В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по предметам УМК Школа России 4 класс

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Технология 4 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю, в том числе на проведение экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

  • Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник для 4 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006

  • Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник – тетрадь для 4 класса: М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006

  • Т.М.Геронимус. Работаем с удовольствием: метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников – тетрадей по трудовому обучению в школе. 1 – 4 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006.

  • Т.М.Геронимус. Уроки технологии в 4 классе: метод. пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2008

Общая характеристика учебного предмета

Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».

Содержание рабочей программы разделено по компонентам деятельности. Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер

совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.

Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

В рамках данного курса введен модульный узел «Информатика и программирование», на изучение программного материала отводится 10 часов.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы учащихся.

Важной задачей школы и, особенно интегрированного курса «Трудового обучения и информатики», является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения понятия информации, источников информации, поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.

Цели обучения

  • В процессе обучения в начальной школе реализуются следующие цели:

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Обучение трудовому обучению способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:

  • коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение;

  • самостоятельно составлять план работы;

  • различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие – шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для вышивания и штопки; ударный – молоток; монтажные – отвертка и гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник;

  • самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь;

  • самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции;

  • различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный;

  • планировать условия соблюдения правил безопасной работы.

Результаты обучения

Основными результатами обучения трудового обучения являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Обучащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

К концу учебного года учащиеся 4 класса должны

знать:

- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;

- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;

- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);

- способы контроля размеров деталей.

уметь:

1 уровень:

- использовать изученные понятия для приготовления деталей;

- выполнять правила по ТБ и санитарии;

- организовать рабочее место;

- понимать рисунки, эскизы.

- определять название деталей;

- определять материал, из которого сделана деталь;

- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

- различать графическое изображение и эскиз, рисунок;

- самостоятельно подсчитывать размеры по имеющимся данным.


Данная рабочая программа рассчитана также на 34 часа.

1 триместр – 11часов.

2 триместр – 11 часов.

3 триместр – 12 часов.


Техника безопасности

№ 1 – организация рабочего места на уроке

№ 2 – работа с клеем

№ 3 – работа с ножницами

№ 4 – работа с иглой

№ 5 – работа с пластилином

№ 6 – работа с циркулем




п/п



Наименование разделов

и тем

Всего часов

Из них

Сроки изучения темы

Контрольные и диагностические работы

1

Работа с природным материалом

Выставка работ «Мастер и мастерица»

2

Работа с бумагой и картоном

15ч

Выставка работ «Мастер и мастерица»

3

Работа с текстильными материалами

6 ч

Выставка работ «Мастер и мастерица»

4

Комплексные работы

8 ч

Выставка работ «Мастер и мастерица»
















Список литературы по реализации программы.

Для учителя:

1. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.

2. Геронимус Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

3. Геронимус Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.

4. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7

5. Программа по трудовому обучению «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.

Для учащихся:

  1. Учебник – тетрадь «Я все умею делать сам» для 4 класса.










п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Вид контроля

Практикум

ТБ

Дата

I триместр


Работа с природным материалом

(5ч)





1.

Экскурсия в парк за природными материалами.

1


Экскурсия


7.09

2.

Сортировка и закладка на хранение собранного материала.

1

Самоконтроль

Практическая работа

1

14.09

3.

Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка»

1

текущий


1,2,5

21.09

4.

Объемные игрушки из природных материалов «На отдыхе»

1

текущий


1,2,5

28.09

5.

Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители»

1

текущий


1,2,5

5.10


Итого:

6






Работа с бумагой и картоном

15





6.

Складная коробка.

1

Самоконтроль


1,2,3


7.

Укладка для инструментов. (Проект)

1

Самоконтроль

Практическая работа

1

2.11

8.

Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок».

1

Текущий


1,2,3

9.11

9.

Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок».

1

Итоговый


1,2,3

16.11

10.

Тетрадка-малышка.

1

Текущий


1,3,4


11.

Тетрадка-малышка.

1

Итоговый


1,3,4



II триместр

12.

Блокнот для записей.


Текущий


1,3,4


13.

Блокнот для записей.

1

Итоговый


1,3,4

7.12

14.

Лягушонок-озорник из бумажных конусов.

1

Самоконтроль


1,2,3

14.12

15.

Рамка для фотографий.

1

Текущий


1,3,4

21.12

16.

Рамка для фотографий.

1

Итоговый

Практическая работа

1,3,4

28.12

17.

Аппликация «Скоро дождик»

1

Текущий


1,2,3

11.01

18.

Аппликация «Скоро дождик»

1

Итоговый


1,2,3

18.01

19

Папочка-игольница.

1

Текущий


1,2,3


20.

Папочка-игольница.

1

Итоговый


1,2,3

25.01


Итого:

15




1.02


Работа с текстильными материалами

6





21.

Корзиночка.

1

Текущий


1,2,3


22.

Корзиночка.

1

Итоговый


1,2,3

8.02

III триместр

23.

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона.

1

Текущий


1,3


24.

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона.

1

Итоговый


1,3


25.

Игольничек «Мышка».

1

Текущий


1,3


26.

Игольничек «Мышка».

1

Итоговый


1,3,

15.02


Итого:

6




1.03


Комплексные работы

8




1.03

27.

Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик».

1

Текущий


1,3

15.03

28.

Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик».

1

Итоговый


1,3

22.03

29.

Аппликация «Учимся плавать».

1

Текущий


1,2,3,

29.03

30.

Аппликация «Учимся плавать».

1

Итоговый


1,2,3,

5.04


Проект «Клумба».

1

Самоконтроль

Практическая работа

1,3


31.

Проект «Клумба».

1

Итоговый

Практическая работа

1,3

19.04

32.

Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко»

1

Текущий


1,6

26.04

33.

Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко»

1

Итоговый


1,6

26.04

34.

Кожаная закладка.

Брелок для ключей.

1

Самоконтроль


1,3,4

3.05

Итого:

8





Итого за год:

34








Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос