В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Организация работы с одарёнными детьми в начальных классах.

Организация работы с одарёнными детьми в начальных классах.

Орлова Татьяна
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:9просмотров: 17425 комментариев: 2
Краткое описание
       Цель настоящей методической  разработки -  обобщить опыт, полученный в результате работы с одарёнными детьми как в качестве учителя, так и в качестве куратора 1 – 4 классов.
Описание
Размещено в разделах:

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Работа с одарёнными детьми методическая работа.doc Скачать

Муниципальное образовательное учреждение лицей №2 г. Рыбинск













Организация работы с одарёнными детьми

в начальных классах.


Методическая разработка.










Работу выполнила

учитель начальных классов

Орлова Татьяна Геннадьевна.

Почётный работник

общего образования

Российской Федерации.













г.Рыбинск

2009 г






СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………………………….2



Глава 1. Современная концепция детской одарённости. Очерк…………………….3


Глава 2. Программа практических действий куратора и учителя начальной

школы «Одарённые дети. Первые шаги.»………………………………………………5


Глава 3. Пакет методических материалов «В помощь юному исследователю»…..11


Глава 4. Исследование результативности работы с одарёнными детьми

в начальной школе………………………………………………………………………...14


Заключение……………………………………………………………………………….…17



Приложения.




























2

Введение

Цель настоящей методической разработки - обобщить опыт, полученный в результате работы с одарёнными детьми как в качестве учителя, так и в качестве куратора 1 – 4 классов.

Раскрытие возможностей каждого ученика – цель учителя и современной школы в целом. На это направлена вся работа начальной школы в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Специальные учебные программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру в сочетании с акцентированием разных видов деятельности ученика на уроке, в т.ч. исследовательской, широкий спектр дополнительных факультативных занятий по информатике, английскому языку, элементарному музицированию, геометрии – всё призвано к тому, чтобы способный ребёнок получил возможность не только получить качественное образование, но и раскрыть свои таланты.

Среди способных всегда есть дети с особыми потребностями - одарённые, для обучения которых должны быть приняты особые меры. И это не всегда дети, достигающие одинаково высоких результатов по всем учебным дисциплинам. Одарённые дети всегда разные.

Специальные действия педагога необходимы в любом случае, когда речь заходит об одарённом ребёнке, но на это нужны силы и время. Безусловно, «свой» учитель, работающий с классом, нужен рядом обязательно, но в этот момент возникает потребность также и в учителе-кураторе.

Куратор в первую очередь работает с другими учителями начальной школы, информируя, контролируя и направляя их в той работе с одарёнными детьми, что выходит за рамки классно-урочной деятельности. Другая его задача - всячески поддерживать, взращивать, отмечать, поощрять малые и большие успехи и первые самостоятельные шаги одарённых детей. Кроме того, он проводит мониторинг работы кафедры начальных классов с такими детьми, прогнозирует деятельность кафедры по созданию условий для их самореализации и развития, составляет банк данных о них. Куратор работает и с завучем–координатором лицейской программы «Одарённые дети» и руководителем НОУ.

Итак, основная роль куратора – систематизировать работу начальной школы с одарёнными и ввести её в работу лицея.


Для осуществления обозначенной выше цели необходимо разрешить следующие задачи:

  1. Составить очерк для куратора и работающего учителя «Концепция детской одарённости».

  2. Представить разработанную программу практических действий учителя «Одарённые дети. Первые шаги».

  3. Представить собранный пакет методических документов для юного исследователя; литература для обучающегося, литература для руководителя

  4. Представить аналитическое исследование результативности работы с одарёнными детьми в начальной школе лицея.

Работа имеет приложения:

  1. пакет сопровождающих методических документов «В помощь юному исследователю», список литературы для ребёнка и его руководителя.

  2. рабочие материалы одного из учеников, представляющие работу по разработанному автором алгоритму

  3. образцы детских научных работ

  4. справки об итогах участия ребят в интеллектуальных конкурсах и научных чтениях

  5. Результаты социализация учащихся начальной школы за три последних года.

3


  1. Современная концепция детской одарённости. Очерк.


Психологами разработаны различные концепции понимания детской одарённости. В отечественной психологии история исследований этого вопроса прошла несколько этапов, отвечавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. Одарённость рассматривалась и как высокий уровень когнитивных процессов (система диагностики Г.И.Россолимо), и как уровень интеллекта (В.М.Экземплярский, ВШтерн, полезно здесь вспомнить о шкале Бине-Термена и коэффициенте IQ), как психология способностей (что отражено в работе Б.М.Теплова «Способности и одарённость»), как творческость ( здесь ориентиром являлись исследования Института изучения личности при университете в Южной Калифорнии, в т.ч. Гилфорда, Торренса).

Для работы куратора и педагога начальной школы, учитывая задачи работы с одарёнными детьми (организацию разносторонней работы через факультативные занятия, кружки по интересам, творческие конкурсы разного уровня; стимулирование творческой деятельности одарённых детей), представляется важным отметить следующее.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта («Интеллектуальная одарённость»);

- дети с высоким уровнем творческих способностей («творческая одарённость»);

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (Юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми

- дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одарённость»)

- дети с ярко выраженными лидерскими способностями.

Одарённые дети всегда разные, но какие-либо способности у них должны быть выше среднего уровня.

Среди современных концепций одарённости самой популярной является Джозефа .Рензулли. Согласно его учению, одарённость – есть сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), творческости (креативности) и настойчивости (мотивация, ориентированной на задачу).

Итак, одарённые дети всё, что делают, делают с удовольствием, они предпочитают сложное простому.

Одарённого ребёнка характеризуют мотивы, связанные с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний, жажда знаний, желание всё понять до конца). Такая мотивация вообще способствует целенаправленному разрешению собственной, личностно-значимой задачи для любого ребёнка, не только одарённого, но и даже не очень способного.

Что касается творческости (креативности), то это прежде всего нестандартность мышления. Научившись творить в какой-либо одной сфере, ребёнок без труда перенесёт этот опыт в другую сферу, потому что, как считают ученые, природа творчества едина.

При оценке креативности мышления психологи Дж.Гилфорд и П.Торренс оценивают четыре параметра:

-продуктивность или «беглость», т.е. способность к продуцированию множества идей;

- гибкость мышления, т.е. способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далёким по содержанию;

- оригинальность мышления – способность выдвигать неожиданные, новые идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных;


4

- «разработанность», т.е. способность либо творчески разрабатывать существующие идеи, либо выдвигать, продуцировать оригинальные собственные.

Предупреждая возможные сложности в практике работы с одарёнными как одну из основных особенностей развития эмоциональной сферы одарённого ребёнка отметим повышенную уязвимость. Её источником является сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития.

Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое их понимание. Одарённые дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различия, способны улавливать то, что осталось незамеченным. В этом их сила и их слабость – они очень ранимы.

При этом надо учесть, что опыт поражений, когда одарённый ребёнок соревнуется с такими же, как он сильными сверстниками или с более старшими, и при этом проигрывает, в сочетании с умелыми педагогическими действиями даёт хороший результат.

. В возрасте до 10-12 лет одарённые дети сталкиваются с проблемой расхождения между их эмоциональным и интеллектуальным развитием. Они, как пишет Элен Виннер, демонстрируют раннюю зрелость, опережают свой возраст. Но проблема одарённого ребёнка не в том, что он талантлив, а в том, что он не является уверенным в себе, толерантным. Помогая установить баланс между этими двумя сферами – эмоциональной и интеллектуальной, находящийся рядом взрослый как раз и даёт возможность такому ребёнку добиться наивысших результатов.

Душевно зрелые одарённые дети обладают выдержкой: когда их занимает, какая-то проблема, они будут биться над ней, пока не найдут решения. Они будут упорны в стремлении добиться желаемого.


Полезно представить такой возможный вариант характеристики способности одарённого ребёнка:

Перцептивные

способности

Когнитивные

способности

Душевные способности

Поведение

«Наивный взгляд»

Открытость

Чувствительность

Дифференцирование

Видение связей

ЮМОР

Воображение

Ассоциации

Хорошая память

Быстрота

Гибкость

Оригинальность

Комбинирование

Сложность

Разработка

Организованность

Самостоятельность

Новизна определений

Непредвзятость суждений

Отвага

Мотивация

Выдержка

Терпимость к неопределённости

Независимость

Стремление добиться желаемого

Игровое

Доминирующее

Поиск приключений

Непризнание ав-торитетов

Непризнание узких

границ

Упорство






5


2.Программа практических действий куратора и учителя начальной школы «Одарённые дети. Первые шаги.»

Программа «Одарённые дети. Первые шаги.» в начальной школе, безусловно, может быть рассмотрена как модуль программы «Одарённые дети», по которой в 2006 – 2010 гг. работает лицей, но и в таком качестве она не только вполне уместна, но и необходима.

Лицейская программа работы с одарёнными не отражает специфики работы в этом направлении начальной школы, кроме того, она не обозначает практических действий для работающего в 1 – 4 классах учителя. Этим в первую очередь и обусловлено появление предлагаемого модуля.

Выше уже было сказано о трёх видах одарённости – интеллектуальной, академической и творческой. Они обусловили структуру программы.

В целом же концепция программы может быть представлена так:

все возможные вне классно-урочной системы действия ребёнка, интеллектуально и творчески одарённого, систематизированы в ней по месяцам и направлениям (ниже тремя цветами – зеленым, синим и красным – соответственно представлены интеллектуальное, творческое и академическое направления работы с одарёнными детьми).

Таким образом, благодаря программе учитель, работающий с классом, своевременно получит информацию о проводимых конкурсах и мероприятиях, запросит недостающую информацию у куратора и кто-то из них передаст её ребёнку.

Куратор же вовремя сможет собрать необходимую информацию о результативности работы детей на промежуточных и конечном этапах.

Ученик начальной школы только открывает для себя мир больших знаний, мир науки. Чем больше областей, где можно применить свои знания, он будет представлять, тем больше возможностей у него будет проявить свои способности.


Интеллектуальная (зелёный цвет) составляющая программы представлена

- факультативом «Развитие творческих способностей» в 1, 2 классах, предлагаемым всем учащимся, предметными центрами РТС (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир), в группу каждого набор делается из учащихся параллели;

- постоянно проводимыми интеллектуальными конкурсами-играми («Русский медвежонок», «Золотое руно», «КИТ», «Кенгуру»); школьной конференцией НОУ;

- факультативом (краеведение) «Я – рыбинец» (авторская программа Орловой Т.Г.)

- мероприятиями по краеведению, наиболее доступной для младших школьников науке (игры, заочные конкурсы, научные чтения).

Информация о тех мероприятиях (далее в программе для них оставлено пространство со *), которые проводятся непостоянно (например, конкурс «Все мыши – под одну крышу», г.Мышкин, 2008 г., «Наследники Юрия Гагарина», г.Ярославль, 2008 г.), куратором доводится до учителей на малых педсоветах.

Не менее важное направление – творческое.

В лицее учится много ребят, которые во внеурочное время занимаются в художественной, музыкальных школах, в театральной студии, в танцевальных коллективах, в спортивных школах и секциях. Очень важным дать возможность им представить свои умения одноклассникам: дети любят выступать, концерты же в школе, где они проводят большую часть своего времени редки, не могут вместить всех желающих, да и с номерами для зрелищности всегда нужна дополнительная работа взрослого. Все это объясняет наличие в программе ряда классных мероприятий («Делай как я», концерт для мам, для бабушек, конкурс рисунков для ветеранов, семейный праздник «Спорт – наш друг», обязательная выставка рисунков начальной

6

школы). Подобные классные праздники имеют, безусловно, и воспитательное значение, от творческих людей заражаешься желанием творить, побуждают к активным действиям ребят и их родителей. Входит в работу по этому направлению и конкурс чтецов – не классный, а лицейский, к которому готовиться надо серьёзно (художественное же чтение, красивая русская речь – редкость в сегодняшней жизни).

Результаты работы учеников-«хорошистов», отличников, конечно же, результат каждодневного школьного труда..в классе. В программе представилось важным напомнить учителям о праздничном, торжественном классном часе по итогам каждой четверти: для младших школьников очень важна похвала, за повседневный, кропотливый труд, за терпение – особенно.

Школьный психолог сопровождает одарённых детей всех четырёх параллелей, работая с ними в системе. Его действия тоже отражены в программе.



1 класс



Сентябрь

Формирование групп учащихся в классах для занятий факультатива «РТС»

(работа факультатива сентябрь – май)

Работа психолога. Моя семья.

Краеведение. Формирование группы учащихся для занятий факультатива «Я – рыбинец» (работа факультатива в течение учебного года).

*

Октябрь

Конкурс чтецов (тематика указывается отдельно) среди учащихся начальных классов.

Работа психолога. Что мне нравится в школе?

Краеведение. Экскурсия в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Мы пришли в ЦДЮТЭ».

Классный праздник «Мы и наши бабушки»

Классный час «Чему мы научились в 1 четверти» (успешность в учебном процессе)


Ноябрь

Проведение 1 тура школьной олимпиады. Линейка по итогам школьной олимпиады (в параллели).

Классная выставка рисунков «Моя школа».


Декабрь

Подготовка участников проекта ДНТО «Интеллект будущего» (определение участников, комментарий условий, выдача заданий).

Классный час по итогам 2 четверти «Я расту как читатель» (успешность в учебном процессе).

Классный праздник «Новогодние игрушки» (представление новогодних самодельных игрушек; игрушек, дорогих в семьях).

*

Январь

Заочный тур конкурсных игр по предметам «Интеллект будущего».

Работа психолога. Рисунок дерева.

Краеведение. Городская игра «От школьного порога».


Февраль

НОУ. лицейская научна конференция.

Подготовка к выставке рисунков учащихся начальной школы (определение участников, прогноз количества работ).

Краеведение. Участие в проекте «Уголок Рыбинска, милый моему сердцу»

Краеведение. Участие в городских научных чтениях для учащихся начальных классов.

Март

Выставка художественных работ учащихся начальной школы.

Классный час по итогам 3 четверти «Открытые острова».

Классный праздник «Спорт - наш друг» (семейные спортивные соревнования).

*

Апрель

Краеведение. Городская игра «Моя Родина – Россия».

Работа психолога. Уровень мотивации. Лесенка самооценки. Ожидаемое положение в группе (1).


Май

Рисунки для ветеранов ВОВ.

Малый педсовет по результативности работы с одарёнными детьми.

Классный праздник (с родителями) «Наш первый учебный год». Поощрение успехов учащихся по школьным дисциплинам, творческих успехов ребят.


2 класс


Сентябрь

Формирование групп учащихся в классах для занятий факультатива «РТС» (работа факультатива в течение учебного года).

Корректировка группы для занятий факультатива по краеведению «Я – рыбинец».

Подготовка конкурса «Русский медвежонок. Языкознание для всех» (сбор взносов, списки учащихся), игр «Интеллект будущего» (определение участников, выдача заданий, комментарий условий).

Работа психолога. Навык чтения.

*

Октябрь

Проведение 1 тура школьной олимпиады.

Конкурс чтецов (тематика указывается отдельно) среди учащихся начальных классов.

Заочный конкурс игр по предметам ДНТО «Интеллект будущего» (1 тур).

Краеведение. Городская игра «В гости к знахарю».

Классный праздник «Мой домашний музей».

Классный час по итогам 1 четверти (успешность в учебном процессе).


Ноябрь

Проведение 2 тура школьной олимпиады. Линейка по итогам школьной олимпиады (в параллели).

Игра «Русский медвежонок. Языкознание для всех»

Классный час «Где и как раскрыть таланты?» (пригласить представителя ЦДЮТ «Солнечный» с мини-выставкой и рассказом о кружках)

Работа психолога. Уровень учебной мотивации. Лесенка самооценки. Ожидаемое положение в группе. (2)


Декабрь

Подготовка участников 2-го тура проекта ДНТО «Интеллект будущего» (определение участников, комментарий условий, выдача заданий).

Краеведение. Городская игра «В музее народной игрушки».

Проектная деятельность. Научные работы учащихся (подготовка).

Классный час по итогам 2 четверти (успешность в учебном процессе).

*

Январь

Заочный конкурс игр по предметам «Интеллект будущего» 2-ой тур.

Подготовка к игре «Золотое руно» (списки учащихся, взносы).

Краеведение. Заочный конкурс «Знакомьтесь, мой микрорайон».


Февраль

НОУ Лицейская научная конференция.

Городские золотарёвские научные чтения младших школьников.

Конкурс патриотической песни (по параллелям).

Подготовка к выставке рисунков учащихся начальных классов (определение участников, выполнение работ).

Работа психолога. Что мне нравится и что не нравится в себе? (1)

Март

Выставка художественных работ учащихся начальной школы.

Классный праздник с мамами. Представление творческого проекта «Что значат наши имена?» (представление мамам книги об именах ребят класса)..

Работа психолога. Мышление (!).

Классный час по итогам 3 четверти.

*


Апрель

Краеведение. Городская игра «Я шагаю по Рыбинску».

Поход в музей (тема объявляется отдельно).

Работа психолога. Социометрия (1).


Май

Проектная деятельность. Рисунки для ветеранов ВОВ.

Работа психолога. Моё самое большое желание.

Малый педсовет по результативности работы с одарёнными детьми.

Классный час по итогам года (успешность ) с родителями. Проектная деятельность. Конкурсы для товарищей и родителей.

*





3 класс


Сентябрь

Малый педсовет «Психолого-педагогическая оценка программ центров РТС (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение), учебной нагрузки участников».

Формирование групп из учащихся 3-х классов для занятий в центрах РТС.

Подготовка конкурса «Русский медвежонок. Языкознание для всех» (списки, взносы).

Работа психолога. Самооценка личностных качеств.


Октябрь

Проведение 1 тура олимпиады (в классах).

Конкурс чтецов (тематика объявляется отдельно) учащихся начальных классов.

Подготовка к играм НДТО «Интеллект будущего», 1 тур ( выдача заданий, комментарии, списки участников).

Краеведение. Городская игра «Земля – наш общий дом».

Классный праздник «Делай как я» (цель – обзор деятельности учащихся вне школы, выявление их творческих достижений, умений, талантов).

Классный час по итогам 1 четверти (успешность в учебном процессе).


Ноябрь

Проведение 2-го тура олимпиады. Подведение итогов (по параллелям) на линейке.

Заочные игры по предметам ДНТО «Интеллект будущего», 1 тур.

Игра «Русский медвежонок. Языкознание для всех».

Работа психолога. Что мне нравится и что не нравится в себе.(2)


Декабрь

Подготовка участников проекта НДТО «Интеллект будущего», 2 тур

( определение участников, выдача заданий, комментарии).

Проектная деятельность. Подготовка научных работ учащихся.

Классный час по итогам 2 четверти (успешность). Новогодний огонёк с родителями (представление новогодней поделки или номера художественной самодеятельности от семьи).


Январь

Заочный конкурс игр по предметам ДНТО «Интеллект будущего»

Подготовка к игре «Золотое руно» (списки, взносы).

Работа психолога. Благодарность.

Подготовка к игре «Кенгуру» (списки, взносы).

Краеведение. Городская игра «Жили-были дед и баба».


Февраль

НОУ Лицейская научная конференция.

Городские научные золотарёвские чтения младших школьников.

Игра по истории, литературе, культуре «Золотое руно».

Подготовка к выставке рисунков младших классов (определение участников, тематики работ).

Классный праздник «Я и папа. Наши путешествия» (демонстрация спортивных успехов ребят класса, спортивные конкурсы).


Март

Проектная деятельность. Концерт для мам и бабушек (демонстрация школьных и внешкольных творческих успехов учащихся).

Выставка художественных работ учащихся начальной школы.

Классный час по итогам 3 четверти (успешность в учебном процессе).


Апрель

Игра по математике «Кенгуру».

Работа психолога. Рисунки. Я в прошлом, настоящем и будущем.

Классный час «Где могут пригодиться наши таланты?» Рассказ о профессиях родителей. Приглашение кого-то из родителей с рассказом о своей профессии.

Краеведение. Городская игра «Я шагаю по Рыбинску».


Май

Малый педсовет по результативности работы с одарёнными детьми.

Работа психолога. Несуществующее животное.

Краеведение. Городская игра «Туристёнок».

Подготовка к лицейскому празднику «За честь лицея».

«Где могут пригодиться наши успехи?» Экскурсия на предприятие в Песочное.

Классный праздник «Мы заканчиваем 3 класс» с родителями (представление конкурса)




4 класс.



Сентябрь

Малый педсовет «Психолого-педагогическая оценка программ центров РТС (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение), учебной нагрузки учащихся-участников.

Корректировка группы учащихся для занятий в центрах РТС.

Подготовка конкурсов по русскому языку «Русский медвежонок…», по информатике «КИТ».

Подготовка участников проекта ДНТО «Интеллект будущего» (определение участников, комментарии, выдача заданий)

Подготовка номеров-поздравлений для учителей ( с учителем музыки).

*

Октябрь

Проведение 1 тура олимпиады (в классах).

Игры по предметам «Интеллект будушего». Подготовка участников проекта ДНТО «Интеллект будущего» (участники, выдача заданий, консультации), 1 тур.

Конкурс чтецов (тематика оговаривается отдельно) учащихся начальных классов.

«Где могут пригодиться знания и таланты». Экскурсия на предприятие города.

Классный час по итогам 1 четверти (успешность ).

Работа психолога Почта (пожелание).

Краеведение. Городская игра «На волжских просторах».

Классный час по итогам 1 четверти (успешность в учебном процессе)

Ноябрь

Проведение 2-го тура лицейской олимпиады (в параллели). Линейка по результатам олимпиады.

Игра по русскому языку «Русский медвежонок. Языкознание для всех ».

Работа психолога. Мышление (2) По методике Тихомировой.

«Где могут пригодиться наши знания и таланты?» Экскурсия на предприятие города.

*

Декабрь

Городская комплексная олимпиада младших школьников.

Подготовка к играм ДНТО «Интеллект будущего» (списки учащихся, задания, консультации), 2 тур.

Проектная деятельность. Подготовка научных работ учащихся.

Краеведение. Городская игра. «Праздничное колесо»

Классный час по итогам 2 четверти (успешность).


Январь

Заочный конкурс по предметам ДНТО «Интеллект будущего», 2 тур.

Игра по информатике «КИТ».

Работа психолога. «Круг воли».

Подготовка к игре «Золотое руно» (списки, взносы).

*

Февраль

НОУ Лицейская научная конференция.

Городские научные золотарёвские чтения младших школьников.

Игра по истории, литературе, культуре «Золотое руно».

Подготовка к выставке художественных работ учащихся начальной школы. (определение количества учащихся).

Работа психолога. Благодарность (2).

Подготовка игры «Кенгуру» (списки учащихся, взносы).

Краеведение. Участие в проекте «История. Природа. Культура Ярославского края».

Март

Проектная деятельность. «Наш концерт» (представление творческих достижений учащихся) (для бабушек и мам или в дом престарелых).

Выставка художественных работ учащихся начальной школы.

Краеведение. Краеведческая олимпиада.

Классный час по итогам 3 четверти (успешность).


Апрель

Краеведение. Городская игра «Лучше нет родного края».

Игра по математике «Кенгуру».

Путешествие (туристическая поездка).

*

Май

Малый педсовет по результативности работы с одарёнными детьми.

Краеведение. Городская игра «Туристёнок».

Подготовка к лицейскому празднику «За честь лицея».

Итоговый праздник «Мы переходим в среднюю школу» (с родителями) (успешность в учебном процессе, достижения).

*



Ожидаемые результаты работы

по программе «Одарённые дети. Первые шаги»:

- удержание приоритетности успешного ученика, умеющего и любящего учиться;

- активизация познавательной и научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы;

- рост достижений учащихся на муниципальных олимпиадах, научных чтениях, Российских конкурсах и турнирах;

- создание банка данных о способных, талантливых, одарённых детях.




3. Пакет методических материалов «В помощь юному исследователю».

Одной из значимых тенденций современной школьной науки можно назвать её омоложение. Анализируя результативность работы с одарёнными детьми в последние годы, ниже мы отметим большой интерес к научной, исследовательской деятельности у учащихся не только 3,4-х классов, но и 1,2-х классов. Излишне говорить о том, что это показатель интереса к самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности одарённого ребёнка.

Ученик начальной школы занимается наукой бескорыстно, ему этого хочется, он спешит. Как достичь истины, как «не заблудиться»? – на эти и другие вопросы поможет ответить маленькому исследователю учитель- руководитель и, возможно, родитель. Какова же в этих условиях роль куратора?

Куратор должен собрать 1.необходимые универсальные методические материалы для выполнения исследования, с которыми будет знакомиться руководитель, 2. алгоритмы действий, с которыми будет знакомиться сам юный исследователь (см. приложение1.). Алгоритмы для ученика доходчиво отражают специфику именно его работы.

Например, для работы «Краеведческая находка», алгоритм таков:


1 Внимательно рассмотри предмет, который ты считаешь своей краеведческой находкой.

1) Опиши предмет, называя даже мелкие детали, материал, назначение.

2) Выдели все следы, оставленные человеком, при использовании данного предмета.


  1. Вещь станет краеведческой находкой, когда ты выяснишь, какую роль она сыграла в судьбе хозяина, какова история именно её жизни.

Учти это при выполнении работы!

  1. Запиши свои наблюдения.

  2. Составь план проделанной работы. Схож ли он с таким планом ?

12

1. Описание предмета.

2. История предмета.

Молодец! Ты сделал выводы.


А в дальнейшем план твоей работы, как и любой научной, станет сложным. С руководителем ты обсудишь, как при этом изменится работа.

  1. Введение.

  2. Основная часть.

- Описание предмета.

- История предмета.

3. Заключение. Выводы.


Образцом «пошаговой» проведенной учеником подготовительной самостоятельной работы по алгоритму и дальнейшей работы под руководством могут быть черновики и работа Байтенова Егора (2 «Б» класс, 2006-07уч.г.) (см. приложение 2). В последующие два года он продолжил заниматься научными исследованиями («Моя родословная», «Геронов фонтан в домашних условиях», «Камера-обскура», «Улица Огарёва: прошлое и настоящее»), тематика усложнилась, появилась глубина суждений.


Подобные алгоритмы были составлены куратором для работ «Юный исследователь»


Изучение интересующего тебя явления , наверное, связано с проведением опыта.

  1. Решив провести опыт, не забудь взять себе в помощники взрослого (он такого опыта в детстве не ставил, ему будет любопытно).

2. Ты поставил опыт. Наверное, опыт был не один, потому что каждый раз ты изменяя по одному условию.

3. Опиши подробно все свои действия.

4. Подведи итог: какое явление иллюстрирует твой опыт? Посмотри, что пишут в разных книгах об этом явлении и используй это в работе.

Сверим планы работ:

  1. Введение.

  2. История вопроса.

  3. Практическая часть. Описание опытов.

  4. Итоги. Выводы.

  5. Кому из людей интересна твоя работа?

Может быть, наш план совершенно не похож на твой. Одно можно сказать: ты занимался наукой! У каждой науки свой набор инструментов. Самое время обратиться к руководителю за консультацией. Позже всё-таки загляни в наш план: ты ещё раз убедишься, что ты молодец!


«Моя родословная»

  1. Запиши, о ком из родственников ты бы хотел знать?

  2. Узнай у взрослых о них, о их жизни. Узнавая, подумай, что сделал твой родственник для Родины, для своего края, для окружающих людей и близких.

  3. Начерти , заключив имена бабушки, деда, родителей в овалы и соедини овалы так, чтобы показать кто кому приходится родителем. Это первый набросок твоего генеалогического (родового) дерева.

  4. Теперь усложняй генеалогическое древо, добавляя сведения о тех, кто из рода тебе не знаком.

  5. Найди в рассказах о твоих родных самое интересное. Эти рассказы затем обязательно включи в работу.

13

  1. Попроси взрослого или запиши сам, что у тебя получается.

  2. . А теперь работу надо заканчивать: значит, нужно привести её в соответствие с планом.


1. Введение

2. Основная часть.

2.1. История семьи моей мамы.

2.2. История семьи моего папы

2.3. Удивительные факты из истории моей семьи.

3. Выводы. Заключение.


Помни, ты можешь составить другой, удобный и интересный для тебя план.


К пакету методического сопровождения для ученика и для руководителя прилагаются списки литературы

Список литературы для детей


1. Алёшина Л. «Глобус», Ленинград «Детская литература», 1987

2. Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения», М. АСТ, 1998

3. Волина В.В. «Я познаю мир. Русский язык», М., АСТ, 1998

4. Гонтарук Т.И. «Я познаю мир. Космос» М., АСТ, 1998

5. Исмаилова С. «Энциклопедия для детей» М., «Аванта +», 1993

6. Леокум А. «Скажи мне почему?» Фирма «Джулия»,1992

7. Ляхов П.Р. «Я познаю мир. Животные» М., АСТ, 1998

8. Леонович Л.А. «Я познаю мир, Физика.» М., АСТ, 1998

9. Маркин В.А. «Я познаю мир. География»М., АСТ, 1998

10. Савина Л.А. «Я познаю мир. Химия» М., АСТ, 1998

11. Томилин А. «Хочу всё знать» М., «Детская литература», 1987

12. Чижевский А.Е. «Я познаю мир. Экология» М., АСТ, 1997

13. Чудакова Н. В. «Я познаю мир. История» М., АСТ, 1998



Список литературы для учителей.


1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара.1994

2. Одарённый ребёнок: особенности обучения / под ред. Н.Б.Шумаковой/ М,, Просв , 2006

3. Психология одарённости /под ред. Д.В.Ушакова/ М., 2000

4. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе, М.,2001

5. Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания Ярославль, Академия развития, 2002

6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. М , Академия развития, 1996

7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль, Академия развития, 1997

8. Учителю об одарённых детях / под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова/ М., 1997

9. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одарённость: дар или испытание. М., Знание, 1990




14


3.Исследование результативности работы с одарёнными детьми в начальной школе.


Исследовать результативность работы с одарёнными детьми представляется целесообразным тремя методами, а именно:

3.1. анализ работы с одарёнными детьми в одном классе в течение ряда лет (4 «Б» класс, лицей №2);

3.2. анализ работы с одарёнными детьми в начальной школе в 2007 – 2008 году;

3.3. сравнительный анализ показателей социализации учащихся начальной школы в 2006-07, 2007-08, 2008-09 гг..(см. приложение 5)


3.1. Все прошедшие годы класс (сейчас это 4 «Б») работает на уроках успешно. В 2009 году исследования показали уровень качества знаний 84%. Это показатель трудолюбия и способностей учеников, показатель слаженных действий учителя и классного коллектива в учебном процессе по программе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Работу с одарёнными детьми веду с первого класса. Дети посещают кружки и дополнительные занятия по интересам («Экономика», «Развитие творческих способностей» (по авторской методике), «Наглядная геометрия»). Все занимаются краеведением на факультативе. И это даёт результаты: почти все годы класс удерживает командное первенство в городе, растет число тех, кто пожелал заниматься научной деятельностью: в 2006 году два участника НОУ появилось в классе, в 2009 их уже шесть. Две трети класса к четвертому году обучения в начальной школе стали участвовать в международных конкурса по русскому языку и математике. Ребята класса также в течение четырёх лет – активные участники всех проводимых творческих конкурсов. Каков же вывод? Направление работы правильное, у детей к 4-ому классу налицо устойчивый интерес к познавательной, исследовательской и самостоятельной интеллектуальной деятельности.



3.2. В 2007-2008 учебном году в результате работы всех учителей начальных классов с одарёнными детьми в начальной школе лицея №2 через факультативные занятия, занятия по интересам, участие в творческих и интеллектуальных конкурсах разного уровня были достигнуты следующие результаты:


1. Сформированы группы для обучения одарённых детей во внеурочное время на занятиях факультативов «РТС», центров РТС.


2. Осуществлён отбор педагогических методик, новых образовательных технологий, отвечающих организационным формам и задачам обучения одарённых детей по различным видам деятельности.

Ученики Давыдовой Н.С. создали проект «Знатоки прошлого», учащиеся Сахаровой Е.В. два года работали над экологическим проектом «Дерево», учителя Орлова Т.Г., Баранова М.Ю. со своими ребятами работали над созданием проекта «Первые шаги в науку. Я познаю мир.»


3. Была проведена традиционная олимпиада среди учащихся 1 – 4 классов лицея – «Интеллектуальный марафон».

Победители во 2 –х классах: 1 место – Сахарова Полина, 2 «В»., Ремпен Андрей, 2 «Б»; 2 место – Егоров Аким 2 «В», 3 место – Сергиенко Мария 2 «В»


15

Победители в 3-их классах: 1 место – Зайцев Максим 3 «А», 2 место – Байтенов ЕГОР 3 «Б», Кутуев Владимир 3 «А», 3 место – Качайкин Селиван 3 «Б», Валинкин Михаил 3 «В».

Победители в 4-ых классах: 1 лига 1 место – Никитина Олеся 4 «А», 2 место – Мелехова Вера 4 «А», 3 место - Абросимова Света, 4 «Б»; 2 лига 1 место – Абросимова Света 4 «Б», 2 место – Мелехова Вера 4 «А», 3 место – Иванова Мария 4 «В».


4. Была организована подготовка (учителя Давыдова Н.С., Курочкина Т.А., Шишко Н.С., Орлова Т.Г.) и участие учащихся 4-ых классов в муниципальной олимпиаде. Второй год учащиеся лицея становятся призёрами олимпиады. Командное место – 1, Абросимова Света – 1 место, Иванова Мария – 5 место.


5. Учащиеся начальной школы представили на конференции НОУ лицея №2 по секциям «Юный естествоиспытатель», «Юный краевед», «Юный биолог! 40 работ. В 3 раза в сравнении с прошлым годом выросло число участников, появилась новая секция «Юный биолог». Вырос уровень качества выступлений учащихся (см. приложение 4).


6. Была организована подготовка и участие участника Х Малых Золотарёвских чтениях. Победители: Байтенов Егор, 3 «Б» (Орлова Т.Г.)., участников Городских Золотарёвских чтений младших школьников «Певрые шаги в науку. Я познаю мир», 13 победителей (см. приложение 4) .


7.Во II Всероссийском конкурсе детских творческих работ по литературе и литературному чтению среди участников есть победитель: 1 место – Межиева Таисия 3 «А»


8. Были подготовлены участники Российского заочного конкурса «Национальная образовательная программа «Интеллектульно-творческий потенциал России», проект «Познание и творчество».

1 тур, 2007-2008 учебный год.

Участвовало 35 человек в номинациях:

1 «Мои любимые книги».

2 «Юный художник».

3 «В царстве математики».

4 «Математическая мозаика».

5 «Альфа».

6 «Я знаю русский язык»

По сравнению с прошлым годом количество участников уменьшилось, но призовых мест стало больше (см. приложение 4).

2 тур, 2007-2008 учебный год.

Участвовало 32 человека в номинациях:

1 «Мои любимые книги».

2 «Юный художник».

3 «В царстве математики».

4 «Математическая мозаика»

5 «Альфа»

6 «Я знаю русский язык».


9.Учащиеся 2-4 классов приняли участие в Международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок. – языкознание для всех». В 2007-2008 году учащиеся активнее приняли участие в конкурсе, чем в предыдущем, имеют призовые места

победители6 Ремпен Андрей 2 «Б» класс 2 место в городе, Филатова Марина 3 «В» - 3 место в городе, 3 место в области.

16

10 Организована была подготовка и участие учащихся 3-4 классов в Международном конкурсе по математике «Кенгуру». В этом году количество участников стало больше, среди них есть победители.

Победители: Чеперегина Ольга, 3 «Б» класс – 1 место в городе, Иванова Мария 4 «В» - 1 место в городе, 3 место в области.


11. Учащиеся 3-4 классов приняли участие в Международном конкурсе по Мировой художественной культуре «Золотое руно – 2007-2008 гг.».


12. Была организована подготовка и участие ребят начальной школы во Всероссийском конкурсе школьников «Наследники Юрия Гагарина».

За высокие результаты в региональном этапе Всероссийского конкурса школьников в номинации «Рисую космос» награждены Похвальной грамотой

Иванов Александр, 2 «А», Скользнева Анна, 2 «А», Винокурова Анна , 3 «В».

Также ученики начальной школы участвовали в областном творческом конкурсе, посвященном году мыши – «Все мыши – под нашу крышу!»

Победители: Романычев Александр, 3 «Б» класс, номинация «Литературно-творческие работы» - 2 место.


13. Учащиеся начальной школы представили лицей на выставке технического и художественно-прикладного творчества детей и молод1жи городского округа город Рыбинск, посвящённой году семьи «Сильна страна семьёй».



3.3. Сравнительный анализ социализации учащихся показывает (см.приложение 5): проведение школьной олимпиады – традиция лицея, ежегодно в первом туре участвуют все учащиеся, число призёров неизменно. Но работа с одарёнными в этом направлении правильная: два года (2006, 2007, 2008 – не было) на городской комплексной олимпиаде школа удерживает первое личное и первое командное места.

Повысился интерес учащихся к научной деятельности: количество участников конференций НОУ увеличилось за три года на 47% (!) Школьная наука помолодела, научные работы пишут ученики не только 3-го, 4-го, но и 1-го, 2-го классов. Повысилось и качество научных работ, на городскую научную краеведческую конференцию число представляемых работ увеличилось втрое.

Успешно ведётся проектная надпредметная деятельность, проекты по краеведению и в рамках национальной образовательной программы отмечены призовыми местами. Как положительное следует заметить то, что в каждом проекте участвует более20 детей, следовательно, все они успешны и верят в свои возможности.

Такую же возможность – широкий круг участников – предоставляет заочный Российский конкурс «Познание и творчество». Он вызывает всё более высокий интерес, количество участников увеличилось. Задания конкурса далеко не просты, но есть и призёры.

Международные интеллектуальные конкурсы «Русский медвежонок. Языкознание для всех», «Кенгуру», «Золотое руно» тоже востребованы ребятами. Победить в таком конкурсе не просто, но один или два призёра обычно есть. Для большинства участников такие конкурсы - проба своих сил, ребята учатся в ограниченное время решать множество заданий.





17



Заключение.


В методической разработке автором представлен вариант организации работы с одарёнными детьми в начальной школе. Это результат деятельности учителя, реализующего лицейскую программу «Одарённые дети», и педагога, выполняющего обязанности куратора в течение трёх лет.

Для выполнения поставленной цели автором были решены следующие задачи:

- рассмотрена литература по теме и составлен очерк «Современная концепция детской одарённости», который может быть востребован учителем начальной школы, работающим с одарёнными детьми;

- представлена разработанная программа пошаговых действий учителя и ученика «Одарённые дети. Первые шаги.», модуль лицейской программы «Одарённые дети», обоснована её актуальность в начальной школе;

- собран пакет методических материалов с разработанными алгоритмами первых самостоятельных действий ученика «В помощь юному исследователю»;

- проведено исследование результативности работы модульной программы «Одар1нные дети. Первые шаги» в начальной школе лицея №2 г.Рыбинска

Представленные в методической разработке материалы указывают на возможность и необходимость проведения работы с одарёнными детьми, в основе которой кропотливый труд учителя и ученика. Воспитание интеллектуальной культуры, креативности, успешности в обучающемся начальной школы – залог его активной позиции в учебном процессе средней школы, залог его самостоятельности.































ЛИТЕРАТУРА


1. Гильбух Ю.З. Умственно одарённый ребёнок. Психология, диагностика, педагогика. Киев, 1992

2. Ландау Эрика «Одарённость требует мужества. Психологическое сопровождение одарённого ребёнка», М, Академия 2002

3. Одарённый ребёнок: особенности обучения /под ред. Н.Б.Шумаковой/ М., Просвещение, 2006

4. Основные современные концепции творчества и одарённости / под. ред. Д.Б.Богоявленской/ М., Молодая гвардия, 1997

5. Психология одарённости. От теории к практике. /под ред. Д.В.Ушакова/ М., ПЕР СЭ, 2002

6. Савенков А.И. Маленький исследователь:как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль, Академия развития, 2002

7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе М., «Сентябрь», 2001

8. Савенков А.И. «У колыбели гения» М., Педагогическое общество России, 2000

9. Учителю об одарённых детях /под. ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова/, М.1997

10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одарённость: дар или испытание» М.,Знание, 1990


Программные материалы

1. Программа «Одарённые дети. (2006 – 2010 гг.)».Лицей №2, г.Рыбинск

2. Программа «Одарённые дети» ИОЦ, г.Рыбинск

3. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Программа «Психолого-педагогические основы развития одарённости учащихся» М., Педагогическое общество России, 1999

4. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»

организация работы с одаренными детьми.ppt Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
16.10.2011 12:49
Уважаемая Татьяна!

1. Перед тем, как загрузить свою разработку в библиотеку Портала, необходимо ознакомиться с Требованиями, предъявляемыми к материалам, загружаемым в библиотеку.
2. Почему Вы отнесли свою разработку в типу "Программа"? Ведь Вы же пишете: "Цель настоящей методической  разработки -  обобщить опыт...", стало быть, это не что иное, как обобщение Вашего опыта работы с одарёнными детьми в начальной школе.
3. См. п. 1.
4. Нарушены правила форматирования документов.
5. Нарушены принципы создания презентации. С какой целью она подготовлена?
Лучше всех, по моему мнению, о том, как не надо и как нужно создавать презентации, сказала О.А. Нехорошкина. Ознакомиться с её учебной презентацией, размещённой на Портале "Сеть творческих учителей", Вы можете здесь.

Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с Требованиями.

Надеюсь на понимание.
С уважением, С.А. Колодин.
Елена Гликман
22.07.2013 00:17
Уважаемая, Татьяна!
Внимательно просмотрела Вашу методическую разработку. Думаю, что Ваш опыт пригодится для начала организации работы с одаренными детьми. Спасибо Вам за желание поделиться определенной системой.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос