В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект занятия "Н.А.Римский-Корсаков. Опера " Снегурочка", " Пляска птиц"

Конспект занятия "Н.А.Римский-Корсаков. Опера " Снегурочка", " Пляска птиц"

Ирина Цыганкова
Тип материала: Урок
просмотров: 13071
Описание
  • Торжество чувств и красота природы в опере Н.А.Римского- Корсакова  « Снегурочка»  в музыке " Пляска птиц"     
     
     
                    Музыкальная гостиная.  Подготовительна группа.     
     

     Цель: Раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств    
    в музыке Н.А. Римского-Корсакова « Пляска птиц».   
     
     Задачи: 1.Показать силу музыкального воплощения природы и правдивого ее    
      отображения в музыкальном произведении. 
      2.Развивать у детей познавательный интерес, приобщать к прекрасному .
      3.Воздействовать на чувства и эмоции детей на основе    
        восприятия художественных и музыкальных образов. 
     Оборудование: портрет композитора, иллюстрации из оперы,   Васнецов «Снегурочка», птиц . Cказка –книга «Снегурочка» Островского, музыкальные инструменты, DVD фильм- сказка «Снегурочка» .    
     
     
     
         Ход занятия.    
     

     Муз.раб. Ребята, чтобы у нас и наших гостей сегодня было хорошее настроение 
         Давайте поприветствуем их.
          Приветствие музыкальное «День добрый» муз. К.Андреаса   
     

      -  Ребята, посмотрите, какая большая у меня книга русских народных сказок. Давайте посмотрим на иллюстрации одной из сказок. (рассматриваем)  
     

     Какая сказка? (« Снегурочка») 
     

     Что случилось со Снегурочкой в конце сказки?  ( она растаяла, потому-что пришла весна )    
     — 1 ил:.Посмотрите, как художник изобразил красками образ Снегурочки.  Какие краски  использовал художник?
     Васнецов " Снегурочка "
    (белые, синие, холодные, потому что Cнегурочка не умеет и не может никого любить) 
         -Не только художники изображали образ Снегурочки, но и русский  композитор Н.А.Римский-Корсаков написал музыку на сюжет сказки « Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера. Что такое опера? ( музыкальный  спектакль)
    Давайте посмотрим иллюстрацию к этой опере:    
     2 ил:  Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневанный  Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.    
     3 ил:  А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под    
    тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.  
     4 ил:  Посмотрите, птички в снегу, им холодно. Они тоже ждут Весну.     
      
        2 часть.  
     

      Садитесь на ковер, будем смотреть фрагмент из фильма-сказки « Снегурочка»: Лес дремлет ещё под снегом. Одиноко в лесу сидит Снегурочка.  Кричат петухи. Леший сидит на сухом пне и говорит, что « конец зиме пропели петухи, Весна-Красна спускается на землю» и с этими словами он ныряет в своё дупло.   
    Окружённая свитой птиц, Весна опускается на землю.  
     
     Фрагмент из фильма- сказки « Снегурочка»
     

      -Чтобы попасть в музыкальную сказку-оперу « Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, подставляйте ладошки и ловите волшебные весенние капельки.
     Несите их осторожно, не уроните, и садитесь на стульчики.    
     ( звук извлекаю на треугольнике) 
     

    Сейчас я хочу узнать: каких птиц вы узнали на этих картинках?
     ( дети рассматривают иллюстрации и называют птиц: журавли, гуси, утки, 
     
    грачи, сороки, скворцы, жаворонки, синички…)     
     

    -Представьте: Холод. Птицы прижимаются к Весне. Просят, чтобы она согрела их.  
    « … Весна- Красна, согрей ты нас» А Весна им говорит: « Дрожите вы, бедняжки?
    Попляшите, согрейтесь. Видала я не раз, что пляскою отогревались люди» 
    -  Давайте слушать музыку Н.А.Римского-Корсакова « Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»
     Слушание « Пляска птиц»
     
    ( после прослушивания игровой момент)
     - Давайте нежно выпустим весенние капельки. ( встают) 
     Вопросы.   
     

     - Какое настроение выразил композитор в музыке?    
     
    ( звонкое, весёлое, порхающее, радостное)   
     — Что изображала музыка?
     
    ( музыка передаёт голоса птиц, сначала кукушечка пела, её песенка 
    самая короткая из двух звуков. потом птички танцевали-грелись) 
     -А везде музыка была одинаковой?/ импровизация детей/  
      ( потом музыка стала тяжёлой,  звуки низкие, наверное ворон танцевал
     или тревога, зима не хочет уходить, пугает всех своим  холодом)   
    Ребята,  один или много музыкальных инструментов вы услышали? Как называ- 
     
    ется эта группа инструментов? ( симфонический оркестр)
       Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр голоса, и птички поют свои    
       песенки на разные голоса и танцуют – согреваются от холода каждая по-своему. 
     Обобщение: вся природа пробуждается от зимнего сна,     
     Наступает утро года, начинается Весна.  
         
     

     3 часть. ( ребята становятся в рассыпную)
     

      Наши сахалинские птицы, животные, насекомые и мы с нетерпением ждём тёплых солнечных весенних дней.
        
      Муз. раб: Солнышко сказало:   
     Дети: Мне пора взойти! ( поднимают руки вверх)
      - Травка зашептала:   
      Дети: Мне пора расти! (руки внизу)
       — Пчёлки загудели: 
      Дети: Медку пора собрать!   ( круговые движеия рук: ж-ж-ж-ж-ж....)
       — Птицы загалдели:    
        Дети: Пора летать, летать!  ( взмахи руками)     
     

    ( садятся на боковые стулья)     
      
     


    Ангелина приготовила нам сюрприз -  весеннюю закличку.  
       Весенняя закличка    
     
     В. Как можно изобразить звуки Весны? ( кап-кап, чик-чирик, ш-ш-ш-ветер )    
    Давайте превратимся в сосульки и покажем, как они тают под весенним солнцем.     Этюд « Сосульки» муз. Гнесина Этюд"«Две плаксы»     
    ( Стоя в полный рост, сильно напрягают мышцы, "сосудьки " твёрдые. Потом, постепенно расслабляясь, опускают руки, голову, плечи, корпус- "сосулька постепенно тает". Наконец ложатся расслабленно на ковёр, разведя руки и ноги в стороны " лужица растеклась" )
     
    Чтобы стали все добрее, чтобы стало всем теплее, давайте исполним солнечную песенку .       
          « Солнечные зайчики»  слова и музыка З.Б.Качаевой    ( игра на музыкальных инструментах )   
     

       Я хочу закончить нашу встречу стихотворением, которое написала девочка     
     Ира Исакова.     
       Птичьи трели — это музыка,    
     

       И капели – это музыка…  
     

       Есть особенная музыка     
     

       В тихом шелесте ветвей.
     

       И у ветра, и у солнышка,     
     

       И у тучки, и у дождика,    
     

       И у нежного подснежника
     

       Тоже музыка своя.  
     

     Обобщение: Так что такое ВЕСНА?  Это пробуждение всей природы от зимнего 
    сна.
    Я довольна вами. Спасибо всем.
    Возьмёмся за руки и скажем гостям « До скорой встречи»
     

      
     

    Разработала музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Цыганкова Ирина Васильевна.
     

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос