В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Развитие творческого потенциала педагогов

Виктория Гульбинова Виктория Гульбинова
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 1552
Краткое описание
Практикум для педагогов по развитию творческого потенциала. Все упражнения носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявит потенциальные возможности, развит наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.

Описание


 
Пожаловаться 10 октября 2011
Файлы
Конспект Развитие творческого потенциала педагогов.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Развитие творческого потенциала педагогов

Форма проведения: практикум для педагогов дошкольного учреждения

Цель:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов

  • помочь обрести уверенность в себе

  • повышение творческого потенциала

  • раскрытие способностей и психологических особенностей друг друга

  • овладение навыками рефлексии

Время проведения: 1 -1,5 часа

Провела: Виктория Аркадьевна Гульбинова, заместитель заведующего МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г.Охи Сахалинской области, высшая квалификационная категория.



(слайд № 1) Тема: «Развитие творческого потенциала педагогов»

Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как до­стичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пре­деле? Или не стоит пытаться «прыгнуть выше головы»?


(слайд № 2) Писатель Виктор Пекелис в статье «Твои возможности, человек» говорит о том, что недогрузка мозга не только не замедляет его разви­тие, но и приучает к ограниченности мышления, к отказу от творчес­ких решений. В то же время, призывая работать на пределе, ученые, тем не менее, предупреждают о трудной задаче — определить свою личную границу возможностей.


(слайд № 3) Большие и сложные проблемы социального прогрес­са нашего общества ставят современного человека перед необходимос­тью овладения навыками глубокого эффективного и дивергентного мышления. Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями.


(слайд № 4) Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.


(слайд № 5) Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.


(слайд № 6) По мнению Э. Фромма, креативность - это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.


(слайд № 7) На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.


(слайд № 8) Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству.


(слайд № 9) Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

  • гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

  • разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;

  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на воспитателя, способствующего формированию творческого потенциала личности. В системе образо­вания до сих пор преобладает мнение, что для повышения эффектив­ности обучения и воспитания главными являются профессиональное мастерство, правильное построение технологий. Несомненно, это необходимое условие, но не следует забывать о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда воспитанники примут его как лич­ность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью. Креатив­ность самого педагога помогает адекватно воспринять ребенка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

(слайд № 10) Известно, что профессия педагога потенциально является твор­ческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, ко­торые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реали­зуют творческий потенциал своей профессии.

(слайд № 11) С. Д Смирнов выделяет две группы факторов, препятствующих развитию креативности: ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояние стресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная цензура. Личностные: конформизм; неуверенность в себе; слишком сильная уверенность; эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность, как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты и ряд других факторов.

Очень много мы говорили о «эмоциональном сгорании», которое наступает у большинства педагогов, проработавших много лет, которое характеризуется несдержанностью, грубостью, неуве­ренностью, тревожностью.

(слайд № 12) Именно, творчество — это то, что спасает от эмоционального сгорания. Пусть не панацея, но очень действенный элемент. Каждый из вас пере­живал состояние вдохновенного увлечения. Чем оно характеризуется?

(слайд № 13) Это положительные эмоции! Чтобы не допустить попадания в со­стояние эмоционального напряжения, нужно добавить в свою жизнь элементы творчества, т. е. разрешите себе быть:

  • Открытым всему новому и неожиданному.

  • Гибким. Быстро перестраивайтесь с одной идеи на другую.

  • Смелым. Комбинируйте и соединяйте, казалось бы, несоеди­нимое.

  • Рискованным. Не бойтесь шагнуть за навязанные стереотипы.


И счастье творческого переживания, а с ним оптимизм, легкость и радость жизни вам обеспечены, даже если бы вам пришлось выпол­нять самую неблагодарную работу. Ведь даже мытье посуды можно превратить в творческий акт, не говоря уж про возможности челове­ческого общения.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса (известный режиссер, который написал материалы для проведения тренингов развития креативности) так:

“Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами. (слайд №14)


Итак, переходим к практической деятельности.

(слайд № 15) Я предлагаю вам несколько упражнений. Все упражнения носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявит потенциальные возможности, развит наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.


(слайд № 16)

1. Разминка. Назовите свое имя. Подберите 3 личностных качества на ту же букву, с которой начинается ваше имя, которые относятся к вам. Чем вызвано перечисление именно таких качеств?


(слайд № 17)

Задание 2. «Сочини рассказ»

Как говорил К.Д.Ушинский «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

Педагогам предлагается сочинить маленький рассказ (всего из 20 слов, чтобы все слова начинались на букву) – «р», «с».


(слайд № 18)

3. Упражнение «Хвасталки» Цель: формирование внутренней позиции успешности педагога. Задачи: Расширение зоны личной уверенности педагогов.

– Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста, какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

– Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

Вопросы: легко ли было говорить о своих успехах; узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь; легко ли было радоваться вместе с другими?


(слайд № 19)

4. Упражнение «Перевертыши». Заменяя слова на антонимы (противоположные по значению) расшифровать запись. (Ответы на экране)


(слайд № 20) - 1. Чужой, злой, глухой кубик.

(слайд № 21) - 2. Чужой Ваня тихо смеется

(слайд № 22) - 3. Весна кончилась... намокли палки

(слайд № 23) -4. Тетя Степанида вечером поздно медленно запрыгивала на шкаф.

(слайд № 24) - 5. Они у Тимы бегают тройкой.

(слайд № 25) -6. Красненькие брючки, веревочка на челке.

(слайд № 26) -7. Лиса! Лиса! Ты меня выплюнешь!

(слайд № 27) -8. Стоит телка устойчиво

(слайд № 28) -9. Поздно, поздно, четыре слона, зазвонили на калитку.

(слайд № 29) - 10. Папа пачкал дверь.

(слайд № 30) -11. Что звонит на окно к ней?


(слайд № 31)

5. Упражнение «Расшифруй слова»


Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Вам необходимо расшифровать слова: САД, ВОДА, ЗЕМЛЯ.


(слайд № 32)

6. Упражнение «Начало и конец»


Педагоги должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:

  • Снег пошёл хлопьями ... Дождь лил как из ведра.

  • Наступила осень ..... Вот как весело мы катались на санках!


(слайды № 33 - 34)

7. Упражнение «Найди слово». Среди множества букв предлагается найти слово, которое соответствует тематике нашего занятия.


(слайд № 35)

8. Упражнение «Дорисуй». По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу слева и т.д. (влияние стереотипов на развитие сюжета, обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.) 10 минут


(слайд № 36)

9. Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «ТВОРЧЕСТВО» (можно использовать и сущ., глаголы, фразы)


(слайд № 37) А сейчас я хочу вас познакомить с одним приемом, который может вам пригодится в работе с детьми.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для составления синквейна требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества.


Синквейн (пятистрочная стихотворная форма) возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. С 1997 года стал использоваться и в России, в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

     Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

(слайд № 38) Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

(слайд № 39) Например, синквейн на тему Дружба

-дружба
-верная, крепкая
-уважать, доверять, помогать
-бескорыстная, позитивная связь между людьми
-межличностные отношения

(слайд № 40)

А теперь попытайтесь сами составить синквейн на тему мышление и творчество.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу).

Подводя итог нашего занятия, скажите, что предстоит предпринять, чтобы стать креативным человеком? Знаете, какое различие делал Гилфорд (американский психолог) между креативными людьми и всеми остальными?

(слайд № 41)

Креативные - ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные - ищут единственно правильный ответ из всех возможных.

Пожалуй, на этом можно остановиться, потому что перечисление факторов, влияющих на креативность, займет немало места: тут и наблюдательность, и умение идти на риск, и отсутствие стереотипов, и склонность к самообучению, и способность к игре, и умение сопереживать, и эмоциональная вовлеченность в работу. Все мы интуитивно прекрасно понимаем, что такое креативность. Остается только не задушить ее в себе.

Рефлексия (Завершение)

Спасибо вам большое, что пришли на это практическое занятие, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится, над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.



(слайд № 42)

Психологический анализ дня, жизни

Саморазвитие личности связано с механизмом рефлексии (само­анализа). Предлагаю вашему вниманию одну из методик.

Используя пальцы руки, проводим рефлексию прожитого дня (названые пункта анализа совпадает с первой буквой в названии пальца руки).

  1. Мизинец — Мыслительная деятельность - Что нового узнали?

  2. Безымянный — близость цели - Что сегодня сделали для достижения цели?

  3. Средний - состояние духа - Преобладающее настроение, мысли.

  4. Указательный - услуга (польза, помощь) - Кому оказали помощь, услугу, порадовали?

  5. Большой - Что я сделала для своего здоровья, для поддержания физи­ческого тела?

Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называет­ся потерянным днем. (В. Осеева «Потерянный день»).


(слайд № 43)

Талантом можешь ты не быть, но творческим ты быть обязан!



Развитие творческого потенциала педагогов.rar
Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru