Технология 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю, в том числе на проведение экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
-
Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник для 4 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006
-
Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник – тетрадь для 4 класса: М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006
-
Т.М.Геронимус. Работаем с удовольствием: метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников – тетрадей по трудовому обучению в школе. 1 – 4 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006.
-
Т.М.Геронимус. Уроки технологии в 4 классе: метод. пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2008
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
Содержание рабочей программы разделено по компонентам деятельности. Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер
совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
В рамках данного курса введен модульный узел «Информатика и программирование», на изучение программного материала отводится 10 часов.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы учащихся.
Важной задачей школы и, особенно интегрированного курса «Трудового обучения и информатики», является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения понятия информации, источников информации, поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.
Цели обучения
-
В процессе обучения в начальной школе реализуются следующие цели:
-
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
-
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
-
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Обучение трудовому обучению способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:
-
коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение;
-
самостоятельно составлять план работы;
-
различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие – шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для вышивания и штопки; ударный – молоток; монтажные – отвертка и гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник;
-
самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь;
-
самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции;
-
различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный;
-
планировать условия соблюдения правил безопасной работы.
Результаты обучения
Основными результатами обучения трудового обучения являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Обучащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
К концу учебного года учащиеся 4 класса должны
знать:
- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;
- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;
- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);
- способы контроля размеров деталей.
уметь:
1 уровень:
- использовать изученные понятия для приготовления деталей;
- выполнять правила по ТБ и санитарии;
- организовать рабочее место;
- понимать рисунки, эскизы.
- определять название деталей;
- определять материал, из которого сделана деталь;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- различать графическое изображение и эскиз, рисунок;
- самостоятельно подсчитывать размеры по имеющимся данным.
Данная рабочая программа рассчитана также на 34 часа.
1 триместр – 11часов.
2 триместр – 11 часов.
3 триместр – 12 часов.
Техника безопасности
№ 1 – организация рабочего места на уроке
№ 2 – работа с клеем
№ 3 – работа с ножницами
№ 4 – работа с иглой
№ 5 – работа с пластилином
№ 6 – работа с циркулем
№
|
Наименование разделови тем |
Всего часов |
Из них |
|
Сроки изучения темы |
Контрольные и диагностические работы |
|||
1 |
Работа с природным материалом |
5ч |
|
Выставка работ «Мастер и мастерица» |
2 |
Работа с бумагой и картоном |
15ч |
|
Выставка работ «Мастер и мастерица» |
3 |
Работа с текстильными материалами |
6 ч |
|
Выставка работ «Мастер и мастерица» |
4 |
Комплексные работы |
8 ч |
|
Выставка работ «Мастер и мастерица» |
Список литературы по реализации программы.
Для учителя:
1. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
2. Геронимус Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
3. Геронимус Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
4. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7
5. Программа по трудовому обучению «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, Москва, Просвещение, 2001 год.
Для учащихся:
-
Учебник – тетрадь «Я все умею делать сам» для 4 класса.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Вид контроля |
Практикум |
ТБ |
Дата |
I триместр |
||||||
|
Работа с природным материалом |
(5ч) |
|
|
|
|
1. |
Экскурсия в парк за природными материалами. |
1 |
|
Экскурсия |
|
7.09 |
2. |
Сортировка и закладка на хранение собранного материала. |
1 |
Самоконтроль |
Практическая работа |
1 |
14.09 |
3. |
Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка» |
1 |
текущий |
|
1,2,5 |
21.09 |
4. |
Объемные игрушки из природных материалов «На отдыхе» |
1 |
текущий |
|
1,2,5 |
28.09 |
5. |
Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители» |
1 |
текущий |
|
1,2,5 |
5.10 |
|
Итого: |
6 |
|
|
|
|
|
Работа с бумагой и картоном |
15 |
|
|
|
|
6. |
Складная коробка. |
1 |
Самоконтроль |
|
1,2,3 |
|
7. |
Укладка для инструментов. (Проект) |
1 |
Самоконтроль |
Практическая работа |
1 |
2.11 |
8. |
Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок». |
1 |
Текущий |
|
1,2,3 |
9.11 |
9. |
Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок». |
1 |
Итоговый |
|
1,2,3 |
16.11 |
10. |
Тетрадка-малышка. |
1 |
Текущий |
|
1,3,4 |
|
11. |
Тетрадка-малышка. |
1 |
Итоговый |
|
1,3,4 |
|
|
II триместр |
|||||
12. |
Блокнот для записей. |
|
Текущий |
|
1,3,4 |
|
13. |
Блокнот для записей. |
1 |
Итоговый |
|
1,3,4 |
7.12 |
14. |
Лягушонок-озорник из бумажных конусов. |
1 |
Самоконтроль |
|
1,2,3 |
14.12 |
15. |
Рамка для фотографий. |
1 |
Текущий |
|
1,3,4 |
21.12 |
16. |
Рамка для фотографий. |
1 |
Итоговый |
Практическая работа |
1,3,4 |
28.12 |
17. |
Аппликация «Скоро дождик» |
1 |
Текущий |
|
1,2,3 |
11.01 |
18. |
Аппликация «Скоро дождик» |
1 |
Итоговый |
|
1,2,3 |
18.01 |
19 |
Папочка-игольница. |
1 |
Текущий |
|
1,2,3 |
|
20. |
Папочка-игольница. |
1 |
Итоговый |
|
1,2,3 |
25.01 |
|
Итого: |
15 |
|
|
|
1.02 |
|
Работа с текстильными материалами |
6 |
|
|
|
|
21. |
Корзиночка. |
1 |
Текущий |
|
1,2,3 |
|
22. |
Корзиночка. |
1 |
Итоговый |
|
1,2,3 |
8.02 |
III триместр |
||||||
23. |
Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона. |
1 |
Текущий |
|
1,3 |
|
24. |
Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона. |
1 |
Итоговый |
|
1,3 |
|
25. |
Игольничек «Мышка». |
1 |
Текущий |
|
1,3 |
|
26. |
Игольничек «Мышка». |
1 |
Итоговый |
|
1,3, |
15.02 |
|
Итого: |
6 |
|
|
|
1.03 |
|
Комплексные работы |
8 |
|
|
|
1.03 |
27. |
Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик». |
1 |
Текущий |
|
1,3 |
15.03 |
28. |
Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик». |
1 |
Итоговый |
|
1,3 |
22.03 |
29. |
Аппликация «Учимся плавать». |
1 |
Текущий |
|
1,2,3, |
29.03 |
30. |
Аппликация «Учимся плавать». |
1 |
Итоговый |
|
1,2,3, |
5.04 |
|
Проект «Клумба». |
1 |
Самоконтроль |
Практическая работа |
1,3 |
|
31. |
Проект «Клумба». |
1 |
Итоговый |
Практическая работа |
1,3 |
19.04 |
32. |
Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко» |
1 |
Текущий |
|
1,6 |
26.04 |
33. |
Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко» |
1 |
Итоговый |
|
1,6 |
26.04 |
34. |
Кожаная закладка. Брелок для ключей. |
1 |
Самоконтроль |
|
1,3,4 |
3.05 |
Итого: |
8 |
|
|
|
|
|
Итого за год: |
34 |
|
|
|
|
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО