В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Индивидуальная программа коррекции отклоняющегося поведения младших школьников "Ступеньки роста"

Определение уровня личностной тревожности.

Описание теста

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0.

Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.

Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.

Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.

При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Тестовый материал

Варианты ответов:

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

0

1

2

3

4


Форма А


Ситуация

Ответ

Пример

Перейти в новую школу

 

1

Отвечать у доски

 

2

Оказаться среди незнакомых ребят

 

3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

 

4

Слышать заклятия

 

5

Разговаривать с директором школы

 

6

Сравнивать себя с другими

 

7

Учитель смотрит по журналу, кого спросить

 

8

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

 

9

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

 

10

Видеть плохие сны

 

11

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

 

12

После контрольной, теста – учитель называет отметки

 

13

У тебя что-то не получается

 

14

Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна

 

15

На тебя не обращают внимания

 

16

Ждешь родителей с родительского собрания

 

17

Тебе грозит неуспех, провал

 

18

Слышать смех за своей спиной

 

19

Не понимать объяснений учителя

 

20

Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем

 

21

Слышать предсказания о космических катастрофах

 

22

Выступать перед зрителями

 

23

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

 

24

С тобой не хотят играть

 

25

Проверяются твои способности

 

26

На тебя смотрят как на маленького

 

27

На экзамене тебе достался 13-й билет

 

28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

 

29

Оценивается твоя работа

 

30

Не можешь справиться с домашним заданием

 

31

Засыпать в темной комнате

 

32

Не соглашаешься с родителями

 

33

Берешься за новое дело

 

34

Разговаривать с школьным психологом

 

35

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

 

36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

 

37

Слушать страшные истории

 

38

Спорить со своим другом (подругой)

 

39

Думать о своей внешности

 

40

Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

 


Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О. Кондаша.


Форма Б


Ситуация

Ответ

Пример

Перейти в новую школу

 

1

Отвечать у доски

 

2

Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку

 

3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

 

4

Слышать заклятия

 

5

Разговаривать с директором школы

 

6

Сравнивать себя с другими

 

7

Учитель делает тебе замечание

 

8

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

 

9

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

 

10

Видеть плохие или «вещие» сны

 

11

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

 

12

После контрольной, теста учитель называет отметки

 

13

У тебя что-то не получается

 

14

Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил

 

15

На тебя не обращают внимания

 

16

Ждешь родителей с родительского собрания

 

17

Тебе грозит неуспех, провал

 

18

Слышать смех за своей спиной

 

19

Не понимать объяснений учителя

 

20

Думаешь о своем будущем

 

21

Слышать предсказания о космических катастрофах

 

22

Выступать перед большой аудиторией

 

23

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

 

24

Ссориться с родителями

 

25

Участвовать в психологическом эксперименте

 

26

На тебя смотрят как на маленького

 

27

На экзамене тебе достался 13-й билет

 

28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

 

29

Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)

 

30

Не можешь справиться с домашним заданием

 

31

Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи

 

32

Не соглашаешься с родителями

 

33

Берешься за новое дело

 

34

Разговаривать со школьным психологом

 

35

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

 

36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

 

37

Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса

 

38

Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях

 

39

Смотреться в зеркало

 

40

Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого

 


Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Ключ к тесту

Ключ является общим для обеих форм.

Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34

Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39

Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38

Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Обработка и интерпретация результатов теста

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Общая тревожность


Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-33

0-26

0-34

0-26

0-34

0-37

0-33

0-27

2

34-40

27-32

35-43

27-32

35-43

38-45

34-39

28-34

3

41-48

33-39

44-50

33-38

44-52

46-53

40-46

35-41

4

49-55

40-45

51-58

39-44

53-61

54-61

47-53

42-47

5

56-62

46-52

59-66

45-50

62-70

62-69

54-60

48-54

6

63-70

53-58

67-74

51-56

71-80

70-77

61-67

55-61

7

71-77

59-65

75-81

57-62

81-88

78-85

86-74

62-68

8

78-84

66-71

82-89

63-67

89-98

86-93

75-80

69-75

9

85-92

72-77

90-97

68-73

99-107

94-101

81-87

76-82

10

93 и более

78 и более

98 и более

74 и более

108 и более

102 и более

88 и более

83 и более


Школьная тревожность


Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-8

0-7

0-2

0-7

0-8

0-7

0-7

0-6

2

9-11

8-10

3-5

8-9

9-10

8-9

8-9

7

3

12-13

11-12

6-7

9-10

11-13

10-12

10-11

8

4

14-16

13-14

8-10

11-12

14-15

13-15

12-13

9

5

17-18

15-16

11-12

13

16-18

16-17

14

10

6

19-20

17-18

13-15

14-15

19-20

18-20

15-16

11

7

21-22

19-20

16-17

16

21-22

21-22

17-18

12-13

8

23-25

21-22

18-20

17-18

23-25

23-25

19-20

14

9

26-27

23-24

21-22

19-20

26-27

26-28

21-22

15

10

28 и более

25 и более

23 и более

21 и более

28 и более

29 и более

23 и боле

16 и более


Самооценочная тревожность


Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-10

0-7

0-9

0-5

0-8

0-7

0-6

0-7

2

11

8-9

10-11

6-7

9-10

8-10

7-8

8-9

3

12-13

10

12-13

8

11-13

11-13

9-11

10-12

4

14

11-12

14-16

9-10

14-16

14-16

12-13

13-15

5

15-16

13

17-18

11-12

17-18

17-19

14-16

16-17

6

17-18

14-15

19-20

10-11

19-21

20-22

17-18

18-20

7

19

16-17

21-22

13-14

22-24

23-25

19-21

21-23

8

20-21

18

23-24

15

25-26

26-28

22-23

24-25

9

22-23

19-20

25-27

16-17

27-29

29-31

24-26

26-28

10

24 и более

21 и более

28 и более

18 и более

30 и более

32 и более

27 и боле

29 и более

Межличностная тревожность


Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-8

0-7

0-8

0-8

0-6

0-8

0-6

0-7

2

9

8

9-10

9

7-9

9-11

7-8

8-9

3

10

9

11-12

10

10-12

12-14

9-11

10-12

4

11

10

13-14

11-12

13-15

15-17

12-13

13-15

5

12-13

11-12

15

13

16-17

18-20

14-15

16-17

6

14

13

16-17

14-15

18-20

21-23

16-18

18-20

7

15

14

18-19

16

21-23

24-26

19-20

21-23

8

16-17

15

20-21

17-18

24-26

27-29

21-23

24-26

9

18

16

22-23

19

27-29

30-32

24-25

27-28

10

19 и более

17 и более

24 и более

20 и более

30 и более

33 и более

26 и боле

29 и более


Магическая тревожность


Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-7

0-6

0-7

0-4

0-5

0-6

0-6

0-5

2

8

7

8-9

5-6

6-7

7-8

7-9

6-7

3

9-10

8-9

10-11

8-10

9-10

10-11

8-9

4

4

11-12

10

12-13

8-9

11-13

11-12

12-14

10

5

13-14

11-12

14-15

10

14-15

13-14

15-16

11-12

6

15-16

13

16-17

11-12

16-18

15-16

17-19

13

7

17-18

14

18-20

13

19-21

17-18

20-22

14-15

8

19-20

15-16

21-22

14-15

22-23

19-20

23-24

16-17

9

21-22

17

23-24

16

24-26

21-23

25-27

18

10

23 и более

18 и более

25 и более

17 и более

27 и более

24 и более

28 и более

19 и более


Источники

Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров