В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочие программы по физике 7-11 класс

Файл прикреплен к материалу: Рабочие программы по физике 7-11 класс
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов
Календарно - тематическое планирование

9 класса

* - эти уроки не предназначены для изучения в социально-гуманитарном классе

- дата для общеобразовательных классов (3 часа в неделю)

- дата для социально-гуманитарного класса (2 часа в неделю)


урока


ДАТА




ТЕМА, ТИП и ЦЕЛЬ,

урока (№ в теме)


Основное содержание материала урока

Оборудование и демонстрации

ЗУН

На дом

Межпредметные связи

Вид контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 класса (1 час)

Образовательно-развивающие цели: сформировать четкие представления о методах изучения: наблюдениях, гипотезе, эксперименте, теории, модели.

Воспитательные: раскрыть современные представления о строении материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физических процессов.


1

02.09/04.09

тема УРОКА:

1.Физические методы изучения природы. Предмет физики. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы.

I. На этом уроке раскрываются и отрабатываются понятия о методах изучения: наблюдениях, эксперименте, гипотезе, теории, модели. Определение материи. Виды материи, изучаемые в физике: вещество и поле. Понятия о физической величине, законе.

II. Беседа по технике безопасности и правилам поведения в кабинете физики.



Аптечка и инструкции по оказанию первой медицинской помощи.

Построение гипотез, мысленных экспериментов, теорий, понятий, умение коллективно работать.






ТИП урока:

комбинированный

ЦЕЛЬ урока:

раскрыть и отработать понятия о методах изучения: наблюдениях, эксперименте, гипотезе, теории, модели.

На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащихся с правилами распорядка в кабинете физики; правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.


Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он, так же как все восхищается красотой и величием мира, но за этой, всем доступной красотой, ему открывается еще одна: красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать Природу и даже беседовать с ней. Вспомним Ф.И.Тютчева.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Язык Природы – это язык предметов и явлений, и “беседовать” с Природой можно только на этом языке.







Раздел I. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (34 часа) / (26 часов)

Образовательно-развивающие цели: сформировать четкие представления о механическом движении. Ввести понятия системы отсчета, материальной точки, траектории, скорости, ускорения, перемещения. Уметь решать основную задачу кинематики в простейших случаях.

Воспитательные: раскрыть систему взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, находить кинематические закономерности, влияние условий на характер протекания физических процессов.

  • ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ:


2


03.09/07.09

тема УРОКА:

1. Общие сведения о механическом движении. Характеристики движения. Виды движения.


А.С.Пушкин:

«ДВИЖЕНЬЯ НЕТ,- СКАЗАЛ МУДРЕЦ БРАДАТЫЙ.

ДРУГОЙ СМОЛЧАЛ И СТАЛ ПРЕД НИМ ХОДИТЬ»

Практическое значение механики. Механическое движение. Основная задача механики. Материальная точка как модель тела. Обоснование возможности применения понятия материальной точки при изучении движения тел (на примерах). Характеристики движения: система отсчета, траектория, путь, перемещение. Материальная точка.

Виды движения: прямолинейное, криволинейное, равномерное, неравномерное.

Тело отсчета. Координаты тела (точки).

II. Разбор вопросов 1, 2 к §


- Скатывание шарика по желобу;

- колебания маятника.

Знать понятия: материальная точка и условия применимости этой модели, система отсчета и необходимость ее выбора при описании движения; физические величины и их единицы измерения; механическое движение.

Уметь описывать различные виды движения.




§ 1,2; упр.1



физики и литературы


физики и истории











ТИП урока:

изучения нового материала

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с основной задачей механики и

понятиями механического движения, материальной точки и системы отсчёта.

Методические рекомендации.

Раскрывая материал о кинематике как разделе механики, изучающем способы описания механического движения, подчеркнуть, что в кинематике не рассматриваются причины движения. Мы не обсуждаем, почему муха ползет по стеклу. Нас интересует, как она движется.

Излагая материал о положении тела, подчеркнуть необходимость выбора тела отсчета для определения положения.

При изложении вопросов о системе отсчета, теле отсчета, системе координат, часах, подчеркнуть, что нам важно не только где, но и когда находилось тело в этом месте, например, для того, чтобы встретить человека.

Привести примеры использования модели материальная точка, сформулировать условия ее применимости. Выяснить, можно ли сказать, что материальная точка это просто маленькое тело?

Вводя понятие о механическом движении как изменении положения тела в пространстве подчеркнуть, что движение всегда связано с телом отсчета. Нам представляется полезным обсудить, почему мы часто говорим о движении, не указывая на тело отсчета. Причиной этого является умолчание, связанное с тем, что мы живем на земле и ее считаем неподвижной. Для моряка таким телом часто является корабль.

При введении понятия траектории как воображаемой линии, вдоль которой движется тело, подчеркнуть, что траектория – это геометрическое место точек, в которых находилось тело в процессе движения. Отметить, что след, оставляемый мелом на доске не является траекторией. Это след, а траектория может совпадать в пространстве со следом.







3

07.09/11.09

тема УРОКА:

2. Перемещение. Проекция вектора на координатные оси и действия над проекциями.


Траектория. Перемещение. Различие понятий перемещение, траектория и путь. Понятие проекции вектора на координатную ось. Проекция суммы и разности векторов. Координаты тела материальной точки) и проекции вектора его перемещения.

- Определение координаты, пройденного пути, траектории материальной точки;

- сложение и вычитание векторов.

Вектор перемещения для определения положения тела в пространстве, находить проекцию и модуль вектора перемещения, производить действия с векторами

§ 2,3; упр. 3


физики и математики


физики и литературы


физики и истории




.


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:




сформировать основные понятия: пути, траектории, перемещение, поступательное движение.

(Методическое указание:

Вопрос о действиях над векторами рассматривается образно, в порядке повторения соответствующего материала по курсу геометрии. Изучение этого вопроса рекомендуется согласовать с учителем математики).


4

09.09/14.09

тема УРОКА:

3. Решение задач.

Перед решением расчётных задач рекомендуется напомнить уч-ся алгоритм решения задач:

  1. Записать условие задачи.

  2. Выразить численные значения в СИ.

  3. Если нужно, сделать схематический рисунок.

  4. Записать основную формулу.

  5. Получить из основной формулы искомую величину.

  6. Провести численные расчёты, оценив правдоподобность результата.

  7. Обвести ответ задачи.



Решать задачи, строить определение понятий, наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, анализировать, классифицировать.

Задачи из задачника

Р.

11, 13, 15

физики и математики




ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:




выработать практические навыки по нахождению

проекций векторов перемещения на оси ОХ и ОY.




5

11.09/18.09

тема УРОКА:

4. Прямолинейное равномерное движение. Скорость.


Определять координаты движущегося тела - основная задача механики для прямолинейного равномерного

движения. Вектор скорости. Формулы скорости, координаты.

Равномерное прямолинейное движение.

Измерять и вычислять время, расстояние, скорость; читать и строить графики зависимости скорости и перемещения от времени при равномерном движении.

§4;записи в тетради; упр.4









физики и математики



С/работа


(физ./диктант)

« Механическое

движение, его характеристики»

ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с характерными особенностями данного вида движения; сформировать понятие-

СКОРОСТИ, как одной из характеристик равномерного движения.







Методические рекомендации к проведению диктанта

  1. Механика…

  2. ОЗМ…

  3. Механическое движение…

  4. Траектория…

  5. Путь…

  6. Перемещение…

  7. Материальная точка…

  8. Система отсчета…


6

14.09/21.09

тема УРОКА:


5. Графическое представление движения.

Графическое изображение зависимости координаты и скорости от времени.

Выполнение графических упражнений.








Строить графики зависимости скорости и перемещения от времени при равномерном движении.

Задачи из задачника

физики и математики




ТИП урока:

закрепления знаний


ЦЕЛЬ урока:





научить решать задачи графическим методом;

добиться понимания функциональной зависимости между величинами и научить выражать эту зависимость графическим методом.


7

16.09/25.09

тема УРОКА:

6.Решение задач.

Решение задач на расчёт скорости, перемещения и времени при равномерном движении.



Кодоскоп, экран

Решение основной задачи механики для равномерного движения.

Задачи из задачника


физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

научить решать задачи на расчёт скорости, перемещения и времени при равномерное .движении.



8



18.09/28.09

тема УРОКА:

7. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость при неравномерном движении.

Мгновенная скорость. Непрерывность механического движения. Вектор ускорения. Формула скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси; применение ее для любого момента времени при равноускоренном движении, включая случай торможения.

График скорости при прямолинейном равноускоренном движении.

Равноускоренное движение шарика по наклонной плоскости.

Вычислять время, скорость, перемещение и ускорение при равноускоренном движении; читать и строить графики зависимости перемещения, скорости и ускорения от времени при равноускоренном движении.

§5,6; упр.5

физики и математики




ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с характерными особенностями данного вида движения; дать понятие-

УСКОРЕНИЕ, как основной физической величине, характеризующей неравномерного движения.


9

21.09/02.10

тема УРОКА:

8. Перемещение при равноускоренном движении.

Вывод формулы зависимости перемещения от времени для равноускоренного движения (графическим методом); определение перемещения

Средняя скорость.

Соотношение между перемещением и скоростью.



Формулу перемещения для равноускоренного движения, геометрический смысл перемещения; определять перемещение тела при равноускоренном движении

§ 7,8

физики и математики




ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

научить решать задачи по формулам уравнений перемещения и координаты.


10

23.09/05.10

тема УРОКА:

9. Решение задач.

  • Качественные задачи из задачника;

  • расчётные задачи из задачника;

  • Упр.6.

1.     Автомобиль начал двигаться от светофора, и через 5 секунд его скорость стала 10 м/с . С каким ускорением двигался автомобиль, если его движение прямолинейное равноускоренное?

2.     Мотоциклист движется с постоянным ускорением 2м/с2. За какое время его скорость изменится с 15 м/с до 20 м/с?

3.     Сколько времени длится разгон автомобиля, если он увеличивает свою скорость от 10 м/с до 20 м/с , двигаясь с ускорением 2 м/с2?


Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно. Решение основной задачи механики для равноус­коренного движения.

Упр. 7; задачи из задачника

физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

обобщить знание закономерностей прямолинейного равноускоренного движения; выработать практические навыки чтения и построения графиков движущегося тела при прямолинейном равноускоренном движении; научить решать задачи по формулам уравнений перемещения и координаты


11

25.09

тема УРОКА:

*10. Относительность движения.

Относительность координаты тела, перемещения, скорости, покоя, формы траектории.

Выбор системы отсчёта.


Относительность движения и покоя.

Легкоподвижная тележка с закрепленным маятником, игрушечные модели машин.

Понимать о объяснять относительность перемещения и скорости.

§9; упр.9; л.р.№1

физики и литературы


физики и истории


ТЕСТ



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

расширить и углубить понятие относительности движения.


12

28.09

тема УРОКА:



*11. Закон сложение перемещений и скорости.

На этом уроке углубляются понятия относительности движения.

Сложение перемещений, скоростей.

Решение задач на выше указанные формулы.




Задачи из задачника






физики и математики




ТИП урока:

изучения нового материала

ЦЕЛЬ урока:

расширить и углубить понятие относительности движения (профильный уровень).



13

30.09\09.10

тема УРОКА:

12. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1. Теоретическое обоснование.

2. Практическая часть.

Желоб металлический, шарик металлический, метроном, лента измерительная, мел, штатив лабораторный.







Строить графики зависимости S(t), a(t), v(t)

Задачи из задачника

физики и математики



Л/работа №1

ТИП урока:

контроля и оценивания

знаний

ЦЕЛЬ урока:



научить измерять ускорение шарика, скатывающегося по наклонному желобу.








14

02.10\12.10

тема УРОКА:

13. Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы кинематики».

1.Проверить усвоение учащимися физических понятий (траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение);
2. Выявить уровень сформированности знания о видах движения;
3. Выявить умение описывать вид движения, вычленяя основные признаки;
4. Выявить уровень сформированности умения решать типовые задачи на узнавание вида движения, графическое изображение.

Решение основной задачи механики для равномер­ного и прямолинейного равноускоренного движения. Запись уравнения движения.

Учащиеся должны знать: понятия: - путь;
- перемещение;
- траектория;
- скорость;
- ускорение; единицы измерения: - пути;
- скорости;
- координаты;
- ускорения; формулы: равномерного движения: v = s/t;
s = vt;
x = хо + vt;
а = 0; равноускоренного движения: v = vо + at;
a = (vvо)/t;
s = vо t + at2/2;
x = хо+ vоt + at2/2. Учащиеся должны уметь: - использовать определения скорости и ускорения; - использовать формулы: ~пути;
~перемещения;
~ координаты при РМД; координаты при РУД;
~читать графики: а) v(t); б) х(t);
~построить графики: а) v(t); б) х(t);
~находить время и место встречи;
~анализировать свою работу и работу одноклассников

Задачи из задачника


















физики и математики



С/работа

«Равномерн. и раноускор. движение»

ТИП урока:

обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛЬ урока:

обобщить знание по теме «Основы кинематики»; уметь решать основную задачу кинематики в простейших случаях.


1

1.Равномерным движением называется…


2.Траекторией называется…


3.Опишите движение:

Х=5t

2

1.Равноускоренным движением называется…


2.Перемещением называется…


3.Опишите движение:

Х=4t-2 t2

4.Опешите движения, графики которых приведены на рисунке. Запишите для каждого движения уравнение зависимости х(t).


5. По графикам изображённым на рисунке, записать уравнение зависимости х(t) и vх(t)


15

05.10/16.10

тема УРОКА:

14. Тематическое оценивание по темам:

«Равномерное и равноускоренное движение».


Преимущества тестирование перед традиционными способами контроля учебных достижений:

  • база тестовых заданий является открытой и доступной для всех (указан сборник теста или можно прочитать на информационном стенде для учащихся), благодаря чему можно заранее подготовиться к тестированию;

  • использование элементов тестовых заданий непосредственно на уроках повышает эффективность учебного процесса, обеспечивает оперативную обратную связь между учителем и учащимся;

  • результаты тестирования дают возможность глубже проанализировать уровень знаний, что позволяет выработать более конкретные рекомендации по коррекции содержания учебного процесса.





Результаты тестирования дают возможность определить общий уровень учебных достижений уч-ся; сформулировать конкретные рекомендации для коррекции учебного процесса.

Задачи из задачника



ТЕСТ

ТИП урока:

комплексного применения знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание по данной теме (проверить не только запоминание, но и степень осмысления учебного материала).



16

07.10/19.10

тема УРОКА:

15. Контрольная работа «Основы кинематики».

Проверка теоретических и практических знаний




Уметь применять знания при решении типовых задач.

Дом/зад. нет



К/работа

ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание знаний, умений и навыков.





  • ЗАКОНЫ ДИНАМИКИ:


17

09.10/23.10

тема УРОКА:

16. Тела и их окружение. Первый закон Ньютона.

Инерция, проявление ее в быту и технике. Изменение скоростей тел при взаимодействии. Масса тела, плотность вещества. Сила – причина изменения скорости движения (повторение материала VII класса). И. Ньютон – один из величайших физиков мира. Научный метод познания Галилея. Понятие о компенсирующем действии сил. Экспериментальный факт – движение и покой относительны. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Открытие Г. Галилеем и И. Ньютоном первого закона динамики.


Формулировать определение инерциальной системы отсчета.

Распознавать инерциальные системы отсчета

§10; упр.10

физики и литературы



ТИП урока:

изучения нового материала

ЦЕЛЬ урока:

раскрыть содержание первого закона Ньютона;

ввести понятие инерциальной системы отсчёта.


18

12.10/26.10

тема УРОКА:

17. Второй закон Ньютона.

Сила – причина ускорения. Определение понятия «масса». Второй закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта.

Зависимость ускорения тела от действующей на него силы.

- Усвоить содержание второго закона Ньютона, понятия массы, инерции; - научиться вычислять силу, действующую на тело, которая сообщает ему определенное ускорение; - убедиться в том, что количество переходит в качество.

§ 11;

упр.11(1-4)





ТИП урока:

изучения нового материала

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с зависимостью между ускорением, приобретаемым телом, и действующей на него силой; сформулировать II закон Ньютона.


19

14.10/30.10

тема УРОКА:

18. Третий закон Ньютона.

Взаимодействие тел. Постоянство отношения модулей ускорений двух тел при их взаимодействии. Третий закон Ньютона. Следствия, вытекающие из этого закона.

Опыты, иллюстрирующие третий закон Ньютона:

легкоподвижные тележки, динамометры, набор грузов массой 1, 2, 5 кг


Знать содержание третьего закона Ньютона. Определять силы взаимодействия двух тел.

§ 12; упр.12




ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

раскрыть содержание III закон Ньютона;

углубить знания учащихся о взаимодействии тел.


20

16.10/09.11

тема УРОКА:

19. Повторительно-обобщающий урок по теме «Три закона Ньютона».

Разъяснить практическое значение законов Ньютона, рассмотреть новые примеры решения задач:

  • качественные;

  • графические;

  • расчётные.



Анализировать и систематизировать полученные ранее знания.


Изображение направлений векторов

силы, ускоре­ния, скорости при решении задач.

Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения.

Задачи из задачника



ТЕСТ

ТИП урока:

обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛЬ урока:

систематизировать и обобщить знания по теме законы Ньютона;

показать границы применения этих законов.


21

19.10

тема УРОКА:

*20. С/РАБОТА

«Законы Ньютона.»

Методические рекомендации к проведению диктанта.

  • Инерция – это…

  • Причиной ускорения тела является …

  • Масса тела – это…

  • Первый закон Ньютона читается так: …

  • Что такое сила?

  • Чем характеризуется сила?

  • Второй закон Ньютона читается так: …

  • Второй закон Ньютона записывается в виде:…

  • Между какими величинами устанавливает связь второй закон Ньютона?

  • Каков физический смысл единицы силы?

  • Как читается третий закон Ньютона?

Какова математическая запись третьего закона Ньютона?

Знать понятия, инерциальная система отсчета; инерт­ность и масса тела.

Фундаментальные экспериментальные факты, законы и формулы.

Задачи из задачника




С/работа

(физ./диктант)

«Законы Ньютона»

ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание знаний по теме «Законы Ньютона».


22

21.10

тема УРОКА:

*21. Виды сил.

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила - причина изменения скорости движения. Сила – физическая величина.

Опытное подтверждение.

Единица силы – ньютон (1 Н).

Наличие тяготения между всеми телами. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения. Измерение силы трения.


Девиз: на рисунках силы изображаем парами.

Уметь определять направление и величину силы упругости, силы трения, силы тяжести.

Задачи из задачника

физики и истории


ТЕСТ

ТИП урока:

повторения материала

ЦЕЛЬ урока:

повторить все виды сил, для дальнейшего использования для решения задач.


23

23.10/13.11

тема УРОКА:

22. Свободное падение. Движение тела брошенного вверх.

Свободное падение. Ускорение свободного падения.

Зависимость скорости и координаты падающего тела от времени. Зависимость скорости и координаты тела брошенного вертикально вверх от времени.

Связь начальной скорости бросания и конечной скорости падения.

Падение тел в воздухе брошенных вниз и вертикально вверх.



Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения.

§13,14;

упр13,14

физики и литературы





ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:




дать представления о свободном падении и движении тела, брошенного вверх, как частного случая равноускоренного движения, при котором модуль вектора ускорения является величиной постоянной для всех тел.


Опыт с падением двух дисков одинакового диаметра : металлического ( монеты) и картонного. Если диски падают отдельно друг от друга, то картонный упадет позже металлического, несмотря на то, что оба диска находились на одной и той же высоте и были отпущены одновременно. Это объясняется, в частности, тем, что равнодействующая сил тяжести и сопротивления воздуха в случае с картонным диском гораздо меньше, чем в случае с металлическим. Если же устранить действие силы сопротивления воздуха на картонный диск, положив его поверх металлического, то диски упадут одновременно. В этом опыте мы приближаем условия падения дисков к тем, которые были бы в безвоздушном пространстве ( силой сопротивления воздуха, действующей на монету, можно пренебречь по сравнению с приложенной к ней силой тяжести).


24

26.10/16.11

тема УРОКА:

23. Решение задач на свободное падение.

  • Качественные задачи из задачника;

расчётные задачи из задачника.

Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника

физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

закрепить понимание изученного материала; научить применять свои знания при решении конкретных задач.

«Свободно падающее с нулевой начальной скоростью тело в момент удара о землю достигает скорости 40 м/с. С ка­кой высоты тело упало? Сколько времени оно двигалось?»


25

28.10/19.11

тема УРОКА:

24. Закон всемирного тяготения.

Опытные факты, лежащие в основе закона всемирного тяготения (ускорение свободного падения в данном месте Земли одинаково для всех тел; центростремительное ускорение с которым Луна движется по орбите, приблизительно в 3600 раз меньше, чем ускорение свободного падения тел вблизи Земли). Формулировка закона, условия его применимости. Особенности гравитационного взаимодействия. Гравитационная постоянная.


Отличать вес тела от силы тяжести, вычислять вес тела при различных условиях движения, силу тяжести, силу всемирного тяготения.

§15












Физики, литературы, истории























ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с гравитационным взаимодействием; раскрыть физический смысл гравитационной постоянной.


26

30.10

тема УРОКА:

*25. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально поверхности земли.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально поверхности земли.

 








§ 16,17;

упр.16(1-4)



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

рассказать о видах движения тела, брошенного под углом к горизонту и брошенного горизонтально поверхности земли.






27

09.11/23.11

тема УРОКА:

26. Решение задач.

  • Расчётные задачи из задачника.


Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника

физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:






закрепить понимание изученного материала; научить применять свои знания при решении конкретных задач.


28

11.11/27.11

тема УРОКА:

27. Равномерное движение по окружности. Движение искусственных спутников.

На этом уроке раскрываются и отрабатываются такие понятия, как период, частота, угловая линейная скорость, центростремительное ускорение.


Понятие первой космической скорости, расчет первой космической скорости. Первый искусственный спутник Земли.

- Направление линейной скорости при движении по окружности;

- линейная и угловая скорость при равномерном движении по окружности.

Знать:

- природу, определение криволинейного движения,

- условия, при которых тело может стать искусственным спутником. Первая космическая скорость.


§ 18,19,20







физики и литературы, астрономии



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:



познакомить с природой криволинейного движения, физическими величинами, характеризующими это движение.


29

13.11

тема УРОКА:

*28. Решение задач на движение по окружности.

  • Качественные задачи из задачника;

  • расчётные задачи из задачника.



Задачи из задачника

физики и математики



ТЕСТ «Кривол-е

движение»

ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

научить применять свои знания при решении соответствующих задач.


30

16.11

тема УРОКА:

*29. Решение задач.

Перед решением расчётных задач рекомендуется познакомит уч-ся с алгоритмом решения задач

по динамике:

1.Записать условие задачи.

Выразить численные значения в СИ.

2.Нужно, сделать схематический рисунок.

3.Указать все силы действующие на тело(тела), направление ускорения.

  1. Выбрать направление осей ОХ и ОY.

  2. Спроецировать силы и вектор ускорения на оси.

  3. Записав второй закон Ньютона в векторной форме, теперь записать в проекциях.

  4. Решаем систему полученных уравнений.

  5. Получить из основной формулы искомую величину.

  6. Провести численные расчёты, оценив правдоподобность результата.

  7. Обвести ответ задачи.



Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника

физики и математики



С/работа

«Сила. Виды сил»

ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

закрепить усвоение изученного материала; научить применять свои знания при решении соответствующих задач.











31

18.11/30.11

тема УРОКА:

30. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Импульс тела. Импульс силы. Еще одна формулировка второго закона Ньютона.

Понятие замкнутой системы. Запись уравнения закона сохранения импульса в векторной форме и в проекциях на оси координат.

Реактивное движение. Устройство ракеты.

- Взаимодействие двух шаров, двух тележек;

- сохранение импульса при взаимодействии тел.

Знать/ понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы. Еще одна формулировка вто­рого закона Ньютона.

Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет.

§ 21,22,23

физики с биологией, историей и литературой


ТИП урока:

изучения нового материала

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с понятием импульс тела и импульс силы; дать представления о сущности закона сохранения импульса.


32

20.11/04.12

тема УРОКА:

31. Решение задач.

  • Качественные задачи из задачника;

расчётные задачи из задачника.

Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника; упр. 20,21

физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний


ЦЕЛЬ урока:

закрепить усвоение изученного материала; научить применять свои знания при решении соответствующих задач.

Две тележки с одинаковыми массами движутся навстречу друг другу, одна со скоростью 2 м/с, другая – 3 м/с. При столкновении они сцепляются. Какова будет скорость тележек после сцепления, если сумма импульсов тележек при ударе не изменилась ?


33

23.11

тема УРОКА:

*32.Обобщающий урок. «Механика и человек».

Доклады о планетах.

Механика и человек.




Таблицы по астрономии (солнечная система) и анатомии (строение мышц, кровеносная система). Модели: сердца и ухо.



Повторить гл. 1


физики с биологией, историей и астрономией


ТЕСТ

ТИП урока:

обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛЬ урока:

показать связь физики и биологии; физики и астрономии.


34


25.11/07.12

тема УРОКА:

33. Подготовка к контрольной работе

Решение задач





Задачи из задачника

физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

выработать практические навыки по изучаемой теме.


35


27.11/11.12

тема УРОКА:

34. Контрольная работа «Основы динамики».

Проверка теоретических и практических знаний












Уметь применять знания при решении типовых задач.

Дом/зад. нет



К/работа

ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание по теме:

«Законы динамики».



Раздел II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. (15часов) / (12 часов)

Образовательно-развивающие цели: Сформировать четкие представления о колебательных процессах. Ввести понятия колебания, механического колебания, гармонического колебания, механических волн, звука... Определить следующие физические величины: период, частота, амплитуда колебаний длина волны, громкость звука и высота тона.

Уметь решать простейшие задачи на колебательные процессы...

Воспитательные: раскрыть систему взглядов на мир, находить закономерности колебательных процессов и, влияние условий на характер протекания физических явлений.


36



30.11/14.12

тема УРОКА:

1. Колебания тела. Виды колебаний.

I. Периодические движения. Колебания. Свободные и вынужденные колебания.

Условия существования свободных колебаний. Колебательная система.

II. Первичная проверка усвоения материала.

Свободные и вынужденные колебания груза на нити и груза на пружине.


Распознавание колебательных процессов, определение периода колебаний, выделение в явлении физических величин, совершающих колебание.

§24,29; упр.26







ТЕСТ

ТИП урока:

изучения нового материала

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с одним из наиболее распространённых движений в природе и технике – колебательным движением; проанализировать причины и основные закономерности свободных колебаний.

1. Найдите период колебаний, если за 10 с тело совершило 100 колеба-ний.

2. Сколько колебаний совершит поплавок за 15с, если он колеблется с периодом Т = 0.5 с? Какова частота колебаний?

3. За 20 секунд тело совершило 200 колебаний. Какова частота (ν) и период (Т) колебаний?



37

02.12/18.12

тема УРОКА:

2. Величины, характеризующие колебательное движение.

Амплитуда, период и частота колебаний. Связь между периодом и частотой колебаний. Скорость и ускорение при колебательном движении.

- Свободные колебания груза на пружине;

- запись колебательного движения.

Знать уравнение колебательного движения.

Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения.

§ 26; упр.24

физики с литературой


физики и истории


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с величинами, характеризующими колебат. движение.



38

04.12/21.12

тема УРОКА:

3. Геометрическая модель колебательного движения. Математический и пружинный маятники.


Лабораторная работа

2 и№3

Периодическое движение. Понятие математического и пружинного маятников. Графическое представление гармонических колебаний. Формула периода колебаний пружинного маятника.

- Свободные колебания математического маятника;

- свободные колебания пружинного маятника.


Применение модели математического маятника, вычисление периода по длине.


Приобретение навыков при работе с оборудованием.





§25,27; упр.23;

л.р.№2,3











Лабораторная работа

2 и№3

Целесообразно две л/работы

«Измерение ускорения свободного падения» и «Исследование зависимости периода и частоты математического маятника от его длины» объединить в одну и задать на дом.



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с законами колебаний математического и пружинного маятников.






39

07.12

тема УРОКА:

*4. Превращения энергии при колебаниях.

Превращения энергии при отсутствии и наличии трения.

-Превращения энергии при колебаниях математического маятника и груза на пружине;

- затухающие и вынужденные колебания.

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

§28;

упр.25



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

сформировать умение применять закон сохранения энергии для определения полной энергии

колеблющегося тела.



40

09.12

тема УРОКА:

*5. Явление резонанса

На этом уроке раскрываются и отрабатываются такие понятия, как собственные и вынужденные колебания, установившиеся колебания, резонанс.

Груз на пружине, несколько маятников с различной длиной нити, подвешенных на веревке, натянутой между двумя штативами.


Применять знания для объяснения физических процессов и решения задач.

§ 29,30; упр.27



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

дать понятие резонанса.



41

11.12/25.12

тема УРОКА:

6. Решение задач.

  • Качественные задачи из задачника;

  • расчётные задачи из задачника.


Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника

физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

закрепить усвоение изученного материала; научить применять свои знания при решении задач.


42

14.12/28.12

тема УРОКА:

7. С/РАБОТА

«Колебания. Виды колебаний.»

Методические рекомендации к проведению диктанта.

  1. Колебания тела…

  2. Колебательная система…

  3. Свободные колебания …

  4. Вынужденные колебания…

  5. Гармонических колебаний…

  6. Амплитуда, период и частота колебаний…

  7. Понятие математического и пружинного маятников…

  8. Формула периода колебаний математического и пружинного маятников…


Дом/зад. нет



С/работа

(физ./диктант)

«Колебания. Виды колебаний»

ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание знаний по теме «Механические колебания».



43

16.12

тема УРОКА:

8. Что такое волна? Два вида волн.

Понятие волны. Характеристики волны: скорость ее распространения, длина, частота. Различие понятий «скорость волны» и «скорость движения частиц среды». Волна – переносчик энергии. Характерные особенности двух видов волн – продольных и поперечных, механизм их распространения.



Образование и распространение продольных и поперечных волн.

Характеристики волн : скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами.


§ 31, 32,33



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

дать понятие о волновом движении как процессе распространения колебаний в пространстве с течением времени; изучить механизм продольных и поперечных волн.



44

18.12

тема УРОКА:

9. Волны в среде.

Плоская и сферическая волна.

Механизм распространения волны.


Объяснять принцип распространения волн в различ­ных средах.

Читай в тетраде;

упр. 28





Лабораторная работа

домашняя


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

ознакомить с характером распространения колебательных процессов в трёхмерном пространстве.

Физический опыт: Наблюдение и распространения механических волн на поверхности воды (стакан от калориметра с водой, стеклянная трубка, спички).



45

21.12

тема УРОКА:

10. Звуковые волны. Свойства звука. Звуковые явления.

Источники звука. Процесс распространения звука: источник звука – передающая среда – приемник. Скорость звука. Громкость и высота тона – субъективные характеристики звука.

Колеблющееся тело как источник звука.


Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука – от амплитуды колебаний.


§ 34,35,36; упр. 29

физики, биологии и музыки


ТЕСТ

ТИП урока:

комбинированный урок


ЦЕЛЬ урока:

дать понятие о звуковых волнах.



46

23.12

тема УРОКА:

11. Распространения звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Распространения звука. Отражение звука. Звуколокация. Условия возникновения акустического резонанса. Эхо.



- Распространения звука в воздухе и в вакууме;

- отражение звуковых волн.




Вычислять длину волны, применять полученные знания для объяснения физических процессов и решения задач.

§37,38, 39

физики и биологии


физики и истории


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

дать понятие о звуковых волнах, их распространениях.



47

25.12

тема УРОКА:

*12. Резонанс звука. Интерференция звука.

Резонанс звука.

Интерференция звука.

На этом уроке раскрываются и отрабатываются такие понятия, как ультразвук и инфразвук, применение ультразвука в технике, использование ультразвука животными.

§40,42 и §41(для дополни-тельного чтения)

физики и медицины



ТИП урока:

лекция

ЦЕЛЬ урока:

дать понятие о явлениях резонанса и интерференции звука.




48

28.12

тема УРОКА:

13. Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны».

Повторение основных вопросов темы.

Объяснять причины затухания свободных коле­баний; читать и рисовать графики гармонических колеба­ний; вычислять координату и скорость, период и частоту колебаний колеблющегося тела; экспериментально опре­делять ускорение свободного падения при помощи мате­матического маятника

Формулы связи между скоростью, длиной и частотой вол­ны.





Задачи из задачника



ТЕСТ

ТИП урока:

обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛЬ урока:

подготовить к тематическому оцениванию знаний.









49


тема УРОКА:

14. Подготовка к контрольной работе: решение задач

Решение задач



Повторить гл. 2


физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

выработать практические навыки по изучаемой теме.


50


тема УРОКА:

15. Контрольная работа «Механические колебания и волны».

Проверка теоретических и практических знаний




Уметь применять знания при решении типовых задач.

Дом./л

работа




К/работа

ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

итоговое тематическое оценивание знаний.


Раздел III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (16 часов) / (13 часов)

Образовательно-развивающие цели: система методологических знаний, к которым относятся представления о том, что физика, как и другие естественные науки, изучает реально существующий материальный мир, что материя существует в виде вещества и поля, находится в постоянном движении, изменение состояния системы обусловлено взаимодействием и определяется причинно-следственными связями. Кроме того, учащиеся должны понимать, что в процессе познания окружающего мира физика использует теоретические и экспериментальные методы исследования, что физические законы делятся на фундаментальные и применяемые в определенных границах.

Политехнические знания о физических основах устройства и функционирования приборов, бытовой и промышленной техники, об основных направлениях научно-технического прогресса, о перспективах развития энергетики, транспорта, средств связи.

Воспитательные: Навыки мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, систематизация. Гибкость и критичность ума. Общеучебные умения организовывать свой учебный труд, пользоваться учебной и справочной литературой, выполнять вычисления, проводить учебный физический эксперимент.


51


тема УРОКА:

1.Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля.

Свойства поля. Определение направления линий магнитного поля.

Магнитное поле катушки с током.

Правило буравчика. Правило правой руки.

Силовые линии магнитного поля.

Расположение магнитных опилок вокруг проводников с током.

Взаимодействие полосовых магнитов.

Взаимодействие

Параллельных проводников с током.




Знать понятие «магнитное поле»;


уметь изображать магнитное поле графически.

§43, 44, 47

физики и истории


ТИП урока:

изучение нового материала

ЦЕЛЬ урока:

сформировать представление о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем; разъяснить способы определения направления линий магнитного поля.


52


тема УРОКА:

2. Индукция магнитного поля.

Повторение понятия магнитного поля. Магнитная индукция – характеристика поля..


Знать/понимать смысл понятия: «индукция магнитного поля».

§ 45

физики и истории


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

ввести понятие силовой характеристики магнитного поля.








53


тема УРОКА:

3.Действие магнитного поля на проводник с током.

Сила Ампера.

Сила Лоренца.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

(Самодельные приборы по взаимодейст­вию параллельных токов, индикатор магнитного поля, демонстрационная магнитная стрелка, кодоскоп).

Знать правило левой руки, уметь определять направление сил Ампера и Лоренца.

§ 46



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

изучить действие магнитного поля на проводник с током.


54


тема УРОКА:

*4. Решение задач.

Решение задач


Развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника

физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

выработать практические навыки по изучаемой теме.


55


тема УРОКА:

5. Решение задач.

Решение задач


Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника

физики и математики



ТЕСТ

ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

обобщить и закрепить знания при решении задач на движение проводника с током и заряженных частиц в магнитном поле.



56




тема УРОКА:

6. Магнитный поток.

Магнитный поток.


Знать/понимать смысл понятия: «магнитный поток».

§48

физики и истории


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

ввести понятие магнитного потока;

установить зависимость магнитного потока, пронизывающего контур, от площади и ориентации контура в магнитном поле и индукции магнитного поля.



57


тема УРОКА:

7. Явление электромагнитной индукции.

Открытие электромагнитной индукции. Возникновение индукционного тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур.

Опыты, подтверждающие электромагнитную индукцию.


Знать/понимать закон электромагнитной индукции и правило Ленца.

§49; л.р.№ 4

физики и истории

,


ТИП урока:

изучение нового материала

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с явлением электромагнитной индукции;

показать значение этого явления для физики и техники.


58


тема УРОКА:

8. Лабораторная работа

4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Исследовать явление электромагнитной индукции на опыте.

Знать;

- понятие «электромагнитная индукция»;

- технику безопасности при работе с электроприборами.

Дом/зад. нет



Лабораторная работа

4



ТИП урока:

контроля и оценивания

знаний

ЦЕЛЬ урока:

экспериментально убедиться в существовании индукционного тока, выяснить, от чего зависит его величина и направление.


59


тема УРОКА:

9. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле.

Переменный электрический ток. Генерирование переменного электрического тока. Устройство и действие генератора переменного тока.

Относительность электрического и магнитного полей. Вихревое электрическое поле. Источник поля и его свойства. Связь между переменным электрическим и переменным магнитными полями. Электромагнитное поле.

Проводник с током и магнитная стрелка для проведения опыта Эрстеда; катушка, соединённая с гальванометром, постоянный магнит для демонстрации явления электромагнитной индукции.

Знать/понимать принцип получения переменного тока.

§50, 51

физики и истории


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с промышленным способом получения электрической энергии с помощью генератора переменного тока; сформировать представление об электромагнитном поле и разъяснить условия его существования.


60


тема УРОКА:

10. С/РАБОТА

«Электромагнитное поле.»

Методические рекомендации к проведению с/р.

1.Чем создается магнитное поле ?

2.Чем создается поле постоянного магнита ?

3.Что представляют собой линии магнитного поля прямого тока ?

4.Какое магнитное поле называется : однородным; неоднородным?

5.Сформулируйте правило буравчика.

6.Сформулируйте правило левой руки.

7.По какому правилу можно определить направление силы, действующей на проводник с током, находящийся в магнитном поле ?

8.По какому правилу можно определить направление тока в проводнике, зная направление линий магнитного поля этого тока ?

9.По какому правилу можно определить направление силы, действующей на заряженную частицу, движущуюся в магнитном поле ?

10.По какому правилу можно определить знак заряда частицы, движущейся в магнитном поле, если известно направление силы, действующей на нее ?







С/работа


«Магнитное поле»














ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание знаний по данной теме.


61


тема УРОКА:

11. Электромагнитная волна.

Электромагнитная волна. Механизм распространения волны. Характеристики волны. Получение электромагнитной волны. Их применение.

Понимать механизм возникновения электромагнитной волны.

§ 52 Упр.42

физики и истории


ТИП урока:

изучение нового материала

ЦЕЛЬ урока:

объяснить механизм возникновения электромагнитных волн.


62


тема УРОКА:

*12. Шкала электромагнитных волн.

Интересные факты

Знать/понимать особенности диапазона электромагнитных волн, его свойства и применение.

§ 53

Упр.43



ТИП урока:

изучение нового материала

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с различными видами электромагнитных излучений и показать, как с изменением длины волны изменяются свойства излучений.


63


тема УРОКА:

*13. Электромагнитная природа света.

Световая волна – пример электромагнитных волн. Скорость света.


Представлять волновые свойства света, объяснять отражение и преломление с помощью волновой модели, понимать, что интенсивность тем больше, чем больше амплитуда, что цвет зависит от частоты...

§ 54

физики и истории, литературы


ТИП урока:

изучение нового материала

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с развитием взглядов на природу света.





64


тема УРОКА:

14. Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитное поле».

Повторение основных вопросов темы.



Анализировать и систематизировать полученные ранее знания.


Повторить гл. 3




ТИП урока:

обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛЬ урока:

подготовить к тематическому оцениванию знаний.


65


тема УРОКА:

15. В мире солнечного света

Определить о каком явлении идёт речь в предложенных отрывках литературного произведения, дать этому объяснение.

Сообщения о природных явлениях: радуга, мираж,



Дом/зад. нет

физики и литературы


С/работа


ТИП урока:

комплексного применения знаний

ЦЕЛЬ урока:

рассмотреть некоторые явления связанные с распространением, отражением и преломлением света.




66


тема УРОКА:

16. Тест по теме: «Электромагнитное поле».

Проверка теоретических и практических знаний


Уметь применять знания при решении типовых задач.

Дом/зад. нет

физики и математики



ТЕСТ

ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание по данной теме.


Раздел IV.СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (22часа) / (16часов)

Образовательно-развивающие цели: заключается в ознакомлении с фундаментальным обоснованием современной физической науки и с новейшими гипотезами, возникшими в начале XX века и приведшими в конечном итоге к становлению современной физики .

Воспитательные: раскрыть систему взглядов на мир.



67


тема УРОКА:

1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

Открытие радиоактивности. Естественная радиоактивность. Три вида излучений. Свойства радиоактивных излучений.

Таблица α-, ß-, γ- лучи

Знать о самопроизвольном и вынужденном излучении.

§55


физики и истории


ТИП урока:

изучение нового материала

ЦЕЛЬ урока:

ознакомить с открытием явления естественной радиоактивности и свойствами радиоактивного излучения.


68




тема УРОКА:

2. Строение атома. Опыт Резерфорда.

Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Объяснение опытов.

Таблица со схемой Резерфорда и схемой планетарной модели атома. Таблица «Периодической системы химических элементов Менделеева».

Знать о предложенных моделях атомов Томсона и Резерфорда. Уметь объяснить значение опыта Резерфорда по изучению строения атома.

§56


физики и химии


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

дать знания о строении атома; познакомить с планетарной моделью атома по Резерфорду.


69


тема УРОКА:

3. Радиоактивные превращения атомных ядер.

Радиоактивный распад. Механизмы радиоактивного распада. Обоснование сложного состава ядра атомов. Массовое число. Зарядовое число. Связь между массовым числом и зарядовым числом. Альфа- бета- распад. Правило смещения. Общий вид правила смещения. Запись правил смещения в виде ядерной реакции









Знать о явлении радиоактивности и о составе радиоактивного излучения.

Уметь рассказать об искусственной радиоактивности.

§57 Упр.43

(1-3)


физики и истории



ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности.


70


тема УРОКА:

4. Решение задач.

Решение задач


Уметь решать задачи по атомной физике.

Задачи из задачника


физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

закрепить усвоение изученного материала; научить применять свои знания при решении задач.


71


тема УРОКА:

*5. Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

Метод сцинтилляций. Устройства и принцип действия:

- счетчика Гейгера;

- камеры Вильсона;

- пузырьковой камеры. Метод толстослойных фотоэмульсий.


Объяснение характера движения заряженных частиц по готовым фотографиям.

§58 Р.1163





С/работа


«Строение атома. Радиоактив.

превращения атомных ядер»

ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

ознакомить с современными методами обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений.


72


тема УРОКА:

*6. Открытие протона и нейтрона.

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Наблюдение фотографий треков частиц в камере Вильсона.

Знать/понимать, из каких элементарных частиц состоит ядро атома; знать историю открытия протона и нейтрона.

§59,60

Р.1178


физики и химии


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с историей открытия протона и нейтрона; раскрыть методы изучения строения ядра атома.



73


тема УРОКА:

7. Состав ядерного ядра. Ядерные силы.

Протонно-нейтронная модель атомных ядер. Нуклоны. Особенности взаимодействия частиц внутри ядра. Ядерные силы.


Знать/понимать строение атомного ядра, уметь определять зарядовое и массовое числа, пользуясь периодической таблицей.

§61,64

Упр.45




ТЕСТ

ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

ознакомить с моделью ядра атома и новым видом взаимодействия между частицами, составляющими ядро атома, - ядерными силами.


74


тема УРОКА:

8. С/РАБОТА

Уметь применять знания при решении типовых задач.

Задачи из задачника




С/работа


ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание знаний по данной теме.





75


тема УРОКА:

9. Энергия связи. Дефект масс.


Чем характеризовать прочность ядер?

Дефект массы. Энергия связи атомных ядер. Вычисление энергии связи.


Уметь , с помощью формулы определять размеры атомного ядра и энергию связи.

Уметь объяснять физический и химический смысл изотопов.

§65 Р.1177




ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

ввести понятие о прочности атомных ядер; выяснить физический смысл понятия «дефекта масс».


76


тема УРОКА:

10. Решение задач.

Вычисление энергии связи, энергетического выхода ядерных реакций, запись ядерных реакций. Проверочная работа.


Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника


физики и математики



ТИП урока:

закрепление знаний

ЦЕЛЬ урока:

научить решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


77


тема УРОКА:

11. Деление ядер урана.

Цепная ядерная реакция.

Деление ядер урана. Механизм деления. Цепная реакция деления. Условия протекания ядерной реакции. Скорость цепной реакции.

Таблица «Цепная ядерная реакция».

Понимать механизм деления ядер урана

§66,67


физики и истории


ТЕСТ

ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

ознакомить с новым видом ядерной реакции, позволяющей получить большое количество ядерной энергии.



78


тема УРОКА:

12. Ядерный реактор.

Устройство ядерного реактора. Реакторы на медленных нейтронах. Реакторы на быстрых нейтронах – размножители. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую.

Таблица «Ядерный реактор» и «Атомная электростанция».

Знать механизм цепной ядерной реакции, строение и принцип работы ядерного реактора и о применении ядерной энергии.

§68

Л/р. №5

физики и истории


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

объяснить устройство и принцип действия ядерного реактора.


79


тема УРОКА:

13. Лабороторная работа №5, 6

«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Подтверждение закона сохранения импульса на примере деления ядер урана.


Приобретение навыков при работе с оборудованием.

Дом/зад. нет



Лабораторная работа

5, 6


ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

убедиться в справедливости закона сохранения импульса на примере деления ядра атома.





80


тема УРОКА:

14. Термоядерные реакции.

Термоядерная реакция – синтез легких ядер. Условия протекания термоядерной реакции. Управляемый синтез. Излучение звезд. Термоядерные реакции – один из источников энергии Солнца. Использование энергии Солнца на Земле. Солнечные батареи.


Знать условия протекания, применение термоядерной реакции.

§72

физики и химии


физики и истории


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с условиями протекания и применением термоядерных реакций.


81




тема УРОКА:

*15. Атомная энергетика.

АЭС. Преимущество АЭС. Ядерное оружие. Борьба учённых за мирное использование атомной энергии. Атомная энергия и охрана окружающей среды.


Знать преимущества и недостатки атомных электростанций.

§69

физики и экология


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

познакомить с областью применения атомной энергии; показать преимущества и недостатки атомных электростанций.


82


тема УРОКА:

*16. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Радиация. Единицы измерения радиации. Дозиметрия. Действие радиации на живые организмы. Защита от радиации.


Знать об опасном воздействии всех видов излучений и о его применении.


Знать правила защиты от радиоактивных излучений.

§70,71

физики и биология, экология


ТИП урока:

комбинированный урок

ЦЕЛЬ урока:

Ознакомить с биологическим действием радиоактивных излучений и правилами защиты от радиоактивных излучений.


83


тема УРОКА:

17. Решение задач.

Решение задач


Уметь решать задачи по атомной физике.

Задачи из задачника


физики и математики


С/работа


ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

закрепить усвоение изученного материала; научить применять свои знания при решении задач.


84


тема УРОКА:

*18. Повторение и обобщение материала по теме

Повторение основных вопросов темы «Атомная физика».


Анализировать и систематизировать полученные ранее знания.


Задачи из задачника




ТИП урока:

обобщения и систематизации знаний

ЦЕЛЬ урока:

Повторить и обобщить материал по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».


85


тема УРОКА:

*19. Тематическое оценивание по темам:

«Атомная физика».

Уметь применять знания при решении типовых задач.

Дом/зад. нет



ТЕСТ


ТИП урока:

комплексного применения знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание знаний, умений и навыков.


86


тема УРОКА:

20. Решение задач.

Решение задач








Применять полученные знания при решении задач, нешаблонно, творчески подходить к их решению; развитие умения работать в должном темпе; развитие умений действовать самостоятельно.

Задачи из задачника


физики и математики



ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

закрепить усвоение изученного материала; научить применять свои знания при решении задач.


87


тема УРОКА:

21. Подготовка к контрольной работе.

Решение задач


Используя знания и формулы по прошедшим темам, уметь решать количественные и качественные задачи.

Повторить гл. 4.




ТИП урока:

закрепления знаний

ЦЕЛЬ урока:

подготовка к контрольной работе.


88


тема УРОКА:

22. Контрольная работа « Строение атома и атомного ядра»

Проверка теоретических и практических знаний








Уметь применять знания при решении типовых задач.

Дом/зад. нет

физики и математики



К/работа

ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание по данной теме.




*ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

89-100


ТИП уроков:

закрепление знаний

Решение задач






ТЕМА

и

ЦЕЛЬ урока:

повторение курса физики 9 класса:

Кинематика.

Динамика.

Механические колебания и волны. Электромагнитное поле.

Строение атома и атомного ядра.










101


тема УРОКА:

7. Тематическое оценивание


Уметь применять знания при решении типовых задач.

Дом/зад. нет




ТЕСТ


ТИП урока:

комплексного применения знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание знаний, умений и навыков.



102


тема УРОКА:

8. Годовая контрольная работа

Проверка теоретических и практических знаний


Уметь применять знания при решении типовых задач.

Дом/зад. нет


К/работа

ТИП урока:

контроля и оценивания знаний

ЦЕЛЬ урока:

тематическое оценивание усвоение ЗУН за курс 9 класса.



103




тема УРОКА:

9. ИТОГОВЫЙ УРОК

Подведение итогов

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Дом/зад. нет

ТИП урока:

закрепление знаний

ЦЕЛЬ урока:

подвести итог изучения курса физики 9 класса
















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос