В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Тематическое планирование по физике 7 класс, А.В.Пёрышкин

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образова­ния: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Фи­зика» 7-9 классы, 2009.

  • Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236); (7-9 класс)


Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2009.

  2. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.

Методические пособия

  1. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)

  2. Дидактические материалы «Физика 7 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Дидактические материалы «Физика 9 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.



Дополнительная литература

Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы: в 7 классе - 4; в 8 классе - 4; в 9 классе - 4.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: в 7 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю); в 9 классе - 68 часов (по 2 часа в неделю).










КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элемен­ты дополни-

тельного содержа-


ия

Домашнее задание

Дата

Примечание















ния



РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 часа)

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физи­ки. Что изучает физи­ка. Физика - наука о природе. Понятие фи­зического тела, веще­ства, материи, явле­ния, закона

2

Комби­ниро­ванный урок

Физика - наука о природе. Наблюде­ние и описание фи­зических явлений. Физические прибо­ры. Физические ве­личины и их изме­рение. Междуна­родная система единиц. Физический эксперимент и фи­зическая теория. Физика и техника

Знать: смысл поня­тия «вещество». Уметь: использо­вать физические приборы и измери­тельные инструмен­ты для измерения физических вели­чин.

Выражать результа­ты в СИ


Погреш­ности измере­ний

§1,2,3. Л. №5,12



2

Физические величины. Измерение физиче­ских величин. Система единиц

3

Комби­ниро­ванный урок





Тест (дать оп­ределение вещества)



§4,5,

подготовка к лабора­торной ра­боте, Л. №25



3

Лабораторная работа №1

«Определение цены деления шкалы изме­рительного прибора»

3

Урок-практи­кум





Лабораторная работа, выво­ды, оформле­ние



§ 6 «Физика.

Техника.

Природа».

Составить

кроссворд



РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов)

4

Строение вещества. Молекулы

1

Комби­ниро­ванный урок

Строение вещества

Знать смысл поня­тий: вещество, взаи­модействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физиче­ское явление: диф­фузия

Фронтальный

опрос,

тест


§7,8. Л. №53,54. Подготовка к лабора­торной ра­боте




5

Лабораторная работа

2

«Измерение размеров

малых тел»

2

Урок-практи­кум



Проверка

лабораторной

работы


Л. № 23, 24



6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость дви­жения молекул и тем­пература тела

3

Комби­ниро­ванный урок

Диффузия. Тепло­вое движение ато­мов и молекул. Бро­уновское движение



Опорный конспект



§ 9, зада­ние 2(1). Л. № 66



7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

4

Комби­ниро­ванный урок

Взаимодействие частиц вещества



Фронтальный опрос



§10, упр. 2(1). Л. № 74, 80



8

Три состояния вещества

5

Комби­ниро­ванный урок

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел



Физический диктант. Опорный конспект



§11



9

Различие в молеку­лярном строении твердых тел, жидко­стей и газов

6

Комби­ниро­ванный урок (КВН)

Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объ­яснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей



Составление классифика­ционной таб­лицы «Строе­ние вещества»



§12.

Л. № 65,

67, 77-79



РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час)

10

Механическое движе­ние. Понятие матери­альной точки. Чем от­личается путь от пе­ремещения

1

Урок изучения новых знаний

Механическое дви­жение. Траектория. Путь. Прямолиней­ное равномерное движение

Знать:

- явление инерции,
физический закон,
взаимодействие;

- смысл понятий:
путь, скорость, мас­са, плотность.
Уметь:

- описывать и объ­яснять равномерное
прямолинейное дви-
жение;

- использовать фи­зические приборы
для измерения пути,

Опорный кон­спект

Относи­тель­ность движе­ния.

Система отсчета

§ 13, зада­ние № 4. Л. № 99, 101, 103



11

Скорость тела. Рав­номерное и неравно­мерное движение

2

Комби­ниро­ванный урок

Скорость прямоли­нейного равномер­ного движения



Опрос, тест


§ 14, 15. Упр. 4(1,4)



12

Расчет скорости, пути и времени движения

4

Урок за­крепле­ния зна­ний

Методы измерения расстояния, време­ни, скорости



Опрос, тест


§16.

Упр. 5 (2, 4)



13-14

Расчет скорости, пути и времени движения

5

Урок за­крепле­ния зна­ний

Методы измерения расстояния, време­ни, скорости

времени, массы, силы;

- выявлять зависи­мость: пути от рас­
стояния, скорости от
времени, силы от скорости;

- выражать величи­ны в СИ

Физический диктант. Ре­шение задач


§16



15

Инерция

6

Комби­ниро­ванный урок

Неравномерное движение



Опорный кон­спект


§17



16

Взаимодействие тел

7

Комби­ниро­ванный урок

Взаимодействие тел

Знать, что мерой любого взаимодей­ствия тел является сила.

Уметь приводить примеры

Тест


§18.

Л. 207, 209



17

Масса тела. Единицы массы

8

Комби­ниро­ванный урок

Масса тела. Плот­ность вещества

Знать:

-определение массы;

-единицы масс.
Уметь воспроизвести или написать
формулу

Опорный кон­спект. Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка к лабораторной работе


§1.

подготовка к лабора­торной ра­боте № 3



18

Лабораторная работа №3

«Измерение массы вещества на рычаж­ных весах»

9

Урок-практи­кум

Методы измерения массы и плотности

Умение работать с приборами при на­хождении массы тела

Написать вы­вод и пра­вильно офор­мить работу


Повторить §19,20. Упр. 6(1,3)



19

Плотность вещества

10

Комби­ниро­ванный урок



Знать определение плотности вещест­ва, формулу. Уметь работать с физическими вели­чинами, входящими в данную формулу

Тест

Вес тела

§21.

Л. № 265. Подготовка к лабора­торным работам № 4,5



20

Лабораторная работа № 4 «Измерение объ­ема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

11

Урок-практи­кум



Умение работать с приборами (мензур­ка, весы)

Написать вы­вод и пра­вильно офор­мить работу


Повторить §21. Упр. 7(1,2)




21

Расчет массы и объе­ма вещества по его плотности

12

Комби­ниро­ванный урок

Методы измерения массы и плотности

Уметь работать с физическими вели­чинами, входящими в формулу нахож­дения массы веще­ства

Решение задач


§22



22

Расчет массы и объе­ма по его плотности

13

Комби­ниро­ванный урок

Методы измерения массы и плотности

Уметь:

-работать с физи­ческими величина­
ми, входящими в формулу нахождения массы вещест­ва;

- работать с приборами

Решение за­дач, подготов­ка к контроль­ной работе


Упр. 8 (3, 4), повто­рить фор­мулы, под­готовиться к контроль­ной работе



23

Контрольная работа №1

14

Урок контроля

Методы измерения массы и плотности

Уметь воспроизво­дить и находить физические величи­ны: масса, плот­ность, объем веще­ства

Контрольная работа





24

Сила. Сила - причина изменения скорости

15

Комби­ниро­ванный урок

Сила

Знать определение силы, единицы ее измерения и обо­значения

Опорный конспект


§23



25

Явление тяготения. Сила тяжести

16

Комби­ниро­ванный урок

Сила тяжести

Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект, Тест. Б. 2-13



§24



26

Сила упругости

17

Комби­ниро­ванный урок

Сила упругости

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект



§ 25, 26. Л. № 328, 333, 334



27

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

18

Комби­ниро­ванный урок

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела

Опрос, выпол­нение упр. 19



§27,

упр. 9(1,3) подготовка к лабора­торной ра­боте



28

Лабораторная работа №6

«Динамометр. Гра­дуирование пружины и измерение сил дина­мометром»

19

Урок-практи­кум

Метод измерения силы

Уметь работать с физическими при­борами. Градуиро­вание шкалы при­бора

Упр. 17. Про­верка лабора­торной рабо­ты. Вывод


§28,

упр. 10(1,3)



29

Графическое изобра­жение силы. Сложе­ние сил

20

Комби­ниро­ванный урок

Правило сложения сил

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело

Умение рабо­тать с чертеж­ными инстру­ментами (ли­нейка, тре­угольник)



§29,

упр. 11(2,3)



30

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

21

Урок изучения новых знаний

Сила трения

Знать определение силы трения. Уметь привести примеры

Тест,

опорный

конспект



§ 30-32, написать эссе о роли трения в быту и при­роде



РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час)

31

Давление. Способы уменьшения и увели­чения давления

1

Урок изучения новых знаний

Давление

Знать определение физических вели­чин: давление, плотность вещест­ва, объем, масса

Тест, опорный конспект


§ 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание № 6



32

Давление газа. По­вторение понятий «плотность», «давле­ние»

2

Комби­ниро­ванный урок

Давление



Проверка опорного конспекта


§35.

Л. № 464,

470



33

Давление газа. Повто­рение понятий «плот­ность», «давление»

3

Урок за­крепле­ния зна­ний

Давление, плотность газа



Решение задач


§35. Л. № 473



34

Кратковременная кон­трольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля

4

Урок контроля

Давление. Закон Паскаля

Знать смысл физи­ческих законов: за­кон Паскаля. Уметь:

- объяснять переда­чу давления в жид­костях и газах;

Уметь воспро­изводить и находить фи­зические ве­личины: дав­ление, плот­ность

Гидрав­лические машины

§36.

Упр.14 (4), задание 7



35

Давление в жидкости и газе. Расчёт давле­ния жидкости на дно и стенки сосуда

5

Комби­ниро­ванный урок


- использовать фи­зические приборы
для измерения дав­ления;

-выражать величи­ны в СИ






Решение задач


§ 37, 38. Л. 474, 476. Упр. 15(1)



36

Давление.

6

Урок за-

Давление.

Решение


Повторить




Закон Паскаля


крепле­ния зна­ний

Закон Паскаля

задач. Упр. 23


§ 37, 38. Л. 504-507



37

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, во-

домерного стекла

7

Комби-

Сообщающиеся со-

Озвучивание



§ 39, зада-





ниро-

суды. Применение.

фрагмента


ние 9(3)





ванный

Устройство шлюзов,

документаль-







урок

водомерного стекла

ного учебного фильма о давлении. Ри­сунки, схема





38

Вес воздуха. Атмо-

8

Комби-

Атмосферное

Фронтальный


§40,41.




сферное давление.


ниро-

давление

опрос


Упр.17, 18,




Причина появления


ванный




задание 10




атмосферного давле­ния


урок







39

Измерение атмосфер-

9

Комби-

Методы измерения

Работа с при-



§42,




ного давления


ниро­ванный урок

атмосферного дав­ления

борами, зна­ние их устрой­ства


дополни­тельно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11



40

Барометр-анероид.

10

Комби-

Методы измерения

Уметь:

Тест,

опорный конспект


§ 43, 44,




Атмосферное давле-


ниро-

атмосферного дав-

- объяснять переда-


упр. 20,




ние на различных вы-


ванный

ления

чу давления в жид-


упр. 21 (1,




сотах


урок


костях и газах; -использовать фи­зические приборы


2)



41

Манометры

11

Комби-





Проверка



§ 45, до-






ниро-


для измерения дав-

опорного


полнитель-






ванный


ления

конспекта


но § 46, 47






урок





Л.



42

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

12

Комби­ниро­ванный урок

Закон Архимеда

Знать смысл физи­ческих законов: за­кон Архимеда. Уметь:

Рисунки

Условия плава­ния тел

§48, упр.19(2)



43

Архимедова сила

13

Комби­ниро­ванный урок


- объяснять переда­
чу давления в жид­костях и газах;

- использовать фи­зические приборы
для измерения дав­ления;

- выражать величи­ны в СИ;

- решать задачи на
закон Архимеда

Проверка опорного кон­спекта, тест


§49,

подготовка к лабора­торной ра­боте № 7



44

Лабораторная работа №7

«Определение вытал­кивающей силы, дей­ствующей на погру­женное в жидкость тело»

14

Урок-практи­кум

Закон Архимеда



Уметь рабо­тать с физи­ческими при­борами


Повторить

§49,

упр. 24(2,4)



45

Плавание тел

15

Комби­ниро­ванный урок





Составление

опорного

конспекта



§50,

упр. 25(3-5)



46

Плавание тел

16

Урок за­крепле­ния зна­ний

Закон Архимеда



Отработка формул, ре­шение задач


Л. № 605, 611,612



47

Плавание судов

17

Комби­ниро­ванный урок





Проверка опорного кон­спекта, тест



§51



48

Воздухоплавание

18

Урок изучения новых знаний

Закон Архимеда



Составление

опорного

конспекта


§52. Упр. 26



49

Воздухоплавание

19

Урок за­крепле­ния зна­ний





Решение задач



Упр. 27(2)



50

Повторение вопросов: архимедова сила, пла­вание тел, воздухо­плавание

20

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Давление. Закон Паскаля. Атмо­сферное давление. Методы измерения атмосферного дав­ления. Закон Архи­меда

Уметь воспроизво­дить и находить физические величи­ны по формуле за­кона Архимеда

Составление обобщающей таблицы, ре­шение задач


Задание 16,

подготовка к контроль­ной работе



51

Контрольная работа № 3 «Давление твер-

21

Урок контроля





Решение задач







дых тел, жидкостей и











газов»










РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (14 часов)

52

Работа

1

Урок изучения новых знаний

Работа

Знать определение работы, обозначе­ние физической ве­личины и единицы измерения

Составление опорного кон­спекта. Тест


§53.

Упр. 28(3,4)



53

Мощность

2

Комби-

Мощность

Знать определение

мощности, обозна-

чение физической

величины и едини­цы измерения

Составление



§54.






ниро-


опорного кон-


Упр. 29






ванный


спекта. Тест


(3-6)






урок







54

Мощность и работа

3

Урок

Мощность и работа

Знать определение

физических вели-

чин:работа,мощность.

Уметь воспроизво­дить формулы, на­ходить физические величины: работа, мощность

Проверка









проверки


опорного кон-








знаний и


спекта, реше-








умений


ние задач





55

Рычаги

4

Урок


Знать устройство рычага

Тест.



§ 55, 56.






изучения


Знакомство с


Л. № 736.






новых


простыми ме-


Задание 18






знании


ханизмами





56

Момент силы

5

Комби-


Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы

Решение за-



§ 57, под-






ниро-


дач


готовка к






ванный




лабора-






урок




торной ра­боте, Упр. 30(2)



57

Лабораторная работа

6

Урок-


Уметь:

- проводить эксперимент и измерятьдлину плеч рычага и массу грузов; - работать с физи­ческими приборами

Вывод и



§58,




8


практи-


оформление


упр. 38,




«Выяснение условий


кум


работы


упр. 30(1,




равновесия рычага»






3,4)



58

Блоки. Золотое пра­вило механики

7

Комби­ниро­ванный урок


Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на при­мерах

Физический диктант


§ 59, 60. Упр. 31(5)



59

Золотое правило

8

Урок по-


Знать определения

Решение за-



Повторить




механики


вторения и обоб­щения


физических вели­чин: работа, мощ­ность, КПД, энергия

дач. Упр. 39


§59, 60. Подгото­виться к лабора­торной ра­боте. Л. 766



60

Лабораторная работа

9

Урок-

Методы измерения

Знать определения

физических величин: КПД механизмов.

Уметь определять

силу, высоту, работу (полезную и затра­ченную)

Вывод и



§61




9


практи-

работы, мощности,

оформление






«Определение КПД


кум

КПД механизмов

работы






при подъеме тележки










по наклонной плоско-










сти»









61

Энергия. Потенциаль-

10

Комби-

Кинетическая энер-

Знать:

- определения фи-

зических величин:

энергия;

-единицы измерения энергии;

- закон сохранения
энергии

Составление



§ 62, 63.




ная и кинетическая


ниро-

гия. Потенциальная

энергия. Закон со-

хранения механиче­ской энергии. Про­стые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии




опорного кон-


Упр. 32(1,4)




энергия. Закон сохра-


ванный

спекта






нения энергии


урок






62

Превращение одного

11

Комби-

Знать смысл закона

Проверка



§64.




вида механической


ниро-

сохранения энергии,

опорного кон-


Л. 797




энергии в другой


ванный урок

приводить примеры механической энер­гии и ее превраще­ния

спекта. Реше­ние задач





63

Превращение одного

12

Урок по-

Знать определение,

Тест



Подготовка




вида механической


вторения

обозначение, фор-


-

к контроль-




энергии в другой


и обоб­щения

мулы работы, энер­гии, мощности. Уметь решать задачи



ной работе



64

Контрольная работа

4

«Работа и мощность.

Энергия»

13

Урок контроля


Знать формулы на­хождения физиче­ских величин: рабо­та, мощность, КПД, энергия

Контрольная работа





65

Строение веществ, их свойства

14

Урок обобще­ния и система­тизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахо­ждение изученных величин

Тест


Анализ контроль­ной рабо­ты, работа над ошиб­ками, по­вторение § 1-12



ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

66

Взаимодействие тел

1

Урок обобще­ния и система­тизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахо­ждение изученных величин

Тест


Повторе­ние 13-64



67

Итоговая контрольная работа № 5

2

Урок контроля


Знают базовые по­нятия (Стандарт)

Итоговый контроль, проверка тетрадей





68

Повторительно-обобщающий урок

3










Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос