В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Методическая разработка модели урока по теме "Музыкальные инструменты симфонического оркестра на уроках музыки"

Наталья  Франгова Наталья Франгова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 123  голосов:9    просмотров: 2478
Краткое описание
Данная статья предназначена для учителей музыки с целью использования дополнительного материала на уроках в пятом классе или составления элективного курса. Рассматриваются возможности использования компьютерной программы и презентаций на уроках. Поднимаются вопросы сохранения и профилактики психофизического здоровья школьников. Представлена модель урока в рамках данной темы. На основе личного опыта  предложен вариант поэтапного знакомства с инструментами симфонического оркестра.
Пожаловаться 03 ноября 2011
Файлы
Методическая разработка модели урока по теме.docx
HTML Войдите для скачивания файлов













Методическая разработка модели урока по теме «Музыкальные инструменты симфонического оркестра на уроках музыки»

Н.В. Франгова, учитель музыки,

МОУ Лицей №15, город Берёзовский, Кемеровская область.



































Данная статья предназначена для учителей музыки с целью использования дополнительного материала на уроках в пятом классе или составления элективного курса. Рассматриваются возможности использования компьютерной программы и презентаций на уроках. Поднимаются вопросы сохранения и профилактики психофизического здоровья школьников. Представлена модель урока в рамках данной темы. На основе личного опыта предложен вариант поэтапного знакомства с инструментами симфонического оркестра.


Музыкальные инструменты симфонического оркестра на уроках музыки

Как художественное слово или картина, музыка должна быть для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

В виде деятельности «слушание музыки» я отдаю безусловное предпочтение музыке инструментальной, а не вокальной, так как считаю, что именно в «чистой» музыке, в музыке без словесного текста более эффективно формируются основы восприятия музыкальной интонации.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причём медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна. Делают его бодрым, активным. Интеллектуальной сфере сопутствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели, развивают в человеке чувство сострадания. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

Знакомство с музыкальными инструментами помогает реализовать следующие задачи музыкального воспитания:

  • воспитание устойчивого интереса и любви к музыке

  • расширение кругозора и музыкальных впечатлений

  • развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха

  • сохранение психофизического здоровья детей

Содержание разработанной мною модели урока включает в себя три основных элемента:

  • знакомство с историей создания и устройством музыкального инструмента

  • привитие навыка культуры слушания инструментальной музыки

  • формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений

Основываясь на опыте своей работы, я составила для себя оптимальную модель урока, благодаря которой стараюсь успешно реализовать все поставленные цели и задачи.


1

Вид деятельности

Демонстрационный материал, атрибуты

1

Художественное слово о музыкальном инструменте.

Иллюстрации.

2

Одноголосное звучание инструмента.

СD-диск (флэш-память),муз.центр.

3

Историческая справка о создании инструмента.

Презентация в Power Point, компьютер.

4

Знакомство с устройством инструмента.

Компьютерная программа студии КорАкс(http://korax.narod.ru/).

5

Беседа о приёмах игры на инструменте.

Иллюстрации, видеоролики.

6

Игра «Я-музыкант» (подбор пластических движений).

Синтезатор.

7

Слушание произведений с преимущественным звучанием данного инструмента.

CD-диск (флэш-память),муз.центр.

8


Практическая коллективная работа «Цветовой коллаж» (подбор цветовой гаммы соответственно тембровой окраске звучания инструмента).




Цветные фигуры-заготовки, ватман, клей.




9






Итоговая беседа-впечатление «Ах, этот чудный инструмент».






Иллюстрации.






Слушание инструментальной музыки в моей поурочной деятельности строится на основе четко продуманной системы. Изначально идёт восприятие целостного звучания симфонического оркестра посредством произведений композиторов-классиков. Далее проходит знакомство с каждой инструментальной группой оркестра. Репертуар, подобранный в определённой последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Произведения отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальными почерками композиторов. Выбирая произведения для слушания, учитывала терапевтическое воздействие музыки на организм человека. Например: Вивальди, цикл «Времена года» (восстановление ритмичного дыхания, повышение аппетита); Бетховен, Соната №14 (уменьшение раздражительности и разочарования); Штраус, вальсы (уменьшение чувства тревоги и неуверенности); Шуберт, «Ave Maria» (для общего успокоения). Уроки можно распределить по тематике в определенной последовательности. Предлагаю ознакомиться с моим вариантом.

2

Музыкальный инструмент (группа)

Репертуар

1

Симфонический оркестр

1.Римский-Корсаков. Полёт шмеля.

2.Штраус. Вальс (Голубой Дунай).

3.Хачатурян. Танец с саблями.

4.Чайковский. Концерт №1 (1 часть).

2

Струнные смычковые

1.Моцарт. Симфония №40 (1 часть).

2.Вивальди. Цикл «Времена года».

3

Деревянные духовые

1.Чайковский. Танец пастушков.

2.Григ. Утреннее настроение.

В пещере горного короля.

3.Бах. Музыкальная шутка.

4.Альбиони. Концерт для гобоя с

оркестром (ре-мажор).

4

Медные духовые

1.Кларк. Соло на трубе.

2.Верди. Триумфальный марш(Аида).

3.Чайковский. Марш.(Щелкунчик).

4.Прокофьев. Вальс (Война и мир).

5

Фортепиано

Челеста

1.Шопен. Вальс №2 (си-минор).

2.Бетховен. Соната №14 (1часть).

3.Рахманинов. Итальянская полька.

4.Барток. Адажио для струнных и челесты.

6

Орган

1.Бах. Токката и фуга (ре-минор).

2.Альбиони. Адажио для органа и струнных (соль-минор).

Концерт для трубы и органа.

7

Арфа

1.Глинка. Ноктюрн (си бемоль-мажор).

2.Чайковский. Вальс (фа диез-минор).

3.Шуберт. Ave Maria.

8

Ударные

1.Равель. Болеро.

9

Симфонический оркестр (викторина)

1.Сен-Сенс. Лебедь.

2.Глинка. Марш Черномора.

3.Шостакович. Лирический вальс.

4.Свиридов. Вальс (Метель).

5.Делиб. На цыпочках.


Фрагменты серии уроков «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках в пятом классе, а так же как элективный курс.

Думаю, что данная тема в музыкальном воспитании является актуальной, так как соответствует инновационным технологиям здоровьесбережения детей в школьном возрасте.

Литература:

1.Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.-М.: Линко-Пресс, 2000.

2.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.-М.: Сфера, 2004.

3.Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк.-М.: Дет.лит.,1988.


3

C:\Users\1\Desktop\IMG.jpg







Документ об оплате – квитанция от 31.10.2011.


Методическая разработка модели урока по теме.docx
HTML Войдите для скачивания файлов













Методическая разработка модели урока по теме «Музыкальные инструменты симфонического оркестра на уроках музыки»

Н.В. Франгова, учитель музыки,

МОУ Лицей №15, город Берёзовский, Кемеровская область.



































Данная статья предназначена для учителей музыки с целью использования дополнительного материала на уроках в пятом классе или составления элективного курса. Рассматриваются возможности использования компьютерной программы и презентаций на уроках. Поднимаются вопросы сохранения и профилактики психофизического здоровья школьников. Представлена модель урока в рамках данной темы. На основе личного опыта предложен вариант поэтапного знакомства с инструментами симфонического оркестра.


Музыкальные инструменты симфонического оркестра на уроках музыки

Как художественное слово или картина, музыка должна быть для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

В виде деятельности «слушание музыки» я отдаю безусловное предпочтение музыке инструментальной, а не вокальной, так как считаю, что именно в «чистой» музыке, в музыке без словесного текста более эффективно формируются основы восприятия музыкальной интонации.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причём медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна. Делают его бодрым, активным. Интеллектуальной сфере сопутствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели, развивают в человеке чувство сострадания. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

Знакомство с музыкальными инструментами помогает реализовать следующие задачи музыкального воспитания:

  • воспитание устойчивого интереса и любви к музыке

  • расширение кругозора и музыкальных впечатлений

  • развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха

  • сохранение психофизического здоровья детей

Содержание разработанной мною модели урока включает в себя три основных элемента:

  • знакомство с историей создания и устройством музыкального инструмента

  • привитие навыка культуры слушания инструментальной музыки

  • формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений

Основываясь на опыте своей работы, я составила для себя оптимальную модель урока, благодаря которой стараюсь успешно реализовать все поставленные цели и задачи.


1

Вид деятельности

Демонстрационный материал, атрибуты

1

Художественное слово о музыкальном инструменте.

Иллюстрации.

2

Одноголосное звучание инструмента.

СD-диск (флэш-память),муз.центр.

3

Историческая справка о создании инструмента.

Презентация в Power Point, компьютер.

4

Знакомство с устройством инструмента.

Компьютерная программа студии КорАкс(http://korax.narod.ru/).

5

Беседа о приёмах игры на инструменте.

Иллюстрации, видеоролики.

6

Игра «Я-музыкант» (подбор пластических движений).

Синтезатор.

7

Слушание произведений с преимущественным звучанием данного инструмента.

CD-диск (флэш-память),муз.центр.

8


Практическая коллективная работа «Цветовой коллаж» (подбор цветовой гаммы соответственно тембровой окраске звучания инструмента).




Цветные фигуры-заготовки, ватман, клей.




9






Итоговая беседа-впечатление «Ах, этот чудный инструмент».






Иллюстрации.






Слушание инструментальной музыки в моей поурочной деятельности строится на основе четко продуманной системы. Изначально идёт восприятие целостного звучания симфонического оркестра посредством произведений композиторов-классиков. Далее проходит знакомство с каждой инструментальной группой оркестра. Репертуар, подобранный в определённой последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Произведения отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальными почерками композиторов. Выбирая произведения для слушания, учитывала терапевтическое воздействие музыки на организм человека. Например: Вивальди, цикл «Времена года» (восстановление ритмичного дыхания, повышение аппетита); Бетховен, Соната №14 (уменьшение раздражительности и разочарования); Штраус, вальсы (уменьшение чувства тревоги и неуверенности); Шуберт, «Ave Maria» (для общего успокоения). Уроки можно распределить по тематике в определенной последовательности. Предлагаю ознакомиться с моим вариантом.

2

Музыкальный инструмент (группа)

Репертуар

1

Симфонический оркестр

1.Римский-Корсаков. Полёт шмеля.

2.Штраус. Вальс (Голубой Дунай).

3.Хачатурян. Танец с саблями.

4.Чайковский. Концерт №1 (1 часть).

2

Струнные смычковые

1.Моцарт. Симфония №40 (1 часть).

2.Вивальди. Цикл «Времена года».

3

Деревянные духовые

1.Чайковский. Танец пастушков.

2.Григ. Утреннее настроение.

В пещере горного короля.

3.Бах. Музыкальная шутка.

4.Альбиони. Концерт для гобоя с

оркестром (ре-мажор).

4

Медные духовые

1.Кларк. Соло на трубе.

2.Верди. Триумфальный марш(Аида).

3.Чайковский. Марш.(Щелкунчик).

4.Прокофьев. Вальс (Война и мир).

5

Фортепиано

Челеста

1.Шопен. Вальс №2 (си-минор).

2.Бетховен. Соната №14 (1часть).

3.Рахманинов. Итальянская полька.

4.Барток. Адажио для струнных и челесты.

6

Орган

1.Бах. Токката и фуга (ре-минор).

2.Альбиони. Адажио для органа и струнных (соль-минор).

Концерт для трубы и органа.

7

Арфа

1.Глинка. Ноктюрн (си бемоль-мажор).

2.Чайковский. Вальс (фа диез-минор).

3.Шуберт. Ave Maria.

8

Ударные

1.Равель. Болеро.

9

Симфонический оркестр (викторина)

1.Сен-Сенс. Лебедь.

2.Глинка. Марш Черномора.

3.Шостакович. Лирический вальс.

4.Свиридов. Вальс (Метель).

5.Делиб. На цыпочках.


Фрагменты серии уроков «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках в пятом классе, а так же как элективный курс.

Думаю, что данная тема в музыкальном воспитании является актуальной, так как соответствует инновационным технологиям здоровьесбережения детей в школьном возрасте.

Литература:

1.Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.-М.: Линко-Пресс, 2000.

2.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим.-М.: Сфера, 2004.

3.Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк.-М.: Дет.лит.,1988.


3

C:\Users\1\Desktop\IMG.jpg







Документ об оплате – квитанция от 31.10.2011.


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru