В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Наталья Зюзина Наталья Зюзина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 2550    комментариев: 1
Краткое описание
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между старшим и младшим поколениями в семье, между братьями и сестрами, позволяют ребенку понять причины конфликтных отношений в семье, научить анализировать взаимоотношения между людьми, определять правильную модель своего поведения в семье.
    Особую ценность для анализа семейных взаимоотношений на уроках литературного чтения имеют произведения Л.Н. Толстого для детей. В его коротких рассказах показана сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. Рассказы позволяют не только познакомить с бытом крестьян, историческим прошлым родного народа, но и воспитывать любовь к родному языку, культуре, чувство уважения к старшим и к семейным ценностям. На примере рассказов «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Вместе тесно, а врозь скучно» могут быть рассмотрены такие понятия как «семья», «семейные взаимоотношения», «недопустимые взаимоотношения в семье», уважение, забота, взаимопомощь как наиболее предпочтительные способы взаимодействия в семье.
Пожаловаться 06 ноября 2011
Файлы
Зюзина_Н.О._Метод. разработка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Зюзина Н.О,

МОУ «СОШ № 132» г. Омск


ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ


Семья – естественная среда развития и воспитания ребенка. В семье ребенок получает первые навыки общения и взаимоотношения между людьми, а значит и первые уроки нравственности. Основой семьи являются семейные взаимоотношения. Они могут быть построены как на основе дружбы, взаимопомощи и понимания, так и вражды и конкуренции. Проблемы, связанные с построением межличностных отношений в семье, влияют на психологическое самочувствие ребенка и его социальную адаптацию в обществе. Последствиями нарушенных межличностных связей в семье могут стать чувство вины у ребенка за происходящее в семье, неуверенность в себе и своих силах, не умение выстраивать взаимоотношения с людьми в обществе и в своей семье в будущем. Поэтому умение выстраивать взаимоотношения в семье имеет такое же значение для ребенка в его духовно-нравственном развитии, как и семейные традиции и быт.

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между старшим и младшим поколениями в семье, между братьями и сестрами, позволяют ребенку понять причины конфликтных отношений в семье, научить анализировать взаимоотношения между людьми, определять правильную модель своего поведения в семье.

Особую ценность для анализа семейных взаимоотношений на уроках литературного чтения имеют произведения Л.Н. Толстого для детей. В его коротких рассказах показана сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. Рассказы позволяют не только познакомить с бытом крестьян, историческим прошлым родного народа, но и воспитывать любовь к родному языку, культуре, чувство уважения к старшим и к семейным ценностям. На примере рассказов «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Вместе тесно, а врозь скучно» могут быть рассмотрены такие понятия как «семья», «семейные взаимоотношения», «недопустимые взаимоотношения в семье», уважение, забота, взаимопомощь как наиболее предпочтительные способы взаимодействия в семье.

Примером такого урока является урок литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого».

Основными формами работы на уроке являются: чтение и анализ художественных произведений, анализ поступков героев произведений, построение схем межличностных взаимоотношений в семье, сопоставление содержания художественного произведения с пословицами, сочинение собственного рассказа на предложенную тему и др.

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Цель урока: учить анализировать семейные взаимоотношения на основе прочитанных произведений Л.Н. Толстого; дать нравственную оценку поступкам героев литературных произведений; развивать творческие способности при создании собственных сочинений на заданную тему.

Задачи: анализировать поступки героев литературных произведений; соотносить пословицы и смысл прозаического произведения; сформулировать правила семейных взаимоотношений как основы нравственных поступков младших школьников по отношению к своим близким; создавать устные сочинения на заданную тему на основе прочитанных произведений.

Ход урока

1. Постановка темы и цели урока:

- Про кого идет речь в этих загадках? (Приложение 1) Учитель читает загадки о бабушке, дедушке, маме, папе. Дети отгадывают загадки.

- Что объединяет всех этих людей?

- Как и кто между собой связан? (выстраивается связь в виде графа) Кто еще может быть в семье? (братья, сестры) Что такое семья? (ответы детей)

- Что связывает всех людей в семье? (взаимоотношения, взаимопомощь)

- Сегодня мы будем говорить о том, какие взаимоотношения могут складываться между людьми в семье; будем оценивать поступки членов семьи по отношению друг к другу в произведениях, написанным Львом Николаевичем Толстым; будем приводить примеры из жизни о взаимоотношениях между людьми в семье.

2. Вводная беседа по теме урока:

- Составьте рассказ о своей семье: кто живет в вашей семье, есть ли у вас братья и сестры, бабашки и дедушки, как вы к ним относитесь, как к ним относятся другие члены семьи?

- Как складываются взаимоотношения в семье?

- Хотелось бы вам что-то изменить во взаимоотношениям в семье? Что именно? Почему?

3. Работа над рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»:

1) Первичное чтение рассказа, словарная работа:

- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. О ком пойдет речь в рассказе?

Учитель читает вслух первые три предложения. Каким может быть продолжение этого рассказа?

Самостоятельное чтение рассказа; объяснение значения устаревших слов.

2) Обмен впечатлениями от прочитанного:

- Понравился ли рассказ? В чем смысл рассказа? Объясните его название.

3) Повторное чтение: выборочное чтение, ответы на вопросы по содержанию:

- Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику?

- Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители?

- Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа?

- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек?

4) Соотнесение содержания рассказа с пословицей:

- В чем смысл пословицы? Что объединяет пословицу и рассказ? Как вы понимаете выражение «почитать старших»?

5) Обобщение изученного:

- Покажем взаимоотношения, которые рассматриваются в рассказе на схеме. Какие взаимоотношения показаны в рассказе? (взаимоотношения между старшим и младшим поколениями) Покажем их с помощью стрелочек.

- Над черной стрелочкой напишем недопустимое отношение к старшим. Приведите примеры. (бранить, обижать, не заботиться, не уважать)

- Каким должно быть отношение к старшим членам семьи? (заботиться, любить, уважать, быть внимательными, помогать) Напишем это над зеленой стрелочкой.

4. Работа над басней «Отец и сыновья»:

1) Самостоятельное чтение басни.

2) Повторное чтение басни:

- Автор назвал свое произведение басней. Чем оно похоже на басню? Прочитайте произведение про себя, найдите в нем мораль.

3) Работа над пословицами:

- Прочитайте пословицы: Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь; Один за всех, а все за одного. Как вы их понимаете? Приведите примеры. Что общего между двумя пословицами и басней Л.Н. Толстого?

5. Закрепление пройденного. Самостоятельная и творческая деятельность.

1) Самостоятельная работа над рассказами Л.Н. Толстого. (работа в парах)

Задания: прочитать (один по выбору учащихся) рассказы Л.Н. Толстого (рассказы представлены на индивидуальных карточках); определите основную идею произведения (чему оно нас учит); определите, между кем автор показывает взаимоотношения; оцените поступки каждого героя по отношению друг к другу; покажите взаимоотношения героев на схеме.

Список рассказов Л.Н. Толстого для самостоятельной работы: «Дед стал стар»; «Вместе – тесно, а врозь – скучно»; «У бабки была внучка»; «Был у Пети и у Миши конь»; «Митька набрал в лесу грибов…».

Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

- Назовите тему прочитанного вами рассказа.

- В каких рассказах говорилось об отношении младших к старшим? В каких рассказах показано не правильное отношение младших к старшим? Почему вы так считаете? В каком рассказе показан пример правильного отношения к старым людям? Чем вам понравилось отношение внучки к бабушке?

- В каком рассказе говорится об отношении старших к младшим? Как маме удалось успокоить сына? Какой урок от мамы получил Митька?

- В каких рассказах говорится об отношениях братьев? Чему учат эти рассказы?

2) Работа с пословицами о семейных взаимоотношениях. (работа в паре)

Задания: соберите пословицы; объясните их смысл; определите, о каких взаимоотношениях в семье в них говорится; классифицируйте их по одному из признаков.

Варианты пословиц для самостоятельной работы (Приложение 2).

Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

- Прочитайте пословицы. В чем смысл каждой пословицы?

- Назовите причины, по которым может разрушиться семья. Что укрепляет семью?

- В каких пословицах говорится об отношении к родителям? к братьям?

- Что укрепляет отношения с братом? (дружба) Что укрепляет силы человека?

3) Самостоятельная творческая деятельность учащихся: Приложение 3.

6. Обобщение по теме урока:

- Чему научили нас рассказы и басни Л.Н. Толстого? Как вы думаете, зачем он их написал? Как прочитанное на уроке изменило ваше отношение к близким?

7. Домашнее задание: подобрать и классифицировать загадки на тему «Семья»; найти и прочитать рассказ по теме урока, подготовить его пересказ.

Приложения

Приложение 1. Загадки о семье.

Кто ставит на пятку заплатку?

Кто гладит и чистит бельё?

Кто дом поутру прибирает,

А вечером ставит на стол самовар

Кто с младшей сестрёнкой играет

И водит её на бульвар?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею?

О ком прочитал я стихи? (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ... (дед)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (папа)

Она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

Одного отца-матери дитя,

А ни которому не сын. (дочь)

(Источник: Интернет; http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html).


Приложение 2. Пословицы для самостоятельной работы:

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и … дело идет прекрасно.

Намеки да попреки – … семейные пороки.

Не будет добра, если … в семье вражда.

Кто родителей почитает, тот … вовек не погибает.

Брат с братом … на медведя ходят.

Доброе братство … лучше богатства.



Приложение 3. Варианты заданий для самостоятельной творческой работы:

1) Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: сочинение по пословице; «За что я люблю бабушку (дедушку)?»; «Что я хотел бы сказать маме (бабушке)».

2) Сочинить загадку о семье: маме, бабушке, папе, сестре.

3) Темы рисунков: «Портрет моей мамы (бабушки)»; «Я и моя бабушка»; «Моя семья».





Обсуждение материала
  • Елена Колоскова
    4 декабря 201116:14
    Елена Колоскова

    Спасибо за интересную разработку. В ней, действительно, решаются очень важные нравственные стороны воспитания. Я воспользовалась ей на уроке внеклассного чтения. Прошу Вашего мнения о моей статье Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся нач. школы.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru