В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по предметам УМК Школа России 4 класс

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

  • А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

  • А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

  • А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас - определитель

  • А.А. Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». – М.: Просвещение, 2009.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.

Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

- воспитание любви к своей малой Родине и к Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

-экскурсии и учебные прогулки,

- встречи с людьми различных профессий,

-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

- названия океанов, материков;

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники России;

- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).


В результате изучения окружающего мира ученик должен

уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся.

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Формы проверки знаний:

  • - устный опрос;

  • - наблюдения;

  • - тесты;

  • - практические работы;

  • - проверочные, самостоятельные работы;

При письменной проверке знаний по предмету «Окружающий мир» используются такие работы, которые не требуют полного обязательного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Это в основном тестовые задания типа:

  • поиск ошибок;

  • выбор ответа

  • продолжение или исправление высказывания.

Проверка знаний осуществляется дифференцированно, что позволяет проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения каждого ученика.

Нормы контроля:

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы ( в пределах программы), правильно выполняет практические работы и даёт полные ответы на все вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Перечень учебно – методического обеспечения:

Учебник «Мир вокруг нас».

Учебник в двух частях.

Москва «Просвещение»

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».

О.И.Дмитриева.

К учебному комплекту

А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой

Москва «Вако», 2009

Окружающий мир. Проверим себя.

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

В двух частях

Издательство «Вита»

Москва, 2009

Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания.

Е.Г.Каткова

Типовые тестовые задания.

Издательство «Экзамен»

Москва, 2010






Структура предмета.

п\п.

Наименование раздела.

Всего.

1.

Земля и человечество.

11.

2.

Природа России.

11.

3.

Родной край – часть большой страны.

12.

4.

Страницы всемирной истории.

6.

5.

Страницы всемирной истории.

20.

6.

Современная Россия.


8.



Контроль над выполнением практической части программы:


Практическая часть

1

триместр

2

триместр

3

триместр

За год

Практическая работа

5

1

-

6

Проверочная работа

2

1

2

5

Самостоятельная работа

2

-

2

4

Экскурсия

2

2

1

5

Тест

4

3

2

9






































П Л А Н И Р О В А Н И Е


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид контроля

Практикум

Дата

I триместр



Земля и человечество.

10.




1.

Введение.

Мир глазами астронома. Вселенная.

Солнце.

1



2.09

2-3.

Планеты солнечной системы.

Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

2


Практическая работа

7.09

4.

Звездное небо – великая книга природы.

1

Тест «Планеты солнечной системы».


9.09

5.

Мир глазами географа.

Глобус и географическая карта.

1


Практическая работа

14.09

6.

Пояса Земли.

1


Самост. работа

16.09

7.

Мир глазами историка.

1

Тест «Мир глазами историка»


21.09

8.

Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница.

1



23.09

9.

Прошлое и настоящее глазами эколога.





10.

Сокровища Земли под охраной человечества. Обобщающий урок.

1


Проверочная работа

28.09


Итого

10





Природа России.

10.



5.10

11.

Равнины и горы России.

1


Практическая работа

7.10

12.

Моря, озера и реки России.

1


Практическая работа

19.10

13.

Зона Арктических пустынь.

1



21.10

14.

Тундра.

1

Тест «Арктика»


26.10

15.

Леса России.

1

Тест «Тундра»

Практическая работа

28.10

16.

Лес и человек.

1


Экскурсия

2.11

17.

Зона степей.

1


Самостоятельная работа

4.11

18.

Пустыни.

1



8.11

19.

У Черного моря.

1



11.11

20.

Экологическое равновесие.

Обобщающий урок.

1


Проверочная работа

16.11


Итого:

10



18.11


Родной край – часть большой страны.

14.



30.11

21.

Наш край.

1



2.12

22.

Поверхность нашего края.

1


Экскурсия

7.12

II триместр

23.

Водоёмы нашего края.

1



14.12

24-25.

Наши подземные богатства.

2

Тест «Наши подземные богатства»

Практическая работа

16.12

26.

Земля – кормилица.

1



21.12

27.

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

1



23.12

28.

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1



28.12

29-30.

Жизнь пресного водоема.

2


Экскурсия

30.12

31.

Растениеводство в нашем крае.

1

Тест «Растениеводство в нашем крае».

Проверочная работа

11.01

32.

Незаметные защитники урожая.

1



13.01

33.

Животные в нашем крае.


1



18.01

34.

Обобщающий урок – игра

«Я знаю родной край».

1



20.01


Итого:

14





Страницы всемирной истории.

5.



25.01

35.

Начало истории человечества.




27.01

36.

Мир древности: далекий и близкий.

1



1.02

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

1



3.02

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1



8.02

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1



10.02


Итого:

5



15.02


Страницы истории Отечества.

20.





40.

Жизнь древних славян.

1

Тест по теме.



41.

Во времена Древней Руси.

1



1.03

42.

Страна городов.

1



3.03

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1



8.03

44.

Трудные времена на Русской земле.

1



10.03

III триместр

45.

Русь расправляет крылья.

1


Самостоятельная работа

17.03

46.

Куликовская битва.

1



22.03

47.

Иван III.

1



24.03

48.

Мастера печатных дел.

1



29.03

49.

Патриоты России.

1



31.03

50.

Петр Великий.

1


Самостоятельная работа

5.04

51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1



7.04

52.

Екатерина Великая.

1




53.

Отечественная война 1812 года.

1



19.04

54.

Страницы истории XIX.

1



26.04

55.

Россия вступает в XX век.


1


Проверочная работа

28.0

56.

Страницы истории 20-30 годов.

1



5.05

57.

Великая война и Великая Победа.

1

Тест по теме.

Экскурсия

10.05

58.

Страна, открывшая путь в космос.

1



12.05

17.05

59.

Обобщающий урок по разделу

«Страницы истории Отечества».

1



19.05


Итого:

20



24.05


Современная Россия.

9



26.05

60.

Основной закон России и права человека.

1




61.

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

1




62.

Мы – граждане России.

1

Тест по теме.



63-54.

Славные символы России.

2




65.

Такие разные праздники.

1




66-67.

Путешествие по России.


2


Проверочная работа


68.

Обобщающий урок – игра КВН. Задания на лето.

1





Итого:

9





Итого за год:

68
































































ТЕСТ №1

ТЕМА: «Планеты солнечной системы»»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


  1. Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.


а) история;

б) география;

в) экология;

г) астрономия.


  1. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.


а) 7; б) 9; в) 11.


3. Установи соответствие.

Солнце

Венера

ПЛАНЕТЫ Полярная

Марс

ЗВЁЗДЫ Земля

Нептун


4. Какова форма Земли? Обведи нужную букву.


а) квадрат;

б) треугольник;

в) шар;

г) куб.


5. Допиши предложение.


  • Ближайшая к Земле звезда – это ____________________________.


6. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.


Метеориты, Солнце, материки, планеты, звезды.

ТЕСТ №1

ТЕМА: «Планеты солнечной системы»

ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Кто изучает небесные тела? Обведи нужную букву.


а) географы;

б) астрономы;

в) экологи;

г) историки.


2. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.


а) 5; б) 12; в) 9.


3. Установи соответствие.

Венера

Юпитер

ЗВЁЗДЫ Полярная

Солнце

ПЛАНЕТЫ Земля

Сатурн

4. Какова форма Солнце? Обведи нужную букву.


а) куб;

б) квадрат;

в) звезда;

г) шар.


5. Допиши предложение.


  • Огромное раскаленное космическое тело – это _____________________.


6. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.


Кометы, планеты, звёзды, Солнце, равнины.


ТЕСТ №2

ТЕМА: «Мир глазами историка»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Как называется наука о прошлом людей? Обведи нужную букву.


а) география;

б) история;

в) астрономия;

г) экология.


2. Что такое исторический источник? Обведи нужную букву.


а) документ, срок действия которого давно истёк;

б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён;

в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.


3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишнее.


Древняя рукопись, монеты, современные изделия, легенды, пословицы и поговорки, правила поведения в метро, памятники, здания.


4. Допиши предложения.


  • Людей, которые производят раскопки древних поселений, называют _______________________________.


  • Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения, называется __________________________________.


5. В каком городе был открыт первый музей в России – Кунсткамера? Обведи нужную букву.


а) в Санкт – Петербурге;

б) в Москве;

в) в Суздале.

ТЕСТ №2

ТЕМА: «Мир глазами историка»

ВАРИАНТ 2



ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Кто изучает прошлое человеческого общества? Обведи нужную букву.


а) экологи;

б) географы;

в) астрономы;

г) историки.


2. Что такое архив? Обведи нужную букву.


а) хранилище предметов старины;

б) хранилище документов;

в) древние записи о событиях прошлых лет.


3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишние.


Старинные сооружения, книги, монеты, современная одежда, сказания и легенды, цветы, названия городов, правила перехода улиц.


4. Допиши предложения.


  • Людей, которые ведут записи событий своего времени, называют ___________________________________.


  • Одна из наук-помощниц истории – это _________________________.



5. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.


а) Пётр Первый;

б) Иван Грозный;

в) Екатерина Вторая.

ТЕСТ №3

ТЕМА: «Зона Арктических пустынь»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.


а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на остовах Северного Ледовитого океана.


2. Как называется зима в Арктике? Обведи нужную букву.


а) полярный день;

б) Полярная звезда;

в) полярная ночь.


3. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.


  • Лишайники, кедры, мхи, полярные маки, бузина.


4. Какие животные обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.


а) белые медведи;

б) нутрии;

в) моржи;

г) лоси;

д) тюлени.


5. Восстанови цепь питания.


Водоросли …… рыбы …… белые медведи.


6. Каково значение Арктики для человека? Обведи буквы правильных ответов.

а) здесь выращивают фрукты;

б) здесь перевозят грузы;

в) здесь развит рыболовный промысел;

г) здесь добывают полезные ископаемые;

д) здесь ведут наблюдения за погодой.


ТЕСТ №3

ТЕМА: «Зона Арктических пустынь»

ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.


а) на островах Атлантического океана;

б) на островах Северного Ледовитого океана;

в) на островах Тихого океана.


2. Как называется лето в Арктике? Обведи нужную букву.


а) Полярная звезда;

б) полярная ночь;

в) полярный день.


3. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.


  • Мхи, черёмуха, полярный мак, орешник, лишайники.


4. Какие птицы обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.


а) тупики;

б) кайры;

в) аисты;

г) гагарки;

д) гаги.


5. Восстанови цепь питания.


.. рачки …… гагарки белые медведи.


6. Какие меры приняты для защиты природы Арктики? Обведи буквы правильных ответов.


а) запрещена охота на редких животных;

б) запрещено движение судов по Северному морскому пути;

в) ограничена рыбная ловля;

г) полярники расчищают поверхность островов от снега;

д) взяты под охрану «птичьи базары».

ТЕСТ №4

ТЕМА: «Тундра»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву.

а) севернее арктических пустынь:

б) южнее арктических пустынь.


долгая

2. Установи соответствие.

ЛЕТО


короткое



суровая


ЗИМА


прохладное




3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.


  • Лишайник, мхи, брусника, грибы, морошка, карликовая берёзка, яблоня.


4. Какие животные обитают в тундре? Обведи буквы правильных ответов.

а) песец;

б) тюлень;

в) волк;

г) лемминг;

д) северный олень.


5. Восстанови цепи питания.


Растения …… волки;

белые куропатки кречет.


6. Каково значение тундры для человека? Обведи буквы правильных ответов.

а) здесь заготавливают полезные для человека ягоды грибы;

б) здесь развито оленеводство;

в) здесь добывают каменный уголь, нефть и газ;

г) здесь отличные условия для отдыха и лечения;

д) здесь развит пушной промысел.


















ТЕСТ №4

ТЕМА: «Тундра»

ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву.

а) на равнинах;

б) на возвышенностях;

в) в горах.


короткое

2. Установи соответствие.

ЗИМА


долгая





суровая


ЛЕТО


прохладное





3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.

  • Карликовая ива, ясень, морошка, голубика, мхи, розы, лишайники, голубика.


4. Какие птицы прилетают в тундру? Обведи буквы правильных ответов.

а) журавли;

б) гуси;

в) кукушки;

г) кулики;

д) лебеди.


5. Восстанови цепи питания.

Растения … .… белая сова;

…… лемминги песцы.

6. Какие меры необходимо принять для защиты природы тундры? Обведи буквы правильных ответов.

а) защитить тундру от вредного воздействия транспорта;

б) запретить добычу полезных ископаемых;

в) не допускать загрязнение тундры;

г) взять под охрану оленьи пастбища;

д) запретить оленеводство;

е) взять под охрану редких животных.



















ТЕСТ №5

ТЕМА: «Наши подземные богатства»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Что относится к полезным ископаемым? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) кирпич; г) бензин;

б) нефть; д) торф.

в) каменный угль;


2. Какое свойство торфа является главным? Обведи нужную букву.

а) горючесть;

б) рыхлость;

в) хрупкость.


3. Подчеркни полезные ископаемые, которые относятся к строительным.

гранит известняк нефть

торф глина песок

природный газ каменный угль железная руда


4. Допиши предложение.

  • Бензин, керосин, лаки, краски, пластмассы, вазелин, мазут изготавливают из ___________________________________.


5. Установи соответствие. Где добывают полезные ископаемые?

НЕФТЬ

ИЗВЕСТНЯК

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

КАМЕННЫЙ УГЛЬ

ГЛИНА


В ШАХТАХ






ПРИ ПОМОЩИ БУРОВЫХ УСТАНОВОК






В КАРЬЕРАХ






6. Какие меры необходимо применять по охране подземных богатств? Обведи буквы правильных ответов.

а) использовать очень экономно;

б) при перевозке не рассыпать и не проливать;

в) прекратить использование подземных богатств;

г) заменять более дешёвыми.

ТЕСТ №5

ТЕМА: «Наши подземные богатства»

ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Что относится к полезным ископаемым? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) природный газ; г) железная руда;

б) глина; д) краски.

в) вода;


2. Какое свойство железной руды является главным? Обведи нужную букву.

а) блеск;

б) прозрачность;

в) плавкость.


3. Подчеркни полезные ископаемые, которые относятся к горючим.

железная руда торф гранит

уголь; известняк природный газ

глина нефть песок


4. Допиши предложение.

  • Кирпичи, черепицу для крыш, посуду, вазы, горшки, облицовочную плитку изготавливают из ___________________________________.


5. Установи соответствие. Где добывают полезные ископаемые?

КАМЕННЫЙ УГЛЬ


НЕФТЬ

ГРАНИТ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

ИЗВЕСТНЯК

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ


В КАРЬЕРАХ




ПРИ ПОМОЩИ БУРОВЫХ УСТАНОВОК






В ШАХТАХ








6. Какие меры необходимо применять по охране подземных богатств? Обведи буквы правильных ответов.

а) при перевозке не рассыпать и не проливать;

б) заменять более дешёвыми;

в) перевести в заповедник;

г) использовать очень экономно.


















ТЕСТ №6

ТЕМА: «Растениеводство в нашем крае»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. На какие отрасли делится растениеводство? Заполни схему.

РАСТЕНИЕВОДСТВО











2. Допиши предложения.

  • Выращивание полевых культур – это _______________________.

  • Выращивание цветочных культур – это _____________________.

морковь

малина

груша

томаты

капуста

крыжовник

ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ

ПЛОДОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

3. Установи соответствие.















4. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

а) овёс, кукуруза, подсолнечник, лук;

б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;

в) груша, абрикос, гречиха, смородина;

г) капуста, лилия, ирис, флоксы.


5. Как называют людей, занятых в полеводстве? Обведи нужную букву.

а) огородник;

б) полеводы;

в) животноводы;

г) садоводы.


6. Почему хлеб – всем голова? Обведи нужную букву.

а) хлеб бывает круглым, похожим на голову;

б) хлеб – главный продукт питания человека;

в) зёрна – главная часть хлебных растений.

ТЕСТ №6

ТЕМА: «Растениеводство в нашем крае»

ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. На какие отрасли делится растениеводство? Заполни схему.

РАСТЕНИЕВОДСТВО












2. Допиши предложения.

  • Выращивание полевых культур – это _______________________.

  • Выращивание цветочных культур – это _____________________.

ГРЕЧИХА

ГЕОРГИНЫ

КУКУРУЗА

ТЮЛЬПАНЫ

ОВЁС

РОЗЫ

ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ

ЦВЕТОЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ

3. Установи соответствие.














4. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

а) земляника, слива, просо, яблоня;

б) рожь, морковь, тыква, томаты;

в) ячмень, укроп, овёс, гречиха;

г) гладиолус, пионы, смородина, астра.


5. Как называют людей, занятых в цветоводстве? Обведи нужную букву.

а) агроном;

б) геологи;

в) овощеводы;

г) цветоводы.


6. Почему картофель называют вторым хлебом? Обведи нужную букву.

а) клубни картофеля меньше буханки хлеба;

б) клубни картофеля вырастают под землёй, а зёрна – над землёй;

в) в питании человека картофель занимает второе место


ТЕСТ №7

ТЕМА: «Жизнь Древних славян»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.


2. Как жили древние славяне? Обведи нужную букву.

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.


3. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.


земледелием врачеванием

чтением бортничеством

собирательством лепкой

туризмом ткачеством

карп

поле

овёс

мёд

серп

сети

дикие пчёлы

земледелие

бортничество

рыболовство

4. Установи соответствие.













5. Из чего древние славяне сроили свои дома? Обведи нужную букву.

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.


6. В какие фантастические существа верили древние славяне? вычеркни лишнее.

  • В леших, домовых, ледяных, водяных, русалок.

ТЕСТ №7

ТЕМА: «Жизнь Древних славян»

ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе


2. Как жили древние славяне? Обведи нужную букву.

а) племенами;

б) семьями;

в) в одиночку.


3. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.


охотой вязанием

собирательством рыболовством

плаваньем издательством книг

бортничеством земледелием


лук

корзина

зверобой

прялка

медведь

лён

стрелы

собирательство

охота

ткачество

4. Установи соответствие.













5. Из чего древние славяне делали посуду? Обведи нужную букву.

а) из глины;

б) из металла;

в) из дерева.


6. Каким богам поклонялись древние славяне? Вычеркни лишнее.


  • Нептун, Перун, Велес, Сатурн, Стрибог.


ТЕСТ №8

ТЕМА: «Великая война и великая победа»

ВАРИАНТ 1


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Когда началась Великая Отечественная война? Обведи нужную букву.


а) 22 июня 1941 г.;

б) 9 мая 1945 г.;

в) в 1939 г.


2. Кто напал на нашу страну? Обведи нужную букву.


а) немецкие фашисты;

б) испанские завоеватели;

в) арабские наёмники.


3. Какой город выдержал 900 – дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу? Обведи нужную букву.


а) Москва;

б) Ленинград;

в) Тула.


4. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.


  • Москва,___________________________________________________ __________________________________________________________.


5. Какая битва стала началом освобождения нашей страны от фашистов? Обведи нужную букву.


а) Ростовская;

б) Курская;

в) Сталинградская.


6. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? Обведи нужную букву.

а) осенью 1943 г.;

б) осенью 1944 г.;

в) осенью 1945 г.

ТЕСТ №8

ТЕМА: «Великая война и великая победа»

ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1. Когда началась Вторая мировая война? Обведи нужную букву.


а) 9 мая 1945 г.;

б) в 1939 г.;

в) 22 июня 1941 г.


2. Почему в первые месяцы войны наша армия терпела неудачи? Обведи нужную букву.


а) наша армия по численности отставала от гитлеровской;

б) нападение гитлеровской армии было внезапным;

в) наши военачальники специально заманивали врага в глубь страны.


3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? Обведи нужную букву.

а) 300 дней;

б) 600 дней;

в) 900 дней.


4. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.


  • Ленинград,___________________________________________________ __________________________________________________________.


5. Какое сражение оказалось переломным в ходе Великой Отечественной войны? Обведи нужную букву.


а) битва под Москвой;

б) битва под Тулой;

в) битва под Сталинградом.


6. Какой день стал Днём Победы в войне с фашистской Германией? Обведи нужную букву.


а) 1 мая;

б) 9 мая;

в) 7 ноября.



ТЕСТ №9

ТЕМА: «Мы - граждане России»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1.Может ли быть родиной страна?

  • Да, нет.


Если дал положительный ответ, то подчеркни, какая страна является твоей родиной.

  • Польша, Россия, Германия, Болгария, Италия.


2. Что значит быть гражданином? Обведи буквы правильных ответов.

а) иметь обязанности;

б) исполнять законы;

в) соблюдать правила дорожного движения;

г) иметь права.


3. Среди перечисленного вычеркни то, что не является правом граждан нашей страны. Дополни перечень.


право на образование право на жизнь

право на работу без отдыха право на свободу

право на имущество право на отказ от труда

_________________________ __________________________

_________________________ __________________________


4. С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Обведи нужную букву.

а) с 18 лет;

б) с 14 лет;

в) с 20 лет.


5. Кто является главой нашего государства? Обведи нужную букву.

а) король;

б) царь;

в) президент.


6. Какой государственный орган одобряет или отклоняет законы, принятые государственной думой?

а) Совет Федерации;

б) Президент;

в) Совет граждан.















ТЕСТ №9

ТЕМА: «Мы - граждане России»

ВАРИАНТ 2


ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________


1.Может ли быть родиной страна?

  • Да, нет.


Если дал положительный ответ, то подчеркни, какая страна является твоей родиной.

  • Франция, Украина, Россия, Австрия, Греция.


2. Что значит быть гражданином? Обведи буквы правильных ответов.

а) исполнять законы иметь обязанности;

б) иметь права;

в) иметь обязанности;

г) иметь семью.


3. Среди перечисленного вычеркни то, что не является обязанностью граждан нашей страны. Дополни перечень.


защищать Отечество оскорблять других граждан

мыть руки перед едой охранять природу

охранять памятники культуры охранять памятники истории

_________________________ __________________________

_________________________ __________________________


4. С какого возраста мы имеем право участвовать в управлении делами государства? Обведи нужную букву.

а) с 14 лет;

б) с 18 лет;

в) с 20 лет.


5. Когда был избран Президентом РФ Путин В. В.? Обведи нужную букву.

а) в 2000 году;

б) в 2005 году;

в) в 2003 году.


6. Какой орган власти в России является законодательным? Обведи нужную букву.

а) Верховный совет;

б) Общее собрание граждан;

в) Федеральное собрание.













Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос