В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок по теме "Механические колебания"

Урок по теме "Механические колебания"

Алла Тютюнникова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 5496
Краткое описание
Цель урока:
•    сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;
•    формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
•    вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;
•     умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
•    прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок по теме Механические колебания (9класс).doc Скачать

Урок по теме «Механические колебания.

Величины, характеризующие колебательное движение»

(9класс)

Цель урока:

  • сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;

  • формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;

  • вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;

  • умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;

  • прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.

Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: ИКТ-технология.

Оборудование: демонстрационное: шарик на нити, груз на пружине, сосуд с вязкой жидкостью (растительное масло), компьютер с проектором.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала и закрепление.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Итог урока

  6. Домашнее задание.


Ход урока

  1. Организационный момент. Презентация

Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

Когда мы улыбаемся,

Мы самоисцеляемся

И с силой наполняется,

Дарующей успех.

Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.

2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.

Вопросы к кроссворду:

  1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения.

    • Назовите единицы измерения скорости.

    • С помощью какого прибора измеряют скорость?

  2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?

    • В каких единицах измеряется ускорение?

    • Какой буквой обозначается ускорение?

  3. Характеристика взаимодействия тел.

    • Назовите виды сил?

    • С помощью какого прибора можно измерять силу?

  4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.

    • Что называется перемещением?

    • Какие единицы перемещения вы знаете?

  5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?

    • Чему равно ускорение свободного падения?

  6. В каких единицах измеряют углы?

    • Какие единицы измерения углов вы знаете?

    • Каким приборам мы измеряем углы?

  7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…

    • Назовите виды движения.

    • Что называется равномерным и неравномерными движением?

  8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.

    • Назовите виды трения?

    • Назовите способы уменьшения и увеличения трения?

  9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.

    • Назовите единицу измерения времени в системе СИ.

    • С помощью каких приборов измеряют время?

Назовите мне ключевое слово - КОЛЕБАНИЯ.

Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий,

На ветке паук.

Колеблется воздух

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

(формулируется цель урока)

3.Изложение нового материала.

Урок начинается с демонстрации: 1)колебание шарика на нити. 2)колебание маятников часов и т.д.

Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.

Учащиеся: повторение.

Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?

Учащиеся: колебания.

Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. Приведите свои примеры колебательного движения.

Учащиеся приводят примеры колеблющихся тел из демонстраций, которые они наблюдали и из окружающей жизни.

Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.

Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.

Учащимся предлагается привести в колебание математической и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?

Учащиеся: подействовали силой.

Учитель: Для того, чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.

Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?

Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.


Учитель: Как вы думаете, как будет ввести себя маятник, если его поместить в масло или глицерин?

Учащиеся: Колебания сразу прекратятся, т.к. возникает большое сопротивление движению.


Учитель: Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали механические колебания:

  • колебательная система должна быть выведена из положения равновесия;

  • силы трения в системе должны быть малы.

Учитель: В зависимости, какие силы действую на тело различают свободные и вынужденные колебания.

СВОБОДНЫЕ - это колебания, происходящие под действием внутренних сил.

ВЫНУЖДЕННЫЕ - это колебания, происходящие под действием внешних сил.

Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.

Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.

4. Закрепление нового материала.


5. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.

« Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой тянись

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет»

Фирдоуси (персидский поэт)

6. Домашнее задание.

§24-6, упр.23



Литература

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.9кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009.

  2. А.В.Перышкин. сборник задач по физике: 7-9кл. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  3. С.А. Тихомирова. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная Пресса, 2002.

Урок по теме Механические колебания (9класс).zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос