В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Наталья Зюзина Наталья Зюзина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 2622    комментариев: 1
Краткое описание
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между старшим и младшим поколениями в семье, между братьями и сестрами, позволяют ребенку понять причины конфликтных отношений в семье, научить анализировать взаимоотношения между людьми, определять правильную модель своего поведения в семье.
    Особую ценность для анализа семейных взаимоотношений на уроках литературного чтения имеют произведения Л.Н. Толстого для детей. В его коротких рассказах показана сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. Рассказы позволяют не только познакомить с бытом крестьян, историческим прошлым родного народа, но и воспитывать любовь к родному языку, культуре, чувство уважения к старшим и к семейным ценностям. На примере рассказов «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Вместе тесно, а врозь скучно» могут быть рассмотрены такие понятия как «семья», «семейные взаимоотношения», «недопустимые взаимоотношения в семье», уважение, забота, взаимопомощь как наиболее предпочтительные способы взаимодействия в семье.
Пожаловаться 06 ноября 2011
Файлы
Зюзина_Н.О._Метод. разработка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Зюзина Н.О,

МОУ «СОШ № 132» г. Омск


ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ


Семья – естественная среда развития и воспитания ребенка. В семье ребенок получает первые навыки общения и взаимоотношения между людьми, а значит и первые уроки нравственности. Основой семьи являются семейные взаимоотношения. Они могут быть построены как на основе дружбы, взаимопомощи и понимания, так и вражды и конкуренции. Проблемы, связанные с построением межличностных отношений в семье, влияют на психологическое самочувствие ребенка и его социальную адаптацию в обществе. Последствиями нарушенных межличностных связей в семье могут стать чувство вины у ребенка за происходящее в семье, неуверенность в себе и своих силах, не умение выстраивать взаимоотношения с людьми в обществе и в своей семье в будущем. Поэтому умение выстраивать взаимоотношения в семье имеет такое же значение для ребенка в его духовно-нравственном развитии, как и семейные традиции и быт.

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между старшим и младшим поколениями в семье, между братьями и сестрами, позволяют ребенку понять причины конфликтных отношений в семье, научить анализировать взаимоотношения между людьми, определять правильную модель своего поведения в семье.

Особую ценность для анализа семейных взаимоотношений на уроках литературного чтения имеют произведения Л.Н. Толстого для детей. В его коротких рассказах показана сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. Рассказы позволяют не только познакомить с бытом крестьян, историческим прошлым родного народа, но и воспитывать любовь к родному языку, культуре, чувство уважения к старшим и к семейным ценностям. На примере рассказов «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Вместе тесно, а врозь скучно» могут быть рассмотрены такие понятия как «семья», «семейные взаимоотношения», «недопустимые взаимоотношения в семье», уважение, забота, взаимопомощь как наиболее предпочтительные способы взаимодействия в семье.

Примером такого урока является урок литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого».

Основными формами работы на уроке являются: чтение и анализ художественных произведений, анализ поступков героев произведений, построение схем межличностных взаимоотношений в семье, сопоставление содержания художественного произведения с пословицами, сочинение собственного рассказа на предложенную тему и др.

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Цель урока: учить анализировать семейные взаимоотношения на основе прочитанных произведений Л.Н. Толстого; дать нравственную оценку поступкам героев литературных произведений; развивать творческие способности при создании собственных сочинений на заданную тему.

Задачи: анализировать поступки героев литературных произведений; соотносить пословицы и смысл прозаического произведения; сформулировать правила семейных взаимоотношений как основы нравственных поступков младших школьников по отношению к своим близким; создавать устные сочинения на заданную тему на основе прочитанных произведений.

Ход урока

1. Постановка темы и цели урока:

- Про кого идет речь в этих загадках? (Приложение 1) Учитель читает загадки о бабушке, дедушке, маме, папе. Дети отгадывают загадки.

- Что объединяет всех этих людей?

- Как и кто между собой связан? (выстраивается связь в виде графа) Кто еще может быть в семье? (братья, сестры) Что такое семья? (ответы детей)

- Что связывает всех людей в семье? (взаимоотношения, взаимопомощь)

- Сегодня мы будем говорить о том, какие взаимоотношения могут складываться между людьми в семье; будем оценивать поступки членов семьи по отношению друг к другу в произведениях, написанным Львом Николаевичем Толстым; будем приводить примеры из жизни о взаимоотношениях между людьми в семье.

2. Вводная беседа по теме урока:

- Составьте рассказ о своей семье: кто живет в вашей семье, есть ли у вас братья и сестры, бабашки и дедушки, как вы к ним относитесь, как к ним относятся другие члены семьи?

- Как складываются взаимоотношения в семье?

- Хотелось бы вам что-то изменить во взаимоотношениям в семье? Что именно? Почему?

3. Работа над рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»:

1) Первичное чтение рассказа, словарная работа:

- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. О ком пойдет речь в рассказе?

Учитель читает вслух первые три предложения. Каким может быть продолжение этого рассказа?

Самостоятельное чтение рассказа; объяснение значения устаревших слов.

2) Обмен впечатлениями от прочитанного:

- Понравился ли рассказ? В чем смысл рассказа? Объясните его название.

3) Повторное чтение: выборочное чтение, ответы на вопросы по содержанию:

- Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику?

- Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители?

- Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа?

- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек?

4) Соотнесение содержания рассказа с пословицей:

- В чем смысл пословицы? Что объединяет пословицу и рассказ? Как вы понимаете выражение «почитать старших»?

5) Обобщение изученного:

- Покажем взаимоотношения, которые рассматриваются в рассказе на схеме. Какие взаимоотношения показаны в рассказе? (взаимоотношения между старшим и младшим поколениями) Покажем их с помощью стрелочек.

- Над черной стрелочкой напишем недопустимое отношение к старшим. Приведите примеры. (бранить, обижать, не заботиться, не уважать)

- Каким должно быть отношение к старшим членам семьи? (заботиться, любить, уважать, быть внимательными, помогать) Напишем это над зеленой стрелочкой.

4. Работа над басней «Отец и сыновья»:

1) Самостоятельное чтение басни.

2) Повторное чтение басни:

- Автор назвал свое произведение басней. Чем оно похоже на басню? Прочитайте произведение про себя, найдите в нем мораль.

3) Работа над пословицами:

- Прочитайте пословицы: Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь; Один за всех, а все за одного. Как вы их понимаете? Приведите примеры. Что общего между двумя пословицами и басней Л.Н. Толстого?

5. Закрепление пройденного. Самостоятельная и творческая деятельность.

1) Самостоятельная работа над рассказами Л.Н. Толстого. (работа в парах)

Задания: прочитать (один по выбору учащихся) рассказы Л.Н. Толстого (рассказы представлены на индивидуальных карточках); определите основную идею произведения (чему оно нас учит); определите, между кем автор показывает взаимоотношения; оцените поступки каждого героя по отношению друг к другу; покажите взаимоотношения героев на схеме.

Список рассказов Л.Н. Толстого для самостоятельной работы: «Дед стал стар»; «Вместе – тесно, а врозь – скучно»; «У бабки была внучка»; «Был у Пети и у Миши конь»; «Митька набрал в лесу грибов…».

Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

- Назовите тему прочитанного вами рассказа.

- В каких рассказах говорилось об отношении младших к старшим? В каких рассказах показано не правильное отношение младших к старшим? Почему вы так считаете? В каком рассказе показан пример правильного отношения к старым людям? Чем вам понравилось отношение внучки к бабушке?

- В каком рассказе говорится об отношении старших к младшим? Как маме удалось успокоить сына? Какой урок от мамы получил Митька?

- В каких рассказах говорится об отношениях братьев? Чему учат эти рассказы?

2) Работа с пословицами о семейных взаимоотношениях. (работа в паре)

Задания: соберите пословицы; объясните их смысл; определите, о каких взаимоотношениях в семье в них говорится; классифицируйте их по одному из признаков.

Варианты пословиц для самостоятельной работы (Приложение 2).

Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

- Прочитайте пословицы. В чем смысл каждой пословицы?

- Назовите причины, по которым может разрушиться семья. Что укрепляет семью?

- В каких пословицах говорится об отношении к родителям? к братьям?

- Что укрепляет отношения с братом? (дружба) Что укрепляет силы человека?

3) Самостоятельная творческая деятельность учащихся: Приложение 3.

6. Обобщение по теме урока:

- Чему научили нас рассказы и басни Л.Н. Толстого? Как вы думаете, зачем он их написал? Как прочитанное на уроке изменило ваше отношение к близким?

7. Домашнее задание: подобрать и классифицировать загадки на тему «Семья»; найти и прочитать рассказ по теме урока, подготовить его пересказ.

Приложения

Приложение 1. Загадки о семье.

Кто ставит на пятку заплатку?

Кто гладит и чистит бельё?

Кто дом поутру прибирает,

А вечером ставит на стол самовар

Кто с младшей сестрёнкой играет

И водит её на бульвар?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею?

О ком прочитал я стихи? (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ... (дед)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (папа)

Она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

Одного отца-матери дитя,

А ни которому не сын. (дочь)

(Источник: Интернет; http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html).


Приложение 2. Пословицы для самостоятельной работы:

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и … дело идет прекрасно.

Намеки да попреки – … семейные пороки.

Не будет добра, если … в семье вражда.

Кто родителей почитает, тот … вовек не погибает.

Брат с братом … на медведя ходят.

Доброе братство … лучше богатства.



Приложение 3. Варианты заданий для самостоятельной творческой работы:

1) Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: сочинение по пословице; «За что я люблю бабушку (дедушку)?»; «Что я хотел бы сказать маме (бабушке)».

2) Сочинить загадку о семье: маме, бабушке, папе, сестре.

3) Темы рисунков: «Портрет моей мамы (бабушки)»; «Я и моя бабушка»; «Моя семья».





Обсуждение материала
  • Елена Колоскова
    4 декабря 201116:14
    Елена Колоскова

    Спасибо за интересную разработку. В ней, действительно, решаются очень важные нравственные стороны воспитания. Я воспользовалась ей на уроке внеклассного чтения. Прошу Вашего мнения о моей статье Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся нач. школы.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru