В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Социально-ученический проект "Экологический марафон"

Социально-ученический проект "Экологический марафон"

Ирина Стром
Тип материала: другое
просмотров: 4564 комментариев: 2
Краткое описание
Ученики МБОУ СОШ № 15 ведут внеурочную проектную деятельность экологической направленности. Результатами их работы является этот проект. В проекте «Экологический марафон» описаны выявленные и исследованные экологически загрязненные объекты станицы Роговской, перечислены предполагаемые пути решения экологический проблем в данной местности.
Руководитель проекта: Стром Ирина Алексеевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 15 станицы Роговской Тимашевского района.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Документ Microsoft Word.doc Скачать


Муниципальное бюджетное общественное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

имени Героя Российской Федерации Е.Д. Шендрика

муниципального образования Тимашевский район










Руководитель проекта:

Стром Ирина Алексеевна,

учитель биологии







«Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей,

необходимые желания исполняя, а также естественные,

если они не вредят, а вредные сурово подавляя»

Древнегреческий философ Эпикур


Актуальность проекта


В современном обществе человек способен думать только о себе, о своем благополучии и благосостоянии. А научить его думать об окружающем мире очень нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков.

Экологические проблемы нашей местности становятся все более глобальными и важными для всего населения. В настоящее время необходимо с малых лет обучать школьников бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Именно в этом возрасте знания об окружающем мире переходят в убеждение о ценности природы, школьнику прививается умение адекватно в ней взаимодействовать, что затем перерастает в экологические потребности.

Станица Роговская – это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым. Состояние окружающей нас среды становится кризисным, что пагубно грозит не только здоровью каждого жителя станицы, но и благополучию всех последующих поколений. Угрожающий облик приняли как берега реки, так и сама река Кирпили, в которую жители выбрасывают не только различный мусор, но и трупы домашних животных. Лесополосы, балки, овраги – также усеяны бытовым мусором. Несанкционированный, стихийный выброс мусора на свалку, расположенную в районе кирпичного завода, превратил её в «океан» бытовых отходов и очаг размножения различных микроорганизмов, что может привести к эпидемии в нашей станице. Находящаяся рядом с частными домами канализационно-насосная станция (КНС), куда стекают канализационные воды не только от частных домов, но общественных учреждений, находится в технически неисправном состоянии, что сопровождается распространением характерного запаха на близ лежащей от КНС территории. Экологическая обстановка в микрорайоне многоквартирных домов оставляет желать лучшего, и положительно решиться может только совместными усилиями самих жителей, от которых зависит чистота и порядок на проживающей ими территории.

Для дальнейшего существования нашей станицы нужен разумный подход и нравственное отношение к природе. Поэтому необходимо привлечение школьников к поиску механизмов решения актуальных экологических проблем местного сообщества через разработку и реализацию данного проекта.

В 2005 году учителями и учениками нашей школы была разработана социально-экологическая тропа «Здесь мы живем», в которой рассматривались экологически-проблемные социальные и природные объекты станицы Роговской. Но спустя 6 лет экологическая обстановка некоторых объектов нашей станицы стала еще более угрожающей и переросла в большую проблему для местного населения. Поэтому выявление экологически опасных районов и предотвращение разрастания этой проблемы является долгом подрастающего поколения. Необходимо найти уникальные средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации в станице Роговской.

Новизна проекта заключается в попытке определения эффективных путей решения экологических проблем станицы, через систему взаимоотношений общества с окружающей средой.


Цель проекта


Показать учащимся глобальный характер экологических проблем станицы Роговской, изучить влияние антропогенного фактора на конкретные природные и социальные объекты станицы, отметить положительные и отрицательные стороны этого влияния, найти пути решения для предотвращения экологической катастрофы своей местности.


Задачи проекта


  1. Расширить знания школьников о социальных и природных объектах своей станицы.

  2. Показать на конкретных объектах влияние антропогенного фактора на природные экосистемы.

  3. Выявить источники негативного антропогенного влияния на природу своей местности.

  4. Развивать инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности – выявление экологически проблемных районов станицы и поиск путей решения данных проблем.

  5. Активизировать экологические знания подростков и развивать интерес к предмету.

  6. Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся, навыки и умения, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.

  7. Развивать у подростков чувство причастности к решению экологических проблем.

  8. Приобщить школьников к изучению и сохранению природы родного края и его культурно-исторического прошлого.

  9. Способствовать воспитанию экологической культуры и экологического сознания школьников.

  10. Формировать у учащихся чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство любви к своей малой родине и стремление сохранить красоту кубанской земли.

  11. Провести с учащимися информационно-просветительскую работу по пропаганде экологической культуры жителей станицы Роговской.



Сроки проведения проекта – июнь - ноябрь 2011 года.


Места проведения проекта – микрорайон многоквартирных домов, КНС (канализационно-насосная станция), берега реки Кирпили и лесополосы в районе лагеря «Золотой колос», мусорная свалка, кирпичный завод.



География проекта – экологически загрязненные объекты станицы Роговской.


Район многоквартирный домов, канализационно-насосная станция, кирпичный завод, мусорная свалка, берега реки Кирпили и лесополосы в районе лагеря «Золотой колос».





Этапы реализации проекта


  1. Подготовительный

  2. Практический (исследовательский)

  3. Обобщающий

  4. Информационно-просветительский



Деятельность по реализации проекта


Мероприятие

Дата проведения

Время проведения

Цель

Ответственные





Подготовка к реализации проекта





17.05.2011





14ºº - 16ºº

Выявление экологически проблемных объектов станицы Роговской, определение целей и задач для реализации проекта, образование инициативных групп из учащихся 7 классов, подготовка вопросов для интервьюирования, прогнозирование ожидаемых результатов и определение путей решения экологических проблем, выбор видов информационно- просветительской деятельности, направленной на привлечение внимания станичников к экологическим проблемам местности.





Руководитель проекта, Тищенко М., Олейник А., Попова О.

Микрорайон многоквартирных домов.







14.06.2011


8ºº - 10ºº

Изучить санитарно-экологическую обстановку микрорайона многоквартирных домов.

Тищенко М., руководитель проекта



ООО «Техком-бытсервис»



10ºº - 11ºº

Определить процентное количество заключенных договоров жителями многоквартирных домов с «ООО Техкомбытсервис», изучить систему сбора и вывоза твердых бытовых отходов в этом микрорайоне.



Попова О., руководитель проекта


Канализационно-насосная станция (КНС)


11ºº - 12ºº

Изучить влияние КНС, которая находится в технически неисправном состоянии, на окружающую среду станицы Роговской.


Гавриш О., руководитель проекта

Берега реки Кирпили в районе лагеря «Золотой колос»





17.06.2011


16ºº -17ºº

Изучить качество воды, характер загрязнений реки Кирпичи и её берегов.


Шпак А., руководитель проекта


Лесополосы в районе лагеря «Золотой колос»



17ºº-18ºº

Оценить экологическую обстановку полезащитных лесных полос в районе детского трудового лагеря «Золотой колос» и определить пути решения экологической проблемы на данной территории.



Попова О., руководитель проекта


Кирпичный завод





20.06.2011


8ºº -9³º

Выявить влияние деятельности кирпичного завода на окружающую среду.

Лукашевич В., Бобошин А., руководитель проекта

Мусорная свалка в районе кирпичного завода


9³º -10 ºº

Получение доказательств негативного влияния стихийного выброса мусора, на территории несанкционированной свалки, на окружающую среду и здоровье населения станицы.


Руководитель проекта

Пресс-конференция: «Экологический кризис в нашей местности» (внеклассное мероприятие)



ноябрь



14ºº-15ºº

Ознакомить учеников МОУ СОШ № 15 с экологически неблагополучными объектами станицы Роговской, показать, как деятельность станичников влияет на окружающую среду и здоровье всего населения, обозначить пути решения экологических проблем местности.


Руководитель проекта, классный руководитель 8 В класса, Наделяева И.В.


Подведение итогов по реализации проекта (результаты)


22.06.2011


9ºº-11ºº


Сделать выводы и внести предложения по улучшению экологической обстановке в станице Роговской.


Тищенко М., Олейник А., Попова О., руководитель проекта


Информационно- просветительская работа участников инициативной группы и руководителя проекта


Июль-ноябрь


Повысить экологическую культуру населения, привлечь внимание местных властей, станичников к угрожающей, природе и здоровью людей, экологической обстановке в нашей местности, заинтересовать местные власти и население станицы в наведении и поддержании порядка на территории станицы Роговской.

Руководитель проекта, классный руководитель 8 В класса Наделяева И.В., учитель ИЗО, Соколова В.Н., учитель информатики Грирорьев И.Е.


Участники проекта

Участниками проекта являются – учитель биологии, Стром Ирина Алексеевна – руководитель проекта; учащиеся 7 В класса: Бобошин Андрей, Гавриш Олеся, Лукашевия Вероника, Олейник Андрей, Попова Оксана, Тищенко Максим, Шпак Алина; учитель истории и классный руководитель 7 В класса, Наделяева Ирина Викторовна; учитель ИЗО, Соколова Валентина Николаевна; учитель информатики, Григорьев Игорь Евгеньевич; директор «ООО Коммуналжилсервис», Краснояружный Александр Александрович; бухгалтер «ООО Техкомбытсервис», Рябчун Ирина Ивановна; директор кирпичного завода, Назаретян Георгий Романович; депутат районного совета муниципального образования Тимашевский район, Мошногорский Алексей Федорович.


Возрастные особенности участников проекта

Человек не рождается с готовыми знаниями о природе, с развитым отношением к ней. Все знания, ценностные ориентации, убеждения и идеалы, а также умения и навыки человек приобретает в течение жизни. Ученики 7-го класса, которые являются участниками проекта, находятся в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте происходит формирование индивидуальных ценностей личности человека, формирование экологической культуры школьников на основе духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся в решении экологических проблем своей местности, что является уникальным средством сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.


Ожидаемые результаты


    • Найти пути решения экологических проблем нашей местности.

    • Повысить уровень заинтересованности школьников, администрации Роговского сельского поселения и жителей станицы в защите и сохранении природной среды.

    • Привлечь внимание администрации Роговского сельского поселения и населения станицы Роговской к экологически опасным районам, всеобщими усилиями предотвратить разрастание экологической угрозы в данных районах, и сохранить экологическую безопасность жителей.

    • Повысить экологическую культуру станичников, привить патриотическое воспитание, и развить организационные способности учащихся.


    Бюджет проекта


    Данный проект достаточно экономичен, практически не требует материальных затрат. Выход инициативных групп учащихся на объекты может осуществляться либо пешком, либо на велосипедах. Только для посещения кирпичного завода и мусорной свалки необходимо выделение транспорта, так как дынные объекты находятся очень далеко от школы. Инвентарь для проведения опытов (стеклянные стаканы, полоски индикаторной бумаги, эталонная шкала) имеются в лаборантской кабинета химии, ручные лупы имеются в лаборантской кабинета биологии, перчатки и пакеты для мусора приобретаются учащимися самостоятельно. Трафарет, предупреждающий о запрете выброса мусора на территории свалки, заготовлен учащимися заранее на уроках труда.



    Шаги по реализации проекта «Экологический марафон»


    1. Подготовительный этап (апрель – май 2011 г.)


    1. Изучение экологической обстановки в станице Роговской по результатам социально-экологической тропы «Здесь мы живем», которая была реализована учителями и учениками МОУ СОШ №15 в 2005 году.

    2. Оценка экологической обстановки значимых объектов станицы Роговской в 2011 году.

    3. Выявление причин создания проекта «Экологический марафон», так как состояние окружающей среды за последние 6 лет, с момента реализации социально-экологической тропы «Здесь мы живем», стало ухудшаться.

    4. Определение целей и задач участниками проекта «Экологический марафон».

    5. Образование инициативных групп из учащихся 7 классов, которые заинтересованы в нахождении путей решения экологических проблем своей местности.

    6. Определение участниками проекта методов и средств изучения экологически проблемных объектов станицы Роговской.

    7. Подготовка к опросу (интервьюированию): бухгалтера «ООО Техкомбытсервис», Рябчун Ирины Ивановны, о процентном количестве заключенных договоров жителей многоквартирных домов с «ООО Техкомбытсервис» по сбору и вывозу ТБО из их микрорайона; директора «ООО Коммуналжилсервис», Краснояружного Александра Александровича, о функциональном состоянии канализационно-насосной станции, которая расположена на углу улиц Коммунаров - Кошмана; учителя истории, Наделяевой Ирины Викторовны, о географическом положении реки Кирпили, её растительном и животном мире; местного егеря, Нененко Сергея Николаевича, об истории возникновения лесных полос, их растительном и животном мире; директора кирпичного завода, Назаретян Георгия Романовича о функционировании кирпичного завода и влиянии его деятельности на окружающую среду, депутата районного совета муниципального образования Тимашевский район, Мошногорского Алексея Федоровича, об истории образования мусорной свалки в районе кирпичного завода.

    8. Составление руководителем проекта плана работы по проекту и определение видов деятельности по его реализации.

    9. Определение руководителем проекта критерий оценки результатов экологической обстановки окружающей среды станицы (уровень загрязненности, экологическое состояние, рассматриваемых объектов станицы Роговской в сравнении с экологической обстановкой этих же объектов 6 лет назад, по результатам социально-экологической тропы «Здесь мы живем»).

    10. Прогнозирование участниками проекта ожидаемого результата по реализации проекта «Экологический марафон».

    11. Обозначение предполагаемых путей решения экологической проблемы нашей местности.

    12. Выбор участниками проекта видов информационно-просветительской деятельности, направленной на привлечение внимания и заинтересованность учащихся МБОУ СОШ №15, администрации Роговского сельского поселения, жителей станицы Роговской, к угрожающей экологической обстановке нашей местности, нахождения путей решения экологических проблем станицы и способов сохранения природы родного края.




    II. Практический (исследовательский) этап (14 – 20 июня 2011 г.)


    Первый объект исследования - микрорайон многоквартирных домов



    «Нельзя допустить, чтобы люди направляли

    на свое собственное уничтожение те силы природы,

    которые они сумели открыть и покорить»

    Французский ученый Ф. Жолио-Кюри


    Цель исследования объекта:

    Изучить санитарно-экологическую обстановку микрорайона многоквартирных домов.


    Задачи исследования объекта:

    1. Ознакомится с историей образования многоквартирных домов и их функционированием.

    2. Рассмотреть санитарное состояние многоквартирных домов и определить по внешним признакам лучший, ухоженный дом.

    3. Изучить проблему утилизации бытовых отходов жителями микрорайона.

    4. Определить процентное количество заключенных договоров жителями многоквартирных домов с «ООО Техкомбытсервис», и изучить систему сбора и вывоза твердых бытовых отходов из данного микрорайона.

    5. Рассмотреть условия содержания домашних животных в микрорайоне.


    Форма работы учащихся: групповая


    Вид деятельности учащихся: интервьюирование, наблюдение, фотографирование.


    Необходимые ресурсы: фотоаппарат, блокноты и ручки.

    Ход исследования объекта

    В 1974 году было начато строительство двухэтажных домов. В настоящее время микрорайон многоквартирных домов составляют пятнадцать двухэтажных домов, из которых десять домов шестнадцатиквартирных и пять домов восемнадцатиквартирных. Всего 250 квартир.

    Часть квартир использует газовое отопление от газовой котельной, обслуживаемой теплосетью, а большинство квартир имеют автономное отопление. Питьевая вода подается от водонапорной башни, которая обслуживается ООО «Водоснабжение». Ремонт подъездов осуществляется за счет жильцов. Чистота и порядок близлежащей территории поддерживается также людьми двухэтажек. Жильцы не многих домов создали товарищество собственников жилья, и осуществляют эксплуатацию и ремонт домов собственными силами.

    В микрорайоне многоквартирных домов во все времена очень остро стояла проблема, касающаяся санитарно-экологического состояния домов и прилегающих к ним территорий. Чтобы выяснить, как эта проблема выражена сейчас, руководитель проекта и инициативная группа учащихся 7 «В» класса, в составе 4 человек (Гавриш Олеся, Олейник Андрей, Попова Оксана, Тищенко Максим) отправились в данный микрорайон. В ходе исследовательской работы ребятами инициативной группы производилось фотографирование объектов жилых домов, сельскохозяйственных построек, мест содержания домашних животных, мест складирования мусорных пакетов с бытовыми отходами, стихийных свалок в жилом секторе и прилегающих территориях, для общей характеристики проблемы.

    Внешний вид многоквартирных домов желает оставлять лучшего. Разломанные козырьки подъездов, так и грозят упасть на голову, выходящим из собственного дома жильцам и проходящим мимо людям. Всевозможные надписи красуются на стенах некоторых двухэтажек. Полуразрушенные подвалы домов стали приютом для бездомных животных. Просевшие ступеньки лестниц «говорят» о нерадивом отношении жильцов к своим жилищам. Подпирая стволы деревьев, стоят перекошенные лавочки, которые спасают от падения стопы кирпичей, подставленные вместо ножек. Сухие коряги деревьев поддерживаются бельевые веревки, поднимая постиранное белье над высокими сорняками.

    Но учащимися были отмечены и положительные аспекты в данном жилом секторе. Несомненно, радуют глаз прохожих, расположенные у многих домов, ухоженные цветочные клумбы, благоухающие запахами различных цветов, аккуратные мини-огороды, засаженные культурными растениями, беседки из винограда или плетущейся розы, создающие тень в зонах отдыха. В ходе исследования учащиеся обнаружили только одну детскую площадку, которая находится в идеальном состоянии, и одну примитивную спортивную площадку. Клумбы, мини-огороды, детская площадка отгорожены от тротуара и проезжей части бордюрами и мини-заборами.

    Хорошее впечатление у участников проекта оставило лишь два дома. Это дом № 62 «А» по улице Свободной и дом № 84 «А» по улице Красноар-мейской. Они отличаются от других домов идеальным внешним видом, чистотой и порядком на близлежащей территории, ухоженными цветочными клумбами, наличием зон отдыха. На территории дома № 62 «А» по улице Свободная, как раз и расположена единственная, но яркая и красиво оформленная детской площадкой.

    По внешнему виду территории можно сделать вывод, что в данном микрорайоне существует проблема утилизации мусора.

    Несмотря на то, что во всех зонах отдыха и около подъездов, поставлены жильцами домов мусорные ведра, травяной покров на территории жилого сектора усеян мусором.


    Основу многих цветочных клумб составляют пакеты от чипсов и сухариков, окурки и пустые пачки от сигарет. Промежутки между стволами деревьев и скаты от автомобильных машин, заменяя мусорные контейнеры, набиты пищевыми и бытовыми отходами. Переполненные пластиковыми и стеклянными бутылками мусорные ведра печально ожидают своего опустошения.

    За сельско-хозяйственными постройками от людских глаз скрывается территория стихийного выброса мусора.

    На данной территории учащимися были обнаружены различные виды отходов – это пищевые и бытовые отходы, строительный мусор, шприцы, металлолом. Жильцы многоквартирных домов на окружающей их территории своими руками создали новые искусственные экосистемы с обилием насекомых, птиц и грызунов переносчиков возбудителей многих тяжелых заболеваний. В нашей стране существует закон запрещающий сжигать мусор во дворах. Но, очевидно, он не касается населения микрорайона многоквартирных домов. Учащимися были найдены многочисленные места сжигания мусора, которые являются источником загрязнения атмосферы, так как, сжигая его, жители превращают часть отходов в яды, более токсичные, чем исходный мусор и выпускают эту смесь химикатов в окружающую среду с воздушными выбросами. Этим «ядовитым» воздухом дышат не только они, но их дети, соседи, жители близлежащих частных домов и всё население станицы.

    Мусорных контейнеров, учащимися инициативной группы, обнаружено не было, но на территории жилого сектора повсюду наблюдаются, выставленные жильцами, мусорные пакеты.

    С целью выяснения методов утилизации мусора в данном микрорайоне учащиеся инициативной группы отправились в «ООО Техком-бытсервис». В ходе беседы с бухгалтером «ООО Техком-бытсервис» Рябчун Ириной Ивановной, было установлено, что 89% жильцов многоквартирных домов заключили договор с «ООО Техкомбытсервис» по сбору и вывозу мусора. По утвержденному тарифу на 2011 год для населения многоквартирных домов Роговского сельского поселения за сбор и вывоз ТБО, жильцам необходимо платить в месяц 36 рублей с человека. Сбор и вывоз мусора осуществляется по нечетным рабочим дням недели: понедельник, среда, пятница, в период с 18ºº до 20ºº часов.

    После беседы с бухгалтером «ООО Техкомбытсервис» у учащихся возник вопрос: «Так почему же, не смотря, на такое высокое процентное количество заключенных договоров жильцами многоквар-тирных домов с «ООО Техком-бытсервис», постоянным сбором и вывозом мусора, показатель неблагополучия санитарно-экологического состояния в данном микрорайоне так высок?» А дело в том, что пакеты с мусором жильцами выставляются заблаговременно, и бездомные животные, разрывая эти пакеты, что не составляет для них большого труда, разносят мусор по данной территории. В большинстве случаев повторно он уже не собирается, а годами лежит на земле в ожидании своей дальнейшей участи.

    Немало важную роль, в экологической ситуации микрорайона, играет содержание жильцами домашних животных на прилегающей к многоквартирным домам территории.

    Расстояние от жилого сектора до загонов с домашними животными не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПиНа. В данном микрорайоне нет подходящих условий для содержания крупного и мелкого рогатого скота, разведения кроликов и птицы. Не имеется специально отведенных мест для вывоза и хранения навоза. Из-за многолетнего отложения навоза уровень поверхности земли в микрорайоне сельско-хозяйственных построек превышает уровень поверхности земли в жилом секторе до полуметра. Несмотря на то, что навоз – это основное органическое удобрение для почвы, и в нем содержатся все питательные вещества, необходимые для растений, микроорганизмы, благодаря которым почвенная микрофлора обогащается полезными группами бактерий и в почве происходит активизация азотфиксирующих и других микробиологических процессов, накопление его на территории жилого сектора экологически опасно. В следствие такого накопления, происходит разложение органических веществ, что сопровождается потерей большого количества азота и выделение его в виде аммиака в атмосферу. Содержание в воздухе даже небольшого количества аммиака пагубно влияет на здоровье человека, приводя, постепенно, к поражению дыхательных путей, возникновению одышки, воспалению легких.

    Итак, санитарно-экологическая обстановка микрорайона в целом далеко не благополучна, и для того чтобы она не переросла в катастрофическую, населению многоквартирных домов необходимо общими усилиями и в срочном порядке решать ряд проблем. Прежде всего, очистить территорию от мусора, выставлять пакеты с отходами непосредственно перед прибытием мусоровозной машины, привести в порядок внешний вид домов, очистить от навоза территории, на которой расположены загоны с домашними животными, квартальным проводит просветительскую работу населения по экологическим вопросам, касающимся окружающей среды их микрорайона.




    Второй объект исследования – Канализационно-насосная станция (КНС)

    «Чтобы уметь управлять Природой,

    надо уметь ей покоряться»

    Японская мудрость

    Цель исследования объекта:

    Изучить влияние канализационно-насосной станции, которая находится в технически неисправном состоянии, на окружающую среду станицы Роговской.


    Задачи исследования объекта:

    1. Ознакомиться с историей образования, со схемой строением и методами работы КНС.

    2. Изучить функциональное состояние КНС на данный момент.

    3. Выявить причины возникновения неприятного запаха в микрорайоне КНС.

    4. Определить влияние КНС, находящейся в технически неисправном состоянии на экологическую обстановку в данном микрорайоне и станицы в целом.


    Форма работы учащихся: групповая


    Вид деятельности учащихся: интервьюирование, наблюдение, фотографирование,


    Необходимые ресурсы: фотоаппарат, блокноты и ручки.


    Ход исследования объекта

    В нашей станице существует объект, находящийся в технически неисправном состоянии, который является мощным источником загрязнения окружающей среды. Это канализационно-насосная станция (КНС), которая располагается на углу улиц Коммунаров – Кошмана, вблизи частных домов. Руководитель проекта и инициативная группа учащихся 7 «В» класса в составе 4 человек (Гавриш Олеся, Олейник Андрей, Попова Оксана, Тищенко Максим) заинтересовались этим источником загрязнения окружающей среды, и отправились на территорию данного объекта, с целью обсуждения экологических проблем в этом микрорайоне с директором ООО «Коммуналжилсервис», Краснояружным Александром Александровичем.

    Этот объект учащимися выбран не случайно, так как всех жителей давно интересует появление неприятного зловонного запаха в этом микрорайоне. Для разъяснения этого вопроса Александр Александрович рассказал историю образования КНС, а для того чтобы ребята имели представление об этом сооружении начертил схему КНС, по которой рассказал о её строении и функционировании.

    Строительство КНС началось в 1983 году. В 1986 году началась её эксплуатация. КНС была представлена помещением с электрооборудованием, под землей имелся колодец, представленный двумя огромными резервуарами. Глубина колодца составляла 12 метров, на дне колодца располагалось машинное отделение, снабженное мощными насосами, которые перекачивали канализационные воды. К машинному отделению подходила одна труба, идущая от частных домов и общественных учреждений, и отходила одна труба, идущая в очистные сооружения, которые находились в районе МТФ №5. Диаметр труб составлял 250, 300 миллиметров. Для того чтобы канализационные воды самотеком направлялись в КНС, закладка труб шла под уклоном. Так, например, в микрорайоне многоквартирных домов трубы залегают на глубине 2 метра, а дойдя до КНС, их глубина составляет уже 5 метров.

    В КНС поступают канализационные воды, как от общественных учреждений, так и от частных домов. К КНС подключены многоквартирные дома, детские сады, школа № 15, больница, дом культуры, здание администрации, здание ООО «Водоснабжение» и многие другие здания; также частные дома, находящие по улицам: Свободная, Ленина, Красноармейская, Красная, Садовая, Рогочёва, Кирова, Палкина, Кошмана.

    Очистка канализационных вод осуществлялась несколькими методами. Важная роль отводилась отстаиванию, так называемой грубой очистки, как наименее энергоемкому и дешевому методу. Очистные сооружения включали в себя четыре отстойника, в которых длительное время отстаивались канализационные воды. Для дезинфекции канализационных вод применяли обработку газообразным хлором, под действием которого все патогенные бактерии погибали. В результате отстаивания более тяжелые частицы канализационных вод оседали на дно в виде осадка, а очищенные верхние слои стекали в реку Кирпили.

    Применялся также и биологический метод очистки канализационных вод, который был основан на применении специальных аэробных бактерий, разлагающих содержащиеся в канализационных водах органические соединения на безопасные для жизни и здоровья человека вещества. Для поддержания жизнедеятельности этих бактерий постоянно подавался кислород. Этот метод был универсальным. Избавление от ненужных загрязнений достигало максимально возможной степени очистки, и при этом полностью отсутствовали всевозможные неприятные запахи. Биологический метод очистки осуществлялся поэтапно. Верхние, более чистые слои стекали из одного отстойника в другой, а затем в реку. При этом на дне каждого отстойника образовывался осадок, который являлся наилучшим удобрением для почвы и использовался в сельском хозяйстве.

    В таком режиме работы КНС просуществовала более 10 лет. Сам проект КНС считается неудачным, так как это сооружение размещено на болотистой местности, в балке, поэтому со временем машинные отделение ушло под землю, что повлекло за собой сбои в функционировании КНС. Очистные сооружения были разрушены. Но, не смотря на это, КНС продолжает существовать. В настоящее время канализационные воды от общественных учреждений и частных домов так и продолжают поступать сюда. Но так как машинное отделение отсутствует, канализационные воды полностью заполнили резервуары колодца, практически до помещения с электрооборудованием. Поэтому в этом микрорайоне постоянно ощущается неприятный запах. Для перекачки поступающих на КНС канализационных вод ООО «Коммуналжилсервис» был приобретен и поставлен в помещение с электрооборудованием насос, который работает по два часа в день. Но, естественно этого времени мало, поэтому количество поступающих канализационных вод на КНС превышает количество откачиваемых. Да, и откачивать их особо та некуда. Ведь очистные сооружения, находящиеся у МТФ № 5, давным-давно разрушены. В результате, канализационные воды переполняют колодцы и, как вулкан, периодически «прорываются» на поверхность земли, затапливая дворы частных домов, или напрямую направляясь в камышовые балки и реку, что представляет серьезную опасность как для речной флоры и фауны, так и для человека.

    Экологическая обстановка в микрорайоне КНС крайне тяжелая. Масштабы загрязнения окружающей среды канализационными водами выходят за пределы этого микрорайона. В воздух попадает значительное количество различных летучих органических соединений, которые создают устойчивый неприятный запах и небезразличны для здоровья людей. Поступление канализационных вод в реку Кирпили приводит к её очень сильному заражению. Такая экологическая обстановка способствует возникновению, развитию и распространению различных заболеваний, носящих эпидемический характер, что очень опасно для станичников.


    Третий объект исследования – Река Кирпили


    Как это получается, что вода, столь нужная,

    что без нее было бы невозможно жить, цениться так низко,

    тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы,

    ценятся так высоко»

    Американский экономист А.Смит


    Цель исследования объекта

    Изучить качество воды, характер загрязнений реки Кирпили и её берегов.


    Задачи исследования объекта

    1. Ознакомится с историей реки Кирпили, её растительным и животным миром.

    2. Опытным путем определить качество воды в реке.

    3. Выявить основные причины загрязнения реки и её берегов.

    4. Оценить характер наносимого вреда загрязненной реки и её берегов на природную среду станицы Роговской.


    Форма работы учащихся: парная, групповая.


    Вид деятельности учащихся: интервьюирование, наблюдение, фотографирование, практическое исследование.


    Необходимые ресурсы: фотоаппарат, блокноты и ручки, перчатки, стеклянные стаканы, полоски индикаторной бумаги, эталонная шкала.


    Ход исследования объекта

    Наша станица располагается на берегах полноводной, быстротечной и изобилующей рыбой реки Кирпили. По крайней мере, таковой она была несколько десятков лет назад. В настоящее время она охвачена, неожиданными по скорости, изменениями. И явно не в лучшую сторону. Но, для того, чтобы выяснить какие изменения претерпела река, необходимо знать какой она была раньше. С историей и географическим положением реки, учащихся инициативной группы в составе 4 человек (Бобошин Андрей, Дьячек Алина, Попова Оксана, Шпак Алина), ознакомила учитель истории, Наделяева Ирина Викторовна.

    Кирпили – это река в Краснодарском крае. Её длина составляет 202 км. Кирпили довольно прихотливо извивается по равнине. Русло её в большей части заросло водолюбивой растительностью.

    Исток Кирпили в 2—3 км к юго-востоку от станицы Восточной, впадает в Кирпильский лиман в 10 км западнее станицы Степной. У станицы Медведовской в Кирпили впадает её левобережный приток — река Кочеты длиной 37 км. У города Тимашевска в Кирпили справа вливается небольшая река Кирпильцы. На протяжении от города Тимашевска до станицы Новоджерелиевской река разливается по широкому руслу, образуя цепь лиманов. Западнее, разливаясь ещё шире, она заболачивает местность, превращая её в плавни. Здесь также тянется ряд небольших озёр, переходящих вблизи Азовского моря в целую цепь лиманов, из которых самым крупным является Кирпильский. Последний через лиманы Рясный и Ахтарский связан с Азовским морем. В бассейне Кирпили имеется свыше 100 прудов, которые используются для целей обводнения, орошения и рыбоводства.

    Питание реки идёт за счёт атмосферных осадков и грунтовых вод. Для реки Кирпили характерна мелководность, заиленность и слабое течение в результате искусственных запруд, замедляющих или вообще делающих невозможным свободный ток воды и сброс ее в Азовское море.

    Фауна и флора реки Кирпили была разнообразна. По берегам реки рос тростник, осока, камыш. Здесь не редко можно было встретить ужа обыкновенного, озерную лягушку. Ихтиофауна реки насчитывала большое количество различных видов рыб. Карась, сазан, щука, сом, плотва, судак, толстолобик - были постоянными обитателями нашей реки. На дне реки жили двустворчатые моллюски – беззубки и перловицы, в норах, прятались крупные речные раки, которые способны обитать в водоемах только с чистой водой.

    Со временем, под действием человеческого фактора, экологическая обстановка данного водоема стала изменяться. Большую угрозу для реки представляли стоки, сбрасываемые рыбным заводом, который функционировал до 2006 года. Стоки от животноводческих ферм также попадали непосредственно в реку. Такая навозная жижа, попавшая в водоём, может стать причиной серьёзной экологической катастрофы в нашей местности. Сброс канализационных вод в реку, влечет за собой микробиологическое загрязнение воды.

    Вследствие негативной деятельности человека, в настоящее время, вода в реке Кирпили практически стоячая. За последние годы участились случаи загрязнения реки и её берегов различным бытовым мусором.

    В результате полученных данных, руководитель проекта и ученики инициативной группы отправились к реке Кирпили в районе лагеря «Золотой колос», с целью определения качества воды и экологической оценки реки и её берегов.

    Учащиеся провели три опыта на определение качества воды в реке.


    І опыт «Определение мутности воды и наличия осадка»


    В мутной воде содержатся различные по происхождению взвешенные частицы. Это могут быть частицы глины, ила, промышленных и сельскохозяйственных стоков. Взвешенные частицы способствуют нагреву воды, т.к. поглощают тепловое излучение, что, в свою очередь, приводит к падению уровня растворенного в воде кислорода. Твёрдые частицы забивают жабры рыб, ослабляют иммунные свойства организмов, приостанавливают их рост и развитие. Таким образом, можно сделать вывод, что степень мутности воды влияет на флору и фауну водоёма не меньше, чем другие факторы.

    Мутность воды учащиеся определяли визуально, измерением ослабления проходящего света. Осадок оценивали также визуально и характеризовали как: отсутствует, незначительный, заметный, большой. По качеству осадок определяют как хлопьевидный, илистый, песчаный и т.п. с указанием цвета – серый, бурый, чёрный и др. При очень большом осадке указывают толщину слоя в мм.

    1.Описание опыта:

    а) Налили воду из реки Кирпили в стеклянный стакан и смотрели через него на солнечный свет. Сравнили воду из реки с дистиллированной водой.

    б) Налили воду из реки в стеклянный стакан, отстояли её и рассмотрели. Сравнили воду из реки с дистиллированной водой.

    2. Результаты наблюдения:

    а) Дистиллированная вода прозрачная. Исследуемая вода – мутная.

    б) В исследуемой воде заметный илистый и песчаный бурый осадок, толщиной 8 мм. Кроме того, в этом образце видны различные твердые плавающие частички. В дистиллированной воде осадка нет.

    3.Вывод: вода из реки Кирпили имеет достаточно заметный невооруженным взглядом осадок. Это оказывает отрицательное влияние на растительный и животный мир водоема.



    ІІ опыт «Определение цвета воды»


    Качественную оценку цвета производили, сравнивая воду из реки с дистиллированной водой. Для этого в стеклянные стаканы наливали отдельно исследуемую воду и дистиллированную. На фоне белого листа бумаги при дневном освещении воду рассматривали сверху и сбоку. На основании этого оценивали цвет, т.е. указывали наблюдаемый цвет (слабо-желтый, бурый и т. д.). При отсутствии окраски воду считали бесцветной.

    1.Проведение опыта: налили воду из реки Кирпили и дистиллированную в два стакана и рассмотрели их на фоне белого листа.

    2.Результаты наблюдения: дистиллированная вода не имеет цвета, бесцветная. Исследуемая вода имеет бурый цвет.

    3.Вывод: вода из реки Кирпили, в отличие от дистиллированной воды, имеет цвет.


    ІІІ опыт «Определение водородного показателя воды»


    Определяли водородный показатель (рН).

    1.Проведение опыта: в стакан с водой опускали полоски индикаторной бумаги. Сравнивали её цвет со специальной шкалой.

    Питьевая вода должна быть нейтральной (рН около 7). Для хозяйственных и бытовых нужд можно применять воду с водородным показателем 6,5 – 8,5. Если эти цифры меньше, то вода имеет кислую среду, ближе к болотной.

    2.Результаты опыта: дистиллированная вода имеет водородный показатель 7, а вода из реки Кирпили – 9,5 – 10,5.

    3.Вывод: исследуемая вода из реки Кирпили крайне загрязнена.

    В связи с полученными отрицательными результатами, вследствие проверки качества воды, учащиеся инициативной группы исследовали воду и берега реки на наличие различного мусора.

    Вода – это жизнь. Какая же жизнь может появиться в воде заваленной бытовыми отходами, грудами строительного мусора? Из таких вот, созданных руками жителей станицы мусорных кучей, выползает все новая и новая «зараза», способствующая эпидемиологическому взрыву. Если раньше для очистки прибрежной полосы и самого водоема достаточно было участие группы энтузиастов, то сейчас с этим может справиться только тяжелая техника и то не за один день. Ситуация ухудшается тем, что помимо бытовых отходов, стеклотары и пластиковых бутылок, оставляемых отдыхающими, проходящими мимо людьми, на берегах реки возникают свалки строительных отходов. Часть мусора попадает в реку. А скрытые песком осколки стекла или консервные банки с рваными краями могут причинить по настоящему тяжелую травму любому побывавшему на берегу реки человеку. Брошенный жителями станицы в реку бытовой мусор и трупы домашних животных, делают реку очагом эпидемиологических заболеваний.

    Необходимо проводить работы по очистке реки и её берегов, потому, что красивые слова об экологическом воспитании ощутимой пользы не приносят. Точнее, работа должна вестись параллельно, ведь гораздо проще убедить человека не мусорить там, где чисто, чем объяснить ему, почему он не должен бросать банку или бутылку рядом с десятком таких же.

    Подобно лавине мусорные кучи погребают под собой некогда чистые песчаные берега реки Кирпили. Дальше откладывать некуда, ведь эта проблема уже стала экологическим кризисом для нашей станицы.


    Четвертый объект исследования – Полезащитные лесные полосы


    "Природа не признает шуток, она всегда правдива,

    всегда серьезна: она всегда права,

    ошибки же и заблуждения исходят от людей»

    Немецкий поэт И. Гете

    Цель исследования объекта


    Оценить экологическую обстановку полезащитных лесных полос в районе детского трудового лагеря «Золотой колос» и определить пути решения экологической проблемы на данной территории.


    Задачи исследования объекта

    1. Ознакомится с историей возникновения лесополос, их значением, растительным и животным миром.

    2. Провести осмотр лесополос и определить их санитарно-экологическое состояние.

    3. Принять участие в очистке лесополос.

    4. Выявить источник негативного антропогенного влияния на природу лесных полос и определить пути решения данной экологической проблемы.


    Форма работы учащихся: групповая


    Вид деятельности учащихся: интервьюирование, наблюдение, фотографирование, практически-трудовая.


    Необходимые ресурсы: фотоаппарат, блокноты и ручки, перчатки, пакеты для мусора.


    Ход исследования объекта

    Несколько десятков лет назад жителями нашей станицы стали создаваться лесополосы. Конечно же, всем известно, что растения играют важную роль в природе и жизни человека, прежде всего снабжая все живое кислородом и очищая воздух от пыли. Но каково значение растений, которые посажены в виде полос, и для чего вообще стали создавать такие лесополосы, учащимся неизвестно. За разъяснением этих вопросов учащиеся инициативной группы в составе 4 человек (Бобошин Андрей, Попова Оксана, Шпак Алина) отправились к местному егерю, Нененко Сергею Николаевичу.

    Он объяснил ребятам, что лесополосы в нашей местности состоят из продольных и поперечных полос. Направление продольных лесных полос установлено перпендикулярно преобладающему направлению вредоносных ветров. Продольные лесополосы совмещены с длинными сторонами полей севооборота. Перпендикулярно продольным полосам размещены поперечные лесополосы по коротким сторонам полей.

    Значение полезащитных лесных полос - снижение скорости ветра, защита от иссушающих ветров и пыльных бурь, задержание снега и равномерное снегораспределение, увеличение влажности почвы и воздуха, повышение числа естественных врагов сельскохозяйственных вредителей — птиц, насекомых. На защищенной лесополосами площади повышается урожай сельскохозяйственных культур. Лесополосы являются объектом лесного хозяйства, направленного на получение древесины (дров и материалов для построек местного использования). Являются хорошим источником грибов, ягод и других пищевых ресурсов.

    Лесополосы оказывают и отрицательное влияние на близко расположенную территорию, которое выражается в теневом угнетении посевов, образовании сугробов, чрезмерное увеличение влажности почвы и воздуха, влияние корней деревьев на полевые растения. Поэтому в ряде случаев вдоль лесополос размешают ленточные посевы многолетних трав.

    В лесных полосах произрастают различные растения – это белая и дикая акация, тополя, клен, грецкий орех, шелковица. Несколько десятков лет назад, внутри лесополос были проложены тропы, по которым местные жители ходили на работу. Проходя по лесополосе, они могли встретить различных животных: лисиц, зайцев, енотов, диких кошек. Из птиц преобладали – сороки, вороны, воробьи, совы, кукушки, перепёлки, степные орлы, дикие голуби. Лесополосы являлись местом жительства для большого количества насекомых.

    Но при межевании земли сельскохозяйственного назначения, лесополосы, ни в чью собственность не вошли. Это проблема не только станицы Роговской, но и всего Краснодарского края. Никто не следит за санитарно-экологическим состоянием лесных полос. Поэтому, со временем, все тропы, по которым ходили станичники, заросли травой, и пробраться внутрь лесной полосы стало практически невозможно. Беспорядочная и несанкционированная с местными властями вырубка деревьев, привела к облысению некоторых участков лесополос. А в последнее время наблюдается регулярный выброс мусора местными жителями в лесополосы.

    Для определения санитарного состояния полезащитных лесных полос руководитель проекта и учащиеся инициативной группы отправились в район детского трудового лагеря «Золотой колос», ст. Роговской.

    Вдоль лесополос учащимися было обнаружено десять облысевших участков, это и есть следствие несанкционированной вырубки человеком деревьев. Пробраться вглубь лесополос для учащихся представилось трудной задачей, так как выросшая сорная трава превышает рост человека. Вывод напрашивается сам собой: здесь не только уже десятки лет не осуществляется скашивание травы, но и очень давно не ступала нога человека. Как оказалось позже, войти в лесополосы не только трудно, но и опасно. Они забросаны пакетами с бытовым мусором, пластиковыми бутылками, жестяными и консервными банками, фантиками, целлофановыми пакетами и различным строительным мусором. Лесные полосы превратилась в кладбище для умерших домашних животных. Учащимися в ходе исследования лесополос было обнаружено две мертвых свиньи, и бесчисленное количество трупов домашней птицы (кур, уток, цыплят и т.д.). А в нескольких метрах от лесополос располагается детский трудовой лагерь. Можно только представить, чем такая экологическая обстановка грозит прибывающим в лагере детям.

    Учащиеся, вооружившись перчатками и целлофановыми пакетами для мусора, приступили к очистки лесных полос. Естественно, для того чтобы поправить катастрофическую экологическую обстановку на данном участке, необходимо привлечь сотни людей и тяжелую технику. Но в качестве оказания первой помощи лесной полосе, учащиеся собрали целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и различные фантики, надеясь на то, что проезжающий мимо лесной полосы станичник, увидев только растительные насаждения и полное отсутствие мусора с внешней стороны, не будет выбрасывать в неё очередной мешок с бытовыми отходами, или, что еще хуже, труп домашнего животного.

    Вследствие вопиющих и безрассудочных действий жителей станицы по отношению к лесным полосам, растительный и животный мир в них непоправимо изменился. Исчезло большое количество животных и птиц, да и кто может поселиться и жить среди трупов животных и гор бытовых и строительных отходов, разве только какие-нибудь животные-падальщики. Об источниках пищевых ресурсов уже вообще не идет речи, так как, скорее всего, не найдется человека, который станет употреблять в пищу грибы и ягоды, выросшие по соседству с разлагающимся трупом домашнего животного.

    Местным властям необходимо бить тревогу. Летом, при высокой температуре, данная ситуация может обернуться эпидемиологическим взрывом. И не стоит забывать, что рядом с лесополос каждое лето в детском трудовом лагере находится большое количество детей.

    Руками местных жителей, постепенно, лесные полосы превратились в мусорные свалки, заваленные как бытовым, так и строительным мусором, в кладбище для умерших домашних животных. Для спасения полезащитных лесных полос и предотвращения возникновения эпидемиологических заболеваний, местным властям необходимо: проводить просветительскую работу населения по экологическим вопросам, касающимся полезащитных лесных полос, через средства массовой информации; разработать план работы по очистке лесополос и для его реализации привлечь землепользователей, чьи земли прилегают к границам лесополос; усилить и ужесточить контроль за санитарным состоянием лесополос; привлекать к административным наказаниям людей, выбрасывающих мусор в лесные полосы.

    Пятый объект исследования – Кирпичный завод

    «С нашим появление континенты быстро дряхлеют»

    Американский писатель Э. Хемингуэй

    Цель исследования объекта

    Выявить влияние деятельности кирпичного завода на окружающую среду.


    Задачи исследования объекта

    1. Ознакомиться с историей образования Кирпичного завода.

    2. Изучить деятельность кирпичного завода в настоящее время.

    3. Изучить травяной покров, берега реки Кирпили в окрестностях завода на наличие признаков загрязнения окружающей среды.


    Форма работы учащихся: парная, групповая.


    Вид деятельности учащихся: интервьюирование, наблюдение, фотографирование, практическое исследование.


    Необходимые ресурсы: фотоаппарат, блокноты и ручки, ручные лупы.


    Ход исследования объекта

    Кирпичное производство в станице Роговской существовало с давних времен. По архивным данным на 1875 г. в станице имелось первое и единственное кирпичнодеятельное заведение. В 1914 году в Роговской уже функционировало 8 кирпичных заводов, на которых работало от 4 до 16 человек. Годовой оборот этих заводов составлял от 1000 до 5000 рублей. С появлением кирпичных заводов на территории станицы началось строительство кирпичных зданий. Были построены магазины, ветаптека, хозяйственные дворы отделений, детские сады и школы. Некоторые из этих зданий в дальнейшем были разрушены, некоторые перешли в частную собственность станичников. Из общественных учреждений, с тех времен, сохранились ныне действующие детский сад № 39 и четыре корпуса школы № 15.

    На 1983 г. в станице имелся один кирпичный завод со стоимостью основных средств производства 179 000 рублей. В среднем за год в десятой пятилетке он производил 5,5 млн. штук кирпича-сырца и 4,8 млн. штук кирпича обожженного.

    Этот кирпичный завод функционирует и по сей день. Добыча сырья всегда производилась в его окрестностях, в результате чего неподалеку от завода образовались большие котлованы, в которые местные жители выбрасывали мусор, что способствовало размещению несанкционированной свалки в данном районе.

    Учащиеся инициативной группы встретились с директором завода, Назаретян Георгием Романовичем, который рассказал о принципах функционирования кирпичного завода.

    Оборудование на заводе старое, но находится в рабочем состоянии. За стенами завода работают экскаваторы, которые добывают глину для изготовления кирпича. Периодичность технологий производства кирпича заключается в следующем: глиняная смесь с соответствующими компонентами поступает в емкость, где тщательно перемешивается рабочими завода и направляется в режущий аппарат. Режущий аппарат формирует, в виде кирпича, сырец. Сырец поступает в печь для равномерного обжига с определенной временной выдержкой. Затем производится сушка, и уже готовый кирпич отправляется на склады завода, где может храниться долгое время.

    Изучив принцип работы кирпичного завода, учащиеся инициативной группы (Бобошин Андрей, Лукашевич Вероника, Олейник Андрей, Попова Оксана, Тищенко Максим, Шпак Алина) приступили к исследованию близлежащей к заводу территории, с целью выявления влияний его деятельности на окружающую среду.

    Для выявления загрязнения атмосферы и гидросферы, отходами производства кирпичного завода, учащиеся исследовали травяной покров, кору деревьев, поверхность почвы, берега реки Кирпили. Учащиеся, с помощью ручных луп, на травяном покрове обнаружили не только придорожную пыль. На некоторых участках встречались растения, листья которых были покрыты налетом. Но, не смотря на это, на почве наблюдался мох, а на коре деревьев – лишайники. Мхи и лишайники являются индикаторами чистоты. Они очень чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении местности они погибают. Для благополучного существования, мхам и лишайникам необходим чистый воздух. Если бы воздух в районе кирпичного завода был сильно загрязнен, учащиеся не смогли бы обнаружить данные живые организмы.

    Удаляясь от кирпичного завода в сторону мусорной свалки, мхи и лишайники встречаются все реже и реже, а в нескольких метрах от свалки исчезают вовсе, а вот характерный налет покрывает практически весь растительный покров.

    Для определения влияния деятельности завода на гидросферу, учащиеся исследовали реку Кирпили и её берега в районе Кирпичного завода. Выброс в реку каких-либо отходов производства завода не наблюдается. На берегах реки также не обнаружено никаких следов деятельности завода. Но берега реки усеяны бытовым мусором, который попал сюда с неподалеку расположенной свалки, либо с попутным метром, либо с помощью бездомных животных, которых в этом районе большое количество.

    Производство кирпичного завода является безотходным. Никаких выбросов отходов производства, которые бы являлись источником загрязнения атмосферы и гидросферы в данной местности, он не осуществляет. Но признаки загрязнения окружающей среды в районе кирпичного завода все-таки наблюдаются. Предположительно можно сказать, что именно мусорная свалка в данном районе является источником загрязнения атмосферы и гидросферы. Чтобы подтвердить или опровергнуть этот факт учащимся инициативной группы необходимо исследовать санитарно-экологическое состояние мусорной свалки.



    Шестой объект исследования – Мусорная свалка


    «Человечество брало разгон 30 тыс. лет,

    а теперь ему осталось 30 лет,

    чтобы затормозить перед пропастью»

    Французский эколог Ж. Дорет


    Цель исследования объекта


    Получение доказательств негативного влияния стихийного выброса мусора на территории несанкционированной свалки на окружающую среду и здоровье населения станицы.


    Задачи исследования объекта


    1. Изучить историю образования мусорной свалки в районе кирпичного завода.

    2. Провести санитарно-экологический осмотр мусорной свалки.

    3. Выявить потенциально опасные ингредиенты свалки.

    4. Дать анализ состояния свалки и определить ее размеры.

    5. Дать эколого-химическую характеристику состояния свалки и почвы (подстилающего грунта).

    6. Оценить характер наносимого вреда окружающей среде.


    Форма работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.


    Вид деятельности учащихся: интервьюирование, наблюдение, фотографирование.


    Необходимые ресурсы: фотоаппарат, блокноты и ручки, трафарет.



    Ход исследования объекта


    Люди, которые живут в экологически загрязненной местности и продолжают ухудшать её состояние, беспорядочным выбросом мусора, либо бедны, либо не имеют возможности получить полные или хотя бы основные сведения о том, какой вред в последствие такие объекты стихийного выброса мусора могут нанести им самим.

    Об еще одной экологической опасности станицы Роговской, учащимся инициативной группы, рассказал депутат районного совета муниципального образования Тимашевский район – Мошногорский Алексей Федорович.

    Образовавшаяся, недалеко от кирпичного завода, мусорная свалка, стала большой экологической проблемой станицы Роговской. Её появление на данной территории не случайно, так как, добывая глину, для изготовления кирпича, экскаваторы завода оставляли большие котлованы. В них сбрасывался весь мусор и засыпался землей. Таким образом, осуществлялась утилизация мусора.

    Но так как мусорная свалка была не санкционирована, а пользоваться несанкционированными свалками по санитарным правилам и нормам СанПиНа строго запрещено, её необходимо было закрыть. Но другой территории для вывоза мусора не существовало, и станичники продолжали еще в течение 10 лет вывозить бытовые и строительные отходы именно на эту мусорную свалку. В 2010 году жителям станицы Роговской предложили заключить договор с ООО «Техкомбытсервис» по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), и мусорная свалка местными властями была закрыта. Вывозить мусор на данную территорию запрещено.


    Для того чтобы убедиться в выполнении станичниками предписаний властей администрации сельского поселения, по сбору и вывозу мусора, учащиеся инициативной группы в составе 6 человек (Бобошин Андрей, Лукашевич Вероника, Олейник Андрей, Попова Оксана, Тищенко Максим, Шпак Алина) отправились на данный объект. Учащиеся провели осмотр свалки на определение наличия пищевых и твердых бытовых отходов и выявление потенциально опасных ингредиентов свалки. Ингредиентами свалки являются - пищевые, бытовые, медицинские (шприцы, вата, пустые ампулы и т.д.) отходы, строительный мусор и металлолом. Наибольшее количество отходов – твердые бытовые отходы (пластмассовые бутылки, целлофан, консервные и жестяные банки, пенопласт). Процентное соотношение ингредиентов мусорной свалки составляет:

    бытовые отходы – 58%

    пищевые отходы – 13%

    медицинские отходы – 2%

    строительный мусор – 19%

    металлолом – 8%, и выражено в диаграмме «распределения отходов на мусорной свалки в районе кирпичного завода».



    Опасные отходы – это отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), а также представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Такие отходы были обнаружены учащимися инициативной группы на мусорной свалке. Серьезную опасность среди них представляют твердых бытовых отходов. Это различные пластмассовые бутылки, пластмассовая одноразовая посуда, жестяные и консервные банки, пенопласт, полиэтиленовые пакеты. Обычная пластиковая бутылка гниет 400 лет, полиэтиленовый пакет – примерно столько же, алюминиевая банка – до 500 лет. Токсичные вещества, неизбежно входящие в состав такого мусора, проникают в почву, воду, атмосферу, оказывая пагубное влияние на экологическую обстановку нашей местности. А вот пищевые отходы перегнивают по прошествии всего лишь нескольких дней. Но при смешивании пищевых отходов с жестяными банками, пластмассом и пенопластом начинаются химические реакции. Они вызывают риск заболеваний людей, загрязняют воду и разрушают озоновый слой. Уже сегодня станичники произвели столько отходов, что для их утилизации в естественных условиях потребуется несколько тысяч лет. Среди твердых бытовых отходов особое место занимают органические. На свалке повсеместно наблюдаются отходы убоя скота и птицы, мертвые тела животных, фекалии домашних животных. При сжигании органического мусора часть отходов, которые сжигают, превращаются в яды, более токсичные, чем исходный мусор и эта смесь химикатов выпускается в окружающую среду. Главное составляющее такого дыма — это угарный газ, который является опасным для человека и химически активным соединением. Он блокирует обеспечение кислорода к тканям, легко вступая во взаимосвязь с гемоглобином крови, и по этой причине происходит отравление организма. При сжигании бытовых отходов концентрация угарного газа приравнивается к улице с очень интенсивным движением транспорта. При сжигании бытовых и медицинских отходов создаются "идеальные" условия для возникновения таких наиболее опасных токсичных веществ как диоксины. Диоксины известны своим огромным токсичным эффектом практически на все органы жизнедеятельности человека. Они являются сильными канцерогенами и воздействуют на репродуктивную систему мужчин и женщин, а также на иммунную систему. Доказана связь между диоксинами и раковыми заболеваниями. Диоксины являются универсальным клеточным ядом и поражают все виды животных и большинство растений. Они распространяются в воздухе, оседая на растениях, съедаемых животными. Полученные диоксины, с мясом и молоком этих животных, человеческий организм накапливает в жировых тканях. Попав в человеческий организм, диоксины там и остаются. Особая опасность этих ядов заключается в том, что они чрезвычайно устойчивы к химическому и биологическому разложению, сохраняются в окружающей среде в течение десятков лет и беспрепятственно переносятся по пищевым цепям. Кроме того, при горении органического мусора в атмосферу выделяется еще и фосген, применявшийся в годы первой мировой войны как химическое оружие. Крайне опасно сжигать всевозможные пленки, синтетические материалы (поролон, используемый для набивки матрацев, диванов, кресел, изготовления ковриков, пенопласт), которые при горении выделяют в воздух цианиды, вызывающие в бытовых пожарах большое количество смертельных случаев. Куски фанеры, ДСП или ДВП, которые попадают в костер, также производят выделение цианидов и формальдегидов в окружающую среду, а горение древесины, которая покрыта краской, включающей соединения свинца, опасно тем, что выделяющиеся соединения проникают в организм человека через легкие. Еще одна проблема – тяжелые металлы. Они присутствуют в значительных концентрациях в воздухе (в виде летучей золы), и твердых остатках сгорания (шлак).

    При такой бурной деятельности мусорной свалки очень сильно страдает почва. В её поверхностном слое, на глубине 2-5 см, накапливаются диоксины и его аналоги. Если бы диоксины оставались на такой глубине в почве, то это не было бы так опасно. Но органические вещества, присутствующие в различных отходах, существенно увеличивают продвижение диоксинов в почве, способствуя проникновению их в более глубокие слои и грунтовые воды. Отсутствие на свалке изоляции от подстилающего грунта приводит к сильному поверхностному заражению почвы, грунта и подземных вод.

    В результате исследования учащиеся сделали вывод, что место для выброса мусора в районе кирпичного завода имеет широкомасштабные размеры, несмотря на то, что эта мусорная свалка является закрытой, и мусор выбрасывать на данной территории строго запрещено.

    Мусорная свалка - показатель неблагополучия санитарно-экологического состояния станицы Роговской, и является источником опасности для окружающей среды и здоровья человека. Она несанкционированна и находится на территории населенного пункта. Гниение неизолированных материалов ТБО сопровождается распространением удушающего запаха на расстоянии более 1 км. Сжигание мусора при наличии в отходах пластмасс и цветных металлов приводит к тому, что в продуктах горения образуются наиболее опасные канцерогены: тяжелые металлы, диоксины. Постепенное накопление их в организме человека приводит к снижению иммунитета, нарушают репродуктивные и гормональные функции. Гниение и сжигание различных ингредиентов свалки, приводит к сильному поверхностному заражению почвы, проникновению в ее более глубокие слои и грунтовые воды различных опасных веществ. Такие места стихийного выброса мусора способствуют созданию новых искусственных экосистем с обилием насекомых, птиц и грызунов, переносчиков возбудителей многих тяжелых заболеваний.

    Исследовав территорию выброса мусора в районе кирпичного завода, учащиеся убедились в том, что станичники игнорируют запрет местных властей о выбросе мусора на данной территории. Местным властям необходимо усилить контроль за санитарно-экологическим состоянием несанкционированной свалки. Но в ожидании улучшений экологической обстановки окружающей среды в нашей станицы не стоит надеяться только на работу местных властей, необходимо каждому жителю принять участие в решении этой проблемы. Учащиеся инициативной группы на месте начали осуществлять эту работу. На въезде к свалке они установили трафарет с надписью: «Мусор выбрасывать запрещено!», который будет напоминать каждому местному жителю, выбрасывающему мусор на данной территории, о том, что свалка не функционирует.
    Только изменив наше отношение к отходам, мы можем приступить к экологически безопасному управлению ими.


    1. Обобщающий этап (июль – ноябрь 2011 г.)


    В рамках методической недели учителей естественного цикла в ноябре 2011 г. провести внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов, пресс-конференция - «Экологический кризис в нашей местности». В ходе пресс-конференции учащиеся инициативных групп, работающие над проектом, проанализируют и обобщат полученные результаты, и выступят с выводами и предложениями по улучшению экологической обстановки в нашей местности.


    Выводы и предложения по улучшению экологической обстановки

    в станицы Роговской

    Принимая во внимание несомненную опасность экологической обстановки в станице Роговской для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды, в интересах претворения в жизнь стратегий охраны окружающей среды нашего населенного пункта, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование системы управления и регулирования с тем, чтобы они стали простыми, обозримыми и общедоступными. Необходимо заинтересовать как отдельных людей, так и всё население в решении этих проблем, проводить информацию населения о состоянии окружающей среды, формировать новый образ мыслей.

    Для этого:

    1. необходимо привлечь население многоквартирных домов к очистке района их проживания от бытового и строительного мусора;

    2. местным властям необходимо определить специальные места для вывоза и хранения навоза;

    3. необходимо принять на баланс администрации сельского поселения объект очистных сооружений, приобрести и разместить на этом объекте необходимое, для его функционирования, оборудование;

    4. для улучшения охраны полезащитных лесных полос необходимо определить их четкие границы и организовать охрану и своевременную очистка данных территорий.

    5. необходимо привлечь землепользователей к контролю и наведению порядка в лесополосах, прилегающих к границам их земель;

    6. жильцам частных домов, расположенных неподалеку от реки Кирпили, направить предписания по очистке, прилегающих к их огородам, берегов реки;

    7. необходимо усилить контроль над производственными объектами: кирпичным и рыбным заводами, ПТФ, не допускать загрязнения окружающей среды отходами их производства;

    8. изыскать средства и убрать объекты стихийного выброса мусора (очистить лесополосы, балки, реку Кирпили и её берега, несанкционированную мусорную свалку в районе кирпичного завода);

    9. рекомендовать через средства массовой информации всем станичникам заключить договора с ООО «Техкомбытсервис» о сборе и вывозе ТБО.

    10. определить четкий график приезда мусоровозной машины каждый день в удобное для населения время;

    11. необходимо ООО «Техкомбытсервис» предоставить льготы за услуги по сбору и вывозу мусора пенсионерам, ветеранам и молодым семьям;

    12. необходимо увеличить штрафы за выброс бытовых отходов в неположенных местах и награды за бдительность;

    13. предложить населению по горячей линии доводить до сведения администрации о местах расположения стихийного выброса мусора;

    14. создать специальную экологическую комиссию, которая будет контролировать вывоз отходов на запрещенные территории, и заниматься уничтожением стихийных свалок;

    15. построить завод по утилизации твердых бытовых отходов, что и планируют сделать районные власти на территории Тимашевского района;

    16. необходимо совершенствовать систему непрерывного экологического образования населения станицы. Активизировать пропаганду рационального природопользования и охраны природы через средства массовой информации;

    17. организовать в газете и на местном телевидении специальную экологическую страничку, где предоставлять населению информацию об экологически опасных объектах в нашем населенном пункте, о вреде стихийного выброса мусора, и влиянии негативной экологической обстановки на природную среду и здоровье человека;

    18. организовать учащихся для создания агитационных плакатов и листовок о вреде загрязнения окружающей среды;


    1. Информационно-просветительский этап (июль – ноябрь 2011 г.)


    Результаты реализации проекта «Экологический марафон» показали полное отсутствие у населения элементарных представлений об экологической обстановке в нашей станице. Чтобы предотвратить глобальный экологический кризис в нашей местности, надо решать проблему в корне, повышая экологическую культуру населения, проводя разъяснительные мероприятия, с целью пробудить у станичников желание бороться за чистоту и благоустройство нашей станицы.


    Для этого участники проекта:

      1. направили письмо с выводами и предложениями по результатам реализации проекта «Экологический марафон» на администрацию сельского поселения.

      2. разместили статьи в школьной газете «Пятнашка», в местной газете Роговчанка» и районной общественно-политической газете «Знамя труда», в краевой независимой газете «Антиспрут», с результатами исследования экологически проблемных объектов станицы Роговской, с указанием вреда, наносимого, деятельностью этих объектов, природе и здоровью станичникам, и предполагаемыми путями решения этой проблемы.

      3. в рамках методической недели учителей естественного цикла 11 октября 2011 г. прошло внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов, пресс-конференция - «Экологический кризис в нашей местности».

      4. участники инициативной группы, предоставили классным руководителям МБОУ СОШ №15 материалы по результатам реализации проекта «Экологический марафон», для проведения классных часов и доведения до сведения учеников школы об экологических проблемах станицы Роговской.

      5. на уроках информатики через совместную деятельность школьников с учителем информатики Григорьевым И.Е. заготовили буклеты с фотографиями и описанием экологически опасных объектов станицы Роговской.

      6. через совместную деятельность восьмиклассников с учителем ИЗО, Соколовой В.Н., выпустили стенгазету «Спасите будущее поколение», в которой наглядно продемонстрированы наиболее опасные источники загрязнения окружающей среды в нашей станице, и указано, какой вред они оказывают на здоровье человека и на будущие поколения.

      7. через совместную деятельность восьмиклассников с учителем ИЗО, Соколовой В.Н., классным руководителем 8 В класса, Наделяевой И.В. созданы агитационные плакаты с фотографиями экологически опасных объектов станицы Роговской, рисунками, на тему: «Будущее нашей малой Родины», и информацией о вреде загрязнения окружающей среды.

      8. определили проект «Экологический марафон» в особый фонд, где хранятся исследовательские работы учащихся МБОУ СОШ № 15 архивного отдела администрации МО Тимашевский район, а также в архивный фонд школьного музея «Светоч».







    ЛИТЕРАТУРА


    1. Материала из архивного фонда школьного музея «Светоч».


    1. «История колхоза имени Калинина» А.А. Багмут, 1985 г.










    29


    Обсуждение материала
    Татьяна Подюкова
    7.12.2011 15:29
    Уважаемый автор. Согласно положению о конкурсе «Обучение с увлечением» ваша работа не была допущена к рассмотрению жюри, так как прием заявок был окончен 26.10.2011 г. В связи с этим сообщаем, ваша работа рассматривалась экспертным советом портала на общих основаниях.
     С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна
    Людмила Некрасова
    18.01.2012 11:44
    Интересный материал, спасибо.
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос