В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа Русский язык УМК «Образовательная система Школа 2100»

Рабочая программа

Русский язык

УМК «Образовательная система Школа 2100»


Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями

«Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения», на основе авторской программ «Русский язык» и «Обучение грамоте» Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой , О.В.Прониной и в соответствии с Образовательной программой лицея №20 Первомайского района г. Ростова-на-Дону

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество подготовки ребенка по другим школьным пред­метам.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе

4. Планируемые результаты освоения программ

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как яв­ления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение приме­нять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изучен­ного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть ре­чи, член предложения, простое предложение; способность конт­ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

5. Универсальные учебные действия

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправ­ленная работа по развитию у младших школьников универсальных учебных действий:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравни­вать и др.);

  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

  • организационных (организовывать сотрудничество и пла­нировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется станов­ление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обоб­щение, классификация, переход от внешнего контроля к само­контролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, свя­занные с информационной культурой: читать, писать, эффектив­но работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

6. Основные содержательные линии курса «Русский язык»

  • система языка (основы лингвистических знаний): фоне­тика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфо­логия и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи

7. Цели и задачи курса «Русский язык»

  • познавательная цель предполагает формирование у уча­щихся представлений о языке как составляющей целостной на­учной картины мира, ознакомление учащихся с основными по­ложениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – раз­витие устной и письменной речи, монологической и диалоги­ческой речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участво­вать в диалоге, составлять несложные монологические выска­зывания и письменные тексты-описания и повествования не­большого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


8. Специфика программы курса «Русский язык»

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтени­ем. Эти два предмета представляют собой единую образова­тельную область, в которой изучение русского языка сочетает­ся с обучением чтению и первоначальным литературным обра­зованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом клас­се является курс «Обучение грамоте».

Обу­чение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овла­девают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Систематический курс русского языка представлен в началь­ной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для ин­теллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направ­ленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуаци­ях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматрива­ются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различ­ными принципами русского правописания.

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, от­работка правильного начертания букв, рациональных соедине­ний, достижение ритмичности, плавности письма являются за­дачами совершенствования графического навыка при соблюде­нии гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с пись­менной в младшем школьном возрасте требует особого вни­мания к работе над письменной речью — применения достаточ­ного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному

9. Структура программы курса «Русский язык»

Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных зву­ков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение пар­ных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Разли­чение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звон кости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деле­ние слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литера­турного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на пись­ме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными глас­ными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их по­следовательности. Использование алфавита при работе со слова­рями.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значе­ния. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родствен­ные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и раз­личных форм одного и того же слова1. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми мор­фемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение из­меняемых и неизменяемых слов. Представление о значении суф­фиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на само­стоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен суще­ствительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различе­ние имен существительных мужского, женского и среднего ро­да. Изменение существительных по числам. Изменение сущест­вительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принад­лежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Мор­фологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи, Из­менение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический раз­бор имен прилагательных.

Местоимение, Общее представление о местоимении. Лич­ные местоимения, значение и употребление в речи. Личные мес­тоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного чис­ла. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изме­нение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладе­ние). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и чис­лам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предло­гами, функция предлогов: образование падежных форм имен су­ществительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, сло­ва (осознание их сходства и различия). Различение предложе­ний по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): вос­клицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов пред­ложения. Установление связи (при помощи смысловых вопро­сов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Ис­пользование интонации перечисления в предложениях с одно­родными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографичес­кой зоркости, использование разных способов выбора написа­ния в зависимости от места орфограммы в слове. Использова­ние орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи — ши, ча—ща, чу — щу в положении под ударением;

  • сочетания чк — чн, чт, щн,

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • двойные согласные

  • написание суффиксов –ек,- ик

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имен существитель­ных (ночь, рожь, мышь),

  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин),

  • безударные окончания имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимени­ями;

  • не с глаголами;

Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь),

  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси­
    тельный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания в предложениях с однородными
    членами.

  • знаки препинания в сложном предложении (простейшие случаи)

Развитие речи. Осознание ситуации общения; с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Вы­ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нор­мами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового обще­ния (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обра­щение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими выска­зываниями на определенную тему с использованием разных ти­пов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста {абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста {абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Созда­ние собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления, записка, телеграмма

Создание собственных текстов и корректирование заданных текс­тов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выбо­рочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повест­вования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.


10. Планируемые результаты по курсу «Русский язык»

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена го­товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и ре­чевого развития, которое включает:

  • достаточный уровень знаний о системе и структуре рус­ского языка, умения использовать знания в типовых и творчес­ких ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) не­обходимой информации, анализировать и обобщать ее;

  • умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, сос­тавлять несложные устные монологические высказывания, сос­тавлять несложные письменные тексты;

  • умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источ­никами, предназначенными для детей этого возраста;

  • сформированность общеучебных умений и универсаль­ных действий, отражающих учебную самостоятельность и по­знавательные интересы обучающихся (принятие учебной зада­чи, мотив учебного действия, умение подбирать способ реше­ния учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

11. Формы организации образовательного процесса курса «Русский язык»

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра

  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная

работа, работа в парах

12. Оценка достижений планируемых результатов курса «Русский язык»

  • Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.

  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

  • Итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового комлексного теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курсов русского языка, математики, литературв, окружающего мира.

  • Для оценки умений работать с текстом в конце года проводиться контрольное списывание

13. Объем и сроки изучения курса «Русский язык»

Программа курса общим объемом 175 ч в год, 5 ч в неделю изучается в течение всего года.












Проблемно-тематическое проектирование курса «Обучение грамоте» и «Русский язык»

Проблема

(мотивация исходя из уровня развития обучающихся, содержания урочной и внеурочной деятельности и ожидаемых результатов)

Планируемые результаты освоения программы (УУД)

Характеристика деятельности учащихся

Содержательные линии

Тематическое планирование учебной деятельности (ЗУН)


форма

контроля


Планируемые результаты в зависимости от УМК

«Образовательная система

Школа 2100»


Обучение грамоте (207 часов)

Фонетика

Обучающиеся могут продемонстриро-вать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и слушание как эффективные

стратегии учения

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: восприятие русского языка как яв­ления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; мнения и позиции;

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических) и правилах речевого этикета на всех предметах

Воспроизводить заданный учи­телем образец интонационного вы­деления звука в слове.

Классифицировать звуки по за­данному основанию (твердые - мяг­кие согласные звуки).

Определять наличие заданного звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустко-артикуляционном отношении звуков.

Различать звуки: гласные и со­гласные, согласные твердые и мяг­кие, звонкие и глухие.

Характеризовать особенности гласных, согласных звуков.

Моделировать звуковой состав слова (с использованием фишек разного цвета).

Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, вы­бирая ее из ряда предложенных.

Сравнивать модели звукового состава слов: находить сходство и различия.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и ре­зультат выполнения задания. В со­вместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова).



Слово как единство значения и звучания. Звуки речи. Интонацион­ное выделение звука на фоне слова.

Называние слов с заданным звуком. Дифференциа­ция близких по акустико-артикуля­ционным признакам звуков.

Число и последовательность зву­ков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак). Особенность гласных звуков. Особенность согласных зву­ков. Различение гласных и со­гласных звуков. Твердость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твер­дых и мягких согласных звуков. Дифференциация парных по твер­дости-мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости-глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость»).

Слог как минимальная произно­сительная единица. Слогообразую­щая функция гласных звуков. Деле­ние слов на слоги.

Ударение, способы его выделе­ния. Слогоударные схемы.

Слого-звуковой и звуко-буквенный анализ.

Определение частотного звука в стихотворении.

Дифференциация парных по звонкости-глухости звуков с введением терминов «звонкость», «глухость».


Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового со­става слова и его значения. Установление числа и последова­тельности звуков в слове. Сопо­ставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мяг­ких.

Слог как минимальная произно­сительная единица. Деление слов на слоги. Определение места уда­рения.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

.

Источники информации:

работы учащихся;

деятельность учащихся;

статистические данные.

Методы:

наблюдение;

оценивание процесса выполнения;

портфолио;

вопросы для самоанализа.

Критерии:

поощрение всех видов речевой деятельности детей, осуществляемой в разнообразных целях;

индивидуальный прогресс в

использовании разнообразных

средств устной и письменной

речи

Сопоставлять звук и букву; звуки гласные и согласные; гласные звуки ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме. Наблюдение над случаям несоответствия написания и произношения.

Графика


Понимать, что знаки и надписи, символы и пиктограммы несут в себе смысл,

выделять среди различных способов символьного

обозначения буквы, отличать их от звуков

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, способность конт­ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

Соотносить звук и соответствую­щую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в от­крытом слове: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, р-л, ц-ч и т. д.).

Использовать алфавит для упо­рядочивания слов.


Объяснять функцию буквы Ъ. Объяснять функцию буквы Ь.


Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д и т.д.

Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мяг­кости предшествующего согласного. Функции букв, обозначающих глас­ный звук в открытом слоге: обозна­чение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшеству­ющего согласного. Функции букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие со­гласные звуки.

Дифференциация букв, обозна­чающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, р-л, ц-ч и т. д.).

Русский алфавит.

Функция буквы Ъ.

Графическое выделение орфограмм.

Дифференциация букв, имеющих оптическое и кине­тическое сходство (о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д и т.д.). Функция буквы Ь.


Различение звука и буквы: бук­ва как знак звука. Овладение по­зиционным способом обозначения звуков буквами.

Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных зву­ков. Функции букв е, ё, ю, я. Мяг­кий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфави­том как последовательностью букв.


Различение печатной буквы и письменной, прописной и заглавной.

Источники информации:

работы учащихся;

деятельность учащихся;

статистические данные;

результаты тестирования.

Методы:

наблюдение;

оценивание процесса выполнения;

открытый ответ;

выбор ответа;

краткий свободный ответ;

портфолио;

вопросы для самоанализа.

Критерии:

разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи

Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.


Чтение

Обучающиеся могут ежедневно

и в течение все более длительного времени читать художественную и нехудожественную литературу, вести

дневник впечатлений.

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как яв­ления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задачстремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (лексических) и правилах речевого этикета

Воспроизводить звуковую фор­му слова по его буквенной записи.

Сравнивать: соотносить прочи­танное слово (предложение) и со­ответствующую картинку.

Наблюдать: соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении сло­ва, ориентируясь на смысл предло­жения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.

Читать предложения и неболь­шие тексты с интонациями и пау­зами в соответствии со знаками препинания.

Анализировать текст: осозна­вать смысл прочитанного, опреде­лять главную мысль.

Сравнивать два вида чтения: ор­фографическое и орфоэпическое — по целя

Воспроизведение звуковой фор­мы слова по его буквенной записи. Овладение способом чтения прямо­го слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текс­тов. Чтение с интонациями и пауза­ми в соответствии со знаками пре­пинания. Орфографическое чтение (прого­варивание) как средство самоконт­роля при письме под диктовку и при списывании. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуко­вой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению це­лыми словами.



Формирование навыка слогово­го чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, со­ответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложе­ний и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответ­ствии со знаками препинания. Раз­витие осознанности и выразитель­ности чтения на материале неболь­ших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографичес­кое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Источники информации:

деятельность учащихся;

статистические данные;

результаты тестирования.

Методы:

наблюдение;

оценивание процесса выполнения;

открытый ответ;

выбор ответа;

краткий свободный ответ.

Критерии:

правильность и обоснованность ответа;

индивидуальный прогресс в развитии точности и выразительности устной и письменной

речи;

Правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов.

Письмо

Обучающиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени писать,

преследуя различные цели —

информативные или творческие, писать для себя и для других.

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изучен­ного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть ре­чи, член предложения, простое предложение; способность конт­ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

Анализировать поэлементный состав букв.

Различать буквы, имеющие оп­тическое и кинетическое сходство.

Моделировать буквы из набора элементов, из различных материалов (проволока, пластилин и др.). Вы­кладывать слова из разрезной азбуки.

Анализировать деформирован­ные буквы, определять недостаю­щие элементы, реконструировать буквы.

Контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом,

Записывать под диктовку слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в силь­ной позиции.

Сравнивать: соотносить печат­ный и письменный шрифт, записы­вать письменными буквами текст, написанный печатными буквами.

Моделировать в процессе сов­местного обсуждения алгоритм списывания.

Списывать слова, предложения в соответствии с за­данным алгоритмом, контролиро­вать этапы своей работы.

Гигиенические требования к по­ложению тетради, ручки, к пра­вильной посадке. Пространственная ориентация на листе тетради. Ана­лиз начертаний письменных заглав­ных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двига­тельного образа этой буквы. Пись­мо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц паль­цев и свободы движения руки. Ал­горитм списывания с письменного и печатного шрифта. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквен­ный состав которых совпадает.


Усвоение гигиенических требо­ваний при письме. Развитие мел­кой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начер­танием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, сло­гов, слов, предложений с соблю­дением гигиенических норм. Овла­дение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произ­ношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквен­ных графических средств: пробела между словами, знака переноса.


Источники информации:

работы учащихся;

деятельность учащихся;

статистические данные;

результаты тестирования.

Методы:

наблюдение;

оценивание процесса выполнения;

открытый ответ;

выбор ответа;

краткий свободный ответ;

портфолио;

вопросы для самоанализа.

Критерии:

разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи

Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

Слово и предложение

Обучающиеся могут эмоционально

откликнуться на устное сообщение и/или письменный текст, затрагивающий их интересы. Они могут исследовать и использовать невербальную коммуникацию и визуальные средства

для выражения собственных и

интерпретации чужих идей

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как яв­ления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (лексических) и правилах речевого этикета; умение (в объеме изучен­ного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть ре­чи, член предложения, простое предложение; способность конт­ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

Различать слово и обозначае­мый им предмет.

Объяснять значение слов с опо­рой на контекст.

Моделировать предложения (в том числе в ходе игр), распрост­ранять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

Сравнивать собственные пред­ложения с заданной моделью.

Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смыс­ловые и грамматические ошибки.

Слово как объект изучения, ма­териал для анализа. Различение слова и обозначаемого им предме­та. Значение слова. Наблюдение над значением слов. Активизация и расширение словарного запаса. По­нимание значения слова в контекс­те. Включение слов в предложение.

Слово и предложение. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Работа над лексическим значением слов, многозначность слов, их сочетаемость в русском языке и правильность употребления.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложе­ния. Работа с предложением: вы­деление слов, изменение их по­рядка.

Графическое обозначение слов, его частей и предложений.


Источники информации:

работы учащихся;

деятельность учащихся;

статистические данные.

Методы:

наблюдение;

оценивание процесса выполнения;

портфолио;

вопросы для самоанализа.

Критерии:

поощрение всех видов речевой деятельности детей, осуществляемой в разнообразных целях;

Каждое слово имеет свое лексическое значение, в ходе наблюдения устанавливается, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке; тренировка в правильном словоупотреблении.

Орфография

Писать (самостоятельно и

под диктовку) предложения и небольшие тексты,

правильно расставляя в них

знаки препинания (в объеме изученных правил); в

затруднительных случаях: устанавливать характер затруднения (знаки конца предложения и/или употребление запятой) и соответствующую пунктограмму; применять нужное правило, выбирая адекватный

способ проверки (интонирование, определение грамматических основ, выявление однородных членов,

определение характера связи между простыми

предложениями в составе сложного и т. п.)

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (грамматических) и правилах речевого этикета; умение приме­нять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изучен­ного); способность конт­ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями ча­ща, чу—щу, жи—ши, выписывать слова с данными буквосочетаниями.

Объяснять случаи употребления заглавной буквы.

Оформлять начало и конец предложения.

Соблюдать пробелы между сло­вами.

Применять изученные правила при списывании и записи под дик­товку.

Раздельное написание слов.

Гласные после шипящих в удар­ных слогах (ча—ща, чу—щу, жи— ши).

Заглавная буква в начале пред­ложения. Заглавная буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения.

Деление слов на слоги.


Знакомство с правилами право­писания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце пред­ложения.



Источники информации:

работы учащихся;

деятельность учащихся;

статистические данные;

результаты тестирования.

Методы:

оценивание процесса выполнения;

открытый ответ;

выбор ответа;

краткий свободный ответ;

портфолио;

вопросы для самоанализа.

Критерии:

правильность и обоснованность ответа/рассужде

ний;

индивидуальный прогресс в

применении грамматических

правил

Осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Развитие речи

Обучающиеся могут участвовать

в обсуждении организационных, бытовых или учебных проблем, выдвигая свои

идеи, убедительно защищая высказываемую ими точку зрения и проявляя внимание

и уважение к чужой точке зрения.


Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (лексических) и правилах речевого этикета; способность конт­ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: опреде­лять последовательность; устанав­ливать правильную последователь­ность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Ре­конструировать события и объяс­нять ошибки художника; составлять рассказы после внесения измене­ний в последовательность картинок.

Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательно­го характера (случаи из собствен­ной жизни, свои наблюдения и пе­реживания.

Практическое овладение диало­гической формой речи. Работа над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения: при­ветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с прось­бой.

Составление рассказов по на­блюдениям, играм, занятиям, серии картинок; использование прочитан­ных слов для построения связного рассказа


Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Состав­ление небольших рассказов пове­ствовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблю­дений


Источники информации:

работы учащихся;

деятельность учащихся;

статистические данные.

Методы:

наблюдение;

оценивание процесса выполнения;

портфолио;

вопросы для самоанализа.

Критерии:

поощрение всех видов речевой деятельности детей, осуществляемой в разнообразных целях;

Творческие задания по ходу чтения текстов учебника (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и т.п.)



1 Здесь и далее в пояснительной записке курсивом выделены темы, изучаемые во 2-4 классах.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос