В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Методика работы воспитателя школы-интерната по развитию познавательной активности и познавательных интересов детей младшего подросткового возраста.

Методика работы воспитателя школы-интерната по развитию познавательной активности и познавательных интересов детей младшего подросткового возраста.

Наталья Дулатова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1234 голосов:7просмотров: 16941 комментариев: 2
Краткое описание
Данный материал - описание опыта работы воспитателя интернатного образовательного учреждения по развитию у детей младшего подросткового возраста познавательного интереса и познавательной активности. В работе даются рекомендации воспитателям по организации самоподготовки, классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на развитие интереса к учебной деятельности у воспитанников через развитие познавательных процессов .
Описание
Методика работы воспитателя школы-интерната по развитию познавательной активности и познавательных инте­ресов детей младшего подросткового возраста.
 
Задачи:
1. Создать условия для развития познавательных способностей детей во внеурочное время.
2. Способствовать развитию глубоких и устойчивых познавательных интересов через формирование потребности в само­совершенствовании.
3. Способствовать развитию основ мировоззренческой и нравственной культуры.
 
Используемые педагогические средства:
Беседы. Классные часы. Познавательные мероприятия.
 
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, индивидуально-дифференцируемая, парная, коллективная, фронтальная.
 
Приемы: Работа с учебником, дополнительной литературой, памятками.
 
Формы проведения: Внеурочные мероприятия. Организация самоподготовки.
 
Описание опыта.
 
     Развитие познавательной активности и поддержка у детей стойкого интереса к учебной деятельности — один из многих вопросов, которые решает воспитатель класса. Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку облегчить процесс овладения знаниями, рационально организо­вать свой учебный труд и ускорить процесс познания.
     Чем выше познавательная активность учащихся, тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться улучшения успеваемости.
     В младшем подростковом возрасте активно формируется интерес к учебным предметам,  выявляются и развиваются познавательные стремления. Этот процесс связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности. В этот период перед воспитателем класса стоит задача помочь ребенку осознать процесс учения; овладеть методами умственной работы по осмыслению к запоминанию материала, по формированию умений и навыков; осуществление самоконтроля за усвоением знаний.
 Методика пробуждения познавательной активности и воспи­тания познавательных интересов включает в себя работу воспи­тателя по следующим этапам:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теории проблемы.
2. Изучение особенностей учащихся. Изучение личности.
3. Проведение диагностики и анализ её результатов.
4. Разработка системы воспитательных мероприятий, соответствующих конкретным целям и задачам, поставленным воспита­телем класса перед учащимися в целом и по отдельности, и учитывающим возрастные и индивидуальные особенности детей».
5. Вовлечение детей в активную творческую познавательную деятельность в соответствия с их индивидуальными интересами и наклонностями.
Итак, на первом этапе своей работы по данной проблеме воспитатель должен четко представлять себе теорию вопроса. Подбирая формы и средства педагогического воздействия на ребенка с целью развития его познавательно активности, т.е. такого деятельного состояния ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями, воспитатель должен учитывать различные память и сообрази­тельность. Изучить его реакцию на внешнее воздействие, опре­деляющее характер активности ребенка.
 При положительном восприятии внешнего воздействия ребенок будет проявлять познавательную активность и наоборот. Таким образом, в процессе учебной работы у каждого учащегося проявляются определенные объективные переживания, влияющие на характер познавательной активности.
Перед воспитателем стоит задача развития у учащихся положительной настроенности к учению и возбуждения внутренних стимулов познавательной активности.
Какую бы сторону деятельности человека мы не взяли, в ней, так или иначе, отражается его отношение к вызывающим ту деятельность побудительным причинам и ее результатам.
   В одних случаях человек с радостью и удовольствием выполняет работу, а в других те же побудительные причины деятельности вызывают негативизм, таким образом, проявляется его отношение.
    Отношение в личностном плане может принижать форму потреб­ностей, мотивов, интересов и определенных установок деятель­ности (поведения). Каждая из названных форм отношений высту­пает как определенная ступень внутренней стимуляции к деятель­ности (поведению).
Воспитателю класса необходимо учитывать значение этих внутренних стимулов для личностного развития ребенка. Первейший фактор стимуляции всякой деятельности — потребность. В общем виде это надобность человека, в чем-либо, что необходимо для него и что поэтому вызывает у него определенную степень активности.
Познавательная активность возбуждается познавательной потребностью. Если ребенок не осознает потребности в учении, если у него нет познавательной потребности, он, как правило, не проявляет умственной активности. В отличие от взрослого, который хорошо понимает цель учебы для ребенка, ребенок живет настоящим, в нем преобладают эмоции, импульсы непосред­ственной жизнедеятельности. Принуждая его учиться и привлекая для этого искусственные стимулы, мы жертвуем его эмоциями ради будущего и пренебрегаем настоящим. На этой почве рождается конфликт между ребенком и взрослым — ребенок думает, что он учится не ради себя.
 Как воспитателю привести в действие внутренние стимулы познавательной активности детей и возбудить у них потребность в овладении знаниями?
Искусно создавать противоречия между знанием и незнанием, создавать проблемные ситуации, с помощью которых можно управ­лять вниманием школьников к активизировать их познавательную деятельность. Ставить задачи для самостоятельного разрешения, само­контроля, самоанализа. Выявлять субъективное значение того или иного вида познавательной деятельности для конкретного ребенка.
Второе звено в возбуждении познавательной активности учащихся — учебный интерес. Он развивается на основе потреб­ностей и обусловливается ими. Интерес — это эмоционально окрашенная потребность» прошедшая стадию мотивации и придаю­щая деятельности человека увлекательный характер. Когда познавательная деятельность ребенка основывается, на интересе, то он не нуждается во внешнем побуждении к учению, а занима­ется в силу своего внутреннего влечения.
Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки воспитательного процесса. В триединой задаче: обучения, развития и воспитания личности интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллек­та и важным фактором всестороннего развития личности.
 Как воспитателю возбудить у детей интерес к познавательной деятельности? Так как интерес своеобразная форма потребности, то для его формирования используются те же приемы: создание противоречий между знанием и незнанием, использование ярких примеров, теоретических обобщений, создании ситуации успеха при вовлечении детей во внеурочную воспитательную деятельность. На основе познавательного интереса и потребностей формируются мотивы учения — еще один внутренний стимул активиза­ции познавательной деятельности детей. У мотивов могут быть близкие личные цели: успешное окончание учебного года,  четверти, и отдаленные, связанные с будущим самоопределением жизни. Мотивы личного и общест­венного плана оказывают большой стимулирующий эффект учения, поэтому воспитатель должен это учитывать особо.
Более высокий уровень внутренних стимулов познавательной активности   — установка. У ученика, как правило, есть общая установка по отношению к учению в целом. Она выражается в сознательном стремлении к прочному овладению знаниями или в не стремлении. Но даже при наличии положительной установки к учению отдельные ученики в иные дни могут поверхностно отно­ситься к занятиям, подготовке домашнего задания.     
   Например, при появлении причин, сдерживающих психологическое действие основной установки: неожиданно возникшее сильное увлечение (книга, телевизор, компьютер, игра). Поэтому в формировании общей положительной установки к овладению знаниями играет воспитание у учащихся понимания своих обязанностей и чувство ответственности, то для снятия кратковременных отрицательных "установок" необходимо умение создать психологический настрой,  эмоциональную обстановку.
      И, наконец, последний важный побудительный стимул к учению — моральный фактор — понимание школьником своих обязанностей,  чувство долга и ответственности, наличие определенных волевых качеств.
 ВЫВОД: Для стимуляции познавательной активности младшего подростка необходимо воздействие педагога-воспитателя на мыслительную деятельность и на внутреннюю эмоционально-психологическую сферу. Задача стоит в достижении органического сочетания двух направлений педагогического воздействия: рационального и положительно-эмоционального, и привести в движение как внешние, так и внутренние факторы мыслительной активности учащихся.
На втором этапе работы воспитателя по проблеме развития познавательного интереса и познавательной активности происходит тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся. Воспитатель в этот период проводит наблюдение:
1.Как ученик учится в этом году и сравнивает с результатами ранних наблюдений.
2.Отношение ребенка к учебным предметам. Что привлекает и что вызывает отрицательное отношение. Поведение на уроках, почему возникает интерес и в чем он выражается.
3.Любимое занятие в свободное время.
4.О чем  ребенок хотел бы больше узнать.
5.Какие предметы дается труднее.
6.Уровень заинтересованности учебой,
7.Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера.
8. Степень самостоятельности при выполнении домашнего задания на самоподготовке.
 Наблюдения показали, что в младшем подростковом возрасте у многих учеников начинают проявляться склонности к тому пли иному виду познавательной деятельности. Возникает особое стремление к чему-то своему. Дети в этом отношении делятся на несколько групп:
1. Те, которых увлекает сам процесс учения, а не результат.
2.Те, которые стремятся к овладению новыми знаниями.
3. Те, которые ждут толчка., чтобы решиться как-то проявить себя.
 Воспитателю необходимо на данном этапе фиксировать результаты наблюдений и периодически делать анализ полученных данных; этой информацией рекомендуется обмениваться с учителями-предметниками и выборочно с детьми и их родителями.
Кроме этого, для успеха воспитания познавательных интере­сов воспитатель должен знать уровни развития познавательных процессов детей, с которыми он работает.
 Неоценимую помощь в этом воспитателю оказывает   школьный психолог. Так по заказу воспитателя с детьми была проведена диагностика, развития познавательных процессов с использованием группового интеллектуального теста (ГИТа). Этот тест позволяет выявить уровень умственного развития детей, а также условно разделить учащихся на "гуманитариев" и "математиков".
Сопоставляя данные собственных наблюдений и результатов диагностики, воспитатель получает деление детей по уровням развития познавательной активности   на следующие группы:
                           
 Высокий уровень
 
 Норма 
 
 Близко к норме 
 
 Низкий уровень 
 
 Марина Б.
 
 Настя В, 
 
 Герман Н. 
 
 Катя М. 
 
 Галя 0. 
 
 Юля Г. 
 
 Кирилл Р. 
 
 Саша Ф. 
 
 Оля Ч. 
 
 Оксана Г. 
 
 Максим Л. 
 
 Лена Ш. 
 
 Оля Т. 
 
 Настя С.
 
 Люда К. 
 
 Миша В. 
 
  
Описываемый опыт не предполагает проведение корректиро­вочной работы на специальных занятиях,  задача стоят в выяв­лении и подборе форм и методов вовлечения детей воспитателем в активную познавательную деятельность, развитие их познава­тельных интересов. Поэтому в данном случае деление на группы нам важно только с целью осуществления дифференцированного подхода к детям, учета их уровневого роста как результативности работы.
Кроме использования данных психолога, педагогических наблюдений воспитателю еще необхо­димо знать о Критериях и уровнях проявления познавательного интереса. По основанию активности и самостоятельности учащихся, стремлении к преодолению трудностей высокий уровень харак­теризуется следующими критериями:
–  высокой самопроизвольной познавательной активностью;
–  интересом к сущности явлений и процессов;
–  интенсивностью, увлеченностью протекания процесса самостоятельной деятельности;
–  стремлением к преодолению трудностей при решении сложных
задач.
Средний уровень определяется по следующим проявлениям:
–  познавательной активностью, требующей систематической поддержки педагога;
–  зависимостью процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличием побуждения;
–  преодолением трудностей с помощью товарищей;
–  ожиданием помощи.
Низкий уровень характеризуется следующими показателями:
–  познавательной инертностью;
–  мнимой самостоятельностью действий  (списыванием у соседа);
–  частыми отвлечениями от работы;
–  полной бездеятельностью при затруднениях.
Что дает воспитателю диагностика познавательных процессов детей для активизации познавательной активности и интереса? Строя работу воспитатель учитывает, что высокий уровень — это стойкий познавательный интерес развитая познавательная активность, основанная на интересе. Таким детям можно и нужно предоставлять   большую самостоятель­ность, систематически девать особые задания с повышенной трудностью, загружать их проблемными заданиями. Эту информа­цию воспитатель доводит до сведения учителей-предметников и планирует с ними работу. Так,  например, при подготовке внеуроч­ного мероприятия по биологии, детям данной группы кроме общего задания по просьбе воспитателя преподаватель русского языка и литературы дает творческую литературную работу по теме устного журнала. Дети успешно справляются со всеми заданиями, чем закрепляется их учебный интерес и уверенность в своих силах.
     Воспитателю школы-интерната всегда нужно помнить и о состоянии здоровья детей. Необходимо очень внимательно отнестись к тому, как дети с ослабленным здоровьем воспринимают и усваивают новый материал, или, например, к тому, насколько физически и духовно окреп, насколько стал жизнерадостнее долго проболевший ребенок, после соответствую­щих педагогических приемов, рассчитанных воспитателем специ­ально для повышения жизненного тонуса ученика.
     Так, например, получилось, что в группу "норма" вошли дети с достаточно высоким уровнем познавательных способностей, но с ослабленным здоровьем, длительно и часто болеющие. Частые пропуски выбивают их из системы знаний, снижают успеваемость и уверенность в себе. Поэтому работа с такими детьми строится с учетом такого внутреннего стимула развития познавательной активности, как средства поддержания интереса у учебной деятельности, как моральный фактор. Эмоциональная поддержка педагога, работа над волевыми качествами характера — основные средства педагогического воздействия. Но кроме этого необходимо помнить и о мотивах учения у этих детей. Например, у Ш. Г., девочки с достаточно высоким уровнем развития познавательных процессов познавательная активность недостаточно высокая, девочке мешает тревожность, потому что слабы мотивы учения: для родителей (бабушки), а не для себя. Снятие пере­живаний, обеспечение положительного настроя, подбадривание, вовлечение в познавательную деятельность при создании ситуации успеха — такова программа действий воспитателя с этим ребенком.
Для детей из группы "Близко к норме" для поддержания познавательного интереса нужен постоянный контроль и под­крепление веры в свои силы. То есть при планироании работы по развитию познавательной активности детей всего класса, для этих детей необходимо выбирать стопроцентное посильное задание. И если при подготовке внеклассного познавательного мероприятия детям из первой группы можно поручить задание повышенной трудности, то в этой группе обязательно посильное, гарантиуюее ситуацию успеха. Большая роль здесь отводится индивидуальным формам работы с детьми по развитию личностных качеств: пониманию чувства долга и ответственности, наличие волевых качеств: усидчивости, настойчивости. Так, например, что бы активизировать познавательный интерес Насти С., Кирилла Р. им необходимо создать соответствующие условия: повышенное внимание, моральное поощрение, научить самостоятельной работе, не отвлекаться, концентрировать внимание. Эти проблемы реша­ются при правильной организации работы детей на самоподго­товке.
И, наконец, особого внимания воспитателя требуют дети из группы с низким уровнем развития познавательных процессов. В работе с ними воспитатель подключает все внутренние стимулы формирования познавательной активности. Работает над развитием учебного интереса, формирует потребность к учению, выясняет для этого мотивы учения, степень влияния морального фактора.
     Например, при наблюдении и изучении особенностей Лены Ш. выяснилось, что у неё произошла замена учебных интересов на вне учебную деятельность. Отсутствие волевых качеств характера, стойких мотивов к учению мешают ей. Поэтому для девочки подби­рались характерные для нее задания: организация демонстрации косметических средств из растительных компонентов на внеклас­сном мероприятии по биологии. Очень значим для девочки и моральный фактор: заинтересованность к ней педагога, его эмоционально положительный настрой, создание обстановки под­бадривания.
     Интересные результаты показала работа с Мишей В., уровень развития познавательных способностей которого ниже нормы. Мощный моральный фактор — поддержка педагогов, обеспечение положительного эмоционально благополучного климата. Научение ребенка основным приемам учебного труда на уроках и их разви­тие на самоподготовке, позволяют говорить о появлении у Миши В. относительно стойкого мотива к учению (что бы быть лучше, больше знать, стать юристом), волевых качеств личности; о движении в развитии у ребенка познавательной активности и интереса к учебе.
Особенность работы воспитателя состоит в том, что она не строятся на обязательном выполнении учениками определенных заданий. На развитие любого новшества ребенка может воздействовать вся система воспитательной работы.
Воспитатель поставил задачу развития познавательной активности детей, т.е. стремления к учению, связанного с умственным напряжением и проявлением волевых усилий. Осу­ществление этой работы может происходить с использованием различных форм: вовлечение детей в кружковую работу, на факультативы, организация экскурсий, организация и вовлече­ние их в работу кафедр на предметных неделях и т.п. В данном описании опыта рассмотрим три формы: интеллектуально-познавательные мероприятия, подготовка домашнего задания детьми на самоподготовке, организация классных часов по теме "Учись учиться".
    1. Интеллектуально-познавательные мероприятия. При подготовке выпуска устного журнала по биологии "О чем шепчет лес" учитывались личностные особенности каждого ученика. Особые задания давались и "поэтам", и "биологам", и "географам", и "математикам". Были задей­ствованы все таланты: стихотворцев, художников, сказочников, путешественников. Задания были подобраны и трудные, и проблемные и доступные. В итоге все дети чувствовали себя комфортно. На той не основе строилась литературная игра "Сказочный морской бой", математический КВН.
2. Другая форма развития познавательной активности детей — стимулирование познавательной деятельности учащихся в ходе самоподготовки. Воспитатель использует следующие приемы:
–  Правильная организация самоподготовки. 
–  Соблюдение санитарно-гигиенических требований, наличие принадлежностей, инструктаж. Работа отдельных учащихся на доверии. Соблюдение требований к домашнему заданию (см. Приложение №1).
–  Виды контроля: самоконтроль, взаимный контроль, составление карточек, работа консультантов, фронтальный контроль.
–  Регулирование темпа работы /хронометраж или "Время зря"/.
–  Организация консультации учителя-предметника.
–  Создание ситуации успеха /"Ты сделал сам"/.
–  Сочетание групповой работы.
–  Подведение итогов, анализ.
Приложение I.
Требования к домашнему заданию.
1. Доступность.
2. Посильность.
3. Дифференцированность задания.
4.   Цель домашнего задания должна быть сформулирована учителем, и акцентирована воспитателем. Объем регулируется воспитателем и учителем, чтобы уложиться в определенное время.
5. Домашнее задание должно быть интересным,
6. Приемы самоконтроля учитель должен назвать на уроке.
7. Систематический контроль за выполнением домашнего задания.
8. Оценка домашней работы.
 
   3. Поддержать познавательную активность и интерес к учебному труду у  учащегося можно через организацию классных часов на тему "Учись учиться", которые помогут детям рационально орга­низовать свой полезный труд, развить свои способности.
Примерные рекомендации по методике проведения названных классных часов таковы.
 
Классный час №I1-2 (сентябрь-октябрь).
"Культура умственного труда в классе и на самоподготовке"
План  беседы:
Как слушать объяснение учителя.
Правила домашней работы.
Как ускорить работу.
Накануне беседы необходимо выяснить, что знают дети о культуре учебного процесса и как выполняют известным им приемы.
 
Классный час №3 (ноябрь) "Как развивать память".
 План  беседы:
Память — кладовая ума.
Свойства памяти.
Почему вредно "зубрить".
 
 
  4.  Способы развития памяти. Рассказу воспитателя должен предшествовать вопрос учащимся, как они учат уроки. Разнообразие удачных и нерациональных приемов самостоятельной работы послужит хорошей основой для ознакомления учащихся с научными рекомендациями по развитию памяти.
 
Классный час №4  (декабрь) "Как развивать свои способности".
План  беседы:
Почему надо развивать умственные силы,
Что такое способности.
Как можно развивать способности.
При проведении этой беседы, прежде всего, необходимо разъяснить учащимся, что способности развиваются с деятель­ности и напомнить известный афоризм: талант — это труд. Более того, о действительных способностях ученика судят не по тому, как он «схватывает учебный материал», а по глубине его заинтересованности предметом и умением работать целеустремлен­но и настойчиво. Жизнь постоянно доказывает, что из способных "верхоглядов" никогда не получится хорошего ученого, мастера своего дела.
Далее необходимо обратить внимание ребят на неравномер­ность развития способностей. У одного они проявляются раньше, у другого позже. Но успех приходит к трудолюбивым, овладевшим умением систематически и самостоятельно учиться,  потому что у этих ребят со временем воспитывается главное — потребность в новых знаниях.
 
Классный час № 5-6 (январь-февраль)
 "Что такое ум и как его развивать"
 План беседы:
Мышление и ум.
Деятельность — главное условие развития ума.
Качества угла.
Самовоспитание ума.
 
Классный час .№ 7 (март) "Дисциплина мышления".
 План беседы:
Связь мышления с поведением.
Разум — регулятор желаний.
Приемы дисциплинирования интеллекта.
 
 
 
Классный час № 8 (май, сентябрь)
Общеучебные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник в ходе изучения основ наук.
Что поможет школьнику в успешном овладении материалом.
Что облегчит и сделает учение школьника более интересным.
 
Литература:
Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.,  1969.
Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1969.
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. Л.,  1972.
Платонов К.К. Проблемы и способности, Л.,1972.
 Платонов К.К. Занимательная психология.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методика работы воспитателя школы.doc Скачать

Методика работы воспитателя школы-интерната по развитию познавательной активности и познавательных инте­ресов детей младшего подросткового возраста.


Задачи:

1. Создать условия для развития познавательных способностей детей во внеурочное время.

2. Способствовать развитию глубоких и устойчивых познавательных интересов через формирование потребности в само­совершенствовании.

3. Способствовать развитию основ мировоззренческой и нравственной культуры.


Используемые педагогические средства:

Беседы. Классные часы. Познавательные мероприятия.


Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, индивидуально-дифференцируемая, парная, коллективная, фронтальная.


Приемы: Работа с учебником, дополнительной литературой, памятками.


Формы проведения: Внеурочные мероприятия. Организация самоподготовки.


Описание опыта.


Развитие познавательной активности и поддержка у детей стойкого интереса к учебной деятельности - один из многих вопросов, которые решает воспитатель класса. Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку облегчить процесс овладения знаниями, рационально организо­вать свой учебный труд и ускорить процесс познания.

Чем выше познавательная активность учащихся, тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться улучшения успеваемости.

В младшем подростковом возрасте активно формируется интерес к учебным предметам, выявляются и развиваются познавательные стремления. Этот процесс связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности. В этот период перед воспитателем класса стоит задача помочь ребенку осознать процесс учения; овладеть методами умственной работы по осмыслению к запоминанию материала, по формированию умений и навыков; осуществление самоконтроля за усвоением знаний.

Методика пробуждения познавательной активности и воспи­тания познавательных интересов включает в себя работу воспи­тателя по следующим этапам:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теории проблемы.

2. Изучение особенностей учащихся. Изучение личности.
3. Проведение диагностики и анализ её результатов.

4. Разработка системы воспитательных мероприятий, соответствующих конкретным целям и задачам, поставленным воспита­телем класса перед учащимися в целом и по отдельности, и учитывающим возрастные и индивидуальные особенности детей».

5. Вовлечение детей в активную творческую познавательную деятельность в соответствия с их индивидуальными интересами и наклонностями.

Итак, на первом этапе своей работы по данной проблеме воспитатель должен четко представлять себе теорию вопроса. Подбирая формы и средства педагогического воздействия на ребенка с целью развития его познавательно активности, т.е. такого деятельного состояния ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями, воспитатель должен учитывать различные память и сообрази­тельность. Изучить его реакцию на внешнее воздействие, опре­деляющее характер активности ребенка.

При положительном восприятии внешнего воздействия ребенок будет проявлять познавательную активность и наоборот. Таким образом, в процессе учебной работы у каждого учащегося проявляются определенные объективные переживания, влияющие на характер познавательной активности.

Перед воспитателем стоит задача развития у учащихся положительной настроенности к учению и возбуждения внутренних стимулов познавательной активности.

Какую бы сторону деятельности человека мы не взяли, в ней, так или иначе, отражается его отношение к вызывающим ту деятельность побудительным причинам и ее результатам.

В одних случаях человек с радостью и удовольствием выполняет работу, а в других те же побудительные причины деятельности вызывают негативизм, таким образом, проявляется его отношение.

Отношение в личностном плане может принижать форму потреб­ностей, мотивов, интересов и определенных установок деятель­ности (поведения). Каждая из названных форм отношений высту­пает как определенная ступень внутренней стимуляции к деятель­ности (поведению).

Воспитателю класса необходимо учитывать значение этих внутренних стимулов для личностного развития ребенка. Первейший фактор стимуляции всякой деятельности - потребность. В общем виде это надобность человека, в чем-либо, что необходимо для него и что поэтому вызывает у него определенную степень активности.

Познавательная активность возбуждается познавательной потребностью. Если ребенок не осознает потребности в учении, если у него нет познавательной потребности, он, как правило, не проявляет умственной активности. В отличие от взрослого, который хорошо понимает цель учебы для ребенка, ребенок живет настоящим, в нем преобладают эмоции, импульсы непосред­ственной жизнедеятельности. Принуждая его учиться и привлекая для этого искусственные стимулы, мы жертвуем его эмоциями ради будущего и пренебрегаем настоящим. На этой почве рождается конфликт между ребенком и взрослым - ребенок думает, что он учится не ради себя.

Как воспитателю привести в действие внутренние стимулы познавательной активности детей и возбудить у них потребность в овладении знаниями?

Искусно создавать противоречия между знанием и незнанием, создавать проблемные ситуации, с помощью которых можно управ­лять вниманием школьников к активизировать их познавательную деятельность. Ставить задачи для самостоятельного разрешения, само­контроля, самоанализа. Выявлять субъективное значение того или иного вида познавательной деятельности для конкретного ребенка.

Второе звено в возбуждении познавательной активности учащихся - учебный интерес. Он развивается на основе потреб­ностей и обусловливается ими. Интерес - это эмоционально окрашенная потребность» прошедшая стадию мотивации и придаю­щая деятельности человека увлекательный характер. Когда познавательная деятельность ребенка основывается, на интересе, то он не нуждается во внешнем побуждении к учению, а занима­ется в силу своего внутреннего влечения.

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки воспитательного процесса. В триединой задаче: обучения, развития и воспитания личности интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллек­та и важным фактором всестороннего развития личности.

Как воспитателю возбудить у детей интерес к познавательной деятельности? Так как интерес своеобразная форма потребности, то для его формирования используются те же приемы: создание противоречий между знанием и незнанием, использование ярких примеров, теоретических обобщений, создании ситуации успеха при вовлечении детей во внеурочную воспитательную деятельность. На основе познавательного интереса и потребностей формируются мотивы учения - еще один внутренний стимул активиза­ции познавательной деятельности детей. У мотивов могут быть близкие личные цели: успешное окончание учебного года, четверти, и отдаленные, связанные с будущим самоопределением жизни. Мотивы личного и общест­венного плана оказывают большой стимулирующий эффект учения, поэтому воспитатель должен это учитывать особо.

Более высокий уровень внутренних стимулов познавательной активности - установка. У ученика, как правило, есть общая установка по отношению к учению в целом. Она выражается в сознательном стремлении к прочному овладению знаниями или в не стремлении. Но даже при наличии положительной установки к учению отдельные ученики в иные дни могут поверхностно отно­ситься к занятиям, подготовке домашнего задания.

Например, при появлении причин, сдерживающих психологическое действие основной установки: неожиданно возникшее сильное увлечение (книга, телевизор, компьютер, игра). Поэтому в формировании общей положительной установки к овладению знаниями играет воспитание у учащихся понимания своих обязанностей и чувство ответственности, то для снятия кратковременных отрицательных "установок" необходимо умение создать психологический настрой, эмоциональную обстановку.

И, наконец, последний важный побудительный стимул к учению - моральный фактор - понимание школьником своих обязанностей, чувство долга и ответственности, наличие определенных волевых качеств.

ВЫВОД: Для стимуляции познавательной активности младшего подростка необходимо воздействие педагога-воспитателя на мыслительную деятельность и на внутреннюю эмоционально-психологическую сферу. Задача стоит в достижении органического сочетания двух направлений педагогического воздействия: рационального и положительно-эмоционального, и привести в движение как внешние, так и внутренние факторы мыслительной активности учащихся.

На втором этапе работы воспитателя по проблеме развития познавательного интереса и познавательной активности происходит тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся. Воспитатель в этот период проводит наблюдение:

1.Как ученик учится в этом году и сравнивает с результатами ранних наблюдений.

2.Отношение ребенка к учебным предметам. Что привлекает и что вызывает отрицательное отношение. Поведение на уроках, почему возникает интерес и в чем он выражается.

3.Любимое занятие в свободное время.

4.О чем ребенок хотел бы больше узнать.

5.Какие предметы дается труднее.

6.Уровень заинтересованности учебой,

7.Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера.

8. Степень самостоятельности при выполнении домашнего задания на самоподготовке.

Наблюдения показали, что в младшем подростковом возрасте у многих учеников начинают проявляться склонности к тому пли иному виду познавательной деятельности. Возникает особое стремление к чему-то своему. Дети в этом отношении делятся на несколько групп:

1. Те, которых увлекает сам процесс учения, а не результат.

2.Те, которые стремятся к овладению новыми знаниями.

3. Те, которые ждут толчка., чтобы решиться как-то проявить себя.

Воспитателю необходимо на данном этапе фиксировать результаты наблюдений и периодически делать анализ полученных данных; этой информацией рекомендуется обмениваться с учителями-предметниками и выборочно с детьми и их родителями.

Кроме этого, для успеха воспитания познавательных интере­сов воспитатель должен знать уровни развития познавательных процессов детей, с которыми он работает.

Неоценимую помощь в этом воспитателю оказывает школьный психолог. Так по заказу воспитателя с детьми была проведена диагностика, развития познавательных процессов с использованием группового интеллектуального теста (ГИТа). Этот тест позволяет выявить уровень умственного развития детей, а также условно разделить учащихся на "гуманитариев" и "математиков".

Сопоставляя данные собственных наблюдений и результатов диагностики, воспитатель получает деление детей по уровням развития познавательной активности на следующие группы:

Высокий уровень

Норма

Близко к норме

Низкий уровень

Марина Б.

Настя В,

Герман Н.

Катя М.

Галя 0.

Юля Г.

Кирилл Р.

Саша Ф.

Оля Ч.

Оксана Г.

Максим Л.

Лена Ш.

Оля Т.

Настя С.

Люда К.

Миша В.


Описываемый опыт не предполагает проведение корректиро­вочной работы на специальных занятиях, задача стоят в выяв­лении и подборе форм и методов вовлечения детей воспитателем в активную познавательную деятельность, развитие их познава­тельных интересов. Поэтому в данном случае деление на группы нам важно только с целью осуществления дифференцированного подхода к детям, учета их уровневого роста как результативности работы.

Кроме использования данных психолога, педагогических наблюдений воспитателю еще необхо­димо знать о Критериях и уровнях проявления познавательного интереса. По основанию активности и самостоятельности учащихся, стремлении к преодолению трудностей высокий уровень харак­теризуется следующими критериями:

  • высокой самопроизвольной познавательной активностью;

  • интересом к сущности явлений и процессов;

  • интенсивностью, увлеченностью протекания процесса самостоятельной деятельности;

  • стремлением к преодолению трудностей при решении сложных
    задач.

Средний уровень определяется по следующим проявлениям:

  • познавательной активностью, требующей систематической поддержки педагога;

  • зависимостью процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличием побуждения;

  • преодолением трудностей с помощью товарищей;

  • ожиданием помощи.

Низкий уровень характеризуется следующими показателями:

  • познавательной инертностью;

  • мнимой самостоятельностью действий (списыванием у соседа);

  • частыми отвлечениями от работы;

  • полной бездеятельностью при затруднениях.

Что дает воспитателю диагностика познавательных процессов детей для активизации познавательной активности и интереса? Строя работу воспитатель учитывает, что высокий уровень - это стойкий познавательный интерес развитая познавательная активность, основанная на интересе. Таким детям можно и нужно предоставлять большую самостоятель­ность, систематически девать особые задания с повышенной трудностью, загружать их проблемными заданиями. Эту информа­цию воспитатель доводит до сведения учителей-предметников и планирует с ними работу. Так, например, при подготовке внеуроч­ного мероприятия по биологии, детям данной группы кроме общего задания по просьбе воспитателя преподаватель русского языка и литературы дает творческую литературную работу по теме устного журнала. Дети успешно справляются со всеми заданиями, чем закрепляется их учебный интерес и уверенность в своих силах.

Воспитателю школы-интерната всегда нужно помнить и о состоянии здоровья детей. Необходимо очень внимательно отнестись к тому, как дети с ослабленным здоровьем воспринимают и усваивают новый материал, или, например, к тому, насколько физически и духовно окреп, насколько стал жизнерадостнее долго проболевший ребенок, после соответствую­щих педагогических приемов, рассчитанных воспитателем специ­ально для повышения жизненного тонуса ученика.

Так, например, получилось, что в группу "норма" вошли дети с достаточно высоким уровнем познавательных способностей, но с ослабленным здоровьем, длительно и часто болеющие. Частые пропуски выбивают их из системы знаний, снижают успеваемость и уверенность в себе. Поэтому работа с такими детьми строится с учетом такого внутреннего стимула развития познавательной активности, как средства поддержания интереса у учебной деятельности, как моральный фактор. Эмоциональная поддержка педагога, работа над волевыми качествами характера - основные средства педагогического воздействия. Но кроме этого необходимо помнить и о мотивах учения у этих детей. Например, у Ш. Г., девочки с достаточно высоким уровнем развития познавательных процессов познавательная активность недостаточно высокая, девочке мешает тревожность, потому что слабы мотивы учения: для родителей (бабушки), а не для себя. Снятие пере­живаний, обеспечение положительного настроя, подбадривание, вовлечение в познавательную деятельность при создании ситуации успеха - такова программа действий воспитателя с этим ребенком.

Для детей из группы "Близко к норме" для поддержания познавательного интереса нужен постоянный контроль и под­крепление веры в свои силы. То есть при планироании работы по развитию познавательной активности детей всего класса, для этих детей необходимо выбирать стопроцентное посильное задание. И если при подготовке внеклассного познавательного мероприятия детям из первой группы можно поручить задание повышенной трудности, то в этой группе обязательно посильное, гарантиуюее ситуацию успеха. Большая роль здесь отводится индивидуальным формам работы с детьми по развитию личностных качеств: пониманию чувства долга и ответственности, наличие волевых качеств: усидчивости, настойчивости. Так, например, что бы активизировать познавательный интерес Насти С., Кирилла Р. им необходимо создать соответствующие условия: повышенное внимание, моральное поощрение, научить самостоятельной работе, не отвлекаться, концентрировать внимание. Эти проблемы реша­ются при правильной организации работы детей на самоподго­товке.

И, наконец, особого внимания воспитателя требуют дети из группы с низким уровнем развития познавательных процессов. В работе с ними воспитатель подключает все внутренние стимулы формирования познавательной активности. Работает над развитием учебного интереса, формирует потребность к учению, выясняет для этого мотивы учения, степень влияния морального фактора.

Например, при наблюдении и изучении особенностей Лены Ш. выяснилось, что у неё произошла замена учебных интересов на вне учебную деятельность. Отсутствие волевых качеств характера, стойких мотивов к учению мешают ей. Поэтому для девочки подби­рались характерные для нее задания: организация демонстрации косметических средств из растительных компонентов на внеклас­сном мероприятии по биологии. Очень значим для девочки и моральный фактор: заинтересованность к ней педагога, его эмоционально положительный настрой, создание обстановки под­бадривания.

Интересные результаты показала работа с Мишей В., уровень развития познавательных способностей которого ниже нормы. Мощный моральный фактор - поддержка педагогов, обеспечение положительного эмоционально благополучного климата. Научение ребенка основным приемам учебного труда на уроках и их разви­тие на самоподготовке, позволяют говорить о появлении у Миши В. относительно стойкого мотива к учению (что бы быть лучше, больше знать, стать юристом), волевых качеств личности; о движении в развитии у ребенка познавательной активности и интереса к учебе.

Особенность работы воспитателя состоит в том, что она не строятся на обязательном выполнении учениками определенных заданий. На развитие любого новшества ребенка может воздействовать вся система воспитательной работы.

Воспитатель поставил задачу развития познавательной активности детей, т.е. стремления к учению, связанного с умственным напряжением и проявлением волевых усилий. Осу­ществление этой работы может происходить с использованием различных форм: вовлечение детей в кружковую работу, на факультативы, организация экскурсий, организация и вовлече­ние их в работу кафедр на предметных неделях и т.п. В данном описании опыта рассмотрим три формы: интеллектуально-познавательные мероприятия, подготовка домашнего задания детьми на самоподготовке, организация классных часов по теме "Учись учиться".

1. Интеллектуально-познавательные мероприятия. При подготовке выпуска устного журнала по биологии "О чем шепчет лес" учитывались личностные особенности каждого ученика. Особые задания давались и "поэтам", и "биологам", и "географам", и "математикам". Были задей­ствованы все таланты: стихотворцев, художников, сказочников, путешественников. Задания были подобраны и трудные, и проблемные и доступные. В итоге все дети чувствовали себя комфортно. На той не основе строилась литературная игра "Сказочный морской бой", математический КВН.

2. Другая форма развития познавательной активности детей - стимулирование познавательной деятельности учащихся в ходе самоподготовки. Воспитатель использует следующие приемы:

  • Правильная организация самоподготовки.

  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований, наличие принадлежностей, инструктаж. Работа отдельных учащихся на доверии. Соблюдение требований к домашнему заданию (см. Приложение №1).

  • Виды контроля: самоконтроль, взаимный контроль, составление карточек, работа консультантов, фронтальный контроль.

  • Регулирование темпа работы /хронометраж или "Время зря"/.

  • Организация консультации учителя-предметника.

  • Создание ситуации успеха /"Ты сделал сам"/.

  • Сочетание групповой работы.

  • Подведение итогов, анализ.

Приложение I.

Требования к домашнему заданию.

1. Доступность.

2. Посильность.

3. Дифференцированность задания.

4. Цель домашнего задания должна быть сформулирована учителем, и акцентирована воспитателем. Объем регулируется воспитателем и учителем, чтобы уложиться в определенное время.

5. Домашнее задание должно быть интересным,

6. Приемы самоконтроля учитель должен назвать на уроке.

7. Систематический контроль за выполнением домашнего задания.

8. Оценка домашней работы.


3. Поддержать познавательную активность и интерес к учебному труду у учащегося можно через организацию классных часов на тему "Учись учиться", которые помогут детям рационально орга­низовать свой полезный труд, развить свои способности.

Примерные рекомендации по методике проведения названных классных часов таковы.


Классный час №I1-2 (сентябрь-октябрь).

"Культура умственного труда в классе и на самоподготовке"

План беседы:

Как слушать объяснение учителя.

Правила домашней работы.

Как ускорить работу.

Накануне беседы необходимо выяснить, что знают дети о культуре учебного процесса и как выполняют известным им приемы.


Классный час №3 (ноябрь) "Как развивать память".

План беседы:

Память - кладовая ума.

Свойства памяти.
Почему вредно "зубрить".



4. Способы развития памяти. Рассказу воспитателя должен предшествовать вопрос учащимся, как они учат уроки. Разнообразие удачных и нерациональных приемов самостоятельной работы послужит хорошей основой для ознакомления учащихся с научными рекомендациями по развитию памяти.


Классный час №4 (декабрь) "Как развивать свои способности".

План беседы:

Почему надо развивать умственные силы,

Что такое способности.

Как можно развивать способности.

При проведении этой беседы, прежде всего, необходимо разъяснить учащимся, что способности развиваются с деятель­ности и напомнить известный афоризм: талант - это труд. Более того, о действительных способностях ученика судят не по тому, как он «схватывает учебный материал», а по глубине его заинтересованности предметом и умением работать целеустремлен­но и настойчиво. Жизнь постоянно доказывает, что из способных "верхоглядов" никогда не получится хорошего ученого, мастера своего дела.

Далее необходимо обратить внимание ребят на неравномер­ность развития способностей. У одного они проявляются раньше, у другого позже. Но успех приходит к трудолюбивым, овладевшим умением систематически и самостоятельно учиться, потому что у этих ребят со временем воспитывается главное - потребность в новых знаниях.


Классный час № 5-6 (январь-февраль)

"Что такое ум и как его развивать"

План беседы:

Мышление и ум.

Деятельность - главное условие развития ума.

Качества угла.

Самовоспитание ума.


Классный час .№ 7 (март) "Дисциплина мышления".

План беседы:

Связь мышления с поведением.

Разум - регулятор желаний.

Приемы дисциплинирования интеллекта.


Классный час № 8 (май, сентябрь)

Общеучебные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник в ходе изучения основ наук.

Что поможет школьнику в успешном овладении материалом.

Что облегчит и сделает учение школьника более интересным.


Литература:

Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1969.

Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1969.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. Л., 1972.

Платонов К.К. Проблемы и способности, Л.,1972.

Платонов К.К. Занимательная психология.


8


Обсуждение материала
Александр Минда
22.11.2013 17:42
Наталья! оФОРМИТЕ рАБОТУ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО !гДЕ СКАЧАЛИ??????????????? оЙ, НАВЕРНОЕ  вАША РАБОТА!
Александр Минда
22.11.2013 17:53
зДРАВСТВУЙТЕ   нАТАЛЬЯ! не МОГУ ПОНЯТЬ СМЫСЛ вАШЕЙ РАБОТЫ! еСЛИ МОЖНО ОПИШИТЕ! зАПОЛНИТЕ ВСЁ, СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ!!!!!зАРАНЕЕ БЛАГОДАРЕН!!!!!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров