие 85 см. В наше время начинающие гусляры играют на 17-ти струнах, а мастера высокого класса – 85.





На картине изображён Илья Муромец со своими боевым товарищами - Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Илья Муромец - самый старший из них по возрасту и находится в самом центре. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная, за спиной виден колчан со стрелами, в левой руке – копьё. Илья Муромец на заставе, смотрит в сторону врага. Конь его тоже могучий, вороной масти, то есть цвета. Он тоже прислушивается к звукам. Все охраняют нашу Родину.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru