В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок окружающего мира в 4 классе «Посмотри в своё зеркало»

Урок окружающего мира в 4 классе «Посмотри в своё зеркало»

Татьяна Повилайтис
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:10просмотров: 13983 комментариев: 4
Краткое описание
Тема: Посмотри в своё зеркало.
Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)
Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)
Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Цели:
- дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;
- учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира    личности;
- учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
- формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;
- способствовать формированию адекватной самооценки.
Описание
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок окружающего мира в 4 классе

 

«Посмотри в своё зеркало»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Учитель начальных классов 
     первой квалификационной 
категории Повилайтис Т.В.,
  Педагог-психолог 
высшей квалификационной 
    категории Ускова Л.В.

 

 

г. Усть-Илимск
Иркутской области
2011
 
 
Тема: Посмотри в своё зеркало.

Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)
Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)
Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)
Технология: проблемно-диалогическое обучение

Цели:

  — дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;
  — учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира    личности;
  — учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
— формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;
— способствовать формированию адекватной самооценки.
 
 
Ход урока.

1. Организационный момент. (психолог)

Цель: создание единого психологического пространства.
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     Приветствие. 

Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства. Что такое эмоции? Что вы знаете о чувствах?
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)

·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     «Свет мой зеркальце, скажи» (дети мимикой, движениями рук, беззвучными эмоциями изображают действия по тексту) 

Сегодня утром я проснулся грустный — день был пасмурный. Еще вспомнил, что не все стихотворение выучил. Сделал зарядку — стал бодрее, умылся — на душе стало веселее. Посмотрел на термометр — а там 12 градусов. Ура! Сегодня пойдем всем классом на каток. И вдруг стихотворение само собой вспомнилось. Я к урокам готов. Друг ждет меня на улице, чтобы вместе идти в школу. Какой замечательный денек! 
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     Упражнение «Встаньте те, кто…»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Психолог дает задание:
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> встаньте те, кто любит бегать;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> поднимите вверх руки те, кто любит сладкое;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> хлопните в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> присядьте на корточки те, у кого есть сестра;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> топните ногой те, кто любит гулять под дождем;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> поднимите правую руку вверх те, кто любит петь, рисовать;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> улыбнитесь те, кто любит  играть на ПК;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> те, кто любит рисовую кашу, покажите левую ладонь.
2. Постановка проблемы (учитель).

— В старину театральную маску называли «личина» — от слова «лик», «лицо». 
— Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?
(Они похожи)

— Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.
(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на  стр. 12 подготовленные дети).
Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)

— Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала?  (Личность)

(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность») 

— Поставьте себя на место Анюты – какой вопрос к Доктору у вас возникает?
(В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?)

Запись проблемного вопроса на доске: «Лицо»? «Личность».

3. Актуализация опорных знаний.

а) Работа с рисунками на стр.12.

— Определите, в каком случае говорится о внешности человека, а в каком — об особенностях его внутреннего мира.
(Говоря о лице, мы говорим о внешности человека, а говоря о личности – о его внутреннем мире, т.е. «какой он?»)

б) Приём «знаем – не знаем».

— Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».
Знаем 
Не знаем
 
 

— Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?
(Врождённые и приобретённые признаки)

— От чего зависит, какими будут наши черты лица?
(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)

Запись в левый столбик таблицы.

Знаем 
Не знаем
Черты лица – врождённые признаки.
 

— А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).  
Знаем 
Не знаем
Черты лица – врождённые признаки.
Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

а) Личность человека (работа в группах).

(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У него очень длинный нос

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У неё красивые глаза

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У него очень смешные уши

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У моей сестры на щеках ямочки

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Мой друг любит весёлые выдумки

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Моя сестра любит хвастаться

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Мой брат – талантливый музыкант

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Моя подруга любит читать книги

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Я всегда выполняю свои обещания

— Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких   — о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).
( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).

— Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)
— Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)
— Талантливым музыкантом человек становится от рождения? 
( Выслушать версии детей)  .

— Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.
— Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» (вопрос можно обсудить в группе)
Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.

5. «Мой внутренний мир» (психолог).

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Рисование на тему
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Обсуждение рисунков
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Проигрывание ситуаций
Цель: формировать адекватные формы поведения.
     Психолог предлагает разыграть следующие ситуации:

-Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
-Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломанной. Что ты будешь делать?
-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
6. Подведение итогов.

— Вернёмся к основному вопросу нашего урока: «Лицо»? «Личность» (Работа в группах).

Вывод: лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека.

— Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решение) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками).
7. Рефлексия.

— Что нового узнали?
— Какие чувства испытывали?
Д/З с. 12-15 читать, разобрать вопросы. Р/Т с. 4 №1,2. 

Ссылка на материал: перейти

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Интегрир. урок Посмотри в своё зеркало.doc Скачать

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»













Урок окружающего мира в 4 классе


«Посмотри в своё зеркало»



















Учитель начальных классов

первой квалификационной

категории Повилайтис Т.В.,

Педагог-психолог

высшей квалификационной

категории Ускова Л.В.



г. Усть-Илимск

Иркутской области

2011



Тема: Посмотри в своё зеркало.

Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)

Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)

Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Цели:

- дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;

- учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира личности;

- учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;

- формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;

- способствовать формированию адекватной самооценки.


Ход урока.

1. Организационный момент. (психолог)

Цель: создание единого психологического пространства.

  • Приветствие.

Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства. Что такое эмоции? Что вы знаете о чувствах?

  • Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)

  • «Свет мой зеркальце, скажи» (дети мимикой, движениями рук, беззвучными эмоциями изображают действия по тексту)

Сегодня утром я проснулся грустный - день был пасмурный. Еще вспомнил, что не все стихотворение выучил. Сделал зарядку - стал бодрее, умылся - на душе стало веселее. Посмотрел на термометр - а там 12 градусов. Ура! Сегодня пойдем всем классом на каток. И вдруг стихотворение само собой вспомнилось. Я к урокам готов. Друг ждет меня на улице, чтобы вместе идти в школу. Какой замечательный денек!

  • Упражнение «Встаньте те, кто…»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Психолог дает задание:

  • встаньте те, кто любит бегать;

  • поднимите вверх руки те, кто любит сладкое;

  • хлопните в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;

  • присядьте на корточки те, у кого есть сестра;

  • топните ногой те, кто любит гулять под дождем;

  • поднимите правую руку вверх те, кто любит петь, рисовать;

  • улыбнитесь те, кто любит играть на ПК;

  • те, кто любит рисовую кашу, покажите левую ладонь.

2. Постановка проблемы (учитель).

- В старину театральную маску называли «личина» - от слова «лик», «лицо».

- Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?

(Они похожи)

- Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.

(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на стр. 12 подготовленные дети).

- Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)

- Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала? (Личность)

(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность»)

- Поставьте себя на место Анюты – какой вопрос к Доктору у вас возникает?

(В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?)

Запись проблемного вопроса на доске: «Лицо» ? «Личность».

3. Актуализация опорных знаний.

а) Работа с рисунками на стр.12.

- Определите, в каком случае говорится о внешности человека, а в каком - об особенностях его внутреннего мира.

(Говоря о лице, мы говорим о внешности человека, а говоря о личности – о его внутреннем мире, т.е. «какой он?»)

б) Приём «знаем – не знаем».

- Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».

Знаем

Не знаем



- Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?

(Врождённые и приобретённые признаки)

- От чего зависит, какими будут наши черты лица?

(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)

Запись в левый столбик таблицы.

Знаем

Не знаем

Черты лица – врождённые признаки.


- А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).

Знаем

Не знаем

Черты лица – врождённые признаки.

Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

а) Личность человека (работа в группах).

(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)

  • У него очень длинный нос

  • У неё красивые глаза

  • У него очень смешные уши

  • У моей сестры на щеках ямочки

  • Мой друг любит весёлые выдумки

  • Моя сестра любит хвастаться

  • Мой брат – талантливый музыкант

  • У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела

  • Моя подруга любит читать книги

  • Я всегда выполняю свои обещания

- Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких - о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).

( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).

- Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)

- Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)

- Талантливым музыкантом человек становится от рождения?

( Выслушать версии детей) .

- Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.

- Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» (вопрос можно обсудить в группе)

Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.

5. «Мой внутренний мир» (психолог).

  • Рисование на тему

  • Обсуждение рисунков

  • Проигрывание ситуаций

Цель: формировать адекватные формы поведения.

Психолог предлагает разыграть следующие ситуации:

-Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

-Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломанной. Что ты будешь делать?

-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

6. Подведение итогов.

- Вернёмся к основному вопросу нашего урока: «Лицо» ? «Личность» (Работа в группах).

Вывод: лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека.

- Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решение) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками).

7. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Какие чувства испытывали?

Д/З с. 12-15 читать, разобрать вопросы. Р/Т с. 4 №1,2.


Обсуждение материала
Любовь Ускова
21.11.2011 08:32
Проведение интегрированных уроков дает возможность решить сразу несколько задач разными специалистами. Когда участвует в проведении урока психолог- создается совершенно иной настрой,  иной эмоциональный фон. спасибо за разработку.
Наталия Ларина
22.11.2011 10:50
Очень интересное занятие, важно , что занятие по данной теме проводится совместно с психологом. Большое спасибо за урок!
Виктория Россинская
27.11.2011 13:52
Хорошая практическая разработка занятия: достаточно важные, непростые психолого-социальные вопросы рассматриваются на доступном ученикам уровне. Реализован деятельностный подход, организована работа в группах, есть опора на личностный опыт учащихся.
Татьяна Бобок
14.12.2011 17:20
Урок очень интересный. Очень редко встречаются интегрированные уроки совместно с психологом. Большое спасибо за интересную разработку урока! Успехов
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос