В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Развитие творческого потенциала педагогов

Виктория Гульбинова Виктория Гульбинова
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 1740
Краткое описание
Практикум для педагогов по развитию творческого потенциала. Все упражнения носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявит потенциальные возможности, развит наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.

Описание


 
Пожаловаться 10 октября 2011
Файлы
Конспект Развитие творческого потенциала педагогов.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Развитие творческого потенциала педагогов

Форма проведения: практикум для педагогов дошкольного учреждения

Цель:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов

  • помочь обрести уверенность в себе

  • повышение творческого потенциала

  • раскрытие способностей и психологических особенностей друг друга

  • овладение навыками рефлексии

Время проведения: 1 -1,5 часа

Провела: Виктория Аркадьевна Гульбинова, заместитель заведующего МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г.Охи Сахалинской области, высшая квалификационная категория.



(слайд № 1) Тема: «Развитие творческого потенциала педагогов»

Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как до­стичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пре­деле? Или не стоит пытаться «прыгнуть выше головы»?


(слайд № 2) Писатель Виктор Пекелис в статье «Твои возможности, человек» говорит о том, что недогрузка мозга не только не замедляет его разви­тие, но и приучает к ограниченности мышления, к отказу от творчес­ких решений. В то же время, призывая работать на пределе, ученые, тем не менее, предупреждают о трудной задаче — определить свою личную границу возможностей.


(слайд № 3) Большие и сложные проблемы социального прогрес­са нашего общества ставят современного человека перед необходимос­тью овладения навыками глубокого эффективного и дивергентного мышления. Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями.


(слайд № 4) Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.


(слайд № 5) Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.


(слайд № 6) По мнению Э. Фромма, креативность - это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.


(слайд № 7) На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.


(слайд № 8) Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству.


(слайд № 9) Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

  • гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

  • разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;

  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на воспитателя, способствующего формированию творческого потенциала личности. В системе образо­вания до сих пор преобладает мнение, что для повышения эффектив­ности обучения и воспитания главными являются профессиональное мастерство, правильное построение технологий. Несомненно, это необходимое условие, но не следует забывать о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда воспитанники примут его как лич­ность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью. Креатив­ность самого педагога помогает адекватно воспринять ребенка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

(слайд № 10) Известно, что профессия педагога потенциально является твор­ческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, ко­торые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реали­зуют творческий потенциал своей профессии.

(слайд № 11) С. Д Смирнов выделяет две группы факторов, препятствующих развитию креативности: ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояние стресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная цензура. Личностные: конформизм; неуверенность в себе; слишком сильная уверенность; эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность, как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты и ряд других факторов.

Очень много мы говорили о «эмоциональном сгорании», которое наступает у большинства педагогов, проработавших много лет, которое характеризуется несдержанностью, грубостью, неуве­ренностью, тревожностью.

(слайд № 12) Именно, творчество — это то, что спасает от эмоционального сгорания. Пусть не панацея, но очень действенный элемент. Каждый из вас пере­живал состояние вдохновенного увлечения. Чем оно характеризуется?

(слайд № 13) Это положительные эмоции! Чтобы не допустить попадания в со­стояние эмоционального напряжения, нужно добавить в свою жизнь элементы творчества, т. е. разрешите себе быть:

  • Открытым всему новому и неожиданному.

  • Гибким. Быстро перестраивайтесь с одной идеи на другую.

  • Смелым. Комбинируйте и соединяйте, казалось бы, несоеди­нимое.

  • Рискованным. Не бойтесь шагнуть за навязанные стереотипы.


И счастье творческого переживания, а с ним оптимизм, легкость и радость жизни вам обеспечены, даже если бы вам пришлось выпол­нять самую неблагодарную работу. Ведь даже мытье посуды можно превратить в творческий акт, не говоря уж про возможности челове­ческого общения.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса (известный режиссер, который написал материалы для проведения тренингов развития креативности) так:

“Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами. (слайд №14)


Итак, переходим к практической деятельности.

(слайд № 15) Я предлагаю вам несколько упражнений. Все упражнения носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявит потенциальные возможности, развит наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.


(слайд № 16)

1. Разминка. Назовите свое имя. Подберите 3 личностных качества на ту же букву, с которой начинается ваше имя, которые относятся к вам. Чем вызвано перечисление именно таких качеств?


(слайд № 17)

Задание 2. «Сочини рассказ»

Как говорил К.Д.Ушинский «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

Педагогам предлагается сочинить маленький рассказ (всего из 20 слов, чтобы все слова начинались на букву) – «р», «с».


(слайд № 18)

3. Упражнение «Хвасталки» Цель: формирование внутренней позиции успешности педагога. Задачи: Расширение зоны личной уверенности педагогов.

– Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста, какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

– Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

Вопросы: легко ли было говорить о своих успехах; узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь; легко ли было радоваться вместе с другими?


(слайд № 19)

4. Упражнение «Перевертыши». Заменяя слова на антонимы (противоположные по значению) расшифровать запись. (Ответы на экране)


(слайд № 20) - 1. Чужой, злой, глухой кубик.

(слайд № 21) - 2. Чужой Ваня тихо смеется

(слайд № 22) - 3. Весна кончилась... намокли палки

(слайд № 23) -4. Тетя Степанида вечером поздно медленно запрыгивала на шкаф.

(слайд № 24) - 5. Они у Тимы бегают тройкой.

(слайд № 25) -6. Красненькие брючки, веревочка на челке.

(слайд № 26) -7. Лиса! Лиса! Ты меня выплюнешь!

(слайд № 27) -8. Стоит телка устойчиво

(слайд № 28) -9. Поздно, поздно, четыре слона, зазвонили на калитку.

(слайд № 29) - 10. Папа пачкал дверь.

(слайд № 30) -11. Что звонит на окно к ней?


(слайд № 31)

5. Упражнение «Расшифруй слова»


Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Вам необходимо расшифровать слова: САД, ВОДА, ЗЕМЛЯ.


(слайд № 32)

6. Упражнение «Начало и конец»


Педагоги должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:

  • Снег пошёл хлопьями ... Дождь лил как из ведра.

  • Наступила осень ..... Вот как весело мы катались на санках!


(слайды № 33 - 34)

7. Упражнение «Найди слово». Среди множества букв предлагается найти слово, которое соответствует тематике нашего занятия.


(слайд № 35)

8. Упражнение «Дорисуй». По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу слева и т.д. (влияние стереотипов на развитие сюжета, обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.) 10 минут


(слайд № 36)

9. Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «ТВОРЧЕСТВО» (можно использовать и сущ., глаголы, фразы)


(слайд № 37) А сейчас я хочу вас познакомить с одним приемом, который может вам пригодится в работе с детьми.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для составления синквейна требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества.


Синквейн (пятистрочная стихотворная форма) возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. С 1997 года стал использоваться и в России, в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

     Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

(слайд № 38) Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

(слайд № 39) Например, синквейн на тему Дружба

-дружба
-верная, крепкая
-уважать, доверять, помогать
-бескорыстная, позитивная связь между людьми
-межличностные отношения

(слайд № 40)

А теперь попытайтесь сами составить синквейн на тему мышление и творчество.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу).

Подводя итог нашего занятия, скажите, что предстоит предпринять, чтобы стать креативным человеком? Знаете, какое различие делал Гилфорд (американский психолог) между креативными людьми и всеми остальными?

(слайд № 41)

Креативные - ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные - ищут единственно правильный ответ из всех возможных.

Пожалуй, на этом можно остановиться, потому что перечисление факторов, влияющих на креативность, займет немало места: тут и наблюдательность, и умение идти на риск, и отсутствие стереотипов, и склонность к самообучению, и способность к игре, и умение сопереживать, и эмоциональная вовлеченность в работу. Все мы интуитивно прекрасно понимаем, что такое креативность. Остается только не задушить ее в себе.

Рефлексия (Завершение)

Спасибо вам большое, что пришли на это практическое занятие, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится, над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.



(слайд № 42)

Психологический анализ дня, жизни

Саморазвитие личности связано с механизмом рефлексии (само­анализа). Предлагаю вашему вниманию одну из методик.

Используя пальцы руки, проводим рефлексию прожитого дня (названые пункта анализа совпадает с первой буквой в названии пальца руки).

  1. Мизинец — Мыслительная деятельность - Что нового узнали?

  2. Безымянный — близость цели - Что сегодня сделали для достижения цели?

  3. Средний - состояние духа - Преобладающее настроение, мысли.

  4. Указательный - услуга (польза, помощь) - Кому оказали помощь, услугу, порадовали?

  5. Большой - Что я сделала для своего здоровья, для поддержания физи­ческого тела?

Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называет­ся потерянным днем. (В. Осеева «Потерянный день»).


(слайд № 43)

Талантом можешь ты не быть, но творческим ты быть обязан!



Развитие творческого потенциала педагогов.rar
Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru