Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
-
Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2009.
-
Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236); (7-9 класс)
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
-
Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2009.
-
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
Методические пособия
-
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
-
Дидактические материалы «Физика 7 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.
-
Дидактические материалы «Физика 9 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы: в 7 классе - 4; в 8 классе - 4; в 9 классе - 4.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: в 7 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю); в 9 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ |
Тема урока |
№ |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля, измерители |
Элементы дополни- тельного содержа-
ия |
Домашнее задание |
Дата |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
ния |
|
||
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 часа) |
||||||||||
1 |
Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона |
2 |
Комбинированный урок |
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника |
Знать: смысл понятия «вещество». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ |
|
Погрешности измерений |
§1,2,3. Л. №5,12 |
|
|
2 |
Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц |
3 |
Комбинированный урок |
|
|
Тест (дать определение вещества) |
|
§4,5, подготовка к лабораторной работе, Л. №25 |
|
|
3 |
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» |
3 |
Урок-практикум |
|
|
Лабораторная работа, выводы, оформление |
|
§ 6 «Физика. Техника. Природа». Составить кроссворд |
|
|
РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов) |
||||||||||
4 |
Строение вещества. Молекулы |
1 |
Комбинированный урок |
Строение вещества |
Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия |
Фронтальный опрос, тест |
|
§7,8. Л. №53,54. Подготовка к лабораторной работе |
|
|
5 |
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» |
2 |
Урок-практикум |
|
|
Проверка лабораторной работы |
|
Л. № 23, 24 |
|
|
6 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела |
3 |
Комбинированный урок |
Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение |
|
Опорный конспект |
|
§ 9, задание 2(1). Л. № 66 |
|
|
7 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул |
4 |
Комбинированный урок |
Взаимодействие частиц вещества |
|
Фронтальный опрос |
|
§10, упр. 2(1). Л. № 74, 80 |
|
|
8 |
Три состояния вещества |
5 |
Комбинированный урок |
Модели строения газов, жидкостей и твердых тел |
|
Физический диктант. Опорный конспект |
|
§11 |
|
|
9 |
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов |
6 |
Комбинированный урок (КВН) |
Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей |
|
Составление классификационной таблицы «Строение вещества» |
|
§12. Л. № 65, 67, 77-79 |
|
|
РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час) |
||||||||||
10 |
Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение |
Знать:
- явление
инерции,
- смысл
понятий:
- описывать и
объяснять равномерное - использовать
физические приборы |
Опорный конспект |
Относительность движения. Система отсчета |
§ 13, задание № 4. Л. № 99, 101, 103 |
|
|
11 |
Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение |
2 |
Комбинированный урок |
Скорость прямолинейного равномерного движения |
|
Опрос, тест |
|
§ 14, 15. Упр. 4(1,4) |
|
|
12 |
Расчет скорости, пути и времени движения |
4 |
Урок закрепления знаний |
Методы измерения расстояния, времени, скорости |
|
Опрос, тест |
|
§16. Упр. 5 (2, 4) |
|
|
13-14 |
Расчет скорости, пути и времени движения |
5 |
Урок закрепления знаний |
Методы измерения расстояния, времени, скорости |
времени, массы, силы;
- выявлять
зависимость: пути от рас - выражать величины в СИ |
Физический диктант. Решение задач |
|
§16 |
|
|
15 |
Инерция |
6 |
Комбинированный урок |
Неравномерное движение |
|
Опорный конспект |
|
§17 |
|
|
16 |
Взаимодействие тел |
7 |
Комбинированный урок |
Взаимодействие тел |
Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры |
Тест |
|
§18. Л. 207, 209 |
|
|
17 |
Масса тела. Единицы массы |
8 |
Комбинированный урок |
Масса тела. Плотность вещества |
Знать: -определение массы;
-единицы масс. |
Опорный конспект. Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка к лабораторной работе |
|
§1. подготовка к лабораторной работе № 3 |
|
|
18 |
Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах» |
9 |
Урок-практикум |
Методы измерения массы и плотности |
Умение работать с приборами при нахождении массы тела |
Написать вывод и правильно оформить работу |
|
Повторить §19,20. Упр. 6(1,3) |
|
|
19 |
Плотность вещества |
10 |
Комбинированный урок |
|
Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу |
Тест |
Вес тела |
§21. Л. № 265. Подготовка к лабораторным работам № 4,5 |
|
|
20 |
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» |
11 |
Урок-практикум |
|
Умение работать с приборами (мензурка, весы) |
Написать вывод и правильно оформить работу |
|
Повторить §21. Упр. 7(1,2) |
|
|
21 |
Расчет массы и объема вещества по его плотности |
12 |
Комбинированный урок |
Методы измерения массы и плотности |
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества |
Решение задач |
|
§22 |
|
|
22 |
Расчет массы и объема по его плотности |
13 |
Комбинированный урок |
Методы измерения массы и плотности |
Уметь:
-работать с
физическими величина - работать с приборами |
Решение задач, подготовка к контрольной работе |
|
Упр. 8 (3, 4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе |
|
|
23 |
Контрольная работа №1 |
14 |
Урок контроля |
Методы измерения массы и плотности |
Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества |
Контрольная работа |
|
|
|
|
24 |
Сила. Сила - причина изменения скорости |
15 |
Комбинированный урок |
Сила |
Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения |
Опорный конспект |
|
§23 |
|
|
25 |
Явление тяготения. Сила тяжести |
16 |
Комбинированный урок |
Сила тяжести |
Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу |
Опорный конспект, Тест. Б. 2-13 |
|
§24 |
|
|
26 |
Сила упругости |
17 |
Комбинированный урок |
Сила упругости |
Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу |
Опорный конспект |
|
§ 25, 26. Л. № 328, 333, 334 |
|
|
27 |
Единицы силы. Связь между силой и массой тела |
18 |
Комбинированный урок |
Единицы силы. Связь между силой и массой тела |
Отработка формулы зависимости между силой и массой тела |
Опрос, выполнение упр. 19 |
|
§27, упр. 9(1,3) подготовка к лабораторной работе |
|
|
28 |
Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
19 |
Урок-практикум |
Метод измерения силы |
Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора |
Упр. 17. Проверка лабораторной работы. Вывод |
|
§28, упр. 10(1,3) |
|
|
29 |
Графическое изображение силы. Сложение сил |
20 |
Комбинированный урок |
Правило сложения сил |
Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело |
Умение работать с чертежными инструментами (линейка, треугольник) |
|
§29, упр. 11(2,3) |
|
|
30 |
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике |
21 |
Урок изучения новых знаний |
Сила трения |
Знать определение силы трения. Уметь привести примеры |
Тест, опорный конспект |
|
§ 30-32, написать эссе о роли трения в быту и природе |
|
|
РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час) |
||||||||||
31 |
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Давление |
Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса |
Тест, опорный конспект |
|
§ 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание № 6 |
|
|
32 |
Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» |
2 |
Комбинированный урок |
Давление |
|
Проверка опорного конспекта |
|
§35. Л. № 464, 470 |
|
|
33 |
Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» |
3 |
Урок закрепления знаний |
Давление, плотность газа |
|
Решение задач |
|
§35. Л. № 473 |
|
|
34 |
Кратковременная контрольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля |
4 |
Урок контроля |
Давление. Закон Паскаля |
Знать смысл физических законов: закон Паскаля. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; |
Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность |
Гидравлические машины |
§36. Упр.14 (4), задание 7 |
|
|
35 |
Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда |
5 |
Комбинированный урок |
|
- использовать
физические приборы -выражать величины в СИ
|
Решение задач |
|
§ 37, 38. Л. 474, 476. Упр. 15(1) |
|
|
36 |
Давление. |
6 |
Урок за- |
Давление. |
Решение |
|
Повторить |
|
|
|
|
Закон Паскаля |
|
крепления знаний |
Закон Паскаля |
задач. Упр. 23 |
|
§ 37, 38. Л. 504-507 |
|
|
|
37 |
Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, во- домерного стекла |
7 |
Комби- |
Сообщающиеся со- |
Озвучивание |
|
§ 39, зада- |
|
|
|
|
|
ниро- |
суды. Применение. |
фрагмента |
|
ние 9(3) |
|
|
||
|
|
ванный |
Устройство шлюзов, |
документаль- |
|
|
|
|
||
|
|
урок |
водомерного стекла |
ного учебного фильма о давлении. Рисунки, схема |
|
|
|
|
||
38 |
Вес воздуха. Атмо- |
8 |
Комби- |
Атмосферное |
Фронтальный |
|
§40,41. |
|
|
|
|
сферное давление. |
|
ниро- |
давление |
опрос |
|
Упр.17, 18, |
|
|
|
|
Причина появления |
|
ванный |
|
|
|
задание 10 |
|
|
|
|
атмосферного давления |
|
урок |
|
|
|
|
|
|
|
39 |
Измерение атмосфер- |
9 |
Комби- |
Методы измерения |
Работа с при- |
|
§42, |
|
|
|
|
ного давления |
|
нированный урок |
атмосферного давления |
борами, знание их устройства |
|
дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11 |
|
|
|
40 |
Барометр-анероид. |
10 |
Комби- |
Методы измерения |
Уметь: |
Тест, опорный конспект |
|
§ 43, 44, |
|
|
|
Атмосферное давле- |
|
ниро- |
атмосферного дав- |
- объяснять переда- |
|
упр. 20, |
|
|
|
|
ние на различных вы- |
|
ванный |
ления |
чу давления в жид- |
|
упр. 21 (1, |
|
|
|
|
сотах |
|
урок |
|
костях и газах; -использовать физические приборы |
|
2) |
|
|
|
41 |
Манометры |
11 |
Комби- |
|
|
Проверка |
|
§ 45, до- |
|
|
|
|
|
ниро- |
|
для измерения дав- |
опорного |
|
полнитель- |
|
|
|
|
|
ванный |
|
ления |
конспекта |
|
но § 46, 47 |
|
|
|
|
|
урок |
|
|
|
|
Л. |
|
|
42 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело |
12 |
Комбинированный урок |
Закон Архимеда |
Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь: |
Рисунки |
Условия плавания тел |
§48, упр.19(2) |
|
|
43 |
Архимедова сила |
13 |
Комбинированный урок |
|
- объяснять
переда
- использовать
физические приборы - выражать величины в СИ;
- решать задачи
на |
Проверка опорного конспекта, тест |
|
§49, подготовка к лабораторной работе № 7 |
|
|
44 |
Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
14 |
Урок-практикум |
Закон Архимеда |
|
Уметь работать с физическими приборами |
|
Повторить §49, упр. 24(2,4) |
|
|
45 |
Плавание тел |
15 |
Комбинированный урок |
|
|
Составление опорного конспекта |
|
§50, упр. 25(3-5) |
|
|
46 |
Плавание тел |
16 |
Урок закрепления знаний |
Закон Архимеда |
|
Отработка формул, решение задач |
|
Л. № 605, 611,612 |
|
|
47 |
Плавание судов |
17 |
Комбинированный урок |
|
|
Проверка опорного конспекта, тест |
|
§51 |
|
|
48 |
Воздухоплавание |
18 |
Урок изучения новых знаний |
Закон Архимеда |
|
Составление опорного конспекта |
|
§52. Упр. 26 |
|
|
49 |
Воздухоплавание |
19 |
Урок закрепления знаний |
|
|
Решение задач |
|
Упр. 27(2) |
|
|
50 |
Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание |
20 |
Повто- ритель- но- обоб- щающий урок |
Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда |
Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда |
Составление обобщающей таблицы, решение задач |
|
Задание 16, подготовка к контрольной работе |
|
|
51 |
Контрольная работа № 3 «Давление твер- |
21 |
Урок контроля |
|
|
Решение задач |
|
|
|
|
|
дых тел, жидкостей и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
газов» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (14 часов) |
||||||||||
52 |
Работа |
1 |
Урок изучения новых знаний |
Работа |
Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения |
Составление опорного конспекта. Тест |
|
§53. Упр. 28(3,4) |
|
|
53 |
Мощность |
2 |
Комби- |
Мощность |
Знать определение мощности, обозна- чение физической величины и единицы измерения |
Составление |
|
§54. |
|
|
|
|
|
ниро- |
|
опорного кон- |
|
Упр. 29 |
|
|
|
|
|
|
ванный |
|
спекта. Тест |
|
(3-6) |
|
|
|
|
|
|
урок |
|
|
|
|
|
|
|
54 |
Мощность и работа |
3 |
Урок |
Мощность и работа |
Знать определение физических вели- чин:работа,мощность. Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность |
Проверка |
|
|
|
|
|
|
|
проверки |
|
опорного кон- |
|
|
|
|
|
|
|
|
знаний и |
|
спекта, реше- |
|
|
|
|
|
|
|
|
умений |
|
ние задач |
|
|
|
|
|
55 |
Рычаги |
4 |
Урок |
|
Знать устройство рычага |
Тест. |
|
§ 55, 56. |
|
|
|
|
|
изучения |
|
Знакомство с |
|
Л. № 736. |
|
|
|
|
|
|
новых |
|
простыми ме- |
|
Задание 18 |
|
|
|
|
|
|
знании |
|
ханизмами |
|
|
|
|
|
56 |
Момент силы |
5 |
Комби- |
|
Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы |
Решение за- |
|
§ 57, под- |
|
|
|
|
|
ниро- |
|
дач |
|
готовка к |
|
|
|
|
|
|
ванный |
|
|
|
лабора- |
|
|
|
|
|
|
урок |
|
|
|
торной работе, Упр. 30(2) |
|
|
|
57 |
Лабораторная работа |
6 |
Урок- |
|
Уметь: - проводить эксперимент и измерятьдлину плеч рычага и массу грузов; - работать с физическими приборами |
Вывод и |
|
§58, |
|
|
|
№8 |
|
практи- |
|
оформление |
|
упр. 38, |
|
|
|
|
«Выяснение условий |
|
кум |
|
работы |
|
упр. 30(1, |
|
|
|
|
равновесия рычага» |
|
|
|
|
|
3,4) |
|
|
58 |
Блоки. Золотое правило механики |
7 |
Комбинированный урок |
|
Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах |
Физический диктант |
|
§ 59, 60. Упр. 31(5) |
|
|
59 |
Золотое правило |
8 |
Урок по- |
|
Знать определения |
Решение за- |
|
Повторить |
|
|
|
механики |
|
вторения и обобщения |
|
физических величин: работа, мощность, КПД, энергия |
дач. Упр. 39 |
|
§59, 60. Подготовиться к лабораторной работе. Л. 766 |
|
|
60 |
Лабораторная работа |
9 |
Урок- |
Методы измерения |
Знать определения физических величин: КПД механизмов. Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную) |
Вывод и |
|
§61 |
|
|
|
№9 |
|
практи- |
работы, мощности, |
оформление |
|
|
|
|
|
|
«Определение КПД |
|
кум |
КПД механизмов |
работы |
|
|
|
|
|
|
при подъеме тележки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по наклонной плоско- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сти» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
Энергия. Потенциаль- |
10 |
Комби- |
Кинетическая энер- |
Знать: - определения фи- зических величин: энергия; -единицы измерения энергии; - закон
сохранения |
Составление |
|
§ 62, 63. |
|
|
|
ная и кинетическая |
|
ниро- |
гия. Потенциальная энергия. Закон со- хранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии
|
опорного кон- |
|
Упр. 32(1,4) |
|
|
|
|
энергия. Закон сохра- |
|
ванный |
спекта |
|
|
|
|
||
|
нения энергии |
|
урок |
|
|
|
|
|
||
62 |
Превращение одного |
11 |
Комби- |
Знать смысл закона |
Проверка |
|
§64. |
|
|
|
|
вида механической |
|
ниро- |
сохранения энергии, |
опорного кон- |
|
Л. 797 |
|
|
|
|
энергии в другой |
|
ванный урок |
приводить примеры механической энергии и ее превращения |
спекта. Решение задач |
|
|
|
|
|
63 |
Превращение одного |
12 |
Урок по- |
Знать определение, |
Тест |
|
Подготовка |
|
|
|
|
вида механической |
|
вторения |
обозначение, фор- |
|
- |
к контроль- |
|
|
|
|
энергии в другой |
|
и обобщения |
мулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи |
|
|
ной работе |
|
|
64 |
Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» |
13 |
Урок контроля |
|
Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия |
Контрольная работа |
|
|
|
|
65 |
Строение веществ, их свойства |
14 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Базовые понятия (Стандарт) |
Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин |
Тест |
|
Анализ контрольной работы, работа над ошибками, повторение § 1-12 |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ (3 часа) |
||||||||||
66 |
Взаимодействие тел |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Базовые понятия (Стандарт) |
Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин |
Тест |
|
Повторение 13-64 |
|
|
67 |
Итоговая контрольная работа № 5 |
2 |
Урок контроля |
|
Знают базовые понятия (Стандарт) |
Итоговый контроль, проверка тетрадей |
|
|
|
|
68 |
Повторительно-обобщающий урок |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»